Самооценка личности и уровень ее притязаний
Определение 1
Уровень притязаний – это тот уровень, которого индивид стремится достичь в разных сферах жизнедеятельности.
Рисунок 1. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процессы, формирующие самосознание человека, включают в свой состав самооценку личности. Оценивая сам себя, человек пытается посмотреть на себя как бы со стороны и оценить свои качества, свойства, возможности.
Самооценку можно осуществлять через самонаблюдение, самоотчет, самоанализ и сравнение себя с другими людьми. В основе самооценки лежит мотив самосовершенствования, самолюбие и стремление к успеху, а не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Самооценка помогает человеку увидеть свое настоящее «Я» и связать его с прошлым и будущим.
Самооценка формируется в ранние годы – это с одной стороны, а с другой стороны она является более устойчивой характеристикой личности. Исходя из этого, самооценка дает возможность рассмотреть корни слабых и сильных сторон и найти более адекватные модели своего поведения в каких-либо повседневных ситуациях. Человек, по мнению Т. Манна, познавший самого себя, становится совсем другим.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Самооценка имеет структуру, где выделяются когнитивный и эмоциональный компоненты:
- Когнитивный компонент отражает то, что индивид узнал о себе из разных источников,
- Эмоциональный компонент выражает собственное отношение индивида к разным сторонам своей личности.
Замечание 1
Самооценка человека становится выше, если у него появляются значимые достижения в той или иной сфере. Этот фактор имеет тесную связь с уровнем притязаний.
Под уровнем притязаний понимается сложность и достижимость цели, на которую человек претендует. Если притязания и реальные возможности имеют между собой большой разрыв, то они могут и не реализоваться. Следствием этого является неадекватность самооценки и изменения в поведении – может возникнуть агрессия, тревожность, эмоциональный срыв и др. Реалистичные цели делают человека увереннее, настойчивее в их достижении.
Замечание 2
По уровню притязаний люди делятся на два типа, как считает американский ученый Дж. Аткинсон, – одни стремятся, во что бы то ни стало, избежать неудачи, поэтому их цели простые и легко достижимые, другие, наоборот, стремясь к успеху, выбирают наиболее сложные задачи.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Тот или иной достигнутый уровень притязаний оказывает влияние на формирование самооценки личности.
Для определения самооценки У. Джемс – американский психолог, предложил формулу:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний.
Формула показывает, что, если снизить уровень притязаний или повысить результативность действий, то самооценку можно повысить.
В тех случаях, когда притязания не реалистичны, человек терпит неудачу и испытывает фрустрацию – это сильное эмоциональное состояние, возникающее в результате несоответствия желаний и возможностей. Повторяющаяся фрустрация закрепляет у одних агрессивность и озлобленность, а у других вызывает безразличие, вялость, комплекс неполноценности. В конечном итоге она может привести к неврозу.
Фундаментальные основы Успеха. На что Ты мотивирован в жизни?
Вторая особенность счастливого человека, после положительной самооценки, — это УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ!
Как важно осознавать, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от «кого-то» ещё, без ущерба для своей адекватной самооценки.
«Уверенность приходит не от постоянной правоты, а от отсутствия страха быть неправым», писал Питер Макинтайр.
Верным ПОКАЗАТЕЛЕМ наличия у человека «УВЕРЕННОСТИ в себе» является возможность сохранять свой внутренний настрой в позитивном отношении к себе практически при любых обстоятельствах в жизни.
При негативных обстоятельствах САМООЦЕНКА может, конечно, незначительно или более сильно колебаться, но на кратковременный срок.
Со временем равновесие внутри восстанавливается и человек, как и прежде, воспринимает себя в адекватном свете.
Марианн Уильямсон говорил: «Наши глубокие опасения состоят в том, что мы неполноценны. Мы выражаем опасения, что мы сильны сверх меры. Это наш свет, а не наша тьма, пугает нас больше всего. Мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы быть блестящим, великолепным, талантливым и знаменитым?». На самом деле, кем Вы не можете быть? Вы дитя Божье.
Ваши маленькие игры не служат миру. Нет ничего просвещённого в застенчивости, так что люди не будут чувствовать себя неуверенно вокруг Вас.
Мы рождены, чтобы ЯВИТЬ славу Божию, что НАХОДИТСЯ ВНУТРИ НАС!
И когда мы позволяем блистать нашему собственному Свету, мы бессознательно даём людям разрешение сделать то же самое. Когда мы освобождаемся от наших страхов, наше присутствие автоматически освобождает других.
Уверенность в себе ДАЁТ ПРАВО на принятие собственных ошибок. Ошибаться можно и порой «нужно» — человек не идеален.
А КАК ВАЖНО ЭТО ПОНИМАТЬ?!
Никто не имеет права лишать человека своего опыта.
Процесс обучения и становления очень важен и относиться к ошибкам надо адекватно, благодаря за полученный урок и опыт.
Всё, что даёт Бог в жизни — заслуженно, даже если не до конца логично вписывается в рамки нашего рационального мышления и паниковать и сетовать на жизнь, уверенный в себе человек, не будет!
«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — это самый тяжелый», — писал Конфуций (Кун-цзы).
Следующая особенность счастливого человека — ЭТО ДОВЕРИЕ К СЕБЕ, самоуважение, чувство собственного достоинства.
Подобная тема заслуживает отдельного рассмотрения, но, в общем, коснёмся и её.
Надо хорошо себе представлять разницу в этих, на первый взгляд, похожих понятиях!
Дело в том, что САМООЦЕНКА может показывать как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а САМОУВАЖЕНИЕ выражает обобщённую самооценку.
САМОУВАЖЕНИЕ — это обобщённое отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение=успех/притязание), то есть, чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.
С другой стороны, Самоуважение является одним из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Насколько выражено у Вас это чувство, можно понять, представив себя в следующей ситуации:
Допустим, Вы совершил ошибку, сделали что-то не так… Какова Ваша реакция?! Если Вы обладаете достаточно высоким уровнем самооценки, Вы сможете «успокоить» себя и привести эмоции в равновесие. При этом Ваши мысли: «Ничего страшного, ведь в целом, я не глупый человек и ошибки ещё не говорят о моей ограниченности. Надо приложить больше сил и найти другие источники решения проблемы. Я это сделаю, заранее ничего не предрекая, а потом посмотрим», то есть срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.
ВЫСОКОЕ самоуважение означает, что человек в душе своей не считает себя «хуже» своего окружения и положительно относится к себе как к личности. Также не надо путать высокомерное отношение к другим с высоким самоуважением личности.
НИЗКОЕ самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.
Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в «громких» внешних проявлениях, помпезных одобрениях «великих» людей, она проявляется в реальных поступках, в умении самовыражаться и отстаивать свои интересы в отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим, в умении четко и ясно принимать свою ответственность и осознавать итоги сделанных действий.
Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к личному праву жить и быть счастливым!
Конечно, логично возникает вопрос: «Почему же, всё-таки, есть люди с разным личностным отношением к самому себе»?!
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве: отношение родителей, которые создавали почву для формирования в личности ребенка веры в свои силы, либо веры в свою полную «непригодность», положение среди сверстников, отношение педагогов и коллег по работе.
Исходя из чего формирует человек свою самооценку?!
Ответ потрясающий! Из сопоставления мнений окружающих людей о себе! Вот так!
Причем, что любопытно, человек В НАЧАЛЕ УЧИТСЯ оценивать ДРУГИХ, а потом уже оценивать СЕБЯ! А разве, каждый из нас делал по-другому?!
В основном, к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.
Надо отметить, что сложившаяся у человека самооценка может быть АДЕКВАТНОЙ (человек правильно, объективно оценивает себя), либо НЕАДЕКВАТНО ЗАВЫШЕННОЙ или НЕАДЕКВАТНО ЗАНИЖЕННОЙ.
При рассмотрении вопросов самооценки, самосовершенствования, самоуважения нельзя обойти вниманием еще одно значимое понятие — УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ. Почему?! Потому, что уровень самооценки человека, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, показывающий определённую степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение этих целей представляется человеку наиболее привлекательным.
По рассуждениям человека о «себе», можно предположить о наличии у него той или иной самооценки!
Так, например, если человек «распыляется» в том, что он «самый добрый, самый честный и самый-самый…» — это наверняка люди с заниженной или завышенной самооценкой.
Людей с истерическими проявлениями «выдают» такие суждения: «Я гораздо трудолюбивей, порядочней, добрее большинства людей, но я самый невезучий и самый несчастный». Знакомая «картина»?! В своём окружении мы просто не замечаем подобных индивидуумов, но они всегда ищут себе «собеседника» для «сливания» своих негативных мыслей.
Сколько же вокруг нас, именно такого склада людей?! Спросите себя: «А что они делают возле Вас»?! Насколько они важны и значимы в Вашей жизни?!
Жалея и соглашаясь с таким человеком, что Вы этим делаете для себя?! Ответьте?!!
Взрослея, год за годом, мы формируем для себя некий идеал, которому пытаемся соответствовать…
Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определённое расхождение, стимулирующее еще одно ключевое понятие для личности — САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Известный французский философ, идеалист, профессор Жюль Лашелье писал: «Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься».
Стремиться к совершенствованию и считать себя «совершенным» — разные понятия и, как правило, находят своё проявление в соответствующих условиях развития личности.
Вернёмся к вопросу об уровнях ПРИТЯЗАНИЙ…
Понятие уровня притязаний было введено в психологию Т. Дембо, представительницей школы К. Левина. Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы Ф. Хоппе, который определил УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ как «совокупность с каждым выполнением сдвигающихся, то неопределенных, то более точных ожиданий, постановок целей или притязаний к выполнению».
Из классических определений понятия уровня притязаний можно привести определение Дж. Френка, основную идею которого можно сформулировать следующим образом:
«От чего же зависит уровень ПРИТЯЗАНИЙ»?! Ответ на этот вопрос однозначен — от «ВЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В СВОИ!!! СПОСОБНОСТИ и проявляется в стремлении завоевать определённую репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей». Можно также сказать, что уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Итак, подведем итог вышесказанному.
Очевидно, что уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными.
Именно учёт уровня притязаний позволяет подчас понять, почему человек не радуется после удач и не огорчается после неуспеха?!!
Вы, наверняка, не раз задавали себе такой вопрос?! А всё очевидно?!
Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний.
Ведь, если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться. Вот и весь секрет!
Как важно адекватно относится к оценке своих способностей реализовать поставленные цели!
Вы не МОЖЕТЕ уловить причины трудностей и «невезения», возникающих на пути реализации Ваших целей?! Сейчас есть хороший шанс это попытаться сделать! Для этого честно и спокойно ответьте себе на вопросы: Так ли реальны Ваши способности?! Оцените адекватно свои стремления! Проанализируйте цели! Реально ли Вы способны их достичь?! Адекватно ли Вы оцениваете свои возможности?!
Факт, что мы редко задаём себе подобные вопросы, а еще реже, боясь «разочароваться» в себе, отвечаем правдиво и реально.
Обманывать и «уговаривать» себя можно сколько угодно, но положительного итога на разумном уровне Вы не получите никогда!
Мы же, зачастую, начинаем нервничать, обижаться и искать «виноватых» в том, что зависит на самом деле только от наших мыслей и самооценки!
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не адекватен их способностям и возможностям.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, то есть каждому хочется уважать себя.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чём-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.
РАСХОЖДЕНИЕ между ПРИТЯЗАНИЯМИ И РЕАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ведёт человека к тому, что он начинает «неправильно» себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность.
Внимательно проанализируйте своё поведение и эмоциональное состояние?! Нет ли у Вас перечисленных признаков?! Не «находите» ли Вы у себя похожие реакции реагирования?!
В нашей современной жизни понятия «самооценка» и «достижение успеха» уже давно идут «рука об руку»!
Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает ЗАВИСИМОСТЬ САМООЦЕНКИ человека от его притязаний.
САМООЦЕНКА = Успех/Притязания.
Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ в различных видах деятельности.
О чем еще «говорит» нам эта формула?!
Она свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами: человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачу.
В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается.
Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определён довольно точно.
Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА в различных видах деятельности.
Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.
Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей.
Совершенно иначе ведут себя люди, МОТИВИРОВАННЫЕ НА ИЗБЕЖАНИЕ НЕУДАЧИ.
Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.
Это принципиальная разница в подходах формулирования личных целей.
Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается.
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определённые положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач.
Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия, в первую очередь, направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает её.
Обычно, в результате он оказывается не победителем, а побеждённым.
Таких людей нередко называют «неудачниками»!
Наверняка Вы сталкивались с такими людьми?!
Ещё одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые ИМ К САМОМУ СЕБЕ.
Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Конечно, как и в любом вопросе, так и здесь должна присутствовать адекватность и реалистичность своих представлений об имеющихся способностях, необходимых для решения задач.
Подтверждено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Итоги большинства авторитетных психологических исследований в данной области подтвердили предположения, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур «трудными» и чересчур «легкими» задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
В формировании притязаний немаловажную роль играет как и предвосхищение успеха или неудачи, так и учет и оценки всех прошлых успехов и неудач.
Однако, в целом, для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.
Так, опрос взрослого населения психологами Калифорнийского университета в Беркли, являющимся старейшим общественно-исследовательским университетом США, показал, что независимо от социального статуса и половой принадлежности, большинство из опрошенных считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и тому подобное.
Следовало бы задать себе вопрос: «Если все имеют показатели «выше средних», то у кого же тогда всё-таки они «средние», если не сказать — «низкие»?
Потрясающе интересный факт, который не осознаётся нашим сознанием, — намеренно или нет, но мы сами нередко сравниваем себя с окружающими нас людьми. В итоге вырабатываем для себя довольно устойчивое и «заслуженное» мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формируем себе «набор самооценок», от которых будут зависеть: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы. Многие люди так и живут с этим «набором», «свято» веруя во всё, что себе создали сами… Жизнь такого контингента населения, прямо скажем, получается не самая «веселая»!
Сложно жить и верить в то, что не является истинным?! Сложности и трудности в общении с окружающими людьми — это неотъемлемая составляющая жизни людей с завышенной самооценкой о себе!
Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает, мягко говоря, раздражение окружающих. Согласитесь, что это логично?!
Это естественно, ведь мысль: «видите, какой я суперумный» подразумевает пренебрежительное, а порой и презрительное отношение к окружающим. А кому это понравится?! Кому приятно чувствовать себя дураком в чём-то, по мнению, далеко «не лучше» разбирающегося в этом, коллеге?!
Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.
Наверняка Вам приходилось общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относились к успехам сослуживцев?!
«Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал знаменитый английский писатель и драматург XVIII века Генри Филдинг.
Хотелось обратить внимание читателей ещё на одну, весьма важную, актуальную и всегда животрепещущую тему — ОБИДЧИВОСТИ человека!
Так вот, именно завышенная самооценка способствует такой черте характера, как чрезмерная обидчивость.
Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих.
Но что значит для человека «несправедливое»?
А ТО, что ЧЬЕ-ТО МНЕНИЕ О НЁМ НИЖЕ ЕГО СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ О СЕБЕ!!!
Отсюда ясно, что ЗАВЫШЕННАЯ самооценка СПОСОБСТВУЕТ обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность — человек с высоты своего «Я» даже серьезную И КОНСТРУКТИВНУЮ критику не принимает близко к сердцу).
Надо понимать, что человек с неадекватно высокой самооценкой(!!!) потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд!
Подобные нюансы необходимо учитывать в работе больших коллективов с «разношерстным» контингентом в отношении личных амбиций, самооценки и адекватности восприятия собственных способностей.
Хотя подобные причины могут побуждать личностные конфликты и в кругу близких людей.
Несовпадение ожидаемых и реальных наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые постепенно накапливаются и нарастают как «снежный ком» и, наконец, прорываются резким обвинением, а порой и оскорблением в чей-либо адрес.
Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков, также формируют у человека нелестное мнение о себе.
Немного поговорим о трудностях в общении человека с заниженной самооценкой. Набор «плохих» и «недостойных» качеств у таких людей, по их личному мнению, находится в «изобилии» (причем не всегда они это будут явно подтверждать).
Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типом акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая, излишне низкая самооценка формирует образ «никчёмного» человека и несёт за собой вероятность чрезмерной зависимости от мнения и желаний других, несамостоятельность и даже заискивание (плебейское заискивание), появляются робость, замкнутость, даже искажённое восприятие окружающих.
Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих, — это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою жизнь.
«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё», — писал великий русский писатель Федор Достоевский.
Имея АДЕКВАТНЫЕ представления о своих способностях, УВАЖАЯ свои потребности, ЦЕНЯ природные особенности темперамента и телосложения, НЕ СТРАШАСЬ ошибок, МНЕНИЙ И ОТЗЫВОВ окружающих и субьективно-негативного отношения к себе, недопонимания со стороны близких людей, СЧАСТЛИВЫЕ люди не лишают себя ПРАВА ВЫБОРА, точнее права на свое ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, которое, между прочим, есть всегда и у всех!
Надо отметить, что свой выбор счастливый человек делает осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно, не мимоходом. Взвесив все «за» и «против», на благо себе, защищая свои интересы и принципы.
При этом, понимая ценность желаемого и осознанно обделяя себя в чём-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.
Испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега писал: «Человеку рождение не прибавляет заслуг и не отнимает их у него, ибо оно не зависит от его воли, но за свои поступки, как хорошие, так и дурные, он полностью отвечает сам».
Желая большего, надо благодарить Бога за имеющееся…
Просить у Бога желаемое можно и нужно, но только принимая то, что уже есть с благодарностью (заслуженное) и осознанным чувством необходимости научиться признавать и исправлять ошибки, мешающие развитию в себе добра, «света», ВЕРЫ, — всего того, что не приходит с академическим образованием, а постигается годами через личный выбор души…
М. Веритакс.
И, в завершении нашего знакомства с миром личностных качеств и самооценки человека, поговорим ещё об одной особенности счастливых людей — о САМОРЕФЛЕКСИИ.
Чем так значима саморефлексия?
По сути, она даёт нам возможность увидеть истинное положение вещей и даже понизить накал страстей… Да, да!!
САМОРЕФЛЕКСИЯ даёт возможность перейти от бесплодных переживаний — в случае кризисной ситуации, — к конструктивному поиску, активному и продуктивному решению проблемы.
А в случае радостного события — лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.
Другими словами, данный термин подразумевает, что мы отдаём себе отчет в своих чувствах, мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. То есть не «мне хорошо или плохо», а «он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то». Такое, если хотите, сознательное «раздвоение личности»!!
Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой.
Саморефлексия насыщает и делает более яркими наши положительные эмоции, но при этом имеет возможность высвечивать и те эмоции, которые не «приветствуются» стереотипами общества!
Весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое «законное» естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Задумайтесь над этим!?
И теперь самое интересное и долгожданное…
Вернемся к тесту с буквой «Е», который мы рассматривали в первой части данной темы. Вы все благополучно «нарисовали» эту букву, а может и не раз — отлично! Теперь проверьте «как» Вы это сделали?!
Если буква «Е» писалась у Вас так, чтобы её было удобно Вам читать а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, то в таком случае главенствующей является самооценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне — более значимо мнение других. Надеюсь это поможет Вам!
И, главное, помните:
НИКТО И НИКОГДА НЕ ПРОЖИВЁТ ВАШУ ЖИЗНЬ ЗА ВАС!
НИКТО И НИКОГДА НЕ ИЗМЕНИТ НИЧЕГО из той реальности, которую именно ВЫ И СОЗДАЛИ…
НИКТО И НИКОГДА НЕ СДЕЛАЕТ ВАС СЧАСТЛИВЫМ(ОЙ) и УДОВЛЕТВОРЁННЫМ(ОЙ) ПОЛНОСТЬЮ!!! Но всегда и во всём есть зерно Мудрости и оно ДАНО КАЖДОМУ, а значит — Вам тоже…
Если Вы ещё не увидели его и не смогли «прорастить» — СДЕЛАЙТЕ ЭТО!!!
Бог даёт Вам выбор, а значит у ВАС ЕСТЬ ПУТЬ…
Сложно противостоять устоям, системе, установкам и даже традициям… Но на то мы и люди — многогранные частицы Вселенной, чтоб искать и найти, бороться и победить!
Решайте во имя «света» в себе, а не вопреки «темноте» в других!!!
А что каждый хочет для себя получить?!
Как раз таки «то», что он сможет иметь, только победив в себе «всё», что находится на противоположной чаше весов его Выбора!
ВЕРЬТЕ В СЕБЯ… И Жизнь ПОВЕРИТ В ВАС!… И МИР ПОВЕРИТ ВАМ!
Удачи Вам, СО-зидания и БЛАГО-получия!
Соотношение самооценки и уровня притязаний
Несмотря на то, что психологам приходится работать с такими распространенными конструктами как самооценка и уровень притязаний, вопросу о характере их взаимосвязи в многочисленных работах по изучению этих образований, уделяется мало места.
В течение длительного времени самооценка отождествлялась с уровнем притязаний или даже считалась его отражением в ситуации с постановкой цели. Это давало исследователям возможность использовать технику измерения притязаний для того, чтобы диагностировать самооценку, однако были обнаружены признаки рассогласования уровней этих конструктов.
Сегодня соотношение самооценки и уровня притязаний изучено по параметру высоты и связи различных вариантов с рядом личностных особенностей. Специалисты пришли к выводу, что сбалансированная личность может формироваться при гармоничном сочетании высотных характеристик самооценки и уровня притязаний.
Дивергенция уровня притязаний может привести к внутреннему дискомфорту с повышенной тревожностью и агрессивностью. Повышение уровня притязаний будет дополнительной мотивационной переменной, которая будет отражаться в продуктивности деятельности.
На продуктивности деятельности позитивно отразится повышение самооценки и уровня притязаний. Повышение уровня притязаний относительно адекватной самооценки увеличивает продуктивность учебной деятельности, но связано с ростом уровня тревожности. Безусловно, в конечном итоге это скажется на состоянии здоровья.
Средняя самооценка и низкий уровень притязаний являются неблагоприятным сочетанием. Результативность учебной деятельности будет низкая, ввиду ослабленной мотивации. С другой стороны, это может привести к росту заболеваемости.Несоответствие этих параметров возникает в результате общей для них разновидности внутриличностного конфликта.
Причина конфликта состоит в том, что складывающаяся по текущим достижениям актуальная самооценка не совпадает с внутренним эталоном, который реализовывался в прошлом.
Притязания, превышающие самооценку, являются совладающей стратегией, потому что человек стремится утвердить желаемый уровень реальной оценки себя фактическими достижениями.
Защитная стратегия, направленная на избегание неудач, будет доминировать при подъеме самооценки над притязаниями. Стратегия совладания является адекватной, если она выражена в подъеме самооценки за счет достижения успеха в зоне высокой трудности. С другой стороны, из-за риска неуспеха, она не будет полностью эффективной, а это может ещё раз привести к снижению самооценки и углублению конфликта. Что касается защитной стратегии, то по определению она не является результативной, потому что не допускает апробирования деятельностью заявленного уровня самооценки, не выполняет функции совладания и оставляет конфликт неразрешенным.