Действие как элемент деятельности
Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).
Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.
Что такое человеческая деятельность
Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.
В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.
Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.
Управленческая деятельность: её особенности, структура и характерные черты
Актуальностью выбранной темы состоит в том, что среди всей разносторонности проблемы практики и теории управления важнейшее место, несомненно, принадлежит совокупности вопросов, связанных с введением деятельности по управлению, а кроме того с индивидуальной деятельностью руководителя. Аналогично тому, как субъект управления играет центральную и самую значимую роль в любой системе, так и изучение этой деятельности является важной проблемой теории управления. От правильного, полноценного понимания характера и сущности управленческой деятельности в основном зависит решение всех других управленческих усложнений и проблем, формирование адекватного общего понятия о «науке управления». Изучение деятельности руководителя связано с определенными трудностями.
Управленческая деятельность – это такая модель профессиональной деятельности, нестандартность которой определяется ее основной и общей задачей – важность совместной организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей и задач, а также опорой при этом на принцип иерархии. Управленческая деятельность распознается интеллектуальным содержанием, так как нацелена на выработку, практическую реализацию и принятие управленческих решений, предназначенных для изменения состояния и течения общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она показывает социальную действительность и все то, что происходит в ней, находит ресурсы, которые в ней находятся, средства и резервы, а так же находит оптимальные методы ее совершенствования и перехода на более высокий уровень. Главный ее смысл – освоение новой характеристики управляемого процесса, что невыполнимо без значительных усилий. Управленческая деятельность представляет собой систему управленческих процессов. Управленческие процессы — это целенаправленные решения и действия, которые используются менеджерами в определенной последовательности и комбинации. При этом не стоит забывать, что не все менеджеры занимают одинаковую позицию и роль в организации. В организациях существуют иерархии, менеджеры выполняют различные функции, также есть и различные виды управленческой деятельности.
Рисунок 1. — Структура управленческой деятельности [2]
Управленческая деятельность, как вид профессиональной практической деятельности, обладает едиными отличительными чертами, присущие последней. Среди которых: редкость и непредсказуемость деятельности человека в конкретных условиях, умение приспособления к меняющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и прогрессированию. Помимо всего этого, управленческая деятельность характеризуется комплектом характерных ей отличительных черт:
Рисунок 2 — Характерные черты управленческой деятельности.
1. Субъектность управленческого дела. Любая деятельность субъектна, так ее всегда реализует некий субъект, а в случае управленческой деятельности личные свойства субъектов управления, их позиция и профессиональный опыт имеют важное значение.
2. Самостоятельное целеполагание, реализуемое субъектом управленческой деятельности, является ее существенной чертой. Чаще всего, он самостоятельно формулирует задачу своего движение и задачу деятельности управляемой системы, разделяет их на задачи, выражает способы свершения цели.
3. Опосредованность преуспевания управленческой деятельности состоит в том, что успехом управленческой деятельности считается управляющее воздействие, оказываемое на регулируемую систему. Данное влияние осуществляется не само по себе, а с целью предоставить требуемое поведение управляемой системы. Темой управленческой деятельности является деятельность управляемой системы. То есть финальным результатом этой деятельности является результат деятельности управляемой системы. И, безусловно, согласно этому результату расценивается результативность управления, результативность управленческой деятельности. Эффективность работы каждого управляющего субъекта характеризуется эффективностью функционирования, возглавляемой им организации.
4. Творческий характер управленческой деятельности. Фактически, управление, как показывает практика, это процесс принятие решений. А такой процесс нельзя полностью смоделировать, так как в нем всегда присутствуют неопределенные факторы и элементы творчества. В то же время, творчество во многом ограничено существующими этическими правовыми, и другими нормами, «стеснено» ресурсными и другими различными ограничениями.
5. Необходимость моделирования Процесс принятия управленческих решений субъектом управления основан на том, чтобы к конкретной ситуации разработать некоторое решение. Конечно, лучше, чтобы это решение было самым эффективным. Однако что есть у субъекта управления для принятия наилучшего решение? Нынешний менеджмент предлагает руководителю набор лучших практик — решений, установленных другими начальствами в некоторых стандартных ситуациях и оказавшихся результативными в конкретных обстановках. Однако для руководителя весьма невелика вероятность столкнуться в своей практике с ситуацией, совпадающей с описанной в книге по менеджменту. У него есть еще один выход, который заключается в анализе всех возможных вариантов и последствий, выборе наилучших. Для предсказания руководителем последствий принимаемых решений, ему нужно понимать как отреагируют на них его подчиненных. «Подчиненный» тоже, как и руководитель, обладает свойством активности, у него есть свои интересы и предпочтения, то есть тоже участвует в принятии решения о выбираемом действии. Это значит что руководитель должен прогнозировать и моделировать поведение подчиненных как реакцию на какое-либо управленческое решение. Искусство управления, короче говоря, заключается в том, чтобы добиться от подчиненных требуемого поведения. Следовательно, необходимо выбирать такие механизмы управления, при которых подчиненные будут выбирать требуемые для руководителя действия. Сделать это можно, сначала решив задачу анализа: имея модель поведения подчиненного, выискать, какие действия он будет проводить при том или ином механизме управления, далее решить задачу синтеза — найти механизм, приводящий к необходимым поступкам подчиненных. Более того, управляющий обязан предсказывать не только действия подчиненных, но и всю обстановку. Ведь имеется расхожее выражение: «руководить — значит предвидеть». аналогичным образом и при управлении техническими системами: в процессе анализа на основании модели управляемой системы прогнозируется его поведение в зависимости от управляющих воздействий, далее на этапе синтеза выбираются управляющие воздействия, обеспечивающие требуемое поведение управляемой системы.
6. Ответственность субъекта управления за итоги собственной работы, работы контролируемых им субъектов, объектов и процессы, либо совместно. Воистину, субъект управления отвечает за результаты своей деятельности и за ее итог — за состояние управляемой системы и итог ее деятельности. Данную обязанность субъект несет перед управляемой системой, перед метасистемой и перед внешней средой. Это означает что особенностью управленческой деятельности считается «общественный» характер ее процесса и итогов.
7. Развитие и адаптация. Характерной чертой управленческой деятельности считается важность развития как управляемой системы, так и самого субъекта управления, а также их способность к адаптации постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий. Рост субъекта управления, который осуществляется им лично, рассматриваться как саморазвитие, в то время как непосредственно объект либо субъект управления реализовывать саморазвитие, либо являться объектом управляемого совершенствования.
Подводя итог, мы с уверенностью можем сказать то, что преуспевание хоть в какой сфере деятельности зависит в основном от руководящего и управленческого состава, который может наилучшим образом осуществлять и развивать потенциал и способности своих подчиненных.
Мотивы и виды деятельности
Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.
Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.
Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.
Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.
Деятельность человека.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Деятельность– процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
·Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
·Объекты– на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
·Мотивдеятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
·Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
·Средства —то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
·Процессдеятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
·Итогдеятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект—субъект—мотив —цель — средства—процесс (действия) —результат.
Формы деятельности
Труд
Труд– это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Характерные черты труда как вида деятельности
·Целесообразность (нужность, необходимость)
·Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
·Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
·Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
·Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
·Нацеленность на результат и получение его.
·Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды трудовой деятельности:
·производственная– создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
·государственная (деятельность представителей органов власти);
·политическая – участие люде в политической жизни страны;
·военная – защита страны;
·интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
·художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)
Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Характерные черты игры как вида деятельности
·Условная ситуация
·Наличие определённых правил для той или иной игры
·Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
·Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
·Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
Учение (учебная деятельность)
Учение— вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.
Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.
Характерные черты учения как вида деятельности
·Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
·В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
·Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
·Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Особенности деятельности человека.
·Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
·Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
·Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
·Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
·Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
·Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
·Деятельность может носить творческий характер.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Деятельность человека.
·Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
·Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
·Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
·Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
·Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
·Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.
Классификация действий (психология)
Любой вид деятельности возможен при последовательном выполнении конкретных действий. Психология называет четыре их вида:
Виды действий | Описание, примеры |
Инстинктивные | То есть, генетические, бессознательные. Например, во время пожара мать бросается на спасение ребенка, несмотря на смертельную угрозу ей самой (материнский инстинкт). Инстинкт может вызвать действия осознанного характера — та же мать ищет оптимальные средства и пути спасения из пожара |
Рефлекторные | Не осознаваемые человеком реакции на раздражители: потирание больного места, кашель в задымленном помещении |
Импульсивные | а) Неосознанная реакция на неожиданности любого характера: восклицание «Ух ты!» характерно для испугавшегося человека и для неожиданно обрадовавшегося. б) Частично осознанные импульсивные действия: испуганный при нападении человек предпринимает оборонительные меры |
Волевые | Основные, осознанные действия. Например, обученный работе с книгой, ученик правильно выстраивает цепочку своих действий: внимательно прочитать текст несколько раз, выделить главную тему, действующих героев, дать им характеристику и т. д |
Для человека основные виды действий — волевые. Воспитанный человек умеет подчинять своей воле инстинкты и достаточно обдуманно действовать в критических ситуациях, когда избыток эмоций способен частично или полностью отключить рациональное мышление.
Социология: классификация действий по М. Веберу
Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.
По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:
- Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
- Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
- Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
- Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).
По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).
Поступок как форма действия
В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.
Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.
Поступок может быть выражен:
- непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
- словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
- в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
- бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).
Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.
За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.
Виды действий в учебной деятельности
Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.
В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.
Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).
Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.
Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.
Действие как единица деятельности. Виды действий, формирование навыков.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒
Действие выступает как составная часть деятельности. Оно определяется осоз-наваемой целью. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы совершаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели — или отдельное действие или совокупность, цепь действий. Деятельность и действия жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реали-зовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.
Действие, отвечая определенной цели, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых оно совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, став-шие способами осуществления других, более сложных действий
Виды действий — Деятельность человека состоит из действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.
Рефлекторные и инстинктивные действия
Как считает С. Л. Рубинштейн, инстинктивные действия в собственном смысле слова, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве, например сосание. В жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) — с волевыми и импульсивными.
Импульсивные действия
При импульсивном действии отсутствует или почти отсутствует сознательный контроль. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие ещё не организовано или уже дезорганизовано.
Волевое действие является актом с большим участием сознания, направленный обычно на осуществление определенной цели. Сами волевые действия включают в себя более примитивно организованные действия и строятся на их основе. Переход от побуждения к волевому действию опосредован осознанием цели и предвидением последствий.
Билет №11
Индивидуальные особенности и развитие мышления.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).
Рассмотрим основные индивидуальные особенности мышления.
Самостоятельность мышления — присуща людям, которые способные самостоятельно ставить перед собою и решать определенные задачи без помощи извне, другим людей. Такие люди довольно активно и эффективно учитывают и используют кроме собственного опыт других людей, творчески его обрабатывают, критически подходят к анализу теории и практики общественной жизни.
Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Как правило, такие люди доброе владеют искусством определения отличия между «за» и «против», принятия взвешенных решений. И первая, и вторая особенность мышления, как правило, формируется с обретением человеком не только знаний, а и соответствующего жизненного опыта.
Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Широта мышления — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики, увязывать их, выделять основное и второстепенное и после этого принимать альтернативно-оптимальные решения, это означает, что он мыслит широко. Такое качество чаще всего характерно для людей высокообразованных, эрудированных.
Скорость мышления — умение быстро разобраться в сложных ситуациях, принимать наиболее обдуманные, правильные, оптимальные решения. В определенной мере скорость мышления зависит и от психологического состояния человека, подвижности его нервных процессов, однако большей частью люди приобретают такое качество в результате основательного обучения, тренировки умственной деятельности.
Творчество мышления — качество в особенности нужно человеку, который занимается духовной, творческой, политической деятельностью, оно связано, прежде всего, с умением мыслить нестандартно, оригинально, совершенно владеть знаниями и опытом деятельности других людей, принимать нестандартные решения.
Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
Билет №12.
Исследование внимания.
Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления.
В жизни человека внимание выполняет много различных функций. От внимания зависит отбор значимых и торможение не значимых для протекания данной дея-тельности воздействий. Внимание является необходимым условием выполнения лю-бой деятельности и влияет на эффективность общения. С вниманием связаны направ-ленность и избирательность познавательных процессов. С помощью внимания чело-век осуществляет контроль за протеканием своей деятельности.
Одна из существенных особенностей внимания заключается в том, что его нельзя выделить в «чистом» виде как самостоятельный психический процесс. Оно не-зримо присутствует в любых актах общения и деятельности, сопровождает познава-тельные, эмоциональные и волевые процессы, образуя их неотъемлемую составную часть. Внимание относят к универсальным познавательным процессам, участвующим в организации и осуществлении всех уровней человеческого познания. В отличие от других познавательных процессов оно не имеет собственного продукта. Внимание можно рассматривать не столько как самостоятельный психический процесс, сколько как некоторое общее свойство любых процессов и действий.
2. Физиологические основы и теории внимания
Внимание не имеет такого специального нервного центра как зрительные, слу-ховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с дея-тельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных цен-тров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбуди-мостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекраще-ние нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.
Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частя-ми коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
Теории внимания
Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.
1.Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы это-го подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных дви-жений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
2.Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
3.Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна-ние в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о за-висимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внима-тельным – это одно и тоже».
4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результатжизненного опыта индивида
5.Внимание как особая активность духа. Сторонники данной позиции при-нимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6.Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной ги-потезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7.Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, ре-зультатом чего является факт особой концентрации сознания.
Билет №13.
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒
Правовые и неправовые действия
Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав граждан в соответствии с принятым в стране законодательством.
Виды правовых действий определяются по разным основаниям. Например, по соответствию законодательству их можно разделить на такие группы:
- правомерные, то есть, соответствующие нормам права: купля или продажа недвижимости, обращение в суд за защитой своих интересов и пр.;
- неправомерные, противоречащие закону: различные преступления, умышленные и неумышленные проступки.
Правовыми действиями занимаются не только юристы, но и работники других областей деятельности. Например, чтобы заверить факт прибытия командированного лица на предприятие, не обязательно идти в органы юстиции: это сделают в отделе кадров. Или: выдачу свидетельства о заключении брака выдают по месту его регистрации в ЗАГСе.
Положение о группах комбинированной направленности в ДОУ
Елена Ческидова
Положение о группах комбинированной направленности в ДОУ
Положение
о группах комбинированной направленности для детей
с ограниченными возможностями здоровья
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность комбинированных групп в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №» (далее ДОУ) и обеспечивает реализацию прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на получение дошкольного образования, коррекцию нарушений речевого развития, социальную адаптацию в условиях образовательного учреждения.
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки РФ от 15.01.2002г. №01-51-5 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным от 17.10.2013 № 1155, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 » Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,Уставом ДОУ.
1.2. Настоящее Положение регулирует коррекционную, образовательную, воспитательную, оздоровительную деятельность групп комбинированной направленности, включающих в свой состав детей с ОВЗ.
1.3. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной дошкольной организацией самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта, а также адаптированных образовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ.
1.4. Комплектование групп комбинированной направленности осуществляется в соответствии с Уставом ДОУ и порядком приема воспитанников на обучение по образовательным программам дошкольного образования. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ
1.5. Прием детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности осуществляется на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и в соответствии с рекомендациями о форме оказания коррекционной работы.
1.6. При приеме детей в группу комбинированной направленности администрация ДОУ обязана ознакомить родителей (законных представителей) со следующими документами: Устав ДОУ, лицензия на осуществление образовательной деятельности, Положение о группе комбинированной направленности и другие документы, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности.
2. Основные задачи группы комбинированной направленности.
2.1. Основными задачами деятельности группы комбинированной направленности являются:
— создание условий для получения дошкольного образования нормально развивающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья;
— реализация основной образовательной программы дошкольного образования нормально развивающимися детьми и реализация адаптированной образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, с учетом характера нарушений в развитии, в условиях инклюзивного образования;
— осуществление социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в детском саду;
— обеспечение коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения;
— интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их индивидуальных особенностей;
— проведение профилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;
— обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
3. Порядок приема в группу комбинированной направленности.
3.1. Группа комбинированной направленности формируется на «01» сентября нового учебного года и функционирует в течение учебного года.
3.2. В группу комбинированной направленности детей с ОВЗ принимают на основании заявления родителей, обязательного заключения городской ПМПК, а также документов согласно Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования. Нормально развивающихся детей принимают согласно Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
3.3. Состав группы может быть постоянным в течение года или прием детей в нее может проводиться в течение всего года по направлению ПМПК и при наличии свободных мест.
3.4. В группе комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и категории детей с ОВЗ в соответствии с СанПиН.
Количество детей в возрасте старше 3 лет не должно превышать:
не более 15 детей, в том числе не более 4 детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
3.5. Режим пребывания детей в группе комбинированной направленности осуществляется в соответствии с режимом дня в детском саду.
3.6. Группа комбинированной направленности открывается и закрывается приказом начальника управления образования администрации города Троицка по ходатайству заведующего ДОУ.
4. Организация деятельности группы комбинированной
направленности.
4.1. Группа комбинированной направленности функционирует в режиме пятидневной недели с 12-часовым пребыванием детей.
4.2. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ОВЗ оказывают воспитатели группы и узкие специалисты ДОУ (учитель — логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель) через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
4.3. Медицинское обеспечение в группе комбинированной направленности осуществляют медицинские работники ДОУ, которые отвечают за охрану жизни и здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно — гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания, организацию питания.
4.4. Специальная коррекционная работа с детьми с ОВЗ осуществляется в течение всего учебного года.
4.5. Группы комбинированной направленности оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
4.6. Организация питания детей в группах комбинированной направленности соответствует организации питания в ДОУ.
5. Организация образовательной деятельности в группе комбинированной направленности.
5.1. Содержание образовательной деятельности в группе комбинированной направленности определяется основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ-«Детского сада №», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и адаптированными образовательными программами для детей с ОВЗ.
5.2. Организационными формами работы групп комбинированной направленности являются фронтальные и подгрупповые игровые занятия с воспитанниками, а также игровые занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка, индивидуальные развивающие занятия с учителем — логопедом. музыкальным руководителем, педагогом-психологом,
5.3. Образовательно-воспитательная деятельность включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей.
5.4. Обучение и воспитание в группох комбинированной направленности осуществляется на русском языке.
6. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.
6.1. Для работы в группе комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации в соответствии с показаниями нарушений воспитанников данных групп.
6.2. В штатное расписание ДОУ при наличии группы комбинированной направленности вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-логопед, педагог психолог из расчета 1 штатная единица:
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ;
педагога – психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ
уровень подготовки которых соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности, а так же необходимый медицинский и обслуживающий персонал.
6.3. Деятельность старшего воспитателя направлена на:
— участие в своевременном комплектовании группы комбинированной направленности в соответствии с направлениями ПМПК;
— создание совместно с коллективом климата психологического комфорта в группе комбинированной направленности;
— формирование предметно-пространственной развивающей среды;
— координацию коррекционной, психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
— повышение профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
6.4. Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья:
— Выполнение, кроме образовательных задач, задач коррекционного обучения, которые направлены на обеспечение всестороннего развития воспитанников;
— планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
— соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов;
— консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
— ведение необходимой документации.
6.5. Деятельность учителя-логопеда в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ включает в себя:
— участие в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
— проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых занятий по речевому развитию с воспитанниками с учетом психофизических возможностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;
-осуществление взаимодействия с воспитателями группы по организации индивидуальной работы с воспитанниками, направленной на развитие речи;
— проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам речевого развития ребенка в семье;
— консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;
— ведение необходимой документации.
6.6. Деятельность педагога-психолога в группе комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника.
В его функции входит:
— участие в составлении адаптированной образовательной программы длят детей с ОВЗ;
— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционной психологической работы:
— динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
— проведение консультативной работы с родителями, законными представителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
— осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
— консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;
6.7. Деятельность музыкального руководителя в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческих способностей воспитанников.
В его функции входит:
— взаимодействие со специалистами группы по вопросам организации совместной деятельности детей на занятиях, праздниках, развлечениях;
— проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками группы, проведение занятий с участием других специалистов;
— консультирование родителей (законных представителей) по вопросам музыкального воспитания ребенка.
6.8. Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет ответственность за правильную организацию работы группы комбинированной направленности, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы данной группы
6.9. Обязанности обслуживающего персонала группы комбинированной направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и их должностными обязанностями.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение действует со дня его утверждения и действует до его изменения или отмены.
7.2. Все изменения в настоящее Положение рассматриваются на заседании педагогического совета.