Влияние детских психотравм на поведение взрослого человека. Пути избавления от последствий психотравм

Перестать жить прошлым и наслаждаться настоящим – именно такую цель мы ставим себе, когда хотим стать успешными и счастливыми. Но, как бы то ни было, прошлый опыт оказывает влияние на нашу последующую жизнь. Деструктивные установки, внушенные нам близкими и знакомыми, душевные травмы детства, неправильные стереотипы и страхи – все это тянется за нами долгие годы, не позволяя стать такими, как мы хотим.

Сегодня мы поговорим о травмах детства и их последствиях, рассмотрим, как они влияют на психологию мышления взрослого человека и непосредственно вес тела. Вы будете удивлены, но все эти аспекты очень взаимосвязаны друг с другом. Приготовьтесь заглянуть вглубь себя и найти ответ на вопрос: почему травма детства не дает похудеть…

Психологические травмы детства во взрослой жизни: как они влияют на вас

Далеко не у всех из нас было абсолютно безоблачное детство, где все происходило исключительно так, как нам хотелось, где родители полностью понимали и принимали, где близкие родственники не пытались переделать под себя, где никто не критиковал, не подшучивал, не обламывал надежд и стремлений.

Поэтому все мы вынесли из детства и юных лет большой багаж опыта и установок, которые теперь влияют на нашу жизнь. Нет, это не значит, что теперь уже ничего не изменить, просто потребуется психотерапия травм детства.

Наша психика работает как компьютер: однажды вы запустили на нем определенную программу, и теперь она автоматически подгружается каждый раз, когда вы сталкиваетесь с похожей задачей или ситуацией.

Чтобы поменять ответ вашего подсознания на какой-то запрос, необходимо перезаписать программу. Только так можно решить проблему на глубинном уровне, а не возвращаться к ней каждый раз, когда снова потребуется коррекция поведения.

Когда в детстве мы видим несправедливость или неправильные поступки, то обещаем себе, что сами до такого не допустим. «Я никогда не буду похожей на мать», «Я не стану поступать, как поступал отец», «Со своими детьми я не позволю себе так обращаться» — говорим мы себе в юном возрасте в порыве отчаяния и безысходности.

Но проходят годы, и мы ловим себя на мысли, что в нашем поведении прослеживаются манеры матери, отца, мы нехотя говорим своим детям те же фразы, что сами слышали когда-то. Психологические травмы детства постепенно дают о себе знать, даже если изначально мы хотели этого избежать.

Вся загвоздка в первоначальном опыте отношений, которые мы строим со своими родителями, близкими родственниками, братьями и сестрами, первыми друзьями. Мы запоминаем определенную модель поведения в той или иной ситуации, а потом по принципу переноса проецируем ее в течение последующей жизни.

При работе с травмами детства психолог точно спросит у вас об отношениях с мамой и папой. Отвечая на него, можно понять, почему девушка не может выйти замуж даже в 35 лет, по какой причине разваливается ваша семья, что мешает вам сбросить лишний вес и похудеть навсегда.

Очень важно вспомнить основные моменты в отношениях и установки, которые внушали вам близкие. Это позволит отыскать причину ваших неудач в коррекции веса и жизни в целом.

Представьте, что вы пришли на прием к врачу с жалобой на сильную боль в ноге, и он вас спрашивает, что произошло, какие события были до того, как начала болеть нога. А вы не хотите отвечать, ссылаясь, что это все прошлое, зачем вспоминать, надо просто сделать так, чтобы нога перестала болеть. Звучит абсурдно, не правда ли? Так же и во время психотерапии или коучинга – важно найти причину, а не просто топтаться вокруг последствий. Этим сейчас и займемся…

Родом из детства или ранняя психическая травма

В психотерапевтической работе, мы часто задаемся вопросом, где берет свое начало определенная психическая симптоматика человека.

На протяжении многих лет, человечество в некоторой степени, осознавая страдания матерей, было не в состоянии понять чувства ребенка. Ведь еще совсем недавно психологическая наука не рассматривала вообще проблемы психической жизни плода и новорожденного, однако для женщины хоть раз выносившей ребенка, наличие у него психики было не оспоримым фактом, который был дан ей через ощущения, по крайней мере, на последних месяцах беременности. Впервые о травме рождения высказался Зигмунд Фрейд, а Отто Ранку принадлежит заслуга ее научного открытия и значения для формирования и функционирования психического аппарата человека.

На формирование психики человека большое влияние имеет не только перинатальная травма и травма рождения, но и травматические для психики события, происходящие в последующие годы жизни, примерно до двенадцати лет, но до шести лет самая так сказать основа.

К ранним травмам нужно отнести следующие периоды жизни ребенка:

— перинатальный период: когда есть угроза жизни плода (не желание рожать, по различным причинам; попытка аборта, угроза выкидыша и т. д.); негативные послания матери и ее ближайшего окружения; внутриутробное отвержение.

— период рождения: патологическое течение родов (сюда же кесарево сечение- ребенок не прошедший самостоятельно по родовым путям, в дальнейшей жизни будет надеяться на кого-то извне, кто-то придет и за него все сделает; если тащили, то вытащит; обезболивание, которое ведет к тому, что матка- словно мертвая, мать через матку, не говорит, что она здесь и ждет его, не помогает, ребенок чувствует одиночество), а так же негативные материнские эмоции по отношению к процессу родов и к ребенку.

— период первых лет жизни: отвержение базовых потребностей ребенка. Потребности в еде, тепле, заботе, любви, телесном и эмоциональном комфорте, не удовлетворяются, по каким-то причинам, сюда же медицинские манипуляции.

Чувства отвержения, одиночества, телесного и эмоционального холода, беспомощности, ненужности, обиды, злости и так далее, когда-то пережитые ребенком, даже находясь в вытесненном состоянии, составляют ядро представления человека о себе самом. Результаты исследований проведенные в различные годы, доказали непосредственное влияние травматического опыта в раннем периоде жизни ребенка, включая перинатальный период на формирование характера и его психопатологию.

Взрослый человек боится высоты или паука, боится что-то потерять (предмет), страх, что с кем-то близким, случится что-то плохое. Когда начинаем разбираться, оказывается, что в основе лежит страх смерти, мама думала сделать аборт или при трудных родах была асфиксия, мама часто с раннего возраста оставляла, для маленького ребенка остаться без мамы, равно умереть.

Человек испытывает потребность в близости, но не может в ней находиться, недоверие к другим людям, недоверие к чувствам (а ты меня любишь?), одиночество среди людей – оставили… мама, которая оставила и ушла, никогда не вернется, даже когда она вернется, остается понимание, что ей верить нельзя, та мама уже ушла…

Этапы психологического рождения:

1. Период нормального аутизма (с момента зачатия до трех-четырех недель рождения), на окружающий мир младенец не реагирует, за исключением удовлетворения потребностей. Если что пошло не так, в последующем одиночество и телесный дискомфорт, всегда что- то не так, человек даже не пытается в своей жизни что-то изменить самостоятельно.

2. Выделение внешнего объекта (до 3-4 месяцев). Понимая, что кто есть, поворачивает туда голову. Ты есть, а я еще нет. Кто-то приходит и делает хорошо. Восприятие переходит в зону контакта. А если не приходит, или не делает хорошо? Например, мама холодная, дистантная, контакта как такового нет.

3. Симбиотическая фаза (до 7-8 месяцев). Ты, тот, кто все мои потребности удовлетворяет. Формируется механизм плохо-хорошо. Если мне хорошо, когда мама пришла, то мир хороший, а если нет, то и мир плохой, отвергающий, пугающий. От тебя зависит мое удовольствие, или не удовольствие. Начало формирования телесных следов, телесной памяти. Для формирования нормальной привязанности, объект должен быть один и постоянный.

4. Стадия дифференциации (от 6-9 месяцев до 1,5 лет). Возникновение ты- не Я. Осознавание себя, как отдельного себя. Дифференциация не происходит, если она не поддерживается мамой. Мама гиперопекаемая. Мама решает какую кашу будет есть ребенок, не зависимо от того хочет он или нет, ей виднее, что ему нужно. В этом случае, человек не мыслит себя как автономное существо. Мы с тобой одно, ты это я, человек не может во взрослом возрасте позаботиться о себе. Не знает, что он любит, а что нет. Часто можно услышать ,что человек любит, тоже что любит его мама, муж… Если Я не образовалось, амнизируется детство. Если нет — Я, то и ты как субъект отсутствуешь, я хочу, чтобы было так, как я хочу. Пока нет — Я, не доступно чувство благодарности. Я еще нет, а ты уже есть, формируется зависть. У него что-то есть, а у меня нет, он может, а я нет… От 9 месяцев, страх, если он будет не такой, мама может полюбить другого мальчика (девочку). Формируется чувство вины, ощущения собственной плохости. Ребенок под мать подстраивается, чтобы она его не разлюбила. Для маленького ребенка потеря мамы, смерть, во взрослом возрасте женщина думает, что не проживет без мужчины.

5. Фаза практики (1,5- 2 года). Мама на лавочке, а ребенок в песочнице, периодически он кричит или прибегает, чтобы проверить, что мама рядом. Если мама тревожная, она его парализует. Если мама прячется, то ребенок пугается и не отходит от нее. Во взрослом возрасте человек боится, что другой уйдет сразу, как только он отвернется. Если мама ведет себя спокойно, ребенок привыкает и играет на лавочке без постоянных проверок на месте ли она.

6. Фаза присоединения (до трех лет). Ребенок прибежал к маме с жалобой на то, что другой ребенок ударил его лопаткой, а мама в ответ, я тебе говорила не отходи от меня, такой ребенок будет бояться мира, бояться за себя постоять, надо сидеть возле мамы (далее мужа или жены) тогда все будет хорошо.

7. После трех лет сепарация. Я есть автономная база! Если до трех лет, мама говорит мы (например, мы поели), это нормально, если позже, то это уже ее травма дает о себе знать и конечно она не даст пройти сепарацию ребенку.

Запросы, говорящие о ранней травме: живу словно не своей жизнью, ощущение «запертости», потеря ощущения Я, отсутствие контакта с телом (тело как придаток к голове), не возможность отсоединить свои переживания от переживаний другого, комплекс слияния, сепарационные конфликты, тревога потерять объект влияния, проблемы с границами и так далее.

Не маловажную роль в процессе психического развития ребенка играет отец и другие близкие люди. Так как они не только влияют на эмоциональный фон матери ребенка, но дают ей поддержку и опору на себя, что очень важно для женщины, особенно в первые месяцы после рождения ребенка. К тому же они являются дополнительным источником получения удовольствия и опоры для ребенка.

Недостаточно осознать раннюю боль, нужно еще и залечить старую рану.

Всегда рада помочь в столь не простом процессе.

Основные травмы детства: что они в себе несут

Спрашивая у психотерапевта, как проработать травмы детства, нужно, прежде всего, понимать, какие из них на что влияют. Давайте рассмотрим распространенные травмы детства, психологию мышления, которую они заложили, и последствия во взрослом возрасте:

Симптомы и проявление травмы

Любые всплески травматических переживаний – нормальные и естественные, поэтому не нужно корить себя за проявление чувств в их адрес. Реакция на негативное событие, которое нанесло урон психике – ожидаемая. Это обычный ответ на необычные обстоятельства.

По каким симптомам можно определить наличие психологической травмы детства?

Психологические признаки:

  • Шоковое состояние, уныние, апатия, безрадостность, подавленность. Это состояние должно тянуться продолжительное время без, казалось бы, явных причин.
  • Беспричинные скачки настроения, от веселости до ярости и раздражения.
  • Чувство вины, стыда. Обвинение себя, поиск причин в себе, которые привели к отрицательным последствиям.
  • Ощущение тревоги, страха. Развивается боязнь несущественного, психологические фобии — страх темноты, тишины, громких звуков, чужих незнакомых людей, большого скопления народа, одиночества.
  • Чувство заброшенности, ненужности, ущербности.

Физиологические симптомы:

  • Ночные страхи, кошмары, бессонница.
  • Повышенное сердцебиение, тахикардия.
  • Появление хронических болей, иногда без существующей на то причины.
  • Утомляемость, постоянная усталость, бессилие.
  • Нарушение внимания и памяти.
  • Мышечные зажимы, напряжение.

Запрет на проявление эмоций

Если ребенок в детстве был подвержен какому-либо насилию, или его ругали, когда он плакал, сильно громко смеялся, грустил, обижался, боялся и т.д., то он начинает неумышленно контролировать и подавлять свои эмоции. В его сознании закладываются установки: «проявлять любые эмоции плохо», «жаловаться плохо», «бояться плохо», «говорить о том, что тебе больно и плохо – тоже плохо».

Вырастая, он перестает чувствовать свой внутренний мир, ему сложно кого-то полюбить, так как есть явное непонимание возникающих эмоций из-за их блокировки. Такой человек теряет радость в жизни, его мало что устраивает, он не может наслаждаться приятными моментами, не видит счастья в простых вещах.

Как результат: эмоциональный холод и отстранение, сложности в построении любых отношений, регулярное переедание и набор лишнего веса на фоне эмоционального голода и связанного с этим стресса. Такие люди пытаются похудеть с диетологом, но у них ничего не получается, так как не проработаны деструктивные установки, не откорректирована детская травма, психология мышления продолжает подчиняться заложенным некогда стереотипам.

Узнать в толпе таких людей можно по следующим признакам:

  • непринятие комплиментов со стороны;
  • умалчивание своих достижений;
  • настороженное отношение ко всем, кто проявляет к ним симпатию и интерес;
  • холодное безучастное выражение лица;
  • отказ посещать развлекательные мероприятия;
  • отсутствие поддержки и слов одобрения в адрес близких и дорогих людей;
  • надменность или странности в поведении, отпугивающие окружающих.

Таких личностей нужно заботливо отогревать, учить их чувствовать эмоции и проявлять их, постепенно насыщать их жизнь разными событиями и впечатлениями, чтобы прокачать эмоциональную сферу. Как только это получится сделать, сразу же решатся многие проблемы в построении отношений и коррекции веса.

Отсутствие опеки или гиперопека в детстве

Если в детстве ребенок был предоставлен сам себе, или наоборот за ним постоянно следовала команда родственников, контролирующая каждый его шаг, то во взрослом возрасте он будет склонен к ожирению или расстройствам пищевого поведения. Такие дети не успевают научиться любить себя, поэтому вступают в зависимость от еды.

При работе с ними диетолог для похудения должен выбрать особый подход:

  • научить любить себя и свое тело;
  • повысить самооценку;
  • дать понять, что решения принимаются только этим человеком, и никто на них влиять не будет;
  • показать выход из зависимости от нарушений пищевого поведения.

Ранее взросление из-за безответственных родителей

Когда ребенок живет в семье, где один или оба родителя находятся в какой-либо зависимости – от алкоголя, наркотиков, азартных игр, работы, то ему приходится рано повзрослеть, ведь нужно во многих вопросах брать ответственность на себя.

Такой малыш с юных лет решает проблемы, которые в силу возраста решать не должен, поэтому из него вырастает гиперответственная и всем сопереживающая личность. Он прекрасно умеет отдавать, но не научился принимать. Ему трудно расслабиться и веселиться, так как жизнь воспринимается им как сложное испытание.

Во взрослой жизни дети с подобным прошлым строят созависимые отношения или становятся заложниками орторексии – зависимости от правильного питания и здорового образа жизни.

Избавиться от такой травмы детства можно только после проработки зон ответственности, ухода от роли жертвы или спасителя, налаживания гармоничных отношений с самим собой.

Детские психологические травмы

Детская психологическая травма – результат интенсивного стрессового воздействия, чрезмерного для возможности защитных механизмов психики ребенка, который проявился при определенных обстоятельствах в их зрелом возрасте.

При травме ребенок теряет ощущение комфорта и безопасности, которые должны окружать его. На смену им приходит чувство страха, бессилия, беспомощности перед неопределенностью и переменчивостью внешнего мира: то, что вчера обеспечивало покой, уверенность, сегодня приносит боль и страдание. Те дети, которые находятся в стрессовой ситуации часто, являются группой риска, они наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.

Травматический опыт не обязательно должен быть физического характера. Главные его критерии – сила и интенсивность, вызывающие эмоциональный отклик в человеке. Чем интенсивнее будет отрицательное влияние события, тем выше возможность травмы.

Но не каждая неприятная ситуация может нанести урон психическому здоровью. Для этого она должна быть значимой, важной для ребенка. Отрицательное влияние ситуации (обстоятельств, людей), подкрепляясь весом и значимостью, и несет угрозу. Их частые повторения способны из здорового ребенка в будущем сделать невротически больного взрослого.

Отсутствие выбора или эмоциональный абьюз

Если ребенку в детстве не позволяют высказывать собственное мнение и делать выбор в простых вопросах, то во взрослой жизни он будет избегать любых конфликтов, не станет отстаивать свои права, чтобы не вызвать недовольство других, будет перекладывать принятие решений на близких. Это еще одни кандидаты на построение созависимых отношений (обычно они берут на себя роль жертвы). Кроме того, такие личности подвержены расстройствам пищевого поведения, в частности, компульсивному перееданию.

Они всегда соглашаются есть с кем-то за компанию, не могут отказать приветливым хозяевам в дегустации всех наготовленных угощений, не в силах удержаться перед любыми пищевыми соблазнами. Их отмазка: решение принимаю не я, а, значит, моей вины в последствиях нет.

Помочь таким людям похудеть легко и быстро можно лишь научив их принимать решения, отстаивать свои границы и мнение, нести ответственность за все поступки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]