Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.
По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.
Модель развития личности.
Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.
Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.
Возраст | Название стадии |
0-1 | Доверие или недоверие. |
2 — 3 | Самостоятельность или нерешительность |
4 — 5 | Предприимчивость или чувство вины |
6 — 11 | Умелость или неполноценность |
12 — 19 | Идентификация личности или спутанность ролей |
20 — 25 | Ранняя зрелость. Интимность или изоляция |
26 — 64 | Средняя зрелость. Продуктивность или инертность |
От 65 лет | Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние |
Стадия 1.
Доверие или недоверие (0-1 год).
Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.
На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.
Позитивный путь | Негативный путь |
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять. Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм. Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность». | В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера и т.д. Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм. |
1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.
Вверх
Стадия 2.
Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)
Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.
Позитивный путь | Негативный путь |
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена. Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля. «Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя». | Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии. Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности. «Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится». |
2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.
Вверх
Стадия 3.
3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).
Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.
Позитивный путь развития:
Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.
Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.
Негативный путь развития.
Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.
Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»
3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей
?
Сильная сторона -цель.
Вверх
Стадия 4.
Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.
Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.
Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?
Позитивный путь:
Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
Негативный путь:
Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.
Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.
Вверх
Стадия 5.
5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.
Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.
Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.
5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.
Вверх
Стадия 6.
6.Близость или изоляция (20-25 лет).
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.
Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.
- Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
- Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
- Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
- А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.
Негативный путь развития.
Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Читайте статью: В чем причина вашего одиночества.
Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.
6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.
Вверх
Стадия 7.
Генеративность или стагнация (26-64 года).
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.
Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.
7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.
Вверх
Стадия 8.
Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.
Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.
Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.
Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.
8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.
Вверх
Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.
Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.
Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).
Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.
Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».
Стадия 3: инициатива против вины (3-5 лет)
На третьем этапе Эриксона дети начинают укреплять свою власть и контроль над миром посредством игры, которая является бесценной основой для социальных взаимодействий. Когда они достигают идеального баланса индивидуальной инициативы и готовности работать с другими, они развивают чувство цели.
Важно!
Дети, которые успешны на этом этапе, чувствуют себя уверенно чтобы вести других. Те, кто не достигают этих качеств, скорее всего, испытывают чувство вины, имеют сомнения и не имеют инициативы.
Вина хороша в том смысле, что она показывает способность детей распознавать, когда они сделали что-то не так. Тем не менее, чрезмерная или незаслуженная вина может заставить детей отказаться от проблем, потому что они не чувствуют себя способными противостоять им. Вина часто может питать страх.
Стадия 7: Генеративность против застоя (40-65 лет)
В зрелом возрасте люди продолжают строить свою жизнь и сосредоточиться на своей карьере и семье. Генеративность означает заботу о людях за пределами их близкого круга семьи и друзей. Когда люди начинают входить в «средний возраст», их видение простирается от непосредственного окружения, включая их самих и их семью, до более широкого и более полного образа, который включает их общество.
На этом этапе люди признают, что жизнь не только в них. Своими действиями они надеются внести свой вклад, который станет частью их наследия. Когда кто-то достигает этой цели, он чувствует себя успешным. С другой стороны, если они не чувствуют, что они внесли свой вклад, они могут подумать, что они не сделали или не готовы сделать что-либо существенное.
Важно!
Генерация не нужна для взрослых. Однако отсутствие этого может лишить человека великого чувства достижения.