Per scholae ad vitae (От школы — к жизни)
Заинтересованность человека в различных областях знаний облегчает ориентирование в социальном пространстве. Это позволяет ему не зацикливаться на преодолении поэтапных препятствий, а проявлять активность в широком диапазоне возможностей. Развитие такой позиции происходит в течение целой жизни.
Но формирование стартового потенциала социально активного человека возложено, разумеется, на школу. Она и является местом, в котором человеку предстоит провести самый ответственный для него возрастной период. В это время он претерпевает наибольшие личностные изменения в жизни. Недаром говорят, что после школы открыты все дороги. Или, что выпускники получают путевку в жизнь…
Учащийся должен быть вовлечен в процесс приобретения знаний полноценно и с учетом своих личностных особенностей. Если человек ведет себя как аутсайдер, участие его в учебном процессе не будет иметь результата.
Он не только не приобретет знаний, но продолжит замыкаться в своей социальной нерасторопности. Поэтому педагогу нельзя не принимать во внимание очевидные «пробуксовки» учебного и воспитательного процесса на таких учениках.
Если самооценка кого-то из учащихся завышена, то это тоже экстремальный вариант позиционирования себя в социуме. В этом случае гиперактивность обладающего значительным самомнением одноклассника неизбежно влияет на общую атмосферу обучения. Наносится и персональный вред социально неустойчивым, слабохарактерным ученикам.
Такое явно отрицательное доминирование осложняет любые учебные мероприятия, способствует психологической напряженности. И, конечно же, сам горе-лидер оказывается, в результате, пострадавшим в неказистой борьбе за репутацию.
Подобные проблемы встречаются в любой социально замкнутой группе. Подростковый коллектив, к сожалению, отличается тем, что более рефлексивен и уязвим в подобных социальных коллизиях. Важно помочь каждому учащемуся обрести правильную мотивацию, сообразуясь с его лучшими качествами. В идеале, познавательное пространство должно принадлежать каждому ученику в равной степени. Добиться такого высокопродуктивного реализма, разумеется, невозможно.
Но именно такая цель должна определять самоотверженные действия педагога. Без попыток искать и находить решения в этом направлении обучение останется перешагиванием через массу пустых голов. Только высвечивание личностных проблем и слабых звеньев в коллективе обучаемых, спасет учебный процесс.
Он пойдет при этом по неблагодарному пути накопления трудностей. Но проявленное индивидуальное внимание, пусть и в ущерб регламентной, формальной эффективности, будет наиболее честным действием.
И оно должно быть вознаграждено. Учащийся с пониженной самооценкой отзовется проснувшимся в нем интересом к познанию. Неформальный лидер будет подчеркнуто «недооценен» с позиции его надменности и лицемерия. Но он получит общее для всех приглашение к полноценному участию в наработке действительно полезных знаний.
Вот тогда-то дозволяется говорить о возможности самореализации для каждого подрастающего ученика. И это явно не публичное кредо, и не преследование общественных интересов. Скорее, это процесс, связанный с воспитанием в себе воли к открытию мира в сугубо личных ракурсах. Когда не столько наслаждаешься доступными сторонами бытия, а пробуешь применить себя в нем.
Самореализация личности ребенка посредством привлечения к творческой деятельности
Самореализация личности ребенка посредством привлечения к творческой деятельности.
Автор — составитель:
Игумнова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
МКУ ДО ЦДОД г. Вятские Поляны,
1 квалификационная категория.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека — через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей, учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.
Но в природе ничего не происходит само по себе. Ребенок – существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен. Но он лишь помощник, защитник, советник, наконец, образец для подражания. Но не надзиратель, не «скульптор». Его задача – создавать условия для саморазвития ребенка. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, пихать и пинать. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, сильным и прекрасным, как ему предписано природой.
Творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи.
С детства мне нравилось создавать что-то своими руками, всегда было стремление познать новый вид рукоделия. Позднее увлеклась вязанием и очень рада, что со временем это хобби стало профессией.
Вязание
является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.
Активное ожидание или творческий прорыв
Самореализация зависит от активности взаимодействия с миром. Она задействует многие инструменты психологического развития. Такие, как подражание идеалам, моделирование сценариев достижения цели, творческая интерпретация известных успешных алгоритмов.
Стремление самореализоваться возникает с возможностью раскрыть свой потенциал творческих побуждений. Условия и расположенность к этому окружающих факторов могут и не сложиться. К тому же, у каждой личности потребность в самореализации оформлена по-своему, со своими предпочтениями.
Поэтому поддерживать этот праведный огонь в юных и формирующихся еще умах – задача высшего педагогического приоритета.
Путей ее решения предлагается много. Еще больше опробовано устоявшихся практик. Однако приверженность к соблюдению методических установок в них мало совместима с первоначальным благородным замыслом. Иногда деликатная цель искажается форсированием, применением опосредованных тривиальными способами упрощений.
Вспомогательные педагогические инструменты способны помочь результативному самостоятельному развитию личности только в атмосфере мудрой доброжелательности.
В психологии преподавания существует выверенная в этом отношении система, получившая известность как прием «ожидания». Имеется ввиду следующее. Педагог может занять в отношении ученика позицию заинтересованного пассивного наблюдения. В том плане, что ему как бы известен огромный внутренний потенциал подопечного.
Остается только ожидать его успешных и результативных проявлений. В свою очередь это негласная благожелательность учителя заставляет учащегося мобилизоваться и поверить в свои возможности.
Создаются предпосылки для качественной самооценки максимального изыскания внутренних ресурсов. Ученик, чувствуя постоянное участливое внимание педагога, стремится оправдать его ожидания. К нему приходит желание успеха, добиться которого в своем обычном, «рассредоточенном» режиме куда сложнее.
В этой связи интересны наблюдения социолога Б. Такмена. Он подметил, что педагог, как правило, активнее задействует в опросах обучаемых с более высоким ожиданием. Эта подсознательная «дискриминация» и должна послужить для учителя ориентиром в выравнивании работы с группой.
Баланс опроса должен быть смещен в сторону тех учеников, в отношении которых уровень ожидания ниже. То есть, планка востребованности для неактивных учащихся поднимется. Эпицентр учительского внимания переместится в их сторону, что утвердит их в полноправности своей самореализации.
Конечно, выводы здесь не должны быть настолько утрированы. Ведь задача с повышением планки ожидания для отдельных учеников не является окончательной. Остается еще потребность в стимулировании самоотдачи получившего «порцию» внимания ученика.
Вовлечение его в проект ожидания еще не является панацеей для становления его активной самостоятельности. В этом остается уповать как на индивидуальные качества учащегося, так и на интуицию педагога.
Детские организации в школах
Под самореализацией детей мы понимаем осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация ребенка как процесс предполагает следующее: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие; разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности субъекта.
Самореализация ребенком своего “Я” связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие — первично, это объективный процесс, не зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание — управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего “Я”.
Условием и движущей силой самореализации ребенка в детской общественной организации является поле самореализации. Понятие “поле” обозначает определенное внутреннее “тяготение” субъектов друг к другу, взаимное стремление взаимодействовать, результатом которого является их совместная деятельность.
Поскольку в детской общественной организации поведение одного ребенка связано с поведением других и взаимодействие в организации определяется мотивами участников, мы ввели понятие “поле самореализации”. По аналогии наблюдаемый процесс самореализации есть функция поля, образуемого взаимозависимыми факторами, влияющими на этот процесс. Изменение условий самореализации детей изменяет их мотивы и их самих; с другой стороны, воздействие на участников процесса самореализации будет влиять на поле самореализации и всю исследуемую систему.
Поле самореализации возникает тогда, когда есть сфера общих социальных интересов. Если взаимодействие детей в процессе самореализации межличностное, только в процессе общения, то цикл его ограничен тремя замкнутыми звеньями: определение общих социальных интересов — формирование поля самореализации — расширение сферы социальных интересов. Если взаимодействие предметное, то при наличии общего социального интереса и возникшего на этой основе поля самореализации выделяется предмет совместной деятельности, определяются ее цели, проектируется комплекс совместных социальных действий, организуется реализация целей совместной деятельности, проводится поэтапный анализ социальных действий, осуществляется коррекция социального поведения и деятельности. В результате всего происходит не только самореализация, но и расширение сферы социальных интересов детей.
В этом замкнутом цикле ни одно звено не приобретает самодовлеющего значения, поскольку зависит от остальных звеньев и наоборот. Все они связаны внутренним динамическим единством.
В соответствии с вышесказанным под полем самореализации мы понимаем наличие возможностей для детей реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности, которые представляет им детская общественная организация в процессе организации совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции.
Создание поля самореализации предполагает:
организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;
оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями;
создание в детской общественной организации обстановки сотрудничества и взаимопонимания.
Многое зависит в самореализации и от способа организации общественно значимой деятельности членов детской организации. Между способом организации жизнедеятельности членов детской организации и их удовлетворенностью ее результатами также существует прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому говорить и о такой закономерности, как зависимость результатов самореализации от способа организации той деятельности, в процессе которой она осуществлялась.
Перейти на страницу: 3
Потенциал рефлексии
Проблематика самоорганизации, умения формировать у себя рефлексивные навыки выходит на передний план изучения личностной реализации. Например, автор развивающих методик в обучении Д. Эльконина, видит в решении таких вопросов широчайшее педагогическое поприще. Она считает, что следует организовывать учебный процесс более универсально.
Чтобы все его стороны и стадии работали на развитие интеллекта ребенка. То есть, структура обучения должна содержать элементы, которые обеспечат самостоятельное познание. Создадут почву для принятия учащимися значимых решений на каждом этапе получения знаний.
Полезная рефлексия учащегося заключается не только в самодисциплине. Он должен быть поощряем в контроле своего развития именно организацией процесса обучения. Когда познавательный цикл ориентируется на возможность получать учащимися адекватное представление о своей в нем деятельности. Это достигается интерактивными групповыми приемами: диспутом, перекрестным диалогом, аргументированием, полилогом, взаимными комментариями.
Необходимость такой активности в том, что самопознание выходит из замкнутых индивидуальными представлениями переделов. Оно подкрепляется мнениями, тенденциями, внешними характеристиками. А это уже действительно серьезный шаг в самооценке для вырабатывания навыков социализации. И речь здесь идет не о преодолении многих сомнений, свойственных всем нормально развивающимся детям.
Самореализация детей.
Логический
Физический
Музыкальный
Художественно — эстетический
Полезно знать приоритетный канал восприятия своего ребенка («Общаться с ребенком, как?», автор: Гиппенрейтер»), как конкретно легче донести до его сознания необходимую информацию. Поэтому важно определить, что у него первично :
Осязание(кинестэтик)
слух (аудиал)
Зрение(визуал)
Как обычно родитель влияет на выбор увлечения, вида деятельности своего ребенка?
Во первых: Можно с уверенностью сказать, что каждый родитель бессознательно стремится к реализации тех неосуществленных желаний, способнотей, которые свойстенны ему самому, он, будет стремиться к декомпенсации.
Во вторых
Родитель, проявляя понятное беспокойство за дальнейший профессиональный выбор своего ребенка, старается развернуть, направить его в сторону престижной профессии, обеспечивающей достаток и положение в обществе. Поскольку родитель, само — собой, является значимой личностью, даже при отсутствии ярко выраженного внешнего давления на ребенка, воздействие, так или иначе, оказывается самим предпочтением родителя данного вида деятельности.
Не секрет, что в настоящее время процент детского контингента нуждающегося в коррекции эмоционально-волевой сферы увеличивается. Важно осознать, что точность выбора объективно отразится на всех уровнях:
души
тела
взаимодействия в социуме
Сущность дополнительного образования детей выражается через единство и взаимовлияние таких свойств, как не формальность, самодеятельность, творческое сотрудничество, межличностное общение, свободный выбор. Этот тип образования функционирует за границами формального образования и, будучи свободным от жестких регламентов, стандартов и требований к результатам последнего, дополнительное образование ориентируется на конкретные ожидания, интересы, потребности, нужды и образовательные запросы детей, их родителей, различных социальных, профессиональных, демографических групп населения.
В случае, вынужденного перехода учреждения допобразования на самофинансирование,
включаются данные механизмы, определяющие вынужденные поправки предпочтений.
Влияния взрослого на еще ,не вполне осознанный , определившийся выбор ребенка.
Во многом – это уже выбор «ОТ УМА» , который размывает, перебивает смутные представления ребенка о своем призвании.
Основной принцип — добровольности может нарушаться под воздействием внешних факторов: вынужденный отказ в пользу другой деятельности, обусловленной рейтинговыми показателями, модными тенденциями; убеждения ,основанные на ложных ценностях рационального выбора личности; игнорирование, подавление глубинных потребностей сущности – расположения сердца, природных склонностей, способностей. Возможно воздействие мнения значимых личностей , страх невостребованности в социуме . Под воздействием формальных ценностных приоритетов развивается процесс рационализации волевого начала . Ложные представления и утверждения являются причиной ошибочных установок, — развивается неуверенность, формируется недоверие себе. Траектория личностного развития значительно искривляется. Время поиска увеличивается . Результатом является осуществление ложных целей. Личность получает горькие уроки судьбы. Количество отрицательных переживаний увеличивается, — приводит к разочарованиям. КПД деятельности снижается, психическая отягощенность увеличивается (дисфория, депрессия). Человек становится не такой «как все», а хуже себя самого. Внутренне это всегда ощущается , как недостаточная состоятельность личности. Проблемы эмоционально — волевой сферы проявляют себя во взаимоотношениях в обществе. Сожаления и неудовлетворенность — ядовитые эмоции- изменяют химию крови. Снижают энергетический потенциал. Для того, чтобы осознать важность выбора стоит только осознать потери или приобретения всего существа в целом: и как личности и как биологического организма. Вопрос ощущения себя самим собой. Иными словами вопрос удовлетворения и душевного покоя.
Оценивая себя, утверждаешься во многом
Привычное отношение к возможности развиваться среди сверстников формируется, если уметь полагаться на свою индивидуальность. Учащийся приобретает способность самокритично разбираться в своем влиянии на происходящее. Он может теперь руководствоваться наработками тех качеств, которые опробованы в разностороннем общении.
Корректировка познаваемых состояний развития уже не вызывает психологического дискомфорта, связанного с недостатком продуктивного общения. И прекрасно, если при этом удается убедительно для себя самого анализировать ход событий и делать выводы. В этом случае открыта возможность достижения оптимистичных результатов и самооценка работает правильно.
Однако навыки в оценке своих достижений еще не характеризуют учащегося с позиции активного преобразователя своего личного мира. Критерием такой способности является умение самостоятельно мыслить. Поэтому качественный процесс самооценки обобщает в себе следующие условия:
- Разработка педагогом критериев и эталонов, по которым происходит оценивание способностей учащихся. Обязательной составляющей этого этапа является ознакомление детей со всеми элементами оценки. Аргументация ее получения должна быть максимально прозрачна;
- Обеспечение необходимой привлекательности процесса, соответствующего психологического настроя на проведение анализа достижений;
- Ситуационная подготовка к оцениванию. Учащимся, после ознакомления со всеми эталонами и критериями, предоставляется полная самостоятельность в сопоставлении результатов;
- Стимулирование у учащихся самостоятельного прогнозирования последующей деятельности. Они могут составлять программы, планировать желаемые изменения в зависимости от полученных ими наработок и результатов;
- Приучение к полной реалистичности позиций самоконтроля и самооценки. В этом помогает постоянный разбор собственных ошибок, без преодоления нельзя двигаться дальше.
Таким образом, развиваются необходимые для приобретения способности к самореализации рефлексивные навыки. Творческому подходу в этом деле способствует стимулирование самостоятельности при выборе заданий, способов их выполнения.
Умение видеть цель
Обретение навыков самоконтроля и рефлексии необходимы для следующего этапа воспитания в учащихся стремления к самореализации. Таким шагом является сознательное целеполагание. То есть саморазвитие приобретает направленность в соответствии со значимой и четко представляемой целью.
От этого зависит и эффективность всей последующей работы над собой. Ведь намеченная перспектива определяет круг стремлений самореализации. И чем она шире и в то же время значительнее для личности, тем качественнее будет самоорганизация. Общая перспектива, несомненно, подразумевает целый ряд рабочих целевых задач. А вот в их достижении обнаружится и увлеченность, и творческий потенциал, и приобретение умений и навыков.
Итак, освоение жизненных позиций в современном обществе требует от учащихся очень большого диапазона личных качеств. Чтобы иметь требуемую адаптивную активность, нужно научиться самостоятельно принимать верные и своевременные решения. А чтобы эти навыки давались легче, необходима заинтересованность и творческий подход. Вот в этом и заключается стимулирование развивающейся личности к самореализации.
Мое искреннее уважение всем, кто терпеливо шел вместе со мной к итоговым выводам этой трудной статьи. Дискутируйте, выражайте свою позицию в комментариях. Буду рада любому диалогу с неравнодушными читателями. До встречи на моих страницах.
С Уважением автор блога Наталия Миновская
Самореализация педагогов ДОО в информационной среде
Работа с родителями (№ п/п, формы, содержание)
Учебно-методическая и справочная литература
(№ п/п, название, автор, издательство, год издания)
«Достижения педагога»
— Анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников в учебном году
— Результаты педагогической диагностики детей по освоению программы
— Участие детей в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях
(Год мероприятия, название работы, участники, результат участия (диплом, грамоты)
«Поощрения, награды, отзывы»
(№п/п, название документа, содержание, кем выдан, когда выдан)
«Общественная деятельность педагога»
— Участие в конкурсах жюри.
— Участие в спортивных городских мероприятиях (выступление на праздниках, участие в экспертных группах, руководство метод объединениями (творческими группами)
Оформление портфолио
Портфолио педагогических работников оформляется в печатном варианте в виде папки-накопителя с файлами.
Шрифт: Times New Roman, размер 14 пт.
Интервал между строк: полуторный.
Отступ абзаца равняется 6 знакам.
Рекомендуемый объем работы – 15 – 25 страниц.
Поля: левое – 30мм., правое – 20мм., верхнее – 20мм., нижнее – 20мм.
Номерация страниц: низ, правый край.
Каждый материал, включенный в портфолио, датируется.
К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.).
При оформлении портфолио педагогических работников ДОУ необходимо соблюдать
следующие
требования
:
систематичность и регулярность самомониторинга;
достоверность, включенных в портфолио материалов;
целостность, тематическая завершенность материалов;
аналитичность, нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;
аккуратность и эстетичность оформления в печатном виде;
отметка-подтверждение методиста или заведующей ДОУ.
Портфолио ДОУ
Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии. Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего.
Портфолио коллектива
Портфолио коллектива – один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив – это группа дошкольников, педагогов, кружок, метод. объединение, творческий коллектив и пр.
Целью создания портфолио коллектива является представление достижений, результатов труда коллектива, разработка комплексного подхода, системы работы по реализации отдельной задачи, создание и обобщение опыта по определённой проблеме, подготовка к конкурсу, смотру и т. д.
Портфолио семьи
Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем» и многое другое.