Знакомо чувство, когда понимаешь, что делать уроки надо, но не можешь себя заставить? Как быть? И значит ли это, что школьник глупый? На эти и другие вопросы ответила психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко
.
Анна Исаенко — психолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы с подростками в Беларуси и России. Ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества с 1991 года. Соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»
Мотивационная сфера личности
Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.
По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.
Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.
Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.
«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу».
Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.
Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.
Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?
«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку».
По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.
Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.
Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.
«Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию!»
Марьяна Безруких
Как мы учимся?
Структура учебной деятельности состоит из ряда действий. У каждого взрослого человека есть осознаваемые трудности, проблемы, и это нормально. В отличие от ребёнка, взрослый решает свои материальные и эмоциональные проблемы не за счёт других, а самостоятельно.
Бывает такое, что взрослые люди ведут себя по-детски и ходят на работу, чтобы отбыть какую-то процедуру. Считается, что взрослому человеку присущ высший уровень деятельности — труд. Когда вы ходите на работу, чтобы создать крутой проект, и продвинуть его, тогда вы заняты трудом. А когда ходите в офис, чтобы выполнять рутинную, скучную, неинтересную процедуру и получать зарплату, то это та же самая игра. Просто по тем правилам, которые вам не нравятся.
А почему так случается? Потому что люди не научились учиться в школе. Уметь учиться — это:
- Осознавать
, что вы
столкнулись с проблемой
, и это нормально. Психически здорового человека от невротика отличает способность не зацикливаться на проблеме, а сразу же переформулировать термины в задачи — как сделать так, чтобы решить её. - Формулировать проблему в форме задачи
. Поставить вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы решить её?»
- Проводить самоанализ
, рефлексию: «У меня есть способы решения этой задачи?» Найти правила, ключевые ресурсы, знания, которые пригодятся для того, чтобы справиться с задачей.
- Моделировать решение задачи
при помощи найденного средства. Если способа нет — это тоже нормально. Мы идём искать этот способ в окружающем социуме: у новых знакомых, в интернете и так далее.
- «Играть» с моделью, чтобы увидеть всё многообразие вариантов решения
. А если я буду действовать так или другим способом? Вы увидите, что вариантов решения много.
- Выбирать
самое адекватное и подходящее
решение проблемы
. - И проверять, соотнеся найденное решение с условиями задачи
.
Эти действия нужно повторять столько раз, пока не найдёшь подходящее решение. Я очень люблю встречаться с будущими предпринимателями, которые уже в 9 классе создают свой бизнес, а родители говорят: «Он не хочет учиться, занимается какой-то несерьёзной деятельностью»
. Родители просто не осознают эту учебно-предпринимательскую деятельность как учебную. Кто-то учится игре на гитаре, кто-то осваивает искусство отношений или выступает перед публикой. Другой вопрос: вы не рассматриваете это как учебную деятельность. Игра от учёбы отличается тем, что у вас появился мотив самосовершенствования, саморазвития. И поверьте, это самый увлекательный мотив, который есть в этой жизни, надёжное лекарство от скуки.
И когда человек говорит «Я не знаю, кем быть. Я не хочу учиться», это означает, что он пока не понимает, кто он и ради чего живет, каковы те ценности, ради которых он готов экспериментировать. Хорошо, когда у человека есть вера в себя и какой-то смысл жизни.
Профориентация для школьниковПсихолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы поможет определиться с профессией, учитывая твои интересы и способности! Узнай, как найти своё призвание.Записаться на консультацию
Когда страдает формирование учебной мотивации?
Мотивация притупляется или вовсе исчезает в нескольких случаях.
Первый.
Не учитываются возрастные особенности развития детей. Например, чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. Эти механизмы полностью формируются к 9 годам. Поэтому необходимо не заставлять, а организовать процесс так, чтобы эффективно использовать те минуты, когда ребенок может сконцентрироваться.
Второй.
Интенсивность подачи материала слишком высока, темп деятельности непосильно быстрый. Все дети с разной скоростью осваивают учебу. И это абсолютно нормально. Привыкайте к тому темпу, в котором первокласснику комфортно работать. В конце концов, сорта яблок тоже разные — одни созревают к середине лета, а другие — к ноябрю.
Третий.
Не учитывается возрастная необходимость многократного повторения материала. Не бойтесь повторять пройденное вместе с ребенком — такая практика однозначно пойдет на пользу.
Четвертый.
Ребенок работает на пределе своих возможностей. Включайте щадящий режим. Лучше чуть-чуть НЕДО-, чем ПЕРЕгрузить.
«Не может или не хочет?» — на этот вопрос поможет ответить психолог.
Сдвиг мотива на цель
Автор методики – А. Н. Леонтьев.
Детям не всегда интересна учеба. А многое попросту дается с трудом: чтение, письмо, счет. Но изначальный мотив может измениться в ходе выполнения действия, когда деятельность, которая нам не нравится в самом начале, постепенно начинает наполняться особым смыслом, и в результате мы уже хотим заниматься этой деятельностью!
Пример. Изначально ученик читает книгу, потому что есть четкая цель: он должен завтра ответить. Предмет не нравится ученику, но он внимательно читает. Действие чтения не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое, и если урок отменят, он сразу же перестанет читать. Но если по ходу чтения и подготовки возник интерес, новость об отмене урока не остановит ученика. Произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Мотив ответа и получения отметки сдвигается на мотив чтения интересного текста.
Упражнение
Чтобы понимать, как у ребенка работает механизм сдвига мотива на цель, проследите, когда такое происходило в вашей жизни.
1. Приведите пример из личной жизни, когда произошел сдвиг мотива на цель. 2. Проследите путь трансформации цели в мотив: как менялись чувства, когда появился интерес? 3. Какие условия способствовали переходу?
«Наша задача — создать условия, чтобы у ребенка появились первые успехи. А дальше дела будут налаживаться».
Что вообще значит учиться?
Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.
Первый вид деятельности, с которым сталкивается человек, — игра
. Это единственный вид деятельности, который присущ детям. Мы играем тогда, когда испытываем удовольствие от процесса, и бросаем, когда надоедает. Это спасительный вид деятельности дан детям, чтобы они осваивали новый человеческий опыт. И это единственный преобладающий вид деятельности до лет этак 10−11, когда уже есть шанс сформировать учебную деятельность.
Что такое учебная деятельность
и когда она просыпается? Тогда, когда человек столкнулся с каким-то ограничением или невозможностью, но преодолеть её очень хочется. Например, ребёнок в три года делает глобальнейшее открытие: у него появляется осознание на индивидуальном уровне. Появляется местоимение «Я» применительно к себе. Так вот малыш впервые открывает, что он человек и член человеческой стаи, и хочет быть равноправным членом. Но мама и папа дают понять, что он любимый член семьи, но не может быть равноправным. Потому что пока взрослые обеспечивают его жизнедеятельность: зарабатывают деньги, организуют досуг, готовят еду, добывают одежду и решают другие важные вопросы. А ребёнок пока это сделать не может, и в нём копится некоторый разрыв между уровнем притязаний и его возможностями. И это становится предпосылкой для возникновения учебной деятельности. Ребёнок хочет научиться, чтобы быть как мама и папа. И он начинает играть, подражать, копировать. В нём копится желание самосовершенствования, саморазвития. Вот именно это количество и качество времени, проведённого за играми, обусловливает полноценное формирование учебной деятельности.
Учёба — деятельность по развитию себя, самосовершенствованию. И вы занимаетесь учёбой тогда, когда преодолеваете своё несовершенство, неспособность, пытаетесь реализовать своё стремление к лучшему.
Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар
Повышаем мотивацию младшего школьника
Вместе ставим вполне конкретные цели:
- исправить двойку по русскому языку;
- полностью делать домашние задания;
- не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.
При формировании целей обязательно учитывайте реально действующие, актуальные мотивы ребенка. Например, качественно выполнять домашнее задание ему может быть нужно, чтобы:
- получить хорошую отметку,
- получить похвалу учителя или мамы,
- быть лучшим учеником,
- хорошо знать предмет,
- чтобы его не ругали дома, не наказали,
- не исключили из спортивной секции,
- купили велосипед и т. д.
На первом этапе важно подключить именно актуальные мотивы самого ребенка, а уже потом реально действующие мотивы могут выйти на более высокий уровень. Например, ученик сначала привыкает вовремя делать уроки, чтобы успеть поиграть, а потом, когда вследствие этого у него улучшается успеваемость, он начинает лучше разбираться в предмете, ребенку становится все интереснее учиться! Мотив постепенно меняется, переходит на цель — учебу, познание.
Приемы, помогающие идти к успеху
- «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
- ребёнок получает возможность получить хороший результат.
- «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
- «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
- Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
- Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.
Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)
Инструкция: выберите ответ «да» или «нет». Ответ, который первый приходит в голову, часто является наиболее точным.
- Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
- В деятельности активен.
- Склонен к проявлению инициативности.
- При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
- Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
- трудности.
- При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
- При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
- Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
- внешнего контроля.
- При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
- моей деятельности ухудшается.
- Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
- Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
- Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
- Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
- Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
- чем нереально высокие.
- В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
- При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
- Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
- При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
- даже если задание достаточно трудное.
- В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
- Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
Ключ к опроснику
Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех.
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».
А. Н. Леонтьев отмечал, что в подростковом возрасте становится актуальной задача сопоставления мотивов, поиск смысла:
- Что для меня важнее всего ?
- Что всего важнее для другого?
- Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
- Почему я делаю это так, а не иначе?
Начинает складываться осознанная система, иерархия мотивов. Ведущая деятельность подростка — не учеба, а общение!
Ребенок не хочет учиться в школе консультация (5 класс)
Как сделать так, чтобы ваш ребенок сам:
• вставал рано утром в школу; • собирался, следя за временем, а не ожидал понуканий со стороны взрослых; • шел в школу с удовольствием, а не волочился на маминой/папиной руке; • приходил на занятия вовремя; • делал уроки с удовольствием; • ложился спать в такое время, чтобы выспаться к раннему подъему.
Конечно, это непросто. Вам кажется, что вы умнее своих детей? Что вы все знаете, а они — маленькие и бестолковые? Вы считаете, что их нужно во всем контролировать? Но тогда каким навыкам вы собираетесь обучить дитя? Ходить по струнке? Выполнять приказы? Спрашивать разрешения по поводу и без? Этому успешно научит армия. А мы с вами будем учиться доверию. Обратите внимание: учить себя, а не сына или дочку. И начнем с… напряжения. Вы встаете пораньше, чтобы приготовить завтрак. Постоянно следите за временем. Начинаете тормошить малыша, а он… переворачивается на другой бок и снова уходит в мир сна. Ваше напряжение растет. Наконец удается поднять полусонное дитя, отправить его в ванную, накормить завтраком, помочь натянуть куртку и ранец. Он спит. Он еще и не проснулся. Поэтому дорога до школы превращается в набор понуканий. Ваше напряжение достигает апогея, когда вы забегаете в школу со вторым звонком, а еще нужно переобуться. Просто страшные воспоминания… А теперь ждем, когда же нам эта ситуация надоест. Надоела? Отлично!
Приступаем ко второму этапу обучения: задаем вопросы
Сначала себе! «Кому нужна школа, и нужна ли?» -Моему ребенку. Хотя бы потому, что я в своей уже отучилась. «Кто хочет ходить в школу?» -Он хочет. «Мне его школа нужна?» — В общем-то, нет. «Тогда почему напрягаюсь из-за его опозданий? Почему я тащу его за руку, а он, посматривая по сторонам, плывет, как будто времени еще вагон и маленькая тележка» Потому что так надо, так делают все. Но это неправильно!Теперь задаем вопросы своему чаду. Наверное, парадокс: получаем те же ответы. «Тебе нравятся опоздания?» «Ты считаешь, что мне нравится следить за тем, как долго ты собираешься, как опаздываешь?» «Тебе самому нравится опаздывать?» На все вопросы, заданные ребенку, получаем ответ: «Нет!»
И разрабатываем такой план дальнейших действий:
• будильник он теперь ставит сам; • просыпается по нему сам; • сам следит за временем, оставшимся до выхода; • сам подгоняет маму, которая пока сопровождает его в школу; • сам следит за временем в дороге. Опоздание или приход вовремя на секции и кружки требует тех же навыков. Про самостоятельно сделанные уроки здесь уже не говорится, потому что это изначально подразумевается.
Первый блин комом?
Истошно пищащий будильник он не слышит. Поэтому в первый день эксперимента, подождав немного, просто скажите ребенку: «Больше будить не буду, пойду лягу досыпать». Вы можете мотивировать свое дитя другими фразами и действиями. Главное, чтобы для него они имели смысл, были значимыми. Для него, а не для вас! В первый день вам еще придется напоминать: я не отвечаю за время, я не отвечаю за твои опоздания. Вы думаете, легко сдержаться и не посоветовать? Легко оставаться просто наблюдателем? Трудно. Но это того стоит ! Теперь вы уже собираетесь не спеша. Любите встать рано, и пока ребята спят, приготовить завтрак и посидеть за компьютером. А потом просто ждать, когда ваш ребенок даст вам команду. «Пора выходить!» Теперь не вы, а он тащит вас за руку, а вы, любуясь утренними пейзажами, радуетесь светлому утру. И думаете: «А ведь, действительно, ходить в школу для ребенка — сплошное удовольствие. И для его родителей — тоже». С каким энтузиазмом бегут на первый звонок первоклашки! Но проходит время, и желание учиться у них исчезает. Причем причины отвращения к учебе зачастую не имеют к ней самой никакого отношения.
Как правильно организовать режим школьника и минимизировать стрессы?
Некоторые из них «организовывают» детям сами родители. Например: звонок уже прозвенел, а ребенок еще не добежал до входа. Кто виноват? Папа с мамой. Или: завтра праздник, класс предупрежден, что форма одежды — парадная. Все приходят нарядные, а Петя Иванов — в рубашке в клеточку. Опять не проследили родители. Стресс у ребенка может вызвать страх получить плохую оценку и, как следствие, взбучку от родителей. Причем, зачастую масла в огонь подливает то, что учитель не объясняет, почему поставил низкий балл. Школьник просто не понимает, что же он сделал неправильно Наиболее сильный стресс дети получают накануне и во время тестовых или экзаменационных работ. Хотя, чего бояться? Ученик сдает экзамен для того, чтобы подтвердить свой уровень знаний. Теоретически он получит ту же оценку, что и на уроках. Другое дело, что отметки на протяжении года часто бывают завышенными. Как следствие, возникает стресс: ребенок подсознательно понимает, что не заслуживает поставленной оценки, и боится экзамена. Важно, чтобы дети работали в течение года, а не только перед тестами или контрольными. Тут важна помощь и контроль родителей. Но не стоит зацикливаться на оценках, требуя высших результатов. Стоит дать понять сыну или дочке, что тест, экзамен, аттестация — это просто завершение учебного процесса, а мама с папой любят их просто так.
Нужно ли учить читать ребенка до школы?
Многие родители считают, что это задача школы, но такая точка зрения — неверная. Неумение читать -это неумение трудиться, эмоциональная неразвитость, ведь за книгой ребенок включает логическое, ассоциативное мышление, визуализирует то, о чем прочел, фантазирует по поводу деталей. Это большая работа. Получать информацию по телевизору — намного проще. Для того чтобы школьник отдавал предпочтение книгам, а не телевизионным программам, у него должны быть читающие родители. Причем, желательно, читающие не детективы или ужастики, а книги со смыслом, к которым можно возвращаться вновь и вновь.
Как понять не переутомился ли ребенок от учебы?
Безошибочный симптом — нарушение сна. Школьник с трудом засыпает, ворочается, просыпается среди ночи. А ведь для учебного энтузиазма и хороших оценок важен правильный режим — нужно, чтобы сын или дочка отправлялись в постель уже в начале десятого вечера. Недосыпание нарушает обменные процессы, задерживает в организме углекислоту, ухудшает работу сердца, из-за чего накапливается усталость.
ЧТО НУЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
Срочно снизить нагрузку, пожертвовав какими-либо дополнительными занятиями: музыкальной школой, театральной студией, курсами английского, репетитором по алгебре или айкидо… В противном случае, непомерная нагрузка рано или поздно отразится как на самочувствии школьника, так и на желании учиться вообще. В течение первых трех лет школьной жизни достаточно одного кружка или секции — из тех, что ребенку больше всего по душе.
Отдать ребенка в спортивную, гуманитарную, музыкальную школу с учетом его способностей — хорошая идея. В этом случае он будет посещать занятия с удовольствием. Другой вопрос — готов ли школьник к дополнительным нагрузкам? Иногда для учебного старта подойдет обыкновенная школа, с тем чтобы позже, постепенно увеличивая нагрузку, отдать ребенка в профильный класс. Близость школы к дому — также немаловажный фактор. Ребята чувствуют себя гораздо увереннее, зная, что дом — неподалеку. Более того, психологи рекомендуют преподавателям младших классов «одомашнивать» школьную обстановку: например, организовать в классе стенд с фотографиями родителей, разрешать приносить в школу любимые игрушки.
НЕ СТОИТ СРАВНИВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.
Помните, как в детстве нам часто говорили: «Посмотри, как учится Саша! Ну почему ты так не можешь? Видишь, он намного умнее тебя!» Став родителями, зачастую мы так же поступаем со своими детьми. Почему мы сравниваем собственного ребенка с другими детьми? Мы привыкли, что с нами делали то же самое. Вспомните школу, публичное оглашение оценок, язвительные комментарии учителей, разбор полетов -«кто лучше, а кто хуже». Бывает, родители интересуются успехами не только своего ребенка, но и отличников в классе — и на их фоне собственные сын или дочь никогда не выглядят лучше.
Нам кажется, что, сравнивая ребенка с другими, мы мотивируем его на улучшения, достижения, успехи. Детские удачи или неудачи влияют на наше ощущение себя как родителя («если у моего чада все отлично с учебой, значит я — хорошая мама»). Если нет -мы переживаем ощущение неполноценности, так хорошо знакомое из детства. Ребенок в этом смысле воспринимается родителем как продолжение себя. Мы слабо доверяем уникальным возможностям и способностям своих детей. И тогда чужие достижения становятся ориентиром, поддерживающим родительскую уверенность. Как же влияет сравнение на ребенка? В первую очередь, он становится зависимым от критики и похвалы, чувствуя себя любимым и принятым, только если выигрывает в борьбе «хороший-плохой» в ваших глазах. Детская самооценка начинает зависеть от того, соответствует ли ребенок вашим ожиданиям. Так он усваивает, что его можно любить только за что-то, а не потому, что он «просто есть». В иной ситуации — когда ваши сын или дочь купаются в похвалах «Ты — самый лучший! Ты — молодец!», их представление о себе становится некритичным. В будущем такие дети оказываются неготовыми к неудачам, постоянно ищут одобрения и подтверждения своих достижений. Атмосфера сравнения не развивает мотивацию, а лишь усиливает страх разочаровать родителей и желание заслужить наконец-то их любовь. Что делать? Чем заменить сравнение? Для начала начните замечать, как вы реагируете на успехи или неудачи ребенка в повседневном взаимодействии. Что вас больше «цепляет» — его плюсы или минусы? Проведите параллели со своим детством: а как было у вас? Как вы себя чувствовали и в чем на самом деле нуждались от родителей? Если в глубине души вы так и остались малышом, желающим заслужить любовь мамы и папы и соответствовать их ожиданиям, волей-неволей вы будете воспитывать и свое дитя по сценарию сравнения. Вместо того чтобы искать недостатки у своего ребенка, обратите внимания на достижения. В чем он хорош — не в сравнении с другими, а сам по себе? Например, ваш сын не силен в учебе, зато у него развиты лидерские качества, или он легко находит общий язык с другими детьми. Фокусируясь на этом, вы найдете ресурсы, которые помогут мальчику в будущем реализовать себя. Следующий, и самый важный шаг -сравнивайте ребенка только с ним самим. Это — единственная шкала для оценки и развития. Любой результат, неважно, положительный или отрицательный, рассматривайте, прежде всего, с позиции: умел (знал) ли это ребенок раньше? Был ли у него уже опыт, или это первые шаги (будь то математика, иностранный язык, игра на фортепиано и т.д.)? И если сейчас результаты хуже (или лучше) предыдущих, то с чем это связано? Такой подход поможет развить адекватную самооценку, научит ребенка лучше узнавать свои ресурсы и ограничения. Одно из отличий местной системы образования в Испании состоит в том, что дети здесь знают только свои оценки, а об успехах одноклассников не имеют никакого представления. Никакой огласки ни в классе, ни на родительских собраниях. Вначале это для родителей непривычно, а потом они убеждаются -только сравнение с самим собой может выработать иммунитет к ошибкам и неудачам. Ведь точка отсчета остается единой — «я сам». Попробуйте посмотреть через эту призму и на себя, и на своих детей, и вы увидите, сколько лишнего напряжения уйдет из вашей жизни. Оказывается, мир — это не «кто лучше, а кто хуже», а «кто ты сам, и как хочешь развиваться». Когда ребенок пошел в школу, не стоит сразу требовать от него высоких результатов. Поддерживайте все увлечения ребенка, направленные на познавание. Не нужно бурно реагировать на замечания учителя в тетради, дневнике, лучше приободрять ребенка. Станьте сами примером для своего ребенка ведь когда он видит, что родители имеют разносторонние интересы, то начинает тянуться за ними.
Возрастные физиологические особенности подростка
У многих подростков с 5 класса наблюдается период подростковой лени, которая обусловлена еще и физиологическими особенностями.
Причины нежелания учиться
Ощущение себя взрослым.
На первый план выходят общение, личные переживания, дружба и любовь.
Скука.
По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов.
Неуспеваемость.
Непонимание предмета, накопление пробелов приводят к чувству безысходности
Страх перед предстоящими экзаменами.
«Как ты будешь сдавать ОГЭ/ЕГЭ?»
Перегруженность.
С возрастом требования и нагрузка в школе и на дополнительных занятиях сильно возрастает. 59% школьников сталкиваются с дефицитом времени.
Неблагоприятные отношения в семье.
Плохо влияют на учёбу подростка: скандалы, агрессия, попустительство, аморальное поведение родителей, отсутствие личного пространства и другие факторы.
Серьезные нарушения оптимального режима.
Многие испытывают недосыпание, зависают в интернете, нерационально питаются, мало бывают на свежем воздухе.
Проблемы с здоровьем.
Подростки с ОВЗ, хроническими заболеваниями, СДВГ, неврологическими проблемами, как правило, менее успешны.
Конфликты с учителями.
В возникающих конфликтах необходимо своевременно разбираться, привлекая психологов.
Неудовлетворительные отношения с одноклассниками.
В классном коллективе подросток проводит большую часть времени. При конфликтах с одноклассниками страдает не только учёба, но и психологическое состояние подростка в целом. В этом, как и во многих других случая, рекомендована работа с психологом.
Депрессивные реакции.
На фоне психического неблагополучия резко падает интерес к учебе, появляется апатия, отсутствие каких-либо желаний. Рекомендовано обратиться к психологу, а возможно, и к психотерапевту, психиатру.
Как мотивировать подростка?
Для начала поймите причину нежелания учиться. Но, возможно, подросток и сам о ней не знает. Помогите ребенку осознать ценность обучения и понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребенок готов вас слушать. Если подросток увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами.
Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Успешность в чем-то одном может мотивировать на приложение усилий в другой. Дайте подростку возможность поделиться с окружающими своим увлечением (проекты, выступления, волонтерство…).
Давайте материал для сравнения, приводите жизненные примеры людей, которые не сразу, а через преодоление и труд пришли к хорошим результатам. Помогите искать правильные ориентиры.
В приоритете — сохранение и укрепление хороших человеческих отношений. Принимайте личность каждого ученика в целом, опирайтесь на его сильные стороны, не критикуйте действия, поведение, отдельные результаты. Проявляйте терпение и подходите с оптимистической гипотезой и к своему подростку, и к себе!
Что мешает мотивации старших школьников?
- устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
- желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
- предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
- неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
- негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
- чувство взрослости и ценность отношений;
- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.
Наметив вместе со своим ребенком будущую профессию по его выбору (как дальнюю цель), можно прийти к ближайшей цели — успешному окончанию средней школы (получению аттестата, высоким баллам на ЕГЭ, получению качественных знаний).
«Помощь в профессиональном самоопределении — важнейший инструмент мотивации!»
Слайды и текст этой презентации
Ребёнок проучился в школе десять лет. Казалось бы, осталось совсем чуть-чуть приложить усилия, и на руках будет заветный аттестат и желанные высокие баллы по ЕГЭ, а впереди поступление в вуз. Но нет, иногда в 11 классе подросток отказывается учиться. Чтобы помочь ребёнку справиться с проблемой, родителям нужно разобраться в её причине.
- 1.1 Усталость
- 1.2 Ребёнок не хочет поступать в вуз, который выбрали родители
- 1.3 Ребёнок хотел уйти после 9 класса
- 1.4 У подростка есть любимое хобби, которое он хотел бы сделать своей будущей профессией
- 1.5 Авторитет друзей
- 1.6 У подростка появилась личная жизнь
- 2 Рекомендации родителям по решению проблемы
2.1 Попытаться устранить усталость
- 2.2 Пусть ребёнок сам выберет вуз
- 2.3 Иногда вообще не нужно настаивать на вузе
- 2.4 Показать ценность учёбы