Уловки ребенка-манипулятора – что делать, если ребенок манипулирует родителями?

.

В каждой семье установлены определенные правила поведения. Но случается так, что дети начинают предъявлять свои требования. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, который является трудным как для родителей, так и для самого ребенка. В попытке контролировать чувства и поведение взрослых подросток использует разные способы манипулирования.

Как распознать детскую манипуляцию

СОДЕРЖАНИЕ:

Манипуляция – это определенное поведение с целью воздействия на другого человека, чтобы добиться своей цели. Нужно понимать, что не всегда детское поведение является манипуляцией или, если она и происходит, то не всегда осознанно. Следует знать, что поведение ребенка до 1 – 1,5 лет крепко связано с его инстинктами. Если у малыша возникает какая-либо потребность, самым простым и естественным способом сказать об этом родителю – это плачь. Даже вплоть до школьного возраста дети мало отдают себе отчет в своем излишне эмоциональном поведении. Дело в том, что в этот период дети проходят несколько возрастных кризисов, следующих один за другим. Так они осваивают взаимодействие с окружающими людьми, испытывают наиболее эффективные формы влияния на них. Однако это совсем не значит, что они совсем ничего не понимают. Иногда дети целенаправленно ведут себя так, чтобы привлечь внимание родителей и получить желаемое.

На самом деле манипулятивное поведение можно отследить. Просто чаще всего родители поддаются эмоциям и чувствам. И, как правило, это мамы или бабушки. Как же понять, что вами манипулирует ребенок?

  1. Постарайтесь отстраниться от эмоций и понаблюдайте, что предпринимает ребенок каждый раз, когда что-то идет не по его. Если происходит бурная реакция и такое поведение каждый раз повторяется, здесь может быть речь о манипуляции.
  2. Вторая составляющая – это на кого направлено воздействие. Если это один и тот же человек, то явно прослеживается манипулятивное поведение. Как правило, остальные члены семьи могут выследить и пресечь манипуляцию. А тот, кто поддался один раз, попадает в ловушку и повторяет свою реакцию снова.

Разобраться в причинах

Распознать первые попытки подростка манипулировать родителями не трудно. Одни играют на слабостях и страхах, другие прибегают к угрозам, а третьи и вовсе совершают шокирующие поступки с целью получить желаемый результат, вплоть до попыток суицида. Чтобы знать, как реагировать, важно выявить причину и распознать форму манипуляции.

Принято различать семь основных форм:

  • Истерики. Слезы характерны больше для девочек, которые ежечасно начинают плакать, требуя исполнить их желание или отменить наказание.
  • Угрозы и шантаж характерны и для мальчиков, и для девочек. Подростки грозят распространить нелицеприятные сведения о родителях, покончить с жизнью или совершить преступление, если их требование не будет выполнено.
  • Ложь и интриги. Дети лгут о намерении посетить библиотеку или остаться у друзей с целью совместной подготовки к контрольной, чтобы в действительности отправиться на прогулку.
  • Причинение вреда себе. Крайние меры, характерные для подростков, страдающих неврозом или акцентуацией. Обычно речь не идет о реальном вреде, и подросток принимает упаковку глюкозы, неглубоко режет кожу на запястьях или проводит ночь в подъезде.
  • Сравнения с родителями других и спекуляция чувствами. Обычно используются формулировки: «А вот у Димы родители…» и «Если бы я был вам дорог, вы бы…».
  • Депрессия и апатия в принципе характерны для пубертатного периода, но когда эти проявления возникают в ответ на запрет или требование сделать что-то, имеет место манипуляция.
  • Приискание сторонников (бабушки, соседи, педагоги). Совершается с целью опорочить родителей в отместку за наказание.

Подростки удивительно изобретательны и непредсказуемы. Из-за гормональной перестройки организма их настроение постоянно меняется, и на смену эйфории приходят апатия и хандра. Данный возраст крайне важен для становления личности, т.к. сформированные в детстве черты характера получает в это время свое закрепление. Взрослые люди не способны меняться, в отличие от подростков. Поэтому так важно сохранить доверие в отношениях и научить подростка вести себя достойно в любых ситуациях.

Откуда появляется детская манипуляция

Причины возникновения детской манипуляции напрямую связаны с ситуацией в семье. Причина может быть одна или несколько.

  • Если в семье уже кто-то манипулирует другими. Дети очень легко считывают поведение взрослых и могут его копировать.
  • Если в воспитании детей кроме родителей активно участвуют третьи лица (бабушки, дедушки, тети и т.п.). Обычно взгляды на воспитание у родственников отличаются друг от друга, поэтому дети просто не понимают, какое поведение верное.
  • Если родители перегибают палку в воспитании. Чрезмерный контроль в виде регулярных наказаний, постоянных запретов, угроз, лишения самостоятельности, жесткое ограничение личного времени и пространства, загоняет ребенка в жесткие рамки. Выходом из этой ситуации может быть бунт в виде манипуляций, так как по-другому воздействовать на родителей ребенок просто не в силах.
  • Если в семье наблюдается неуверенность в себе и своем ребенке. Такие родители начинают испытывать чувство вины и жалости. Например, если у него мало друзей, он плохо учится, часто болеет и т.п. Ребенок сразу понимает, что он какой-то неправильный и может использовать эту ситуацию в своих целях. А вернее он начинает играть по установленным взрослыми правилам.
  • Родители предъявляют слишком завышенные требования к детям. Они могут думать, что ребенок должен быть гением во всех областях сразу. Ему нужна помимо школы еще и музыкальная школа, и спортивная секция, дополнительные занятия по английскому, и кружок по химии. Как правило, такие родители пытаются восполнить пробелы, как им кажется, в воспитании их самих своими родителями. Ребенок просто не выдерживает таких нагрузок и пытается манипулировать, чтобы избавиться хотя бы от части из них.
  • Если папа крайне редко участвует в воспитательном процессе. Такое бывает, когда: либо в семье вместо папы отчим, который внутренне не принимает чужого ребенка, либо мама с папой в разводе, и отец крайне редко навещает ребенка. Крохе не хватает внимания и он пытается добиться его любой ценой, в том числе и манипуляцией.

Объяснять

Когда дети начинают прибегать к шантажу, угрожая сбежать из дома, надо сообщить о том, что их поведение ранит. Фразу надлежит строить по формуле:

  • чувства;
  • поступок ребенка;
  • последствия;
  • вывод.

На деле это будет звучать так: «Я тебя очень люблю. Мне очень обидно и страшно, когда я слышу твои слова. Я боюсь за тебя и твою безопасность. Не могу купить тебе новый телефон сейчас, т.к. нет денег на покупку. Если ты продолжишь угрожать или действительно сбежишь, мне будет больно. Думаю, ты мог бы найти подработку в свободное от учебы время и попытаться заработать на новый телефон сам».

Осознавая бесперспективность манипуляции, дети перестают к ней прибегать. Последовательность в требованиях, постоянство и личный пример — залог успеха в воспитании подростка. Юный возраст не препятствие для правоты и порой полезно прислушаться к словам подростка, т.к. его возражения или требования могут оказаться обоснованными.

Какие способы манипулирования родителями бывают

Для того, чтобы понимать, с чем имеешь дело, здесь представлены основные способы детского манипулирования и примеры фраз:

  • Истерика. «Я хочу это!», «Ну, купи, купи, купи!»
  • Ложь. «А папа сказал, что это глупо…»
  • Лесть. «Ты сегодня такая красивая…», «А ты знаешь, я хочу твои вкусные сырники…»
  • Подкуп. «Дай мне в приставку поиграть, а я потом бабушке помогу»
  • Ультиматум. «Я это не буду это делать и всё тут!»
  • Вымогание. «Если я пойду к доктору, купишь мне шоколадку?»
  • Злость или агрессия. «Я тебя ненавижу!»
  • Отговорки. «Я потом сделаю, а сейчас…»
  • Шантаж. «Уйду от вас к бабушке!»
  • Перекладывание вины. «Это не я виноват!»
  • Наперекор. «Ты меня заставляешь, а я все равно не буду делать, как тебе нужно.»

Быть последовательным

Дети в пубертатный период начинают манипулировать взрослыми, пытаясь расширить границы дозволенного и самоутвердиться. К 12–14 годам они уже четко понимают, как мама и папа реагируют на слова и поступки, чего боятся и хотят от него. Не получая желаемого, ребенок пускает в ход истерики, угрозы, побеги из дома и откровенный шантаж. Родители часто допускают ошибки, не зная, как пресечь манипулирование. Одни жестоко наказывают ребенка, другие проявляют неуместную лояльность, а третьи вовсе игнорируют проблему, беспечно рассчитывая, что все наладится само. Важно быть последовательными, твердо стоять на своих позициях и не поддаваться на провокации.

Как реагировать на манипуляцию ребенка

Здесь самое главное – это ваша реакция. От нее зависит дальнейшее поведение ребенка. Итак:

  • Если ребенок закатил истерику, не спешите реагировать бурно. Сделайте вдох, постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения наблюдателя. Не повышайте голос, не грубите и не применяйте физическое наказание. Такими действиями можно только усугубить ситуацию. Подождите, когда истерика закончится. Объясните малышу, что в таком состоянии вы с ним разговаривать не будете. Как истерика пройдет, спокойно поговорите с ребенком. Он начнет понимать, что его истерики не имеют действенного эффекта.
  • Проявляйте твердость в своих решениях. Не идите на послабления при любом манипулировании. Если один раз вы уступите и пойдете на поводу у капризов ребенка, он продолжит эту тактику воздействия, а ваш авторитет будет подорван.
  • Не покупайте хорошее поведение! Нельзя постоянно стимулировать деятельность детей подарками или деньгами. Они быстро понимают такую тактику и будут хорошо себя вести лишь, чтобы получить материальные поощрения. Это неестественное поведение, дети быстро учатся притворяться. Да и с возрастом запросы будут только увеличиваться. А потом им придется столкнуться с реалиями жизни, где не все дается за конфетку.
  • Относитесь с понимаем взрослого к манипуляции ребенка, будьте выше, держитесь спокойно и доброжелательно. Объясняйте ребенку, почему вы запрещаете ему что-то делать: «… потому что это опасно для здоровья». «… потому что здесь так не положено делать» и т.п. Спустя время он запомнит, осознает и будет прислушиваться.
  • Не поддавайтесь бури эмоций. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние родителей и заражаются им.
  • Всегда будьте примером для своих детей. Чтобы ваши дети вас уважали и прислушивались, нужно чтобы ваши дела не расходились с вашими словами.
  • Не поддавайтесь чувству вины. Когда во время детской манипуляции вы проявляете выдержку и строгость, а малыш психологически сопротивляется, выражая это эмоциями, не корите себя за то, что вы слишком жесткий родитель. Вы так поступаете только на благо ребенку.
  • Ищите компромиссы. Разговаривайте, обсуждайте с детьми сложившуюся ситуацию. Общаясь с уважением, вы показываете, как правильно вести конструктивный диалог. Старайтесь найти выход, который будет в пользу для вас и ваших детей. Объясняйте, почему вы им что-то запрещаете.
  • Если не правы, признайтесь в этом и извинитесь. Иногда и взрослые заблуждаются и бывают не правы. Так ваш ребенок поймет, что не только он может ошибаться. Он научится, что тоже нужно извиняться, если неправ.
  • Иногда просто нужно дать детям пройти через свой собственный опыт. Позвольте им понять отрицательное воздействие своих поступков. Например, если ребенок отказывается готовить домашнее задание, можно допустить его желание. Только не выполняйте работу за него! После того, как он получит замечание от учителя, поймет, что поступил неправильно.
  • Помогайте детям в формулировке их чувств и переживаний. Проговорите с ним его эмоции, чтобы он лучше понял себя. Например, «Ты сейчас злишься, потому что твой друг обидел тебя», «Ты грустишь, потому что расстроен» и т.п.
  • Для коррекции поведения детей помогает сказкотерапия. В сказках показываются примеры поведения героев в тех или иных ситуациях, на которых они учятся. Так дети ненавязчиво усваивают нормы морали, действующие в обществе.

Любить ребенка

С первых дней жизни ребенка необходимо уметь договариваться с ним, учить его правильно выражать эмоции и делать все для правильного формирования детской психики. Для этого нужно придерживаться следующих правил:

  • любить детей, говорить им о своих чувствах несколько раз в день;
  • поддерживать во всех начинаниях и оставлять право на собственное мнение;
  • уважать эмоции малыша, признавая право впадать в отчаяние из-за сломанной игрушки;
  • наказывать соразмерно проступку;
  • никогда не сравнивать ребенка с другими, говорить ему, что он хуже;
  • порицая за конкретный поступок, не давать негативную оценку личности: «Ты плохой».

Способы борьбы с манипуляциями

Все способы манипуляции очень эффективны. Некоторым специалистам удается использовать каждый из них попеременно. Добиваясь желаемого. Тем не менее, бояться этих манипуляций не нужно. По той причине, что от них можно очень легко отмахнуться.

Подростку нужно определить, какой конкретно метод манипулирования применяется против него

Сначала подростку необходимо проследить за поведением манипулятора. Выяснить, какой метод для этого применяет собеседник. Пытается ли он льстить, оскорбляет, угрожает или же старается спровоцировать включение чувства вины.

После этого тинейджеру нужно обратить внимание на слова манипулятора. Определить, какие из них провоцируют появление негативных эмоций (которые вызывают у него желание повестись и выполнить требуемое действие). Если подросток найдет слова, которые вызывают у него бурные эмоции, это положительно на него повлияет. Поскольку в следующий раз, когда кто-нибудь это скажет, тинейджер больше не будет чувствовать себя плохо. Его настроение не ухудшится. Потому, что в следующий раз его психика разовьет «иммунитет» к аналогичным манипуляциям. И добиться желаемого у собеседника не получится.

Подростку нужно понять, зачем манипулятор пытается манипулировать им


Далее подростку нужно попытаться понять, по какой причине человек пытается им манипулировать. Чего он хочет добиться от него в итоге. Для этого подростку нужно напрямую спросить собеседника.

Например, если в школе одноклассник нахваливает тинейджера, то он не должен расслабляться. Его задача — сказать: «Зачем ты меня хвалишь? Хочешь, чтобы я выполнил домашнее задание за тебя?».

Важно задавать вопрос максимально спокойно. Не проявляя никаких лишних эмоций. Если тинейджер скажет это спокойно, то манипуляция не пройдет. Потому, что эмоций у подростка не будет. Помните, что основная задача манипулятора — вывести из равновесия человека.

Подростку нужно контролировать тему разговора, и не давать манипулятору перевести диалог в другое русло

Если манипулятор будет пойман на манипуляциях, то он будет стараться отвлечь тинейджера. Начнет говорить о сторонних вещах. Например, о домашнем задании, школе и досуге.

Подростку необходимо держать тему разговора в уме. И не давать собеседнику переводить ее в другое русло. Собеседник должен понять, что подросток заметил его манипуляцию. И что больше он не будет пытаться манипулировать им.

Подростку нужно научиться говорить «нет»


Цель манипулятора — сделать так, чтобы тинейджер выполнил его просьбу. Поэтому задача подростка состоит в том, чтобы научиться отказывать. Говорить «нет» громко и четко. Так, чтобы у человека не возникало желание больше пытаться манипулировать подростком.

При этом, отказывать манипулятору нужно тактично. Чтобы и манипуляция не удалась, и отношения остались с человеком хорошие. Например, если одноклассник похвалил подростка, а затем попросил сделать за него д/з, то тинейджер должен отказать. А затем добавить: «Я не могу. У меня остались долги по некоторым предметам, а затем я ухожу на спортивную секцию. У меня нет времени». Или придумать любую другую причину, которая тактично объяснит, почему тинейджер отказался.

Излюбленные приемы маленького манипулятора

Даже не осознавая собственных действий, детки прибегают к манипуляции по одной из двух причин.

  • они пытаются защитить себя, используя для этого ложь, утаивание правды, отговорки и даже осуждение.
  • лесть, повиновение и ультиматум применяются для получения выгоды.

Если ребенок случайно разбил тарелку или вашу любимую вазу, его первой реакцией может быть перекладывание вины на младшего брата или кошку. Малыш может попытаться скрыть факт содеянного, предпочитая обману молчание. Дети постарше предпочитают защите нападение, обвиняя в случившемся родителей, но этот прием действует только на самых мягких людей, неспособных отстаивать свое мнение. Если вы сталкиваетесь с таким поведением, возможно, вы слишком строги к своему чаду. В попытке избежать криков и наказаний он пытается снять с себя ответственность.

Чтобы получить материнское тепло и заботу, детки часто прикидываются больными и слабыми. Родители сами провоцируют такое поведение, если мало внимания уделяют здоровому малышу, но окружают его опекой в случае малейшей травмы. Чтобы отучить ребенка симулировать болезни, каждый раз обращайтесь к врачу. Детки обычно недолюбливают докторов, потому им проще «выздороветь» самостоятельно.

Ради получения желаемого малыш готов рассыпаться в комплиментах, объятиях и поцелуях, зная, что мама растает от такого повышенного внимания. Аналогично работает и прием абсолютного повиновения, который используют дошкольники и подростки, готовые потратить много времени и сил для достижения главной цели.

Особенно часто дети прибегают к агрессии, слезам и истерикам. Если хоть раз вы сжалились над крохой и купили ему новую игрушку, чтобы унять слезы, будьте готовы к повторному «выступлению». Малыши прекрасно играют на публику, потому любят закатывать скандалы родителям в общественных местах. Стоит же главному зрителю утратить интерес к представлению, как истерика быстро затихает.

Что делать

Дети манипулируют родителями осознано и неосознанно. Неосознанная манипуляция — это, когда механизм добиваться своего не отработан. Ребенок действительно заболел, сильно расстроен, обижен или подавлен отказом. Его эмоциональная реакция, конечно, признак манипуляции, но при этом он не ждет хорошего результата, а только выражает свои эмоции. Осознанные манипуляции случаются у детей, когда они проделывают одни и те же приемчики много раз и более того оттачивают свои технические навыки: плачут сильнее, завывают голосистее, молчат дольше, препираются изысканнее. В этом случае стоит уже приниматься за какие-то меры. Вот краткий список того, как справиться с проблемой:

  • Учится говорить «нет» и быть настойчивым. Ребенок должен иметь ограничения, чтобы повзрослеть. Психика так устроена, что она все время чего-то хочет и работает по принципу «да». Потому бурная реакция маленького ребенка на отказ со стороны родителя нормальна. Другое дело, что нужно ее выдержать и убедить ребенка сделать по-своему. Ребенок вырастает, только обучаясь и признавая запреты.
  • Признать, что его поведение нормально. Манипуляция — это естественное поведение ограниченного в своих возможностях человека, который не хочет или не умеет брать на себя ответственность. Дети не умеют быть ответственными и пока не могут, потому они хотят всего и всегда и если бы могли обойтись без родителя, то уже бы давно бы обошлись. Потому пугаться от их манипуляций и переживать, что это ненормально не стоит. Важно уметь доносить последствия желания ребенка и выполнять их разумные требования.
  • Не спорить. Тактика ребенка — вымотать родителя, потому разумно избегать всяческих утомительных диалогов. Если ребенок спорит уже более 10 минут, то причина всего этого одна — довести родителя до того, чтобы он от утомления сдался. Поэтому если сказано четкое «нет», то аргументация должна быть короткой и без длительных рассуждений по этому поводу.
  • Не менять решения. Конечно, быть всегда, как кремень, эта стратегия опасная. Она не формирует у малыша доверия и делает его негибким в своей собственной жизни, но также менять мнение под давлением дитя — еще более худший вариант. Родитель должен иметь несколько «золотых» правил, от которых нельзя отступать и которых он четко придерживается. Они не должны пасть ни под каким детским эмоциональным нажимом. Кроме того, стоит иметь «серебряные» правила, которые могут меняться, но не значительно. И все остальные субъективные требования, выставляемые по ситуации и которые можно обсудить с сыном или дочерью.
  • Обсуждение с детьми. Важно воспитывать ребенка постоянными дискуссиями с ним о правилах поведения о том, что хорошо и плохо. Перед детьми должно выкристаллизовываться то, почему именно так стоит делать, а по-другому нет. Все такие обсуждения стоит проводить в спокойной обстановке, до того как ребенок принимается за шантаж, слезы и угрозы.
  • Изучать себя. Личность любого человека несовершенна. Поэтому не стоит забывать о саморазвитии и совершенствовании своего поведения и убеждений. Особенно это важно, если родитель склонен чрезмерно сливаться с ребенком, живя только его жизнью или когда наоборот жесток и сух. Ведь вообще подаваться манипуляциям — это признак эмоциональности и человечности. Жить исключительно одной логикой не реалистично. Взрослеет ребенок, когда учится не только следовать логике, но и умеет управлять своими чувствами, а не только сторониться их. И если не поддаваться вовсе на эмоциональное воздействие ребенка — это воспитывать его отчужденность и стыдить его за несовершенство.
  • Учить брать ответственность. Просьба от манипуляции отличается тем, что дети не задумываются о последствии своих желаний. В результате они опускают аргументацию родителя и продолжают требовать. Для того чтобы ребенок не скатывался постоянно к манипуляциям, его нужно готовить к тому, чтобы он сам начинал задумываться о том, что произойдет, если его желания сбудутся и что он будет с этим делать. Пока он мал, подобные разговоры бессмысленны, но с возрастом ему необходимо поручать дела, обязанности, которые бы помогли осознавать его поступки и возможности.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]