Интериоризация
Психологический термин интериоризация был введен французскими учеными. Понятие означало прививание идеологии индивидууму. То есть, перенос общественного сознания в индивидуальное. В современных англоязычных словарях психологических терминов интериоризация заменена интернализацией. Для психоаналитиков это психический процесс, который обозначает взаимоотношение с реальным или воображаемым объектом, преобразование внешнего фактора во внутренний. Проблема интериоризации в психоанализе остается дискуссионной. До сегодняшнего дня не выяснено, являются ли процессы поглощения, идентификации, интроекции идентичными, либо они осуществляются параллельно друг другу.
В отечественной психологии значение слову интериоризация было дано Выготским, как понятие «вращивания» – преобразование внешней деятельности во внутренний план сознания. Развитие человеческой психики, по теории Выготского, первоначально складывается извне, в зависимости от внешних социальных факторов, принятых в обществе. Внешние коллективные формы деятельности путем интериоризации встраиваются в сознание человека и становятся индивидуальными.
Значение слова интериоризация
Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров.
Впервые данный термин был использован в работах французских социологов ( Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы ( Ж. Пиаже , П. Жане , А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским .
По мнению Л. С. Выготского , всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.
В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования .
Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.
У Ф. Ницше было своеобразное понимание интериоризации. В своей работе Генеалогия морали (1887), он писал, что «Все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией».
Интериоризация процессов общения
Психические процессы человека подлежат изменениям в ситуации общения, так как общение в некоторой «латентной» форме содержится в них и тогда, когда человек один. Строение психических функций человека имеет множество сходств со строением процессов общения. Это, в свою очередь, происходит по причине того, что психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения».
В процессе онтогенеза человека идёт интериоризация, некий процесс, в результате которого создаются устойчивые, глубинные, синхронические структуры человеческой психики, похожие на «априорные социальные формы» психики человека. Эти социальные механизмы психики, в свою очередь, определяют характер «вышележащих» изменяющихся, диахронических психических процессов .
Интериоризация не имеет преимущественного отношения к некоторому определённому психическому процессу , человек воспринимает в социальных формах.
По итогам процессов интериоризации появляется особенность структуры психических процессов человека, за счёт которой их ход отличается от хода аналогичных процессов у животных.
Предпосылкой интериоризации служит несознаваемый внутренний план . В итоге интериоризации данный внутренний план качественно изменяется, так как формируется план сознания.
В результате интериоризации формируется ряд устойчивых социальных структур психики, благодаря которым существует сознание. Кроме того, результатом интериоризации является и формирование, на основе сознания определённых детально описанных внутренних действий.
Интериоризация, с одной стороны, идёт лишь в процессе общения из внешнего плана во внутренний, умственный.
Связь общения и интериоризации
Между общением и интериоризацией существует тесная связь: при поэтапном формировании умственных действий в рамках общения тех, кто формирует и у кого формируют, интериоризация реально имеет место и при этом играет важнейшую роль в данном формировании. «Процесс формирования — это деятельность одного человека, именно того, у кого формируются умственные действия; индивидуальная его деятельность, а не его взаимодействие с „другим“. Этот „другой“ выступает одним из внешних элементов деятельности».
Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения. При этом основным моментом выступает формирование того, что называется символически-семиотической функцией психики, той функции, благодаря которой человек может воспринимать окружающий его мир в особом «квазиизмерении» системе значений и смысловом поле.
Символико-семиотическая функция создаётся в процессе интериоризации. Интериоризации подвергается система социальных отношений, в той степени, в какой она «записана», представлена в структуре общения между взрослым и ребёнком. Данная структура, выраженная в знаках, интериоризируется, «вращивается» и «переходит» внутрь психики ребёнка. Результатом интериоризации становится то, что структура психики ребёнка опосредствуется интериоризированными знаками и формируются базовые структуры сознания.
Интериоризированные знаки усваиваются лишь и исключительно в процессе общения. Тем не менее, онтогенез выступает определителем структуры. В структуре данных знаков отражается их происхождение.
И изначальная ситуация, структура которой интериоризируется, — это общение, и интериоризированная, внутренняя структура несёт в себе и в своих элементах свернутое общение, получившее название диалогизм.
Диалог как скрытый механизм психических функций играет огромную роль; общение или свернутый диалог, рассматриваются как «встроенные» в глубинные, интериоризированные структуры психики; кроме того, функция означивания имеет диалогическую структуру .
Процесс интериоризации
Высшие психические функции развиваются поначалу как внешние формы деятельности, и только в процессе интериоризации они превращаются в психические процессы индивида. Исследования в школе Выготского позволили сформулировать основные фундаментальные положения:
- Построение психических функций раскрывается только в процессе генеза, когда они сложатся, строение становится неразличимым, уходит вглубь;
- Становление психических процессов раскрывает сущность явления, которой изначально не существовало, но в результате интериоризации она зародилась;
- Появившаяся сущность явления не может быть объяснена обычными физиологическими процессами и логическими схемами, но представляет собой процесс, который не останавливается даже после прекращения действия того или иного явления.
Путем интериоризации происходит превращение внешних признаков во внутреннюю мысленную деятельность. Такой процесс не может проходить самостоятельно. Правильное психическое развитие ребенка возможно только в условиях общения с окружающими людьми.
С помощью интериоризации человек обучается строить мысленные планы, разрабатывать варианты. Иными словами, получает способность мыслить абстрактными категориями.
Интериоризация деятельности
Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:
- Уровень исполнения;
- Мера обобщения;
- Полнота выполняемых операций;
- Мера освоения навыка.
Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:
- С материальными объектами;
- При помощи речи, как устной, так и письменной;
- В уме.
Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.
Психологический механизм интериоризации
Психологический механизм интериоризации заключается в формировании внутреннего плана умственных действий на основе внешних, разделенных с другими людьми действий, которые организуются, фиксируются и актуализируются с помощью языковых и других знаково-символических средств.
Механизм интериоризации включает два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (как внешних предметно-практических, так и умственных): а) от совместных с другими людьми действий к индивидуальным самостоятельно организуемым действиям; б) от внешних предметно-практических действий к действиям умственным.
Первое направление развития ВПФ – от разделенных с другими людьми (совместных) действий к действиям произвольно-преднамеренным и индивидуальным – включает ряд этапов:
· Развитие умений ребенка подчинять свои действия, поступки, психические функции (внимание, восприятие, память, мышление) речевым указаниям другого человека (взрослого), который ставит цели и задает образцы выполнения действий.
· Развитие у ребенка умений организовывать с помощью речевых указаний психические функции и действия у других людей.
· Межфункциональное объединение таких умений в одну новую функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно ставить цели, планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение – позволяет овладеть своим поведением и психическими функциями.
Второе направление развития ВПФ – от внешних предметно-практических (материальных) действий к умственным («идеальным») действиям над значениями (представлениями и понятиями) – включает ряд этапов:
· Этап: а) доречевого развития у ребенка предметно-практических (манипулятивных) действий, а также психических функций ориентировки (операций) в составе предметно-практических действий (внимания, восприятия, памяти, мышления); б) развития предметно отнесенных форм звуковой коммуникации – установление предметной отнесенности языковых средств.
· Межфункциональное объединение функций психической ориентировки и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации поведения: а) сначала в разделенных с другими людьми взаимодействиях; б) затем с опорой на собственную («эгоцентрическую») речь.
· Переход от действий с материальными предметами на основе внешних, опирающихся на органы чувств ориентировочно-исследовательских операций – к умственным действиям с представлениями и понятиями (значениями), которые организуются с опорой на внешнюю речь и внешние знаково-символические средства (с помощью материальных знаково-символических средств).
· Переход от действий с представлениями с опорой на внешние материальные знаки и символы – к умственным действиям над представлениями (значениями) с опорой на внутреннюю речь (сокращенные и скрытые способы использования знаков и символов).
Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию образа мира
П.Я. Гальперин
Психическое развитие исходно обеспечивается овладением ребенком умениями выполнять предметно-практические действия, внешние образцы которых задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. При этом любое практическое действие включает:
· Исполнительную (мышечно-двигательную) составляющую, которая включает исполнительные операции и операции коррекции действия в процессе исполнения.
· Собственно психическую составляющую (ориентировочную основу), которая включает операции ориентировки, планирования, контроля.
Каждый тип операций обеспечивает свои специфические функции:
· Операции ориентировки исходно обеспечиваются ориентировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации.
· Операции планирования предстоящих действий предполагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки (мышление).
· Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствие с планом.
· Операции контроля обеспечивают сопоставления реально получаемого результата с предполагаемым (запланированным) результатом.
· Операции коррекции обеспечивают исправления действия в процессе его исполнения.
По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира, а также овладения способами их использования и преобразования во взаимодействиях с другими людьми, ребенок приобретает широкий диапазон умений фиксировать и актуализировать разнообразные действия и операции с помощью языковых и знаково-символических средств.
На этой основе формируется, содержательно обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни субъекта «образ мира», который выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.
По мере овладения способами использования разнообразных знаково-символических средств, у субъекта формируются и совершенствуются приемы организации умственных действий, как у других людей, так и в собственном образе мира. – Совершенствуются сознательные формы ориентировки (сознание). Язык, знаки, символы позволяют субъекту актуализировать определенные значения (представления, понятия), а также организовывать умственные операции и действия по их преобразованию.
Внутренний план умственных действий субъекта это разнообразные преобразования значений (представлений и понятий), которые в различной степени организуются с помощью языковых и знаково-символических средств. Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: а) внешние материальные (например, графические или речевые) знаково-символические средства; б) интериоризированные субъектом умственные способы использования знаков и символов (внутренняя речь, представления знаково-символических изображений, схем, моделей различной степени обобщенности и абстрактности).
Интериоризированные знаково-символические изображения, схемы, модели, в свою очередь могут становиться предметом преобразования в умственном плане с использованием других знаково-символических средств (внешних и внутренних). Возникают иерархические и гетерархические отношения между различными знаково-символическими средствами и различными уровнями организации умственных действий. На этой основе формируются все более сложные формы рефлексивных действий.
Таким образом, овладение ребенком разными способами использования языковых средств в речевых действиях обеспечивает: а) фиксирование и последующую актуализацию субъекта определенного семантического содержания (значений, представлений, понятий) в образе мира; б) организацию умственных действий по отношению к актуализируемому семантическому содержанию (Гальперин, 1998, 2002; Салмина, 1988).
Использование субъектом языковых средств в организации действия носит многофункциональный характер: одни и те же языковые средства могут служить организации разных психических функций в составе разных операциональных компонентов действия; разные языковые средства могут служить организации одних и тех же психических функций и операциональных составляющих действия.
· Языковые средства, включаясь исходно в состав предметно-практических, а производно в состав умственных действий субъекта, могут использоваться для различных целей и выполнять множество функций: а) обеспечивать актуализацию и фиксирование ориентировочных операций, б) операций планирования, в) исполнительных операций; г) операций контроля и коррекции.
· В свою очередь в составе различных операций, направленных на построение и реализацию действия, языковые средства могут функционально обеспечивать избирательное сосредоточение субъекта (организация функций внимания), задавать направления построения образа (организация восприятия), актуализировать необходимые для организации действия фрагменты опыта (организация памяти), служить установлению межпредметных отношений и связей (организация мышления), актуализировать эмоционально-мотивационные отношения субъекта, и так далее.
Следует подчеркнуть, что актуализация умственных действий у субъекта с помощью речевых указаний предполагает наличие в их составе разных операций, абстрагирование которых и соответствует традиционно выделяемым в описательной (феноменологической) психологии психическим функциям. При этом функциональное значение разных психических функций (операций) в составе разных действий может значительно различаться.
Социальная интериоризация
В отечественной психологии интериоризация означает процесс преобразования межличностных отношений в отношения с самим собой. Принятие, переработка и хранение знаковой информации «внутри» психики, основанная на памяти, к явлению социальной интериоризации не относятся. В развитии высшей нервной деятельности человека различают следующие стадии:
- Взрослый человек воздействует на ребенка словом, побуждая к той или иной деятельности;
- Ребенок учится новому для него виду обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
- Ребенок воздействует словом на самого себя.
Стадии социальной интериоризации проходят все люди, без исключения. Ребенок приучается к мыслительной деятельности без использования конкретных предметов.
В теории деятельности интериоризация представляет собой перенос определенных внешних действий во внутренний, умственный план. Внешняя деятельность в результате интериоризации претерпевает некоторые изменения, особенно в операционной части.
В психоанализе объясняются процессы влияния межиндивидуальных отношений, формирование структуры бессознательного: индивидуального и коллективного, что и определяет структуру сознания.