Применение компьютерного тестирования при изучении психических особенностей детей материал


Игропрактика: новые инструменты в психологии

Библиотека » Психологические методики » Игра в психологии
© Катерина Рабей

Усложнение и изменение — естественная часть процесса Жизни. Усложняются организмы, развивается наука, меняются инструменты. И психология, относительно новая наука, тоже не остается прежней. В ней есть масса направлений и технологий, и самое новое и свежее — это Игровое направление.

Геймификация — тема, которая уже давно стала популярной в самых разных сферах, от образования до маркетинга. И это не удивительно, ведь игра — это самый легкий и естественный способ обучения для любого существа. И ее внедрение в психологию было лишь вопросом времени, которое наконец-то пришло.

Самая первая игра-самопознание «Лила» появилась много тысяч лет назад в Индии. Сейчас подобных игр — сотни, они разные и по наполнению, и по своим задачам, но внешняя форма у них схожа. И цель каждой игры — найти ответ на волнующий вопрос.

Вопросы могут быть самые разные — от «В чем мое высшее предназначение?» до «как выйти замуж?». Главное — чтобы игрок был действительно заинтересован в нахождении ответа. И с помощью игры происходит процесс, сравнимый со сборкой паззла: из разрозненных кусочков складывается единая картина: если не целиком, то с ясностью — каких деталей не хватает для полноты картины.

Психологических, трансформационных, интеграционных и других игр сейчас существует огромное количество. Все они различаются по форме, содержанию, целям и наполнению. Есть игры, которые нацелены на решение вопросов в одной узкой сфере (например, романтические отношения или финансы), есть универсальные, различающиеся по механике и содержанию, которые позволяют найти ответы на запросы игроков.

Но всех их объединяет то, что любая игра состоит из 4 элементов: игровое поле, ведущий, игрок(и) и элемент случайности. Игровое поле определяет суть игры, ее наполнение: некоторые игры сделаны на базе существующих методик (например, используются мифические архетипы, пирамида Дилтса, соционика и т.п.) , некоторые — полностью авторские разработки. Со стороны это выглядит как набор позиций, заданий, карточек и фишечек, где каждая деталь должна помочь игроку взглянуть на ситуацию иначе, чем он привык.

Ведущий — тот, кто направляет игровой процесс. Сама игра — это лишь инструмент, но эффективность инструмента зависит от мастера, который его использует. Ведущий (его еще называют игропрактик) управляет групповой динамикой, формирует доверительное и безопасное пространство, следит за таймингом , но главное — помогает интерпретировать те или иные позиции в контексте вопроса. Это принципиально важный момент: ведущий не дает готовых решений, но помогает игроку найти его собственные ответы.

Игрок (или несколько игроков) формируют процесс, которым управляет ведущий. Течение игры напрямую зависит от каждого игрока: его запрос, личная история, готовность быть честным с собой и пробовать смотреть на ситуацию по-другому — задают тон всей игре.

Элемент случайности (обычно это кубик, стрелки, карточки) — важнейшая деталь, которая делает игру — игрой. Он абсолютно непредсказуем, и именно это прекрасно позволяет начать думать Иначе. Случайность позволяет выйти за рамки привычного способа мышления, а решение чаще всего и находится за пределами привычных схем. Использование кубика также позволяет снизить значимость, ведь завышенная значимость повышает тревожность, которая мешает смотреть на вещи объективно и принимать решения взвешенно. Случайности и неожиданности также повышают вовлеченность, включают азарт и, превращая серьезный вопрос в игру, позволяют взглянуть на ситуацию со стороны, увидеть ее как бы «понарошку».

Это — лишь внешняя структура игрового процесса. Этапы внутри процесса напрямую зависят от каждой отдельной игры. Но и здесь можно выявить некоторые закономерности, схожие с построением литературного произведения: введение, развитие, кульминация и завершение.

На этапе «введения» происходит знакомство игроков между собой (или игрока и ведущего). В нем формируется запрос, происходит небольшое раскрытие того, что стоит за вопросом — личной истории, обстоятельств, иногда — ценностей и желаний. Погружение в игру редко происходит сразу — нужно время, чтобы полностью погрузиться в процесс. И в зависимости от индивидуальности игрока, может понадобиться помощь Ведущего, чтобы Игрок перестроился с позиции размышления их области известной информации на позицию восприятия с чистого листа.

Развитие занимает большую часть процесса. Это непосредственное прохождение игровых позиций, в групповой игре — обмена опытом с другими участниками, получение новой информации и взглядов. Каждый ход позволяет или добавить что-то новое в видение ситуации, или сфокусировать на каком-то отдельном аспекте вопроса. И на самом деле, передвижение по игровому полю, позиции имеют не такое большое значение: они — лишь триггеры, позволяющие проявить неочевидное внутреннее содержание игроков.

Кульминация — некий момент ясности, который наступает у игрока, когда он Видит решение своего вопроса. Кульминация не обязательно бывает яркой и очевидной — у некоторых игроков она может возникнуть после игры, через день или даже месяц. Но это тот самый момент, когда понимание и чувствование синхронизируются, выравниваются и приходят в баланс.

Завершение — финальный этап любой игры, на котором игроки собирают и суммируют все полезное, что было в игровом процессе — и не всегда только их личное, иногда и то, что срезонировало у них в процессах других игроков.

Но не смотря на некие закономерности, которые прослеживаются практически всегда, психологические игры — это сплошная импровизация, в которой нет никакого четко заданного сценария. Неповторимость каждого процесса напрямую связана с уникальностью каждого участника — и благодаря этому есть масса вероятностей, как именно будет проходить каждая игра: это всегда непредсказуемо.

Игра — это первый способ обучения, который осваивает человек. Нет ни одной культуры, в которой отсутствовали игры. Детям хватает смелости и воображения примерить на себя какую угодно роль, прожить любой, даже самый невероятный сценарий. В детстве можно без какого-либо стеснения взять кусочек картона и сказать «это динозавр». И хоть наши слова не превращают бумагу в настоящего динозавра, но радость и удовольствие мы получаем неподдельные.

С возрастом люди теряют эти способности — бесстрашие, яркое воображение, естественные способности к перевоплощениям…. Жизнь усложняется, ставки повышаются, и к ценным вещам мы относимся все серьезнее и серьезнее. Почему-то многие привыкли думать, что серьезность, ответственность и зрелость — это одно и тоже.

Решая свои вопросы, осуществляя выборы, оценивая те или иные ситуации, большинство людей часто опираются на ту картину мира, к которой привыкли. С одной стороны — это здорово, ведь в постоянстве проявляются убеждения, ценности, так проявляется личность и уникальность. Но вместе с тем, это ограничивает и мешает увидеть то, что находится за этими границами, а ведь ответы и решения не видны сразу — скорее всего, они лежат там, куда еще никто не заглядывал.

Может показаться, что раз ответы лежат вне безопасной, привычной области, то для их нахождения необходимо выйти из зоны комфорта, покинуть пространство безопасности, т.е. попасть в зону дискомфорта, а то и каких-то болезненных переживаний. Но игры — это удивительная технология, которая вместо выхода из зоны комфорта позволяет ее расширять.

Игра — это универсальный инструмент, т.к. в ее пространстве возможно все. То есть вообще ВСЕ. Игровое поле — это карта другого мира, в котором можно изменять себя, можно представлять «а что, если…», смотреть на ситуации с таких точек зрения, с каких раньше просто не приходило в голову. И главное — это все понарошку, а не взаправду. А не взаправду — значит, не всерьез и не страшно. Хотя в этом кроется некий парадокс: процесс, который происходит, вроде бы не реален, а вот результат от него — вполне ощутим. Полное погружение в свой запрос и проживание его на уровне чувств и эмоций дает куда больше, чем холодный анализ.

В психологических, интеграционных и трансформационных играх заложено куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Мы просто не привыкли думать об играх о чем-то большем, чем просто о развлечении, а зря. В игровые форму запаковывается масса самых различных техник,многие игры основаны на метафорах, на эзотерических практиках, на технологиях развития креативного мышления и мн. др.

Сама идея применения игр для работы в области самопознания и саморазвития — невероятно интересна. Но все же не стоит забывать, что игра — лишь инструмент, и ключевым является не сама игра, а ее Ведущий. И как минимум половина успеха в первую очередь зависит от мастерства того, кто проводит игру.

Впрочем, если быть совсем честными, то об играх рассказывать бессмысленно — в них просто надо играть. Ведь у всех есть какие-то неразрешенные вопросы, не так ли?

Катерина Рабей, Москва, соавтор и ведущая психологических и трансформационных игр, соавтор курса игропрактики GameCoaching 2.0.
© К.Б. Рабей, 2020 г. © Публикуется с любезного разрешения автора

Психодиагностика как отрасль психологии.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Стр 1 из 6Следующая ⇒

Психодиагностика как отрасль психологии.

Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога.

Психодиагностика как наука (теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Это научно-исследовательская область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по оп-ределенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностика как практика (практическая деятельность) – психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это – основа деятельности любого практического психолога (М.К.Акимова). Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.

Диагноз — это распознавание. Следовательно, психодиагностика — отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.На основе результатов психодиагностики выстраиваются такие направления работы, как психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и т.д. Психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов. Психодиагностика, проводимая сама по себе, уже приобретает другой статус. Она может быть частью научного исследования (но не практической деятельности), может быть развлечением (по типу гороскопа, напечатанного в развлекательном журнале). Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, если ее данные оказывают какое-то практическое действие, например, на обследуемый объект.

Исторический аспект развития психологической диагностики (Ф.Гальтон, Г.Роршах, Ж.Пиаже, Р.Кетелл, Г.Ю.Айзенк).

В конце XIX века психология выделяется из философии в качестве экспериментальной науки. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а так же периферическое и бинокулярное зрение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории в других странах. В Англии Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки «антропометрики» особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин «тест», и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики. К достижениям Ф.Гальтона и его учеников можно отнести следующее:

1. В рамках лаборатории были обозначены три основных направления психодиагностики XX века. Диагностика интеллекта и способностей (основное направление лаборатории). Создан первый тест способностей, представляющий собой набор психофизиологических проб. Диагностика характерологических особенностей (с помощью опросников). Опросники определялись Ф.Гальтоном как «статистика поведения человека в ежедневных делах». Ф.Гальтону принадлежит идея проективной диагностики, а именно, идея использовать метод свободных ассоциаций для исследования личности.

2.Разработаны основы психометрики (психометрии) – науки о психологическом измерении; создан математико-статистический аппарат, используемый для конструирования тестов.

Основным пунктом критики Ф.Гальтона а его последователей явилось то, что разработанные ими тесты оказались невалидны, то есть результаты тестирования не соответствовали реальным успехам испытуемых и наблюдениям экспертов.

III. Психодиагностика в XX веке

В 40-60е года появились все современные тесты, например, тест Кеттелла на IQ. И все они используются по сей день. Тесты интеллекта появились первые и на них вылилась вся критика, но тесты интеллекта самые валидные и объективные.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза. На основе ассоциативного метода были разработаны методики Чернильных Пятен Г. Роршаха (1921)

Исторические корни психодиагностики: физиогномика, френология, графология.

В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как: френология, физиогномика, графология и хиромантия.

Френология – в переводе с греческого означает «нрав», «характер» и «учение». Френология – учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа. Физиогномика – учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности. Происходит от перевода двух греческих слов «природа» и «знающий». Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики.

Графология происходит от двух греческих слов: «пишу» и «учение». Графология – это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки.

Хиромантия – образована от двух греческих слов: «рука» и «пророчество». Хиромантия – одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний дерматоглифики. В середине прошлого, то есть ХХ века, усилился интерес антропологов и медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы, в которых указывается на связь между отельными особенностями рисунков кожных покровов и хромосомными аномалиями.

Основные понятия психодиагностики.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Методы (от греч. methodos – путь исследования или познания) – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках.

Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Тест – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

психодиагностический процесс — представляет собой сложную процедуру постановки психологического диагноза практическим психологом, требующую специальной подготовки диагноста.

анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта.

проективная методика – группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

тест интеллекта – особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

Анамнез — совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы.

психодиагностическая характеристика (заключение) — краткая психологическая характеристика состояния развития ч-ка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Понятие метода и методики. Требования к адаптации методов и методик.

Требования к методикам

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт), должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.; б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ввода в компьютер, используемый для предъявления заданий и анализа ответов; в) процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов; г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы); д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы; е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы:

а) данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. Дополнение: инструкции по применению снабжаются указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок; б) инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко-или видеозаписей и т. п.); в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту; г) пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экепертжж согласованности на эталонном наборе данных; д) головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций в обязанности- которых входит / составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться пригодной для применения в практической психологии. Это не исключает возможность применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

Основные понятия психометрики в психодиагностике. Понятие об измерении.

В состав психодиагностики входит дифференциальная психометрика — наука об измерении различных психических свойств. Результатом деятельности в данном направлении является оценка возможности измерения различных психических свойств и создание адекватных процедур их измерения.

Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков, или индикаторов, определенных психических качеств, структур, состояний или процессов к наличию и/или выраженности этих психологических переменных у объекта исследования.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика «обслуживает» предметные области психологической науки, саму психодиагностику «обслуживает» так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

Содержательная характеристика рисуночных тестов. Тест «Дерево». Тест «Дом-дерево-человек». Тест «Несуществующее животное». Тест «Рисунок семьи».

Рисуночные методики в психологической диагностике

Широкая категория методик, включающая достаточно много форм относительно свободного самовыражения. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта.

Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).

1. Свободные.

Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами».

2. Тематические.

Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею.

2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты.

2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони).

2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных».

2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.

2.2.1. «Символические» — символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие».

2.2.2. «Моделирующие» — моделирование ситуации прошлого или будущего.

«Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».

Психодиагностика как отрасль психологии.

Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога.

Психодиагностика как наука (теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Это научно-исследовательская область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по оп-ределенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностика как практика (практическая деятельность) – психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это – основа деятельности любого практического психолога (М.К.Акимова). Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.

Диагноз — это распознавание. Следовательно, психодиагностика — отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.На основе результатов психодиагностики выстраиваются такие направления работы, как психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и т.д. Психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов. Психодиагностика, проводимая сама по себе, уже приобретает другой статус. Она может быть частью научного исследования (но не практической деятельности), может быть развлечением (по типу гороскопа, напечатанного в развлекательном журнале). Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, если ее данные оказывают какое-то практическое действие, например, на обследуемый объект.

1Следующая ⇒

Тойымбетова Д.С.

Молдахметова Г.М.

Костанайский государственный педагогический институт

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Игровые методы обучения в преподавании психологии

Целью преподавания психологии в высшей школе является предоставление будущим специалистам и преподавателям вузов знаний о закономерностях возникновения, особенностях функционирования психики, развитии и формировании свойств и характеристик личности как «элементарной части» общества, без ориентации в которых невозможно понимание индивидуального поведения человека и поведения людей в социальных группах.

Преподавая психологию необходимо организовать учебный процесс так, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, объяснение и анализ ее.

Одним из основных требований в преподавании психологии является развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии. Опираясь на интерес учащихся к внутреннему миру человека, преподаватель помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.

Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности обучаемых (что означает интерес к своей будущей профессии – учителя, воспитателя, тренера, менеджера и т.д.).. Анализируя результаты наблюдений, преподаватель помогает обучаемым лучше понять причины некоторых явлений. Например, понять причины невнимательности детей на некоторых уроках, изменения в поведении и т.д.

Чтобы научить обучаемых наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель сам должен уметь наблюдать, анализировать, обобщать психологические факты.

Немаловажное значение здесь приобретает вопрос использования методов, технологий обучения, преподавания.

Именно активные методы

обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе. Есть в преподавании каждого учебного предмета свои специфические методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины. Есть и более общие. С точки зрения психологии их можно разделить на «три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Это методы: а) программированного обучения, б) проблемного обучения и в) интерактивного (коммуникативного) обучения» [45; 12]. Такова классификация, данная В. Я. Ляудис. [4]

Преподавание психологии ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирования современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности., что соответствует основным ориентациям современной концепции образования.

Среди таких компетенций можно отметить следующие:

— необходимо научиться действовать в рамка согласованных целей и задач;

— нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера; научиться кооперироваться, идти на компромисс.

— следует уметь самостоятельно развиваться;

Формирование подобных компетенций возможно через соответствующий опыт деятельности общения, и такой опыт может быть получен в режиме интерактивного обучения. [1]

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

К игровым интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

Лучшим способом воспроизведения и изучения проблем в учебном процессе служит игра, содержащая групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. С такой точки зрения игра как активная форма учебной деятельности студентов выступает в качестве одной из основных форм организации проблемного обучения в учебном процессе вузов.

В учебной игре сочетаются два своеобразных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности.

В учебной игре процесс решения задачи должен быть поисковым, исследовательским. Не менее важно и то, что решение большинства задач носит вероятностный характер. Требования к учебным задачам просты и выполнимы: задача должна быть актуальной, ее решение должно требовать от студента базовых знаний, воображения и проявления творческих способностей. Задача должна быть достаточно сложной и в то же время доступной для решения, она должна побуждать к приложению имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов и фактов, методов решения, благодаря чему студенты будут приобретать новые знания и умения.

Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству проведением в свете достижения профессиональной цели — решению поставленных педагогических задач.

Цель игровой деятельности студентов триедина: получение знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной работе; оценка самого себя в играемой роли, что имеет большое воспитательное значение для студента; победа в соревновании между группами студентов.

Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловая учебная игра – моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оперированием. [2]

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования обще- учебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций. Ролевая игра предполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характе ром своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры. Понятия ролевой и деловой игр не тождественны, хотя частично их содержание совпадает.

Деловые игры тоже предполагают распределение ролей между участниками, но процедура деловых игр в отличие от ролевых структурирована и регламентирована, в то время, как ролевые игры представляют собой свободный процесс импровизации в рамках ролевых «ограничений», направление которого определяется самими участниками в соответствии с их индивидуальными особенностями. Если в деловой игре, как правило, перед игроками стоит необходимость достижения общей цели, то в ролевой игре ролевые цели игроков могут не совпадать и даже противоречить. В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность. Ролевая игра позволяет расширять репертуар поведенческих реакций, развивать профессионально-важные качества личности (креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию и т.п.). Однако управление ролевой игрой, анализ ее процесса и результата требует от преподавателя специфических умений и компетентности в психологии групповых процессов. В частности, умение организовывать групповую рефлексию, которой должна завершаться любая ролевая игра, во время которой личные впечатления, переживания и самооценка участников игры соотносится с впечатлениями, переживаниями и оценками наблюдателей, а так же с объективными результатами игры.

В последнее время игровые методы обучения получают все большее распространение. Игровые методы основываются на психолого-педагогических принципах и успешно применяются в практике высшей школы. Методически правильно построенные деловые игры служат эффективным средством обучения. Их можно проводить перед изложением лекционного материала, после него или организовать на основе ДИ весь учебный процесс. Следует отметить, что при опоре на имеющиеся знания деловая игра проходит более качественно и содержательно. [3]

Однако не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Негативная сторона деловых, ролевых игр связана с недостаточно глубоким пониманием их сущности прежде всего как педагогического явления, главное в котором – не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Кроме того, применение игровых методов в обучении требует от преподавателя серьезной подготовки в специальных областях. Учитывая все особенности применения игровых методов обучения можно наиболее успешно, эффективно организовать отдельное учебное занятие и весь учебный процесс в целом, применительно к любой сфере образования и практически любой дисциплине.

Использованная литература:

1. Панина Т.С. Современные способы организации обучения: Учеб. Пособие. – М., «Академия», 2006г.

2. Реутова Е.А. Применение активных и интерактив- ных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новоси бирского ГАУ).– Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.

3. Селевеко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.:Нар. образование, 1999.

4. Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. М. «Академия». 2006 г.

Психологическая диагностика: понятие, область применения

Психологическая диагностика

— наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики

— это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам.

Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.

Количество примеров практических задач, требующих постановки психологического диагноза, может быть многократно увеличено. По существу, учет индивидуально-психологических особенностей людей необходим для повышения эффективности любой деятельности. Это касается и работы психолога-практика, чья задача — оказание разных видов помощи обращающимся к нему индивидам. В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, жизнью в целом). Так, в работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место.

Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности обратившегося за помощью.

Итак, психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога

, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.

Обе названные функции психодиагностики (создание методик и их использование на практике) не осуществляются изолированно, они могут обнаруживаться в единстве, в деятельности одних и тех же специалистов. Так, создатели методик нередко не только проверяют их, но и применяют на практике, решая определенные прикладные задачи, возникающие в работе, а также опираются на опыт психологов — пользователей методик.

Вместе с тем практические психологи не только применяют уже разработанные диагностические методики; они в своей деятельности нередко сталкиваются с необходимостью составить схему наблюдения или сформулировать вопросы диагностического интервью, разработать тест достижений или биографическую анкету и пр. Поэтому психологи-практики должны обладать навыками конструирования таких методик.

Еще одно объединяет создателей методик и практиков: в какой бы сфере ни работал психодиагност (в научно-исследовательской или прикладной), он не должен забывать о том, что психодиагностика составляет одну из отраслей психологической науки. Поэтому без глубокого научного знания, без понимания принципов и законов психологии нельзя заниматься психодиагностикой.

Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым «психологическим тестом» считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми. Среди них были, например, такие: «Какой телескоп является самым большим в мире?», «Каков вес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?», «Какой город в Соединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?». Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого «теста», и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.

В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание методик требует большой исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.

Отсутствие теоретической базы было основной причиной критических выпадов в адрес психодиагностических методов (тестов), их считали «слепыми пробами» (выражение Б. М. Теплова) из-за того, что тестологи нередко не умели обосновать и объяснить того, что зафиксировано в результатах тестирования. Углубляясь в обслуживание практики, диагностика на раннем этапе своего развития стала отдаляться от психологии. У нее сложился свой понятийный аппарат, свои методические процедуры и критерии достижений. Возникла угроза депсихологизации диагностики.

Однако за последние десятилетия теория психологической диагностики сделала большой шаг вперед, и хотя нельзя признать, что уже сделано все возможное и необходимое в этом направлении, сейчас достигнуто главное — общее признание того, что психологическая диагностика не может быть оторвана от основного пути развития общей психологии и всех ее отраслей. Безусловно, остается ряд теоретических проблем, требующих своего решения (соотношение между константностью и изменчивостью индивидуальности, генотипические и средовые факторы развития, природа и сущность способностей и одаренности и др.), но чаще всего это общепсихологические проблемы, решение которых возможно только совместными усилиями психодиагностов и представителей других отраслей психологии. Процесс теоретического осмысления ряда психологических явлений и свойств далек от своего завершения, и это объясняется не только уровнем развития психологической науки в целом, но и сложностью изучаемых ею объектов. Неоднозначное толкование психологических явлений и свойств, конечно, препятствует разработке методов их диагностики. Но это не означает, что не должны проводиться исследования в направлении уточнения тех характеристик, которые оцениваются психодиагностическими методиками.

Теоретическое обоснование психодиагностических методик обусловлено не в последнюю очередь практической необходимостью интерпретации их показателей. Вопрос о правильной оценке результатов испытуемого при диагностировании следует отнести к числу самых важных и сложных для диагноста. Строго диагностическое и, тем более, прогностическое значение первичная информация, получаемая с помощью методик, приобретает только в результате корректной и квалифицированной ее интерпретации, которая основана на отчетливом понимании сущности того, что измеряется. Помимо этого, как отмечалось выше, очевидно, что правильный диагноз невозможен без знания основных законов психологии. Например, такого, как закон апперцепции, согласно которому постулируется, что человек воспринимает мир (и любой его стимул) не непосредственно, снимая слепки с действительности, а опосредованно, пропуская его сквозь призму личного опыта. Последний не только направляет восприятие и понимание диагностических заданий, но и вызывает определенные ответные реакции на них со стороны испытуемых, обусловливая дифференциальные различия. Следовательно, без опоры на подлинные научные психологические знания невозможна квалифицированная интерпретация диагностических показателей.

Вместе с тем нельзя не признать, что развитие психологической диагностики способствует исследованиям в других областях психологической науки. Дело в том, что знание и оценка индивидуальных различий между людьми необходимы для того, чтобы определить границы действия законов психологии, а также приблизить ее к реальной жизни, сделать практически полезной. Выдающийся отечественный психолог Б. М. Теплов писал, что если общие психологические закономерности не опосредованы знанием индивидуальных различий, то они становятся столь абстрактными, что их практическая ценность представляется сомнительной.

Одной из острых проблем современной психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области психодиагностики. В связи с этим принципиально важно понимать, к каким последствиям может привести использование психодиагностических методик непрофессионалами, дилетантами — людьми, далекими от психологии и психодиагностики. Использование диагностических методик неспециалистами приводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос подготовки квалифицированных психодиагностов, а также тщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, кто использует диагностические методы.

Следует отметить, что один из симптомов непрофессионализма — так называемая «диагностомания», проявляющаяся в стремлении во что бы то ни стало и как можно быстрее поставить диагноз, сделать выводы по неотчетливым и недостаточным признакам.

Диагностомания

— это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее часто сопровождает чрезмерное, иногда недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными «житейскими» словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.

Еще одно проявление непрофессионализма — представление о том, что если применяется психодиагностическая методика, то ее выводы могут использоваться в качестве безоговорочных рекомендаций. Например, при отборе работников, при распределении их по разным видам работ, в консультировании и пр. Между тем специалист понимает, что результаты любой методики должны быть включены в комплексную оценку, включающую другие данные об индивиде.

К непрофессионализму можно отнести и неправильное представление о возможностях применяемых психодиагностических средств, абсолютизацию получаемых с их помощью данных.

Неквалифицированный пользователь рассматривает диагностические показатели испытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи.

Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные с ними границы выводов, которые на их основе можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения.

Специалист-психодиагност ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, среди которых соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.

Все перечисленные и целый ряд других не менее важных вопросов относятся к теоретическим основам психологической диагностики. Без их понимания невозможно правильное применение диагностических методик.

Справедливая оценка отрицательных сторон и недостатков диагностических методик не должна приводить к нигилистическому отрицанию психологической диагностики, признанию непригодности ее методов для решения практических проблем. Плохи не тесты и другие методы психологической диагностики, а неправильное их использование без опоры на знание теории этой науки. Кроме того, довольно часто диагностические методы упрекают в тех недостатках, которые существовали в них в 30-50-е гг. (отсутствие теоретической валидности, неучет социокультурных различий индивидов и пр.). Как указывали в конце 60-х гг. XX в. ведущие отечественные психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, преувеличение недостатков психодиагностики, неправомерно расширительное толкование критических замечаний по отношению к тестам привели к отказу в 30-60-е гг. XX в. в нашей стране от разработки научно-обоснованных методов диагностики.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности

человека. Перечислим некоторые

из них.

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания.

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:

контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

оценка школьной зрелости;

выявление причин неуспеваемости;

отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;

решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

профессиональная ориентация и др.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей.

Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагностики — психологическое консультирование

, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности.

Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз.

Работа психолога — судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судеб-но-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога — судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах

, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которые следует преодолеть.

Во-первых

, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты.

Во-вторых

, это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представлений об измеряемых ей характеристиках.

В-третьих

, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих ее стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.

И, наконец, в-четвертых

, еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Кроме того, встречается и чистая любительщина, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не имеющими необходимых специальных знаний не только в области психологической диагностики, но у которых вообще отсутствует психологическое образование.

Настоящим бедствием для отечественной психологической диагностики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками. Для

любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требование ограничения распространения своих методик — это одно из основных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию. Предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессионального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявления психологических особенностей. Вряд ли поэтому можно считать психодиагностами тех, кто публикует сборники диагностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались, — «Лучшие психологические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000) — неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что психологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно — в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]