Есть наука о положительных сторонах жизни. Ориентируясь на решения, она заботится о том, чтобы улучшить то, что уже существует, развивая внутренние силы. Вопреки позитивному мышлению, которое является скорее вопросом веры, позитивная психология основана на измеримых научных элементах.
«Благодарность — это не только величайшая добродетель, но и мать всех остальных»
— Цицерон.
Если бы вы сказали своим друзьям, что собираетесь пойти к психологу, очень вероятно, что их реакция будет: «Что не так?» На самом деле, традиционно психология фокусируется на дисфункциях и различных способах их лечения. Позитивная психология, с другой стороны, исследует, как обычные люди могут стать более счастливыми и более удовлетворенными. Она исследует, что дает смысл и цель нашей жизни.
Что это такое
Позитивная психотерапия — это направление, центрированное на конфликте, который решается с помощью способностей (врождённых и приобретённых) самого человека. Оно широко применимо как в психологии, так и в психиатрии для лечения серьёзных расстройств личности и поведения. Уходит корнями в транскультурные психодинамические психотерапевтические методы. Первоначально Пезешкиан называл своё детище дифференциальным анализом. Основа — гуманистическая точка зрения.
Позитивная психотерапия Пезешкиана активно пропагандировалась в Германии, начиная ещё с 1968 года. Но признание она получила гораздо позже. В 1996 была объявлена эффективным и официальным направлением Европейской ассоциацией психотерапии. Вслед за ней в 2008 году то же самое провозгласили с высоких трибун Всемирного совета психотерапии.
Профессор Пезешкиан последние годы своей жизни (умер в 2010) постоянно ездил по миру с семинарами, симпозиумами, общественными лекциями. Проводил интервью с прессой, телевидением и радио. На сегодняшний день открыто более 40 центров позитивной психотерапии в разных странах. За активное претворение в жизнь своего метода доктор был удостоен множества наград:
- главная медицинская премия Германии «Ричард-Мартин-Прайс» за гарантию качества,
- премия Эрнста фон Бергманна,
- Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»,
- международная премия Авиценны за этику в науке,
- номинация на Нобелевскую премию.
Многие его книги переведены на русский язык:
- «Позитивная психотерапия — теория и практика нового метода».
- «Позитивная семейная психотерапия».
- «Психосоматика и позитивная психотерапия».
- «Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов».
- «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».
Пезешкиан создавал позитивную психотерапию на основе транскультуральных исследований более 20 мировых культур. Поэтому его направление многие называют новаторским и межнациональным.
В обиходе можно встретить разные названия: позитивная динамическая психотерапия, дифференциальный анализ, транскультурная психодинамика и другие.
Сложности этимологии. Несмотря на то, что в ПП присутствует момент, обеспечивающий пациенту исключительно позитивный настрой, название направления не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», что переводится как «положительный». Оно восходит к другому латинскому понятию — «positum», что означает «имеющий место, фактический, данный».
Основоположники и история развития
Это одна из самых молодых областей науки о психике человека. Ее можно считать продолжением гуманистической психологии, зародившейся в середине прошлого века в работах таких известных ученых, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и многих других. В книге А. Маслоу «Мотивация и личность» термин «позитивная психология» прозвучал впервые.
Но родоначальником этой области, как научного направления, считается Мартин Селигман, в 1998 году избранный президентом Американской психологической ассоциации. В это же время позитивная психология получила официальное признание мирового сообщества психологов.
Основными базами развития этого направления можно считать «Центр позитивной психологии» при пенсильванском Университете и «Центр Гэллапа» в США. Есть также «Центр прикладной позитивной психологии» в Великобритании.
В 2011 году впервые в России в МГГУ им. Шолохова была открыта магистратура по специальности «Позитивная психология». Сегодня можно уверенно говорить о бурном развитии и все большем распространении этого направления психологической науки.
Суть
Вся суть позитивной психологии раскрывается в этимологии термина. Она работает с той проблемой, которая имеется на данный момент и которая требует скорейшего решения именно сейчас. Носсрат Пезешкиан считал, что, пока в остальных направлениях докапываются до истинных причин конфликта (психотравмы, расстройства), уходит драгоценное время. Потом оно ещё тратится на возможное устранение провоцирующих факторов. И только после этого начинается работа непосредственно с самой проблемой. А она за этот срок уже успевает разрастись, пустить корни и перейти в запущенную стадию.
Считая эти моменты явным минусом большинства психотерапевтических направлений, Носсрат Пезешкиан создавал позитивную психотерапию с совершенно иной целью — работать непосредственно с проблемной ситуацией. Не углубляясь в детские паттерны поведения и давние психотравмирующие факторы, он старался в короткие сроки избавить человека от тревожных мыслей, депрессии, нервозов, личностно-поведенческих расстройств, пока они ещё не перешли в запущенную форму.
Это даёт отличные и быстрые результаты. Люди получают решение своей проблемы всего за несколько сеансов, при этом не углубляясь в прошлое и не вызывая в закоулках памяти неприятные воспоминания. Сохраняя душевное равновесие, они ещё и учатся самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций впоследствии.
Основные задачи позитивной психотерапии:
- психотерапевтический аспект — лечение личностно-поведенческих расстройств,
- педагогический аспект — воспитание и профилактика девиантного поведения и социальной дезадаптации детей и подростков,
- транскультурально-социальный аспект — развитие и усовершенствование межкультурального сознания (изучение национальных традиций, влияющих на поведение и внутреннее состояние их носителей),
- междисциплинарный аспект — взаимодействие и интеграция (насколько это возможно) других психотерапевтических направлений под общей эгидой.
Такое разнообразие аспектов, с которыми приходится работать специалистам, делают её ещё более привлекательной.
Преимущества
Принцип «здесь и сейчас» активно используется в нейролингвистическом программировании, психодраме, клиентцентрированной психотерапии, гештальт-терапии, недирективном гипнозе. И всё-таки работа в этих направлениях слишком затягивается, так как они практически не черпают внутренние ресурсы человека, помогая ему методиками извне. Большинство из них ориентированы на устранение симптоматики, а не самого конфликта.
На фоне всего этого не удивительно, что позитивная психотерапия имеет такой успех. Её преимущества перед другими направлениями:
- конфликто-, а не симптомоцентрированность,
- краткосрочность: в среднем, 20 сеансов в рамках психологии и не более 50 — психотерапии (с учётом окончательного избавления от достаточно тяжёлых расстройств),
- универсальность: специалистам не приходится подыскивать разные методы, техники и приёмы — здесь всё работает на практически мгновенное устранение конфликта,
- интернациональность: это кросс-культурная психотерапия, интегрирующая философию и интуитивную мудрость Востока и рационализм и научность Запада,
- активное вовлечение пациента в процесс работы над своими конфликтами,
- работа с человеком как с целостной системой, а не отдельными его мыслями, переживаниями, конфликтами,
- активное применение притчи и метафоры как психотерапевтического инструмента для работы с пациентами,
- ориентированность на будущее, несмотря на принцип «здесь и сейчас»: позитивная психотерапия учит, как справляться с проблемными ситуациями в дальнейшем.
Помимо всех этих преимуществ, данное направление предлагает также методики работы с проблемами, возникающими у самих психотерапевтов. Для практикующих специалистов это существенный плюс. Один из наиболее привлекательных моментов для пациентов — краткосрочная позитивная психотерапия позволяет устранить конфликт за минимальное количество сеансов. Там, где гештальт-терапии потребуется полгода, ПП управляется за полтора месяца.
Что такое ” позитивная психология”?
Позитивная психология – это отрасль психологии, предметом которой является положительный потенциал человека. Позитивная психология занимается не вашими недостатками, которые приводят к психическим проблемам и болезням, а вашими достоинствами, вашим потенциалом. Это не значит, что позитивная психология подходит только тем людям, у которых нет психологических проблем. Ничуть. Просто метод работы у позитивной психологии другой. При решении этих проблем основной акцент делается на активации позитивного потенциала человека.
«Позитивный» происходит от латинского слова «positum» — ранее данное, действительное и означает исходящий из действительного. Позитивное толкование предполагает знание о страданиях и недугах, болях, заботах и печалях при болезни, но и одновременно другие аспекты болезни – позитивные: ее функцией, ее смыслом для человека. Реально существующими являются не только болезни и нарушения, не только неудавшиеся попытки решения проблем, но также способности и возможности, присущие каждому человеку, которые могут помочь ему найти новые, иные, лучшие решения. На прием к психотерапевту клиент приносит не только проблемы, но и возможности их решения. Психолог помогает переосмыслить конфликты, болезни, увидеть их в ином свете.
Основные принципы
Позитивная психотерапия базируется на трёх «китах» — трёх основных принципах. Каждому из них соответствует конкретная методика.
Принцип баланса
Ему соответствует методика содержательного дифференциального анализа психодинамики личности. Название только звучит так страшно, на самом деле всё просто. Позитивная психотерапия работает с врождёнными (первичными) и приобретёнными (вторичными) способностями человека. Специалист старается на первых же сеансах их выявить и разграничить.
Чаще всего проблема возникает из-за того, что первые оказываются невыявленными и бунтуют где-то изнутри, а вторые в это время, хоть и лежат на поверхности, но не находят себе сферы применения. Задача ПП — гармонизировать и буквально «вытащить» на свет врождённые таланты и одновременно помочь актуализировать приобретённые.
Принцип надежды
Ему соответствует метод позитивного подхода в видении врождённых и приобретённых способностей, а также возможностей человека. Есть пациенты, от которых то или иное направление отказывается, так как не имеет необходимого инструментария для работы с ним. Но здесь психотерапевты не имеют право не верить в благополучный исход. Даже если случай уникальный или запущенный, необходимо действовать так, словно выздоровление наступит уже завтра. Причём большая часть надежды возлагается на внутренние ресурсы самого пациента.
Принцип само- и взаимопомощи
Ему соответствует метамодель, предполагающая 5 шагов. Её цель — в максимально короткие сроки гармонизировать, адаптировать и развить любую личность. И если на самых первых сеансах работа ведётся преимущественно с самим пациентом, то в конце ему дают алгоритм, как улучшить жизнь не только самого себя, но и тех, кто его окружает. Причём этот список достаточно внушительный: любимый человек, семья, партнёр по бизнесу, коллеги, сотрудники организации, община. Гуманистическая ориентированность позитивной психотерапии ярче всего проявляет себя именно в этом принципе.
Однако этими принципами методы позитивной психотерапии не исчерпываются. В руках специалистов — гораздо более богатый инструментарий.
Позитивная психотерапия
Позитивная психотерапия призвана разъяснить человеку эти принципы, «перепрограммировать» его на «позитив», то есть восприятие жизни, такой как она есть. Искать в любой проблемной ситуации возможность проявить свои скрытые ресурсы, чтобы сделать свою жизнь лучше в будущем. Позитивная психология не имеет цели надеть на человека «розовые очки», а только предлагает взглянуть на жизнь невооружённым глазом, чтобы адекватно оценивать происходящее, а не со стороны негатива.
Сделать это с помощью специалиста намного проще, чем в одиночку, поэтому позитивная психотерапия пользуется сегодня огромной популярностью. Пройдя курс, люди отмечают, что их жизнь начинает налаживаться. Но на самом деле проблемные ситуации никуда не исчезают, просто человек начинает реагировать на них, как на неотъемлемый атрибут нормальной жизни, и использует любую «неприятность», как возможность достичь чего-тобольшего. Благодаря скрытым возможностям организма можно преодолеть даже очень серьёзные заболевания.
Возможно, благодаря дальнейшему распространению этой методики, через некоторое время все люди на Земле станут здоровыми и счастливыми.
Позитивная психология was last modified: 20 апреля, 2020 by Елена Погодаева
О способностях
Врождённые и приобретённые способности являются ключевыми понятиями. Причём речь идёт не столько о талантах, одарённости или гениальности, сколько об общечеловеческих ценностях. Например, с точки зрения ПП, в каждом с самого рождения заложены две ведущие способности (потребности) — познавать и любить.
Способность и потребность познавать
Это рациональная, интеллектуальная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие мозга. Во-первых, она более развита у математиков, физиков и людей других специальностей, связанных с точными науками. Во-вторых, учитывая интеграцию культур, с точки зрения позитивной психотерапии, данная способность находится в приоритете у жителей Северной Америки и Западной Европы.
Именно это становится во главу угла при разрешении конфликта, к примеру, у химика или немца. Психотерапевт предлагает им устранить его путём логических размышлений. Постоянные ссоры с женой? Из-за чего? Есть не готовит, одежду не стирает и не гладит, за детьми не смотрит, требует много денег? А есть какие-то положительные моменты в совместной жизни с ней? Чего больше: достоинств или недостатков? С помощью подобных наводящих вопросов и записи чётких ответов, сопоставительной таблицы в конце уже первого сеанса рационалист видит, что смысла быть с такой супругой больше нет и единственный выход из данной ситуации — развод (или наоборот).
Способность и потребность любить
Это эмоциональная, чувственная духовная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие. Она развита у представителей гуманитарных и творческих профессий, а также у жителей Востока и Южной Америки.
Если с семейной проблемой (ссоры с женой) к позитивному психотерапевту пришёл художник или японец, им бесполезно задавать те чёткие, рациональные вопросы, которые так эффективно сработали в предыдущем случае. Ответы на них будут даваться расплывчатые, длинные и неопределённые, что только ещё больше запутает клиента в том, чего он хочет, и затянет сеанс.
Здесь требуются иные приёмы и техники. Например, метафоризации или притчи. Увидя собственную семейную жизнь как испорченное полотно или высохшие краски, художник сможет сам принять решение, реанимировать их или заменить новыми. Услышав историю о глупой жене, японец поймёт, как всё исправить.
«Сверхлюди»
Труднее всего работать с людьми, у которых происходит смешение физиологических способностей и культурно-исторических предрасположенностей. Например, с китайцем-информатиком или музыкантом-англичанином. С одной стороны, ими движет наиболее развитое полушарие. С другой — этническая принадлежность. В таких случаях приходится выявлять доминирующий из этих факторов и работать с ориентацией на него. При этом необходимо устранить вечный внутренний конфликт между двумя этими сущностями.
Такой межкультуральный подход позволяет позитивной психотерапии работать с человеком любой национальности, учитывая его этнические и культурно-исторические предрасположенности. Это даёт отличные результаты.
Этапы и методы
Этапы
В решении любого конфликта позитивная психотерапия проводит пациента через пять обязательных, последовательных уровней:
- Дистанцирование от ситуации, которая спровоцировала конфликт.
- Её детальная проработка.
- Ситуационное согласие.
- Вербализация.
- Расширение границ целей.
Все эти этапы имеют лишь одну цель — здесь и сейчас избавить человека от проблемы, помочь ему справиться с ней и пойти дальше без отягощающего груза. Эту схему проходят все пациенты без исключения. Независимо от того, с чем они пришли — с обычной бытовой ссорой (межличностным конфликтом) или серьёзными отклонениями в поведении (психическим расстройством).
Методы
На этих этапах психотерапевты используют разные техники, приёмы и методики, позволяющие достичь цели на каждом конкретном уровне. Некоторые из них являются универсальными и активно используются практически во всех направлениях психологии, педагогии, психотерапии:
- вопросно-ответная методика,
- проговаривание,
- визуализация,
- выявление актуальных способностей с помощью метода анкетирования.
Но есть в арсенале позитивной психотерапии и специфические техники и приёмы, разработанные именно под неё:
- формализованное диагностическое интервью с закрытыми вопросами,
- истории, сказки, притчи,
- метафоры,
- мультикультурный подход,
- стратегия комплиментарного подхода,
- подборка примеров подобных конфликтов.
Техники и упражнения
Позитивная психотерапия хороша ещё и тем, что многие её техники и упражнения можно использовать самостоятельно для устранения незначительных внутренних разногласий. Их можно применять в моменты непосильной усталости, возникновения межличностного конфликта, навязчивых идей, пробуждения внутренних комплексов. Судя по отзывам, при правильном выполнении они дают отличные результаты.
Саногенное мышление
Отличное упражнение для тех, кто любит каждую проблему раздувать до небес и видеть во всём лишь плохое. Как его выполнять: как только случается какой-либо конфликт, создаётся неприятная ситуация, в ней нужно рассмотреть что-то хорошее. Иногда это бывает невероятно трудно, но эффективность данного метода не заставит себя долго ждать.
Причём это распространяется и на физиологию. Например, у вас прихватило сердце. Казалось бы, какой в этом плюс? С точки зрения позитивной психотерапии любая боль (и физическая, и психологическая) — это сигнал к тому, чтобы предпринять своевременные меры для её лечения. Чем раньше это сделать, тем меньше негативных последствий для здоровья будет в дальнейшем. Чаще всего такое упражнение назначается ипохондрикам.
Идеальный день
Данное упражнение позитивные психотерапевты рекомендуют выполнять по возможности раз в 1-2 недели тем, кто недоволен своей жизнью, погряз в рутине, вынужден постоянно делать то, что надо, а не то, что он хочет. Оно также помогает справиться с депрессией и внутренними комплексами.
Задание заключается в следующем. Составить подробный план своего идеального дня — так, как хотели бы провести его вы, без оглядки на чьё-то мнение и руководствуясь исключительно своими внутренними желаниями. Но делать это нужно максимально подробно, как если бы вы составляли распорядок своего обычного завтрашнего дня. То есть нужно указать, что бы вы хотели съесть на завтрак, куда пойдёте, кому позвоните. Следующий шаг, наверное, уже понятен: проживите этот день так, как вы его расписали, насколько это возможно.
Притчи
Для каждой жизненной ситуации у жителей Востока есть своя мудрая притча, которая учит, как правильно действовать в том или ином конфликте, кто на самом деле виноват. Если бы каждая супружеская пара имела в своей библиотеке томик таких иносказательных историй, ссор было бы гораздо меньше.
Например, типичная ситуация для современной семьи: и жена, и муж считают, что оба на 100% выполняют возложенные на них обязанности. Первая варит борщ и воспитывает детей, второй приносит деньги. Однако никакой взаимопомощи друг другу они не оказывают. Здесь как нельзя кстати придётся притча «Распределение обязанностей», которая рассказывает о том, что подобное положение дел привело супругов к тому, что у них сгорел дом.
Как использовать данную технику самостоятельно? В век Интернета даже не придётся покупать сборник притч. Столкнулись с проблемной ситуацией — забиваете её в поисковую строку (изменил парень, распространение слухов, плохая мать, несправедливый начальник), а рядом — слово «притча». Вы удивитесь, сколько поучительных историй создал Восток на вашу тему. Читайте, извлекайте урок и исцеляйтесь.
Положительные имена и ярлыки
Судя по отзывам, упражнение невероятно эффективное, хоть и сложное. Задача заключается в том, чтобы убрать из своего окружения все речевые клише с отрицательной эмоциональной окраской. Это должно касаться и мелочей, и более значимых моментов.
Проработать придётся многие нюансы: смотря в зеркало, нельзя называть себя старой и толстой — только мудрой и аппетитной, начальник — не хам и самодур, а человек с весьма сложным, но зато оригинальным характером, и никакое у вас не слабое эго — просто сильное эго спит. Начать можно с произношения вслух, а затем уже прорабатывать и мысленные формулировки.
Позитивная психология
Позитивная психология — отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей).
Цель — научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидов и сообществ.
Позитивная психология возникла в конце 1990-х главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж.Вейланта, Э. Динера, М. Чиксентмихали и др., хотя идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались и ранее.
Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, что люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, «почему несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться» (Sheldon, King 2001, p. 216).
Психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах, концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям как «болезни», «дистрессы» и т.д. В современной клинической психологии до сих пор господствует т. н. ДСМ (DSM) — 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях. В результате, например, нам известно многое из психологии предрассудков, насилия, но мы ничего не знаем о психологии щедрости, героизма и т.д.
Согласно Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией (от лат. victima — жертва)». Человек рассматривается в ней как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств. Усилия психологов традиционно направлены на то, чтобы повысить самооценку людей. В частности, считается, что низкая самооценка ведет к депрессии, подростковой беременности, суицидам, насилию, злоупотреблениям алкоголем и наркотиками, а повышение самооценки может оказаться лекарством от всех этих недугов. Однако, например, террористы-самоубийцы, руководители преступных организаций и дети-насильники как раз обладают высокой самооценкой.
Движение за высокую самооценку сейчас очень популярно в первую очередь в США, среди педагогов, психотерапевтов, родителей (в большой мере это результат работы психологов гуманистической ориентации, которые утверждают, что люди всегда должны себя чувствовать хорошо). Селигман с этим не согласен и считает, что самооценка выполняет функцию прибора, показывающего состояние системы человеческой психики. Вот и получается: когда у тебя все хорошо в жизни — самооценка высокая, когда возникают трудности — самооценка понижается, что, в частности, приводит к депрессии. Депрессия сейчас активно молодеет, хотя целая индустрия развлечений работает для подрастающего поколения. Тридцать лет назад средний возраст людей, страдающих от депрессии, был 29,5, сейчас — 14,5, депрессия стала заболеванием подростков. Лекарства не всегда могут помочь в ее преодолении, и если, полагают позитивные психологи, мы и должны учить чему-то наших детей, так это реалистичному оптимизму, который основывается на личной ответственности людей и на том, что они делают хорошо.
Выделяются три основных раздела позитивной психологии:
1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции — наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем — оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);
2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»));
3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).
Согласно позитивной психологии, человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» — человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества.
Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества (локального сообщества и человечества в целом.
Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний (напр., депрессии).
В концепции «потока» (flow), введеной М. Чиксентмихали, говорится о том, что для каждого человека существует виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как-бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, — тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось. Рядом исследователей в позитивной психологии (Э.Динер, Д. Канеман) изучается субъективное (психологическое) благополучие (well-being).
Является ли материальное благополучие и его преумножение достаточным в психологическом смысле? Будет ли человек более счастливым, став обладателем еще бóльшего количества денег, домов и машин. Результаты исследования американского социального психолога Д. Майерса показали, что, в то время как средний доход американцев с 1960 по 1990 возрос в два раза, процент людей, которые считают себя счастливыми, значительно снизился. Хотя многие люди субъективно связывают счастье с деньгами и материальным благополучием, самые несчастливые (по психологическим критериям) американские подростки живут именно в богатых семьях.
Ранее психологи предполагали, что, если человеку удастся избавиться от негативных эмоций, их место автоматически займут позитивные. Но если у человека, например, есть работа и достаточно денег, то перестанет ли он беспокоиться по тем или иным поводам и автоматически перейдет к счастливому существованию? Для того чтобы стать оптимистом, недостаточно лишь перестать быть пессимистом.
Фундаментальные установки позитивной психологии по отношению к психологическому консультированию и психотерапии заключаются в том, чтобы выявить сильные стороны человека. Давайте представим себе, вслед за Селигманом, официантку, которая пришла на психотерапевтический прием с рядом «запросов», и в конце-концов вы понимаете, что главная проблема в том, что она, по сути дела, ненавидит свою работу. Вы тщательно анализируете — в чем состоят ее сильные качества. Например, таковым является общение с другими людьми, и, допустим, она с вашей помощью сможет переопределить свою профессиональную деятельность: вместо того, чтобы думать о ней как о необходимости таскать тяжелые подносы (что собственно она и ненавидит), станет воспринимать ее как психологическую работу с целью сделать клиентов (посетителей ресторана) более счастливыми. Несомненно, она хорошо с этим справится, так как обладает для этого отличными способностями.
Как и научная психология, психотерапия до сих пор тоже работала с человеческими слабостями (и это довольно тяжело, как для клиентов, так и для психотерапевтов), но должна бы также опираться на сильные стороны человека. Если вы взаимодействуйте с людьми на основе того, что они делают хорошо, они будут рады об этом говорить — это не только техника установления контакта с клиентом, а самостоятельная терапевтическая стратегия и, можно предположить, что если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе либо приобретут для него не столь болезненную значимость.
Позитивная психология представляет собой не самостоятельный раздел современной психологии, а скорее движение, тесно связанное со всем многообразием современных психологических исследований и практик. Причем работа осуществляется сразу на нескольких уровнях: биологическом, личностном, уровне взаимодействия между людьми, институциональном, культурном и глобальном (Селигман, Чикчесмихаи, 2000). В основном в позитивной психологии проводятся эмпирические исследования и их тематика очень разнообразна. Что такое счастливое Рождество? Какие высшие человеческие качества являются позитивной альтернативой жадности? Как позитивные эмоции могут предохранить людей от депрессии и ощущения одиночества? Как влияет настроение человека на функционирование его иммунной системы? Какова специфика моделей позитивного личностного развития? Такие острые социальные проблемы как глобализация, современная экономическая и политическая жизнь также находятся в центре внимания исследователей в области позитивной психологии. Позитивная психология в настоящее время — динамичная, бурно-развивающаяся дисциплина, в которой борются (и, одновременно дополняют друг друга) научно-психологическая и гуманистическо-психологическая тенденции. Уже в научной психологии начала 20 в. были попытки синтеза различных направлений и подходов в сторону концепции позитивности.
Например, классический бихевиоризм, который возник как реакция на недостатки интроспективного метода Вундта и на успехи в изучении психологии животных и с самого начала утверждавший, что в человеке можно все изменить в позитивную сторону, испытал критику со стороны своих более молодых последователей в плане учета действительной сложности человеческого поведения и психики. С точки зрения классического психоанализа человек по природе негативен (бессознательная часть человеческой психики препятствует человеку в поисках счастья — в этом плане можно утверждать, что Фрейд развивал «негативную психологию»), а неофрейдистские направления подчеркивают позитивную природу человека. Как классический психоанализ, так и классический бихевиоризм исходили из предположения, что люди находятся под влиянием таких основополагающих мотивационных факторов как агрессия, эгоизм и стремление к простым удовольствиям — с этой точки зрения любые социальные взаимодействия у людей возможны только посредством контроля своих эмоций. Следствием таких предположений является социал-дарвинистская идея «выживания наиболее приспособленных» (сам Дарвин эти идею отнюдь не разделял!) — противоположная точка зрения нашла свое подтверждение в недавних психологических исследованиях (Buss, 2000), согласно которым социализация и умение жить в группах представляют собой адаптивные черты. В позитивной психологии позитивные эмоции, равно как и негативные — часть человеческой природы, эволюционно обусловлены. Поэтому мы не можем полностью избавиться от негативных эмоций, просто нужно обеспечить в человеческой жизни больше места позитивным. Например, фобии с эволюционной точки зрения представляют собой психологические механизмы, позволяющие избегать потенциально-опасных ситуаций. Есть вполне преодолимые фобии, но, если, например, у вас агарофобия (боязнь открытых пространств и общественных мест) — то психотерапия может вам как-то помочь, но не сделает так, чтобы вам действительно нравилось гулять по большим супермаркетам и присутствовать на рок-концертах на открытом воздухе.
Гуманистическая психология возникла как учение, противопоставившее себя позитивизму, сциентистскому движению в психологии, как в «форме бихевиоризма», так и в «форме психоанализа». При этом гуманистическая психология испытала сильное влияние контркультуры, проявившееся в стремлении самореализоваться, не связывая себя обязательствами перед другими людьми, в вере в способность человека к самосовершенствованию, в недоверии к экономическим и политическим способам улучшения существования человека, в важности самораскрытия личности «здесь и сейчас», гедонизме, иррациональности и оккультизме.
Некоторые историки позитивной психологии указывают на следующую последовательность «революционных вызовов»: гуманистическая психология — вызов психоанализу и бихевиоризму, позитивная психология — вызов гуманистической в направлении большей научности. В движении участвуют исследователи, представляющие самые разные разделы психологического знания и практики (в том числе и постмодернистской ориентации) и их объединяет позитивный взгляд на человека, его природу, развитие, деятельность, отношение к миру, себе и другим. Итак, можно утверждать, что позитивная психология, являясь индикатором интеграционных тенденций в современной психологической науке и практике и стремясь повысить значимость и ценность психологической науки в глазах общества, появилась в контексте не только определенных историко-научных, но и конкретных историко-культурных обстоятельств. Для дальнейшего развития позитивной психологии необходимо более глубокое определение позитивности как собственно-психологического понятия. В этом отношении существенную помощь могут оказать теоретические наработки отечественных психологов, например, культурно-историческая психология Л. С. Выготского. В частности, в этом ключе необходимо переосмыслить наследие Огюста Конта, понимая, что тот использовал «позитивность» не только как собственно-научный принцип, но и как своеобразный нравственный идеал, а также труды о «позитивном мышлении» Нормана Винсента Пила (Shapiro, 2004). Позитивная психология все более набирает вес в современном психологическом сообществе и, несмотря на свою молодость, сейчас довольно популярна среди исследователей, практиков, преподавателей, особенно молодых. Первая рабочая встреча по позитивной психологии состоялась в городке Акумаль (Мексика) в январе 1999. Развивается программа последипломной подготовки специалистов по позитивной психологии, выпускаются книги, развертываются разнообразные программы и Интернет-ресурсы, налаживаются рабочие контакты между исследователями во многих частях мира. Институт Гэллапа с 2002 стал местом проведения ежегодных международных конференций по позитивной психологии, в которых принимают участие до 400-500 психологов. Расширяет свою деятельность и Европейская Ассоциация Позитивной Психологии.
В России к направлении позитивной психологии близок Синтон-подход и деятельность Тренингового .
Критика позитивной психологии
Позитивная психология имеет своих критиков. См.→