Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и подчиненных


О стиле воспитания

Авторитарный стиль можно назвать жестоким, потому что главные его инструменты – угрозы, шантаж, критика, вызов у ребенка таких чувств, как стыд, вина и страх. Идеальный ребенок, по мнению таких воспитателей – послушный и удобный, который выполняет все поручения взрослого, слышит его с первого раза и не пытается высказать свое мнение. Он обязательно должен оправдать ожидания своих родителей/педагогов. Зачастую применяется насилие, как физическое, так и психологическое.

Основные методы воспитания при авторитарном стиле:

  1. Принуждение. Предполагает заставить ребенка делать так, как решил и потребовал взрослый, вне зависимости от того, совпадает ли это с интересами, желаниями, взглядами и потребностями ребенка.
  2. Вызов чувства стыда. Постоянные обвинения приводят к тому, что ребенок исправляется и ведет себя лучше – так считают авторитарные взрослые. На самом деле, они учат ребенка обманывать и скрываться. Зато взрослые получают чувство собственного превосходства.
  3. Наказание. Снимает с человека чувство вины в том случае, если оно справедливое и адекватно воспринято. Несправедливые наказания вызывают обиду и злость. Кроме того, они учат простому правилу: кто сильнее, тот и прав. Поэтому ребенок, в последствии, начинает обижать тех, кто слабее, чувствуя свою безнаказанность перед ними.
  4. Игнорирование. Это один из видов психологического насилия. Взрослый начинает делать вид, что ребенка вовсе не существует. На него это действует отрицательно: он может получить психологическую травму, которая в будущем помешает выстраивать конструктивные отношения с другими людьми.
  5. Критика. Применяя этот метод, взрослые ждут, что ребенок будет стремиться стать выше и лучше. На самом деле, подавляющее число детей, вырастая, имеют глобальные проблемы с самооценкой, которые мешают им успешно устроиться в жизни.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.
Дисгармоничное и гармоничное воспитание

ХарактеристикиДисгармоничное воспитаниеГармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Плюсы авторитарного стиля воспитания

  • Удобный и послушный ребенок. Воспитывая малыша в авторитарном ключе с раннего детства, родители могут не бояться, что их ребенок сделает что-то неправильное: нарисует на обоях или испортит мамину любимую помаду. Примерно до подросткового возраста: после этого есть вероятность того, что ребенок почувствует немного свободы, оказавшись в среде сверстников, и послушным быть перестанет. Или станет вести двойную жизнь: удобный дома, и с деструктивным поведением – за его пределами.
  • Не стыдно перед людьми: ребенок не бегает, не кричит, не спорит.
  • Не нужно постоянно придумывать новые способы для взаимодействия с ребенком. Ведь всегда можно применить критику и угрозы, а если они не работают, то начать игнорировать.
  • Ощущение собственного превосходства над человеком, чувство власти. Ребенок, пока маленький – практически ничем не может ответить на критику и насилие. А вот начальника, например, без последствий покритиковать не получится.
  • Если авторитарный стиль воспитания применяется педагогом, то у него не один, а целый класс удобных и послушных детей, которые не смеют ему перечить и очень стараются учиться и хорошо себя вести, чтоб лишний раз не разозлить своего учителя. Но это тоже обычно работает только с начальной школой, подростки обычно находят способы воспротивиться такой системе.
  • Сохранение финансов. Ребенок авторитарных родителей не будет выпрашивать игрушки и вкусности, на них можно совсем не тратиться.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Минусы авторитарного воспитания

  • Отсутствие индивидуальности. В детстве человек живёт жизнью своей авторитарных родителей, а не своей собственной. Вырастая, про себя ничего не знает: какой он, чего хочет, о чем мечтает и чем интересуется. При авторитарном стиле работы педагога индивидуальность отсутствует в классе: все дети практически одинаковые, с похожим мышлением и взглядами, а также со страхом проявить себя.
  • Низкая самооценка. Человек, которого постоянно критикуют и пристыжают, обычно не вырастает с хорошим мнением о себе. Ребенку важно, чтобы с детства ему говорили о том, что он – хороший и любимый, тогда и с самооценкой всё будет в порядке.
  • Девиантное поведение. Девочки из авторитарных семей зачастую вырастают застенчивые и робкие. С мальчишками ситуация другая: они бунтуют, отстаивая своё право на самостоятельную жизнь. Часто это выливается в агрессивное поведение, пристрастие к вредным привычкам, воровству, самоповреждающему поведению.
  • Зависимость от мнения и поведения других людей. Ребенок постоянно боится сделать что-нибудь не так: сказать, одеться, решить, выбрать. Потому что он переживает, что его будут осуждать, как делают в семье. В результате он не может проявить себя, уверенно и спокойно общаться с другими людьми, особенно с теми, кто старше его. Он часто не имеет своей точки зрения, потому что дома ему этого не позволяли, и становится комформистом: принимает те взгляды, которые на данный момент принимают окружающие. Так он легко может попасть под влияние деструктивных подростков, испугавшись высказать свое мнение.
  • Не умение сказать слово «нет». В семье ребенка никто не слушает, ему не позволено от чего-либо отказаться. Вырастая, человеку часто приходится стоять за себя. А ребенок из авторитарной семьи сделать этого не может. Поэтому возникают разные проблемы: от невозможности отказать начальнику в работе лишнее время без оплаты и выхода замуж без любви, до принятия наркотиков только потому, что не смог сказать «нет».
  • Отсутствие инициативности. Вырастает идеальный исполнитель, который готов делать всё, что ему скажут. Но в современном мире для того, чтобы успешно жить, важно, чтоб человека заметили, необходимо иногда проявлять инициативу.
  • Неврозы и психические заболевания. Человек, выросший под постоянным психологическим давлением, практически не имеет возможности вырасти психически и невротически здоровым.

Достоинства и недостатки стилей руководства.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Рассмотрим достоинства и недостатки основных стилей: авторитарного, демократического, либерального.

Достоинства авторитарного стиля: обеспечивает четкость и оперативность управления, минимизирует время принятия решений, создает видимое единство управленческих действий, на новых предприятиях позволяет быстрее справится с трудностями становления, необходим в коллективе, где люди не хотят и не умеют работать.

Недостатки авторитарного стиля: подавление инициативы сотрудников, отсутствие действенных стимулов труда, неудовлетворенность сотрудников результатами труда, зависимость группы от прессинга руководителя, боязнь подчиненных совершить ошибку, плохой психологический климат в коллективе, конфликты в коллективе.

Достоинства демократического стиля: стимулирование инициативы и творчества подчиненных, успешное решение нестандартных задач, коллегиальное принятие решений, включение психологических механизмов трудовой мотивации, удовлетворенность сотрудников своим трудом, благоприятный психологический климат в коллективе.

Недостатки демократического стиля: длительность принятия решений, возможный низкий уровень ответственности и дисциплины сотрудников, отсутствие централизованного контроля, перекладывание работы на других, нарушение дисциплины в коллективе.

Достоинства либерального стиля: свобода творчества подчиненных, неформальные отношения в коллективе. Может применяться, в случае если руководитель некомпетентен, если он только что получил должность руководителя данным коллективом.

Недостатки либерального стиля: уход от принятия стратегически важных решений, дела идут своим чередом, перекладывание руководителем своих обязанностей на заместителей, сотрудников, равнодушие к критике, безразличие к персоналу, уклонение от ответственности, неудовлетворенность коллектива качеством управления, возможный низкий уровень качества работы.

Тема 1.3 Лидерство

Лидерство— это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руково­дитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.

Лидерство ассоциируется, как правило, со следующими основными качества­ми руководителя:

Ø Стремление к достижению цели.

Настоящий лидер тратит боль­шие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энерги­чен и настойчив;

Ø Желание быть лидером

. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;

Ø Честность и прямота

. Лидер умеет строить отношения с под­чиненными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;

Ø Уверенность в себе.

Люди хотят, чтобы их лидеры не сомнева­лись в самих себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте;

Ø Интеллектуальный потенциал

. Лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать боль­шие объемы информации. Они должны уметь строить долгосроч­ные планы и принимать правильные решения;

Ø Навыки и знания

. Эффективный лидер знает свою отрасль и ком­панию. Это позволяют ему принимать правильные решения и по­нимать их последствия;

Ø Обратная связь

. Лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, для того чтобы убедиться в том, что подчиненные его правильно поняли;

Ø Контроль над эмоциями.

Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.

Хороший руководитель, по мнению американских специалистов менеджмента, — это человек, который непрерывно изучает новое, готов прислушиваться к советам как работников своей компании, так и других.

Можно добавить еще несколько важных качеств, присущих ис­тинному лидеру:

Ø проницательность — это способность лидера реально представ­лять себе будущее, что требует богатого воображения;

Ø упорство. Лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и даже поражений;

Ø энтузиазм. Люди, способные видеть будущее и проявлять упор­ство в его достижении, могут и не добиться успеха, если у них отсутствует такое качество, как энтузиазм. Оно заставляет подчи­ненных участвовать в инициативах лидера, превращаясь в его ис­кренних союзников;

Ø самопознание. Лидер должен досконально разбираться в своих человеческих качествах. Без богатой внутренней жизни ему недо­стает понимания проблем других людей;

Ø прямота — умение беспристрастно излагать правду. Лидер уве­рен в своей правоте, а поэтому старается не лгать;

Ø зрелость — это уникальная способность с благодарностью вос­принимать критику как источник роста. Лидер не ожидает к себе особого отношения от других людей. Он умеет контролировать свое настроение и не считает себя вправе судить всех и вся. Он также обладает способностью приспосабливаться к обстоятельствам, му­жественно переживает поражения и неудачи;

Ø цельность — твердые морально-этические взгляды, которых лидер старается придерживаться постоянно. Подобное качество вы­зывает у окружающих доверие к нему;

Ø смелость — не боязнь рисковать и относится к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.

Раздел 2. Мотивация в управленческой деятельности

Тема 2.1 Роль руководителя в процессе мотивации в управленческой деятельности

Мотивы — это активные силы, определяющие поведение че­ловека.

Интерес — это избирательное отноше­ние человека к объектам, событиям.

Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для существования и развития, ощуще­ние дефицита, сопровождаемое стремлением ликвидировать его.

Мотивация — процесс формирования у работника необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которое развивается основе осознания как своих личных потребностей, так и потребностей других людей. При должной мотивации у Работника появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и одновременно достигать цели пред­приятия, на котором он трудится. Мотивация может быть материальной, общественной, духовной, личной и т. д.

Мотивация труда — стремление сотрудника удовлетворить потребности получить определенные блага посредством трудовой деятельности.

Мотив – сознательный элемент мотивации. Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Мотив труда формируется, если трудовая деятельность — почти единственное, основное условие получения блага. Если же критери­ем в распределительных отношениях служат статусные различия (должность, квалификационные разряды, степени, звания), стаж работы, принадлежность к социальным группам (инвалид, ветеран, участник войны, мать-одиночка), то формируются мотивы служеб­ного продвижения, получения разряда, которые не обязательно предполагают трудовую активность работника, так как могут достигаться другими видами деятельности.

Плохая организация труда, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, неразвитость социально-бытовой сферы и т.д. обусловливают такую стратегию поведения, при которой работник предпочитает работать меньше, но и меньше получать, так как для него неприемлема цена интенсивного труда. Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее короткий путь к достижению желаемого результата. Причем сила мотива оценивается степенью актуальности той или иной потребности конкретно взятого работника.

Тема 2.2 Теории мотивации

Теория иерархии потребностей Маслоу. Широко известная кон­цепция иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу, вклю­чает в себя следующие основные идеи и предпосылки:

· люди постоянно ощущают какие-то потребности;

· люди испытывают определенный набор сильно выраженных по­требностей, которые могут быть объединены в отдельные группы; группы потребностей находятся в ‘иерархическом расположе­нии по отношению друг к другу;

· потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям.

· удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

· если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выхо­дит другая неудовлетворенная потребность;

· обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимо­действии;

· потребности, находящиеся ближе к основанию <<�пирамиды>>, требуют первостепенного удовлетворения;

· потребности более высокого уровня начинают активно действо­вать на человека после того, как, в общем, удовлетворены по­требности более низкого уровня.

В соответствии с теорией Маслоу выделяют пять групп потреб­ностей.

Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, что­бы выживать, поддерживать организм в жизнедеятельном состоя­нии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддер­жанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало ин­тересуются содержанием работы, они концентрируют свое вни­мание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п.

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избе­гать волнений, любят порядок, четкие правила, ясные структу­ры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зре­ния обеспечения стабильного существования в будущем. Для че­ловека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионного обеспечения, медицинского об­служивания.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стре­мится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, люб­ви, хочет быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т. п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и друже­ские отношения со своими коллегами.

Потребности признания и самоутверждения. Данная группа по­требностей отражает желание людей быть компетентными, силь­ными, способными, уверенными в себе, а также желание, чтобы окружающие. Признавали их таковыми и уважали за это. Люди с сильно развитой данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при ре­шении задач.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет по­требности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Такие потребности в гораздо большей степени, чем по­требности других групп, носят индивидуальный характер. Это по­требности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и ок­ружения, созидательны и независимы.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга. Теория Герцберга была выведена в результате исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

Герцберг обнаружил в ответах респондентов две ясно различимые группы потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Выяснилось, что при их наличии, хотя удовлетворения и не наблюдалось, но не возрастала ни мотивация, ни удовлетворение от работы. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.

Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду.

Вторую группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.

Теория мотивации МакКлеланда. В своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.

Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственость за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.

Теория ожидания. Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит, что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов добивается. Теория ожида­ния разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться резуль­тата в соответствии со сделанным выбором. В самом обобщенном виде теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него полу­чить то, что он хотел бы получить в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.

Процесс мотивации по теории: ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: усилие, исполнение, результат.

При этом усилии рассматриваются как следствие, и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния сре­ды, а результат — как функция, зависящая от исполнения и сте­пени желания получить результаты определенного типа.

В теории ожидания считается, что для того, чтобы смог осуще­ствиться процесс мотивирования, работник должен иметь устой­чивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него опреде­ленные последствия, а также то, что результаты, получаемые им, в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одно­го из этих условий процесс мотивирования становится исключи­тельно сложным или даже неосуществимым. Люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным послед­ствиям для них эти действия могут привести. Люди на основе до­ступной им информации производят выбор одной из альтернатив действия исходя из того, что они получат в результате и какие усилия должны будут затратить, чтобы достичь этого результата. По теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.

Теория равенства. Одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям. Люди, хотя и не в одинаковой степени, желают, чтобы к ним относились справедливо. При этом справедливость связывается с равенством, в сравнении с отношением к другим и оценке их действий. Если человек считает, что к нему подходят так же, как к другим, без дискриминации, оценивают его действия с тех же позиций, что и действия других, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если же равенства нарушается, если отдельные члены организации получают незаслуженна высокую оценку и вознаграждение, то че­ловек чувствует себя обиженным, и эта привадит к расстройству и неудовлетворенности. При этом неудовлетворенность может на­ступить даже тогда, когда человек получает высокое па отноше­нию к затратам его труда вознаграждение. Влияние данного мо­мента на взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теорий мотивационного процесса — теории ра­венства.

Важным выводом из теории равенства является то, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения. Оплата труда играет важную роль в этой комплексной оценке, но далеко не единственную и не обязательно определяющую. Поэтому руководители должны это учитывать, если они стараются создавать атмосферу равенства в коллектив

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]