Здравия всем, друзья.
В предыдущей статье я писал о разуме, но только о его философской составляющей, то есть о его строении, рациональном мышлении, о слоях разума и кооперации этих слоев.
В этой статье хочу затронуть психологическую сторону разума, то есть разума души, точнее ее участия в работе разума. Опять же сначала приведу цитату общепринятого определения разума в психологии.
«Разум в широком смысле — рациональное начало в человеке, развитая способность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Разумное в таком широком смысле — это рациональное, то есть хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели наиболее надежным образом. Рациональный — вполне разумный, обоснованный, целесообразный, сделанный «с головой». … Разум в более узком смысле — не просто рациональность. Рациональными могут быть и античеловеческие проекты, злобный человек может быть вполне рационален.
Но разумный человек — это человек, владеющий собой, способный отвечать за себя, и поэтому разумный человек не может быть злобным».
Ментальный желудок
Разум – в высшей степени важная функция нашего сознания, так как он позволяет правильно переварить полученный опыт. Тут можно провести аналогию с огнем пищеварения. Согласно древней науке Аюрведе, если огонь пищеварения плохой, пища не переварится, она превратится в яд и будет отравлять человека, вызывая болезни. У такого человека не будет энергии и сил. Точно так же и слабый разум не может переварить опыт, который человек получает, соприкасаясь с этим миром.
Непереваренный жизненный опыт превращается в ментальный яд, который порождает болезни на уровне ума и переходит на физический, соматический уровень.
Например, обиды являются следствием непереваренного разумом опыта. Наша судьба, Бог, провидение дали нам неприятный опыт в жизни. Мы этот опыт заслужили. Мы сами что-то такое раньше делали и теперь получили результат этих действий. Нам нужно взять этот опыт, переварить, извлечь из него урок, перевести в усвоенную форму и сделать своим достоянием, своим богатством. Если мы не можем переварить этот опыт, он превращается в ментальный яд. Этот яд разрушает нас изнутри, он превращается в депрессию, злость, негативизм, постоянную умственную боль, которую человек изливает на окружающих. Люди со слабым разумом, прожившие долгую жизнь, превращаются в невозможных существ, в источник постоянного негатива. Причина этого проста – у них не хватило разума, чтобы переварить свой жизненный опыт. И наоборот, люди с сильным разумом, пережившие, переварившие этот опыт, принявшие его, превращают его в какие-то замечательные качества. С такими людьми приятно общаться.
Мы должны развивать в себе разум, эту способность переваривать, понимать свой жизненный опыт.
Есть ли у шимпанзе теория разума
В работе, опубликованной Премаком и Вудраффом в 1978 году, был впервые введен термин теория разума. Но речь там шла не о людях. Центральное понимание статьи — размышления Премака и Вудраффа о поведении приматов – шимпанзе, которые ведут себя так, как будто понимают мысли других.
Летний лимонад: простой рецепт с дынными и арбузными шариками
Биококтейль для сада помогает мне собрать очень крупный урожай помидоров и перца
Кукольные ресницы и «ульи»: почему мода 60-х не приживется сегодня
Специалисты пытались выяснить, способны ли обезьяны учитывать психическое состояние человека. Животные участвовали в эксперименте, где должны были предугадать поведение людей. Результаты показали, что шимпанзе способны распознать психические состояния, такие, как намерение и цель.
Это был один из тех моментов в истории науки, когда ученые заглянули за пределы сферы. Оказалось, что некоторые вещи в мире настолько вездесущи и неизбежны, что мы даже не замечаем их до того момента, пока они не исчезнут. Например, мало кто замечает фоновую музыку в ресторане или кафе, пока она не перестает играть.
То же самое относится и к теории разума. Она настолько очевидна, что мы не думаем о ней, пока не произойдет что-то важное.
Разум и карма
Что происходит с нашей кармой
, когда мы включаем разум? Для этого нужно понять, как в нашей повседневной жизни эта
карма
проявляется. В виде каких самых распространенных вещей?
То, с чем мы сталкиваемся каждый день – это проявление нашей кармы
. Это различные мысли и желания, которые у нас возникают.
Периодически мы становимся жертвами этих желаний. Они захватывают наше сознание, и мы делаем что-то, чего делать не следует. Это и есть карма
. Это очень сильные
самскары
или ментальные отпечатки с очень сильной энергией, которые всплывают на поверхность нашего сознания в определенный момент под действием различных планет. Время приходит, и неведомая сила внутри нас становится совершенно неуправляемой, с ней практически невозможно справиться. Вожделение, гнев, другие чувства и эмоции обретают невероятную силу. Практически каждый человек рано или поздно с этим неизбежно сталкивается.
Что же делать в такой ситуации? Ответ состоит в том, чтобы в этот момент не отключать свой разум, даже когда эта сила захлестывает нас, и мы понимаем, что не можем ей сопротивляться.
Это простая формула перемен – даже если карма нас настигла, нужно приложить усилия и остаться на платформе разума.
Потому что обычно в такие моменты разум пытается ретироваться. Но очень важно осознанно пройти через этот опыт, вызванный бессознательной или подсознательной силой.
Работа разума человека
— Да. И все было бы очень хорошо, если бы мы знали, что такое разум. — А разве мы не знаем? – удивился Нунан. — Представте себе, нет. /Братья Стругацкие «Пикник на обочине»/
Для чего человеку разум? Зачем вообще нужен разум? Что он делает? Как выглядит разум человека? Как работает разум? Это только небольшая часть вопросов, с которых в эти выходные, 27-28 июля, началась научная встреча «Работа разума», организованная Академией прикладных наук. На научной встрече в течение двух дней академик УАН Олег Мальцев ответил не только на ряд поставленных вопросов, объяснив устройство разума и выложив на доску все категории разума, но также объяснил, что такое среда разума, как она устроена, в каких режимах она работает и как она связана с жизнью и деятельностью человека.
Как сказал Олег Викторовичи: «я, конечно, за два дня, за каких-то 8 часов не смогу описать вам всю работу разума человека. Я и не ставил себе такой задачи. Больше всего я хотел бы, чтобы вы сами начали изучать свой разум. Это самое лучше, что могло бы произойти. Я всего лишь хочу вам помочь в этом вопросе и кое что рассказать об этой штуке.»
Когда людей считают разумными, им приписывают определенного рода характеристики. Вспомните, что говорят о человеке, у которого с разумом более или менее порядок. Его называют адекватным, вменяемым и прочее. В противном случае употребляют в отношении человека другие слова: идиот, дурак, имбецил и т.д. И здесь хотелось привести пример: как бардак с разумом у человека проявляется на двигательных реакциях. Если такому человеку дать две палки в руки и заставить его ходить, то он упадет. Такой достаточно простой пример говорит нам о том, что разум влияет также и на координацию движений человека. Разум – это некий равновесный «орган» у человека, который уравновешивает его жизнь и деятельность.
Еще одно образное объяснение хотелось бы продемонстрировать на примере бортового компьютер в автомобиле. Бортовой компьютер несет в себе функции контроля и уравновешивания движения, вплоть до того, сколько оборотов колесо должно совершить при разном сцепление с дорогой. Как вы понимаете, у машины свои задачи, у компьютера свои задачи — у каждого прибора есть свои задачи. Но обязательно есть некий компьютер, который пытается все элементы сбалансировать. Так вот, многие люди процессор в компьютере называют мозгами, но это не разум. Все, что вычисляет и производит ряд других процедур, – это всего лишь элемент разума, но не весь разум. А что же устанавливает равновесие в компьютере? Равновесие устанавливает операционная система, оболочка – она и есть разум компьютера. И операционная система на каких-то режимах задействует процессор компьютера и прочие расчетные данные для того, чтобы держать это все в равновесном состояние. Как компьютер может перегореть и выйти из строя, так и разум человека может выйти из строя. У нас в речи есть даже такое выражение как, «сгорел на работе».
Разум изучается достаточно давно, все начиналось с наших с вами предшественников. До 1950 годов это были единственные люди, которые задумывались над проблематикой разума и смогли прекрасно потрудиться на этом поприще. Они дали нам модели разума, которую мы и по сей день используем. Модель – это очень удобная вещь для практического применения, но модель не всегда отражает все функции разума. Как вы понимаете, есть какие-то операционные вещи, есть вещи, которые действительно требуют интеллектуальной нагрузки, есть какие-то вещи, которые совсем не требуют никакой интеллектуальной нагрузки, есть вещи, которые могли бы для человека в той или иной мере быть неизвестными на определённый момент времени. Как вы можете видеть, человеческая система живет по принципу достаточности, и разум это все регулирует. Например, зачем вам знать, как конструируются космические ракеты, если вы никаким образом с этой областью деятельности не связаны. Принцип достаточности присутствует у человеческого разума.
У нас есть сигнальная система, которая нас оповещает о нашей недостаточности. Например, вам чего-то не хватает, вам что-то надо, вы хотите другой уровень жизни и т.д. И если про космические ракеты и подводные корабли вам мало что нужно знать, есть вещи, о которых вам нужно знать много, но вы о них не знаете. И внешняя среда раскручивает этот механизм, а вы смотрите и, получая ощущения, сигналы, начинаете понимать, что чего-то в вашей жизни недостаточно и чего-то надо добавить, иначе вы чувствуете себя не совсем хорошее, неуверенно.
Наша сигнальная система – система внешняя. Она оповещает нас, например, о том, что нет результата в жизни. Мы начинаем эти «пробелы» как-то восполнять, книги читать, искать людей, которые об этом что-то знаю. Но через какое-то время понимаем, что все, что мы находим, не восполняет наши «пробелы». И здесь важно понять такую вещь как масса данных не равна восполнимости.
То есть, вы получили огромное количество информации, перечитали большое количество книги, но ничего не восполнили, а ответа на вопросы так и не нашли.
Так зачем же нам разум? Для чего? Что он делает сам по себе?
Модель разума
В прикладной науке есть модель разума. Но эта модель не отражает деятельность разума, она помогает нам использовать разум на определенном уровне развития. Эта модель не даст восполненности.
Оказывается, у разума существует 4 категории функций и именно из этих категорий проистекает 4 амальгамы:
Похожее
Секретный тумблер
В тот момент, когда мы, движимые мощной бессознательной силой, совершаем различные поступки, нужно посмотреть на себя со стороны и постараться улыбнуться. Если оценить происходящее сознательно, глядя на себя чуть-чуть со стороны, и просто наблюдать за тем, что происходит, то впечатления от ситуации не оставят глубокие отпечатки в памяти и не усилят то самое качество, которое эту ситуацию вызвало. В конце концов, можно будет постепенно получить власть над обстоятельствами и перестать быть послушной игрушкой в руках каких-либо качеств (или гун). Тогда мы получим осознанный опыт.
Присутствие сознания позволяет выйти из-под влияния бессознательного. На этом основывается большинство психотерапевтических методик. Когда проблема становится осознанной, разум начинает ее переваривать и помещает туда, куда нужно.
Сочувствие: его первоначальные и непосредственные основы
Одно из многих умственных действий под широкой эгидой «теории разума» — это эмпатия. Как правило, мы думаем об этом понятии, как о способности эмоционально понимать других людей, в то время как теория разума, в своем более строгом значении, предполагает понимание человеческих мыслей.
Как эмпатия работает и является ли она чем-то отдельным от теории разума, все еще остается предметом спора для психологов. Престон и де Ваал в своей работе 2002-го года стремился ответить на конкретный вопрос об эмпатии: «Почему у нас она есть и какую пользу приносит?» Ответ психолога оказался следующим: эмпатия поощряет просоциальное групповое поведение. Проще говоря, мы хотим взаимодействовать с другими, если их хорошее самочувствие заставляет нас чувствовать себя хорошо в ответ.
Каждый раз, когда я готовлю «шведский картофель», я думаю о своей бабушке
Вместо выпуска новых, более дешевых версий Tesla снизила цену актуальной Model Y
Не хитрый фасад и минимум мебели: 2 разных дома похожи на оазис спокойствия
Теория нравственных чувств
Адам Смит в 1759 году создал произведение, в котором учитывалась полная противоположность человеческой натуры: мы часто делаем вещи ради того, чтобы другие чувствовали себя хорошо без какой-либо ощутимой пользы для себя. Другими словами, проявляем сочувствие. Продолжающиеся современные дебаты в психологии — то же самое, что Смит рассматривал в теории нравственных чувств. Одна из идей Смита заключается в том, что эмпатия основана не столько на нашей способности понимать чужие эмоции, сколько на понимании ситуации, которая стала причиной появления этих чувств.