С докладом «Эмоциональный интеллект, творчество и креативность: соотношение понятий и практика» выступил Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Института развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, на Всероссийской научной конференции «Творчество в современном мире: человек, общество, технологии», проведенной Институтом психологии Российской академии наук.
«Если такие понятия, как «творчество» и «креативность», давно являются областью психологических исследований (Холодная, 2019), то термин «эмоциональный интеллект» достаточно нов и постепенно завоевывает своих сторонников (Сергиенко, Ветрова, 2010).
На связь этих понятий указывал Л.С.Выготский: «Искусство есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления… Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы эмоционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше доказать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мышления» (Выготский, 2019).
Отметим большой вклад в изучение творчества и интеллекта Я.А.Пономарева, утверждавшего, что творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития (Пономарев, 1960, 1967).
Заметим, что наша практика разработки креативных технологий генерации идей в образовании показывает, среди группы внутренних ограничителей проявлений креативности чаще всего оказываются: заниженная самооценка, «психология отличника»; неумение управлять своими эмоциями, уровнем напряжения; слабый волевой ресурс, прежде всего – неумение настойчиво преодолевать препятствия на пути к цели. Обратим внимание, что все они так или иначе связаны с содержанием эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, Caruso, 2000; Люсин, 2004).
В 1997 г. Дж.Мэйер и П.Сэловей, Д.Карузо предложили модель эмоционального интеллекта, включающую следующие ментальные способности:
1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции; 2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления; 3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию; 4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития (Mayer, Salovey, Caruso, 2000).
Практика показывает, что творческие люди отличаются более развитой эмпатией, умением наблюдать за другими людьми и, одновременно, порой сложным восприятием обратной связи от окружающих, сложностями в межличностных отношениях.
Распространенным заблуждением представителей креативных профессий выступает ограничивающее утверждение о том, что их повышенная эмоциональность является источником их вдохновения и творческой энергии.
Можно предположить, что через творческие занятия, развитие креативности возможно развитие структурных компонентов эмоционального интеллекта. Именно этот посыл учитывался нами при разработке программы формирования и развития эмоционального интеллекта младших школьников на базе федеральной инновационной площадки ГБОУ СОШ №89 Санкт-Петербурга (2018-2020 гг.). Целями программы заявлены:
1) развитие способности к пониманию и идентификации собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей в социальном взаимодействии; 2) развитие способности к регуляции собственными эмоциональными состояниями в ситуациях взаимодействия; 3) развитие эмпатических способностей.
В качестве наиболее эффективных методов развития эмоционального интеллекта использовались те, что связанные в той или иной степени с творчеством и креативностью, в частности арт-терапия, а также методики на развитие эмоциональной креативности.
Арт-терапия как вид воздействия на эмоции заключается в гармонизации развития личности через совершенствование способности самовыражения и самопознания. Для работы с младшими школьниками нами использовались следующие виды арт-терапии: рисуночная терапия, библиотерапия (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений), музыкотерапия (она актуализирует чувства школьников, улучшает эмоциональное состояние, корректирует страхи, отклонения в поведении, коммуникативные затруднения), драматерапия (сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники), танцевальная терапия (развивает мышцы, позволяет выразить эмоции через танец, показать свое настроение).
В ходе реализации программы акцент делается на отработку навыков управления своими эмоциями, развития способности к саморефлексии, представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Именно здесь дают позитивный эффект творческие задания (в частности, «Какое у меня настроение?», «Палитра эмоций» и др.), творческие работы на основе полученных знаний и впечатлений».
Литература:
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Рипол Классик, 2020. 528 с.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.
- Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1960. 352 с.
- Пономарёв Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., Просвещение, 1967. 264 с.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 176 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2020. 334 с.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
Интеллект и креативность
Проблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была вьщелена в качестве самостоятельного фактора. Дж.Гилфорд полагал, что творческая одаренность включает в себя, по крайней мере, способности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Напомню, что, по Дж.Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей, способность к которому тестируется с помощью особых тестов’ («Необычное использование предметов», «Дополнение рисунка», «Нахождение синонимов» и т.д.).
В ряде статей Дж.Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и уяснения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Дж.Гилфорд высказывает предположение, что IQ будет предопределять «верхний предел» успешности решения задач на дивергентное мышление.
Причем тесты креативности Дж.Гилфорда были связаны с оперированием семантическим кодом (словесной информацией), и он считал, что ограничивающая роль интеллекта для них будет выше, чем для невербальных тетов. Исследования показали, что корреляции между тестами интеллекта и дивергентного мышления выше для семантических тестов, чем для пространственных и символических.
Однако, результаты исследований К.Ямамото, а также Д.Хардгривса и И.Болтона позволяют ввести гипотезу «нижнего порога»: конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого «порога» творческие достижения от интеллекта не зависят.
В исследованиях Дж.Гилфорда и П.Кристиансена также было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, между тем как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким и с низким уровнем развития дивергентного мышления.
Е.П.Торранс (Torrance E.P., 1988), обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ * 120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. Иначе говоря, до какого-то уровня 1Q ограничивает проявление креативности, выше «порога» креативность «вырывается на свободу».
Казалось бы, модель «интеллектуального порога» получила явное подтверждение. Но результаты исследований Н.Когана и М.Воллаха опровергли теорию «нижнего» порога. Коган и Воллах модифицировали процедуру тестирования: сняли временной лимит, отказались от показателя «правильности», по Гилфорду, сняли атмосферу соревновательности. В итоге факторы креативности и интеллекта оказались независимыми (Wollach М.А., Kogan N., 1965). Была выявлена и описана особая группа детей с высоким уровнем креативности, но с интеллектом ниже среднего.
Исследования, проведенные в лаборатории психологии способностей ИП РАН дали аналогичные результаты: снятие регламентации поведения испытуемого при тестировании креативности приводит к тому, что интеллект и креативность проявляются как независимые факторы. Более того, снятие регламентации более влияет на уменьшение креативности творческих детей и менее — детей нетворческих. То есть адекватной для проявления креативности является система заданий, при которых поведение испытуемого регламентировано минимально.
С друюй стороны, выявлен факт, что внешняя мотивация творческих проявлений (с помощью инструкции) влияет на улучшение результатов, которые показывают некреативные дети, но мало сказывается на творческой продуктивности креативов.
Следовательно, отсутствие регламентации поведения (снятие лимита времени, соревновательности, оценивания и тп.) дает возможность проявить внутреннюю мотивацию, адекватную креативному поведению творческого ребенка Внешняя мотивация може1 временно стимулировать активность некреативов, но последствие ее очень кратковременно. В 1980 г. вышла работа Д.Х.Додда и Р М Уайта, в которой проанализированы результаты исследования связей между IQ и оценками дивергентной продуктивности (Dodd D.H., White R.M, 1980)
Распределение индивидов в пространстве двух координат (IQ и дивергентная продуктивность) удивительно напоминает распределения, полученные при исследовании связей интеш]екта и обучаемости, а также интеллекта и успешности профессиональной деятельности. Интеллект ограничивает »сверху» уровень творческой продуктивности Наивысшие показатели по тестам дивергентного мышления показывают шздивиды с максимальными значениями 1Q. Обратное не верно.
Что такое креативность
Креативность — способность искать уникальные пути решения проблем, нахождение неординарных выходов из ситуаций.
Умение совершать поступки вопреки установленным правилам и шаблонам, выходить за рамки привычного в разных сферах жизни: на работе, дома или у друзей, также это думать не так как остальные, то есть «нетипично».
Быть креативным— значит быть смелым: высказывать точку зрения, не боясь быть отвергнутым, и доказать ее. Быть независимым от мнения окружающих людей и уверенным в себе.
Креативный человек хорошо ладит с окружающими, с ним интересно и он умеет абстрагироваться. Как правило, креативные люди — оптимисты.
Креативность — сочетание трех личностных качеств: волевые, эмоциональные и когнитивные.
Составляющая креативности:
Волевой компонент.
Волевой компонент отвечает за упорство и настойчивость. Ведь креативные идеи — это отлично, но кто их будет выполнять? Нужно воплощать в жизнь задумки, а для этого требуется способность, и желание идти к успеху.
Качества, которые необходимы для реализации идей:
- Упорство;
- Настойчивость;
- Самостоятельность;
- Уверенность в себе;
- Решительность;
- Смелость.
Эмоциональный компонент.
Эмоциональность поддерживает активность креативных людей, делает жизнь яркой и выделяет из толпы. Креативность — это взгляд на мир под другим углом, хорошо развитое воображение и творческое мышление. Вот некоторые эмоциональные особенности, присущие творческим и креативным людям:
- Отстаивание точки зрения;
- Активная жизненная позиция;
- Использование творчества как лекарство с унынием, грустью и плохим настроением;
- Принятие себя и мира;
- Сильные и яркие эмоции;
- Позитивный настрой;
- Высокий эмоциональный тонус.
Но не забывайте, что постоянный накал эмоций создает «выгорание». Из-за этого человек впадает в депрессию или апатию. Поэтому задумайтесь о том, как снимать высокое эмоциональное напряжение, без вреда самому себе.
Когнитивный компонент.
Когнитивный компонент в развитии креативности занимает особое место: когнитивная составляющая включает в себя познавательные процессы. К ним относят: творческое мышление, воображение, восприятие, внимание и память.
1) Творческое мышление.
Творческое мышление заключается в нелинейности. Логическое мышление устроено по-другому: строгое, упорядоченное и однонаправленное.
Принимать неординарные решения и предлагать различные варианты решений творческим людям помогает ряд особенностей:
- Дивергентность. Заключается в поисках множества различных путей решения для одних и тех же проблем.
- Оперативность. Способность быстро реагировать на окружающую действительность и высокая скорость мышления.
- Образность. Рождение образов, из которых потом воплощаются новые идеи.
- Гибкость. Повышение эффективности мышления путем поисков ответов в разных областях знаний, также способность быстро переключаться от одной задачи к другой.
- Ассоциативность. Создавание связи между информацией и знаниями, появление новых образов и идей.
- Оригинальность. Нахождение новых, до этого никому неведанных, различных идей.
- 2) Воображение.
Воображение — способность человека к неожиданному созданию и построению образа. Также основа творчества. С хорошим воображение человек создает образы, представления и идеи, которые наделены оригинальностью.
3) Восприятие, внимание, память
Эти процессы отвечают за получение и сохранение информации. Благодаря восприятию, креативный человек видет мир иначе других, например, замечает малейшие детали.
У творческих людей высокая чувствительность к внешним раздражителям и воздействиям. Они чувствуют настроение людей, улавливают любой звук и видят тысячи различных оттенков.
Главная отличительная черта креативов — способность идти дальше, несмотря на трудности. Также огромное желание добиться своего любыми неординарным способами.