«Кризисы профессионального развития. Синдром эмоционального выгорания как форма профессиональной дезадаптации»

Для специалистов, диагностика стресса, Кризис Ирина Васильева Считается, что юношеский кризис идентичности неизбежен, как неизбежно наступает лето после весны. Рано или поздно повзрослевший подросток устает от своих пубертатных бурь. Он вдруг начинает осмысливать: «Кто я? Где мое место? Какую роль мне сыграть на этих театральных подмостках, называемых жизнью?» Любой кризис личности не обходится без ноток самоидентификации, однако юношеский возраст в этом смысле – самый насыщенный. Так ли это на самом деле и как не ошибиться в выборе своего «места под солнцем»? Об этом сегодня и поговорим.

Добрый день, уважаемый читатель! Примеряя на себя самые разнообразные социальные «одежды», подростки спят и видят тот момент, когда они станут, наконец, полноправными взрослыми: поступят в университет, пойдут работать, создадут семью.

Но как только час «Х» наступает – их «взрослость» исчезает совершенно неожиданно.

Вместо нее остается растерянность, неуверенность, тревога.

Суть кризиса

В этот период юноше или девушке очень хочется ощущать причастность к какой-либо группе и одновременно обрести внутреннюю целостность, единство с самим собой. Это способствует появлению различных увлечени. Необычными религиозными течениями, изобретением оригинальных способов самовыражения, самоутверждением через манифесты, осознанное демонстративное привлечение к себе внимания.

Вспомните хотя бы двадцатый век. Каждые десять лет юношество изобретало новые способы самовыражения: стиляги, хиппи, рокеры, панки и другие.

Этот возрастной кризис предполагает противопоставление себя общественным нормам. Через решение этого конфликта происходит обнаружение собственной идентичности.

Юношество – самый продуктивный в творческом смысле период. Личность пытается выйти, выскользнуть за рамки обыденного, изменить мир, бросить вызов шаблонам, нравам, устоям общества. Вспомните, кто из вас, переживая этот непростой возрастной период, не бил себя в грудь, доказывая, что «предки ошибаются» и «все совсем не так».

В это время происходит выбор самого себя, своей сущности, своего предназначения.

Что такое кризис идентичности?

Кризис идентичности — это период формирования личности человека посредством поиска своего места и роли в социуме, осознания собственной уникальности. Исследования относительно этого явления принадлежат американскому психологу Эрику Эриксону, который выделил восемь стадий психологического развития человека. Переход от одной ступени к другой сопровождается изменениями в восприятии себя и окружающего мира. Большинство из них происходят до 21 года, но и после этого возраста продолжается переоценка ценностей. Возрастные рамки могут меняться или сдвигаться, но очередность ступеней остается одинаковой для большинства.

Уровни самоидентификации

Разделение уровней является весьма условным процессом. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы, разделяют их всего лишь для удобства восприятия информации.

Социальный и профессиональный

Я объединила два этих вида в один, т.к. они очень похожи. Молодой человек в этот период находится в состоянии выбора своего способа выживания, обретения профессии и самопрезентации в обществе.

Выбор, сделанный в этот период, может надолго определить качество жизни.

Зачастую «дров в огонь» добавляет непринятие выбора молодого человека его родителями, другими родственниками, друзьями. Например, раньше никто и подумать не мог, что сфера информационных технологий будет самой прибыльной отраслью.

Примерно тридцать лет назад все повально шли учиться во «врачи, инженеры, учителя».

Привыкнув к ИТ, сейчас старшее поколение выбрало для осуждения формы фриланс-заработка, считая их чем-то несерьезным. Привязка рабочего места к определенному предприятию или организации вызывает у них ощущение «надежности и стабильности».

Все эти факторы могут осложнять течение кризиса самоидентификации, приводить к обострениям в сфере межличностных и семейных отношений.

Половой и семейный

Осознание своей половой роли непременно приведет (или не приведет) молодого человека к созданию пары, а впоследствии и брака. Подобные процессы внешне можно наблюдать в виде изменения внешнего облика: цвет волос и эпатажные стрижки, пирсинг и татуировки, ультрамодная одежда.

Перед молодыми людьми в этот период встает множество вопросов: жить одному или с родителями, иметь детей или стать «чайдлфри».

Также те, кто имеет нетрадиционную ориентацию, в этот период чаще, чем в другие, находят мужество рассказать об этом родителям и друзьям.

Информационная открытость общества повлияла на то, что многие молодые люди не спешат вступать в брак, стараются не брать на себя много ответственности перед обществом и родителями, пропагандируют жизнь в свое удовольствие.

Религиозный и духовный

В это время нередки отказы от традиций родителей.

Отрочество ищет и, как правило, находит, недостатки существующей религии (или, напротив, атеизма), мировоззрения предыдущих поколений, и пытается создать свое видение.

Наиболее ярко настроенные элементы начинают доказывать всем и вся, что «мол, все это время вы, уважаемые, ошибались. И вот явился на свет я, чтобы сказать вам правду».

Именно поэтому так агрессивно порой ведут себя новоявленные веганы и «просветленные», безапелляционно внедряют в массы свою точку зрения молодые блогеры, ругаются в комментариях диванные специалисты.

Картина мира у молодого человека ввиду многообразия информации становится нечеткой, разорванной, порождает неустойчивость самосознания.

На традиционные, архаичные ценности накладываются новые продвинутые идеи. Все это создает такой калейдоскоп красок в голове у молодых людей, что множество из них примыкают то к одной неформальной группе, то к другой.

Невозможность осмыслить соотношение достаточно разных, а зачастую и противоречивых, позиций приводит к настоящему информационному коллапсу. По инерции человек продолжает усваивать новые идеи, одновременно убеждаясь в их несостоятельности и непрактичности.

Вот на таком фоне происходит личностное становление современных юношей и девушек.

О причинах кризиса российской идентичности

Мы живём в период кардинальной переоценки ценностей. Одним из её проявлений стала реабилитация неофашизма в Европе. Эти процессы нередко определяют, как «архаизацию неолиберализма» и «новое варварство». Ответом на архаизацию становится раскручивание «спирали пассионарности», характерное не только для мировых окраин, скажем, на Ближнем Востоке, но и для Центральной Европы. Это означает, что роль традиционалистских групп в обществе резко, скачкообразно возрастает. Национальная и конфессиональная идентичность из этнокультурного феномена превращается в мощный политический фактор и получает право на прямое политическое высказывание.

Мир, как это уже было в XIX–XX веках, оказывается перед проблемой nation state и конфликтом секулярного и религиозного — вспомним ситуацию с ИГИЛ или историю с французским «Шарли Эбдо». Поэтому сегодня в политическом споре выигрывает тот, чья идентичность прочнее, определённее, устойчивее. И наоборот: кризис идентичности ведёт к утрате геополитических позиций в мире. Понятие «идентичность» принято определять через набор известных параметров («квадрат идентичности»): язык, конфессия, этничность, общая историческая судьба и гражданско-правовое пространство. Но с точки зрения психологии идентичность есть нечто вроде коллективной «я»-концепции — ответ общества на вопросы «Кто мы?», «Откуда и куда идём?», осознание исторической миссии. Исходя из этого, можно определить русскую идентичность как идентичность, основанную на традиции восточно-христианской византийской культуры, которая включает в себя элементы демократического централизма (феномен «народной монархии»), симфонию светского и религиозного, стремление к примату морали над правом и некоторой социальной эгалитарности (от слова «равенство», как противоположность элитаризму. — Ред.). Причём эгалитарный аспект получил именно на русской почве дополнительное значение и развитие.

Всё это ныне выступает, разумеется, в исторически трансформированном виде. Тем не менее параметры современной русской идентичности можно определить как «православную этику и дух солидарности», то есть социальной справедливости. Самое важное и парадоксальное в этом определении — соединение на первый взгляд несоединимого. Дореволюционный мир и мир советский, исторически сошедшиеся некогда в непримиримой схватке, имеют тем не менее общие корни и в полной мере отражены в русской идентичности. Её динамический вектор определяется императивом поисков и построения «царства правды», где всякий человек нужен, никто не лишний, никто не строит своё счастье на несчастье другого, все объединены духовными узами и общими задачами. Образ «Святой Руси», «сосуда истинной веры» — и образ государства социальной справедливости, «общества равенства и братства» — всё это разные проекции одной идеи, части одного целого. Идея общественного строительства (советский социализм) и коллективного спасения (соборность) — далеко расходящиеся вариации на одну и ту же тему.

Это и есть то общее, то ядро традиции и идентичности, которое не в состоянии расщепить до конца даже революция. И Гражданская война, как ни странно, ярко выявила в своё время это единство. Поскольку причина народной трагедии — не исторические катаклизмы сами по себе, а разрывы традиций, которые их вызывают. Русская история знает много таких разрывов. Это церковный раскол, 1917-й год, события начала 1990-х. Последний разрыв привёл к утверждению в России той экономической модели, которая имеет постпротестантские корни и находится в определённом противоречии с реальным историческим опытом народа.

Советская модель развития, скрепляемая идеей полиэтничной нации и социального государства, безусловно, является неотъемлемой частью русской традиции. Но в 1990-е годы она была вытеснена социал-дарвинизмом и принципами социальной евгеники. Этот социальный формат остаётся чуждым как духу социального государства и справедливого общества, так и духу апостольского христианства.

Советская компонента русской идентичности как важная часть исторического опыта народа была перечёркнута. Уже всеми признано, что призыв к «десоветизации» объективно направлен не против отдельно взятого «советского», а против всей русской традиции и национальной исторической преемственности.

Российская идентичность после 1991 года рассматривается как детский конструктор, наспех собираемый с помощью политтехнологий. Комплекс либеральных идей в России был превращён в культ, и его до сих пор путают с национальной идентичностью. Это тем более удивительно, что на либеральном Западе такого рода подмены нет. Там идентичность и традиция рассматриваются как неприкосновенный исторический ресурс, а либерализм, консерватизм и социализм — только как политические инструменты.

В результате сегодня Россия имеет население с нечёткой идентичностью. Это касается тех самых 86% «закрымского» большинства, которое «оппозиционные» политтехнологи называют пропутинским. Вместо ослабленной, размытой, но исторически достоверной обществу навязывается «альтернативная» идентичность, основанная на комплексе исторической неполноценности. Эта версия идентичности предполагает вытеснение из коллективной памяти сакральных смыслов русской истории. Отсюда насмешки либеральной прессы над акцией «Бессмертный полк» 9 мая 2020 года. Гражданский конфликт в России представляет собой именно конфликт идентичностей — традиционной и квазилиберальной. В результате навязывания последней возникает дезориентация русского общества. Одним из инструментов такого навязывания является поощрение конфликтов между советским и несоветским, между светским и религиозным, между «красными» и «белыми»…

В итоге реальная идентичность слабеет, стирается, вытесняется множеством групповых, в том числе региональных: кенигсбергской, сибирской, поморской, ингерманландской и прочих. На месте каждого разрыва возникает вакуум идентичности.

Обществу, пребывающему в этом состоянии, легко навязать мифы о нём самом. К числу таковых можно отнести мифы о коллективной исторической вине, о неспособности русских к самоорганизации, их «генетическом рабстве» и даже склонности к «фашизму».

Сказанное свидетельствует, что наше общество переживает кризис идентичности. Это провоцирует в России рост русофобии, ведёт к дальнейшей эрозии общих ценностей, релятивизму, карнавализации важных идей и символов, к вытаптыванию символического пространства общества — той питательной среды, в которой как раз и живёт идентичность.

Условием укрепления русской идентичности является синтез или, говоря языком семиотики, взаимный перевод разных историко-культурных кодов, составляющих единое знаковое пространство русской традиции. В частности, советских ценностей (код «социальной справедливости») и христианских ценностей (евангельский код). Буквально это означает, что мы должны уметь рассказывать на светском языке о православной «святой Руси» и, наоборот, в рамках исконно русской и неовизантийской традиции — о ценностях общества социальной справедливости. Тогда русская идентичность укрепится, а русская традиция получит мощный толчок к развитию.

Племя сенои

Небольшое племя всего из каких-то 40 тыс. человек проживает в горных джунглях Малайзии. Люди здесь живут семейными общинами, занимаются сельскохозяйственными работами, ловят рыбу, охотятся.

Проявления жестокости практически не встречаются среди них. Они крайне миролюбивы и добры друг к другу.

Самое важное занятие для всех племен – это обсуждение виртуальной реальности (да, да, я не ошиблась). Их виртуальная реальность называется «Большой сон». Утро каждого жителя этого племени начинается с обсуждения ночного сновидения в кругу семьи. После завтрака старшие члены племени собираются на общий совет, где на повестке дня – как вы думаете, что?

Конечно, сновидения.

Сон является центральным аспектом всей жизни этого племени. Основываясь на анализе своих сновидений, они планируют работу, отдых и творчество.

Встречаясь с высшими силами с помощью снов, они просят у них подарок: песню, танец, художественное произведение, претворяют его в жизнь и дарят всем жителям общины.

Этим людям не свойственен страх смерти, они знают, что однажды навсегда уйдут в «Большой сон» и не страшатся этого.

Как пережить кризис идентичности?

Психологический кризис — это состояние, требующее изменений в прежней модели поведения личности. Такие переломные моменты периодически встречаются в жизни каждого человека и являются нормой развития. Но если взрослый человек имеет силы самостоятельно справиться со своим состоянием, то дети, особенно в подростковом возрасте, нуждаются в поддержке и понимании взрослых.

Как проявляется психологический кризис?

  • негативные эмоции тяжело контролировать (вспышки гнева, внезапные истерики и так далее);
  • возникает беспричинное волнения или паника;
  • обостряется чувство собственной беспомощности, неполноценности;
  • тяжело спланировать действия и придерживаться определенному алгоритму;
  • осознание сделанных ошибок загоняет в тупик, из которого кажется, что не существует выхода.

7 советов, как помочь подросткам пережить психологический кризис:

  1. Хвалить не только за достижения, но и за стремления к ним;
  2. Поощрять инициативы и стремление отстаивать собственные интересы;
  3. Относиться серьезно к волнующим подросткам темам, даже если они кажутся несерьезными или глупыми;
  4. Помогать в раскрытии способностей, ссылаясь на мысль о том, что каждый человек по-своему талантлив;
  5. Проявлять уважение к личности ребенка, не навязывать свои взгляды на жизнь;
  6. Воспитывать умение отвечать за свои поступки, таким образом приучая к ответственности;
  7. Принять факт взросления, дать возможность чаду найти себя, если, естественно, это не вредит его здоровью.

Кризис идентичности — это процесс поиска себя, который время от времени стучит в двери каждого человека. Если с самого рождения мы обеспечены комфортными условиями для прохождения переломных этапов, то последующие визиты кризиса будем встречать с улыбкой и распростертыми объятьями. Но если этого не произошло? Обида на прошлое не даст результатов, а только спровоцирует внутренний конфликт. Уберечься от него возможно, оглянувшись по сторонам. Какой-то ребенок сейчас обязательно нуждается в вашей поддержке. А, как известно, чужих детей не бывает.

Пройти тест на самооценку

    Дополнительная информация:
  • Что делать, если не хочется жить?
  • Что делать, если не знаешь как жить дальше?
  • Что делать, если все плохо? 9 советов
  • Что такое кризис в отношениях и что с ним делать?
  • Что такое возрастные кризисы и что с ними делать?
  • Что такое кризис личности и каковы его причины?
  • Что такое кризисы семейной жизни и что с ними делать?
  • Что я хочу от жизни? 7 способов найти ответ
  • Что такое кризис среднего возраста и что с ним делать?
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]