Меня обманывать не нужно, я сам обманываться рад». Как часто мы слышим эту фразу? Настолько часто, что она уже не режет нам слух и даже воспринимается обыденно. Действительно, практически ежедневно, в своей жизни, мы сталкиваемся с обманом.
Он многолик, умеет хорошо маскироваться, и даже позиционирует себя, при этом, как благодетель. А что же честность? Какой глубинный смысл она несет в себе, или в нашей жизни, она уже не в почете? И сразу приходят на ум великие слова великого поэта:
«досадно мне, что слово честь — забыто, и что в чести наветы за глаза». Так говорил Высоцкий, и, несомненно, был прав во многом.
Зачем HR-специалисту быть открытым с сотрудниками?
Доверительная атмосфера, прежде всего, мотивирует самих сотрудников общаться с HR-специалистом. Рассмотрим преимущества открытости в компании.
Большая вовлеченность
Атмосфера открытости делает вас своего рода «другом на работе», с которым можно честно и откровенно обсудить текущие дела и проблемные рабочие моменты. Так вы находитесь всегда в курсе настроений сотрудников, а сами сотрудники получают необходимую поддержку и вовлекаются в корпоративную жизнь компании: кофе-брейки, неформальные митинги, общение в чате компании. С другой стороны, они становятся более открытыми в коммуникациях, охотнее принимают конструктивную обратную связь и быстрее реагируют на важную официальную информацию.
Отсутствие ощущения «камня за пазухой»
Если на рабочем месте вы четко разграничиваете людей на менеджеров и подчиненных, то будьте готовы к тому, что это может порождать различные слухи и недопонимания. Не имея доверительной коммуникации с менеджерами, сотрудники часто занимают оборонительную позицию, более негативно воспринимают фидбек и вообще ощущают себя нестабильно в компании. Особенно это ощущение актуально в кризисное время, когда во многих компаниях сокращают персонал. Они чаще обсуждают и осуждают управленческие решения, потому что боятся открыто высказывать свое мнение из-за страха увольнения.
Поэтому официальные заявления и общие митинги не должны быть единственной ниточкой коммуникации между СЕО, HR и командой. Обсуждайте цели компании, рассказывайте, чем вызвано то или иное решение, особенно кардинальное. Только открытость и диалог способны выстроить безопасные и доверительные отношения.
Увеличение продуктивности сотрудников
Очевидно, что сотрудник, который вовлечен в корпоративную культуру компании и может спокойно высказывать свою точку зрения, является более продуктивным:
- он больше ориентирован на цели компании, поскольку понимает их необходимость;
- у него нет времени на конфликты, потому что в атмосфере открытости они быстро разрешаются;
- он может предлагать идеи и не боится делать это, ведь в его команде есть место только конструктивной критике;
- он может честно сказать о наличии проблем в личной жизни или надвигающемся профессиональном выгорании и вовремя запросить отпуск, который без проблем заапрувят;
- он делает те задачи, которые ему нравятся, потому что не боится об этом говорить;
- он чаще склонен обучаться, поскольку может открыто сказать руководству о своем желании развиваться.
Такие сотрудники с большей вероятностью смогут достичь профессиональных целей, а значит и целей бизнеса.
Искренность и честность – всегда ли так положительны?
В детстве людей воспитывают на добрых сказках, где честность побеждает ложь, а правдивый Иванушка борется с интриганом Кощеем. О силе искренности рассказывают в школе, приводя в пример сентиментальные истории из русской и зарубежной литературы. Но дети растут. Мир становится жесток.
Искренность убита равнодушием, а ложь соскальзывает с губ в автоматическом режиме. Человек учится тонкому искусству утаивания, недоговаривания, обмана во благо человечества. Честность, недостижимая высота нравственности, все отдаляется и становится запредельной чертой, набирает цену. Печально звучит.
Но так ли плох расклад? Всегда ли честность и искренность положительны?
Искренность и честность: различия
Такие похожие, но разные понятие. В чем отличие?
Честность – это правдивая передача фактических данных. Искренность – гармония слов, действий и внутренних ощущений.
Представьте ситуацию. Молодой человек изменил любимой девушке. О проступке узнала его бывшая обиженная пассия, быстренько собрала компромат и отправилась рушить чужие отношения, прикрывшись благими намерениями.
Она описала ситуацию предельно честно и детально, показала фото, поделилась своей историей расставания. Девушки поплакали, посетовали, что все мужики ко… На том и разошлись.
История правдива, но каков умысел? Вероятно, что под благими намерениями скрывалось не спасение несчастной девушки, а месть бывшему парню. В честном признании не было искренности.
Часто люди не осознают причин собственного поведения. Совершая поступок, они руководствуются мыслями, противоречащими действительности. Современный человек настолько погряз во лжи, что не может себе признаться в истинных мотивах действий. Так запускается механизм саморазрушения.
Мифы
Честность и искренность в сознании людей вызывают неописуемый диссонанс. С одной стороны стоит железобетонная мораль, которая воспевает силу, значимость и красоту этих качеств. С другой давит желание сытой жизни, которому противоречит честность. Из противоречий рождаются крайности, а из крайностей вытекают мифы.
Искренний = наивный
Наивность – качество почти презираемое среди людей. Оно считается признаком молодости, неопытности, незрелости. Наивный человек чист, он еще не успел погрузиться в пучину несправедливости и жестокости. Он открыт, ложь «во благо» ему еще не нужна. Такие персонажи встречаются часто. Но среди искренних людей есть те, кто пришел к этому осознанно, отказавшись от самообмана.
Ложь мировая начинается с вранья самому себе. Оно приводит внутренний мир в диссонанс. Установить честный диалог с внутренним «Я» — первый шаг на пути открытости миру. Для этого необязательно закрывать глаза на несправедливость, обман, людские пороки, забывать человеческие грехи и коварную натуру. Осознание этого не уходит с приходом гармонии. Меняется отношение, а не видение.
Честность – качество дураков
Говорить правду невыгодно. В мире платят за ложь. 80% денег сосредоточено в руках 20% искусных лгунов. Чем честнее человек, тем меньше у него шансов занять выгодную позицию в обществе.
По распространенному мнению, такой человек – глупец. Но выбранный образ жизни не зависит от умственных способностей, интеллекта, образования.
Разве глупы буддийские ламы, индийские мудрецы–отшельники и прочие аскеты?
Честность всегда добродетельна
Правда используется людьми для получения выгоды. Честный рассказ о конкуренте – не более чем уловка и попытка скрыть собственные грехи. Иногда правда оказывается груба и разрушительна.
Принципиально честный человек не рассчитывает тяжести сказанных слов, обрушая водопад неприятностей на голову слушателя. Его не волнует, к каким последствиям приведет правда. Он не заботится о чужих чувствах.
Он честен, потому что это основа морали и нравственности, вбитая в голову железными скобами воспитания. О добродетели в таком случае речи не идет.
Плюсы честности и искренности
Несмотря на подозрительное отношение к честности и открытости со стороны людей, у нее есть свои плюсы.
Быть самим собой
Честному человеку не нужны маски. Он не играет, а живет. Да, такие люди не вертятся в высших кругах, не сколачивают состояние, не выстраивают великолепную карьеру. Они находят место, где их труд нужен без обмана и наигранности. Заводят семью, детей и идут к счастью доступным им путем, вызывая зависть окружающих.
Способ выделится
Честный человек – это редкость. На земле миллионы красавиц, сотни тысяч владельцев крутых тачек, тысячи обладателей шикарных пентхаусов и замков, а честных людей единицы.
Позитивное отношение к миру
Искренность и честность – это образ жизни. Когда два этих качества соединяются в одном человеке, рождается гармоничная личность. Внутренняя умиротворенность приводит к довольству и позитивному взгляду на жизнь.
Психологическое здоровье
Ложь – главная причина неврозов. Чем чаще человек говорит неправду, тем сильнее он боится разоблачения. Он постоянно контролирует себя, проверяет, сверяет, подозревает. Ему кажется, что ложь уже раскрылась, что окружающие смеются за спиной над стыдной правдой. Честный человек застрахован от подобных расстройств, он не страдает подозрительностью, не выверяет каждый шаг и наслаждается жизнью.
Минусы честности и искренности
Отрицательных сторон у честности оказалось меньше:
Честных людей чаще обманывают
Такая закономерность действует на молодых и неопытных. Обманутые юноши и девушки со временем теряют открытость. Чужая ложь пробуждает сопротивление. На подсознательном уровне формируется установка: честность – причина проблем.
Обманутый человек уходит в себя, становится закрытым, учится врать. Общество получает еще одного носителя лжи «во благо».
Искреннего человека легче обидеть
Искренность идет вместе с открытостью. Такие люди подпускают других слишком близко. Полученный удар приносит боль и страдания.
Это обычный сценарий первой любви, когда юношеская психика не готова к подобным потрясениям. Итог — слезы, депрессии, уход в учебу/спорт/хобби.
В большинстве случаев искренность исчезает вместе с первыми чувствами. Такой сценарий не редкость и в семье, и в дружеских отношениях.
Честность – ноша для сильных
Человеку открытому, честному и искреннему тяжело смотреть на людскую жестокость, обман и грубость. Мягким людям приходится тяжелее всего. На них проще давить, легче использовать. Они теряются под напором грубости, переживают из-за несправедливости. Ломаются под напором общественных нравов.
Когда важна честность?
Правда, утаивание или ложь – сложный выбор. Современный мир – это вселенная эгоцентрика. Что это за существо такое непонятное? Эгоцентрик – человек, зависящий от мнения окружающих. Он строит модель поведения так, чтобы выглядеть значимым в глазах других людей. Это актер. Он надевает на лицо маску счастливого семьянина, довольного жизнью человека, добропорядочного гражданина.
Главное правило: контроль. Эгоцентрик следит за словами и поступками, тщательно вымеряет детали образа. Он контролирует ладный ход выдуманной истории, неважно придуманная она или приукрашенная. Таких людей в мире более 70%. Кто не усвоил правила игры в детстве, учится на собственных ошибках в юношестве. Эта модель общепринята, закреплена и одобрена для всеобщего удобства.
Но так ли она хороша на самом деле?
Честность в любви
Искренняя первая любовь остается в прошлом тяжелым воспоминанием. После череды проб и ошибок, человек выбирает партнера.
Он делает все, чтобы понравится, привлечь внимание, показать себя с лучшей стороны – играет роль, обрекая отношения на провал. А почему? Нет искренности. Поддерживать маску при близком общении долго не получится.
Она спадет при первых же трудностях. Частая ситуация: выходила замуж за одного, а развелась с другим человеком.
Утаивание становится причиной ссор. Эгоцентрический страх не дает поговорить о личном и сокровенном, признаться в проблеме, приводит к неожиданным конфликтам.
Мужчина, вынужденный играть роль сильного плеча и каменной стены, вряд ли признается, что мечтает о женской, почти материнской ласке и нежности. Молодая девушка тоже никогда не сознается в мешающих отношениям комплексах.
А ведь иногда достаточно поговорить, сказать о желаниях или проблемах, чтобы избежать ссоры и непонимания.
Представьте Машу, которая с детства стесняется надуманной полноты. Ее муж доволен фигурой жены, но та упорно одевает мешковатые вещи, за которыми прячет выдуманные складочки. Она закрывается во время любовных ласк, сидит на диетах.
Машу ранит, когда муж оглядывается на стильных красивых женщин, желая стянуть с жены очередной балахон. Вместо того, чтобы поговорить, молодые супруги живут наедине со своими желаниями и переживаниями, накапливая опасения и неудовлетворенность.
Брак приближается к распаду.
Искренность и семейные узы
Обман начинается с детства. Родители любят врать, оправданно и нет. Дети кажутся маленькими и несмышлеными, но они копируют поведение взрослых. От них ребенок узнает, что такое ложь и несет ее в жизнь.
Непосредственные порывы: радость, смех, веселье, слезы прерываются взрослыми наставлениями о неуместности эмоций. Осознав, что поведение неприятно взрослым, дети меняют тактику.
Они стремятся понравиться, получить любовь и одобрение взрослых, и с детских лет теряют искренность, забывают про честность.
Обычная семейная драма. Маленький Виталик с детства чувствует, что мама им недовольна. Что бы он ни сделал, в ответ раздаются поучения и ругань. Виталик знает одно: маме нравится, когда он рассказывает стихи на людях.
Понимая это, он начинает использовать знание, чтобы добиться любви ближнего человека. Стихи он не любит, а мамины подруги ему не нравятся. Когда Виталик вырастет, стихи заменятся пятерками по математике, а потом физфаком в государственном университете.
Мальчик мечтал стать художником, но всю жизнь он будет прятать свое «Я» и лгать окружающим ради одобрительных улыбок.
Честность и деловые связи
От выбора профессии зависит, насколько честным сможет быть человек. В этой сфере жизни искренность четко регламентирована, загнана в рамки и нормы.
Чем выше поднимается человек, тем меньше открытости он себе позволяет. Деловые отношения создают дистанцию, ограничивают круг обсуждаемых вопросов.
Представьте честного Васю, который на встрече решился сказать инвестору, что проект его компании – это подстава и денег не стоит. Открыто, смело, решительно. И вот безработный смельчак переезжает жить к маме. На карьере поставлен жирный крест.
Тяжело приходится честным людям в мире продаж, рекламы. Открытость – враг управленцев. Врачи, учителя, следователи, бухгалтера – общество ставит рамки перед всеми.
Честность и искренность положительны в дозированном виде. Открытость – это дар близких отношений. Но достигается она только честностью с собой. Стоит ли бороться с эгоцентризмом и ложью? Да! Но и крайности в этом деле к добру не приводят.
Источник: //sunmag.me/sovety/30-01-2014-iskrennost-i-chestnost-vsegda-li-tak-polozhitelny.html
Как стать HR-ом, с которым не боятся говорить открыто
Доверительная атмосфера выстраивается не за один день и не с помощью пары лайфхаков. Сотрудникам важно получать позитивный опыт коммуникации со своим HR-ом все время. Как это можно реализовать?
1. Сделайте открытость в общении пунктом №1 в вашей политике компании. Это не означает, что в тот же момент сотрудники должны отправить вам запрос на 1:1 или пригласить вас попить кофе