Ключ к тесту, интерпретация:
Первая позиция
В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т. е. поведение в широком смысле). Это надо знать изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершившего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут использоваться и при криминологическом прогнозировании. При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основные варианты интерпретации первой позиции.
Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней.
В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует.
В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент.
В четвертом — используется непосредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки.
В пятом — как смысловой центр рисунка.
Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки точки изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности. Такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в своем поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты, занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы ориентировки.
Обследуемый также может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке. В другом варианте обследуемый может, как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезды и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.
Вторая позиция
Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, так же свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности в поиске проявления агрессии со стороны окружающих.
Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована. Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого ленивого. Подобное встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления. У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтерпретировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты личности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза (широко открытые и зачерненные), что может свидетельствовать о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений.
Третья позиция
В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в исправительном учреждении.
Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие этих норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью методики APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у осужденных, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима содержания.
Поскольку слона большинство людей представляют как животного не одинокое, а живущее в группе, поэтому автором теста именно он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения, человека в группе. Кроме того имеет значение и тот факт, что для европейцев слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе.
Значение такой детали как уши — прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот — стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза — интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы -признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, — то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост положительная оценка себя, своих действий в группе, опущенный вниз – недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.
Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка — отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты он нарисован в анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его в анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях, изображение сзади — пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.
Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны не стремятся к изменению своей социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями. Наиболее типично подобное поведение наблюдается у шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно для многих осужденных, плохо адаптированных к условиям содержания в исправительных учреждениях. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Осужденные, отбывающие наказание в ИК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.
Четвертая позиция
Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный, а иногда и социально-психологический статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступления по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического анализа почерка.
Пятая позиция
В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее — плохое, доброе — злое, светлое — темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее — плохое), их не смущает имеющееся противоречие и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.
В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.
Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера, происходят какие-либо события или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду насвидание»).
При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.
Шестая позиция
Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иных насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал — дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.
Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений, если от берега — то это имеет противоположный смысл. Очевидно, корабль приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии как вода. И поэтому, если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений у обследуемого возникает необходимость в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.
Такие дополнительные детали рисунка как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемый при описании часто наделяет его своими проблемами, чертами и желаниями.
Седьмая позиция
Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклоненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное, преступление на семейно — бытовой почве.
Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой и в социальной сферах, то в рисунках это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы под елкой» и т. д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя.
Встречаются так же рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет ёлку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды. Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной неустойчивой ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в тезисе этого вида преступлений.
Восьмая позиция
В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т. д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.
Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки так же являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой и т.п. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Также большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.
Создаем ассоциативный чертеж по 3d модели
Для того, чтобы создать ассоциативный чертеж выполним следующее: создаем чертеж→на компактной панели выбираем кнопку
панель стандартные виды
«Вид»→ ниже выбираем «Стандартные виды»→в открывшемся окне выбираем файл с 3d моделью (расширение .m3d)
выбираем 3d модель призмы
→ на панели свойств, вкладка «схема» подбираем количество видов и расстояние между ними→жмем на поле чертежа и все, три проекции призмы или пирамиды готовы.
схема видов чертежа
Остается только вставить изометрию и оформить чертеж по ГОСТу.
Чтобы вставить изометрию открываем файл с 3d моделью призмы (пирамиды) и пересохраняем ее как рисунок в формате .png.
сохраняем модель в формате рисунка
Возвращаемся к созданию ассоциативного чертежа. В строке главного меню жмем на вкладку «Вставка»→ «Рисунок»→ в открывшемся окне выбираем рисунок с призмой (пирамидой)→ вставляем рисунок в чертеж.
вставляем рисунок в чертеж