Интерес как потребностное отношение, побуждающее к познавательной деятельности.


Собственные интересы, желания и свобода выбора

Человек, лишенный свободы выбора – это раб, раб обстоятельств, людей, отношений, да мало ли ещё кого и чего. Но мало кто задумывается о том, что рабство бывает добровольным, да, да.

К примеру, рождается ребёнок, и родители, стремясь быть «идеальными», подчиняют свою жизнь интересам ребёнка.

Так иногда происходит и в браке, и в деловых отношениях, как только человек поступается своими интересами в пользу интересов другого человека, причём делает это на регулярной основе и свои собственные желания и потребности отодвигает на второй, третий и десятый план — тут же наступает момент плавного его перехода из клана людей свободных в клан людей зависимых, обремененных обстоятельствами, хлопотами и заботами.

Я уже представляю твой удивленный взгляд, мой уважаемый читатель. Но все дело в том, что если твои желания и интересы самому тебе перестают быть важны — то как они могут быть важны кому-то ещё, верно?

  • Человек продаёт свой велосипед, потому как просто нет времени на нем ездить, его жизнь подчинена жизни жены и детей.
  • А жена не может себе позволить бросить детей на супруга и пойти в салон, да, и это все на добровольной основе.

Расплатой за такое беспечное отношение к своей свободе, желаниям, интересам является потеря ресурса, угнетенное и разбитое состояние, озлобленность. А со временем тот, ради кого это все затевалось, ну, тот, в угоду кому были попраны и свобода, и интересы предстает либо должником, либо монстром.

Так что же толкает человека на такое предательство самого себя?

Ответ прост и сложен одновременно. Это и субъективные установки типа прежде думай о родине, а потом о себе, или сам пропадай, но друга выручай и так далее… Либо неуемное чувство вины и стыда за свое счастье, кстати, это тоже следствие этих самых ограничивающих убеждений.

Но мало кто осознает, что счастливыми и продуктивными можно считать лишь те отношения, когда учтены интересы всех, а не одного из всех, где люди понимают, что ресурсы важно восполнять и что, жертвуя своими интересами даже по доброй воле, ресурс другого восполнить можно, но какой ценой?! Да и потом, что толку, если он тут же сам отказался от чего либо в вашу пользу?! К чему эти жертвы?

Прививка уважения к желаниям, выбору и свободе человека начинается в раннем детстве, когда юный член семьи начинает познавать, что папа любит спать на большой кровати, а мама любит посидеть с чашкой кофе и книгой, а сестренка любит тёплое молоко вечером, а он сам любит играть в лего утром — и что все эти желания важны!

Помните слова стихотворения: ….И сказала я лучу — я тоже двигаться хочу, Но мама спит, она устала, вот и я играть не стала, я волчка не завожу, я уселась и сижу… / Е.Благина

Да, все так лишь в ситуации недостатка ресурсов: моральных, духовных, материальных, где речь идёт не о жизни, а о выживании, человек становится рабом стеснённых обстоятельств.

Только знаете, что? В норме человек ищет способы удовлетворения своих потребностей и желаний, он отстаивает свои интересы, нет, не ущемляя интересы других — он ищет возможности для себя, понимаете? А тот кто ищет, обязательно, находит, уж так устроен мир!

Ведь возможен же другой вариант сюжета стиха, верно? Ведь мама с дочкой могли поискать и найти альтернативное решение, где были бы учтены интересы и мамы и дочки, ведь так?

С.Кови в своей книге» Третья альтернатива или решение самых сложных жизненных проблем», да и Феллер в книге, «Секреты счастливых семей, мужской взгляд» описали, как именно происходит этот процесс состыковки интересов и желаний. Рекомендую всем, кому поднятая мной тема покажется актуальной.

Приумножайте свои ресурсы, дорожите своими интересами, проявляйте свою волю, будьте счастливы и плодотворны!

Интерес как потребностное отношение, побуждающее к познавательной деятельности.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 10Следующая ⇒

Высшим уровнем развития и проявления познавательной мотивации является познавательный интерес,

который представляет собой сложное органическое единство интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, выступающих побудительной силой активного учения.

Проблема познавательного интереса уходит своими корнями вглубь античности. Еще Сократ подчеркивал важность наличия познавательного интереса у учеников в процессе обучения. Эта мысль получила развитие в трудах древнеримских философов, а затем в работах основоположников дидактики: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта. Так И.Ф. Гербарт дал классификацию интересов, в которой отразил не только их качественную характеристику, но и на динамику развития относительно возраста учащихся. Рассматривая два главных источника возникновения знаний – опыт и общение, он выделял соответственно две группы интересов: интересы, проистекающие из опыта (эмпирический, спекулятивный, эстетический) и интересы, развивающиеся при общении (симпатический, социальный, религиозный).

Особенно остро проблема познавательного интереса была поднята в трудах многих прогрессивных теоретиков и практиков отечественной педагогики XIX века: Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Н.А. Корфа, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Так, П.Ф. Каптерев одним из первых в отечественной педагогике предпринял попытку классифицировать виды познавательного интереса и выделил следующие:

· физические интересы (склонность к игре, спорту, охоте, путешествиям);

· умственные интересы (интересы к фактам, их пониманию);

· эстетические (интерес к искусству в различных его видах и проявлениях);

· социальные (семейные, товарищеско-школьные, общественно-национальные, общечеловеческие);

· волевые (интересы навыков и поступков, личного и общественного самоуправления).

Познавательный интерес реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную активность, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются его определяющими характеристиками.

Познавательный интерес связан с эмоционально-волевой сферой личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью, решительностью), поскольку для его реализации необходима нравственно-волевая мобилизованность, настрой ученика на решение сложных задач, стремление реализовать свои познавательные возможности.

Познавательный интерес реализуется в учебно-познавательной деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения. При этом определяющее значение имеет сформированность процессуальной сферы ученика, определяющейся системой сформированных знаний, умений и навыков, которые позволяют ему достичь качественно новых результатов в определенном виде деятельности на основе рационального приложения сил в пределах заданного времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешней является результативность учебы, определяемая совокупностью знаний, умений и навыков личности. Внутреннюю сторону составляют потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия ученика, направленные на достижение цели обучения, стремление реализовать свои познавательные возможности.

Наличие познавательного интереса проявляется в следующих признаках, характерных для учебной деятельности ученика:

— осознанно выделяет какой-то предмет как самый любимый, активно участвуют в уроке, самостоятельно и с желанием готовят доклады и сообщения;

— связывает изучение данного предмета со своей будущей профессий, проявляет повышенную активность при изучении отдельных разделов, охотно выполняют дополнительные задания;

— при объяснении нового материала быстро понимает суть, умеют обнаружить и объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, не довольствуются готовыми ответами, ищут теоретические обоснования, активно участвуют в обсуждении проблемных вопросов;

— быстро ориентируются в применении теоретических знаний на практике, ищут объяснения новым явлениям и противоречивым фактам;

— любят работы исследовательского характера, сами обнаруживают творческие задачи и активно включаются в их решение;

— стремятся к самообразованию, много читают дополнительной литературы, следят за новыми публикациями, самостоятельно составляют рефераты прочитанного.

Поскольку познавательный интерес является сложным личностным образованием, для успешности его формирования в ходе учебного процесса необходимы определенные условия и виды деятельности.

В ряду условий формирования и развития познавательного интереса

учащихся выделяют следующие:

— постановку проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, которые привлекают внимание, заставляют активнее осмысливать услышанное;

— введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и представлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них является верным;

— привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии или наоборот, к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения проблемы;

— постановку проблемных заданий, помогающих указать на отсутствие у учащихся знаний, необходимых для ответа на эти вопросы с целью вызова интереса;

— подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, выполнение которых ученик может осуществить, только проявив нестандартный подход, фантазию и творчество;

— побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имевшимися знаниями и новыми знаниями, между пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;

— использование учебные и жизненные задачи, возникающие при выполнении заданий, т.е. учет личного опыта учащихся;

— использование при организации самостоятельной работы и в ходе выполнения домашних заданий исследовательских задач с различными уровнями проблемности и творческой направленности;

— варьирование и переформулировка условий выполняемого задания с тем, чтобы охватить самостоятельной работой всех учащихся в зависимости от уровня их индивидуальной подготовки;

— использование в ходе урока межпредметных связей;

— предоставление учащимся возможности проявить умственную самостоятельность и инициативность;

— использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и заданий;

— ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;

— наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы;

— использование эмоционально окрашенного, живого слова учителя.

Значимым видом деятельности

в ходе формирования познавательного интереса является внеурочная воспитательная работа, которую проводит учитель-предметник с определенной долей очередности:

· регулярно (предметные кружки и секции, заседания клубов, литературные гостиные и др.);

· периодически (олимпиады, предметные недели, выставки творческих работ учащихся, конкурсы, тематические вечера, устные журналы и др.).

Многообразие форм внеурочной воспитательной работы постоянно обогащается в соответствии с изменениями общественных условий и спецификой школьной жизни. Нередко их содержание и методику проведения заимствуют из популярных телевизионных шоу (КВН, «Круглый стол», брейн-ринг, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Маркиза», «Аукцион» и др.).

При этом необходимо помнить, что познавательный интерес учащихся в ходе ведения внеурочной воспитательной работы будут формироваться, если они не будут носить чисто развлекательный характер. Необходимо, чтобы любое внеурочное мероприятие обогащало детей новыми знаниями и давало им уверенность в собственных силах.

⇐ Предыдущая9Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]