Как формируются негативные установки?
Чтобы детально рассмотреть понятие ограничивающих убеждений, необходимо сначала определить, чем в принципе являются таковые. Твердая уверенность человека в чем-либо – это правило жизни для личности. В нем она не сомневается и согласно ему совершает определенные поступки. Теория ограничивающих убеждений гласит: установка может быть передана от родителей, или же от тех людей, мнение которых представляется важным. Человек следует этому тезису, не подвергая его критической оценке. Помимо этого, он может создавать и собственное убеждение, основываясь на житейском опыте, и следовать подобной концепции уже осознанно.
В каких же случаях речь идет об ограничивающем убеждении? Каждый нравственный принцип говорит об определенном опыте человека и служит для него ориентиром в водовороте жизненных событий. В один момент оно может оказаться полезным, спасти его от неприятностей. Но проходит время, ситуация меняется, и старое убеждение уже не действует, теряет свою актуальность. Более того, оно начинает тормозить дальнейшее развитие личности, негативно влиять на его психологическое, физическое и материальное благополучие.
Краткое содержание
В нейролингвистическом программировании существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.
В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения.
- Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
- Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
- Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
- Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
- Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
- Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
- Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
- Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
- «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
- «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
- Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
- Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
- Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
- Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
Подробнее про фокусы языка и фреймин в творческому процессе читайте на данной странице.
О негативной природе материального имущества
Распространенный пример ограниченного убеждения – «Деньги – это зло». Когда-то оно было полезным. Например, в непростые годы революционного прошлого, когда быть богатым человеком было опасно для жизни и следование подобному принципу могло в прямом смысле стать спасительным для человека. Затем это убеждение передавалось от родителей к детям, из поколения в поколение. На протяжении советской истории оно совпадало с принятыми в обществе принципами выживания.
Но затем наступила другая историческая эпоха – время рыночной экономики. И здесь это ограничивающее убеждение стало уже не помогать человеку, а мешать ему выжить. Наличие материального богатства и денег стало означать возможность получения образования, качественных медицинских услуг и других благ. Устаревший нравственный принцип вступил в противоречие с реальной действительностью и стал ограничивать человека в его возможностях.
Карта – это не местность
Представление человека о мире ограничено его суждениями, нормами морали, понятиями о справедливости.По сути это рамки, которые возникли в подсознании. Однако реальность может сильно отличатся от возникшей в сознании картины миры.
Необходимо осознать многообразие мнений, научится ставить себя на место другого человека. Ведь в его глазах проблемная ситуация будет иметь другое значение. Умение оценивать обстоятельства с разных ракурсов позволит найти оптимальное решение.
Важно.Необходимо взять за ориентир не факт проблемы, а результат. Следует сосредоточиться на поиске решения, а когда выход найден, требуется двигаться дальше.
Является ли бедность поводом для стыда?
Еще один пример ограниченного убеждения, связанный с финансами. Он звучит так: «Бедным быть стыдно». Но в действительности эта идея далека от истины. Стыдно человеку должно быть за те поступки или слова, которые наносят вред другим людям или же как-либо их оскорбляют.
Если же индивид не делает ничего плохого, а вся его беда заключается в том, что он не может свести концы с концами в неблагоприятных экономических условиях, то здесь никакой вины и повода для стыда совершенно нет.
Если такое ограничивающее убеждение имеется, с ним непременно необходимо бороться, так как оно понижает самооценку. Тем самым этот разрушительный принцип еще больше лишает человека возможности поверить в свои силы и улучшить финансовое состояние. Те же, кто не стыдятся себя ни в каких обстоятельствах – ни в бедности, ни в богатстве, быстрее и эффективнее преодолевают жизненные трудности, так как не считают отсутствие средств к существованию чем-то зазорным.
Актуальное и желаемое состояния
Начнём с общей идеи – в НЛП часто говорят модели – о том, как вообще происходит изменение. Итак, есть состояние (поведение, убеждение, качество, навык) который вы хотите изменить. Может быть оно вам совсем не нравится – вроде растерянности в ответственные моменты, — а может вы что-то делаете достаточно хорошо, но хотите делать ещё лучше. Например, вы умеете хорошо общаться с людьми, но хотите делать это ещё лучше. Или вы нормально встаёте по утрам, но хотите это делать быстрее и легче. Вот то, что вы хотите изменить в НЛП называется актуальным состоянием. Например:
- боюсь собак;
- сложно начать разговор первому;
- толстая;
- не уверена в себе;
- не достаточно хорошо выступаю на публике;
- не умею готовить картофель «Дофинэ» с молоком и сыром;
- трудно вставать по утрам.
Естественно, вместо актуального состояния вы хотите что другое. Вместо растерянности – спокойствие, вместо откладывания важных дел – умение взять в себя в руки, вместо осознание себя ничтожеством – принятие себя. Называется это желаемым состоянием. Например, возможные желаемые состояния для приведённых выше вариантов:
- боюсь собак — чувствую себя спокойно рядом с собаками;
- сложно начать разговор первому — умею легко начинать разговор;
- толстая — хочу стать стройной;
- не уверена в себе — чувствую себя более уверенно;
- не достаточно хорошо выступаю на публике – отлично выступаю на публике и держу зал;
- не умею готовить картофель «Дофинэ» с молоком и сыром – умею готовить картофель «Дофинэ» с молоком и сыром;
- трудно вставать по утрам – легко встаю по утрам и чувствую себя бодрым целый день.
Упражнение «Определение желаемого состояния»
Возьмите лист бумаги и напишите в любом порядке десять вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни (которые вас не устраивают). Они могут быть совершенно разные по важности для вас. Например:
- тяжело вставать по утрам;
- большой вес;
- стесняюсь попросить надбавку к зарплате;
- теряюсь, когда на меня кричат;
- грызу ногти;
- я никчёмный;
- долго выбираю, что одеть;
- боюсь тараканов;
- не могу наладить отношения с тёщей (свекровью);
- плохая усидчивость.
Теперь для каждого пункта вам нужно дописать желаемое состояние. Например:
- боюсь собак — чувствую себя спокойно рядом с собаками;
- тяжело вставать по утрам – по утрам я встаю бодрым и выспавшимся;
- большой вес – я стройная;
- стесняюсь попросить надбавку к зарплате – могу легко разговаривать с начальником на любые темы;
- теряюсь, когда на меня кричат – могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;
- …
Обратите внимание, что желаемое состояние стоит формулировать позитивно: не «перестать бояться собак», а «чувствовать себя спокойно рядом с собаками».
Упражнение «Определение актуального состояния»
Запишите десять целей, которые вы перед собой ставили, но пока не достигли (если цель есть в списке из предыдущего – пропустите её). Например:
- научиться ездить на роликовых коньках;
- купить новый шкаф;
- съездить в Испанию;
- починить зонтик;
- разобрать фотографии с прошлого отпуска;
- прочитать книгу «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса;
- начать бегать по утрам;
- выучить английский язык;
- сменить работу;
- доделать ремонт.
Теперь для каждого пункта допишите уже актуально состояние — от чего вы хотите уйти:
- не умею ездить на роликовых коньках — научиться ездить на роликовых коньках;
- не могу выбрать подходящий шкаф — купить новый шкаф;
- не позволяю себе тратиться на путешествия — съездить в Испанию;
- мокну по дождём — починить зонтик.
- …
Другие разрушительные установки о деньгах
Список ограничивающих убеждений, связанных с финансами, можно продолжить:
- «На дорогих машинах ездят только преступники».
- «Всем богачам просто очень повезло».
- «От денег одни несчастья».
- «Денег всегда не хватает».
- «В нашем роду обеспеченных людей не было, поэтому и я всегда буду бедняком».
- «Финансовой обеспеченности может добиться только человек, у которого имеется хороший старт – наследство от родителей, полезные связи, спонсорство богачей».
- «Чтобы зарабатывать крупные суммы, нужно трудиться с утра до ночи семь дней в неделю».
Распространенное женское заблуждение
Ограничивающие убеждения в нашей голове связаны с самыми разными жизненными сферами. И многие из этих разрушительных идей имеют отношение к личной жизни. Одним из распространенных негативных убеждений, присущих женщинам, является такое: «Мужчинам нельзя доверять ни при каких обстоятельствах. От женщин им нужно только одно».
Когда-то, в определенный исторический промежуток времени, подобная концепция могла быть жизнеспособной. Та женщина, которая придерживалась ее в своей жизни, могла избежать ненужных внебрачных связей, нежелательных беременностей, осуждения со стороны своей семьи и общества. Руководствуясь им, она могла успешно выйти замуж и сохранить свою репутацию.
Но что касается современной дамы, которая живет во времена другого общественного устройства и доступной контрацепции, такое убеждение может мешать смотреть на представителей противоположного пола без предубеждений. Руководствуясь такой идеей, женщина своими же руками обрекает себя на одиночество. Так это убеждение и обретает природу ограничивающего.
Другие негативные установки в любви
Другие распространенные ограничивающие убеждения в любви, которые мешают быть счастливыми, таковы:
- «Все мужчины (женщины) – плохие люди». В этом определении часто вставляют различные нелицеприятные слова в адрес противоположного пола. Женщинам, которые так считают, и в действительности на жизненном пути попадаются одни недостойные мужчины. Во всех взаимоотношениях с ними повторяется одна и та же печальная история – ровно до тех пор, пока они не осознают необходимость избавления от ограничивающих убеждений.
Если же подобной установки придерживается мужчина, то это также негативно сказывается на его личном счастье. Обычно у сильного пола такая установка имеет вид «Все женщины меркантильны, им нужны от мужчин только деньги». Если на некоторую часть населения такая установка и распространяется, глупо судить по ней о ста процентах всех женщин. Наличие же такой идеи приводит к тому, что на своем пути мужчина и встречает именно таких дам, которые не прочь попользоваться его кошельком.
- «Я недостойна счастья и любви». Девушки, в голове которых засело подобная идея, искренне мечтают о счастье в личной жизни. Но что же происходит с ними, когда они встречают своего избранника? Это убеждение начинает мешать им построить полноценные взаимоотношения. Таких дам постоянно начинает что-нибудь тревожить и беспокоить, они мучают своего партнера подозрениями по причине своей неуверенности в искренности чувств избранника. Часто мужчины разрывают отношения с этими девушками по собственной инициативе. Но даже пока отношения длятся, особенной радости в них нет, а только одни выяснения и скандалы.
- «В теперешнем мире нет места романтике и искренности». Возможно, в нашей реальности и нет места романтике прошлого. Но люди все так же испытывают чувства восторга, любви и вдохновения. И современная романтика ничуть не хуже, чем прошлая.
Об авторе
Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts) является одним из признанных корифеев современного НЛП. Он входил в число первых студентов Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера – основателей нейролингвистического программирования. Его профессиональные навыки находят применение во многих областях: моделирование человеческого совершенства, создание компьютерных программ, касающихся взаимодействия человека и компьютера, бизнес-консультации, проведение тренингов и лекций по практической психологии и многое другое.
Он является одним из первых разработчиков НЛ. Начинал он еще в 1975 году, став одним из первых учеников Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. Роберт учился также у Милтона Эриксона и у Грегори Бейтсона. Теперь же Роберт Дилтс — основатель одного из лучших Университетов НЛП в мире и организатор большого числа международных конференций в Санта-Крузе.
Кроме важных приложений НЛП в таких областях, как образование, творческое мышление и лидерство, личным вкладом Роберта в НЛП являются разработанные им технологии изменения стратегий мышления и системы убеждений, а также развитие такой области знаний, которая впоследствии получила название «системное НЛП». Вот лишь некоторые разработанные им технологии и модели: реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «Фокусы языка», стратегия грамотного письма, методика избавления от аллергии, нейрологические уровни, цикл изменения убеждений, приемы генеративного НЛП и многое другое.
Роберт Дилтс автор многочисленных технологий, книг и статей. Он выпустил около 50 книг по нейролингвистическому программированию, среди которых: «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Моделирование с помощью НЛП», «НЛП: навыки эффективного лидерства», «стратегии гениев», «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию», «Фокусы языка» и другие. А самым значительным его творением является «Энциклопедия НЛП» в двух томах, которую он написал совместно с Дж. Делозье.
Разрушительные идеи, связанные с карьерой
Следующий список ограничивающих убеждений непосредственно связан с образованием и профессиональной жизнью:
- «Только высшее образование является гарантом получения высокооплачиваемой должности. А у меня его нет – значит, хорошей работы мне никогда не отыскать».
- «Только истинные профессионалы могут что-либо делать. Поэтому мне нужно получить три высших образования и защитить докторскую диссертацию, прежде чем приступать к практической работе.
- «Родных нельзя расстраивать. Поэтому я должен пойти учиться именно в то заведение, на котором они настаивают».
- «Пробовать что-то новое можно только в молодости. А в 30 (40, 50, 60) – уже поздно. Старики никому и нигде не нужны».
О себе и о жизни
Следующие примеры ограничивающих убеждений в нашей голове относятся к жизни в целом и к самому себе.
- «Я такой от рождения. Ничего с собой поделать у меня не получится».
- «Стандарты красоты – это 90 х 60 х 90. А я им не соответствую, поэтому всегда буду несчастной».
- «Каждый человек эгоистичен и думает только о себе».
- «Этот мир устроен таким образом. Одним достается все, другим – ничего».
- «Человек приходит в этот мир нести свой крест (искупать грехи, мучиться)».
- «Вся жизнь – это бег по замкнутому кругу».
Отрицательные установки, которые внушают родители детям
Часто бывает так, что уже вполне взрослый человек страдает от негативных убеждений, влияющих на его жизнь с самых ранних лет. Ограничивающие убеждения в нашей голове, которые были внушены в ранние годы, являются самыми стойкими. Ведь ими человек руководствуется десятилетиями, и за это время они прочно укореняются в бессознательном. Примерами подобных установок могут служить:
- «Если будешь непослушным, никто не будет с тобой водиться».
- «Горе ты мое луковое…».
- «Вот дурачок, готов все свое раздать…».
- «Ты в точности такой же, как твой отец (твоя мать)».
Избавление от деструктивных идей
В зависимости от того, насколько тяжелыми являются негативные установки, человек постепенно вынужден сталкиваться с их разрушительными последствиями в жизни. Он довольствуется тем малым, что у него есть, не имеет возможности развиваться дальше. Закономерно возникает вопрос: как убрать ограничивающие убеждения и сделать так, чтобы они перестали портить жизнь?
Первое, что необходимо научиться делать, – это отмечать возникновение разрушительных мыслей. Всякий раз, когда приходит в голову идея «Я не могу», нужно осознавать: она является обратной стороной позитивной установки «Я могу».
Необходимо всякий раз представлять себе обратное тому, что хочет навязать отрицательная идея. Всегда необходимо понимать, что у человека имеется свободный выбор и он не должен позволять негативу обрести над собой власть. Работа с ограничивающими убеждениями часто оказывается очень долгой. У некоторых людей уходят годы на то, чтобы справиться с разрушительными установками, которые не покидали их с детских и юношеских лет.
Когда в голову приходит очередная негативная мысль, следует ее оспорить. Для этого полезно задать себе несколько вопросов:
- Почему дела должны обстоять именно так, а не иначе?
- Кто сказал, что я не могу добиться своей цели? Это человек, с которым я был знаком в детстве, юности или в более позднем возрасте?
- На какое позитивное убеждение я могу заменить эту идею?
Девятишаговая схема изменения
Есть такая статистика — каждая формула в книге снижает количество читателей приблизительно вдвое.
Конечно, если это не учебник по алгебре или физике.
Но я рискну дать вам одну формулу. Она очень простая:
Актуальное состояние + Ресурс = Желаемое состояние.
Мы добавляем в актуальное состояние ресурсы и получаем желаемое состояние — это, собственно, и демонстрирует техника «Визуальное сдавливание». Осталось только выяснить несколько моментов — где ресурсы брать, как именно добавлять, что делать, если не получилось и прочие мелочи. Так что распишем эту формулу подробнее: представляю вам девятишаговую схему изменения – это такой шаблон для построения техники.
По поводу актуального и желаемого состояний мы уже говорили. Контекст – это ситуации, для которых мы хотим произвести изменение. Просто потому что хочется быть спокойным на экзамене, а вот когда надо бежать стометровку – не хочется. И чтобы изменение было только где нужно, нам этот самый контекст для изменения и нужно определить.
Во многих техниках НЛП поиск актуального и желаемого состояний, а так же определение контекста не прописаны – это уже вполне стандартная процедура и предполагается, что это всё выясняется на этапе сбора информации.
А вот с ресурсом нужно сделать несколько действий. Во-первых его нужно всё-таки определить, хотя бы логически: «А что мне нужно для достижения желаемого состояния?». Но пока это просто логика, после этого нужно получить к нему доступ: одно дело определить, что нужна смелость, другое дело – прочувствовать, что это такое, испытать её.
То же самое: одно дело решить, что нужны деньги, другое – их достать.
После этого этот самый ресурс нужно внести в контекст, чтобы там вместо противного актуального состояния было такое миленькое желаемое. И само-собой потом нужно проверить работает ли то, что получилось. А то может ресурсов надобавляли, а желаемого состояния всё ещё нет или оно не совсем такое, какое нужно. Если работает не слишком хорошо, то стоит вернуться на шаг определения ресурса и найти, что ещё стоит добавить. После этого стоит проверить приемлемость последствий изменения – в НЛП это называется экологической проверкой. Так как само желаемое состояние может быть крайне полезным и эффективным, но последствия этого изменения могут быть крайне неприятными. Например, Иван Петрович стал совершенно спокойно относиться к любому поведению своего начальника (желаемое состояние), тот посчитал, что его игнорируют и Ивана Петровича уволил (последствия). Для проверки экологии стоит задать вопросы: — Что Вы потеряете, если достигнешь этого? — Согласны ли Вы с этой потерей? Если последствия устраивают – идете дальше, если же нет – думайте, что можно изменить: желаемое состояние, уточнить контекст, ресурсов ещё добавить и так далее.
Обычно, когда определяют желаемое состояние на первых шагах тоже делают предварительную экологическую проверку. Но, как выяснилось на практике, этой проверки часто не хватает — конечный результат может отличаться от представлений вначале, последствия после внесения ресурса выглядят по другому и так далее.
И последний шаг – это обучение бессознательного новому поведению в контексте, «привязка к будущему». В большинстве случаев для «привязки к будущему» человеку предлагают представить себя трёх-четырёх в ситуациях, где раньше у него было актуальное состояние, через различные промежутки времени: завтра, через неделю, через месяц. И чтобы эти ситуации несколько отличались. Например, в технике «Визуальное сдавливание» мы как раз шли по этой схеме: определили актуальное и желаемое состояния и подобрали подходящие ресурсы.
Переиграть ситуацию
Иногда полезно мысленно вернуться в прошлое, еще раз прокрутить в памяти те обстоятельства, которые спровоцировали возникновение отрицательного убеждения. Например, если родители называли богатых людей «барыгами», можно мысленно добавить к этой критике свое мнение: «Мой отец считал всех богачей мошенниками, но в действительности это не так. Среди них немало и тех, кто смог добиться успеха собственными усилиями».
Или же: «Моя мать считала всех мужчин обманщиками, но в действительности дела обстоят по-другому – просто ей с этим не повезло. Это не говорит о том, что и меня ждет та же судьба. Напротив, я сумею воспользоваться мудростью моей матери и не повторить тех ошибок, которые совершила она».
Важность визуализации
Так как избавиться от ограничивающих убеждений означает в первую очередь перепрограммировать подсознание, в этом деле не обойтись без работы с образами. Дело в том, что бессознательное человека оперирует именно наглядными символами. Логические же аргументы часто оказываются перед ним бессильными.
Поэтому, чтобы добиться искоренения негативного убеждения, следует как можно чаще прибегать к позитивной визуализации. Когда мысли, заставляющие чувствовать себя некомфортно в эмоциональном и физическом отношении, выявлены, далее следует отпустить их и начать визуализировать желаемое.
Сознание и тело – едины
Образ мыслей и физическое состояние неразрывно связаны в одно целое. Установки, проникшие в сознание, могут влиять на самочувствие. И наоборот – физическое состояние может сказываться на образе мыслей. Поэтому необходимо заботиться не только о чистоте мыслей и помыслов, но и состоянии тела.
Полезны любые процедуры, поддерживающие тело в хорошем состоянии:
- закаливание;
- спорт;
- голодание;
- походы в баню.
Параллельно требуется поддерживать позитивный настрой, необходимо осознать бесполезность описка виноватых. Любые ситуации нужно использовать для совершенствования собственной личности.
Способ из НЛП: «Мета-Да» и «Мета-Нет»
Эта простая технология позволяет изменить негативные убеждения на позитивные. Выполняется она следующим образом:
- Определяют ограничивающее убеждение, от которого нужно избавиться. Оценивают его интенсивность по шкале от 1 до 10.
- Представляют его физический образ (в виде свитка, плаката с лозунгом, предмета с надписью).
- Затем необходимо определить любую вещь, по отношению к которой будет сказано только твердое «нет». Например, предложение продать свою бессмертную душу темным силам.
- Затем следует потренироваться в своем навыке произносить этот твердый отказ («Мета-Нет»). Слова должны произноситься уверенно, но без крика и лишних эмоций.
- Затем мысленно поворачиваются к разрушительному убеждению и начинают его прогонять, произнося «Мета-Нет». Делать это необходимо до тех пор, пока образ этого убеждения в воображении не окажется где-то далеко за горизонтом.
- После этого необходимо представить себе ситуацию или человека, которому всегда будет сказано твердое «Да» (ребенку, родственнику, приятному подарку).
- Воображают, что где-то за горизонтом уже начало формироваться положительное убеждение. Своим «Мета-Да» нужно начать «приманивать» эту позитивную установку, чтобы она приближалась.
- Когда она приблизится, следует определить то место в своем физическом теле (необязательно это должна быть голова), куда хотелось бы поместить позитивное убеждение, и с радостью «положить» его туда.
- После этого проводят оценку, проверяя, на сколько баллов по шкале от 1 до 10 актуально старое убеждение. Если что-то не нравится, или убеждение все еще слишком сильно, повторяют шаги с 5 по 8.
Регулярно разговаривая с собой в позитивном ключе и представляя желаемый (а не вызывающий тревогу) исход событий, человек постепенно избавляется от разрушительных установок в его голове. Этот процесс требует немалого мужества и времени. Но его результатом является счастливая и полноценная жизнь.
Алгоритм работы с ограничивающими убеждениями и страхом неудачи
Внутреннее ограничивающее убеждение
«Внутреннее» вроде понятно, а вот что же такое «ограничивающее» и «убеждение»? Давайте определимся с общим пониманием.
«Убеждение» — простыми словами это то, во что мы верим, и верим давно и без капли сомнений.
«Ограничивающее» — ставящее в рамки, значительно сужающие наши возможности.
Если есть ➖, то есть и ➕. На другом полюсе от убеждений «ограничивающих», находятся убеждения «помогающие».
Давайте разберём примеры тех и других.
➕ «помогающие» убеждения:
Все все-равно будет хорошо! Я все могу, если постараюсь! Не получилось, значит не мое!
➖ «ограничивающие» убеждения:
Или идеально, или никак! Я не очень-то успешный! Я ничего не могу!
Часто убеждения мы наследуем из семьи! Наши родители передают их нам в виде норм поведения, принципов, взглядов на жизнь. Они так укореняются в нашем сознании, что становятся неразделимой частью нашей личности, влияют на наши поступки, действия или бездействие.
Хорошая новость заключается в том, что с помощью определенного алгоритма действий, ограничивающее убеждение можно со временем заменить на помогающее. Работу с ограничивающими убеждениями можно выполнять профессинально.
Вот этот алгоритм работы с ограничивающими убеждениями:
Шаг 1. Изучите своё поведение в реальности. Просто запишите на бумагу что происходит или не происходит благодаря вашему убеждению.
Шаг 2. Ищем опровержение своего убеждения. Вспомните ситуации, когда вы усомнились в истинности своих убеждений. Запишите их.
Шаг 3. Исследуем историю существования своего убеждения. Когда появилось? Как долго существует? Какие были переломные моменты?
Шаг 4. Организуем проверку ограничивающего убеждения. Разработайте для себя проверочное испытание: достижимое, безопасное, действенное.
Например, вы работаете с убеждением «у меня никогда ничего не получается!» Придумайте себе испытание, в котором вы уверены, что ваше убеждение потерпит крах.
Вы хороши в коммуникациях! Пусть вашим испытанием будет — убедить мужа/жену, что выбраться на уикенд в спа- отель — это именно то, что нужно сейчас вам обоим!
Хитрость заключается в том, что вы конечно справитесь с этим заданием и ограничивающее убеждение не устоит перед таким сильным аргументом.
Шаг 5. Закрепляем положительный результат. После того, как в ходе испытания , стало очевидно, что ограничивающее убеждение не верно, меняем его на помогающее. Например на — «на все требуется время и силы и это принесёт результат!»
Шаг 6. Придумываем ещё испытания, где сможете ещё раз убедиться, что новое помогающее убеждение верно.
Проходите новые испытания до тех пор, пока не почувствуете, что старое убеждение исчезло.
Страх неудачи
Вообще все страхи можно разделить на реальные и беспредметные.
К реальным относятся страхи, связанные с инстинктом самосохранения: страх боли, упасть, заболеть, авиакатастрофы, человека с оружием и т.д. Все ситуации, где есть реальная угроза жизни.
Беспредметные страхи — это по сути наши комплексы, то, что мы больше «донадумываем».
Часто это никак не связано с реальной ситуацией, но также сильно воздействует на нас и приводит к бездействию.
Это такие страхи, как: не понравиться, ошибиться, страх публичных выступлений и новых знакомств.
К этому же типу страха относится и страх неудачи.
Вроде ничто не угрожает нашей жизни и не факт, что вообще эта неудача случится, но все сковывает изнутри и человек выбирает «не действовать».
Что поможет вам преодолеть этот страх?
Внизу я предлагаю вам простую методику, состоящую из ряда вопросов. Эти вопросы помогут вам взглянуть на ситуацию по-другому и в конечном счете выбрать «действовать».
Вопросы:
Блок 1️⃣: ✔️ “Что самое ужасное может случиться в этой ситуации?»
Нарисуйте ситуацию во всех красках. Чем ярче, тем лучше! Чем ужасней, тем замечательней!
«Насколько это очевидно?»
«Есть ли угроза жизни?»
Возможно уже на этом этапе вы поймёте беспочвенность своего беспокойства. Нет? Тогда двигаемся ко второму этапу.
Блок 2️⃣
✔️ Представьте, что самое ужасное случилось, что вы будете делать? ✔️ Какие есть варианты действий? ✔️ Что вы предпримите для улучшения ситуации?
Если первый блок вопросов больше апеллирует к вашим эмоциям, то второй — взывает к разуму.
Да, все самое страшное случилось. Теперь давайте искать варианты решения проблем!
Мне тут нравится совет Дейла Карнеги, который он даёт в своей книге “ Как перестать беспокоиться и начать жить».
Надо представить, что то, чего вы боитесь , уже случилось. Просто смиритесь с этим, как с уже свершившемся фактом!
Лично мне этот совет очень помогает.
На этом этапе продумывайте, конкретные варианты. Зафиксируйте их. Теперь вы вооружены и ситуация неудачи кажется не такой уж безвыходной! Правда же?!
Уверена, что эти советы помогут вам перебороть лень, которая вызвана вашими внутренними убеждениями и страхом неудачи.
Что вы думаете по поводу алгоритма работы с ограничивающими убеждениями?