Профессиональная этика — определение, особенности, задачи и функции


Как показать работодателю, что вы ответственный, лояльный компании сотрудник и любите свою работу? Есть семь возможных стратегий.

Наверняка вам приходилось встречать в описании вакансий в хороших компаниях, что для них важна профессиональная этика соискателя. Потом, после приема на работу, — как важна трудовая этика сотрудников, как важно, чтобы они вносили свой вклад в достижение миссии компании.

Но что кроется за этой загадочной фразой — «трудовая этика», — остается загадкой. Это личная черта характера работника или принятый стандарт поведения в организации, не следуя которому невозможно принести ей пользу?

Для чего нужны этические принципы

Первая причина

Работа HR-менеджера связана с человеческими отношениями. Мы лицо компании. Если наши установки не совпадают с тем, что в явном или неявном виде хочет сказать миру наша организация, кандидаты и другие сотрудники это чувствуют. Любое несоответствие внешнего и внутреннего подсознание воспринимает как нечто чужеродное и даже отталкивающее.

Пример 1

В одной IT-компании на должность рекрутера приняли женщину — специалиста с многолетним опытом подбора. На прошлых местах работы ей удавалось подбирать персонал на самые сложные позиции. В новой компании дело не заладилось с первых дней. Она грамотно выстраивала стратегию поиска, делала руководству обоснованные предложения по компенсационному пакету кандидатам, однако вакансии не закрывались.

Когда стали анализировать личность рекрутера, то оказалось, что ее ценности и ценности других сотрудников, а также образ жизни сильно различаются. Она, например, наотрез отказывалась пользоваться смартфоном, предпочитая кнопочную «трубку», не имела ни одного аккаунта в социа­льных сетях. У кандидатов поколения Z, которые никогда не расстаются с гаджетами, это, естественно, вызывало недоумение.

Руководство компании приняло мудрое решение: увольнять HR-специалиста не стали. Ее перевели на аналитическую работу, чтобы она разрабатывала интересные и действительно ценные предложения и вела проекты.

На первой линии кандидатов встречали рекрутеры, максимально подходящие кандидатам по менталитету (молодые люди, не имеющие опыта в подборе, но способные разговаривать на языке кандидата). А вот уже дальше, когда нужно было оценивать компетенции, в процесс отбора включалась HR-менеджер.

Профессионал всегда старается выбирать организацию, формальные и неформальные ценности которой совпадают с его собственными. Вопрос «Какому богу я молюсь?» каждый специалист должен задавать себе время от времени.

Вторая причина

Вторая причина заключается в том, что каждая профессия имеет общественную репутацию. Например, о продавцах советской эпохи часто говорили пренебрежительно, как о людях, которые готовы пойти на сделку с совестью, то есть присвоить, обмануть, обвесить с целью личного обогащения. Работники торговли действительно так поступали, поэтому за ними следил ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности).

Старая пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» говорит о том, что хорошую репутацию создать нелегко. А что думают об HR-специалистах? Какое мнение сложилось о них у руководителей, кандидатов, сотрудников? Считают ли HR-ов востребованными, доброжелательными, компетентными?

Это не отвлеченные рассуждения. Забота о профессиональной репутации — дело самих профессионалов. HR-менеджеру не будут доверять ни кандидаты, ни менеджмент, пока он не докажет обратное. В том, что репутация специалистов по управлению персоналом находится не на самом высоком уровне, можно убедиться, если честно посмотреть на текущее положение вещей и почитать, например, форумы отзывов о работодателях. Многие пользователи пишут о том, что им непонятно, чего хотят рекрутеры (в один голос кричат о дефиците персонала, но при этом не отвечают на резюме). Некоторые жалуются, что их пригласили на собеседование, поговорили, а потом ничего не сообщили о результатах. Кто-то отмечает, что рекрутеры производят впечатление раздражительных, вечно чем-то недовольных людей, которых нельзя ни о чем спросить, задать уточняющий вопрос.

Менеджеры среднего звена тоже не всегда в восторге от HR-специалистов. Многие отмечают низкую квалификацию HR-менеджеров в управлении бизнес-процессами.

При этом сами HR-специалисты не всегда демонстрируют готовность повышать свою квалификацию, считая, что для работы им достаточно знаний.

Заметьте, речь идет не о профессиональных компетенциях, а о том, как себя ведут HR-специалисты и какой образ создают. А поведение зависит от внутренних установок, правил — что можно, а что нельзя.

Этические нормы действуют не с 9 до 18 часов в будние дни, но и в другое время.

Вряд ли можно назвать хорошим педагогом человека, который в школе улыбается детям, а после работы смотрит на них как на вселенское зло.

Третья причина

Третья причина касается самих HR-специалистов. Этическая система — это не только запреты и предписания. Она указывает в том числе и на социальное значение профессии. Так, работа медика заключается не просто в оказании медицинских услуг, а в том, что он способствует выживанию и повышению качества жизни (в том смысле, что делает ее более приятной, свободной от болезней и недугов) всего человечества. Понимание общественной роли профессии важно самому профессионалу.

Люди — существа социальные, желание делиться и быть полезными заложено в нашей природе. Система этики показывает, какой вклад профессия делает в развитие общества, что позволяет каждому профессионалу ощущать себя частью особенной социальной группы. Это моральный бонус, своего рода дополнение к зарплате и льготам.

Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность

Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность

2.1. Этика и мораль

Этика (от греч. e–thika, e–thos – нрав, обычай) – учение о нравственности (морали), о ее происхождении и развитии, ее принципах и нормах, роли этих принципов и норм в общественной и личной жизни человека. Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо», «ответственность», «долг», «совесть».

Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.). В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью. Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.

Теория нравственности и является обычно составной частью той или иной философской или теологической системы. Мораль (от фр. morale) представляет собой систему этических

ценностей, которые признаются человеком. Мораль является важнейшим способом нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни. Этика как наука обобщает, систематизирует и определяет нравственные принципы и нормы, обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и их взаимоотношениях. Этика по своей природе нормативна, так как ее целью является руководство по формированию морального выбора. Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.

Профессия (от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия с социологической точки зрения представляет со- бой организационную группу, которая:

• постоянно взаимодействует с обществом, образующим ее форму;

•представляет социальные функции посредством системы формальных и неформальных отношений;

• создает собственную субкультуру, требующую регулирования, как предпосылку для успеха в карьере.

Не все профессии имеют одинаково нравственное значение. Некоторые из них нуждаются в особых, тщательно детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере. Это те профессии, которые непосредственно затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, которые особенно важны для общества и требуют в силу этого повышенной ответственности.

Наряду с существованием морали всего общества существуют нормы поведения для определенных видов профессий, которые принято называть профессиональной этикой.

2.2.Профессиональная этика

Профессиональная этика – это совокупность моральных правил, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое от- ношение к представителям подобных профессиональных сословий. Профессиональная этика также связана с моральным поведением, но охватывает более узкий круг вопросов, рассматривая этичные характеристики каждой профессии. Профессия выступает в качестве так называемого фильтра, пропускающего только то, что соответствует требованиям нормативов.

Профессиональная этика призвана регулировать нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально существовать и развиваться, если в нем помимо юридических за-

конов есть и моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.

Профессиональная этика реализуется через систему кодексов поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных

кодексов. Кодексы поведения обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности той или иной профессиональной группой. Профессиональная этика играет двойственную роль.

С философской точки зрения профессиональная этика базируется на общечеловеческих морально-этических принципах поведения, т.е. включает вопросы морали (что является правильным, а что – неправильным). С социальной точки зрения профессиональная этика связана с вопросами профессиональной саморегуляции и контроля, т.е. призвана управлять поведением представителей той или иной

профессии.

Каждый человек живет и работает в условиях определенного общества, прежде всего общества профессионального. Это общество формирует его, исходя из общечеловеческих принципов и путем обобщения обычаев, сложившихся в жизни профессионального сообщества. Такая этика закрепляется в специальном профессиональном кодексе.

Кодекс профессиональной этики – это:

• кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие этическое поведение;

• свод фундаментальных моральных принципов;

• руководство для членов профессиональной группы, представляющих свою профессиональную роль.

Кодексы профессиональной этики не являются правовыми актами.

Кодексы профессиональной этики содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность.

Содержание норм предопределяется действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе, профессиональными традициями, международно-правовыми актами. Предписания кодексов профессиональной этики дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность представителей наиболее важных и общественно значимых профессий (аудиторов, бухгалтеров, врачей, журналистов, адвокатов, юристов и т.д.).

Значение этических кодексов:

• обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые обусловлены профессиональной деятельностью;

• определяют тип поведения, которое общество вправе ожидать от профессионалов, что позволяет укрепить уверенность общественности в качестве оказываемых профессиональных услуг;

• содержат четкие ответы на наиболее частые вопросы в профессиональной деятельности, сложные с нравственно-этической точки зрения.

2.3. Профессиональные навыки и способности бухгалтера

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Цель профессионального образования — заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры».

Профессиональные знания — это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.

Профессиональные навыки — это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.

Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные, специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.

Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. К ним можно отнести:

  • владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирование соответствующих видов отчетности;
  • способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
  • способность проводить аудит финансовой отчетности;
  • достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
  • умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем: оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
  • обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этнических проблем.

Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:

  • выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
  • понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
  • регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
  • составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;
  • выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
  • иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • представлять финансовые интересы организаций в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;
  • критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
  • анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формирования проблем и нахождения решений;
  • представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.

Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.

Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым. Это связано со специфическими направлениями профессии:

  1. огромны потоки информации — огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
  2. жесткие сроки — очень серьезный фактор стресса;
  3. требовательность, приводящая к конфликтам;
  4. огромная ответственность;
  5. постоянные стрессы.

В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность — профессиональную, моральную, а порой и материальную.

Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями. Среди них:

  • самообладание;
  • инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
  • способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
  • способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
  • способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
  • профессиональный скептицизм.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Наличие этих навыков предопределяет способность:

  • работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;
  • демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
  • понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
  • находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;
  • эффективно работать с представителями разных культур;
  • эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
  • эффективно слушать, читать.

Организационные и управленческие навыки включают:

  • стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
  • способность организовать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;
  • лидерство;
  • практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
  • методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
  • технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;
  • навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
  • владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;
  • профессиональная оценка.

Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности (рис. 2.2.)

Способности — это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.

Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.

Компетентность — это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.

Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).

Характеристика понятий «способности» и «компетентность» и их виды представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика и виды профессиональных способностей и компетентности

Способности Компетентность
Характеристика
Свойства Потенциал Овладение Действия Факт Демонстрация
Результат
Обучение Выполнение
Виды
Профессиональные знания, профессиональные навыки Диапазон результатов деятельности, которые относятся к стандартам практики
Профессиональные ценности Диапазон результатов деятельности, которые касаются стандартов поведения

Таким образом, способности — это знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения.

Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды.

2.4. Этика в бухгалтерской профессии

Представители бухгалтерской профессии участвуют в жизни общества, выполняя широкий спектр функций в рамках различных организаций. Профессиональные бухгалтеры работают практически во всех отраслях экономики – в бухгалтерских и аудиторских фирмах, на крупных, средних и малых предприятиях, занимаются частной практикой, в коммерческих, промышленных и финансовых компаниях, неприбыльных (некоммерческих) организациях и в государственных учреждениях. Кроме того, они работают в качестве внутренних или независимых аудиторов или консультантов в организациях, относящихся к различным специализированным областям, а также в вузах.

Бухгалтеры выполняют различные функции: занимаются бухгалтерской и финансовой отчетностью, вопросами управления, налогообложением, информационными системами, корпоративными финансами и интеллектуальными ресурсами.

Основная цель – работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества. Составляя и подтверждая финансовую отчетность, на которую полагаются инвесторы и другие заинтересованные лица, профессиональные бухгалтеры:

• обеспечивают эффективное распределение ресурсов и управления ими как в частном, так и в государственном секторах;

• обеспечивают деятельность финансового рынка и рынка капиталов, а через них и производство товаров и услуг;

• содействуют росту отдельных компаний, поддерживают и обеспечивают работу неприбыльных (некоммерческих) организаций и помогают правительству выполнить его социально-экономические задачи;

• содействуют росту экономики стран и, в конечном счете, росту благосостояния общества. Таким образом, высокое качество работы профессиональных бухгалтеров помогает повысить стандарты жизни и увеличить богатство общества.

Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, кредиторов, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя.

Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах, а не только в интересах своих клиентов, работодателей или своих собственных. Это одна из отличительных особенностей профессии как таковой. Интересы общества определяются как коллективное благосостояние сообщества людей и институтов, которым предоставляют услуги профессиональные бухгалтеры. Интересы общества оказывают значительное влияние на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан:

• быть верным принципам и целям своей профессии;

• соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов ИПБ России.

Каждая профессия определяется знаниями, умениями, отношением и моральными ценностями тех, кто ее представляет. Устойчивое развитие бухгалтерской профессии, как и других профессий, зависит от качества услуг, которые оказывают ее представители, и от возможностей эффективно и рационально выполнять требования экономики и общества.

Регулирование профессии – это ответ на необходимость выполнения представителями профессии определенных стандартов. Необходимость и характер такого регулирования зависят от конкретной профессии и условий рынка, в рамках которого она работает. Регулирование бухгалтерской профессии обычно осуществляется в следующих сферах:

• профессиональные требования и поддержание знаний и профессионального мастерства на должном уровне, в том числе и требования к образованию;

• контроль за поведением и деятельностью профессиональных бухгалтеров;

• стандарты, включая стандарты этики, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры;

• дисциплинарные системы и процедуры применения взысканий для тех, кто не выполняет требования.

Регулирование обеспечивает необходимое качество бухгалтерских услуг и его неизменность. Регулирование необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующее качество на рынке бухгалтерских и аудиторских услуг, предусматривая:

• контроль за выполнением этических правил и технических стандартов;

• необходимость представлять интересы пользователей, не имеющих договорных отношений с компанией (таких как инвесторы и кредиторы).

За последние годы нарушение этических правил некоторыми представителями бухгалтерской профессии и, как следствие, отсутствие доверия к финансовой отчетности привели к изменениям в регулировании этой профессии во многих странах. Регулирование в бухгалтерской профессии не может быть эффективным, если не включает регулирование этического поведения. Этическое поведение профессионального бухгалтера и является окончательной гарантией хорошего обслуживания и высокого качества. Регулирование бухгалтерской профессии в области моральных ценностей необходимо по следующим причинам:

• профессия бухгалтера предполагает повышенную ответственность своих представителей перед обществом;

• законодательство, регламентирующее права и обязанности бухгалтеров, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности;

• бухгалтерская профессия должна сохранять привилегию саморегулирования, отстаивая тем самым свою независимость и автономность.

Регулирование бухгалтерской профессии в области моральных ценностей должно способствовать распространению и формированию этического поведения. Высокое качество услуг, которые оказывают представители профессии, в конечном счете определяется профессиональными стандартами, в том числе этикой, персональной компетентностью и моральными ценностями, а также регуляторными системами, и все эти компоненты должны быть совместимыми и взаимодополняемыми.

Контрольные вопросы и задания к главе 2

  1. Охарактеризуйте понятия «мораль» и «нравственность».
  2. Что в вашем понимании означает «потребности и идеал»?
  3. Какие виды профессиональной этики вы знаете?
  4. Назовите основные причины принятия этических кодексов.
  5. В чем заключается понятие, сущность и юридическое значение кодексов профессиональной этики?
  6. Каково значение Кодекса этики профессионального бухгалтера? Опишите порядок его применения.
  7. Охарактеризуйте статус профессионального бухгалтера.
  8. Какие виды квалификационных аттестатов, выдаваемых ИПБ России, вы знаете?
  9. Что такое профессиональные навыки бухгалтера?

Профессиональная этика сотрудников HR-сферы

Можно выделить несколько этических систем, которых придерживаются специалисты по управлению персоналом в настоящее время.

Капиталистически-манипулятивная

В основе этой системы ценностей лежат исключительно интересы организации: хорошо все то, что увеличивает прибыль. Основная задача — выжать максимум полезного из человеческого ресурса, не давая ничего взамен. Такая этическая ориентация предполагает, что от сотрудников требуют отдавать все больше времени, сил и знаний. При этом организация старается меньше дать (зарплату не повышают, по карьерной лестнице не продвигают, не идут навстречу при сложных жизненных обстоятельствах).

Рекрутеры в соответствии с капиталистически-манипулятивной моделью ищут кандидатов, которые готовы работать за минимальную зарплату. На собеседованиях соискателей обманывают, например, не говорят, что оплата будет по «серой схеме», что должность будет называться не «начальник отдела», а «старший менеджер».

Карьерно-клановая

Эта этическая модель ставит во главу угла интересы организации как социально-иерархической системы. HR-менеджер работает на какой-либо «клан» (производственный, маркетинговый и т. д.). На этапе подбора он выбирает кандидатов, которые поддержат интересы тех или иных подразделений.

Пример 2

В компанию по производству игрушек требовался специалист по закупкам. При этом подразделения, контролирующие расходы (финансовый департамент и бухгалтерия), хотели видеть человека, способного найти поставщиков сырья, которые продадут дешевле, пусть и более низкого качества. Производственники желали, чтобы закупщик приобретал продукцию более высокого качества, хотя и подороже. Если сырье было низкого качества, то расходы на изготовление увеличивались (требовались дополнительные мощности и персонал).

Пожелания диктовались экономическими соображениями: финансисты получали премию за экономию средств на закупку оборудования, а производственники — за экономию при производстве. Когда HR-менеджер выбирал из двух специалистов, он руководствовался интересами финансовой группы, поскольку сам входил в нее.

Карьерно-клановая этическая система показывает, какой процесс в компании главнее (продажи, производство, финансы и т. д.). В соответствии с ориентирами менеджер по персоналу и строит свою работу. Обучение, мотивацию и другие процессы выстраивают так, как это нужно ведущему клану.

Эгоистическая

В компаниях со слабой организационной структурой HR-специалисты предоставлены сами себе. Они заботятся в первую очередь о собственных интересах. Рабочий коллектив для них — своего рода социальная сеть. Они получают лайки, бонусы, подарки от тех, кто входит в их группу интересов, заводят полезные знакомства. Менеджеры такой этической модели нацелены не обязательно только на карьеру, они могут решать и свои личные вопросы.

При подборе HR-специалист стремится принять в компанию знакомых, родственников, друзей, которые будут полезны лично ему. Это не означает, что все кандидаты являются плохими профессионалами, но чаще они так или иначе являются хорошими знакомыми или знакомыми знакомых рекрутера.

То же касается и обучения, и мотивации. Например, специалист по организации обучения может ставить в план те учебные программы, которые интересны ему лично, а не исходя из потребностей предприятия.

Альтруистическая

Есть HR-специалисты, которые исходят из того, что в организации должны работать люди, обладающие необходимыми компетенциями. Рекрутеры отстаивают своих кандидатов (даже в ущерб себе и своей карьере), если видят, что их опыт и знания соответствуют заявленным требованиям. Они борются за то, чтобы вовремя повышали зарплату, иначе ценные специалисты могут уволиться, выбивают необходимое обучение.

Какая из этических моделей является наилучшей? На первый взгляд кажется, что альтруистическая, но это не всегда так. HR-ы, осознанно или неосо­знанно разделяющие ценности этой модели, конечно, вызывают симпатию и искреннее уважение, но часто являются жертвами. Они отдают себя работе, сотрудникам и кандидатам, быстро сгорают и уходят из сферы управления персоналом, потому что их этическая модель не всегда вписывается в этические системы их организаций. На наш взгляд, этический кодекс HR-профессионала должен быть иным.

Правила поведения и нормы морали

Профессиональные сообщества образовывают персональные кодексы, учитывающие указания этики и морали. Каждая квалифицированная стезя отличается своими особенностями и индивидуальностью.

Деловое общение и бизнес-система

Рабочая этика должна упорядочить действия сотрудников, учитывая индивидуальные параметры деятельности.

Важно соблюдение этических норм у специалистов, ответственных за жизнь, здоровье, безопасность, права и свободу.

Существуют разные правила, с помощью которых деловая этика контролирует и устанавливает поведение руководящего состава, а также подчиненных, клиентов и партнеров.

Принципы соблюдения норм:

  • Ценность времени. Пунктуальность и соблюдение режима трудовой деятельности. Приходить не позже установленного времени на работу, уходить не раньше.
  • Коммерческая тайна информации, к которой относятся секретные данные, построение бизнес-процессов фирмы, структура компании, рабочая документация, отчетность.
  • Человек современной эпохи заботится не только о своих интересах, получении прибыли и личного превосходства, а также о подчиненных.
  • Важно выслушать точку зрения каждого, недовольства или неудобства ведения трудовой деятельности, ведь это единый процесс для общего достижения цели. Каждый обязан уважать чужое мнение или волеизъявление, не допускать несдержанности, вспыльчивости в отношении коллег.
  • Соблюдение запросов к внешнему облику и презентабельному костюму. Одежда соответствует должностному статусу, не является вызывающей или безвкусной.
  • Грамотность, структурированность, понятность письменной и устной речи очень важна в общении.
  • Бизнес предполагает умение воспринимать мысли коллеги-единомышленника.
  • Личный интерес работника должен быть ниже по статусу, чем производственная нужда. Доход специалиста должен быть достаточным и согласованным. Это исключит попытки дополнительного заработка в этой фирме за счет применения служебных ресурсов в личных интересах.

Нужно предотвратить возникновение спорной, конфликтной ситуации, возникающей часто по причине разногласий во мнениях.

Этические принципы HR-менеджера

Этические кодексы существуют в разных профессиях. Содержание их примерно одинаково и базируется на сходных принципах.

Профессионализм

Оказывать услуги, производить одежду, продукты, лечить и т. д. должен человек, имеющий профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию. Эта норма действительна и для медика, и для полицейского, и для представителя любой другой профессии.

Ответственность

Помимо квалификации, профессионал отвечает за результат каждого отдельного задания, оказанной услуги, качество выпущенной единицы продукции.

Профессионализм и ответственность помимо прочего означают, что, если работник не знает, что делать, он либо передает работу более компетентному человеку, либо получает экспертную помощь. Руководствуясь этим принципом, каждый является ответственным за свое профессиональное развитие.

Отношения с общественностью

Здесь обычно речь идет о том, какую информацию специалист дает внешнему миру. Например, врач должен сообщать о том, как бороться с болезнью, автослесарь говорит о том, как повысить ресурс двигателя, художник знакомит не только со своим творчеством, но и с картинами коллег.

Речь не о консультациях, это своего рода бесплатная общественная опция, витрина, показывающая социальную значимость профессии. Профессио­нал не умалчивает о значимых фактах, чтобы за счет незнания других повышать стоимость своих услуг.

Конфиденциальность

Этот принцип обратный. Он означает, что профессионал, располагая важными сведениями, не делает их достоянием общественности. В каждой сфере есть своя зона конфиденциальности. Медик не рассказывает всем о болезнях пациентов, но автослесарь вполне может сказать клиенту, что сломалось в автомобиле у другого клиента, они даже могут вместе обсудить детали.

Таковы общие подходы и формулировки. В рамках данной статьи мы ограничимся ими, потому что разработка этического кодекса — дело профессиональных сообществ и объединений, которые сформулируют положения более конкретно, максимально приближенно к реальности. Кстати, это новое направление в HR.

Руководителям HR-подразделений стоит пробовать разрабатывать и вводить этические нормы хотя бы на уровне своего отдела. Положительный эффект от внедрения обязательно проявится в работе специалистов всех HR-направлений, если они будут разделять эти принципы.

Общая характеристика

Этика учитывает особенности специальности трудящегося и конкретного случая. Это важная составляющая и сущность подготовки каждого сотрудника. Существуют различные виды трактовок.

Понятия и терминология

Этика представляет собой современные нормы поведения, регулирующие сотрудничество в рабочем процессе. Понятие определяет отношение к прямым обязанностям и создает в умах человека понимание исполнения профессионального долга.

Род занятий, специальность представляет определенный вид, класс, категорию трудовой деятельности, требующий знаний и навыков, полученных в результате обучения и продолжительной практики. Профессиональная этика (ПЭ) обозначает систему моральных норм, позволяет обусловить исследования, касающиеся проблем профдеятельности.

Совокупность принципов ПЭ:

  • Общие. Основаны на общечеловеческих качествах, предусматривают солидарность профессии, особое понимание чести, долга, ответственность по роду деятельности.
  • Частные и прикладные. Создаются из конкретных условий, содержания и специфики работы, выражаются в моральных кодексах — запросах по качеству оказываемых услуг к специалистам.

Выделяются традиционные и основные виды профессиональной этики. Типу соответствует род деятельности и занятий.

Разновидности ПЭ:

  • Педагогическая.
  • Области здравоохранения, фармацевтики.
  • Юридическо-правовая.
  • Научно-исследовательская
  • Инженерная.
  • Специалиста СМИ, журналиста.
  • Биоэтика.

Квалификация, мастерство и отношение к труду являются немаловажными качественными особенностями морального характера личности. На разных стадиях исторического развития их структура и оценка различаются.

Отличие по классовому обществу происходит социальным неравенством типов деятельности, противоположностью умственного и физического восприятия, может проявляться присутствием популярных и привилегированных специальностей.

Отдельным разновидностям профессий общество предъявляет серьезные условия и требования. Существуют сферы, в которых процесс труда основывается на высокой слаженности действий участников.

Большое внимание уделяется моральным требованиям к работникам специальностей, связанных с распоряжением жизнью населения, материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, автоперевозки, управления, здравоохранения, фармацевтики и воспитания.

Специальность представляет определенный вид трудовой деятельности, требующий соответствующих знаний, опыта, приобретаемых после учебы и долгой практики.

Главные принципы и факторы

Обобщения понятий складывались в кодексах поведения различных профгрупп, в форме теоретических выводов, что указывало на новый переход к абстрактному сознанию в сфере морализма.

Несмотря на многообразие профессий, имеются нормы, определяющие совместные правила сотрудничества между людьми коллектива, осуществляющими прямые обязанности, и специфичные правила для работников специальностей.

Нормы влияют на развитие сообщества, разделяющего принципы профессиональной этики, единое осмысление работниками понятия долга. Сотрудники обязаны понимать определение и возникновение ответственности, соблюдать качества, без которых их работоспособность и исход деятельности не будет успешным.

Важным является сотрудничество между участниками коллектива или компании в целом.

Факторы, влияющие на этику:

  • Социальные нормы, общечеловеческие параметры.
  • Повторяющиеся рабочие моменты.

Человек должен поступать по отношению к подчиненным также как хотел, чтобы обращались с ним. Распределяя ресурсы между работниками, должен учитываться принцип справедливости и равенства.

Нарушение этики должно исправляться. Сотрудники обязаны с терпением относиться к нормам и требованиям, установленным компанией.

При принятии решения допустимы одинаковое или личное участие в разработке. Каждый работник должен иметь персональный и автономный взгляд и проговаривать свое мнение перед коллективом. Стиль общения с подчиненными нельзя строить на постоянном давлении или в приказном порядке.

Стандарты кодекса

Профессиональные стандарты не оформляются распоряжениями, они создаются при постоянной трудовой деятельности. Конфликтные ситуации, а особенно доходящие до серьезных скандалов нарушают нормы этики компании и коллектива.

Кодекс этики представляет свод норм правильного и рационального поведения, уместного для человека определенной профессии. Перечень требований должен полнее отображать реальность относительно специфики фирмы.

Нужно объективно и спокойно воссоздавать дружественную атмосферу в компании, потому что все сотрудники делают одно дело для достижения положительного результата. Снижение риска должно восстановить позитивные взаимоотношения внутри системы.

Основные функции кодекса этики:

  • Создание перечня этических профессиональных норм.
  • Контроль и поддержка действий каждого сотрудника фирмы.

Применение конкретных требований к работникам, их профповедению по отношению к обслуживающим объектам.

Формирование мер взыскания, касающихся дисциплины при нарушениях этических требований. Критика конкурентов, сплетни внутри фирмы не имеют места в коллективе, соблюдающем этику.

Для морального и карьерного роста работники должны повышать свой уровень профессионализма, мастерства и навыков.

Важным пунктом трудовой деятельности является соблюдение профессиональной тайны и конфиденциальности.

Преимущества наличия корпоративной этики в компании

Соблюдение этики в компании несет для нее ряд весомых преимуществ, которые выгодно выделяют компанию среди других:

Вовлечение и ответственность сотрудников

Корпоративная этика объединяет и сплочает коллектив. Ее наличие позволяет создать команду единомышленников с одинаковыми целями и миссией.

Уважение внутри коллектива

Традиции становятся основой уважительного отношения друг к другу. А в такой атмосфере намного легче работать над общими задачами и достигать нужных результатов.

Создание положительного имиджа компании

В современном мире, когда компаний становится все больше, иметь положительный имидж – не привилегия, а необходимость. Это поможет бизнесу не только привлечь инвесторов, но и будет гарантией качества ваших услуг среди партнеров.

Сохранение лояльности клиентов

Компания, в которой урегулированы все процессы и четко прослеживается порядок в работе заслуживает бОльшее доверие клиентов.

Выгодное положение на рынке

Специалисты, знающие себе цену, не работают в компаниях-однодневках. Они выбирают проверенные временем организации, которые имеют свои традиции и правила. Таким образом, компания повышает свой бренд работодателя в глазах специалистов.

Корпоративная этика как часть адаптации

Новички, которые только пришли в компанию, легче переносят период онбординга, если имеют общее представление о деятельности компании и ее процессах. Перечень норм и правил избавляет нового сотрудника от лишних вопросов и сразу дает понять, подходит ему компания или нет.

Решение конфликтов

Правила корпоративной этики помогают решать конфликты внутри коллектива. При любой спорной ситуации, вы можете обратиться к перечню правил и грамотно уладить разногласия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]