Фигура и фон восприятия в гештальт-психологии и гештальттерапии

Понятия фигуры и фона в гештальттерапии играют очень важную, системообразующую и смыслообразующую роль. О фигуре и фоне как восприятии и его особенностях важно понять каждому человеку, который может однажды столкнуться со своей собственной потребностью (шутка:) на самом деле на протяжении одного дня мы тысячи раз формируем фигуры из как-то — более или менее точно — воспринятого фона).

Итак, что же относится к фигуре, а что — к фону?

Пока речь идет об абстрактных понятиях — то, допустим, лист бумаги или светящийся экран становятся фоном, а изображенный на них круг, треугольник — вестимо, фигурой.

Задачка для ума:

Теперь случай чуть сложнее. Человек идет по осенней улице, поскальзывается на кленовом листе, спотыкается, падает в лужу, но еще не поднялся. Что в этой картинке является фигурой, а что — фоном?

На самом деле зависят фигура и фон от восприятия — и только от него. Человек в данный момент может:

1) искать, что послужило причиной падения — и найти кленовый лист. Причина, то есть лист, становится фигурой, улица, осень, лужа, испачканный костюм, свинцовое серое небо, окружающие люди — фоном.

2) обратить внимание на низкую температуру воды в луже (телесное ощущение «холодно!»). В этом случае фигура — ощущение собственного тела, холода, желание как можно быстрее исправить («убрать») это неприятное и опасное для здоровья состояние. Фон — все остальное.

3) разозлиться на лужу и ее неуместное местонахождение. Если бы ее здесь не было — то и проблемы, возможно, — тоже. В результате лужа — фигура, испачканная одежда, лист, улица — фон.

4) искать помощи у окружающих — кто бы помог подняться. Тогда ближайший человек становится «фигурой», а все остальное — фоном.

Заметили, что объединяет все варианты?

Это — потребность.

Фактически, не сама лужа, лист, новый костюм или ближайший человек становятся фигурой или фоном, а человек (субъект) выбирает, что из этого ему сейчас нужнее всего.

Например, это могут быть такие фигуры, как:

— желание получить помощь, — необходимость вернуть телу теплое и сухое состояние, — поиск места, где можно ликвидировать последствия падения, — собственная ответственность (в виде воспоминания о делах, которые ждут дальше, и из-за которых нет возможности сейчас полностью исчерпать проблему), — потребность быть хорошим (красивым, принятым окружающими, отвергнутым), и любые другие.

Фигура и фон в гештальт терапии и в гештальтпсихологии связаны с двумя другими понятиями:

1. Понятием поля (психического поля, организованного наилучшим образом, насколько вообще позволяют условия в данный момент).

2. Понятием процесса формирования и разрушения гештальтов.

Одновременно если фигура — это некая потребность, то фон — это совокупность характеристик поля, не попавших в «фигуру» (не выявленных человеком как актуальная потребность). А это, кроме большой части физической реальности («улица, фонарь, аптека»), еще и огромная часть внутриорганизменной, физиологической реальности (мы не осознаем большую часть времени, как дышим, как сидим, как бьется наше сердце, как урчит в желудке, какие мышцы напряжены, а какие — расслаблены), и еще:

— Актуальные состояния и характеристики себя и среды, НЕ нужные (временно вытесненные как неактуальные),

— Неоконченные дела (см. исследования Блюмы Вольфовны Зейгарник, «эффект Зейгарник»),

— Прошлый опыт, навыки, автоматизмы.

Научная деятельность

Началом карьеры Вольфганга Келера можно считать 1909 год, когда психолог защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Следом профессор отправился в университет Франкфурта. С 1913 года до 1920 Келер проводил исследования по изучению повадок и характера человекообразных обезьян в пределах острова Тенерифе. Отправился психолог на остров по предложению Прусской Академии наук. Спустя полгода после того, как профессор обосновался на Канарских островах, началась Первая мировая война. Келер утверждал, что вернуться в Германию для него пока не представляется возможным, в то время как некоторые его коллеги-немцы без проблем вернулись на родину.

Это натолкнуло одного из коллег на предположение о том, что психолог Вольфганг Келер занимается шпионажем в пользу Германии, а исследовательские работы — лишь прикрытие. Как доказательство был использован тот факт, что профессор прятал на чердаке у себя дома радиопередатчик. Наличие такого аппарата Келер оправдывал тем, что посредством него он передавал сведения о движении судов союзников. Других доказательств в пользу теории найдено не было, и впоследствии она была полностью опровергнута. Результаты работы психолог отразил в своем труде «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», изданном в 1917 году. Второе издание увидело свет в 1924 году, труды были переведены на английский и французский. Никто не знает, что там происходило на самом деле, но факт остается фактом: Вольфганг Келер провел на острове Тенерифе 7 долгих лет, изучая интеллект обезьян. Подтверждением этому является выпущенная книга. Однако вопрос, кто такой Вольфганг Келер, шпион или ученый, так и оставался открытым.

Что такое гештальт?

Понятие «гештальт» происходит из немецкого языка и не имеет прямого эквивалента в русском языке. Оно означает, что вещи размещены или собраны вместе, в целом (целостный образ). В психологии гештальт описывается, как шаблон или конфигурация. В этом контексте гештальт охватывает человеческий разум и поведение человека в целом.

Первые работы по теории гештальта были сфокусированы на восприятии с особым акцентом на формирование визуального восприятия, называемого иллюзией.

Гештальт-теория сыграла свою роль в областях психологии, которые стремятся лучше понять мозг и объяснить социальное поведение. Многие из основных понятий гештальт-психологии трудно определить и оценить экспериментально.

Не смотря на критику теории, гештальт-психология оказала серьезное влияние на психологию в целом.

Личная жизнь

В середине двадцатых годов Вольфганг Келер столкнулся с серьезными семейными проблемами. Профессор развелся со своей женой и предпочел молодую студентку из Швеции. Бывшую жену такое положение вещей привело в ярость, и Вольфганг был лишен всякого контакта со своими детьми, коих у него было четверо. Такая непростая ситуация оставила след на здоровье психолога, у него начали дрожать руки, особенно сильно в периоды волнения. Работники лаборатории, в которой трудился Келер, каждое утро определяли его настроение именно по рукам.

Международное признание

В 1925-1926 учебном году профессор читал курс лекций в Гарварде и университете Кларка. Интересным фактом является тот момент, что, помимо своих лекций, Келер обучал студентов танго.

Поистине мировое имя профессор получил после серии масштабных исследований и экспериментов, которые были направлены на изучение восприятия окружающего и интеллекта шимпанзе. После этого Келер был назначен директором Института психологии, который действует при университете в Берлине. Как раз в этом месте профессор исследовал теорию гештальта и уже в 1929 году выпустил в свет манифест гештальтпсихологии — книгу, которая наиболее полно отражала взгляды нового направления. Его соавторами были К. Коффка, М. Вертгеймер. Важный этап в карьере Келера – 1938 год, когда в свет вышел труд под названием «Роль ценностей в мире фактов».

Возвращение домой

Только в 1920 году Келер вернулся в Германию и в 1922 году получил должность профессора психологии, на которой проработал вплоть до 1935 года. Такая престижная должность досталась психологу за его заслуги, а именно за публикацию книги «Физические гештальты в покое и в стационарном состоянии». Непростое положение в стране вынудило Вольфганга подать в отставку в 1935 году. Нацисты начали активно вмешиваться в университетские дела и исследования. Именно поэтому Келер был вынужден подать в отставку и переехать жить в Америку.

Закат карьеры

Покинул родную страну немецкий психолог Вольфганг Келер в 1935 году, поспособствовал эмиграции конфликт профессора с новым режимом. Началось все с того, что профессор на одной из своих лекций открыто критиковал фашистское правительство, после чего в аудиторию ворвалась группа нацистов. Но и на этом критика режима Келером не закончилась. Позднее профессор написал письмо в берлинскую газету, где возмущался несправедливостью изгнания из немецких университетов профессоров-евреев. После того как письмо было опубликовано в газете, Келер ожидал, что уже вечером к нему нагрянут гестаповцы, однако расправы так и не последовало и профессору дали возможность покинуть страну без шума. После эмиграции в Штаты Келер устроился преподавателем в колледж Пенсильвании и даже написал несколько работ.

К 1955 году Вольфганг обосновался в Институте перспективных исследований в Соединенных Штатах. Кропотливая работа и многочисленные исследования помогли ему через три года стать профессором психологии в Дартмутском колледже. Уже в 1956 году Келер был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской ассоциации психологов и вскоре был избран президентом данной организации.

Кто основал гештальт-терапию?

Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз, отправился во Франкфурт, чтобы стать помощником Курта Гольдштейна в Институте, изучающем солдат с повреждением мозга. Гольдштейн был исследователем теории гештальта.

Перлз увлекся некоторыми фрейдистскими теориями и методами и попытался развить свою систему психотерапии. Он попал под влияние многих психологов, психоаналитиков и экзистенциальных философов, прямо или косвенно изучавших принципы гештальта и гештальт-терапии.

В институте изучения солдат с повреждением мозга он встретил свою жену Лору Перлз, которая также изучала гештальт-терапию. Целью гештальт-терапии было помочь пациентам осознать основные внутренние и внешние ощущения, чтобы лучше реагировать на ситуации.

Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на «здесь и сейчас», а не на прошлом опыте. Как только клиенты смогут в полной мере ощутить настоящее, им будет легче противостоять прошлым конфликтам или, как их называл Перлз, неполным (незакрытым) гештальтам.

Теории Келера

Как мы уже знаем, начинал свой путь Келер с экспериментальных исследований интеллектуальных способностей и поведенческих характеристик шимпанзе. Именно эта исследовательская работа привела психолога к одному из его самых значимых открытий. Это инсайт, или озарение.

Профессор создавал определенные ситуации, в которых шимпанзе для достижения цели должны были решать стоящие перед ними проблемы и искать обходные пути. Действия животных получили название двухфазных, потому что состояли из двух конкретных составляющих. К примеру, первое действие шимпанзе – при помощи одного предмета заполучить другой, который как раз и помог бы животному решить стоящую перед ним проблему. Самый простой пример следующий: обезьяна при помощи маленькой палки, которая лежит в клетке, должна получить длинную, которая лежит чуть дальше. Это первое действие, совершенное животным для достижения цели. Следующий шаг – использовать полученное орудия для достижения первоочередной цели. Такой целью был банан, который находился достаточно далеко от шимпанзе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]