фото: Yaplakal.com
В наш информационный век множество людей буквально помешалось на медийности и формировании своего образа. Между тем, лидеры мнений, властители умов и прочие граждане, что тщательно скрываются за масками, пользуются нашей склонностью к идеализации и генерализации представления. Посмотрим, как это происходит реально и как это надо делать по уму, чтобы не стать халифом на час, живущим по принципу – что дурно, то потешно
Стереотипы упрощают жизнь, позволяют не тратить аналитические ресурсы на обработку кажущихся (не являющихся, а кажущихся) типовыми задач и операций, автоматизируют и оптимизируют большую часть мышления. Однако за все приходится платить, в каждом приобретении есть потеря. Генерализация статуса является одним из таких искажений, человеку свойственно идеализировать и переносить оценки из любой области на соседние.
Мнение обладающего более высоким статусом человека изначально кажется значимым и важным и, лишь узнав говорящего лучше, поняв его ограничения и пределы знаний, начинают допускать возможность и необходимость пересмотра оценок. В конце концов, принцессы ведь тоже ходят в туалет…
Сложный мир требует сложных решений, построение власти исключительно на принуждении, вознаграждении и/или силе закона, делает ее неустойчивой и уязвимой. Власть всегда необходимо дополнять владением информацией, экспертным мнением и исполнением роли примера/эталона. Таким путем шли самые известные и успешные политики прошлого и современности. Ну а если первые механизмы недоступны, т.е. вы не располагаете возможностью использовать кнут, пряник и закон, формирование образа – это ваш единственный путь.
Все современные лидеры мнений, блогеры и эксперты могут строить свой образ исключительно на управлении информацией о важных темах и о себе родимых, их поле – это власть на основе информации, власть эталона и власть превосходства в знаниях. И, да, в наше время вопрос «быть или казаться» практически всегда решается в пользу второго.
Более половины россиян увидели ухудшение экологической ситуации в стране
Человек и общество
Ключевым вопросом в части власти над умами (не путать с властью над эмоциями и чувствами) является формирование надлежащего информационного потока, и именно о тех принципах, каким он должен соответствовать, мы и поговорим.
Основной посыл статьи – показать механизм, а как его использовать или, наоборот, не подпадать под его влияние – дело каждого.
Управление информацией
Неоднократно замечал за собой: когда летом видишь со спины впереди идущую грациозную, стройную девушку с длинными распущенными волосами, то по умолчанию дорисовываешь ее образ красивым лицом. Потом ее обгоняешь и …ну что поделаешь, мир несовершенен, идешь дальше и ситуация повторяется. Неполная информация позволяет додумывать и идеализировать.
Аналогично: власть над умами дополняется наличием дистанции, скрывающей значимые детали и позволяющей – на основе уважения к предмету и его авторитета в одной из областей – додумывать прекрасный образ. К сожалению, реальность практически всегда хуже идеала, ведь даже у святых при жизни находятся критики, а ведь действительно святых – единицы.
В англосаксонских странах и в восточных обществах данный вопрос решен давно – можно говорить о естественной и признаваемой большинством дистанции, отделяющей представителей власти от простолюдинов, или, иначе, – дистанции власти. Представители высших слоев там практически тефлоновые, к ним мало что прилипает. Для русского культурного канона характерна низкая дистанция власти, т.е. большинство не испытывает пиетета при общении с высокостатусными людьми.
Вот и получается, что в рамках русской культуры оптимальным будет формирование этой дистанции не путем сегрегации, демонстрации пренебрежения, хамского отношения, снобизма и т.д., а путем правильно построенной трансляции информации, чтобы в ответ получить гарантированное: «Да, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Кстати, результатом именно такого восприятия и идеализации в личной жизни становятся многочисленные разводы по причине личной несовместимости.
Про несоответствие проповедуемых идей личному поведению даже говорить не хочется, бессмысленно рассуждать о чести и чистоте мундира, когда окружающие знают о регулярно принимаемых подношениях. Но есть и более простые варианты того, как испортить образ, – например, распространять информацию, неуместную вне определенной среды. Это придает «сказителю» образ «несерьезного человека», с которым нельзя иметь дело, ведь «не умеет держать язык за зубами» – крайне неприятная личностная характеристика. Чаще всего при этом речь реально идет не о разглашении тайн, а именно о вынесении информации на более широкую чем следует аудиторию. Условно: все люди определенного круга знают, что некий человек сребролюбец, любит выпить, туповат или …да много еще чего, в своем кругу это давно уже перестало быть даже темой для шуток. Но донести такую информацию до широкой аудитории означает потерю лица в первую очередь для самого говорящего, а лищь потом – для его «жертвы».
Нужно всегда четко понимать границы допустимого и соответствие между повествуемым и аудиторией. На рисунке показаны уровни: информации, ситуаций и аудитории, в рамках которых распространение считается нормальным.
Уровни допустимости распространения информации
Если вы «выкапываете» информацию с более глубокого уровня, чем тот, где находятся ваши слушатели – вы нарушаете свой собственный образ и утрачиваете вожделенные элементы сакральности. И действительно, ведь это своеобразный эксгибиционизм, когда общественность знакомят с информацией, которую должны знать только друзья или родственники. Начинаешь жалеть рассказчиков: понятно, что внимания хочется, а ценной информации нет, вот и привлекают чем могут.
Информационные технологии предоставили доступ к широковещательным каналам громадному количеству людей, вот и выдают невиданные дивы и блогеры подробности своей личной жизни, устраивая для подписчиков филиалы шоу «за стеклом».
Общие правила распространения информации:
- большая часть сообщаемой информации должна соответствовать уровню аудитории;
- допускаются, но не слишком часто, вставки на один уровень глубже;
- вкрапления на два уровня должны быть крайне редки и максимально обезличены;
- информация с вышерасположенных уровней неуместна и нарушает социальное общение (попробуйте в семье или с друзьями начать разговор казенным языком, много что о себе в ответ узнаете).
Большая часть нормально воспринимаемых статей и выступлений в сети расположены на 6-7-ом уровнях. Информация с 5-го должна быть очень дозированной, лишний раз в публичном пространстве о работе лучше не рассказывать. Вопросы о семье, родителях вообще недопустимо выносить на суд общественности. К сожалению, далеко не все понимают эти простые правила, а потом еще удивляются, почему же к ним так странно относятся.
Путин внес законопроект о запрете двойного гражданства для чиновников
Власть и общество
Вынесение внутренних конфликтов на широкую аудиторию является ошибкой. Например, о ваших семейных неурядицах (уровень 2) могут знать друзья и родня (уровень 3), отдельные отклики будут проскакивать на 4-ый уровень, но посвящать в это просто знакомых или широкие народные массы – не вздумайте.
Сходная ситуация – с регулярными попытками хождения больших руководителей в народ: в частности, когда А.Г. Лукашенко публично и грубо ругает руководителей предприятий, это вынесение проблем 5-го уровня на 7-ой – может, кому-то это и нравится, а меня коробит неестественностью.
Таким образом, будем помнить, что недосказанность собственного образа является важным инструментом власти над умами. В условиях доминирования принципов постмодерна происходит неприятное – содержание информации полностью подменяется образом (блогеры, эксперты и т.д.). Радует лишь одно: постиндустриальное общество заканчивается, что предъявит миру трансиндустриальное – «будем посмотреть».
Итак, во многих культурах сакрализация и идеализация значимых людей обеспечивается дистанцией власти, облегчая тем самым работу по управлению массами. В России ситуация сложнее – дистанция власти очень мала, нужно более внимательно управлять информацией о себе. Правила очень просты – форма и содержания рассказа должны соответствовать аудитории.
Стремление к социальному доминированию во многом имеет биологическую природу, признание других людей – одна из его форм. Если вам есть что нового и интересного рассказать широкому кругу лиц о близких вам социальных, общественных, философских, религиозных и др. проблемах – дерзайте. Если же ничто из сказанного вами не представляет интереса для адекватных людей, ваш путь – …знаете ли вы Бузову? Да, но не по своей воле.
И, да, я считаю разделение информации правильным, не в том плане, что что-то надо скрывать, – нет, просто не нужно выносить сор из избы и заниматься своеобразным эксбиционизмом.
Лекции общества «Знание»
Говорящие в публичном поле люди зачастую не ограничиваются телепрограммами, книгами, статьями, роликами и онлайн ответами на вопросы, существует еще формат закрытых и полузакрытых мероприятий – творческие вечера, лекции, семинары, совместные завтраки и т.д. В нашей стране слабо развита система клубов, поэтому ограниченный формат числа «посвященных» чаще всего определяется платным характером участия.
У причастных к подобным мероприятиям можно выделить три основных мотивации. Разбор первой начнем немного издалека.
Периодически хожу на концерты хард-рока и металлической музыки. Для незнакомых с данным увлечением может показаться, что основная цель – насладиться игрой и вокалом музыкантов. Ага, сейчас… Откройте живую запись с концерта и сравните со студийным звучанием. Цель посещения концерта – приобщиться к «хитам», эмоционально зарядиться и оказаться среди близких по духу и симпатиям, сменить обстановку, вернуться на годы назад и т.д.
Кстати, футбол тоже намного интереснее смотреть по телевизору. Цель посещения стадиона – совместный отдых, смена обстановки, чувство эмоционального единения с десятками тысяч людей, находящихся на одной волне с тобой, недаром говорят – на миру и смерть красна.
А теперь давайте честно скажем – очень многие люди ходят на авторские встречи не за информацией, а просто «прикоснуться к великому». Правильно ли это? Мне кажется, нет, так как тут просматривается запрос на формирование харизмы, а проведение встреч с акцентом на личном общении и есть прямой путь именно к этому.
Перейдем к второму варианту мотивации – получению ответов на конкретные вопросы. Тут существует ряд проблем – не всем остальным участникам интересны ваши вопросы, не на все из них можно ответить коротко и/или без предварительного изучения вашей ситуации, ну и далеко не все спикеры готовы отвечать на вопросы, а не слушать только себя.
Если смотреть на это с точки зрения получения информации, то мне кажется неправильным одно и то же рассказывать в публичном поле (6-ой и 7-ой уровни) и на платных встречах. Варианты выйти из положения следующие:
- закрывать часть тем для статей и роликов, в первую очередь это практическая часть и советы (главное – преодолеть лень и сделать);
- рассказывать важную, но скоропортящуюся оперативную аналитику, значимость и важность которой быстро снижается (не моя тематика);
- говорить более сложные вещи (желающих слушать – море);
- рассказывать инсайд – информацию с более глубоких, личных уровней (последствия см. в предыдущей части);
- повторять публичные выступления и не обращать на это внимания (последствия – утрата доверия аудитории).
Ну, что сказать, если первый вариант еще приемлем, хотя и требует усилий, остальные мне совсем не симпатичны, а большую часть считаю просто недопустимой.
Остается третья мотивация участников – людей посмотреть и себя показать, т.е. завязать социальные контакты. В принципе, в качестве вторичной цели она вполне интересна, но для этого количество участников должно быть небольшим, а мероприятие – выездным и занимать несколько дней.
Таким образом, подытожим: проведение творческих встреч, лекций, семинаров и т.д. зачастую не несет в себе информационной составляющей, а больше ориентировано на социальное общение и формирование контактов. Имеет это право на жизнь? Да, но тогда и формат должен быть соответствующим.
Если же речь идет о приоритетном получения информации – нужно выделять закрытые и интересные темы, заботиться о том, чтобы участники получали эксклюзивный материал – тогда, конечно, их может быть много. Опять-таки, при акценте на социальном общении – резко ограничиваем количество участников, мероприятие делаем выездным и на несколько дней (Карелия, Байкал и т.д.). Совмещать два подхода нормально не получится.
Почему власти никогда не бывает достаточно?
По той же причине это стремление невозможно удовлетворить. Внутренний «определитель счастья и успешности» — является образом, продуктом их собственного невротического воображения, а, следовательно ни о какой объективности здесь говорить не приходится. «Внутреннему судье» всегда мало и всегда недостаточно.
Эрих Фромм о причинах неутолимого стремления к власти
Таким образом, одержимые властью люди становятся зависимы от коротких вспышек подобия радости, которые могут получить только низвергая конкурента в «пропасть», получая новое «солидное поощрение» со стороны руководимого им общества. Властолюбивому человеку только кажется, что от него зависят все. На самом же деле, это он сам предельно зависим от массы людей, которыми управляет. Почему?
Да потому что они вполне могут находить радость в простом существовании и без «тирана» и «великого управителя», пусть за это и придется поплатится чуть большим страхом и грузом личной ответственности.
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлили до конца 2021 года
Власть и общество
Ну а если требуются ответы на конкретные вопросы – нужны личные консультации или ограниченное число участников с предварительным перечнем вопросов от каждого, чтобы спикер смог вплести большую часть вопросов в программу повествования.
Резюме
Специфика русской культуры – низкий уровень дистанции власти, что требует от желающих быть властителями дум необходимости очень внимательно следить за языком, не вытаскивать на суд широкой общественности конфиденциальные темы и вопросы, не называть конкретных имен, т.е., говоря попросту, не вещать лишнего. Речь не идет о злонамеренном утаивании, нужно всего лишь четко понимать, какие разговоры, с кем и в каком обществе уместны.
Для большинства тех, кто претендуют на власть над умами, много проще и желанней, чтобы люди в своих фантазиях додумывали и приписывали им всевозможный позитив, чем обретать эти качества в реальности. Прекратите идеализировать авторитетных людей, в обычной жизни они точно такие же, как условный Вася из соседнего подъезда.
Играя в преферанс с друзьями на даче под вино и шашлыки, мы говорим о работе, футболе, женщинах и вспоминаем совместные «подвиги». И, да, я уверен, встречи В.В. Путина с друзьями носят точно такой же по смысловому наполнению характер. Это типичные шовинистические мужские разговоры.
Платные семинары, творческие вечера, завтраки и т.д. чаще всего становятся формой утраты сакральности для спикера, так как он рассказывает инсайдерскую, конфиденциальную информацию более широкому чем следует кругу лиц. Несколько таких мероприятий – и то, о чем вы говорили, станет достоянием людей вашего или более вышестоящего круга, что тут же снизит степень доверительных отношений. Отмыться будет непросто.
Чем объясняют жажду власти современные психоаналитики?
Психолог и современный философ, Виктор Мазин, в недавнем интервью предложил свою версию объяснения данного феномена. Ниже мы приведем в тезисном виде те краткие умозаключения, к которым Виктор пришел после долгих лет работы практическим психологом, как со здоровым людьми, так и с пациентами психбольницы.
Виктор Мазин, психоаналитик, писатель и известный философ современности.
«Я неоднократно бывал в психиатрических больницах и могу сказать, что такого безумия, как во власти, в больницах не бывает. » — пишет Мазин. На его взгляд, безудержная жажда власти не то чтобы стоит в шаге от психической патологии, а ею и является.
«Это паранойяльная проекция: я не знаю, что это моя проблема, поэтому я знаю, что это проблема всех вас,» — поясняет Виктор. Так он объясняет страстное истребление чиновниками и политическими деятелями определенного «меньшинства»: национального, сексуального или классового.
Корень такой ненависти таится в глубоко погребенных внутриличностных конфликтах и подавленных эмоциях, в глубоком неприятии и отвращении к некой части собственной личности.
Другими словами, сила, способная побудить человека к таким самоотверженным, неистовым попыткам получить свое место во власти и истребить мнимого «врага» происходит главным образом из ненависти к части собственной личности, личностной несостоятельности, неспособности испытать радость доступную более гармонично устроенным людям.
Эти люди не могут быть счастливы «от самого себя», от любви к своим близким или любимому делу, по той простой причине, что на само чувство любви не способны. Его вытесняет и в некотором смысле замещает всепроникающая ненависть и желание «доказать!» во что бы то ни стало внутреннему «главному судье» , что они чего-то стоят, что они существуют и что они сильны.