Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия 507


В настоящее время стресс- это часть нашей жизни

Люди привыкли бороться с ним. Иногда эта борьба отнимает много энергии, а зачастую человек и вовсе не способен справиться со стрессом.
Особенно в современном мире, который переполнен суетой, агрессией и перегрузками. Это напрямую влияет на нашу психику и организм в целом. В подобные моменты мы должны научиться держать удар, быть максимально сосредоточены на проблеме, попытаться ее решить с минимальными последствиями для себя.

Об этом мы сегодня и поговорим!

Будь немного эгоистичной

Привычка постоянно жертвовать собой и ставить чужие интересы выше твоих в конечном итоге приведет к тому, что ты начнешь чувствовать себя усталой, неудовлетворенной, копить обиду. Не жди, что окружающие вдруг прозреют и обязательно отплатят за твою доброту. Мы все по-разному смотрим на одни и те же вещи, поэтому люди могут хорошо к тебе относиться, но искренне не замечать твоих потребностей. Сохраняй в себе здоровый эгоизм. Учись расставлять приоритеты и заботиться о себе, а не только о других.

Необходимо знать, что такое стресс

Стресс – это психологическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в моменты, когда ему необходимо адаптироваться к обстоятельствам. То есть ответная или защитная реакция человека на внешнее давление.

Чем больше внешнее давление, тем сильнее реакция сопротивления. Причины стресса могут быть как отрицательные – ссора с близким человеком, проблемы на работе, финансовая нестабильность, так и положительные – влюбленность, победа, успех на работе и многое другое.

Умение держать удар, распространяется только на отрицательный стресс, который приводит к определенным проблемам и болезням. Что касается положительного стресса, то это лишь дополнительная выработка энергии, которая является мотивацией к достижению новых целей.

Что такое направленность личности?

Направленность личности – это способность человека адекватно оценивать происходящее. Например, существует два типа людей. Первый тип при возникновении какой-либо ситуации начнет нервничать, дергаться, суетиться, у людей возникнет страх.

Второй же типаж при возникновении этой же ситуации останется спокойным, уравновешенным, уверенным в то, что он разрешит данную ситуацию опираясь на собственный опыт. Подобным примером мы можем определить направленность личности.

Когда человек воспринимает различную информацию извне как опасность или угрозу, которая способна вывести его на эмоции, тогда и нужно умение держать удар. Необходимо знать, как правильно себя повести, как направить эту негативную энергию в правильное русло.

Так вот зная уже о понятии стресса и направленности личности, определите, к какому типажу относитесь вы? Если ко второму, то нам можно только за вас порадоваться, если же к первому, то рассмотрим некоторые методы и советы как держать удар.

Привыкни к этой идее

Мысль о том, чтобы требовать чего-то или спорить, может быть некомфортной, особенно если ты привыкла плыть по течению и тебе проще промолчать, чем высказаться. Но помни, что отстаивать свое мнение – это позитивная привычка. Тебе не нужно становиться наглой или быть стервой, чтобы другие тебя уважали.

Согласно журналу «Психология сегодня» (Psychology Today), настоящая самоуверенность – это стремление к тому, чего ты хочешь, в уважительной для окружающих манере. Перестань воспринимать выражение своего мнения как акт агрессии, тогда сама идея быть более напористой перестанет казаться пугающей.

Умение держать удар

Существует три стадии стресса. Первая стадия – реакция тревоги, вторая стадия – приспособление к стрессу, третья стадия – истощение.

“Первая стадия характеризуется сопротивлением организма. Если рассмотреть эту стадию с точки зрения медицины, то у человека начинается повышенная выработка гормонов. Нередко эта стадия характеризуется возникновением каких-либо воспалительных заболеваний.

Вторая стадия представляет собой приспособление организма к стрессу. Опять же с точки зрения медицины, начинает активироваться работа надпочечников, выделяются кортикостероиды в большом количестве. Это способствует угнетению каких-либо воспалительных процессов.

Третья стадия говорит о том, что испытав первую и вторую стадию стресса. Человек затратил очень много жизненной энергии. Эта стадия является самой опасной. Потому что она чревата большими проблемами как со стороны психики, так и со стороны физиологии человека.”

Поэтому необходимо пытаться предотвратить стресс еще на первой стадии, для этого существует два проверенных метода:

  • Сконцентрировать внимание на проблеме. Необходимо взять под контроль ситуацию. Не преувеличивать ситуацию. Определить причину стресса. Действительно ли эта серьезная проблема? Или же она несущественная и ее можно легко преодолеть?
  • Сконцентрироваться на эмоциях. В этом случае человек контролирует свою эмоциональную реакцию на проблему.

Так же, некоторые люди предпочитают метод «отпустить ситуацию», то есть принять ее. В случае же, когда эти методы не работают и наступает третья стадия стресса, стоить прибегнуть к следующим методам:

  • Расслабляем тело: начните глубоко дышать, для устранения избыточного напряжения. Встряхните руками и ногами, расслабьте мышцы лица, живота и спины.

В этот состоянии расслабления необходимо находить не менее 5 минут.

  • Расслабляем разум: необходимо сбиться с мысли о проблеме. Посчитайте до 10, включите воображение, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в абсолютно другой обстановке, комфортной и приятной для вас, дайте себе паузу.

Но и это не все. Приведенные выше примеры конечно помогут вам частично справиться со стрессом, но наша цель заключается не только в борьбе со стрессом, но и умении воспринимать его с минимальными последствиями для себя. Для этого необходимо научиться стрессоустойчивости.

Информационно-психологические воздействия

© Сергей Макаренко

Фрагмент монографии С.И. Макаренко. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. — СПб., 2020.

Основным способом ведения информационно-психологического противоборства является использование информационно-психологических воздействий.

Информационно-психологическое воздействие — информационное, психотронное или психофизическое воздействие на психику человека, оказывающее влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также в некоторых случаях на функционирование органов и систем человеческого организма [390].

Любой человек как личность, активный социальный субъект, носитель определенного мировоззрения, обладающий определенным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками, может быть подвергнут непосредственному информационно-психологическому воздействию, которое, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывает влияние на социальные объекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Таким образом, с помощью информационно-психологического воздействия можно влиять не только на индивидуальное сознание, но и на групповое, массовое и общественное сознание. Причем это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер [390].

В зависимости от преследуемых целей информационно-психологическое воздействие, как правило, осуществляется на конкретные сферы индивидуального, группового, массового и общественного сознания [390]:

  • мотивационную (убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания), когда надо оказать влияние на людей для побуждения их определенным действиям;
  • познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление), когда необходимо изменить в нужную сторону представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге — «картину мира» человека;
  • эмоциональную (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы), когда под прицелом находятся внутренние переживания и волевая активность людей;
  • коммуникативную (общение и взаимоотношения, взаимодействие, межличностное восприятие) с целью создания социально-психологического комфорта или дискомфорта, побуждения людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться с помощью различных методов (приемов, форм, методик) и средств, бóльшая часть из которых, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратились сегодня в сложные технологии воздействия на психику людей, обобщенно называемые в литературе психотехнологиями. Так, например, к психотехнологиям относятся современные информационные технологии воздействия на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание с использованием телевизионной и радиовещательной техники, видео- и аудиопродукции, а также компьютерные технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путем прямого доступа в подсознание [390].

Области организации информационно-психологического воздействия на психику человека, групповое, массовое и общественное сознание включает в себя [390]:

  • объекты информационно-психологического воздействия;
  • субъекты, воздействующие на эти объекты;
  • коммуникацию между субъектами и объектами информационно-психологического воздействия;
  • средства и методы информационно-психологического воздействия.

Объекты информационно-психологического воздействия [390]:

  • личность как гражданин, активный социальный субъект, в том числе конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь важные социальные последствия;
  • система формирования и функционирования духовной сферы, общественного сознания и общественного мнения, в том числе: системы образования и подготовки кадров; системы распространения социально значимой информации; системы распространения социокультурных ценностей и т. п.;
  • социальные группы и объединения людей как компоненты социальной структуры общества, обладающие групповым сознанием, в том числе политические, профессиональные, национально-этнические, демографические, религиозные, конкретных регионов и другие;
  • органы власти, государственного и военного управления;
  • органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления;
  • общественные и политические организации, общественно-политические движения, объединения граждан на различной основе и т. п.;
  • силовые министерства и ведомства;
  • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая своим общественным сознанием;
  • государство и общество, выступающие как объекты информационно-психологических операций других государств, особенно в период международных конфликтов, кризисов и вооруженных столкновений.

Субъекты информационно-психологического воздействия на отдельного человека (его психику, сознание, организм), группу людей, население регионов и страны в целом [390]:

  • государственные и правительственные учреждения (в том числе иностранные), правовые и силовые (военные) организации;
  • общественные организации — политические, религиозные, культурные, национально-этнические и т. п. (в том числе зарубежные);
  • учреждения здравоохранения;
  • финансово-экономические, коммерческие и торговые организации (в том числе зарубежные);
  • криминальные структуры (в том числе международные);
  • микрогруппы (по месту работы, учебы, службы, жительства, друзья, семья, случайные знакомые, толпа и т. п.);
  • отдельные субъекты (граждане).

Субъект информационно-психологического воздействия по своему местоположению может быть [390]:

  • внутренним, т. е. принадлежать стране, на объекты которой осуществляется воздействие;
  • внешним (зарубежным).

Внешними субъектами информационно-психологического воздействия могут выступать отдельные государства, их политические, экономические, военные, разведывательные и информационные структуры [390].

Самым главным средством достижения политических целей государствами в недалеком будущем может стать воздействие на психологию противника — индивидуальное, массовое, групповое и общественное сознание с целью разрушения государственных и общественных институтов, провоцирования массовых беспорядков, деградации общества, развала государства [390].

Рис. 5.2. Классификация средств и методов информационно-психологического воздействия [390, 391]

Средства и методы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с точки зрения физической сущности, принципов и механизмов воздействия (рис. 5.2) [390, 391].

Убеждение и суггестивные методы

Убеждение — метод открытого вербального (словесного) информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис (точку зрения).

Суггестия или внушение — это процесс неаргументированного информационно-психологического воздействия на сознание человека, связанный со снижением критичности при восприятии и реализации им содержания сообщаемой информации, с отсутствием активного ее понимания, осмысления, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и жизненные установки определенного поведения.

Информационно-техногенные методы

Пропаганда — распространение политических, философских, научных, художественных знаний (идей) и другой информации в обществе с целью формирования у людей определенного мировоззрения — обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

Средства и методы предъявления неосознаваемой акустической информации.

Средства и методы предъявления неосознаваемой зрительной информации. Предполагается, что визуальные средства, в отличие от вербальных, позволяют человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее), причем это воздействие является более глубоким и долговечным, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоционально-чувственный базис человека.

Гипнотические методы информационно-психологического воздействия, основанные на выявленном факте, что соответствующими внушениями в гипнотическом состоянии можно программировать человека на выполнение тех или иных действий.

Метод нейролингвистического программирования — особая психотерапевтическая техника, сутью которой являлось кодирование (программирование) человека как вербальными «формулами поведения», так и невербальными (мимика, пантомимика и т. д.) средствами воздействия.

Тренинговые методы информационно-психологического воздействия — методы регуляции психического состояния человека, такие как: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания.

Мистико-эзотерическое внушение.

Информационно-техногенные средства и методы информационно-психологического воздействия, к которым относятся:

  • информационные и технические психотехнологии с использованием телевизионной, вычислительной, радиовещательной техники, аудио-, видео-, печатной и кинопродукции;
  • воздействие через компьютерные видеоигры и Интернет;
  • генераторы специальных излучений;
  • акустические системы с «интеллектуальным» сигналом (включая инфразвук и ультразвук);
  • оптические средства в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах;
  • биорезонансная стимуляция работы головного мозга.

Информационно-психологическое воздействие с помощью этих средств и методов достигается по направлению «от техники к человеку» и наиболее широко осуществляется через средства массовой информации.

Психотропные средства информационно-психологического воздействия:

  • психотропные средства;
  • другие биологически активные вещества, оказывающие преимущественно влияние на психические функции человека (в том числе на эмоции и поведение), а также способные переводить его в измененное состояние сознания.

«Феноменологические» методы информационно-психологического воздействия

Неосознаваемое информационное взаимодействие через органы чувств путем применения методов психофизиологии и сенсорной физиологии человека.

Средства и методы манипуляции сознанием

Специфический вид скрытого информационно-психологического воздействия, направленный на программирование идей, мнений, мотивов, жизненных установок, стереотипов, устремлений, настроений и даже психического состояния людей с целью обеспечения такого их поведения, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия

Одновременное применение двух и более средств (методов) такого воздействия.

Достаточно подробно применение всех вышеуказанных в классификации средств и методов информационно-психологического воздействия рассмотрено в работе [390].

Выделяют три этапа при информационно-психологическом воздействии [405]:

  • операциональный, когда субъектом осуществляется информационно-психологическое воздействие на объект;
  • процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия объектом;
  • заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием информационно-психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т. е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными [405].

Применение информационно-психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои особенности [405]:

  • допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы психологического воздействия;
  • психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением средств вооруженной борьбы;
  • есть стремление достичь максимальной психогенной результативности воздействия.

Информационно-психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания [405].

См. также:

Перспективные технологии способов и средств информационно-психологического воздействия (на основе анализа проектов DARPA)

© Макаренко С.И., 2020 г. © Публикуется с любезного разрешения автора

Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это умение преодолевать любые стрессовые обстоятельства. Что необходимо знать, для того, чтобы обладать этим умением? Самое важное это уверенность в себе как в полноценной личности.

Как правило такая психологическая защита тренируется волей человека. Для ее воспитание как правило прибегают к спортивным мероприятиям. Основной из таких тренировок, это бег и обливание холодной водой. При этом в организме вырабатываются все необходимые химические элементы, а значит и возможности преодолеть любой стресс трезвыми мыслями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]