Одним из наиболее эффективных и интересных методов групповой психотерапии, является психодрама. Многие ошибочно полагают, что данная методика сродни уроку театрального мастерства, однако, это не совсем верно. Психодрама представляет собой ролевое проигрывание значимых событий, в ходе которого создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств. Термин «психодрама» образован от двух греческих слов psyche — душа и drama — действие.
Психодрама, как метод психотерапии, построена на изучении и анализе действий под руководством опытного психотерапевта для решения самого широкого спектра психологических проблем, как у взрослых, так и у детей.
Основы психодрамы были заложены Якобом Морено в 20-х годах XX века. От классической психотерапии этот метод положительно отличает то, что он гораздо эффективнее помогает раскрыться людям, имеющим трудности в описании своих чувств и эмоций.
Цель психодрамы — проработать как внутренние проблемы индивида, так и его отношения с социальной средой (социодрама). Интересен тот факт, что психодрама и социодрама с самого начала успешно использовались педагогами для решения проблем в детских коллективах, что подтвердило безопасность и широкие возможности методики — от развития творческих способностей до решения сложных внутренних эмоциональных конфликтов.
Разогрев
Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:
- Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).
- Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.
Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.
Техники проведения психодрамы
Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.
Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:
- техника монолога;
- техника представления себя;
- техника двойника.
Продедура психодрамы включает
- стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
- стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
- стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).
Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений — показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.
Специалисты
Ильина Елена Анатольевна
Семейный психолог, гештальт-терапевт
опыт работы более 5 лет
1 положительный отзыв
- Семейная психотерапия
- Гештальт-терапия
- Психодрама
- Групповая психотерапия
записаться на прием
Выбор протагониста
Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – «ведущий (или первый) актер», «прима»), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.
Методика «Психодрама» для изучения семейных отношений
Психодрама
«Скульптура семьи»
Инструкция:
«Данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Сейчас один из вас, самый смелый «покажет» внутрисемейные отношения СВОЕЙ семьи. Членами семьи будете выступать вы сами». Выбирается первый участник – скульптор, который выберет из вас своих членов семьи.
Выбирает….
«Расстановку» членов семьи может сделать и психолог или ведущий, но более эффективен вариант, когда в активной позиции «скульптора» выступает сам человек , у которого обнаружилась проблема. В идеале, было бы замечательно, чтобы каждый побывал в роли скульптура, но к сожалению наше время ограничено.
Теперь ,вам скульптор, я предлагаю обращаться с другими членами семьи, так как будто они сделаны из глины. То есть вы должны поставить их в такую позицию, которая бы отражала отношение в данной семье. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Затем для каждого члена семьи нужно придумать слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы.
«Скульптура семьи» включает в себя три основных шага
Шаг 1
. Принятие игровых ролей
Скульптор лепит из участников группы определенных членов семьи, придает им те или иные позы, ставит на определенное расстояние друг от друга. Участники остаются в этих позах одну – две минуты. Мы делает кадр этой семьи. За это время они должны почувствовать, какие у них возникли ощущения, чувства и эмоции: что они видят, находясь в данной позиции; какие фигуры близки или далеки
Затем я спрошу у участников , комфортно ли им быть в такой роли, которую они играют. Если нет я предлагаю что-либо изменить, до тех пор, пока результат не устроит всех если это возможно. Затем делаем повторное фото.
Обсуждаем.
Главные вопросы, которые нужно обсудить:
- «Придумайте название вашему произведению»;
- каждому члену семьи: «Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?»;
- всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура?»;
- каждому члену семьи: «Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?»;
- всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?»
- скульптору или семье: «Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?»
Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.
Драматическое действие
Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: «У меня всегда возникают трудности с мужчинами» или «Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии»). «Контракт» между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.
По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).
Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.
Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности («surplus reality»). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.
На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.
Принципы психодрамы
Сам автор метода выделял следующие основные принципы психодрамы:
- роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
- спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
- теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
- катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).
Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.
Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.
Шеринг
Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники не «интерпретировали» проблемы, открывшиеся в поведении и эмоциональном состоянии протагониста, который, разумеется, в этот момент может оказаться очень ранимым.
По материалам книги Пола Холмса «Психодрама: вдохновение и техники»
Возникновение социометрии
Истоки социометрии коренятся в опыте взаимодействия с беженцами в конце Первой мировой войны.
Морено считает, что между людьми существует две силы – притяжение и отталкивание, которые проявляются как симпатия и антипатия. Наблюдая за тем, как благополучные беженцы делили свои бараки с родными, старыми и новыми друзьями и как в хибарах беженцев было постоянное раздражение и склоки, он увидел, как растекаются потоки симпатии и антипатии между людьми. Морено приходит к мысли, что контроль над этими силами смог бы облегчить участь людей, находящихся в лагере.
Чтобы изучить действие этих сил, был создан социометрический тест, который предполагает, что каждый член группы может по заданному критерию выбрать или отвергнуть членов группы.
Рисунок 1. Социометрия Дж. Морено. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важным условием тестирования является личностная заинтересованность членов группы в продуктивном изменении социоэмоциональной структуры, в которую он включен.
Этот тест может быть использован и как собственно диагностическая процедура, поэтому он получил развитие в социальной психологии. Показателями являются количество сделанных и полученных участниками выборов и отвержений, их интенсивность, взаимность, устойчивость и др., выраженные социометрическими индивидуальными и групповыми индексами.
Старый социологический метод Морено считал непригодным, он не желал экспериментировать с людьми как с подопытными животными. Это говорило о том, что проблема была не в организации эксперимента, а в реорганизации традиционных методов исследования.
Всех участников социометрического тестирования из статуса объекта исследования он переводит в статус исследователя действия, поэтому мотивированные своей актуальной социальной ситуацией они должны были выполнить тест в своих интересах. Только так можно было добиться соответствия результатов исследования.
Результатом этой диагностики является социограмма, на которой в графической символической форме отображены отношения между членами группы. Изображение каждого члена группы символическое – это может быть кружок или треугольник с именем или номером внутри.
Морено в своих представлениях связывает социометрию с социальным атомом, который он считает наименьшим элементом структуры отношений. Конкретный индивид выступает центром социального атома, но, с его точки зрения, обособленный индивид – это социальная фикция.
Отношения человека с окружающими входят в этот социальный атом и в определенный момент связаны с ним в эмоциональном, культурном, деловом, социальном плане. Не все знакомые индивида входят в социальный атом, а только те, кто перешагнул «порог социального атома» в силу значимости отношений. Входят также и те, кто связаны с индивидом желаемыми отношениями.
Социальный атом не постоянен, в нем могут появляться новые люди и исчезать старые в силу обстоятельств. В этом случае Морено говорит о социальном умирании, которое может привести к болезненным последствиям физического плана.