Часть первая. Общие Начала Нравственности Нравственная Деятельность. 1. Условия нравственных действий


Что такое самосознание

Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».

Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.

Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:

  • самооценка;
  • самоуважение;
  • самоценность;
  • самопомощь;
  • самоанализ;
  • самореализация и т.д.

Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.

Определения самосознания из других наук практически не отличаются:

  1. В обществознании определение звучит так: «это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. А также это осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность».
  2. В философии определение сформулировано так: «это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как автора деятельности. Это самосознание души.

Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.

Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.

Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.

Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.

Немного истории

Древнегреческий философ Плотин, живший в 3 в. н. э., первым усмотрел во всем телесном духовное, божественное начало. Именно благодаря ему психология стала наукой о сознании, которое понималась как самосознание.

Согласно учению Плотина, душа индивида происходит из некой мировой души. К ней она и устремлена. Кроме этого философ считал то, что у человека существует и другой вектор активности, Он направлен к миру чувств. У каждой души, как полагал Плотин, существует еще одно направление. Оно выражается в обращенности на себя, на собственное содержание и свои незримые действия. Эта обращенность следит за работой души, являясь при этом ее своеобразным зеркалом.

Спустя множество столетий способность человека не только мыслить, помнить, чувствовать и ощущать, но и обладать определенными внутренними представлениями о подобных функциях назвали рефлексией. Под этим термином стали иметь в виду некий механизм, который непременно присутствует в деятельности субъекта, объединяя при этом его ориентацию в мире внутреннем, то есть в себе, с ориентацией в мире внешнем.

Но какими бы ни были объяснения подобного явления, все они сводились к поискам определенной зависимости душевных порывов от физических причин, общения с окружающими людьми и от процессов, происходящих в организме. Однако факторы, влияющие на возникновение рефлексии, которая была в свое время открыта Плотином, так и не были обнаружены. Теория древнегреческого философа длительное время оставалась самодостаточной, став при этом исходным понятием в психологии сознания.

Эта тема интересовала ученых и в последующие периоды существования человечества. Развивается подобное направление и в наши дни. Причем именно в последнее время наблюдается наибольшая активность в его изучении. Например, интересные исследования по самосознанию личности были проведены в 1979 г. Льюисом и Брукс-Ганом. Ученые прикрепляли к носу младенцев красную точку, а после подносили их к зеркалу. Детки, которые узнавали свое отражение, тянули ручонки к собственному носу. В этом случае ученые считали, что у этих малышей самосознание уже получило свое определенное развитие. В подобных экспериментах дети младше года, как правило, тянулись к отражению в зеркале. До своего носа дотрагивалось 25% детей от 15 до 18 месяцев, а также 70% 21-24-месячных малышей.

Исследователи полагают, что главная роль в развитии самосознания отведена определенной области мозга, которая находится в лобной доле. Проведенный Льюисом и Брукс-Ганом эксперимент указал на то, что понимание внутреннего «Я» у человека впервые начинает проявляться, когда он достигает возраста 18 месяцев. Этот период совпадает с началом быстрого роста клеток, происходящего в передней части головного мозга.

Уровни

Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:

  • познавательный – представления человека о самом себе как личности, индивидуальности, познание и принятие всех своих особенностей;
  • оценочный – чувство самоценности, собственной значимости, в том числе осознание человеком значимости и ценности его профессии, внешних особенностей, характера;
  • поведенческий – поведенческие установки и отношение человека к собственной личности.

Саморегуляция поведения

Формирование самосознания личности позволяет ей управлять внутренними механизмами и переживаниями. При этом человеку становится доступным улучшение собственного настроения, а также изменение образа мыслей или переориентирование концентрации внимания на тот или иной объект.

Учится управлять своим поведением и ребенок, который попадает в общество. Постепенно он осознает, что в его поступках хорошо, а что плохо, как ему можно себя вести, а как нет.

У человека, живущего в обществе, возникает необходимость в соблюдении норм этикета. Личности приходится подстраиваться под них, прислушиваясь при этом к своему самосознанию.

Нередко выполнение той или иной необходимой деятельности носит для человека обязательный характер. И в этом случае подключается саморегуляция поведения. Ведь исполнение всех действий возможно только при получении внутреннего разрешения своего «Я».

Структура самосознания

Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:

  1. Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
  2. Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
  3. Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
  4. Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
  5. Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.

Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:

  1. Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
  2. Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
  3. Самосовершенствование. Работа с Я-образами.

Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:

Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира.

Слишком много самоанализа может убить вас

Поздно ночью слепой старик собирался вернуться домой, побывав в гостях у своего друга. И он попросил взять с собой фонарь. Друг удивился: «Зачем тебе фонарь? Ты все равно ничего не увидишь».
«Я не увижу, но другие увидят меня и не наткнутся».

Друг дал старику фонарь, и тот ушел. Но не успел он далеко отойти, как на него наткнулся парень.

Старик возмутился: «Ты что не смотришь, куда идешь? Не видишь фонарь?».

«Фонарь? Ну так он выключен», — ответил парень.

Рефлексия похожа на фонарь — она может обеспечить свет, но не гарантирует зрение.

Функции самосознания

Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:

  1. Функция развития и самосовершенствования. Потребность в самореализации толкает личность на путь позитивных изменений, превращение Я-идеального образа в Я-реальный.
  2. Экзистенциальная функция. Самосознание помогает человеку найти смысл и цель жизни.
  3. Регулятивная функция. На основе своего самосознания человек выстраивает отношения с социумом, регулирует и организует свое поведение, деятельность.
  4. Интегративная функция. Человек ищет баланс между личным и общественным, внутренним и внешним миром.
  5. Защитная функция. Несмотря на стремление к позитивным изменениям, человек в то же время борется за сохранение привычного образа Я. В жизни это выглядит, например, как отстаивание личных границ.

Формы

Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.

По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:

  1. Самочувствие. Это осознание человеком своего тела и его места, участия в мире.
  2. Самоидентификация. Отнесение человеком себя к какой-либо социальной или культурной группе.
  3. Личностное знание о себе. Человек осознает себя как кого-то похожего на других людей, но в то же время отличного от них. Вместе с этим приходит осознание свободы действий и ответственности за них. На фоне этого в работу включается самоконтроль и самооценка.

Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.

Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:

  1. Общественное или социальное. Это комплекс коллективных убеждений, представлений об обществе в определенный период времени.
  2. Частное. Это осознание человеком отдельных аспектов себя. Например, когда субъект смотрит в зеркало и видит свое лицо.
  3. Нравственное. Это система моральных образов и идеалов, к которым стремится человек.

Все типы тесно связаны между собой.

Формирование индивидуальности

Каждый человек уникален по-своему. Он предстает одновременно с нескольких позиций, являясь индивидом, личностью и субъектом деятельности. Однако это вовсе не означает того, что каждый сможет на протяжении своей жизни добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, качеств, а также способов деятельности. Другими словами, не все люди способны стать индивидуальностью.

Действительно, самосознание и развитие личности происходит у всех по-разному. При этом далеко не каждый человек способен до конца использовать свои потенциальные возможности, придя к наивысшим результатам в той или иной деятельности. Страдает от этого и профессиональное самосознание личности. Работа человека при этом становится малопродуктивной и нетворческой.

Для развития индивидуальности понадобится приложить колоссальные внутренние усилия. И здесь никак не обойтись без самосознания. Формирование личности происходит под влиянием происходящих вокруг нее событий и возникающих переживаний. Но стоит отметить, что эти испытания идут на пользу личности. Без сложных ситуаций и переживаний ее развитие тут же бы прекратилось.

Жизнь любого человека протекает таким образом, что он вольно или невольно узнает новое, а также прикладывает некоторые усилия для того, чтобы реализовать свои мечты и планы. И самосознанию в этом отводится главная роль.

Как правило, индивидуальность дешево не обходится никому. Люди вынуждены отстаивать ее перед близкими людьми и коллегами, которые порой просто не понимают возникших желаний. Выстраивание же собственного, ни на кого не похожего образа, позволяет сформироваться «Я – концепции» самосознания личности. Она-то и определяет, каким в будущем станет человек, а также благодаря чему он достигнет поставленных целей. И на все это оказывает огромное влияние уровень самосознания.

Как формируется самосознание

Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.

Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):

  1. От 0 до 1 года. Возникает зачаточное знание о себе. Ребенок понимает, что он существует. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием биологических потребностей: в еде, воде, уходе.
  2. От 2 до 3 лет. Аллопсихическое знание о себе. Ребенок начинает видеть в себе самостоятельную личность, отделять свои действия от действий других людей.
  3. От 4 до 7 лет. Формируется самотопсихическое знание о себе, то есть ребенок уже может оценить, понимает и распознает свои физические состояния, эмоции, чувства.
  4. От 8 до 17 лет. Формирование самосознания заканчивается. У юноши возникает устойчивая система представлений о самом себе.

В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.

Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.

А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:

  • сознание человеком своей схожести с другими людьми;
  • сознание своего Я как активного начала;
  • сознание человеком своих психических свойств и качеств;
  • формирование системы социально-нравственных установок.

Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.

Медитативная практика

О силе этого чудесного занятия известно немало. Оно привлекает своим нетрадиционным подходом. Осваивая технику медитации, человек получает возможность действительно влиять на эмоциональную составляющую своей жизни. Его перестают мучить страхи, сомнения и неуверенность. В результате легче принимаются даже самые сложные и неоднозначные решения. Отныне становится проще поверить в себя, обнаружить те перспективы, которые прежде оставались незамеченными.

Существует большое количество медитативных практик. Все они заслуживают пристального внимания, однако окончательный выбор человек должен сделать самостоятельно.

Научиться великому искусству расслабления невероятно полезно как для физического, так и для ментального здоровья: появляется больше сил для самореализации, появляются свежие креативные идеи.

Развитие самосознания

Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:

  • осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
  • выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
  • осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
  • развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
  • способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
  • осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
  • формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]