Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А. А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у неё произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Различные учёные по разному объясняли сущность человеческих потребностей:
Подход (потребность как …) | Суть подхода | Автор |
нужда | Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. | С. Л. Рубинштейн |
отношение | Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания | Д. А. Леонтьев |
отклонение от уровня адаптации | Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности | Д. К. Мак-Клелланд |
состояние | Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определённым действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряжённости. | Курт Левин |
программа поведения | Потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. | Б. И. Додонов |
психопатия | Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. | В. В. Монастырский |
Классификация потребностей
Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности:
- по сферам деятельности: потребности труда
- познания
- общения
- отдыха
- материальные
- доминирующие/второстепенные
- устойчивые
- естественные
- групповые
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
- биологические,
- трудовые,
- познания,
- общения,
- отдыха;
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.
№ | Инстинкт | Его проявление |
1 | Пищевой инстинкт | Голод |
2 | Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
3 | Стадный инстинкт | Стремление к общению |
4 | Инстинкт приобретательства | Жадность |
5 | Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
6 | Родительский инстинкт | Нежность |
7 | Инстинкт созидания | Стремление к активности |
8 | Отвращение | Неприятие, отторжение |
9 | Удивление | Любознательность |
10 | Гнев | Агрессивность |
11 | Смущение | Самоуничижение |
12 | Воодушевление | Самоутверждение |
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.
Список мотивационных факторов Гилфорда:
- факторы, соответствующие органическим потребностям: голод,
- общая активность;
- потребность в комфорте, приятном окружении,
- честолюбие,
- потребность в свободе,
- потребность находиться среди людей,
- потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:
- акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
- альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
- гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
- глорические (потребность в признании собственной значимости),
- гностические (потребность в познании),
- коммуникативные (потребность в общении),
- праксические (потребность в результативности усилия),
- пугнические (потребность в соревновании),
- романтические (потребность в необычном, неизведанном),
- эстетические (потребность в прекрасном).
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные.
Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
- доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
- агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
- поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
- отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
- автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
- пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
- потребность в уважении и поддержке;
- потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремлённым;
- потребность быть в центре внимания;
- потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
- эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
- социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
- потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
- потребность оказания помощи;
- потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
- потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
- потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
- потребность избегания опасности;
- потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
- потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлечённость «вечными вопросами», и пр
По объекту
Разделение в связи с тем, на какой объект направлена потребность.
- биологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
- материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
- социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
- духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
- этические,
- эстетические,
- другие;
По функциональной роли
- доминирующие/второстепенные,
- центральные/периферические,
- устойчивые/ситуативные;
По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:
- врождённые;
- простые приобретённые;
- сложные приобретённые.
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
По субъекту потребностей
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные,
- общественные.
Сущность понятия «потребности»
Определение 1
Потребность – это нужда человека в том, что является необходимым условием его существования. В наиболее общем виде потребность может считаться объективно необходимым условием существования или развития носителя потребности. Потребность является объективным условием, предпосылкой существования субъекта.
Осознанная потребность – это представление субъекта о том, что ему необходимо иметь, чтобы существовать и развиваться. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется ощущениями, которые являются стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто не совпадают с объективными, или даже противоположны им.
Определение 2
Потребности индивида – это объективно необходимые условия человеческого существования. Человек, как природно-социальное существо, имеет две группы потребностей: одни порождаются его физиологией и психологией, а другие конструируются обществом.
Статусные потребности – это объективно необходимые условия сохранения и развития статусной позиции. Работа человека зачастую представляет собой мощный фактор формирования статусных потребностей. Еще один источник этих потребностей – субкультура среды, к которой относится индивид. В такой ситуации статусная потребность переплетается с психологическими потребностями принадлежать к той или иной группе.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
СПАДИЛО.РУ
Интерес – потребность или мотивационное состояние, побуждающее к действию.
Интерес – важнейший стимул к осуществлению различных видов деятельности. Интересы людей различны и могут определяться возрастом (детей с большой вероятностью будут интересовать игрушки, мужчин – машины), положением в той или ной социальной группе и обществе в целом, материальным достатком (наибольший интерес люди будут проявлять к тем вещам/навыкам, которые могут приобрести), уровнем образования и так далее. Интерес человека характеризует его личность, определяет направление его жизненного пути. Многие люди стараются выбрать будущую профессию или найти себе хобби, ориентируясь на свои интересы
Носителем интереса может быть не только отдельный человек, но и группа людей (к примеру, в кружках по интересам или фанклубах собираются люди, объединенные общим интересом к определенному делу или человеку) и все общество в целом (все чаще и громче звучат призывы к защите экологии, и общественный интерес направлен на эту проблему).
Интересы могут быть направлены на разные сферы жизни: социальную, духовную, политическую.
Важно понимать, что интерес и потребности взаимосвязаны. Интерес к чему-либо может вызвать потребность обладать предметом/знанием/навыком (интерес к литературе побуждает желание приобрести книгу). Потребность в чем либо, в свою очередь, может стать причиной интереса (к примеру, необходимость купить бытовую технику порождает интерес к ней, необходимость изучить характеристики разных моделей, чтобы сделать обоснованный выбор).
Объективный интерес – это лучший путь к удовлетворению потребности, а также наличие средств и возможностей для ее удовлетворения.
Осознанный интерес – представление субъекта о наилучшем способе удовлетворения потребности. Может отличаться от объективного интереса. Именно данный вид интереса – основная причина деятельности человека. Интерес к дорогому дому без конкретного знания о том, как его получить, так и останется интересом, и не превратится в реальную потребность. А интерес к все той же книге, знание, где и по какой цене ее можно купить (или в какой библиотеке взять) может стимулировать к конкретным действиям.
Следует отличать интерес от склонности – избирательной потребности человека в каком-либо виде деятельности, стремление развивать определенные виды навыков, связанные с данной деятельность. Склонность часто является предпосылкой для появления способностей к той или иной деятельности. Так, интерес к рисованию способствует развитию художественных способностей.
Потребность – это… — нужда человека в чем-то, необходимом для его существования.
— обязательное условие для существования или развития индивида.
Объективная потребность – физиологическая нужда в чем-либо, которая проявляется в ощущениях, которые, в свою очередь, стимулируют индивида к действию (жажда, голод).
Осознанная потребность – это представление человека о том, что необходимо ему для жизни и развития. Часто осознанные потребности не совпадают с объективными (осознанная потребность человека в приобретении нового телефона или элемента одежды не всегда объективна).
Человек – природно-социальное существо, в связи с этим его потребности можно разделить на две группы:
- Потребности, обусловленные физиологией и психологией.
- Потребности, созданные обществом и обусловленные нахождением в нем человека.
Классифицировать потребности можно по-разному. Теоретики Марксизма разработали закон возвышения потребностей: согласно этому закону, самыми низшими потребностями являются физиологические (связанные с человеческим организмом и материальным миром: потребности в еде, воде, воздухе, продолжении рода), среднее звено в иерархии занимают социальные (связаны с нахождением человека в обществе, необходимостью общения) и духовные (потребность в духовном развитии, совершенствовании, обретении новых знаний).
Закон возвышения потребностей | Духовные |
Социальные | |
Физиологические |
Более детально потребности проанализировал Абрахам Маслоу. Его пирамида потребностей включает пять элементов:
- Первичные потребности:
Физиологические (голод, жажда, воспроизводство рода). Удовлетворение этих потребностей обязательно хотя бы на минимальном уровне, пренебрежение этими потребностями может привести к разрушительным последствиям для организма и смерти индивида. Экзистенциальные (лат. exsistential – существование) (защита и безопасность, комфорт, гарантия занятости). Удовлетворение этих потребностей необходимо индивиду в долгосрочной перспективе, удовлетворяя их, человек получает ощущение защищенности, стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
- Вторичные потребности:
Социальные (общение, привязанность, забота о ком-либо, совместная деятельность). Эта потребность связана с групповой принадлежностью индивида. Отрыв личности об общества порождает чувство одиночества, переживания об отверженности.
Престижные (самоуважение, власть, продвижение по карьерной лестнице, высоких оценках). Удовлетворение данной потребности предполагает наличие умений и знаний, уверенность, независимость, ощущение свободы. Неудовлетворение престижных потребностей влечет за собой чувство неполноценности, слабости, зависимости, понижения самооценки. Данный вид потребности присущ не всем индивидам.
Духовные (саморазвитие, самовыражение, реализация собственного потенциала). Данная потребность присуща не всем индивидам. Эта потребность удовлетворяется с помощью использования всех возможностей человека, достижением вершин его потенциала.
Пирамида потребностей А. Маслоу | |
Первичные потребности | Физиологические (голод, жажда, воспроизводство рода). |
Экзистенциальные (защита и безопасность, комфорт, гарантия занятости). | |
Вторичные потребности (приобретенные) | Социальные (общение, привязанность, забота о ком-либо, совместная деятельность). |
Престижные (самоуважение, власть, продвижение по карьерной лестнице, высоких оценках). | |
Духовные (саморазвитие, самовыражение, реализация собственного потенциала). |
Пирамида потребностей, созданная А.Маслоу.
Не все потребности стоит удовлетворять. Важно знать о разумном ограничении потребностей. Для того, чтобы успешно осуществлять ограничение, можно делить потребности на две группы:
- Разумные потребности – те, которые помогают человеку развивать его человеческие качества (стремление к знаниям, красоте, желание творить добро).
- Мнимые потребности – те, удовлетворение которых наносит вред обществу и природе, ведет к деградации или саморазрушению личности.
Классификация потребностей
Выделяют несколько типов классификации потребностей.
Марксизм, на основании закона возвышения потребностей, выделяет следующую их иерархию:
- биологические – материальные и органические;
- социальные – потребность общаться с окружающими людьми, общественной деятельности, общественном признании и пр.;
- духовные – идеальные и познавательные.
Биологические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны. Биологические потребности в своей основе превращаются в социальные у человека. У большинства людей социальные потребности являются господствующими по сравнению с идеальными, так потребность в знаниях часто является средством обретения профессии, способом занять достойную социальную ступень.
Иерархия Маслоу:
- Первичные, или врожденные потребности:
- физиологические – утоление голода, жажды, продолжения рода и пр. Эти потребности требуют удовлетворения, чтоб человечество могло продолжать свое существование. При их неудовлетворении могут отмечаться разрушительные для человеческого организма последствия. Физиологическими являются отдельные потребности, сконструированные культурой и человеческой жизнью в рамках определенной среды, а также повторяющимися образцами поведения: потребность в еде может перерасти в обжорство, гурманство или привередливость.
экзистенциальные потребности – необходимость защиты и безопасности, комфорта, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в ближайшем будущем и пр.
- Вторичные, или приобретенные потребности:
- социальные – необходимость социальных связей, общения, привязанностей, заботы о другом человеке и внимание к себе, участие в совместной деятельности и пр. Групповая принадлежность выходит на первый план, если она не удовлетворена, человек чувствует себя одиноким, тяжело переживает отверженность.
престижные – самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. Потребность в самоуважении, которая предполагает потребность в определенной компетенции, уверенность, независимость и свободу. Неудовлетворение потребности в самоуважении приводит в чувству неполноценности, делает человека слабым, пассивным и зависимым.
- духовные – самоактуализация, самовыражение, самореализация. Потребность в самоактуализации, или реализации потенциала – это желание человека стать тем, кем он может стать, то есть достичь вершины своего потенциала.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Замечание 1
Нельзя забывать о разумном ограничении потребностей, так как не все человеческие потребности можно удовлетворить в полной мере, а также потребности не должны идти в разрез с нравственными нормами.