Мир Психологии
ФУНКЦИЯ
Функция
(от лат. function — совершение, исполнение) — отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других. Функция может рассматриваться с т.зр. взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие Функция используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами. Проблема соотношения Ф. и структуры была обозначена еще Аристотелем, в научный оборот понятие Ф. было введено Г.В. Лейбницем и стало широко использоваться в исследованиях при функциональном подходе (см.
Функционализм). Э. Кассирер понятие Ф. использовал для характеристики движения познания, его направленности на установление зависимостей между объектами, их воздействия друг на друга.
Функция выступает как мера связности между отдельными элементами структуры или между структурами, которые входят в состав иерархического целого. Четко выраженные и устойчивые Ф. проявляются, как правило, только в высокоинтегрированных образованиях. Самостоятельное значение функция приобретает в рамках функциональной системы, в которой элементами являются не объекты (вещи), а процессы, действия (напр., высшие психические функции в терминах Л.С. Выготского) или операции. Функция рассматривается также в роли отдельного вида активности, как воздействие структуры — целостного строения с фиксированной внешней формой — на окружающую среду. В этой роли понятие Ф. тесно связано с понятием результирующей структуры, форму которой приобретают, напр., организованные виды деятельности. (В.М. Гордон)
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Функция — в физиологии — специфическая деятельность живого организма, его органов и пр.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Функция (лат. functio – исполнение)
- в математике – количество, которое систематически изменяется с изменением какого-то другого количества;
- часто термин используется в других областях знания в значении 1, но без содержащемся в нём квантификации с коннотацией, что одно явление является функцией другого. Например, «убеждение есть функция достоверности источника информации»;
- соответствующее действие или поведение человека (органа, структуры и др.). Например, функция преподавателя, врача и т.п.;
- иногда к значению 3 добавляется указание задачи или цели. Например, «функция надпочечника – продуцирование адреналина».
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Функция
- В математике – количество, которое систематически изменяется с изменением какого-то другого количества. В формуле у = f(x). изменения в у представлены как функция изменений в х. Эти изменения не обязательно пропорциональны, но выражены характером функции. Когда используется в психологическом значении, х является независимой переменной, а у – зависимой переменной. Графически представить такие функциональные отношения можно, откладывая значения х на одной оси, и значения у – на другой.
- Часто этот термин используется подобно этому математическому способу, но без квантификации, которую отражает вышеупомянутое использование. Таким образом, можно встретить выражение типа «убеждение – функция достоверности источника», где подразумевается математическое значение с коннотацией, что одно является зависимым от чего-то другого, но квантификация переменных или полностью отсутствует, или представляется на менее сильной шкале (см. обсуждение термина шкала и связанные с ним статьи для разъяснения этого употребления).
- Соответствующее действие или соответствующее поведение человека, органа, структуры, машины или даже социально определенной роли. Таким образом, можно встретить упоминание функций преподавателя, компьютера, печени, группы, лидера и т.д. Сравните здесь со структурой (особенно 1) и см. фунционализм и структурализм.
- Встречается также вариация значения 3, в которой наряду с поведением или действием определяется какая-то задача или цель; например, «функция надпочечников – продуцирование адреналина». Имеются и другие более тонкие различия в использовании этого термина, но большинство их может быть соотнесено с этими общими значениями. Когда подразумеваются вариации значения, об этом обычно сообщается с помощью уточняющего слова.
предметная область термина
ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — согласованная система качественно сходных задач, «направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности.
ФУНКЦИЯ КОНТРАСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ — кривая, отражающая чувствительность визуальной системы к интервалу воспринимаемых ею пространственных частот, а именно зависимость между пороговыми уровнями контраста и пространственной частотой.
назад в раздел
:
словарь терминов
/
глоссарий / таблица
Статья:
Таблица «Особенности высших психических функций при умственной отсталости»:
Психическая функция | Особенности развития при умственной отсталости |
Восприятие | Процессы восприятия характеризуются нарушением осмысленности, целеустремленности, целостности, избирательности, отличаются неточностью, бедностью и поверхностностью, узостью. |
Внимание | Внимание ребенка с нарушением интеллекта зависит от глубины и своеобразия дефекта.Часто можно отметить перенос внимания с одних объектов на другие, с целого на часть, с содержания на форму, с существенного признака на малозначительный. Из-за недоразвития волевых процессов и слабости интеллектуальной регуляции у ребенка с нарушением интеллекта чаще и легче можно вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители. |
Память | Память ребенка с нарушением интеллекта по сравнению с нормой характеризуется более слабым развитием и более низким уровнем всех процессов. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены. Ученик с интеллектуальными нарушениями запоминает материал медленнее, забывает быстрее. |
Мышление | Основным недостатком мышления ученика является слабость обобщений и отвлечений. К числу других серьезных его недостатков следует отнести поверхностный характер, замедленность, инертность, малую подвижность. Надо отметить также негибкость и узость ума, стереотипность, шаблонность, некритичность и несамостоятельность мышления ребенка с нарушением интеллекта. К тому же оно (мышление) отличается нарушением целенаправленности, непоследовательностью рассуждений, соскальзыванием с одного предмета на другой, слабостью регулирующей роли мышления в действиях и поступках. Преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное. |
Речь и общение | Недостатки мышления связаны с недостатками речи, эти процессы взаимно обусловлены. Речь развивается с задержкой. Она часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью, слабой мотивацией. Словарный запас детей с нарушением интеллекта значительно беднее, чем у нормального ученика. Пассивный словарь преобладает над активным. В связи с недоразвитием обобщающей функции речи ребенок с нарушением интеллекта не всегда понимает значение слова, затрудняется в употреблении терминов общего значения. Грамматический строй речи школьника-олигофрена обеднен. Он преимущественно изъясняется простыми предложениями. Недоразвитие речи ограничивает возможности общения детей с нарушениями интеллекта, затрудняет их интеллектуальное развитие и рост личности в целом. |
Эмоции и чувства. Личность | Все аспекты личностной сферы формируются у детей с нарушением интеллекта также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Исследования показали, что незрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы.У детей с нарушением интеллекта наблюдается ряд проблем в развитии эмоционально-волевой сферы: акцентуация характера, повышенная агрессивность. |
Приемы и материалы для коррекции:
слухового восприятия;
«У кого колокольчик».
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.
«Угадай, кто играет».
Воспитатель сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане (треугольнике, бубне и т.д.) большой заяц, у которого много сил (громко, сильно), и как маленький (тихо). Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл. Игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками и другими игрушками разной величины.
«Беги в свой домик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Материал: бубен, детский стульчик.
Ход игры
Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.
зрительного восприятия;
«Наложенные» изображения
Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Силуэтные» изображения
Предъявляются 5-7 силуэтных изображений. Необходимо их назвать.
«Парные» изображения
Предлагаются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
тактильного восприятия;
Игра «Что лежит в мешочке?»
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).
Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
Игра «Телесные фигуры»
На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами
произвольного внимания;
1.«Не зевай — торопись» Называется число, бросается мяч одному из учеников, который должен назвать следующее или предыдущее число в зависимости от команды. Команда дается в тот момент, когда бросается мяч, с помощью слов: «не зевай» — назвать предыдущее число; «торопись» — назвать последующее число. 2. «Пропусти число» Участники игры находятся в кругу. Им предлагается посчитать по кругу от 1 до 30. При чем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, не следует произносить. Вместо пропущенного числа можно хлопать в ладоши. Тот игрок, который называет запрещенное число, выбывает из игры.
мнестической деятельности;
Игра «Я положил в мешок …»
Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.
-Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
«Кот в мешке»
Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
наглядно-действенного мышления;
«Кто что любит» Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».
«Классификация». Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
«Найди лишнюю картинку»: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
наглядно-образного мышления;
«Найди лишнее слово»
Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите детям определить слово, которое является лишним.
— СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
— ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.
«Назови одним словом»
Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д.
словесно-логического мышления (по 2-3 на каждый психический процесс).
1.«Продолжи ряд»
Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
— Слива, яблоко …
— Береза, сосна …
— Кукла, мишка …
— Илья, Маша …
2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.