Что значит «развитие»
Слово «развитие» обозначает довольно объемное понятие. Это:
- движение от низшего к высшему;
- переход от одного качественного состояния к более совершенному;
- поступательное движение от старого к новому.
То есть развитие — это процесс закономерный, неизбежный, обозначает прогрессивные изменения чего-либо. Наука считает, что развитие происходит на почве возникающих противоречий между новыми и устаревающими формами, способами существования чего-либо.
Синонимом слова «развитие» является слово «прогресс». Оба эти слова обозначают успех в чем-либо, достигнутый по сравнению с прошлым.
Противоположное значение имеет слово «регресс» — это движение назад, возвращение от достигнутого высокого уровня к прежнему, более низкому, то есть это упадок в развитии.
Виды развития человека
После рождения человек проходит через такие виды развития:
- физическое — увеличивается рост, вес, физическая сила, пропорции тела;
- физиологическое — совершенствуются функции всех систем организма — пищеварительной, сердечно-сосудистой и др.;
- психическое — совершенствуются органы чувств, растет опыт пользования ими с целью получения и анализа информации из внешнего мира, развиваются память, мышление, речь; изменяются ценности, самооценка, интересы, потребности, мотивы действий;
- духовное — обогащается нравственная сторона личности: формируются потребности в осмыслении своего места в мире, значения своей деятельности для его совершенствования, растет ответственность за ее результаты;
- социальное — расширяется круг отношений с обществом (экономические отношения, нравственные, политические, производственные и др.).
Источники, движущие силы развития человека зависят от таких факторов, как условия жизни, круг общения, а также от его внутренних установок и потребностей.
Понятие о личности
Слова «человек» и «личность» не являются синонимами. Сравним их значения.
Человек — это биологическое существо с врожденными физическими характеристиками. Условиями его развития являются благоприятные внешние факторы: тепло, пища, защита.
Личность — результат, феномен общественного развития, у которой сформированы сознание и самосознание. Она обладает определенными психологическими и физиологическими свойствами, приобретенными в результате развития и воспитания. Психологи считают, что личностные качества появляются только в результате социальных отношений.
Каждая личность уникальна, обладает только ей присущими позитивными и негативными качествами. У каждого человека свои жизненные цели и устремления, намерения, причины и мотивы действий. В выборе средств он руководствуется собственными обстоятельствами и взглядами на мораль. Антисоциальная личность, например, не знает или не признает общепринятых норм морали и руководствуется в своих поступках эгоистичными целями. Безответственность, конфликтность, склонность к обвинению других в собственных неудачах, неумение учиться на собственных ошибках — характерные черты такой личности.
Понятие о развитии и формировании личности, движущие силы развития
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 34Следующая ⇒
Главной целью работы школы является процесс формирования личности ребенка, ее гармоничное развитие. Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих при анатомо-физиологическом созревании человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы.
Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Социализация личности — процесс усвоения индивидом социального опыта, ценностей, норм, элементов культуры, учреждений, присущих обществу, социальных групп, к которым он принадлежит. При этом человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса.
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Таким образом, все эти понятия не тождественны, как не тождественные понятия человек и личность.
Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. Человек представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Индивид (от лат. Иndиvиduum — неделимое) — человек, как целостный и неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами, которые выступают как предпосылка развития личности и индивидуальности.
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, что характеризует человека как члена общества.
Человек как биологическое существо и как индивид — неповторимый представитель человеческого рода — предстает перед нами прежде всего в своих природных и биологических особенностях, составляющих предпосылку и условие ее социального развития. Человек-личность как социальное существо — высшая ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Если понятие человека как биосоциального существа отражает одновременно и биологические, и социальные качества, то понятие личности означает специфическую общественную особенность человека и связано с усвоением материального и духовного опыта, накопленного человечеством. Личность наделена определенной степенью осознания мира и самосознания. Индивид становится личностью, когда он в состоянии оценить не только окружающую его среду, но и свое положение в нем и тем самым действовать сознательно и целенаправленно.
Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие, отличие одного человека, личности от другой.
Итак, человек, как личность, характеризуется:
• самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познания себя и поиск смысла жизни);
• активностью (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);
• наличием «Я-образа», — системы представлений человека о себе реальную, себя ожидаемую, себя идеальную (выявляются в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)
• направленностью — устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.
• способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);
• характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).
На основе сопоставления понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» психологи утверждают (А.Асмолов, А.Петровський): взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усваивает общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующую мир, может быть передано формуле: индивиды рождаются, личностью становятся, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отстаивают.
Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи, личностные качества — психические и социальные — формируются, развиваются пожизненно, можно сделать вывод: объект и предмет педагогики — личность человека во всем многообразии ее природных и социальных свойств, качеств и проявлений; процесс воспитания, обеспечивающей целенаправленное формирование и развитие личности. Психическое развитие человеческого индивида — обусловленный процесс. Признание и понимание детерминированности развития — основа практического управления им. История предшествующего развития человеческой жизни влияет на его онтогенез двумя путями: биологическим и социальным. Поэтому возникает проблема соотношения роли биологического (природного) и социального (общественного) в становлении индивида как личности. В решении этой проблемы нельзя противопоставлять биологическое и социальное, в онтогенезе человеческой психики имеет место единство биологических и социальных факторов, в котором ведущая роль принадлежит социальному.
Фактор (то, что делает) — это причина, движущая сила какого-либо процесса, это явление, которое взаимодействует с другими в процессе развития целого. История науки отражает различные методологические подходы к факторам, которые обуславливают развитие личности. Представители биологизаторские концепции решающую роль отводили наследственности, которая определяет все будущее человека, его умственные способности, мораль, поведение — фатально обусловливает ее судьбу. Представителями этой концепции были: Е.Геккель, Ф.Мюллер, В.Штерн, Дж.Дьюи, Е.Торндайк. Представители социологизаторськои концепции считали, что человек рождается «чистая как доска» (лат. tabula rasa), на которой постепенно, под влиянием опыта и воспитания, появляются письмена. Ведущая роль среды отрицает активность самого человека в развитии, именно среда определяет различия в умственных способностях. Недостатки среды определяют склонность человека к правонарушениям, пьянства. Эту точку зрения разделяли 3.Зазо, Е.Шпрангер, Вундт.
В конце XIX в. возникла наука о целостное изучение ребенка — педология. Считалось, что психологи, социологи, врачи и педагоги составят теорию, в которую войдут все наиболее ценные выводы и достижения этих наук. Широкое распространение педология была в Советском Союзе в середине 20-х годов XX в., При этом биогенетическая концепция очень быстро была искоренена. Социогенетическая концепция преувеличивала роль среды. Считалось, что ребенок — это на 90% продукт средовых воздействий и только на 10% его поведение определяется инстинктами. Эта концепция унижала роль воспитания, но педологи впервые сделали попытку не только описать, но и объяснить педагогические явления. От педологии потребовали срочного решения проблем формирования человека нового общества. Итак, в 1936 г. педология была названа лженаукой и она была запрещена. Современная наука признает три ведущих фактора в развитии и формировании личности: наследственность, среда и воспитание. Но рассматривать эти факторы необходимо в их диалектическом единстве, взаимодействия, взаимовлияния.
Наследственность как фактор развития (неуправляемый фактор)
Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Генотип определяет анатомо-физиологической структуры организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, пол организма, стадии его созревания, а также ряд морфологических и функциональных особенностей организма. Генотип нервной системы несет в себе наследственно обусловленные огромные потенции образования новых потребностей, форм поведения и их психических процессов.
Что же человек наследует?
— Физические особенности: внешние расовые признаки, окраска кожи, волос, цвет глаз, черты лица, телосложение, особенности нервной системы, на основе которых в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности;
— Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание белков в организме, группу и резус-фактор крови и др..
— Аномалии в развитии организма: «шестой палец», «заячья губа», «волчья пасть», помутнение хрусталика глаза (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм);
— Склонность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др..).
Не все врожденное является наследственным! Генотип организма зависит не только от хромосомного аппарата и генов, но и от внешних условий, которые могут влиять на них: радиация, интоксикация и др. Вследствие этого возникают не наследственные отклонения от нормального развития. Такие аномальные признаки развития являются врожденными, но не наследственными. К ним относятся многие аномалий, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, воздействие алкоголя, родовые травмы и др.
Человеческий индивид от рождения наделен соответствующими задатками, способностями, наклонностями. Задатки — не готовы психические свойства, а природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются только в человеческих условиях жизни индивида, с помощью средств, созданных обществом. Особенно острый спор во взглядах ученых касается наследственности способностей к интеллектуальной деятельности. Генетик М.М.Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта, следовательно, уровень интеллекта не передается по наследству от родителей к детям. Но есть и другая точка зрения, которая утверждает, что умственные способности на 50% определяются наследственностью. Противоречия также вызывает вопрос о наследственности нравственных качеств.
Среда как фактор развития (полууправляемый фактор).
Среда — совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, взаимодействуют с ней как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.
Среда — это окружение личности, которое можно свести к трем группам:
— Макрофакторы, которые влияют на социализацию всех людей планеты или очень большие группы людей (космос, планета, мир, страна, государство, общество);
— Мезофакторы влияют на большие группы людей, которые определяются по национальным признакам (этнос) по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по преданию предпочтения тому или иному средства коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). ;
— Микрофакторы, которые воздействуют непосредственно на конкретного человека (семья, группы сверстников, общественные организации, школа).
Для развития ребенка нужно, прежде всего, среду, которое обеспечивает пищу, воздух, свет, тепло и т.д.. Географическая среда — те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология и др.), в которых человек развивается. Окружающая предметная среда необходимо также для развития деятельности ребенка, в частности познавательной.
Наиболее важным для развития ребенка является социальная среда. Социальная среда — общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В целом — это люди и группы людей, окружающих человека на протяжении жизни. Они подразделяются: по виду сообщества — общественная формация, класс, группа, за видом группы — семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т., за формирующим влиянием — детерминирующие, тренируя, упражняя, обучая, воспитывая, перевоспитывая; по способу воздействия на форму сознания — правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное; по возрасту — сверстников, старших, младших, смешанное; по отношению к среде — положительное; безразлично, отрицательное; по социальной направленности — социальное, асоциальное, за степенью контактов — непосредственное, опосредованное.
Организованная среда — это, в первую очередь, те социальные институты, на которые в той или иной степени возложены воспитательные функции подрастающего поколения. Это прежде всего семьи учащихся; учреждения культуры; учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы и объединения по интересам, функционирующих по месту жительства и т.д.
От общих отношений людей в значительной степени зависят возможности индивида, развивается, использование им тихие или иных условий для своего развития. В процессе взаимодействия человека с различными группами происходят ее социализация и развитие. Рассматривать социальную среду требуется в связи с жизнью и деятельностью людей. Оно постоянно меняется из-за их практической деятельности. Среда ребенка с возрастом расширяет и изменяет содержание тех условий, которые влияют на его жизнь и развитие. Среда ребенка не является неизменным еще и потому, что она и сама (прямо или косвенно) влияет на него и ведет его к изменениям. Основную форму воздействия общественной среды на психическое развитие ребенка составляет воспитания.
Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу — что осуществляет большее влияние на развитие человека — среда или наследственность?
Представители социологического направления (Ж.-Ж. Руссо, К.-А.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Считали, что решающим фактором в развитии и формировании личности является среда, а главным — влияние домашней среды. По оценкам сторонников биологического направления, влияние наследственности на развитие личности составляет 80-90%, влияние среды, по оценкам представителей социологического направления — 90%. Представители биосоциологичного направления (конвергенции) придерживаются мнения, что психические процессы (ощущения, восприятия, мышления и др.). Имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явление социальное. Английский психолог Д.Шаттлеворт считает, что на умственное развитие личности биологические и социальные факторы влияют в следующих соотношениях: 64% факторов — наследственность, 16% — различия в уровнях домашней среды, 3% — различия в воспитании детей в той же семье; 17% — смешанные факторы (взаимодействие наследственности и среды). Исходя из взглядов на роль наследственности или среды в развитии личности, представители этих педагогических теорий отводят и другую роль процессу воспитания в развитии личности: от признания его полного бессилия (при неблагоприятных условиях среды) и пассивного следования за развитием (Ж. Пиаже) до активного вмешательства в поведение человека (жесткая «поведенческая инженерия» Б.Скиннера).
Воспитание как фактор развития (полностью управляемый)
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание в специальном педагогическом смысле — это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, ее убеждений, способов поведения в обществе. Его эффективность заключается в целеустремленности, систематичности и квалифицированном управлении. Слабой стороной воспитания является то, что оно базируется на сознании человека и требует его участия в этом процессе, тогда как наследственность и среда действуют Бесчувственно и подсознательное. Посредством воспитания можно частично преодолеть неблагоприятные наследственные задатки, уменьшить негативное влияние окружающей среды. Опыт работы выдающегося педагога А.С. Макаренко, который перевоспитал больше Из тысяч детей и подростков с неизвестной наследственностью и, безусловно, негативным влиянием окружающей среды — беспризорных детей и правонарушителей — доказывает то влияние, которое имеет воспитание на развитие и формирование личности.
Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки и наклонности, которые присущи человеку. Не с каждого человека можно воспитать гения. Опыты Н.И.Ладигинои-Котс показали, что малыш обезьяны, воспитываясь в тех же условиях, что и ребенок, не приобрело ни одной из психических качеств, присущих человеку.
Развитие личности — это не пассивный продукт воздействия среды, наследственности и воспитания. Большое значение при этом имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. В зависимости от активности и внутренней позиции личности, она может сформироваться в разных направлениях. Воспитание успешно ведет развитие, если делает питомца активным участником этого процесса. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет в развитии решающую роль, если оно положительно влияет на потребность личности работать над собой, стимулирует ее активность в этом направлении. Отсюда можно сформулировать закон развития и формирования личности в деятельности: в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется и отношение к окружающему миру. Эта деятельность должна быть направлена на развитие.
⇐ Предыдущая22Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Внешние силы личностного развития
Движущая сила — это то, что толкает объект вперед, своего рода пружина, рычаг. Человек также нуждается в побуждениях к личностному совершенствованию. Такими стимулами являются как внешние движущие силы, факторы развития, так и внутренние.
К внешним относятся воздействия со стороны окружающих — родственников, знакомых, которые передают ему собственный жизненный опыт.
Они убеждают человека совершить (или не совершать) какие-то действия, что-то изменить в жизни, предлагают варианты и средства развития, помогают ему в этом.
Движущей силой развития индивида может стать государственная политика, например, в области образования, трудоустройства. Человек выбирает из имеющихся вариантов ту специальность или место работы, которые являются для него наиболее перспективными. В результате он овладевает новыми для него знаниями и трудовыми навыками и умениями — происходит его развитие как личности.
Если человек стремится к внутреннему, нравственному, интеллектуальному росту, он ищет ответы на волнующие его вопросы в литературе, кино, в произведениях искусства, в религии, науке, анализирует чужой опыт — все это тоже является источниками, движущими силами его развития.
Механизмы развития личности и основы саморазвития
Мы часто слышим, что человеком управляет судьба. Дескать, мы уже родились с определенными чертами характера, и ничего тут не поделаешь, или «что родители воспитали, то и получилось».
А эти фразы давно уже не актуальны. Кто живет по этим принципам – делает шаг назад или, как минимум стоит на месте. Мы живем в прогрессивном мире, в мире технологий и информации, в мире, где успешным человеком может стать каждый! Стоит только очень захотеть, а сильное желание приведет и к правильному действию.
Ни для кого не секрет, что между успешным и ленивым человеком нет ничего общего. Да, друзья, работать, и еще раз работать и в первую очередь над собой.
Саморазвитие – неотъемлемая составляющая жизни человека, который стремится к благополучию и стабильности. Слово всем понятное и известное, а вот — как правильно этим заниматься, знает далеко не каждый.
Основные механизмы развития личности тоже мало о чем говорят. Давайте-ка об этом и поговорим..
Развитие личности проходит в несколько этапов. Все начинается с познания себя, а за этим уже следует и действие. Само по себе действие без понимания «куда» и «зачем» обычно ни к чему не приводит, а иногда даже и повредить может, поэтому не спешите.
А вот если сделать все правильно, то процесс достижения цели будет даваться намного легче и, поверьте, будет вызывать немало приятных эмоций.
Начать стоит с понимания себя, самосознания. Подумайте хорошенько, что сейчас происходит в Вашей жизни, какие у Вас проблемы, чего Вы хотите на самом деле. Важно увидеть правду, понять и обязательно принять ее.
Попробуйте полюбить себя со всеми Вашими преимуществами и недостатками. Иногда это бывает очень сложно, и правда может быть не совсем приятной, но лучше признаться себе во всем сегодня, начертить план развития, и уже начать следовать ему.
Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, стать более уверенным, счастливым и сильным, просто необходимы перемены. Меняйтесь. Начинайте с устранения наших двух главных врагов – страхи и сомнения.
Необходимо фокусироваться на своих целях, думать о них, стремиться к ним. Критерием развития личности является целеустремленность, то есть — изначальная направленность человека на действия, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Это очень важно, ведь удовлетворение желаний порождает вслед за собой и рост возможностей.
Формируйте новые эффективные стратегии. Учитесь на своих ошибках, изучайте свой успешный опыт и опыт других людей. Ваше задание – увидеть и понять, что нужно делать конкретно Вам, чтобы получать то, к чему мы стремимся.
Главная цель нашего бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано нам природой. В этом нам и помогают общепринятые механизмы развития личности. Ко всему есть свой подход, главное пожелать, и жизнь всегда откроет двери.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Виртуальная работа за реальные деньги – только выбирай!
Написание бизнес плана – пустая трата времени?
Горячие клавиши ускоряют время
Мотивационная политика — действия на благо бизнеса
Внутренние стимулы развития личности
Непременное условие и движущие силы развития индивида — это рост его психических возможностей и потребностей, их противоречия со старыми. Недостаточность внутренних и внешних средств толкают человека на поиск новых, адекватных путей удовлетворения возросших запросов — происходит вынужденное или сознательное усвоение новых знаний, умений и навыков, развивается чувственное, эмоциональное восприятие мира.
Далее процесс повторяется: приобретенный опыт устаревает и возникает надобность в разрешении запросов нового, более высокого, уровня. В результате связи с окружающим становятся более осознанными и избирательными, разнообразными.
Психологические механизмы профессионально-личностного развития
Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессионального становления в процессе профессиональной подготовки. Личность может и препятствовать становлению профессионала (отсутствие трудолюбия, элементарных человеческих способностей, мотивов, барьеров и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере их становления начинают оказывать обратное позитивное влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность. Наиболее способствуют профессионально-личностному становлению будущего специалиста такие черты личности, как: следование профессиональной этике, индивидуальная и социальная ответственность, внутренний контроль, гибкость и оперативность, смыслотворчество, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и др.
Психологическое становление специалиста означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше либо вообще отсутствовали у него или имелись, но в другом виде, а также возникновение новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Следовательно, профессионально-личностное развитие можно рассматривать как «приращение», обогащение психики человека.
Возрастное становление личности профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития. В социально-психологической характеристике юношества важно учесть, что эта пора развития человека, этот этап его жизни соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отдалением от родительского дома и образованием собственной семьи. Юношеский возраст – центральный период становления характера и интеллекта; время спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений; период интенсивной и активной социализации человека, что также должно быть учтено в проблематике и приемах организации профессионального воспитания.
Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит, во-первых, от внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов ее выбора и приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др. Становление будущего специалиста зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способов самореализации в ней.
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности субъекта. Исследование профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития осуществляется с учетом системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, т.е. от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данное отношение приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности.
Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Такое совпадение в действительности невозможно по следующим причинам. Прежде всего не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Однако существует возможность перестройки системы мотивов и повышения уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.
Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор, создает предпосылки для профессионального роста.
Становление профессионально-личностных качеств специалиста в период профессиональной подготовки характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, разновременностью. Неравномерность – это кризисы в отношении к учебно-профессиональной деятельности. Гетерохронность – это разновременность развития профессионально-важных качеств, различия в скорости и глубине их образования и развития.
Развитие профессионально-личностных качеств происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной насыщенностью и социальными отношениями. В этой связи необходимо учитывать активность учебно-профессиональной среды, психологический климат в группе и т. д.
В целом в профессионально-личностном развитии будущего специалиста проявляются с разной степенью выраженности противоречивые (амбивалентные) тенденции: между саморазвитием и самосохранением, противостояние результатов и процесса труда, несовпадение мотивов профессиональной деятельности, рассогласование темпов развития мотивационной и операционно-технической сторон, неравномерность освоения отдельных профессиональных качеств и др.
Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводят к появлению новых потребностей и интересов, новой системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование.
В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней.
- Первая ступень: учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея соответствующий эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако он еще не достиг самостоятельности и не проявляет инициативу.
- Вторая ступень: у учащегося имеется зафиксированная установка на профессию, более устойчивыми стали интересы и более проявленными – склонности; однако его больше интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся у него цель дает общее направление его учебно-производственной деятельности, у него проявляются чувство уверенности в себе и самостоятельность, а также формируется чувство ответственности.
- Третья ступень: учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляя особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; происходит самоутверждение личности через профессиональный труд.
- Четвертая ступень: увлечение своей профессией, профессиональная направленность формируются при наличии соответствующих способностей, ярко выраженных склонностей и призвания; профессиональное мастерство и профессиональный идеал сочетаются с твердыми убеждениями в личной и общественной значимости своего дела.
Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности и активностью ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению и к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация либо сохранение первоначального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.
Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности(преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.
При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Несомненно, что наибольшие возможности для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, – важнейшее условие повышения уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны. В основе изменения мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих потребностей, интересов, склонностей.
При правильной организации преобразовательной деятельности студентов (на каждом последовательном ее этапе) требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие разрешается. Чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности. Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи с чем возникают новые (по содержанию) мотивы. В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.
Несомненно, существуют и другие механизмы профессионально-личностного развития, которое заключается в реализации ведущей потребности от элементарных ее форм ко все более сложным – от одностороннего или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности.
Таким образом, психологическими механизмами профессионально-личностного развития будущего специалиста выступает сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей.
В связи с изложенным пониманием движущих сил профессионально-личностного развития необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Цели развития личности
Как видим, движущими силами развития являются потребности общества в воспитании человека, отвечающего насущным социальным критериям, и потребность самого человека в саморазвитии.
Образ полноценного и самодостаточного члена общества должен выглядеть так. Общественные и личностные цели развития индивида совпадают. Он будет полезным обществу и выполнит собственную программу роста, если будут реализованы его способности, он будет духовно и физически здоровым, образованным, работоспособным, целеустремленным, творческим.
Кроме того, его интересы должны быть социально направленными и реализуемыми в общественной деятельности.
Понятие личности и условий ее психологического развития
Замечание 1
Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.
Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.
Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.
Этапы развития
Движущие силы развития — это, как видим, целый комплекс воздействий на человека на всем протяжении его жизни. Но это воздействие должно быть дозированным, а цели, формы, средства, методы воспитания соответствующими возрастным этапам человека и уровню его индивидуального развития. В противном случае формирование личности замедляется, искажается или даже прекращается.
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
- Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
- Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
- Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
- Младший школьный возраст – учебная деятельность.
- Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.
Учитывая эту периодизацию, следует знать, что движущие силы развития — это и специальные знания в области педагогики и психологии, и разумный подход к выбору средств воспитания на каждом возрастном этапе ребенка.
Условия личностного роста
Здоровая наследственность, психофизиологическое здоровье и нормальная социальная среда, правильное воспитание, развитие природных задатков и способностей — непременные условия развития человека. Их отсутствие или наличие неблагоприятных факторов развития ведут к формированию ущербной личности.
Многочисленны примеры того, как негативные внешние влияния или внутренние мотивы тормозили или даже прекращали формирование полноценного члена социума. Например, нездоровый семейный климат, ошибочные жизненные принципы и установки создают у ребенка неправильные представления о своем месте в этом мире и путях его достижения. В результате — отрицание общественных и моральных ценностей, отсутствие стремления к саморазвитию, духовности, образованию, труду. Формируется иждивенческая психология, асоциальная мораль, следование низшим побуждениям.
Способность к развитию, заложенная самой природой, внутренние движущие силы развития личности полностью или частично отсутствуют у людей с наследственными или приобретенными пороками развития центральной нервной системы. Их существование сводится к удовлетворению физиологических потребностей.
В отечественной педагогической литературе принято под развитием человека понимать процесс становления личности, совершенствования ее физических и духовных сил под влиянием внешних и внутренних, управляемых и н неуправляемых факторов, среди которых важнейшими являются целенаправленное воспитание и обучение (НПВолкова,. ММФицула). Он происходит в следующих направлениях: анатомо-физиологически-м, психическом и социальном. Инстр оджуеться определенными количественными изменениями признаков человеческого существа, которые предопределяют качественные изменения. Это приводит к возникновению новых признаков и исчезновение старых. Развитие человека нельзя сводить к простому накопит ния им новых знаний, умений и навыков из различных областей науки, т.е. практической деятельности. Если считать, например, что психическое развитие сопровождается улучшением памяти, мышления, воспринимаемые ния, представления и т.д., то создается впечатление его безусловного эволюционного, поступательного движения самом деле психология определяет несколько сложный характер его. Психологи считают, что развитие человека является сложной им инволюционной-эволюционным (от лат involutio — сворачивание, evolutio-развертывания) постепенным движением, в ходе которого происходят как прогрессивные, так и регрессивные интеллектуальные, поведенческие, личностные деятельностные изменения в самом человеке, он изменяется по направлению, интенсивности, характеру и качеству (БПАнаньев,. ЛСВиготськийЛ.С.Виготський).
Говоря о развитии личности, следует помнить, что, учитывая философии нестабильности, каждый человек как сложно организованная нестабильная макросистема за свою жизнь проходит как через так с называемые»точки стабильности», так и через»точки нестабильности»Такие переходы нередко сопровождаются известными в психологии и акмеологии возрастными кризисами. Если одни психологи считают, что кризис — это не нормальное, случайное явление, результат неправильного воспитания, то другие видят в них конструктивную функцию, а. ЛСВиготський рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития, поскольку в критические периоды продолжается внутренняя конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что появляется необходимость развития новых качеств личностиових якостей особистості.
Тайны развития личности ученые изучают, наблюдая не только его минимумы, а максимумы. Педагогов, психологов, генетиков издавна интересовали вопросы, связанные с проявлениями талантливости и гене иальности. Проведенные наблюдения показали, что ни богатые генетически унаследованные задатки, ни замечательны для их реализации внешние условия, взятые сами по себе, не вызывают проявлений гениальности. Свою в исоку одаренность, нередко несмотря на благоприятные условия, реализуют единицы из сотен тысяч и, наоборот, было немало случаев, когда высокоодаренные люди реализовывали свой талант или гениально ость в крайне неблагоприятных условиях. Ярким примером этого служат биографии великого физика. Майкла. Фарадея, который в детстве за копейки служил в топографии и магазины, жизнеописания. ТГШевченка или. МВЛо моносова. Ученые утверждают, что для высшего проявления внутренних дарований первую очередь необходима чрезвычайная целеустремленность. Известный генетик. ВПЕфроимсон по этому поводу пишет:»Если бы у гениев не было бы этой фанатичной целеустремленности, то они (при всех своих способностях), родившись вундеркиндами, так ими и остались бы. Но. Бетховен написал в своем завещании, что не может уйти из жизни, не довершившы вс ього, для чего предназначен и, пожалуй, особый состав творческой энергии лучше, четче от других выразил. Гете:»И если тебе не имеет этого»Умри, но стань!»-. Ты только скорбный гость на печальной зем ли»(ЕфроимсонВП»Божий дар»или естественный феномен? / /. Народное образование — 1991-М2 — с 138ный феномен? //Народное образование. — 1991. -М2. -. С. 138).
Упомянутая»фанатичная целеустремленность», или развит рефлекс цели, не возникают на»голом месте»и искусственно»не приносятся»извне. Они постепенно формируются в ходе»самодвижения»личности, которому, на д мнению отечественного психолога. ГСКостюка, что раскрыл его характер, свойственна единство внешних и внутренних условий. Внешние условия определяются естественным и общественной средой, которое создает (или не створ. Юэ) необходимые условия для развития задатков и дарований ребенка. Они влияют на процесс развития через внутренние условия благодаря механизму интериоризации т.е. превращение внешних практических действий в вн утренние умственные действия. В то же время с помощью механизма экстериоризации осуществляется переход внутреннего мира во внешний план деятельностивнутрішнього світу у зовнішній план діяльності.
Мечты ребенка, представление, которые приходят из детского царства сказки, ищут сначала своего опредмечивания в игре, а в зрелые годы — в трудовой деятельности. Талантливый ученый-изобретатель. КЕЦиолковський по этому п поводу утверждал, что любой великое изобретение начинается с мысли, фантазии, сказки, после которых идут научные расчеты, и только потом все это»коронует»выполнение. Мир внутренней красоты, свежести бы ачення (согласно. ПФлоренським, гениальность — это умение сохранить детство на всю жизнь) требует опредмечивания с самых ранних лет жизни. Но такое опредмечивания касается прежде деятельности. Одно дело когда ребенку купили карандаши или конструктор, то есть средства, которые помогают ей опредмечуваты образы своего воображения — творить, а другое дело, когда ее»заваливают»готовыми игрушками-продуктами чужого творчества, за оставляя для детского творчества минимум. Таким образом, тормозить развитие ребенка способно не столько бедный, сколько перенасыщен возможностями среду, в отдельных случаях не способно, образно говоря, с творюваты того дракона, который порождает своего. Георгия, чтобы погибнуть от его рук, щоб загинути від його руки.
Итак, первой важной движущей силой психического развития индивида, становление личности, источником ее»самодвижения»становится противоречие между внешним и внутренним
Внутренние противоречия, требуя своего решения, побуждают человека к активности. На месте старых противоречий появляются новые, которые для своего решения требуют новых средств, большего напряги ния сил, самосовершенствования их появление обусловлено тем, что мотивационный сторону развития личности опережает его содержательную и операционную сторонни.
Поэтому второй основной движущей силой»самодвижения», закономерно проявляется на всех возрастных этапах, является различие между новыми потребностями и стремлениями личности, которая развивается, и достигнутым ею ров внем овладения необходимыми для их удовлетворения средствамя засобами.
По мере развития личности, ее внутреннего роста горизонты видения человека расширяются»Тающий снег грез»дает силу потока новых потребностей и мотивов. Опережая имеющиеся средства своего опредмечивания, д достигнутый человеком уровень возможностей, они структурируются в определенной последовательности выстраиваются известны (АСМакаренко) перспективные линии развития: близкие, средние, отдаленные, все чаще и чаще оп середковуючись общественными мотивами деятельностивами діяльності.
Чрезмерная опека родителей, вседозволенность, перенасыщения в удовольствиях способны разрушать благотворное тенденцию к упорядочению иерархии потребностей и мотивов, оставлять без развития способности пидпорядковува ать низшие потребности высшим. А без этого нечего и думать о развитии рефлекса цели, той»фанатичной целеустремленности», без которой рожденные вундеркинды могут так и остаться ними на всю жизнь. При таких усло в не формируется и соответствующий рефлекса цели рефлекс свободы, который первоначально был открыт. ИППавловим у животных. Суть его сводится к тому, что у каждого из них существует субординация важнейших ее потребностей которые она удовлетворяет различными видами целенаправленной деятельности. Такая ситуация способствует формированию у нее определенных общих закономерностей в последовательности этих видов целенаправленной деятельности есть выбор п евного варианта деятельности осуществляется согласно этим закономерностями. Когда животное по ряду причин не может осуществлять свою деятельность так, чтобы она соответствовала упомянутым закономерностям, то это является нарушением ее рефлекса свободы, которое сопровождается негативными эмоциями и заставляет животное мобилизоваться для возвращения к деятельности, которая отвечает ее рефлекса свободї рефлексу свободи.
Исследователи утверждают, что подобный рефлекс присущ и людям. Во времена господства высших духовных ценностей человек не нарушала своего рефлекса свободы, поскольку подчиняла индивидуальные интересы сплошь ьним. Во время же господства материальных ценностей все становится наоборот. Учитывая это, старшеклассник, который готовится к выбору своего жизненного пути, попадает в своеобразную точку бифуркации, в которой нуждается мужества и поддержки для выбора пути к самому себе»настоящего», подлинного, а не отданного в плен усредненных житейских стереотипов. Выбрать же такой путь можно лишь при условии подчинения е м всех второстепенных потребностей и мотиветреб і мотивів.
Таким образом, третьей движущей силой»самодвижения»личности с противоречие между ближайшими, непосредственными, индивидуальными мотивами и отдаленными, опосредованными, которая обусловливает формирование рефлекса своб боди на основе внутри-интенциональной направленности вы лучших проявлениях и выводит развитие человека на путь подлинностиентичності.
Выстраивая в своих мечтах перспективные линии своей жизни, растущая личность раскрывает свое настоящее и будущее. Противоречие между реальным и мечтах, как пропасть, разделяющая»Я — сегодняшнего»от»Я — будущего»связывая мостиком между краями этой пропасти становятся сначала первичные ситуации успеха в первичных референтных группах, впоследствии очередные — в очередных группах. Лишь опираясь на них, уже впоследствии, во взрослом возрасте, человек сможет, преодолев пропасть, добраться следующего странстатися наступного краю.
Итак, четвертой движущей силой становится противоречие между ожидаемым, желанным, будущим и существующим, между тем, чего хочет личность и чем он владеет, что побуждает к действию в длительном времени и объединяет. ЕЕ мин нуле, настоящее и будущее. Такое противоречие положительно срабатывает лишь при условии, что движение к»Я — будущего»подкрепляется. Иерархией упомянутых ситуаций успеха в очередных референтных группах. В протил ежному случае существует опасность формирования в зрелые периоды жизни мечтателей по типу гоголевского. Манилова. Помогать по мере возможностей создавать первичные ситуации успеха, приближая их к кругам первичной них референтных групп — обязанность как родителей, так и школы. В поисках новых референтных групп нередко приходится выходить за рамки школы же следует предусмотреть как родителям, так и педагогам. Ведь движение к новы х ситуаций успеха укрепляет у воспитанника веру в реальность достижения перспективной цели, помогает формированию у него положительных суггестивная комплексеивних комплексів.
Пятой движущей силой»самодвижения»личности становятся противоречия, которые проявляются в диалектическом процессе становления познавательной сферы учащегося. Они вызывают переход от низших до высших степеней решения развития мышления, от непосредственного к опосредованному мыслительного познания школьником объективной действительности, от первичного синтетического отображения различных объектов к аналитическому выделение их р изноманитних признаков и к вторичному синтетического отображения и объединения в группыння у групи.
Противоречия, возникающие в ходе учебной деятельности, связаны с различиями между новыми познавательными задачами и усвоенными способами действий, между устоявшимися обобщениями и новыми фактами, м между ситуациями, которые требуют индивидуального творчества, и предыдущим опытом творческой деятельности. Для преодоления противоречий учебной деятельности ученик вынужден действовать активно, обогащать свои с ния, умения, навыки. Причем чем больше таких трудностей случается, тем напряженнее становятся усилия школьника, способствует его психическому развитиюку.
Сегодня в психологии звучат мнения о педагогической необходимость трудностей в обучении. По поводу этого, например,. АНПоддьяков пишет:»Противодействие обучению такая же неизбежна и необходима, как и помощь в учеб зна. Она может быть как неоправданной и необоснованной, так и оправданной и обоснованной — в случае необходимости останавливать трансляцию опасного опыта зона ближайшего развития при условии противодействия й может быть определена как то, почему субъект не может научиться сам, но чему может научиться и может развить в условиях противодействия с другими»(Поддьяков. АН. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема / /. Вопросы психологии -1999 -. С 20логии. -1999. -. С. 20).
Шестой движущей силой развития личности являются противоречия между сознательными и бессознательными тенденциями в поведении и деятельности индивида. Известно, что некоторые установки, которые складываются в ходе сознательной деятельно ости, обладают способностью переходить в сферу бессознательного. Это приводит к тому, что в ходе переноса их на другие по содержанию виды деятельности они способны вызвать противоречия, которые тормозят ее и викликают ь преодоление. Это обусловливает развитие взаимосвязей между сознательным и бессознательныммим.
Седьмой движущей силой развития личности, в частности, его эмоциональной сферы, есть противоречия, связанные с полярными, т.е. противоположными эмоциями (удовольствие — неудовольствие, радость — печаль и т.д.). Развитие е эмоциональной сферы вызывает движение личности от ситуационных эмоциональных состояний в устойчивых чувств, которые формируются через осознание и преодоление противоположных переживаний. Например, когда. МКРерих в свое время говорил, что радость — это»особая мудрость», он имел в виду не только преодоление чувств сумму, но и глубокое осознание самой жизни как радостного сущностиісної сутності.
Восьмой движущей силой»самодвижения»становятся противоречия, связанные с развитием произвольной регуляции поведения и деятельности ученика, формированием его самостоятельности и свободы. Они способны вызывать так называемые е иков кризиса, которые, по мнению их исследовательницы. ИЛембрик, является непременной составляющей развития ребенка, условием ее перехода из одной возрастной ступени на вторую. Известны кризиса в трехлетнем, семилетнем и подростковой ом возрасте. В любом случае они протекают по-разному, острее или мягче, вызывая в детском организме различные изменения, к сожалению, не всегда положительные. Особенно уязвимы малыши. Они требуют ос облил внимания дорослиї уваги дорослих.
Внимательное отношение к изменениям, которые происходят в ребенке, в его запросов и потребностей способно смягчить кризис, не дать ей выйти за пределы тех противоречий, которые ее обусловили
Исследуя содержание, формы воспитания и способы преодоления внутренних противоречий на каждом этапе онтогенеза личности, отечественный психолог. ГСКостюк пришел к выводу, что эти противоречия, будучи в основном неосознанными на начальных этапах развития личности, впоследствии становятся объектом самосознания, вызывают в личности недовольство собой и переживаются как сознательное, активное стремление к самосовершенствованиюня.