«Лежачий, ничего не говорит»: врачи не могут помочь парализованному Валентину Гафту


Какие правила нужно знать

Запомнив нехитрые правила, вы будете точно знать, как грамотно написать фразу.

Ничем и ни чем

Слово «ничем» — это творительный падеж отрицательного слова «ничто». Все подобные местоимения пишутся слитно с частицей «ни». К примеру: Она ничем не выделялась среди подруг. Между «ни» и «чем» нельзя вставить какое-нибудь слово.

Всего таких слов в русском языке четыре: ничто, никто, никакой и ничей

Однако в тех случаях, когда «ни» имеет отношение не к отрицанию, а к слову «что», то написание будет раздельным. К примеру: Я не имею представления ни как она выглядит, ни чем увлекается. В этом примере частица «ни» может быть отброшена с сохранением смысла: Я не имею представления, как она выглядит, чем увлекается.

Правила написания стоит запомнить

Ничем и нечем

В свою очередь «нечем» — это творительный падеж слова «нечего». Например: Совершенно нечем заняться. Правило тут простое: если ударение падает на приставку, то в отрицательном местоимении или наречии следует писать «не».

В предложениях отрицательное местоимение с приставкой «не» используется со сказуемым без негативных оттенков

Приставка «ни» всегда безударная. Кроме того, в предложениях слово «ничто» обычно усиливает отрицание, которое выражается глаголом с негативной частицей «не».

Соответственно, правильно писать «ничем помочь не могу».

Источник статьи: https://sunmag.me/sovety/nichem-pomoch-ne-mogu.html

«Лежачий, ничего не говорит»: врачи не могут помочь парализованному Валентину Гафту


Не секрет, что в последние годы Валентин Гафт испытывает серьезные проблемы со здоровьем

Фото: Борис КУДРЯВОВ

Валентин Гафт 2 сентября отметил 85-летие. Актер за свою жизнь сыграл множество ролей. Но его главная роль — отца — обернулась настоящей трагедией. А сейчас, в свой юбилей, звезда театра и кино прикован к постели, мало кого узнает и не говорит. Врачи бессильны помочь парализованному Валентину Иосифовичу.

Не секрет, что в последние годы Валентин Гафт испытывает серьезные проблемы со здоровьем. Он разбит инсультом и частично парализован. 85-летие актер, обожаемый всей страной за его роли в фильмах «Чародеи» и «Гараж», отметил на даче, в узком кругу.

«Присутствие множества людей его раздражает. Это лежачий больной. Мы за ним ухаживаем, в кресле вывозим гулять. Он не разговаривает. Все понимает, порой что-то говорит — без звука. Но мы его научились понимать», — цитирует Собеседник.Ru жену юбиляра Ольгу Остроумову.

За 85-летним артистом ухаживает супруга и помощница. Часто приезжают дети Остроумовой, которым Гафт стал отцом, и внуки. Сама Ольга Михайловна сейчас передвигается при помощи костылей. Не так давно актриса перенесла тяжелую операцию.

В свою очередь, режиссер Роман Виктюк заявил, что врачи ничем не могут помочь больному Гафту. Слишком тяжелое состояние, потому медики бессильны. «Врачи ничего не знают. Они не знают, что с ним, чем он болен, как ему помочь. Я тем более не знаю, я не врач. И они не знают», — с болью в сердце говорит мэтр.

Он отметил, что всю жизнь Гафта окружали женщины. «Вокруг него царила энергия обожания и любви. Он женщин любил, разыгрывал… Он уже играл в театре, а я должен был снимать для телевидения «Игроков» Гоголя. Я собрал самых блестящих артистов того времени! Александр Калягин, Александр Лазарев, Магарита Терехова! Маргарита Терехова, эта дьявольская красота, сидела здесь, и Гафт посылал ей такие сексуальные пассы, что она заводилась и кричала: «Перестань, еще рано! Ну не надо, Валя! Ты видишь, я боюсь!». И это правда, она боялась. Потому что у него была просто бешеная энергия. А теперь…», — вспоминает Виктюк.

Как отмечают коллеги Гафта, здоровье артиста подкосила трагедия всей его жизни. 18 лет назад, в 2002 году трагически умерла его единственная дочь Ольга. Ей было всего 29 лет. Девушка после расставания родителей осталась жить с матерью, балериной Инной Елисеевой. Та была второй супругой народного артиста. У Елисеевой был тяжелый характер, о скандалах в семье знали даже соседи.

Для Гафта смерть дочери стала настоящим ударом. Он заболел и на несколько лет оставил профессию. В одном из последних интервью актер сказал о смерти дочери: «Я часто разговариваю с ней. Считаю, что в ее смерти виноват только я, тут даже не нужно ничего объяснять».

Валентин Иосифович был близок с Ольгой, насколько это возможно. Дочь актера получила прекрасное образование, мечтала попробовать себя на сцене. Однако этим планам не суждено было сбыться. В личной жизни у Ольги также не все ладилось. Предсмертную записку она посвятила возлюбленному.

«Все, что случилось, очень несправедливо по отношению к моей умной и красивой девочке. Мы часто встречались с Оленькой, и она мне жаловалась, что мать ей покоя не дает. Вот и затравила, — констатировал Валентин Иосифович. — Жалею только, что дочь Инне оставил. Теперь ничего не изменишь…». Артист был категорически против, чтобы его бывшая жена приходила на похороны дочки. Впрочем, она и не пришла.

Отрицательные и относительные местоимения

Что можно заметить примечательного, разбирая правописание этих слов? А то, что они выражены одной и той же частью речи, которая находится в разной форме. Если научиться их отличать, то не составит особого труда определить, как пишется «ничем» — слитно или раздельно. Сделать это можно по вопросу, задав его от главного слова к местоимению или посмотрев на смысл, который несет в себе член предложения.

«Ничем» — обычно выступает в роли отрицательного местоимения, находящегося в творительном падеже. То есть основная форма слова — «ничто». К этому члену предложения можно «чем?» от сказуемого или другого глагола. В итоге получается простой и короткий ответ — «ничем». То есть это местоимение не зря является отрицательным. Если задать к нему вопрос, то в любом случае получится отрицательный ответ. Однако стоит понимать, что местоимение должно в обязательном порядке находиться в творительном падеже, иначе правило не сработает.

«Ни чем» является сочетанием слова «чем» с частицей «ни». Так же как и в предыдущем случае, местоимение находится в творительном падеже, однако основная его форма является совершенно другой — «что» (именительный падеж).

Отличить относительное местоимение от отрицательного с помощью вопроса не удастся. Зато эта часть речи часто выступает в предложении вместе со словом «ни кем» или с другими однородными местоимениями. Значение местоимения является не отрицательным, а, скорее, пояснительным.

Ребенок переутомлен

Одной из причин нежелания помогать может быть банальное переутомление. Ребенок устает в школе, занимается иностранным языком, спортом, делает домашнее задание. Детям бывает тяжело в первое время после летних каникул, когда организм еще не привык к новым нагрузкам. Или ребенок уже адаптировался к начальной школе, а потом переходит в 5 класс, нагрузки увеличиваются, заданий становится больше. Дети переутомляются не только физически, но и психологически.

Если видите, что сын или дочка заняты учебой, немного притормозите с домашними обязанностями. Ведь дополнительное переутомление дома плохо отразится на успеваемости. Можете предложить на выбор какие-то обязанности, пусть дети сами оценят свои возможности.

Особенно это касается времени подготовки к экзаменам, важным контрольным в конце четверти или года. В эти периоды предложите ребенку заниматься тем, что касается его непосредственно:

  • уборка в своей комнате;
  • стирка и сушка одежды (для детей от 12 лет);
  • уход за собственной обувью (дети до 10 лет).

Плюс к этому — несложные задания по дому: полив цветов, вынос мусора, уборка за животными.

Употребление «ни чем» и «ничем»

Также можно попробовать связать правописание этого слова со смыслом, которое оно несет. Это позволит интуитивно понять, как именно следует написать местоимение в данном предложении. К примеру, «ни чем» обычно является при перечислениях в предложении и выступает в роли однородного члена, например, вместе с существительными: «Я не мог помочь ему ни деньгами, ни советом, ни чем другим». То есть когда предложение имеет примерно такой смысл, то следует писать слово раздельно от частицы.

А вот «ничем» обычно должно что-то отрицать в предложении, а однородные члены, как правило, отсутствуют: «Я учился всего лишь в третьем классе, поэтому ничем не мог помочь этому человеку». Можно сказать, что весь смысл предложения сконцентрирован на одном слове — «ничем». Если прочитать его с выражением, то оно обязательно будет идти под ударением. Однако не стоит путать это слово с «нечем», в котором приставка находится под ударением: «Мне нечем тебе помочь».

Также стоит отметить, что слово «ничем» обычно выступает в роли наречия, поэтому важно всматриваться в контекст предложения: «В помещении ничем не пахло». Основной смысл конструкции заключается в том, что в комнате не просто не пахло, а не пахло «ничем». Если убрать данное слово, то значение предложения немного изменится: «В комнате не пахло». Так что это дополнение является крайне важным.

Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так?

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:

Здравствуйте! Всю жизнь меня мучает вопрос: «Стоит ли помогать другим?» Казалось бы, конечно. Помогай всем — и тебе вернется добром. Только в жизни все иначе. В молодости я была добрым и открытым человеком — старалась всем и каждому помогать. И мною все пользовались. В трудные моменты мне тоже хотелось помощи и поддержки, но их не было. Однажды я спросила у матери: «Почему брат и его семья не помогают мне, как я им столько раз помогала?» И услышала в ответ: «Не смеши». А что здесь смешного?

В конце концов я просто закрылась. С родственниками много лет не общаюсь: даже когда незадолго до смерти матери мне нужна была помощь и я к ним обращалась, они под разными предлогами отказали. Но у меня уже пенсионный возраст, и я чувствую себя одинокой. Я хочу это исправить. Но, вспоминая молодость, очень боюсь «наступить на те же грабли».

Галина

На вопрос отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Протоиерей Игорь ФОМИН

Дорогая Галина, ваше желание естественно. Помогать другим — это и значит быть христианином и пытаться приблизиться к Богу. Этот благой порыв нельзя подвергать сомнению, хотя всегда есть риск разочароваться. Причина — в нашей поврежденной человеческой природе. Но обо всем по порядку.

Господь создал человека для сорадования — чтобы он пребывал в любви, благости и милости Божией. Вот что для нас естественно. Но в мир пришел грех и перевернул все с ног на голову: зло стало неотъемлемой частью нашей жизни. А зло — это отсутствия добра. С тех пор человеку легче даются злые дела, а добродетель кажется неподъемным грузом.

И все-таки надо помнить, что мы сами, выбирая между добром и злом, делаем выбор, и этот выбор чаще всего рационалистический, и как правило, в пользу греха. И тогда происходит наложение благого порыва помогать на наши несовершенства. Мы начинаем думать: раз я сделал доброе дело (которое, может, и доброе-то только в наших глазах), то и люди вокруг должны отвечать мне тем же. Да, действительно, в Священном Писании сказано: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, и что посеешь, то и пожнешь. Но это вовсе не значит, что между людьми должны установиться рыночные отношения по обмену добрыми делами.

Творить добро должно быть так же естественно, как есть и пить. Не нужно воспринимать его как геройство. Но сегодня настало время милосердия, которое измеряется не силой любви к людям, а степенью готовности пожертвовать своим комфортом: «Я помогу, но ровно настолько, насколько мне удобно. А ты, ближний, принимай мое добро с почестями, иначе я больше помогать не буду». Но если вы «напрягаетесь» ради того, чтобы получить что-то взамен от Бога, себя или окружающих, это превращается в рутинную работу, в которой и речи нет о стремлении к спасению.

Слово Божие не подлежит сомнению: действительно, что вы посеете, то и пожнёте. Но не факт, что добро вернется к вам от того человека, которому вы это доброе дело сделали. Зачастую мы просто не замечаем того добра, которое творится ради нас: нам уступили место в метро, с нами поздоровались, нам улыбнулись, нас вежливо обслужили — мы все это воспринимаем как должное. Мы привыкли очень высоко ценить свои добрые дела и недооценивать дела других. Подали сто рублей нищему и ждем, что Бог откроет нам счет в банке. А ведь наши добрые дела должны нас менять, возвращать в естественно-райское состояние. Вот о чем мы должны думать, а не о том, чего недодали нам другие.

«Мне мой ближний не помог, а должен был» — эта ложная установка очень популярна. А нам никто ничего не должен. Если нужна конкретная помощь, составьте список, вывесьте объявление в Интернете и спросите: «Кто может помочь?» Я уверен, что добрые люди откликнутся на ваш призыв. Но не надо ждать, что люди самостоятельно догадаются о вашей нужде.

Так как правильно, с какими мыслями помогать ближнему? Это хорошо сформулировал псалмопевец Давид: не нам, Господи… но имени Твоему дай славу (Пс 113:9). Это значит: адресуйте все свои добрые поступки Богу.

Человека, который искренне помогает людям, невозможно «использовать». Он не имеет противоречий между реальными чувствами, намерениями и проявлениями этих чувств, то есть делами в отношении к другому человеку. Если вы будете помогать искренне, то внешние обстоятельства, какими бы они ни были, не будут страшны — не будут смущением или помехой.

Чего не скажешь о том, кто что-то о себе возомнил и начинает творить «добро» от тщеславия и гордыни. Тщеславие — это не только любование собой перед зеркалом. Это и когда вы стоите перед зеркалом и ругаете, унижаете, не любите себя. И потом проще же сказать: «Я бедный, несчастный, я всем помогаю, и все мной пользуются», чем: «Я всем помогаю, поэтому я самый лучший из людей». Можно даже стать зависимым от собственной слабости, от пренебрежения к себе, может понравиться быть жертвой. Такая помощь ближним порождает лишь сомнения и боль, и уж никак не может быть естественной.

Так что, если родственники на вас наседают, а вы не можете сказать «нет», это еще не значит, что вы добрый и хороший человек. Это вполне может означать, что вы подспудно хотите быть пупом земли, вокруг которого крутится общество, восторгаясь вашими «добрыми» делами. Вот только спастись этими делами нельзя. Делами вообще нельзя спастись. Делами можно засвидетельствовать свое состояние — или дьявольское, или райское, Божественное.

Конечно, проще быть слабым и роптать на Бога, чем славить Его. Проще закрыться от всех, чем проявить участие, забыв о себе. Проще не верить в людей, чем искренне их полюбить. Но я хочу вам напомнить: христиане живут в мире, где Христос победил смерть. И в этом мире для них нет места личному комфорту: приходится выбирать — комфорт или жизнь со Христом? Перед этим выбором стоит и Галина. Творить добро она уже умеет. Остается сделать правильный выбор.

Подготовила Анастасия Бавинова

Ошибки с однородными частицами

Многие совершают ошибки в правописании предложений, где между некоторыми однородными членами и частицами стоит предлог. Из-за этой особенности разум попросту не воспринимает слова в роли однородных и человек попросту пишет «ничем», хотя построение предложения говорит об обратном:

  • Я не знал практически ничего — ни как красить, ни когда красить, ни чем красить.
  • Я не понимал, ни как помешать плов в большом казане, ни чем его помешать.
  • Мне не было понятно ни как построить дом, ни как посадить дерево, ни чем вспахивать землю.

В основном, привычно видеть предложения с конструкцией «ни кем, ни чем». Однако предложения не будут отличаться правописанием, если главное местоимение и частица разделены каким-нибудь предлогом или входят в состав какого-либо оборота. Такие члены предложения все еще остаются однородными, поэтому писать в предложении «ничем» слитно нельзя.

За исключением тех случаев, когда оно не входит в состав конструкции: «Я не был уверен ни в том, кем является этот человек, ни как его распросить об этом, поэтому ничем ему не мог помочь». Поэтому важно разбирать предложение по составу и не пытаться осложнить конструкцию во время написания сочинений.

Ребенок неуверен в своих силах

Неуверенность появляется, когда родители слишком требовательные или дают задания, которые малыш не может выполнить. Вам невозможно угодить, если вы:

  • везде видите ошибки, недочеты;
  • поправляете каждое действие (не так держишь тряпку, не так пылесосишь, слишком быстро моешь);
  • часто кричите, ругаете;
  • не благодарите за помощь, а только критикуете;
  • постоянно недовольны.

Детям не хочется ничего делать, ведь они не уверены, что действительно могут хоть что-то выполнить хорошо. Это убивает не только мотивацию, но и любую инициативу.

Алгоритм действий для проверки

Даже зная правила «не» и «ни» с местоимениями и отрицательными наречиями, можно совершить ошибку. И наоборот, плохо зная, в чем разница слитного и раздельного написания частей речи, некоторые умудряются сдавать тексты без единой ошибки, поскольку интуиция им подсказывает, как написать правильно. Чтобы подкрепить свои знания, необходимо изучить не только отличия правил правописания, но и уметь разобрать предложение по составу. При наличии сомнений рекомендуется следовать определенным шагам:

  • Находим главные и второстепенные члены предложения.
  • Определяем часть речи, которая вызывает сомнения.
  • Задаем вопрос от оглавного слова к зависимому.
  • Смотрим на смысловую нагрузку предложения.
  • Обращаем внимание на наличие или отсутствие однородных частиц.
  • Смотрим на наличие предлогов.

Чтобы заниматься было легче, можно выписать этот алгоритм, дабы он всегда находился перед глазами. Также можно сделать небольшие карточки с правилами, чтобы не забыть важные нюансы.

Даже если ими не удастся воспользоваться, человеческая память устроена таким образом, что в ней остаются важные фрагменты, если они были не просто прочитаны, а записаны. Ну а если вся интересующая информация еще и оформлена крайне интересно, то все факты никогда не будут забыты.

У ребенка флегматичный темперамент

Флегматичный темперамент тоже может быть причиной. Здесь нужно выработать другой подход — переговоры. Обсудите обязанности по дому и ваши пожелания мягко, но настойчиво. Предложите ребенку самому составить список того, что он мог бы делать. Поговорите о времени, когда будет выполняться так или иная работа.

У детей с флегматичным темпераментом нет проблем с тем, чтобы помочь. Но они будут ждать вашей инициативы. Если же будет официальный список дел и распорядок, им будет легче.

Интересные примеры из литературы

В художественной литературе также можно найти немало предложений, с помощью которых можно изучать правописание местоимений с частицами «не» и «ни». Причем в качестве примера подойдут произведения как русских классиков, так и иностранных писателей. Чтобы сравнить правописание обычных предложений, которые мы уже привыкли употреблять в жизни, и тех фраз, что встречаются в литературе, рекомендуется ознакомиться с несколькими примерами:

  • «Я всего лишь в третьем классе, значит это ничем не доказано» — эта фраза принадлежит Джорджу Мартину, он использовал ее в своем произведении «Летящие сквозь ночь». Нетрудно заметить, что во всем предложении смысловое ударение лежит именно на слове «ничем», которое выражено наречием. Также в конструкции не присутствуют предлоги или однородные частицы, поэтому слово пишется слитно. А вот если добавить в предложение фразу «ни кем», то правописание изменится: «Я всего лишь в третьем классе, значит это ни кем и ни чем не доказано». Так что правописание меняется всего лишь от добавления одного нового слова.
  • «Ни в чем подобном она раньше не была замечена» — фраза из «Новых начинаний», написанных Э. И. Рапинкиной. Здесь все предельно просто. Между частицей ни и отрицательным местоимением присутствует предлог «в», поэтому необходимо писать конструкцию раздельно.
  • «Ничем не примечательный человек» — эта фраза используется в русской литературе настолько часто, что даже нет смысла указывать ее автора, ведь их может быть несколько десятков. Конструкция является довольно необычной и сложной, поскольку здесь присутствует не только отрицательное наречение, но и частица «не», которая пишется раздельно с причастием (имеется зависимое слово).

Написание слова «нечем»

Интересующее нас сло­во явля­ет­ся фор­мой отри­ца­тель­но­го место­име­ния «нече­го», кото­рое не име­ет началь­ной фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа.

Понаблюдаем за его изме­не­ни­ем по паде­жам:

Сегодня нам совсем не́чем занять­ся.

Обратим вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии отри­ца­тель­ное место­име­ние с удар­ной при­став­кой не- упо­треб­ля­ет­ся с утвер­ди­тель­ным ска­зу­е­мым, при кото­ром нет отри­ца­тель­ной части­цы «не».

Правильно напи­шем место­име­ние «нечем» с бук­вой «е» в при­став­ке в ана­ло­гич­ных при­ме­рах.

Примеры

Здесь так пыль­но, что совсем не́чем дышать.

Это нам уже извест­но, а боль­ше тут не́чем заин­те­ре­со­вать­ся.

Извините, боль­ше не́чем вас уго­стить!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]