7 Адаптация человека к условиям окружающей среды

АДАПТАЦИЯ

(
позднелатинское adaptatio — приспособление
) — приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного развития. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды: климатическим и температурным (см. Акклиматизация), к гипоксии (см. Адаптация к высоте), невесомости (см.), воздействию на организм инфекционных агентов (см. Иммунитет) и так далее. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма человека и животных, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда и опережая их.

Благодаря адаптации поддерживается постоянство внутренней среды организма (см. Гомеостаз), такие константы крови, как кислотно-щелочное равновесие, осмотическое давление и другое.

В условиях чрезмерных или длительных воздействий неблагоприятных для организма факторов могут наступать значительные отклонения констант за пределы допустимых границ, что приводит к нарушению нормального течения физиологических функций и развитию патологического процесса.

Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью адаптации, осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам.

Адаптация может приводить к изменению формы поведения, что особенно ярко проявляется на примере животных, впадающих в спячку при неблагоприятных условиях существования.

В процессах адаптации высокоразвитых организмов, помимо центральной нервной системы, большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталамо-гипофизарная системы.

При возникновении патологических состояний адаптации играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих болезни.

В отличие от адаптации в широком смысле термин «адаптация» употребляют для обозначения процесса изменения уровня чувствительности того пли иного анализатора (см.) под действием адекватного раздражения — так называемая физиологическая адаптация (см. Адаптация зрительная, Адаптация слуховая). В этом случае адаптация является сложной суммой процессов, протекающих как в рецепторах (см.), так и в центральных нейронных структурах. Адаптация может выражаться как понижением, так и повышением чувствительности. Последнее иногда называется сенсибилизацией. Так, чувствительность глаза к свету в темноте повышается, а при действии света понижается.

Физиологическая адаптация

Одним из видов физиологической адаптации является адаптация рецепторов, выражающаяся в снижении частоты импульсов в отходящем афферентном волокне, несмотря на постоянное действие раздражителя. Время, в течение которого происходит такое снижение частоты импульсов, или скорость адаптации, различно для разных рецепторов и для одного и того же класса рецепторов, находящихся в органах с различной функцией (стенка аорты, стенка мочевого пузыря.

Рецепторы мышечного веретена адаптируются в течение нескольких минут, кожные тактильные рецепторы — в течение нескольких секунд, тельца Пачини, расположенные в брыжейке,— в течение нескольких миллисекунд. Барорецепторы каротидного синуса и дуги аорты при постоянном раздражении также адаптируются. При периодических раздражениях они сигнализируют об изменении кровяного давления, что является необходимым условием его постоянства.

Механизм адаптации рецепторов сложен. Поскольку основу деятельности рецептора составляет генераторный потенциал, раздражающий нервные окончания и вызывающий разряд импульсов, адаптация рецепторов зависит от аккомодации нервных окончаний к постоянному действию потенциала.

Со времени работ Нернста (1908) известно, что при длительном раздражении электрическим током постоянной величины или при медленном его нарастании происходит увеличение порога раздражения, наступающее, как это доказано в наст, время, вследствие изменений ионной проницаемости мембраны.

Аккомодативная способность нервных окончаний определяет скорость адаптации (см. Аккомодация). Чувствительные волокна обладают меньшей аккомодацией, чем двигательные. В свою очередь чувствительные волокна, иннервирующие медленно адаптирующиеся рецепторы растяжения (мышечные веретена или рецепторы гортани), отличаются минимальными аккомодативными свойствами.

Адаптация рецепторов зависит не только от аккомодации, но и от первичных процессов рецепции, напр. состояния светочувствительного пигмента. Кроме того, Адаптация рецепторов постоянно регулируется эфферентными влияниями из центральной нервной системы, поступающими к ним по волокнам симпатической нервной системы и специальным центробежным путям.

О состоянии физиологической адаптации судят по изменению порога чувствительности анализаторной системы в зависимости от изменения интенсивности стимула. Исследование адаптации глаза называется адаптометрией (см. Адаптация зрительная).

Клеточная адаптация — приспособление клеток к условиям окружающей среды, направленное на выживаемость и воспроизведение. У высших животных и растений адаптация идет, как правило, на уровне целостного организма; участие клеток в этом процессе составляет лишь ее компонент. Все изложенное ниже относится к простейшим организмам.

Клеточная адаптация условно разделяется на гено- и фенотипическую. Генотипическая Адаптация возникает вследствие отбора клеток с определенным генотипом, обусловливающим выносливость; фенотипическая адаптация возникает как защитная реакция на действие повреждающего фактора. В последнем случае большую роль играют интенсивность и сроки воздействия. Сильное воздействие может привести клетку к гибели до наступления адаптации. При действии слабого раздражителя (подпороговой силы) или при медленном нарастании его может возникнуть так наз. перекрестная устойчивость, то есть, клетки становятся менее чувствительными не только к данному раздражителю, но и к другим агентам.

Возникшая под влиянием слабого раздражителя устойчивость может сохраняться и после того, как прекратится его действие. Это выявляется после повторного применения того же агента. Скорость изменения резистентности клетки, как и длительность адаптации значительно варьирует. Степень адаптации клетки — повышение или понижение порога чувствительности — обеспечивает уровень активной функции (например, функции рецепторов).

Механизмы, лежащие в основе адаптации, зависят от природы клеток и характера повреждающего фактора. В некоторых случаях клетки способны изменять повреждающее вещество путем физико-химического связывания агента или путем химического превращения его в менее токсическую форму. Бактериальные клетки могут синтезировать специальные ферменты, расщепляющие токсическое вещество (индукция пенициллиназы в культуре стафилококков, устойчивых к пенициллину). Повышение устойчивости клетки к раздражителю может быть обусловлено повышением устойчивости самих белков цитоплазмы за счет изменений конформации цепей белка либо путем образования комплекса фермент — субстрат, пли за счет синтеза новых белков.

Что такое социальная адаптация

Это понятие означает сложный и непрерывный процесс приспособления (на латыни – «аdaptatio») отдельной личности или целых групп к социальной среде, в которой они планируют реализовывать себя. Это могут быть как совершенно новые условия, так и привычные ситуации, которые подверглись изменению под давлением экономических, политических, духовных, идеологических или социальных сил. Кроме того, социализация подразумевает не только активное участие в принятии социально значимых правил, норм и ценностей, но и их последующую передачу другим участникам социальной среды.

Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм говорил о том, что социальная адаптация – своеобразный критерий эволюции общества. Отсутствие норм, расплывчатые правила социума, которые в последующем индивидуум примет – патология общества.

Примечательно, что и само понятие адаптируется исследователями. Хотя социальная адаптация широко изучается (биология, философия, социология) в качестве самостоятельного объекта исследования, единого научного термина, определенных критериев и показателей на сегодняшний день не существует.

Биофизические механизмы адаптации

Биофизика рассматривает приспособительную реакцию клетки или многоклеточного организма с точки зрения их организации как системы, открытой по отношению к внешней среде, таким образом, свободно обменивающейся с последней энергией и веществом. При этом динамическое равновесие процессов притока и оттока вещества и энергии обеспечивает необходимый уровень стационарного состояния живой системы, постоянство внутренней среды и различных градиентов на ее границах, определяющих нормальное функционирование клеток и целого организма в данных условиях (см. Биологическая система). Для поддержания стационарного состояния живая система использует принцип обратной связи (см.), или динамической аутостабилизации, что позволяет живой системе как бы автоматически выбирать тот режим скоростей обменных реакций, который обеспечивает оптимальный вариант приспособления к внешней среде. Например, при возрастании функциональной активности клетки (повышение теплопродукции, производство осмотической или механической работы и др.) в ее митохондриях возникает дефицит АТФ и накапливаются АДФ и фосфор, которые в свою очередь ускоряют процесс биосинтеза АТФ в дыхательной цепи.

Адаптационная реакция живой системы представляет собой переход с одного стационарного уровня обменных реакций на другой, но поскольку процесс обмена состоит из цепей реакций с общими химическими посредниками, то такой переход связан обычно с экстремальными явлениями — вспышкой наблюдаемого процесса или его временным замедлением (см. Адаптационный синдром).

Адаптация живой клетки является следствием физ.-хим. гетерогенности организации ее цитоплазмы. Разделение взаимодействующих субстратов при помощи мембран является важным принципом организации живой системы и проявляется во время осуществления защитно-приспособительных реакций организма. Так, например, лизирующие ферменты (протеазы) в интактной клетке заключены в лизосомы и не могут переваривать белок. При повреждении клетки и соответственно ее лизосом их мембраны лопаются, ферменты освобождаются и переваривают клетку, совершая тем самым важный для организма процесс — удаление поврежденных клеток.

Ультрафиолетовые лучи, воздействуя на мембраны клеток кожи, освобождают фермент тирозиназу, под действием которого образуется меланиновый пигмент, защищающий тело от обжигающего действия солнечных лучей.

В биомембранах с «вмонтированными» в них строго последовательными цепями ферментов (например, дыхательная цепь митохондрий, редокс-цепи свободного окисления в микросомах) обеспечивается «эстафетное» превращение субстратов в живой клетке. Таким путем достигается экономная адаптация организма к пище (индуцированный синтез ферментов, необходимых только в данном случае), адаптация к токсинам и лекарственным препаратам (биотрансформация в микросомах) и другое.

Возможности адаптации живой системы ограничены степенью надежности организации биомембран. Даже небольшое увеличение ионной проницаемости мембран уже приводит к потере их способности аккумулировать энергию.

Важную роль в регулировании состояния биомембран приписывают антиокислителям (см.), которые предохраняют липидные слои биомембран от окислительной деструкции.

См. также Мембраны биологические, Проницаемость.

Адаптация в кибернетике

Адаптация в кибернетике — автоматическое (без участия человека) изменение кибернетической системой характера функционирования (поведения) с целью достижения наилучшего результата при случайном, непредвиденном, изменении характеристик окружающей среды. Такие системы называют адаптивными, или системами автоматического приспособления или поиска, самоприспосабливающимися, самонастраивающимися, самообучающимися системами. Биологический организм соответствует кибернетической системе, включающей систему управления и объект управления. Эта аналогия широко используется при моделировании различных функций. Напр., бионика (см.) исследует механизмы биологических процессов с целью конструирования на их основе технических устройств и решения инженерных задач. Делаются попытки объяснить биологические явления, используя понятия теории управления (кибернетики).

Важнейшими видами адаптивных систем являются системы автоматического поиска какой-либо величины, самообучающиеся системы для распознавания образов (см.), системы, автоматически вырабатывающие модель с неизвестными параметрами и использующие эту модель для управления. Системы автоматического поиска реализуют упорядоченный или случайный (методом проб и ошибок) поиск таких параметров управляемого объекта, при которых некоторый показатель работы этого объекта достигает оптимальной величины.

Системы распознавания образов имитируют способность многих животных и человека отличать друг от друга (распознавать) сходные предметы и классифицировать их. Методы автоматического распознавания реализуются техническими системами, способными обучаться и затем уже без помощи «учителя» и «подсказок» автоматически классифицировать объекты. Эти методы применяются во многих отраслях науки и техники, в том числе и в медицине. Так была создана система адаптивной обработки информации, позволяющая дифференцировать рак желудка от язвенной болезни.

Адаптивные системы, предназначенные для определения характеристик (идентификации) объектов управления, позволяют решать задачи управления сложными системами, находящимися под воздействием случайных и неконтролируемых воздействий.

Библиография:

Бызов A. Л. Переработка зрительной информации в сетчатке позвоночных, Вестя. АН СССР, № 7, с. 55, 1969. Гранит Р. Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., с. зі, М., 1957, библиогр.; Лазарев Л. IL Исследования по адаптации, М.— Л. 1947; Ходоров Б. И. Проблема возбудимости, Л., 1969, библиогр.; N crnst W. Zur Theorie des elektrischcn Rcizen. Pflugere Arch. ges. Physiol., Bd 122, S. 27b, 1908.

Клеточная А.

— Александров В. Я. Адаптивные изменения устойчивости клеток, Руководство по цитологии, под рея, А. С. Трошина, т. 2, с. 608, М.—Л., 1966, библиогр.;Дин А. и Хиншельвух С. Механизмы автоматического приспособления в бактериальных клетках, явления адаптации, в кн.; Регуляция клеточного обмена, пер. с англ., иод ред. С. Я. Кап-ланского, с. 366, М., 1962; Клегг П. н Клегг А. Гормоны, клетки, организм. Роль гормонов у млекопитающих, пер. с англ., М., 1971; Севаг М. Г. и де Курси С. Д. Биохимические процессы, лежащие в основе устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам и биохимические пути предотвращения этой устойчивости, в кн.; Функциональн. биохим, клеточп. структур, под ред. А. И. Опарина, с. 369, М., 1970, библиогр.; Ябров А. А. К вопросу о механизме клеточного стресса. Цитология, т. 11, № 2, с. 137, 1969, библиогр.

Биофизические механизмы А.

— Бауэр Э. С. Теоретическая биология, с. 165, М.— Л., 1935;П ригожинИ. Введение в термодинамику необратимых процессов, пер. с англ., М., 1960, библиогр.; Проблемы биохимической адаптации, под ред. A. А. Покровского, М., 1966, библиогр.; Физико-химические основы авторегул яцищ в клетках, под ред. Е. Б. Бурлакова щ О. Р. Колье* с. 7 и др., М., 1968. библиогр.

А. в кибернетике

— Гублер Е. В, Вычислительные методы распознавания патологических процессов, Л., 1970, библиогр.; Чадееш B. М. Адаптивные модели в системах управления, М., 1966, библиогр.; Фицнев Л. Н. Управление координацией движения, М-, 1971, библиогр.; Цыпкин Я. а. Адаптация и обучение в автоматически* системах, М., 1968, библиогр.

А. И. Есаков; А. Г. Бутковский (киб.) В. А. Веселовский (биофиз) Ю. Е. Ершикова (биол)

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 192807

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]