В своем глазу бревна не заметит, а в чужом – соломинку увидит. Это простонародное выражение часто можно услышать о ком-то в разговоре. Оно как нельзя лучше характеризует феномен фундаментальной ошибки атрибуции.
Центральная фигура в этом феномене – человек, который эту ошибку допускает. Он строго судит другого за его оплошность, тогда как сам допускает точно такую же. Но, как часто бывает, себя он оправдывает тем, что оказался жертвой обстоятельств, а вот оппонента, наоборот, обвиняет.
Для наглядности представим себе двух коллег, один из которых подходит к начальнику и просит завтра дать ему отгул. Начальник отвечает, что не может завтра его отпустить, так как его коллега отпросился раньше. Что же ответит на это сотрудник? Конечно, что он «давно просил и у него причина уважительная, и вообще он отгулы не брал в этом году, не то что этот Иванов»… Интересно, что у того самого Иванова на его месте были бы очень похожие аргументы.
Причина всему – фундаментальная ошибка атрибуции, то есть в наша склонность оправдывать и обелять себя, считая причиной ошибок только внешние обстоятельства. Вместе с этим, критиковать окружающих за те же недостатки, считая их причиной лень, невнимательность и другие отрицательные качества.
Впервые этот феномен описали в 1968 году классики психологии Эдвард Джонс (Edward Jones) и Виктор Харрис (Victor Harris) из Университета Дьюка. Они провели эксперимент, в котором просили участников оценить эссе, написанные о деятельности Фиделя Кастро. В ходе эксперимента оказалось, что личная антипатия к кубинскому лидеру перевешивает все разумные доводы, и участники негативно отзывались обо всех авторах, которые оправдывают политику Кастро. Возможно, это произошло потому, что на тот момент именно политика Фиделя Кастро считалась причиной разрыва американо-кубинских отношений.
Яркий пример фундаментальной ошибки атрибуции встречается в популярном сегодня произведении Дмитрия Глуховского “Текст”. Главный герой произведения — студент Илья Горюнов осуждает лейтенанта милиции Петра Хазина за то, что тот отдыхает на курортах, шикует и живет красиво на деньги, заработанные нечестным трудом. По сюжету романа, Илье довелось получить в руки телефон своего, уже покойного, обидчика, а значит и доступ ко всем его связям и возможностям. Постепенно, студент забывает о том, как это плохо и нечестно — продавать конфискованные вещи ради собственной наживы, и делает тоже самое, выдавая себя за бывшего обидчика. Конечно, можно осудить главного героя романа за то, что он не верен своим убеждениям, но если задуматься, все мы хотя бы раз в жизни совершали такую ошибку. Ведь эмоциональная природа человека такова: вовлекаясь в событийный контекст своей жизни, он уже не может быть беспристрастным в оценке самого себя и своих поступков. Так что же нам делать и как избежать искажений восприятия?
Зная о таком феномене, как фундаментальная ошибка атрибуции, можно делать несколько простых шагов перед тем, как судить о поступках других (если не получается вообще отказаться от осуждения):
- Прояснить контекст ситуации, в которую попал человек: это поможет лучше понять причины его поведения, и отсрочит вашу негативно окрашенную эмоциональную реакцию.
- Отказаться от обсуждения с другими людьми, или личных обвинений в адрес человека.
- Вспомнить подобные ситуации в вашей жизни, выбрать самую яркую из них.
- Вновь эмоционально погрузится в тот период жизни.
- Возможно, сказать слова поддержки человеку, которого хотели осудить, ведь теперь вы понимаете его гораздо лучше.
КУРС
КУРС
КУРС
§ 1.4.3. Ошибки каузальной атрибуции
Существуют определенные области исследования, в которых процессы атрибуции играют решающую роль. Одной из таких областей является двухфакторная теория эмоций Шехтера. Согласно Шехтеру, фактические или только имитируемые состояния эмоционального возбуждения, чтобы быть воспринятыми как специфические эмоции, нуждаются в когнитивной интерпретации. Так, испытуемые мужского пола в эксперименте Валинса (1966) считали более привлекательными те изображения молодых женщин, при предъявлении которых у них имитировалось ускоренное или замедленное сердцебиение. Эффект сохранялся, даже если перед окончательной оценкой сообщалось об имитации ( Цит. по: Хекхаузен, Т., с. 69). Таким образом, ясно, что когнитивное объяснение причин является частью процесса мотивации, оказывая решающее влияние на наше поведение. Так же, как мы усваиваем определенные правила поведения, мы знакомимся и с отдельными причинно-следственными связями, которые впоследствии можем использовать, не раздумывая. Келли называет эти связи культурно-обусловленными каузальными схемами. Принципы атрибуции предполагают рассудочного наблюдателя. Но с другой стороны, каузальные атрибуции не всегда бывают обоснованными. Могут быть допущены определенные искажения. Одно из таких искажений возникает из-за тенденции к упрощению. Другое искажение связано с явлением, которое психологи называют эффектом броскости. Это тенденция придавать большее значение тем факторам, которые более других бросаются в глаза и обращают на себя внимание (например, плохие новости). Кроме того, существует атрибуционное искажение, которое встречается так часто и имеет столь важные последствия, что его назвали фундаментальной ошибкой атрибуции (л. Росс). При наблюдении поведения и попытке понять, чем оно вызвано, наши суждения могут подвергаться взаимосвязанным искажениям двух видов. Если причина поведения не очевидна, то мы склонны к переоценке роли диспозиционных факторов и недооценке ситуационных. Для американской культуры характерен культ эго, в рамках которого особое внимание уделяется индивидуальной инициативе и личной ответственности за успехи и неудачи, прегрешения и проступки. Существует тенденция в большей степени видеть человека в ситуации, чем ситуацию, которая делает человека таким. На самом деле человеческое поведение зависит от ситуативных переменных гораздо сильнее, чем мы считаем. Мы переоцениваем силу своего характера, пишут Филип Зимбардо и Майкл Ляйппе в своей книге «Социальное влияние». Это же подтверждается многими экспериментальными данными и таким явлением, как перенос вины на потерпевшего. Представляется возможным использовать эту закономерность при психотерапии. Наблюдается также ошибка атрибуции, связанная с суммацией возбуждения от различных источников, когда результат приписывается последнему источнику. Например, эксперимент Зиллмана и Брайана по исследованию влияния возбуждения на реакцию испытуемых на оскорбление. Группа испытуемых, которая до оскорбительных замечаний помощника экспериментатора занималась физическими упражнениями, показала более сильное выражение гнева в ответ на оскорбления, чем группа, которая занималась релаксацией. Е. П. Ильин выделяет также такие ошибки атрибуции, как ошибка ложного согласия, когда человек отталкивается в приписывании причин от своего поведения; ошибка иллюзорных корреляций, которая возникает из-за использования априорной информации о причинных связях. Ошибки иллюзорной корреляции могут быть связаны с опытом, с профессией, воспитанием, возрастом. Также существуют индивидуальные различия в стиле атрибуции. Исследования показали, что одни люди более склонны к личностно-психологическим объяснениям, другие — к ситуационным.
Вперед |
Описание
Фундаментальная ошибка атрибуции – это понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции, то есть склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними обстоятельствами.
Иными словами, это наша склонность судить других людей иначе, чем себя.
Например, когда наш знакомый получает высокую должность, мы думаем, что это благоприятное стечение обстоятельств, или ему просто повезло – он оказался в нужное время в нужном месте. Когда же нас самих повышают в должности, мы твердо убеждены, что это результат долгой, упорной и кропотливой работы, но никак не случая.
Говоря еще проще, фундаментальная ошибка атрибуции выражается следующим рассуждением: «Я злюсь, потому что так складываются обстоятельства, а мой сосед злится, потому что он злой человек».
Рассмотрим еще один пример. Когда наш сокурсник блестяще сдал экзамен, мы объясняем это тем, что «он всю ночь не спал и зубрил материал» или «ему просто повезло с экзаменационным билетом». Если же мы сами сдали экзамен на отлично, то мы уверены, что это произошло по причине хорошего знания предмета, и вообще – высоких умственных способностей.
Фундаментальная ошибка атрибуции: почему вы делаете плохой выбор в жизни
Автор: Нир Эйял
Как-то раз я оказался в битком набитом зале кинотеатра. Два года пришлось ждать сиквела этого фильма, поэтому я запасся попкорном и диетической газировкой на три часа вперёд. К моменту, когда милая леди ворвалась в зал, минула как раз первая пятнадцатиминутка, герой и злодей только-только впервые встретились лицом к лицу. Пытаясь просочиться на своё место, девушка неловко пробирается между рядами передо мной, блокируя лучшую часть фильма. «Какой грубый и бесцеремонный человек!» — думаю я про себя, пытаясь разглядеть хотя бы часть экрана.
Через неделю я тороплюсь на другой фильм, который запланировал посмотреть с друзьями. Ливень, пробки. Надеюсь успеть хотя бы к началу вступления, но когда наконец добираюсь до кинозала (насквозь мокрый, стоит заметить), фильм уже начался. Я должен включить фонарик на своем телефоне, чтобы найти свое место и случайно наступить на несколько ног сидящих зрителей. Слышится недовольное сопение и громкие вздохи. Понятно, что эти люди думают обо мне.
«Но это не моя вина! Шел дождь, пробки сумасшедшие!» — думаю я про себя, усаживаясь на место — «обычно я никогда не опаздываю».
И снова – фундаментальная ошибка атрибуции.
«Фундаментальная ошибка атрибуции» — это наша предвзятость, когда мы судим людей иначе, чем себя.
Фундаментальная ошибка атрибуции: почему вы делаете плохой выбор жизни
Этот когнитивный уклон принимает несколько форм. Первый происходит, когда дела идут плохо. В таком случае мы склонны полагать, что все произошло из-за обстоятельств вне нашего контроля. Однако, когда другие терпят неудачу, мы склонны думать, что это результат плохого выбора, или этот кто-то — плохой человек.
Например, я считал, что опоздание на фильм связано с погодой, и я не мог это контролировать. Тем не менее, в случае с опоздавшей зрительницей я подобного не допускал. Я предположил, что она была грубым человеком, несмотря на то, что понятия не имел, что могло заставить ее опоздать.
Слева: Когда кто-то облажался: Буу. Ты козёл! Справа: Когда ты облажался: Ну, это была не моя вина… шёл дождь, пробки, будильник прозвенел слишком поздно, Apple внезапно обновила мой телефон посреди ночи…
Второй тип фундаментальной ошибки атрибуции возникает, когда все идет хорошо. Когда мы добиваемся успеха, то склонны полагать, что это является результатом нашего таланта и упорного труда. Это может быть и правдой, однако, когда другие преуспевают, наши предвзятости, как правило, заставляют нас думать, что этому человеку везет или он каким-то образом получил привилегию. Друг по колледжу помог ему стать большой шишкой в Голливуде, а может всё дело в приятеле, знакомом в свою очередь с гендиректором компании из списка Fortune 500.
Слева: я гениальна, спасибо! Справа: пффф… ей просто повезло!
Почему наши суждения таковы?
Почему же мы склонны оправдывать и превозносить себя, не делая того же самого в отношении других?
Во-первых, трудно ясно видеть вещи, когда у нас нет всей информации. Наш взгляд ограничен миром вокруг нас. Что видим – то, как правило, и считаем причиной проблемы. Общая картина от нас скрыта. Когда дело доходит до наших собственных ошибок, мы полностью осознаем факторы, находящиеся вне нашего контроля, поэтому понимаем контекст проблемы.
С другой стороны, приписывание успехов нашей уникальности повышает внутреннюю уверенность, заставляет нас чувствовать себя хорошо и улучшает репутацию среди окружающих людей.
Оказывается, повышение доверия может принести нам пользу и даже служить эволюционной целью. Исследователи полагают, что это может помочь нам взять на себя дополнительный разумный риск, поскольку мы меняем понимание того, на что способны.
К примеру, исследование выпускников колледжей, начинающих карьеру, установило, что те, кто уверен в своей уникальности скорее находят работу, чем выпускники, которые склонны обвинять себя в неудачах. Исследователи считают, что студенты, которые смотрели на вещи более эгоистично, были более мотивированными и оптимистичными в отношении своего будущего.
Перестать ошибаться
Хотя фундаментальная ошибка атрибуции имеет некоторые преимущества, она также оборачивается недостатками, когда дело доходит до оценки окружающих. Осознание этой проблемы может помочь нам решить её. Есть два способа:
- Признайте роль случайности
Попробуйте представить сколько всего должно было совпасть, чтобы привести вас к чтению этого текста. Через 13,8 миллиарда лет после Большого взрыва, среди миллиардов планет, плавающих в черной бездне пространства, среди бесчисленных галактик, через два миллиона лет человеческой эволюции один сперматозоид попал в яйцеклетку, которые в результате превратились в вас. Шансы выиграть эту космическую лотерею – поразительно ничтожны. И самое главное, вы не имели к этому никакого отношения.
Вы также живёте в самом безопасном, здоровом, наиболее образованном, наиболее справедливом времени в истории человечества. Конечно, вещи далеки от совершенства и в современном мире, но для среднего человека жизнь теперь намного лучше, чем ранее.
Мысль о том, сколько независящих от нас вещей должно было произойти, чтобы мы стали теми, кем стали, может помочь нам почувствовать себя более благодарными и напоминает нам о том, как нам повезло.
- Развивайте эмпатию
Исследования показывают, что мы с большей вероятностью будем подвержены фундаментальной ошибке атрибуции, когда принимаем быстрые решения насчёт других. В следующий раз, когда вы обнаружите, что критикуете чужое поведение, попробуйте рассмотреть ситуацию с эмпатией.
Практика эмпатии, сочувствия, уменьшает фундаментальную ошибку атрибуции. Исследователи считают, что перенос себя на место «виноватого» человека делает нас более добрыми и менее субъективными.
Например, человек, который не пропустил вас на дороге, возможно, спешит по действительно неотложным делам: его жена, скажем, рожает. Конечно, вы никогда не узнаете, что происходит на самом деле, но почему бы не допустить подобное? Ваш гнев не изменит ситуацию и только вызовет чрезмерный стресс.
Прежде чем судить на скорую руку, попробуйте придумать альтернативную историю, почему кто-то может вести себя определенным образом. Неважно, если история получится немного странной, вы, скорее всего, найдете сценарий, в котором можете представить и себя.
Просто люди
Люди, похоже, весьма склонны к фундаментальной ошибке атрибуции. Она помогла нашему выживанию, поддерживая нашу уверенность в себе. Однако в современном обществе этот когнитивный уклон может навредить нам и другим людям больше, чем принести пользы. Это может заставить нас потерять самоконтроль и в результате приобрести больше неприятностей из-за последствий нашего гнева.
Однако это предубеждение не является необратимым. Есть способы, с помощью которых мы можем бороться с этой проблемой и жить более счастливой жизнью. В следующий раз, когда вы поймете, что теряете терпение, вспомните, что вокруг вас такие же люди, как и вы. Поставьте себя на их место, даже если это потребует немного усилий. Ведь всем от этого станет только лучше.
Оригинал: Nirandfar
Каузальная атрибуция и ее ошибки
Каузальная атрибуция – это уникальный феномен в психологии, который характеризует восприятие человеком эмоций, причин и мотивов определенного поведения другого человека. Если вы не владеете достаточным количеством информации о человеке или о ситуации, в которой он находится, то возникает неверное толкование происходящего. Такой феномен восприятия, как правило, основан на приписывании некоторых несуществующих характеристик, особенностей и так далее.
Теория атрибуции
Каузальная атрибуция впервые была исследована в середине 20-го века социальными психологами Ли Россом и Фрицем Хайдером. В дальнейшем этот феномен отношений между людьми был отражен в теории атрибуции. Исследователи пытались объяснить рядовым гражданам логику развития некоторых событий и их собственного поведения. Каузальная атрибуция в психологии объясняет, как люди истолковывают для себя поведение других людей, и что из этого следует. В точном переводе это понятие звучит так: «causa» – «причина», «atributio» – «наделение», «придание».
Способности к каузальной атрибуции
Очень важно понимать, что различные индивиды могут вести себя аналогично, но при этом их действия могут направляться совершенно разными мотивами. А иногда одни и те же мотивы индивиды реализуют совершено по-разному. Это обусловлено не только различием условий, но и различным внутренним потенциалом. Поэтому, анализируя тот или иной поступок индивида, необходимо учитывать специфику его потребностей, особенности характера, темперамента и так далее. Также имеют значение внешние ситуационные причины. Разумеется, в первую очередь нужно сопоставлять активное и реактивное начала в поведении других людей. Ведь наши отношения с другими людьми основаны на наших ожиданиях, и наоборот, отношения сформированы на том, что мы ожидаем. Чтобы не возникало мнение об изначальной враждебности индивида, нужно стараться вникнуть в его внутренний мир и понимать, что, в принципе, он такой же, как и мы, и вряд ли он умышлено стремится навредить нам.
Суть каузальной атрибуции
Психическая проекция – это придание важности любым проявлениям активности другого индивида. В основном такая каузальная атрибуция основывается на сочетании внешнего вида человека и образа поведения, наложенного нами на него.
Критерии оценки поведения индивида
Каузальная атрибуция нуждается в критериях, что изначально придает ей характер категоризации и идентификации. Ведь нам известны черты поведения многих людей в самых разнообразных ситуациях и в сочетании с информацией об их индивидуально личностных особенностях. В целом каузальная атрибуция оценивает поведение индивида путем построения модели его внутреннего мира и основываясь на особенности его характера. При этом многократно соотносится то, что видимо, с тем, что представляется нам мысленно.
Объективность оценки поведения
Чтобы не допустить ошибки каузальной атрибуции, необходимо быть предельно объективным, то есть очень значимо соотносить себя на месте другого в нравственном плане. Но в некоторых случаях это может мешать определить истинные мотивы его поведения. Например, то, что мы сделали умышленно, другой человек может сделать случайно или по незнанию. Следовательно, один человек может совершать зло в силу своей враждебности, а другой — под влиянием эмоций. Каузальная атрибуция в теории изначально изучалась в рамках социальной психологии. Сейчас ее применяют во многих сферах психологии: педагогической, возрастной, спортивной и пр.