В практике работы и в жизни я часто слышу вопрос «Помогите разобраться в ситуации», «У меня возникла такая ситуация в жизни» или «Как будет развиваться эта ситуация?»
Мы очень часто используем слово «ситуация» в повседневной речи:
-Надо хорошенько оценить создавшуюся ситуацию
-Ситуация складывается не самым лучшим образом
-Подумаем вместе, как выйти из этой неприятной ситуации
Что такое «жизненная ситуация»?
О чем мы говорим, когда употребляем слово «ситуация»? На первый взгляд ситуация — это что-то внешнее, не зависящее от человека. Часто люди под ситуацией понимают совокупность обстоятельств в жизни человека (от фр. situation – совокупность обстоятельств). То есть это некий фрагмент действительности, обстановка, положение, возникшие на основе стечения каких-либо условий, в которые попадает человек.
Но этот фрагмент действительности возникает не в безвоздушном пространстве, а в жизни конкретного человека, и самое главное побуждает его сформулировать свое отношение к этой ситуации.
«Человек должен действовать в ситуации, но как именно, она ему не указывает, и в этом и состоит его свобода…Ситуация есть принуждение к решению, свобода же состоит в самом решении» (Н.Гартманн)
Жизненные ситуации каждого человека уникальны, и их неповторимость открывает его к переживанию собственного бытия и придает ценность его жизни.
«Чем более дифференцированным и индивидуализированным является чувство ценности индивида, находящегося в определенной ситуации, тем более интимным и существенным является его соучастие во множестве ее ценностей. Ситуации суть поле деятельности человека… Их разнообразие и образует всю полноту содержания его существования». (Н.Гартманн)
Таким образом, кроме обстоятельств, в ситуации присутствует еще и сам человек со своим взглядом на эту ситуацию и возможностью принятия решений. В каких-то случаях человек может влиять на обстоятельства, изменяя их, но бывает и так, что ситуацию не изменить, и тогда важным становится придание смысла этой ситуации и переживание бытийной ценности.
Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология
В отечественной и международной практике существует выражение — трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества.
Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:
а) смерть родителей;
б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
в) самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка);
г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению ксвоим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);
д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);
е) ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительским и правами.
В обязанности родителей входит:
- содержание детей;
- создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
- быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
- воспитание их.
Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным совместное с ним проживание, то он может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные
Контрольные
Курсовые
Рефераты
з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:
- отбывание наказания;
- признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
- кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);
Дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:
- инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
- недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
- жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном случае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
- дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
- дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии;
- дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.
В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства призваны:
- выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;
- брать таких детей на учет;
- подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей;
- осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома отдыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социальных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);
- осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, выполнением возложенных на приемную семью родительских обязанностей по его воспитанию и образованию.
В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.
Какие бывают виды жизненных ситуаций?
В процессе жизни человек сталкивается с разнообразными жизненными ситуациями. С чем-то человек в жизни справляется легко, а в каких-то случаях ему приходится обращаться за помощью к разным специалистам. Это может быть, например, кризисная ситуация перелома жизненного пути или повседневная ситуация, наполненная неприятностями и стрессами, или ситуация выбора, вызывающая дискомфорт. Прежде всего в психологии жизненные ситуации различаются по уровню трудности.
Виды жизненных ситуаций по уровню трудности
Привычные
Ситуации в обыденной жизни — нездоровье родных и близких; ссоры или размолвки в семье и с близкими; конфликты на работе; не очень удачные обращения с материальными средствами.
Трудные
Болезнь родных и близких. Острые разногласия в семье и с близкими. Расставание, смена места проживания. Осложнения на работе. Потеря части имущества, денег. Уменьшение притока материальных и денежных средств. Эти ситуации можно назвать трудными ситуациями повседневности. Такие ситуациями наполнена наша жизнь.
Кризисные
Смерть и пропажа родных и близких. Развод, расставание. Ситуация насилия или угрозы жизни. Утрата здоровья. Пожар, наводнение, терракт. Кража, потеря жилья, имущества, денег, работы.
Рисунок из уч.пособия: М.А. Одинцова «Психология жизнестойкости»
Бывает так, что жизненные ситуации повторяются, и вы как будто ходите по замкнутому кругу. Если так случилось, может быть, пришло время обратиться за анализом собственной жизни
По нашим наблюдениям:
- родители часто ощущают страх и растерянность в связи с отсутствием знаний и понимания, как помочь ребенку наилучшим образом;
- дети способны проявлять величайшую силу духа, прикладывая огромные усилия, чтобы справиться с болезнью, даже в тех случаях, когда остаются с болезнью один на один.
«Мы очень хотели бороться и готовы были землю носом рыть ради этого. Паника, растерянность и отчаянье были из-за того, что не знали, где взять знания, — куда бежать, кому верить, во что верить. Ребенок очень хотел поправиться, отказывался уезжать домой из больницы, когда я хотела его забрать, сказав, что в таком состоянии ему нужно обязательно лечиться. И это при том, что он очень-очень всегда любил свой дом и тосковал по нему».4
Как поддержать человека в депрессии
Депрессия — одно из самых распространенных психических расстройств. Причины депрессии могут быть глубоко скрытыми, она сильно влияет на жизнь человека и только в 40% случаев проходит сама — и то не полностью. Депрессия может вести и к полной утрате интереса к жизни, суицидальному состоянию и самоубийству.
Чтобы помочь человеку, который находится в депрессии, близким стоит помнить несколько простых правил — что нужно делать, и чего ни в коем случае нельзя говорить. Вот что рекомендуют психологи:
- Позвольте человеку пережить это состояние
- Говорите честно
- Не обесценивайте неудачу
- Признайте важность этой ситуации
- Будьте осторожны с шутками
- Не заставляйте
- Никакой агрессии
- Запаситесь терпением
- Помогите избавиться от страха перед специалистами
- Будьте рядом
Сноски
1 Комплаенс (англ. compliance – согласие, соответствие) в медицине – это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения. 2 Описывается этап жизни семьи, связанный с лечением ребенка в отделении детской онкологии клинической городской больницы, при сопровождении семьи психологом АНО «Детский хоспис». 3 Автор – Костенькина Ольга, мама 9-летнего мальчика 4 Автор – Костенькина Ольга, мама 9-летнего мальчика
Пособие «Психологическая поддержка семьям тяжело болеющих детей» опубликовано на странице проекта конкурса «Золотая Психея»