Как проявляется социальная агнозия, как её выявить и правильно лечить

Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе. Поэтому ребенок говорит, как слышит, часто не понимая, чего от него хотят окружающие. Например, команду «постучи ложкой по столу» он может услышать как «асучи окой а лу» и не понять. Как исправить это нарушение, расскажу сегодня.

Причины нарушения слухового восприятия

Основной причиной данного расстройства является незрелость проводниковых связей между различными зонами головного мозга. Возникает она вследствие родовых травм, асфиксии плода, инфекционных заболеваний младенца, стрессовых ситуаций, деменции. В связи с этим различают два вида нарушения слухового восприятия: сенсорная алалия и речевая слуховая агнозия.

В первом случает человек не понимает обращенную речь, хотя может чисто воспроизвести услышанную фразу. Нет связки между слуховой оболочкой слова и предметом. Например, инструкцию «дай кружку» сенсорный алалик вообще не поймет, но повторит четко «дай кружку». Слухоречевой агнозик некорректно слышит инструкцию, понимает, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку». Речевую слуховую агнозию еще называют нарушением фонематического слуха.

Формирование фонематического восприятия

Фонематический слух – способность дифференцировать звуки речи. От рождения до средней школы ребенок проходит большой путь, чтобы научиться не только различать звуки, но и правильно затем отражать их на письме, четко соблюдая последовательность в слове, не пропуская и не заменяя их. Фонематическое восприятие – это показатель того, насколько хорошо человек чувствует звуки в речи, произносит слова в определенном ритме, не переставляя слоги в словах.

Формирование фонематического восприятия включает в себя не только речевое развитие, но и моторное планирование, увеличение объема слухоречевой памяти. Способность к анализу звуковой оболочки слова появляется тогда, когда ребенок может удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию. Поэтому уже с двухлетнего возраста работаем над развитием слухоречевой памяти. Инструкция: положи банан в зеленую тарелку, арбуз в красную. Начинаем с двухступенчатой инструкции, затем усложняем: положи сначала зеленый камешек, потом красный, затем синий. Сначала произносим команду, ребенок должен ее прослушать, удержать в голове и выполнить правильно. Здесь же развивается моторное планирование: что сначала, что потом.

Работа над формированием фонематического слуха проводится в три этапа:

1 – распознавание неречевых звуков;

2 – работа с музыкальными инструментами, развитие темпа, ритма, силы звучания;

3 – распознавание речевых звуков: схожих слов, слогов, звуков.

Причины патологии

Агнозия — это нарушение вторичных, проекционно-ассоциативных процессов в коре головного мозга. То есть, органы чувства человека работают нормально, сигналы от них продолжают поступать к нужным участкам коры, но именно на этом участке происходит «поломка». Уже знакомая информация не воспринимается мозгом и человек не может распознать увиденное, услышанное или то, что он почувствовал. Такое состояние очень мучительно для больного и не всегда правильно воспринимается окружающими, которые считают симптомы заболевания симуляцией или проявлением плохого воспитания.

Агнозия может возникнуть при повреждении нейронных связей из-за:

  • Инфекционных и вирусных заболеваний, поражающих нервную ткань;
  • Гипоксии головного мозга и кровоизлияниях;
  • ЧМТ и сотрясениях мозга;
  • Новообразования центральной нервной системы;
  • Наследственных заболеваний и дегенеративных процессов;
  • Перинатальных поражениях ЦНС у детей.

От места повреждения коры зависит характер поражения и вид агнозии. Так, например, истинный астереогноз обусловлен поражением постцентральных областей коры, а симультанная агнозия – возникает при повреждении затылочной доли в передней части. Чаще всего диагностируются зрительные агнозии, которые развиваются при патологиях затылочных долей.

Диагностика болезни

Агнозия может проявляться в разных формах и разновидностях, которые зависят от первичных причин поражения организма человека. В каждом конкретном случае заболевание протекает по-разному, поэтому диагностика заметно осложняется, потому что требует проведения комплексного неврологического исследования для пациента.

Для постановки диагноза данной патологии учитываются клинические проявления и также проводятся такие обследования, как компьютерная томография и МРТ с целью визуализации картины мозга, нейропсихологическое и физикальное исследование.

Как правило, первая стадия диагностики заключается в просьбе врача, чтобы больной идентифицировал предложенные ему предметы с использованием различных органов чувств. Впоследствии организуется нейропсихологическое исследование и специальные тестирования, в процессе которых врач способен определить имеющиеся нарушения чувствительности. Также проводится анализ способности использования человеком органов чувств и последующая правильная идентификация полученной информации.

Виды агнозии

Выделяют несколько основных групп расстройств:

  1. Зрительная;
  2. Слуховая;
  3. Обонятельная;
  4. Вкусовая;
  5. Тактильная.

Зрительная агнозия – нарушение распознавания видимых объектов или их свойств. Так человек может перестать узнавать цвета, объем, части предмета или «забывать» что это, хотя раньше неоднократно видел этот предмет и знает его назначение.

В зависимости от вида расстройства:

  • Цветовая агнозия – больной с подобным нарушением перестает различать цвета, даже если он раньше их знал.
  • Прозопагнозия или лицевая агнозия – при этом виде расстройства больные перестают различать и отличать лица окружающих, в том числе и свое собственное или своих близких.
  • Буквенная агнозия – нарушается узнавание символов алфавита, теряются навыки счета, чтения. При этом виде расстройства формируется вторичная алексия.
  • Предметная агнозия – один из самых тяжелых видов для больного. Он теряет способность понимать, что за предметы окружают его и зачем они нужны, но при этом может их описать, частично догадаться о их назначении и использовать после демонстрации. Предметная агнозия может быть полной или частичной, когда больной теряет способность распознавать определенные предметы. Также «неузнавание» распространяется и на изображение предметов.
  • Оптико-пространственная агнозия – больные не могут узнать окружающее их пространство, даже если оно хорошо им знакомо. Не ориентируются при необходимости найти дорогу или показать ее на карте.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Бредовое состояние — синдром Котара

Различают агнозию глубины – нарушение оценки предметов в объеме, у таких больных нарушены понятия «далеко-близко», «длинный-короткий» и так далее.

Нарушение стереоскопического зрения – предметы теряют свой объем или его не удается оценить.

Одностороннюю пространственную – половина предметов в поле зрения «теряется» или они не узнаются больным.

Нарушение топографической ориентировки – в легкой форме этот вид часто встречается у людей, страдающих от «топографического кретинизма» — неспособности понять куда нужно идти, запомнить дорогу или разобрать ее по карте. При более тяжелых нарушениях больной даже в знакомой обстановке не может самостоятельно передвигаться по улицам.

  • Симультанная агнозия — при этой разновидности больные не воспринимают окружающее их в полном объеме. Ими воспринимается только 1 объект за 1 раз, вся «картина» целиком в мозгу больного не возникает.
  • Апперцептивная – теряется способность воспринимать предмет целиком, при нормальном восприятии отдельных частей предмета.
  • Агнозия вследствие оптико-моторных нарушений (синдром Балинта) – больные теряют способность фокусировать зрение на нужном объекте, взгляд не получается осознанно направить в заданном направлении. Это расстройство мешает человеку в общении, выполнении каких-либо действий, при чтении и письме.

Слуховые агнозии возникают при невозможности распознать значения слов или отдельных звуков, при нормальной проводимости звуков к коре головного мозга. Акустическая агнозия развивается при повреждении височных извилин коры.

  • Простая агнозия слуховая – отсутствует распознавание отдельных звуков
  • Слухоречевая — нарушается распознавание речи окружающих. Для больного она звучит как набор незнакомых звуков без смысла.
  • Тональная — больные перестают различать тональность слышимого, эмоции в речи, тембр и другие оттенки.

Соматоагнозии – нарушение распознавания схемы тела, больной не может оценить локализацию частей тела, их величину и другие параметры.

Анозогнозия — больной отказывается признать отсутствие какой-либо части тела, имеющегося нарушения или болезни. Так, человек с парализованными конечностями продолжает считать себя здоровым.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Причины сенестопатии и отличие от парастезии

Аутотопагнозия — нарушается узнавание определенных частей тела, чаще всего, с одной стороны. Выделяют следующие разновидности:

  • Аутотопагнозия гемикорпа (гемисоматоагнозия) — больной «забывает» про одну половину своего тела, хотя ее функции могут сохраняться. Он не использует 1 ногу и 1 руку или полностью 1 половину тела.
  • Соматопарагнозия — часть тела перестает восприниматься как собственная. Больной может считать, что его нога или рука – чужая или это вообще неживой предмет, по какой-то причине оказавшийся рядом с ним. Обычно такое расстройство сопровождается нарушением очищения целостности, величины, веса своего тела.
  • Соматическая аллостезия – необычный вид расстройства, при котором больной может ощущать, что у него «выросли» лишние конечности. При этом фантомные конечности могут «болеть», «чесаться» и причинять другие беспокойства своему владельцу.
  • Аутотопагнозия позы — нарушается четкое восприятие своего тела. Больные не могут почувствовать где в данный момент находятся части его тела, что они «делают» и как-то повлиять на их деятельность.
  • Нарушение ориентировки «право-лево» — в этом случае пациент путает эти понятия и не может определить соответствующие части света, своего тела и так далее.
  • Пальцевая агнозия (синдром Герстмана) — больные не могут различать свои пальцы, путают их, например, при просьбе показать определнный палец или повторить движение врача. Это затрудняет выполнение определенных действий в повседневной жизни.

Тактильные агнозии характеризуются нарушением узнавания предметов на ощупь. Это может быть нарушение сенситивной чувствительности – больной перестает понимать, какую именно поверхность трогает: мягкую, твердую, гладкую, шероховатую и так далее.

Обонятельная и вкусовая агнозия

Нарушаются процессы распознавания запахов или вкусов, ранее знакомых больному.

Лечение болезни

Подобная патология может проявляться по-разному и в разной степени тяжести. В связи с этим врачи перед началом лечебного процесса проводят особые исследования для постановки наиболее точного диагноза.

Лечебный процесс основывается на устранении причин развития агнозии. Это означает, что должны устраняться те патологии, которые спровоцировали повреждение подкорковых структур и коры в головном мозге. Конкретного лечения для этого заболевания не существует. В каждом отделом случае специалист выявляет индивидуальную терапию медицинского воздействия.

Лечение должно соотноситься с тяжестью патологии, её течением и наличием осложнений. Для восполнения утерянных функций может понадобиться вовлечение нейропсихолога и врачей других специальностей. Также может понадобиться помощь логопеда, если агнозия сопровождается нарушениями речевой деятельности. Иногда хороший эффект дает трудотерапия.

Во время восстановления пациента после болезни на реабилитацию уходит около трех месяцев, но лечение более сложных расстройств может затянуть на год. При необходимости больному назначается повторная терапия, но, как правило. после устранения причины болезни. Повторно она не развивается.

Оцените статью:

(голосов: 5 , среднее: 4,80 из 5)

Loading …

Записи по теме:

  • Понятие об аутопагнозии и ее лечении
  • Тактильная агнозия, её разновидности и лечение
  • Характерные особенности проявления симультанной агнозии
  • Особенности проявления зрительной агнозии
  • Лицевая агнозия, её симптоматика и последующее лечение
  • Симультантная агнозия, её типы, диагностика и лечение

Нарушение мотивационного компонента восприятия

Выше было показано, что снижение обобщения приводит к агнозиям, а изменения функционального состояния деятельности анализаторов — к обманам чувств. А теперь зададимся вопросом, как влияет на перцептивную деятельность изменение мотивационного компонента восприятия?

Ответ на этот вопрос был получен Б. В. Зейгарник и сотрудниками ее лаборатории при исследовании восприятия больных с так называемым лобным синдромом, у которых выражены нарушения подконтрольности и произвольности, поведение которых отличалась аспонтанностью, отсутствием коррекции. Начнем с примеров.

Больной, получивший тяжелую травму левой лобной доли, с трудом узнавал предметы, нарисованные пунктиром или затушеванные, был не в состоянии схватить и передать смысл двух картин, последовательно изображающих несложные сюжеты (на одной картине двое ребят курят у стога сена; на другой — они убегают от загоревшегося стога). Больной: «Здесь двое сидят, а здесь двое бегут». Больной не замечает, что речь идет о после­довательном изображении.

Не правда ли, похоже на агнозию? Но это не так. О том, что затруднения узнавания являются псевдоагностическими, говорит тот факт, что стоило попросить больного «внимательно посмотреть», как он давал адекватный ответ. Затрудненность узнавания в данном случае не является агностическим расстройством в узком смысле этого слова, а является следствием того, что больные не осуществляли активного поискового процесса, который всегда включен в акт восприятия.

Особенно большие трудности вызывает у больных с поражением лобных долей мозга понимание серий картинок, изображающих в последовательном порядке какой-нибудь сюжет. Так, одному такому больному с поражением базальных отделов лобных долей мозга была предъявлена серия из пяти картинок, изображавших погоню волка за мальчиком по снежной поляне в лесу. «Ишь ты озорник, влез на дерево, за яблоками, что ли», — говорит больной, едва взглянув на эту картинку. После настойчивой просьбы экспериментатора посмотреть внимательнее больной правильно описывает сюжет.

Таким образом, приведенные данные показывают, что существенную роль при таких нарушениях играет нарушение подконтрольности, произвольности, т. е. страдает мотивационный компонент восприятия.

Эта непроизвольность проявляется еще в одном своеобразном феномене — у подобных больных не наступает смены фигуры и фона в обратимых фигурах Рубина. Как известно, если длительное время фиксировать изображение, процесс смены фигуры и фона наступает сам собой; в противном случае доста­точно обратить внимание испытуемого на возможность такой смены, чтобы произвольно вызвать этот процесс. У описываемых больных этот процесс смены фигуры и фона не может быть произвольно вызван.

Точно так же у них не возникает гипотез при предъявлении пятен Роршаха.

Приведем два доказательства того, что отмеченные нарушения восприятия имеют личностную обусловленность.

Первое (теоретическое) — от Фрейда.

В американской психологии термином личность обозначается некоторая интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности разрушения либо со стороны запретных инстинктивных влечений, либо со стороны налагае­мых внешним миром требований (собака снизу и собака сверху). Наличие такого постоянно действующего конфликта создает определенный уровень тревожности. При его возрастании запускаются в ход механизмы психологической защиты, целью которых является устранение источника беспокойства, возвращение личности к состоянию комфорта.

В качестве примера остановимся на той форме психологической защиты, которая носит название перцептивной. Приведение в действие механизма перцептивной защиты связано со степенью структурированности перцептивного материала. Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым отношениям, может привести к возрастанию уровня тревожности. Непереносимость неопределенности и вызывает перцептивную защиту (например, отрицание очевидного факта), т. е. расстройство восприятия.

Второе (экспериментальное) доказательство по Б. В. Зейгарник. Экспериментальная методика состояла в следующем. Испытуемым предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различных инструкций; во-вторых, — разной степенью неопределенности изображений.

Используемые в эксперименте картинки представляли собой изображения более или менее сложных ситуаций (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т. д.), нечеткие снимки объектов (цветы, мокрая мостовая, пятна Рорша-ха). Различие инструкций состояло в следующем. В варианте «А» карточки-картинки предлагались с «глухой» инструкцией описать, что изображено. В варианте «Б» сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения. В варианте «В» испытуемых предупреждали, что задачей исследования является определение их умственных способностей. В каждом варианте предъявлялись разные наборы картинок. Таким образом, во всех трех вариантах цель задания оставалась неизменной, менялась лишь его мотивация.

В экспериментах участвовали здоровые испытуемые, больные эпилепсией и больные шизофренией.

Здоровые испытуемые. В условиях варианта «А» процесс восприятия не обусловливался экспериментально заданной мотивацией. В силу этого непосредственная цель деятельности — содержательная интерпретация — не приобретала самостоятельной побудительной силы.

Качественно иные результаты были получены в вариантах «Б» и «В», где введенный инструкцией мотивов задавал определенную направленность деятельности.

В норме это выразилось в том, что у испытуемых появился интерес к заданию и оценке экспериментатора. Изменился и характер формулировок гипотез — они стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Центральное место в описании сюжетных картинок стало занимать раскрытие внутреннего мира изображенных персонажей. Исчезли формальные ответы.

Особенности восприятия у больного эпилепсией покажем на примере высказываний больного при предъявлении картинки, где изображена группа взволнованных женщин.

«На этой картинке изображены несколько человек. Слева стоит женщина, около нее другая. Волосы темные у нее, она сложила руки на груди и плачет. К ней бежит мальчик, поднявши руки, вроде, успокоить хочет… Сзади мальчика женщина держит ребенка или он на чем-то сидит, прижался к ней, обняв ее правой рукой… В левом углу еще две женщины стоят…» и т. д.

Приведенный пример показывает, как деятельность, вначале направленная на содержательную интерпретацию картинки, превращается в скрупулезное описание отдельных ее фрагментов. В некоторых случаях это тормозит процесс выдвижения гипотез, приводя к возникновению формальных ответов.

Иной вид имеет деятельность восприятия больных шизофренией. Несмотря на «интеллектуальную» направленность исследования, больные не проявляли интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не исправляли свои ошибки. Деятельность больных характеризуется чрезвычайной свернутостью, отсутствием поисковой активности, столь выраженной в норме. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатирует некоторое сюжетное или предметное содержание картинок: «Какое-то несчастье», «Человек задумался».

Таким образом, анализ результатов исследования в вариантах «А», «Б» и «В» позволил установить зависимость восприятия от мотивации. С введением смыслообразующих мотивов образуется новая мотивационная структура, разная в норме и патологии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]