Что такое «физический интеллект» и как он влияет на нашу жизнь?

Стоит ли быть умным? Вопрос, достойный отдельного внимания. Поддержание интеллекта на должном уровне и его развитие – задача, интересующая огромное количество людей по всему миру. Некоторую статистику по этому поводу мы приводили в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее», кое-что рассматривали в других статьях. И, естественно, любые ассоциации с подобными вещами оказываются только положительными.

Однако есть и несколько иной взгляд на сей счет. По мнению некоторых специалистов, да и обычных людей, личности, отличающиеся высоким интеллектом (имеется в виду интеллект выше среднего) сталкиваются в своей жизни с огромным количеством трудностей.

В историях о гениях разных эпох и в их биографиях часто фигурирует то, что они испытывали сильнейшие страдания от одиночества, непонимания со стороны окружающих, разочарований и страхов. Жизнь изобилует примерами, доказывающими, что гении и высокоинтеллектуальные люди являются одиночками, личностями, изолированными от общества даже при том, что их деятельность может поражать весь мир.

Собственно, для чего вообще спрашивать себя (и других), счастливы ли умные люди, и, если да, то какова величина этого счастья? Однако образовательная система почти всегда была направлена на повышение именно академического интеллекта, и мы, хотим того или нет, вынуждены с малых лет становиться ее частью. Поэтому любому, кто задумывается о счастливой и гармоничной жизни, важно понять, не помешает ли ему стремление быть умным прийти к тому, чего он хочет.

Немного истории

Исследования на тему того, как высокий интеллект влияет на повседневную жизнь человека, начали проводиться в первой половине 20 века, когда тест на коэффициент интеллекта еще был в диковинку. Одним из пионеров в этом деле стал американский психолог, профессор Стэнфордского университета Льюис Термен.

В 1926 году он применил тест на IQ для поиска одаренных детей и последующего изучения их развития, а также фиксации их жизненных достижений. Тест прошло невероятное количество учащихся школ Калифорнии, и в результате было отобрано 1500 учеников, коэффициент интеллекта которых превышал 140 единиц (у некоторых он даже был выше 170 единиц!) Впоследствии группу этих детей в научных кругах стали называть «термитами», а их успехи и неудачи изучаются по сей день.

Естественно, немало из термитов сумело прийти к успеху в жизни. В качестве примера можно привести американского писателя Джесса Оппенгеймера, известного комедией 1950 года «Я люблю Люси». На момент премьеры первой серии фильма средний заработок детей из выбранной группы превышал зарплату любого обычного офисного сотрудника.

Но не каждый наблюдаемый Терменом оправдал его ожидания. Среди них были и те, кто выбрал для себя вполне обычные профессии, например, машиниста, продавца или стража порядка. Таким образом, Термен доказал, что интеллект отнюдь не является синонимом успеха. Мало того, ум не оказал никакой существенной поддержки термитам и в их личной жизни: среди них были и разведенные, и алкоголики, и даже самоубийцы. Другими словами, они не особо-то и отличались от остальных американцев и людей вообще.

Своим примером участники эксперимента Термена продемонстрировали, что интеллект – не гарантия лучшей жизни. Также они показали, что при благоприятных условиях высокий интеллект не делает человека более удовлетворенным своими достижениями, а при плохих обстоятельствах не увеличивает шансы на самореализацию. Так почему же преимущества высокого интеллекта не так выгодны?

§3. Факторы, определяющие развитие интеллекта

Как и в развитии других познавательных способностей человека, при формировании интеллекта тесно переплетаются врожденные особенности и влияние окружающей среды, происходящее в достаточно ранний период жизни ребенка.

Для эффективного развития на начальном этапе имеет значение вес ребенка при рождении. Показано, что при весе новорожденного менее 1,5 кг отставание в развитии особенно существенно и его последствия не зависят от доходов. Будущие способности ребенка ухудшаются при наличии хромосомных аномалий (например, болезни Дауна, синдрома Тернера и т.д), болезней матери в период беременности.

Бремя интеллекта

В 1990 году термитов, с которыми удалось связаться, попросили дать оценку своей жизни. И они поведали, что вовсе не наслаждались успехами, а испытывали страдания от надежд своих юных лет. И это чувство ответственности за свой «долг» вместе с ожиданиями окружающих наблюдалось (и наблюдается сейчас) у множества одаренных детей.

В качестве примера можно привести Суфиан Юсуф, девушку, которая уже в 12 лет поступила в Оксфорд. Позже она оставила учебу и пошла работать официанткой в ресторан. А затем вообще скатилась до уровня проститутки, развлекавшей своих клиентов решением сложных уравнений во время секса.

Другая распространенная проблема, о которой часто говорят высокоинтеллектуальные люди, состоит в том, что они намного ярче осознают недостатки мира, в котором живут. Если большая часть жителей нашей планеты совершенно не задумывается об этом, то люди с высоким интеллектом могут страдать бессонницей, размышляя о том, насколько человечество погрязло в своей глупости, и что ждет всех нас дальше.

Непрекращающуюся тревогу тоже можно отнести к явным признакам высокого IQ. Так, в одном из институтов Канады среди студентов провели опрос, и он показал, что самые умные студенты в течение суток чаще испытывают приступы беспокойства. Тревожат их, главным образом, простые бытовые трудности. Рассказывать об этом им кажется сложным. А когда происходит что-то плохое, думают они об этом дольше.

Последующие исследования позволили установить, что на уровень тревожности влияют вербальные способности. К примеру, при игре в словесные игры беспокойство усиливается, а при решении пространственных головоломок – снижается. Однако более интересной оказалась следующая тема.

«Слепые зоны» психики

Многие считают, что высокий интеллект сродни мудрости, но ставить знак тождества между этими понятиями нельзя, ведь зачастую даже очень умные люди совершают глупый выбор. Профессор университета Торонто и исследователь рациональности Кейт Станович в своих изысканиях установил, что уровень IQ воздействует на процесс принятия решений, а именно – влияет на беспристрастность.

Умные люди обладают склонностью к избирательному применению информации, полученной по мере предыдущего обучения, но в остальном их объективность в принятии решений почти ничем не отличается от отношения к проблемам людей с обычными показателями интеллекта. Но есть и другие интересные выводы.

Люди с высокими результатами в прохождении стандартизированных когнитивных тестов не обращают внимания на собственные недостатки. Они даже могут видеть и критиковать слабости остальных, но положения дел это не меняет. Замечено, что они чаще совершают так называемую ошибку игрока, будучи уверенными в том, что если монета при подкидывании десять раз показала решку, в одиннадцатый раз, скорее всего, покажет орла.

Результатом становятся неверные ставки при игре в рулетку или на фондовой бирже и другие, можно сказать, глупые ошибки. Думая, что фортуна наконец-таки повернется к ним лицом, интеллектуалы могут «наломать дров» так, что щепок потом не соберешь.

Высокоинтеллектуальные люди часто тяготеют к доверию своим инстинктам и пренебрежению рациональностью. Многие члены самой известной и крупной организации для людей с высоким интеллектом «Менса», например, верят в паранормальные явления. А вообще очень умные люди склонны действовать иррационально, даже когда налицо противоположная стратегия.

Это и есть те самые «слепые зоны» психики, в очередной раз указывающие на то, что высокий интеллект нельзя считать гарантией верных решений и правильных поступков, и доказывающие, что высокий IQ ≠ мудрость.

Интеллект VS Мудрость

Профессор из университета Ватерлоо Игорь Гроссман уверен, что если при высоком интеллекте человек нерационален, он должен обратиться к концепции мудрости, и данный подход более научен, чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что разговоры о мудрости выглядят несколько размыто и неконкретно, большинство людей все же согласится с тем, что мудрость является лучшим вариантом оценки любой ситуации.

Однажды Гроссман провел эксперимент, в котором участники должны были разрешать различные социальные дилеммы. Еще до эксперимента психологи проанализировали степень непредвзятости людей, т.е. их способность к признанию пределов своей информативности и склонность к игнорированию важных деталей, не укладывающихся в их теории.

Те, кто обладал высокими показателями, на практике оказались более удовлетворенными событиями и отношениями с окружающими, низким уровнем тревожности и склонностью к тщательному осмыслению проблем. А это как раз те качества, которые нередко отсутствуют у высокоинтеллектуальных людей.

В итоге оказалось, что мудрость воздействует и на продолжительность жизни. Люди, способные признавать свою некомпетентность, имеют намного меньше шансов умереть рано. Также важно заметить, что Гроссман смог обнаружить, что высокий интеллект не сопровождает мудрость, ведь умные люди очень часто отличаются предвзятым мышлением.

Введение

Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей и интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу самых старых. Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально — психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности.

Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое. Этим понятием пользуется не только психологи, но и им оперируют также в знания философии, социологии, педагогике, кибернетике, физиологии и других областей научного знания. Также оно существует в обыденном сознании, является понятием житейским. В каждой из областей знания вырабатывается свои представления об интеллекте.

Резюме

Игорь Гроссман считает, что мудрость – это то, чему можно научиться. Человеку намного легче отказаться от предвзятости и предубеждений, когда он переключает внимание со своей персоны на других людей. И если человек начнет говорить о том, что его беспокоит, в третьем лице (используя местоимения «он» и «она», а не «я»), он сумеет создать нужную эмоциональную дистанцию и станет менее «всезнающим», а его аргументы станут более мудрыми.

Стать мудрым в этом понимании означает стать интеллектуально смиренным человеком, научиться признавать свои недостатки и ошибки. Но, конечно же, если человек всю жизнь почивал на лаврах своего интеллекта, ему будет несказанно сложно перестроиться и признать, что именно из-за ума его суждения всю жизнь искажались.

Но все же иногда каждый умный человек должен на минуточку отложить свой интеллект в сторону и попытаться стать мудрее. Однако это нельзя расценивать и как призыв к невежеству и глупости – самым страшным вещам, которые только может познать человек. Ум и интеллект – это великое богатство, которым одарила нас природа, и непозволительно этот дар не ценить.

Надеемся, что сегодняшняя статья помогла вам немного иначе взглянуть не факт наличия высокого интеллекта. Эта информация должна помочь вам философски посмотреть на себя, чтобы научиться использовать свое мышление мудро.

А в дополнение хотим лишь заключить, что мы всегда обеими руками за развитие мышления и интеллекта, ведь быть умным и интеллектуально расти неоспоримо лучше, чем оставаться на прежнем уровне. Поэтому, каким бы умом вы ни обладали сейчас, вам есть куда стремиться. Искренне надеемся, что вы это понимаете и знаете, как дойти до своей цели. Если же нет, вам в помощь статья «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее».

Желаем вам высокого интеллекта и глубокой мудрости!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Концепция редукции творчества к интеллекту
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Фактор общего интеллекта
  • Коэффициент жизненной силы VQ: что это такое и почему это важно
  • Модель структуры интеллекта по Гилфорду
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Развиваться или деградировать?
  • Тест Векслера
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • 13 странных, но правдивых признаков высокого интеллекта: мнения ученых

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика


ИНТЕЛЛЕКТ – ЭТО ЧТО?
(статья на основе научной литературы, список источников в конце приводится)
Когда о человеке говорят, что у него высокий интеллект — что это означает? И что такое интеллект простыми словами? Как развить интеллект человека?
Про интеллект говорят и пишут много. Но что люди понимают под этим словом? На самом деле, единственного определения интеллекта не существует. В психологии прияты разные точки зрения и теории, определяющие это понятие, характеристику личности. Или, другими словами, существуют разные виды интеллекта, каждый из которых характеризует успешность человека в определенной сфере. Например, Пиаже определял интеллект как «адаптивное мышление или поведение». В этой статье мы познакомим с некоторыми видами интеллекта, имеющими значение для развития детей и успешности человека в разных сферах жизни. Итак
, интеллектуальное поведение – это…Психометрический интеллект.
Именно его чаще всего подразумевают, когда говорят о коэффициенте интеллекта (IQ), измеряемого с помощью тестов, которые состоят из интеллектуальных заданий на разные темы. Он показывает способность человека к некоторым познавательным действиям, сформированность к определенным познавательным навыкам (обобщение, понятийное мышление, умение мыслить по аналогии и т.д.) а также в показателях степени усвоения определенных знаний и их применения для решения некоторых абстрактных поблеем.
Психометрический интеллект показывает
уровень «общего» интеллектуального развития. Его еще называют общим интеллектом. В свою очередь, общий интеллект делится на разные его виды, в частности, вербальный (смысловой, связанный с языком) и невербальный. Иногда даже дается такое определение: Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта. Он не оценивает другие параметры способности к интеллектуальной деятельности — здравый смысл, способность человека приобретать, хранить и использовать знания для решения проблем, навыки межличностного общения, креативность и многое другое. Психометрический интеллект зависит и от социальной среды, в которой живет ребенок и от наследственности. При этом он может меняться со временем. Обычно IQ увеличивается у тех детей, родители которых интересуются их интеллектуальными успехами, побуждают к достижениям, в семье гармоничная обстановка, т.е. родители не являются ни слишком строгими, ни слишком безразличными. IQ зависит и от генотипа. Корреляция IQ однояйцевых близнецов, у которых одинаковый набор генов, выше чем, корреляции двуяйцевых близнецов и обычных братьев и сестер. Таким образом, психометрический интеллект зависит от наследственности и от окружения. Можно ли увеличить IQ, развить его? Да, это возможно с помощью обучения и организации поддерживающей среды.
Что предсказывают тесты интеллекта (коэффициент интеллекта)?
Часто тесты интеллекта называют «тестами психического развития», т.к. основное, что они показывают – это степень приобщенности человека к определенной культуре и ее требованиям, но не показывают способности к познанию и развитию. В некоторой степени показатель психометрического интеллекта (коэффициент интеллекта) предсказывает академическую успеваемость. Чем выше IQ, тем больше вероятность, что человек будет нормально учиться. Значительнее всего это зависимость выражена на начальном этапе обучения – с 6 до 13-14 лет, потом она начинает снижаться. Но если ребенок плохо учится, то это не означает, что у него низкий IQ, т.к. на успеваемость влияют и другие факторы. (подробнее см. на нашем сайте
УСПЕВАЕМОСТЬ И УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА
) Если говорить о показателях успешности в профессиональной деятельности, то психометрический интеллект (IQ) не является основным показателем. По разным исследованиям его вклад в профессиональную успешность до 20%. Для различных видов профессиональной и учебной деятельности существует определенный порог коэффициента интеллекта. Если IQ ниже этого уровня, то человек не сможет заниматься этой деятельностью. Но выше этого порога на успешность в профессии начинают значительно влиять многие другие личностные характеристики человека.

Практический (неявный) интеллект.

Это понятие ввел американский психолог Роберт Стернберг.
Практический интеллект характеризует
способность людей оценивать повседневные проблемы и принимать меры для их решения, т.е. справляться с практическими жизненными задачами. Этот вид интеллекта подразумевает, что интеллектуальное поведение человека состоит из трех аспектов:

  • Учет и понимание контекста ситуации.
  • Как человек использует свой опыт и как реагирует на новизну.
  • Навык обработки информации.

Интеллектуальное поведение человека в этом случае – это действия, направленные на адаптацию к реальному миру. Способность к интеллектуальной деятельности в этом случае определяется степенью адаптации. И на вопрос, — «Высокий интеллект что это?», — получаем ответ, что это уровень способности правильно оценивать контекст конкретной ситуации и принимать правильные решения на основе своего опыта и навыков обработки информации. По Стенбергу интеллектуальные люди – это те, кто может или успешно адаптироваться к своему окружению, или изменить окружение так, чтобы оно лучше им соответствовало. Признак практического интеллекта – это успешность решения повседневных жизненных задач эффективно и точно без необходимости тратить много времени на раздумья. Важным фактором в этом является то, насколько быстро и эффективно человек обрабатывает информацию. Согласно этому подходу, интеллектуальное поведение зависит от культуры, субкультуры, возраста и конкретных социальных условий. Именно практический интеллект во многом определяет успешность человека в различных сферах его жизни. Сам Стенберг называл его «интеллектом успеха». Интеллектуальный человек, с точки зрения Стенберга, знает и учитывает свои сильные и слабые стороны, действует с их учетом. Стернберг писал, что быть «успешно умным означает знать, когда вы находитесь в неправильном месте в неправильное время — на неправильной работе, в неправильных отношениях или неправильном месте для жизни».
Многочисленные исследования показали, что практический и общий интеллект очень слабо взаимосвязаны.

А какие есть средства развития практического интеллекта у детей? Самое эффективное средство – это доверять ребенку самостоятельное решение каких-то реальных задач, разумеется, в соответствии с его возрастом. Чем раньше это начать, тем лучше (см. Кризис 3-х лет). Также важно помочь ему найти ресурсы, чтобы успешно справиться с проблемами и компенсировать то, что у него получается не очень хорошо. Развитие практического интеллекта происходит при решении и анализе практических жизненных задач. И помним, что успешность решения той или иной задачи зависит от контекста ситуации.
Социальный интеллект. Социальный интеллект
показывает, насколько человек способен правильно понимать свое поведение и других людей. От того, насколько он развит, зависит умение взаимодействовать с окружающими и адаптироваться в обществе. Он характеризует способность человека понимать себя и других. Значение социального интеллекта очень велико для адаптации, успешности, выстраивания долгосрочных межличностных отношений, прогнозирования поведения другого человека. Часто встречаются люди, имеющие высокий уровень «общих способностей» и знаний, но неуспешные в межличностных отношениях, с низкой адаптированностью, как в профессиональной, так и личной жизни. Чем выше у человека способность видеть мир с точки зрения других людей, осознавать свое поведение, тем легче ему понимать межличностные ситуации и действовать в соответствии с этим пониманием.
А какие есть средства развития социального интеллекта у детей?
Для детей дошкольного возраста лучшим способом являются ролевые игры, в которых они получают опыт общения. Кстати, это одна из причин того, что дети, посещавшие детский сад или имевшие возможность общения со сверстниками в других местах, в целом лучше адаптируются к школе, чем дети, находившиеся в основном дома. В подростковом возрасте иногда помогают специальные занятия, направленные на развитие понимания себя и других людей. Исследования показывают, что подобные программы дают эффект, хоть и не очень большой. Но самым важным условием развития социального интеллекта является семья, стиль родительского воспитания. Именно в ней ребенок учится пониманию других людей и осознанию своего.

Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект
– это характеристика способностей человека в восприятии и понимании своих эмоций и эмоций других людей, регулировать их и учитывать в своей деятельности. Он состоит из следующих способностей: 1) Способность понимать эмоции, т.е. распознавать (у себя и других людей), а так же понимать причины, их вызвавшие. 2) Способность управлять эмоциями, регулировать их, в т.ч. и их внешнее проявление. 3) Учитывать эмоциональную информацию в мышлении и своей деятельности. Эти способности могут проявляться, как направленные на себя, так и на другого человека. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном проявлениях эмоциональном интеллекта. Важно отметить, что люди, которые уделяют слишком много внимания своим эмоциям, но при этом не пытаются в них разобраться и ничего не предпринимают для их регуляции, не могут в достаточной степени понимать и регулировать различные эмоциональные состояния. На что влияет эмоциональный интеллект?
В первую очередь, люди с более высоким эмоциональным интеллектом имеют лучшую стрессоустойчивость и у них меньше проблем со здоровьем.
Эмоциональный интеллект является важным дополнением для достижения успеха в карьере, особенно там, где требуется совместная работа с другими людьми. Исследования показывают, что люди с высоким ЭИ более энергичны, целеустремленны, а также больше удовлетворены своей работой.
Можно ли развить эмоциональный интеллект?
Существуют различные по длительности программы по развитию ЭИ. Как показывают исследования, в основном, они помогают в лучшем осознании своих эмоций и их регулированию. Эффективность программы зависит от ее длительности и от содержания. Кратковременные (1-2 дня) результатов не дают, но могут подтолкнуть участников к более внимательному отношению, как к своим эмоциям, так и окружающих.
В заключение
Кроме рассмотренных есть и другие виды интеллекта, характеризующие разные стороны человеческой деятельности. Например, американский исследователь Говард Гарднер создал теорию «множественного интеллекта», в которой рассматривает девять видов интеллекта: лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, кинестетический, межличностный, внутриличностный, натуралистический, духовный(экзистенциальный). По Гарднеру все эти виды интеллекта независимы друг от друга, причем у одних людей может наблюдаться исключительное развитие одного вида, но плохое развитие остальных.
А существует ли «самый главный» интеллект, определяющий успешность человека? И какой интеллект лучше?
Ответ простой – такого интеллекта нет. В разных ситуациях тот или иной вид интеллекта может играть решающую роль. Например, встречается мнение, что высокоинтеллектуальные люди не нуждаются в развитом эмоциональном интеллекте, поскольку их когнитивные способности достаточно высоки, чтобы добиться успеха. Естественно, это мнение имеет смысл только в тех ситуациях, которые не требуют совместной работы или межличностного взаимодействия. А много ли таких ситуаций встречается в жизни? Не менее широко распространено убеждение, особенно в образовательной среде, что главное — это знания, развитие понятийного и логического мышления, т.е. всего того, что приводит к развитию психометрического интеллекта. Но многочисленные исследования показывают, что IQ не является основным фактором в достижении профессиональных успехов и, тем более, в межличностных отношениях и повседневной жизни. Все виды интеллекта вносят вклад в эффективность человека, в его способность к интеллектуальной деятельности. Например, уровень «общего» интеллектуального развития может сочетаться с низким социальным, практическим или эмоциональным. Разумеется, определенный интеллектуальный уровень необходим для многих видов деятельности и личной жизни человека, но он не является единственным условием адаптированности и успешности. Нередки случаи, когда наличие высокого общего интеллекта человека во многом обесценивается неадекватностью его поведения в различных ситуациях, непониманием других людей, неумением учитывать контекст ситуации и т.д. Необходимо отметить, что успешность и адаптированность человека зависит не только от разных видов интеллекта, но и от других черт личности – темперамента, мотивации, мировоззрения и, иногда, даже внешности, а также специальных способностей. И очень важным фактором является способность человека осознавать свои сильные и слабые стороны и использовать информацию о себе для достижения успеха.

Источники: Роберт Дж. Стернберг «За пределами IQ: триархическая теория интеллекта». Структура социального интеллекта Савенков А.И., Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2020. Том 7. № 2. С. 7—15. Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализации // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Д. Шэффер Дети и подростки: психология развития. В.Н.Дружинин Психология общих способностей. М.А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]