Мышление – как оно устроено и как классифицируется


Свойства мышления

Свойства человеческого мышления позволяют нам воспринимать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств можно назвать такие:

  1. Направленность – является главной характеристикой мышления. Её наличие призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт ответ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут быть произвольными).
  2. Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Ведь абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (показатель позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что гораздо лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
  3. Мыслительная деятельность направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит анализировать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные действия, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в грядущее, индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
  4. Мыслительная активность в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает друг с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
  5. Нельзя назвать мышление объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит это за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют творчески мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
  6. Мышление имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, но её присутствие обязательно.
  7. Встречается развитое и не развитое мышление. Второй вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, не стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основной же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Благодаря свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Это со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.

Мышление – как оно устроено и как классифицируется

Мышление – как оно устроено и как классифицируется


Каждый человек способен мыслить, мышление – это высшая степень человеческого познания, отражающая явления и предметы, позволяя нам получать знания о них. Когда мы растем, то познаем окружающий мир, и здесь мышление помогает установить общую связь между явлениями – это помогает решать конкретные познавательные задачи. Для этого мы должны уметь обобщать, имея соответствующие знания. Мышление помогает человеку верно ориентироваться в мире вокруг, понимая взаимосвязи, правильно вести себя в конкретных ситуациях.

Процесс мышления всегда идет активно со взаимодействием репрезентаций (понятий), являющихся его элементами. Так оперируя ими, человек переходит от одних мыслей к другим – так и протекает мыслительный процесс. У каждого понятия имеется содержание и объем. С помощью классификации мы относим то или иное понятие к определенному классу, с помощью понимания используем ту информацию, которая у нас уже имеется, предсказание помогает на ее основе спрогнозировать результат, а рассуждение позволит решить проблемы и задачи. С помощью общения человек передаст свои впечатления. Понятия мы изучаем на протяжении всей своей жизни – в этом заключается когнитивное развитие.

Чтобы у человека сформировалось понятие должна быть опора на те понятия, которые ему уже знакомы. Все понятия систематизируются и хранятся в нашей памяти как на большом складе. Правильно использовать их помогают ментальные модели – суждения о работе предметов либо об абстрактных понятиях. Также для формирования понятий используются коды языка – без него невозможно общение людей между собой.

Если говорить о более сложных видах работы мышления, то здесь уже потребуются другие конструкции – задействуется логика. Так процессом логического вывода называют дедукцию, она подразумевает переход от данных-посылок к заключениям путем задействования логических связей. В качестве примера связи можно привести силлогизм – в нем человек высказывает мнение о чем-либо или отношение к чему-либо, выявляет связи между предметами и фактами.

Развиваясь самостоятельно с одной стороны и получая опыт поколений с другой, человек закладывает основы продуктивного мышления. Чтобы освоить владение логическими связями, одного личного опыта будет мало. Человек, который умеет мыслить, способен рассуждать, находить решение логических задач без какой-либо практической деятельности. За счет логических связей мышление становится объективным, доказательным и убедительным. При этом имеется прямая связь с чувственным познанием.

Наряду с дедукцией нужно упомянуть и индукцию – если в первом случае в основе лежат логические связи, то во втором это наблюдение и организация процесса продуктивного творческого мышления. Это также называют эвристической деятельностью и применяют при поиске решений сложных жизненных задач. Различают две разновидности принятия решений – компенсаторная и некомпенсаторная модель. Разница между ними будет в том, что в компенсаторных моделях выбираются привлекательные варианты, а в некомпенсаторных варианты исключают.

Человек не всегда способен четко следовать логическим суждениям. Дело в том, что эта задача требует большого объема оперативной памяти. Если такового не хватает, то происходят сбои. Кроме того процесс мышления является сложным сам по себе и у двух разных людей никогда не будет проходить одинаково, как не будут одинаковыми принимаемые ими решения.

Типы мышления человека

Теперь перейдём к характеристике типов человеческого мышления. Каким оно бывает?

Наглядно-действенное

Для данного типа мыслительной деятельности типично, что индивид решает разные жизненные задачи, выполняя реальное, физическое изменение происходящего, опробует различные свойства объектов.

В детские годы наглядно-действенная умственная деятельность отвечает за появление мышления и его совершенствование. У повзрослевших личностей данная разновидность часто дополняется наглядно-образной и словесно-логической мыслительной активностью.

Наглядно-образное

Подразумевает собой визуализацию происходящего и внесение в него изменений. Наглядно-образная активность позволяет в полной мере создавать разнообразные фактические свойства предметов. При этом в образе в одно и то же время фиксируется разноплановое видение картины.

Главная отличительная черта такого мышления – устанавливаются непривычные, «невероятные» комбинации предметов и их особенности. За счёт чего почти не различимо от воображения.

Словесно-логическое

Его сопровождают разные термины с логическими конструкциями. Словесно-логическая мыслительная деятельность существует на базе языковых средств и выступает наиболее поздней стадией исторического и онтогенетического совершенствования мышления. Согласно структуре данный тип мыслительной деятельности создаёт и обеспечивает функционирование разнообразных видов обобщений.

Теоретическое

Подразумевается, что выделяется и анализируется первоначальное противоречие происшествия, которое анализируется либо разбираемой проблемы. Благодаря поиску средств устранения противоречий создаётся методика действий. Последняя со своей стороны способствует решению целых классов заданий.

Наличие теоретического мышления подразумевает анализ внутренних особенностей явлений, которые изучаются. Оно допускает мысленное изменение исследуемого объекта, что ещё точнее раскрывает его глубинные характеристики и отношения.

При этом прослеживается различие между теоретическим и эмпирическим мышлением. Второе основывается обобщением чувственно воспринимаемых наглядно данных характеристик и отношений. Люди, имеющие теоретическое мышление, как правило, становятся учёными.

Практическое

Выступает ещё одним из типов мышления, представляет собой аналог теоретического мышления. В этом случае устанавливаются конкретные цели, строятся планы, проекты. Нередко деятельность осуществляется на фоне временного дефицита, что делает практическую умственную деятельность сложнее теоретической.

Творческое

Люди, которые мыслят творчески, способны создать совершенно новый продукт либо вносят серьёзные новаторства в саму познавательную деятельность. Связано с мотивацией, целями, оценками, смыслами.

Творческая деятельность – это не то же самое, что процессы использования готовых знаний, умений (репродуктивное мышление).

Пралогическое

Выступает ранней стадией развития мышления, на которой его главные логические законы ещё не полностью сформированы. При этом причинно-следственные связи уже созданы, но их суть предлагается в мистифицированной форме.

Всё происходящее анализируется по наличию причины и следствия. Данный тип мыслительной деятельности объясняет сопричастность событий, которые объединены во времени и пространстве. Представители данного мышления могут объяснить практически всё, что творится в окружающей их реальности.

Характерная особенность пралогического мышления – тесная связь с природным миром, больше всего – с животными. При подобном мышлении индивид воспринимает природные и социальные ситуации в виде процессов, которым сопутствуют и противодействуют различные незримые силы.

Пралогическая мыслительная деятельность порождает собой магию – то есть, стремление воздействовать на окружающую реальность, руководствуясь связью между всеми явлениями (такое особенно имело место в первоначальном обществе).

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

— Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов. Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Рекомендуем ознакомиться: Что отличает конгруэнтного человека и как им стать?

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках или философии применяют строгую и формализованную логику. В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне. Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]