2 3316 14 Июня 2020 в 00:49 Автор публикации: Надежда Козлова, администратор управляющей компании
Иногда поведение наших детей не поддается объяснению. Тяжело понять, почему у ребенка возникает желание воровать, если его воспитание строится на понятиях честности и порядочности.
Вроде, все есть у него: чистый, уютный дом, качественные добротные вещи, хорошие книги. Мы готовы поддержать его желание учиться, оплатив дополнительные занятия. Стараемся не отказывать в каких-то важных для него просьбах, чтобы он не чувствовал себя обделенным по сравнению со своими сверстниками. В общем, делаем все возможное, чтобы вырастить из него порядочного человека.
А он, неблагодарный, ворует. И продолжает воровать, несмотря на наказания, да еще и врет, что ничего не брал. Поначалу трудно поверить, что это происходит в нашей семье. Обидно, что уделяя столько внимания именно нравственному воспитанию своего ребенка, мы получаем такой результат.
Пока он ворует только в родительском доме, можно как-то пытаться пресекать кражи. А что делать, если он начнет воровать в садике, школе, магазине? Это же позор семьи, запятнанная репутация на всю жизнь! Страшно представить, чем все это может закончиться, когда он вырастет и родителей не будет рядом.
Воровство детей — проблема наших дней
Эта проблема далеко не редкость, как может показаться. Мы не часто об этом слышим, потому что, сталкиваясь с подобной ситуацией, родители, как правило, пытаются разрешить ее самостоятельно. Они стараются не посвящать в нее других людей, просто потому, что избегают осуждения с их стороны. Трудно обратиться за помощью с таким вопросом, не испытывая внутри себя чувства вины и стыда за то, что вырастили бессовестного, непорядочного человека.
Иногда даже создается ощущение, что сейчас те моральные принципы, на которых мы выросли, обесценены. И наши собственные дети не придают этому никакого значения, несмотря на то, что мы стараемся воспитывать их так же, как наши родители воспитывали нас.
Попался на воровстве – будешь наказан! Что мы сделаем, когда ловим нашего ребенка на воровстве? Конечно, мы его отшлепаем. Это как минимум. Ведь это не какой-то мелкий проступок. Это же ВОРОВСТВО! И родителям порой очень тяжело себя сдерживать. От возмущения «хочется прямо схватить и выдрать ему руки, чтобы больше даже подумать не мог о таком».
А после экзекуции начинается разговор, и мы стараемся ему объяснить, что если он будет продолжать так поступать, то вырастет преступником, вором, отбросом общества. Говорим ему, что его никто не будет уважать, что он закончит свою жизнь на улице или в тюрьме.
Почти сразу после наказания мы начинаем ощущать чувство вины. За то, что были слишком строги, не смогли себя сдержать. Опять начинаем копаться в себе, пытаясь понять, где мы допустили ошибку.
Воровство как наркотик
Сталкиваясь с романтизацией преступников в массовой культуре, подросток верит, что нет ничего плохого в том, чтобы легко достигнуть своих целей. Не получается добыть айфон честным путём — значит, можно отобрать у другого. Если в первый раз всё получается и кража сходит с рук, у него начинается эйфория, он ощущает вседозволенность.
Сейчас есть много людей, которые, чтобы пощекотать себе нервы и ощутить всплеск адреналина, прыгают с парашютом, лезут на крутые скалы, занимаются экстремальными видами спорта. Воровство сродни всему этому. Постепенно оно становится своеобразной зависимостью, болезнью. Профессиональный вор может быть очень состоятельным человеком, которому нет нужды воровать, но он всё равно идёт и крадёт — не потому, что ему нужны деньги, а чтобы ощутить опасность, пощекотать нервы. Это для него как наркотик, он не может без этого. Ребёнок, если его не остановить вовремя, может тоже прийти к такой зависимости. С одной стороны, он самоутверждается, показывает, насколько крут, с другой — ощущает эйфорию от пережитого всплеска адреналина. Именно поэтому так опасно, если ребёнок крадёт безнаказанно. В таких ситуациях надо бить во все колокола, потому что человек пропадает.
Почему наши дети непохожи на нас?
Системно–векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что все мы разные именно по своему внутреннему содержанию. Наш ребенок может быть непохож на нас, и это совершенно нормально, потому что люди рождаются с разными психическими качествами. Это объясняется наличием разных векторов.
Вектором называется группа врожденных желаний и психических свойств человека. Всего существует восемь векторов, каждый из которых определяет жизненные ценности человека, его мысли и поступки.
В наше время люди, в основном, имеют от 3 до 5 векторов. Даже во внешнем виде людей мы можем наблюдать отличительные особенности каждого вектора.
Именно врожденные желания задают особенности развития ребенка. А мы смотрим на детей через себя и свои свойства. Вот мы, например, были послушными детьми, усердно учились, уважали старших. Нас не надо было приучать делить все поровну, не врать, не брать чужого. Мы будто родились честными и порядочными. Конечно, мы не были идеальными, но всегда старались стать лучше. Поэтому мы искренне не понимаем, как можно не испытывать желания быть честным и порядочным человеком.
Так мы оцениваем поведение своих детей, сравнивая с собой – это ведь мой ребенок, моя кровь, мои гены. Став родителями, мы стараемся воспитывать своих детей так же, как воспитывали нас наши мамы и папы. Ведь благодаря им мы выросли достойными членами общества. Но оказывается, внутри мы по-разному устроены. У нас разные бессознательные желания. В этом корень всех проблем и непонимания между детьми и родителями.
Без перемен в семье специалисты не помогут
Если родители выяснили, что ребёнок крадёт, чтобы занять определённое место в подростковом сообществе, можно обращаться за помощью к психологу. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, если нога — то к травматологу. Проблемы поведения требуют помощи специалиста, это нормально. Возможно, в более тяжёлых случаях потребуется обратиться к психотерапевту.
Не скажу, что сразу нужно обращаться к врачам. Порой родителям нужно начать уделять своему ребёнку больше времени, и даже если они его в чём-то упустили, есть шанс эту связь восстановить. Не надо ругать и сразу хвататься за ремень — это не поможет построить доверительные отношения. Многие дети ведь у нас просто запущены из-за родительской занятости. Большинство пап и мам дают им возможность сидеть сколько угодно в гаджетах или гулять с кем угодно, лишь бы не мешали, лишь бы дали отдохнуть. Это приводит к утрате связи между ними. Как бы доверительно такие родители не разговаривали с проштрафившимся подростком, разговоры ничего не изменят. Нужно менять формы общения, нередко нужно менять даже место жительства — потому что, если ребёнок будет общаться в той же компании, которая довела его до преступления, толку от вразумлений будет мало. Если же в семье ничего вообще не меняется, то не помогут даже специалисты, какими бы хорошими они ни были.
Разрешите ему быть другим
Часто бывает так, что наш ребенок совсем на нас не похож. Вроде, и носик наш, и глазки, а внутри как будто кто-то другой сидит. Вот и растет непоседливый малыш. Все время куда-то бежит, вертится постоянно. Игрушками делится неохотно. Только и слышишь: «Дай, дай, мое!»
Ему хочется все делать одновременно, бросает начатое, хватается за новое. Похвала для таких детей мало что значит, материальное вознаграждение мотивирует лучше. Дашь конфету – пойдет, положит в мешочек, рядом с другими. Уже и коробочку ему отец сделал, так он говорит: «Мешочек удобнее: взял и пошел, да и влезет больше».
Такое поведение вызвано наличием кожного вектора. В детстве, вплоть до окончания пубертата (возраста примерно 16-ти лет), мы развиваем свои врожденные качества, реализацией которых занимаемся уже будучи взрослыми.
Обеспечить занятость
Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.
Кто вырастает из неугомонных детей
Обладатели кожного вектора — это добытчики от природы. Их основное врожденное желание – добыть и сохранить. Они обладают стройным гибким телом, что, в свою очередь, является отражением их гибкой психики.
Люди с кожным вектором организованны, обладают логическим складом ума. Их лидерские качества проявляются в желании ограничивать как себя, так и других людей, поэтому они дисциплинированны и способны требовать этого от других. Это им мы должны быть благодарны за невероятные инженерные достижения цивилизации, за спортивные победы и за создание законов.
Стремление к экономии, в том числе, экономии времени и пространства, вынуждает их изобретать новые технологии. От моста, соединяющего два берега реки, до космического корабля, в считанные секунды преодолевающего десятки тысяч километров. Уже не говоря про пульт для телевизора, давший всем нам возможность лишний раз не вставать с уютного теплого дивана. Кожные изобретения, безусловно, экономят время и силы миллионам людей.
Для людей с кожным вектором высшей наградой является материальное поощрение и признание их лидерства и превосходства. Все их качества нацелены на получение прибыли, достижение успешного результата. Они становятся прекрасными финансистами, юристами, инженерами, спортсменами, бизнесменами.
Как развивается ребенок
Но наш ребенок не рождается изобретателем и бизнесменом сразу. Свойства психики еще нужно развить в детстве. В этот период очень важно ощущение безопасности, которое, в первую очередь, дает ребенку мать. Он еще несамостоятелен и нуждается в защите и поддержке родителей.
Помимо элементарных, но жизненно необходимых еды и сна, важно учитывать и психологические особенности такого ребенка при его воспитании. Тогда он будет развиваться гармонично. Но нам кажется, что «яблоко от яблони недалеко падает», и мы искренне возмущаемся и не понимаем, почему вдруг ребенок начинает воровать. Мы же его этому не учили!
Маленький добытчик, или с чего начинается «воровство»?
Поскольку по природе ребенок с кожным вектором — это добытчик, даже когда он еще маленький, у него «хаптильные» ручки. Такие дети все тянут к себе, не любят делиться игрушками и конфетами. Лучше отложат или спрячут где-нибудь в тайном месте.
Пока ребенок совсем маленький, родители смотрят на его поступки с умилением: что поделаешь – неразумное дитя. Но когда ребенок начинает играть с другими детьми, вдруг выясняется, что он «забрал» чужую игрушку из песочницы. Причем сделал это так незаметно, что мама обнаружила ее только дома. Возмущению нет предела. Начинается первый воспитательный разговор о ВОРОВСТВЕ.
Хотя ребенок даже понятий таких не имеет – он добыл игрушку, она его трофей. Но в глазах матери, которая «чужого сроду не брала» — это страшный поступок, и она начинает наказывать ребенка, сначала словами, а затем и шлепками. Ведь сколько раз ему говорили, что так делать нельзя, а он не понимает. Может, так до него дойдет – оправдывают сами себя родители.
Почему крадут дети, у которых всё есть?
Нередко кражи совершают дети из состоятельных семей, которые ни в чём не нуждаются. Почему так происходит? Ребёнок хочет занять в жизненной иерархии особое место, хочет выбиться из общего ряда, показать, что он значим, что он может быть лидером. Если кража удалась и вора не нашли, ребёнок ощущает себя могущественным, «крутым» — он всех обманул, он умнее всех.
Надо ещё учитывать, что у нас сейчас преступный мир очень романтизируется в массовой культуре. Хотя, если обратиться к прошлому, то можно и там найти отношение к преступлениям как к чему-то доблестному. Вспомним того же Робина Гуда — он ведь самый обыкновенный разбойник, для которого нормально прийти и отобрать чужое добро. Удобно потом раздать его и прослыть щедрым! Но он не заработал всё это потом и кровью, не приложил никакого труда — так какое право он имел распоряжаться?
Что говорить о современной культуре, где нарушители закона очень часто становятся героями! Ребёнок не имеет ещё критического взгляда, он верит тому, что ему рассказывают, и полагает, что добро ценой преступления — это нормально. Тем более — подросток, которому нужно найти оправдание своим некрасивым поступкам, объяснить себе и окружающим, что он — не плохой, не преступник, а герой. В преступном мире вообще есть такая черта: романтизировать то, что по сути романтизироваться не должно.
Бить детей – это останавливать их развитие
Именно кожные дети с нежной и чувствительной кожей имеют низкий болевой порог и воспринимают физические наказания тяжелее других. Если родители бьют своего ребенка (а именно они — его опора и защита), то, тем самым, как бы говорят ему: «Мы тебя больше не защищаем, теперь ты сам по себе». В таком состоянии ребенок больше не получает ощущения защищенности от родителей, и у него включается архетипичная программа поведения.
Теперь, чтобы выжить, он вынужден сам заботиться о себе. Но ребенок еще не готов стать взрослым, его психика еще не развита. Поэтому он начинает действовать как первобытный кожный человек, добывая все, что попадает в поле его внимания (игрушки, конфеты, деньги) любыми способами, то есть воровать. Или исполнять свою архетипичную видовую роль, успешное выполнение которой обеспечивало кожному человеку безопасность в первобытной стае. Так ребенок, действуя неосознанно, пытается получить утраченное ощущение безопасности. А взрослые видят это как воровство.
Реагировать и выяснять причины
Что делать родителям-христианам, если они столкнулись с тем, что их подрастающий ребёнок ворует? Прежде всего — ни в коем случае не закрывать глаза на произошедшее и выяснять, почему так случилось. Вообще, я бы рекомендовал обязательно реагировать на детское воровство, в каком бы возрасте оно не случилось. Даже если ребёнок просто взял без спроса игрушку в детском саду, нужно с ним разговаривать и объяснять, что так не делают. Надо проводить беседы с детьми до того, как они совершают что-то плохое.
Второе: надо найти причину, по которой подросток крадёт. Ведь дети сейчас видят у своих сверстников много того, что им по каким-то причинам недоступно. Потому важно не доводить детей до воровства. Не надо требовать, чтобы ваши православные дети смирялись и носили что похуже. Не надо одевать девочку в юбки до пят, а мальчиков рядить в чёрный цвет и старомодные брюки. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным. Если воровство стало реакцией на это, то родителям нужно уделить внимание его одежде и вещам.
Возможно, ребёнку не хватает внимания в его компании, он хочет произвести впечатление или занять место крутого парня. Нередко такое желание тоже имеет корни в семье: ему там не хватало похвал, ощущения собственной значимости — вот он и стал искать их за пределами своего дома, в кругу приятелей.
Ребёнок может не понимать значимости того, что имеет, не осознавать ценности денег. У меня был недавно случай: мальчик стащил деньги у родителей. Оказалось, ему нужны были карманные деньги. Родители пришли ко мне с этой проблемой, и я предложил дать ему заработать у меня при храме. У нас идёт стройка, и мы придумали ему дело — перенести кирпичи. Мальчишка работал долго, очень устал, по окончании дела он получил от меня свою первую зарплату. Мы поговорили, и с тех пор проблема ушла: он понял, что деньги даром не достаются, что заработать по-настоящему — это совсем не то, что получить сумму от родителей.
Почему наказания не помогают
Любой человек старается избегать страданий. С таким же усердием он ищет удовольствия. Кто-то получает его от благодарности за свою работу, от признания и уважения. Человек же с кожным вектором нуждается в признании его лидерства, первенства, в достижении социального и имущественного превосходства.
Когда мы, родители, ругаем своего кожного ребенка за воровство, говоря, что он вырастет никчемным человеком, отбросом общества, мы раним его достоинство. Это такая же боль, как и от физических наказаний.
Так как терпеть боль и унижение тяжело, гибкость психики и высокая способность к адаптации у ребенка с кожным вектором помогают ему научиться получать удовольствие от наказания.
На физическом уровне это происходит за счет выделения опиатов, эндорфинов, что является защитной реакцией и действует наподобие обезболивающего. И как это нередко бывает, обезболивающее вызывает привыкание.
Так желание к получению удовольствия и необходимость в ощущении безопасности загоняет этого маленького человечка в ловушку. Он продолжает воровать, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя защищенным. Затем получает свою дозу эндорфинов — удовольствие от наказания. Это повторяется вновь и вновь, вырабатывается стойкая привычка. В дальнейшем это может стать также причиной формирования сценария на неудачу.
К каждому нужен индивидуальный подход
Что же делать, если наказывать ребенка нельзя? Нас наказывали, и мы выросли честными, порядочными, уважаемыми людьми. Мы склонны следовать примеру своих родителей, упуская из виду, что мы все рождаемся разными.
Что для одного ребенка является наказанием, которое заставляет задуматься о своем поведении и исправиться, то для другого может стать причиной стресса и остановки в развитии.
Все дети, да и любой взрослый, одинаково плохо реагируют на физическое наказание и крик. И к представителям каждого вектора нужно применять индивидуальные методы воспитания.
Как воспитывать ребенка с кожным вектором
Кожному ребенку пойдет на пользу строгое соблюдение режима дня. Конкретный список обязанностей с обозначением полагающейся за их выполнение наградой. С ними хорошо работает схема “ты мне – я тебе”. Спорт, дисциплина и четкий распорядок дня – вот лучшие помощники в воспитании кожного ребенка.
Кожный ребенок лучше других детей понимает запреты и ограничения. Если на каждое «нет и нельзя» давать четкое и логичное объяснение «почему нельзя», то это способствует развитию ребенка с кожным вектором.
В случае непослушания можно применить ограничение во времени и пространстве. Например, отправить спать на полчаса раньше, ограничить территорию прогулки – ни шагу дальше песочницы. А спокойно постоять 5 минут в углу для подвижного ребенка будет тем еще испытанием. Уж лучше убраться в своей комнате, как просила мама, чем такие мучения.
Исправительные учреждения не исправляют
В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.
К сожалению, не зная реального положения вещей, представляя жизнь в колониях по кино и сериалам, подростки склонны заблуждаться о том, что их там ждёт. Им кажется, они будут похожи на какого-нибудь героя, который попал в тюрьму по недоразумению и обрёл там авторитет благодаря своим особым качествам характера. Но в тюрьмах царят свои законы, и в колонии для малолетних тоже. Там есть свои авторитеты, требующие неукоснительного подчинения, которые будут добиваться этого подчинения любыми способами, самыми жестокими, извращёнными и отвратительными — такими, о которых и говорить не хочется. Да, там будут совсем молодые преступники, почти дети, но не надо забывать, что очень часто дети бывают намного более жестокими, чем взрослые. Они ещё не умеют жить, и потому им кажется, что насилие — это самый лучший и самый действенный способ добиваться желаемого.
Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.
Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.
“Пряник” для кожного ребенка
В воспитании также важно и поощрение. Для мальчиков оно может быть материальным. Еще одна монета в копилку. Велосипед за хорошее окончание учебного года. С девочками лучше избегать прямого материального вознаграждения. Это может быть небольшое путешествие – ведь кожный человек так любит перемены. Или возможность участия в конкурсе, соревновании.
Самым большим удовольствием и главным «пряником» для кожного ребенка являются нежные поглаживания кожи или «массажики» от мамы. От таких действий ребенок, даже очень активный, успокаивается и чувствует защищенность и безопасность. Огромное наслаждение он получает через свою нежную кожу.
Удовольствием для кожного ребенка всегда является движение. Поэтому танцы, подвижные игры и соревнования также могут являться хорошим инструментом поощрения и наказания. Все сделал – идешь играть. Не выполнил требования – игры отменяются.
Дети с кожным вектором моментально просчитывают свою «пользу-выгоду» и в случае справедливости требования и понимания своей выгоды от его выполнения легко идут на ограничения. Правда, иногда родителям необходимо проявить «стойкость», потому что кожный ребенок может «торговаться» и обещать сделать когда-нибудь потом то, что он должен сделать сейчас. Так тоже проявляет себя стремление получить приз, прикладывая минимум усилий.
Карманные деньги и возможность зарабатывать
У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги. Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко. Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.
Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.
Мы в ответе за наших детей
Мы несем ответственность за правильное воспитание наших детей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что состояние матери напрямую отражается на состоянии ребенка. Дети тонко чувствуют все изменения, колебания психологической атмосферы в семье и незамедлительно на них реагируют.
Проходя тренинг по системно–векторной психологии, многие мамы начинают замечать изменения в поведении своих детей. И удивительным образом исчезает проблема воровства. Вы можете познакомиться с такими результатами после тренинга:
Ключ к пониманию наших детей
Лучше понимая своего ребенка, мы сможем дать ему именно то, в чем он больше всего нуждается для гармоничного развития своих психических свойств. Это поможет ему в дальнейшей реализации в социуме, что напрямую связано с качеством жизни каждого человека.
Если вы хотите более подробно познакомиться с особенностями кожного вектора, узнать, каким образом из маленького воришки-добытчика вырастить инженера, бизнесмена или законотворца, уважаемого в обществе человека, приходите на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Регистрируйтесь здесь: https://www.yburlan.ru/training
Автор публикации: Надежда Козлова, администратор управляющей компании
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»