Выявление, коррекция дискалькулии у обучающихся с ЗПР.


Симптомы дискалькулии

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Характеристика

Акалькулия – это такое расстройство функций мозга, которое проявляется нарушением способности считать и производить арифметические действия, что затрудняет процесс обучения математике в детском возрасте и социальную адаптацию у взрослых пациентов. Первичная форма развивается как следствие повреждения мозга левого полушария (у правшей) в височно-затылочной зоне, характеризуется нарушением понимания строения чисел и их разрядов.

Пациент не распознает деление цифр на однозначные, двузначные, трехзначные и т.д., испытывает трудности при выполнении арифметических действий, не может различить знаки, использующиеся в арифметике. Акалькулия первичной формы часто сочетается с нарушением пространственного восприятия – способности воспринимать объект в трехмерной проекции с пониманием формы, размеров, взаимного расположения отдельных предметов.

Вторичная форма развивается на фоне повреждения вещества головного мозга на разных участках коры вследствие перенесенного инсульта, возникновения очага кровоизлияния, опухолевого или нейродегенеративного процесса, нейроинфекции. Вторичная форма часто выявляется в структуре общего расстройства высших функций психики.

Вторичная форма зачастую сочетается с другими нейропсихологическими симптомами, например, с агнозией (нарушение зрительного, слухового, тактильного восприятия), амнезией (неспособность вспомнить прошлый опыт), общим расстройством мнестической и интеллектуальной деятельности. Различают виды акалькулии неспецифического (вторичного) типа:

  1. Оптическая. Развивается на фоне повреждения коры в затылочной области. При этой форме грубое непонимание чисел не выявляется. Основные дефекты связаны с нарушением зрительного восприятия цифр.
  2. Лобная. Развивается в результате повреждения лобных участков коры.
  3. Сенсорная, акустико-мнестическая. Развивается как следствие повреждения височно-теменной области коры. Обычно эти формы акалькулии выявляются в сочетании с речевыми расстройствами (афазия) и слуховой дисфункцией.

Лобная кора занимает большую площадь и отличается многообразными связями с разными участками мозга. Лобная кора регулирует и контролирует психическую деятельность индивида. Повреждение коркового слоя в зоне лба сопровождается нарушением интеллектуальной деятельности.

При акустико-мнестической форме пациент затрудняется выполнять арифметические задачи на слух. Сенсорная акалькулия – это нарушение способности считать, часто спровоцированное недоразвитием височной извилины, что приводит к возникновению сенсорной афазии, обусловленной дисфункцией фонематического слуха. Пациенты испытывают трудности при узнавании и назывании арифметических знаков и цифр.

Акалькулия и дискалькулия представляют собой аналогичные синдромы. Разница заключается в частичной невозможности выполнять арифметические операции при дискалькулии, тогда как при акалькулии данная функция нарушается на уровне исходных, основополагающих механизмов. Механизм развития дискалькулии связан с нарушением согласованной работы мозговых анализаторов, обрабатывающих числовые данные.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Причины возникновения

Синдром развивается как следствие повреждения разных участков коркового слоя мозга. Локальное повреждение участка мозгового вещества практически всегда сопровождается ухудшением или утратой способности к арифметическим вычислениям. Частичная акалькулия часто встречается в сочетании с амнезией, распространяющейся на числа, или зрительной агнозией.

Синдром встречается в структуре расстройств мнестической, речевой, акустической сферы, возникает как следствие невозможности словесного воспроизведения чисел. В этом случае при нарушении вычислительных функций ядро понимания чисел и выполнения счетных операций не затрагивается. Основные факторы, участвующие в патогенезе дискалькулии:

  • Отягощенный анамнез, наличие таких диагнозов, как алкоголизм, психопатии, депрессия.
  • Повреждение вещества головного мозга на начальных этапах онтогенеза (индивидуальное развитие организма).
  • Недоразвитие структур мозга в постнатальный (от момента рождения) период.
  • Заболевания ЦНС (гидроцефалия, инфекции – полиомиелит, энцефалит, менингит, ДЦП, гемиплегия, параплегия – паралич ноги и руки в одной половине тела, паралич только верхних или нижних конечностей с полной утратой возможности совершать произвольные движения).
  • Перинатальные патологии (родовые травмы, асфиксия плода, недоношенность, замедление психомоторного развития).
  • Заболевания, перенесенные матерью в период гестации (грипп, вирусные инфекции, токсикоз в I, II триместре).
  • Психотравмирующие воздействия в раннем детстве (жестокое обращение, неполная семья, равнодушие к ребенку или чрезмерная опека).

Причины первичной акалькулии связаны с повреждением вещества мозга коркового слоя в теменной или затылочно-теменной области, в том числе в зоне надкраевой извилины, пролегающей в доминантном полушарии. В основе патогенеза лежат дефекты пространственного гнозиса (процесс перцептивной категоризации – способность различать объекты посредством зрительного, слухового, тактильного восприятия).

Первичная акалькулия – результат разлаженности работы анализаторных систем, в частности нарушения пространственного восприятия. При вторичной форме расстройство устного счета коррелирует с локальным или диффузным повреждением коркового слоя в зоне висков, затылка, лба, темени вследствие перенесенного нарушения мозгового кровотока, кровоизлияния, очага абсцесса, черепно-мозговой травмы.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Выявление, коррекция дискалькулии у обучающихся с ЗПР.

Выявление, коррекция дискалькулии у обучающихся с ЗПР

У обучающихся с задержкой психического развития часто страдают от той или иной формы дискалькулии. Чем раньше предпринять коррекционно-развивающие меры по предупреждению данной патологии, тем легче будет ребенку пройти процесс освоения школьной программы, с учетом индивидуальных особенностей.

При начальном освоении общеобразовательной программы дети с проблемами дискалькулии испытывают трудности в усвоении «точных наук», часто называют математику нелюбимым предметом. Хроническая неспеваемость по математике отражается и на овладении предметами гуманитарного цикла, что снижает учебную мотивацию и может стать причиной низкого социального статуса школьника.

Окружающие, родители, педагоги, да и сверстники воспринимают такого ребенка часто как ленивого, нежелающего воспринимать простые понятия.

Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дети позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Дискалькулия может являться отдельным расстройством, которое не влияет на общее развитие интеллекта. Но чаще сочетается с дисграфией, дизорфографией

К проблеме дискакулии приводят и социальное благополучие в семье, эмоциональные проблемы при педагогической несостоятельности, когда «давление» близких, вызывает неуверенность в своих силах и страх быть наказанным. Органические проблемы: поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов, что значительно затрудняет коррекцию данной проблемы.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что особенно характерно для детей с ЗПР.

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Дискалькулия может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему ребенку посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам, к дефектологу

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.После проведения обследования может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции. Важно дополнительно проконсультироваться у психоневролога, невропатолога, с целью полной коррекции имеющихся неврологических патологий.

Методы и упражнения для коррекции:

-сортировка фигур, фишки, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, для ознакомления с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.);

-объяснение, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое;

-научить правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними;

-обучение детей счету и выполнению элементарных математических действий, чтобы ребенок понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий;

-учить ребёнка правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями.

— научить правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Важно при коррекции использовать:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у ребенка. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.

Использованная литература

1. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью/ Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. – 2013.

2. Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты развития (обзор)/ Рысина Н.Н., Грибанов А.В.// Arctic Evironmental Research. – 2011.

3. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения/ Ермолова Т.В., Пономарева В.В., Флорова Н.Б.// Современная зарубежная психология. – 2020 – Т.5, №3.

4. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)/ Кондратьева С.Ю.// Теория и практика общественного развития. – 2020. Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/dyscalculia

Источник: OurKids.ru›narushenija/rech/diskalkuliya/ Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]