Психологическое благополучие, здоровый образ жизни и семья


Социально-психологическая характеристика личности

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Психологическое благополучие, здоровый образ жизни и семья

Пословица: «Семья – это главный показатель здорового образа жизни» — имеет глубокий смысл. И действительно, семья, брак и семейное благополучие – это один из факторов, влияющих на продолжительность и качество жизни. В сравнении с незамужними и неженатыми, мужчины и женщины, счастливо живущие в браке, меньше подвержены таким распространенным сегодня явлениям, как стресс, депрессия, эмоциональное выгорание и т.д. Практически все известные долгожители женаты.

Конечно, все это истинно, при условии наличия благоприятного психологического климата в семье, который в свою очередь складывается из таких аспектов, как:

-общности интересов и взглядов;

-сформированности у супругов таких семейных ценностей как терпение к себе и другим, честность, умение прощать и т.д.;

-материального благополучия и бытовых условий жизни семьи;

-гармоничности интимных отношений между супругами.

К проблемам, с которыми часто сталкиваются современные семьи относят:

-квартирный вопрос и финансовые проблемы;

-поздние дети или поздний брак;

-нехватка времени друг на друга;

-нарушение интимной сферы жизни супругов. Сегодня почти 50 % женщин не довольны своей сексуальной жизнью, а 33 % относятся к нему холодно и безразлично. Среди мужчин недовольных меньше, однако их удовлетворенность часто достигается без учета интересов партнерши. Следствием сексуальной неудовлетворенности является плохое настроение, нервозность, даже неврозы, головная боль и другие негативные моменты, которые накладывают свой отпечаток на отношения супругов.

Усложняются взаимоотношения в семье и с рождением ребенка, появляется ответственность за его здоровье и воспитание полноценной личности. В этот период очень важно сохранить не только благоприятный психологический климат в семье, но и саму семью в целом. От того в какой среде будет воспитываться ребенок будет зависеть, то каким человеком он вырастет. Именно в семье закладываются основы отношения к вредным привычкам и здоровому образу жизни.

Например, дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить. Если родители не курят, то вероятность того, что дети не будут курить — в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей больше значение имеет для мальчиков.

Другая проблема – алкоголь. Надо признать, что пить и напиваться в России стало не стыдно. А водка стала вообще национальным достоянием и обязательным атрибутом каждого семейного праздника и истинно русского человека. Приобщения детей к алкоголю начинается с традиционных семейный застолий.

В семье берут свое начало и основы пищевого поведения человека. Одной из основных причин ожирения и избыточного веса являются привычки и традиции, привитые с детства. Питание человека с самого рождения связано с общением, в последствии, еда становится неотъемлемой частью празднования различных событий, установления и формирования деловых и дружеских взаимоотношений.

Психологическое здоровье ребенка, его способность преодолевать стрессовые ситуации и жизненные трудности также закладывается в детстве, в семье.

Семья для ребенка – его мир, его Вселенная. А родители – не просто источник удовлетворения потребностей, они – средство и способ построения представлений о мире. От количества и качества любви, полученной ребенком в детстве от родителей, зависит его жизнеспособность, его дальнейшее благополучие и психологическое здоровье.

Общество, школа, социальное окружение оказывают непосредственное влияние на характер человека, но в первую очередь, основа личности ребенка, его отношение к своему здоровью и вредным привычкам закладывется в семье. Дети во всём подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это.

Сегодняшние подростки живут в мире, где разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, а нестабильность в мире и стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Все это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), разрушению семейных ценностей и развитию психосоматических заболеваний.

Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут.

Отдел организационно-методического обеспечения профилактической работы ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола» Психолог
Емельянова Анна Александровна

Характеристика семьи

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Далее с новой строки начинайте рассказывать о том, какое мнение сложилось у вас о характеризуемом. Для начала укажите, как давно сосед живет в вашем доме (подъезде) и каков состав его семьи. Например, так: «Ковалев Д.А. проживает в нашем доме с 1999 года, женат с 2003 года, имеет двух сыновей – 7 и 12 лет».

С целью обследовать жилищно-бытовые условия по адресу …, соц. педагог и классный руководитель, были дважды, но в дом так и не смогли попасть. Со слов соседки семья характеризуется положительно, но произошел несчастный случай, и отец заключен в тюрьму. Купленный дом требует большого ремонта. Мать, Иванова Р.С., перевезла на зиму детей к своей матери, проживающей по адресу …, где они и проживают на данный момент.

Роль психологического климата в отношениях между супругами

Чтобы можно было говорить о гармоничной семье с благоприятной внутренней атмосферой, нужно чтобы партнеры в ней имели хотя бы 5 основных качеств:

  • открытость к общению, умение слушать и желание быть полезным;
  • доброжелательность, при которой каждый из пары в первую очередь думает о своей половинке и принимает решения, исходя из его пожеланий и предпочтений;
  • внимательность и взаимоуважение, служащие залогом искренности чувств;
  • обязательность, проявляющаяся в умении брать на себя свою долю обязанностей за семью (мужчина – добытчик, за женой – уют и комфорт в доме и т.д.);
  • эмоциональная стабильность.

Последний пункт заслуживает более внимательного рассмотрения. Наиболее плохо для пары, когда встречаются под одной крышей две эмоционально нестабильные личности. Их жизнь будет чередой конфликтов и споров. Прекрасный вариант – семья, где оба партнера представляют собой взрослые, зрелые и эмоционально стабильные личности. Неплохо также, когда встречаются «плюс» и «минус» — в этом случае один из членов семьи всегда сможет поддержать и успокоить своего избранника. При этом по статистике отмечается, что наиболее важна для крепких семейных отношений именно женская эмоциональная стабильность. Мужчина может не разрывать семейных уз, даже будучи совершенно не довольным отношениями в семье. А вот женская неудовлетворенность и разочарование чаще всего заканчиваются разводом.

    Улучшить психологический климат общения между партнерами поможет соблюдение таких условий:
  • рисование общих целей семейной жизни;
  • четкое восприятие собственного места в семье с истекающими правами и обязанностями;
  • следование семейным нормам, создание семейных традиций и правил;
  • обязательное искреннее общение с партнером.

Образец и пример характеристики на семью, родителей трудного подростка, ученика

Семья социально-неустойчива, оба родителя алкогольно зависимы. Сестра была застигнута в состоянии наркотического опьянения. Несколько раз задерживалась милицией. Психологическая обстановка в семье напряжена. Родители заняты, в основном, добыванием денег на выпивку, мало уделяя внимание детям. Дочери ищут замены в старших товарищах, выбирая их, к сожалению, по типу похожести на мать и отца. Это негативно сказывается на успеваемости и воспитании детей.

В учебном процессе дочерей родители почти не принимают участие. Все, что они делают, сводится к крикам и побоям детей, после очередных жалоб со стороны учителей. Видя бесполезность таких мер, учебный состав школы перестал обращаться к родителям. Тем более, что первая реакция отца и матери часто бывает агрессивной и опасной для преподавателя. На людях родители не готовы признавать за дочерьми озвученного учителем поведения.

Ваш психолог

Социальная характеристика. 1.Положение в группе: лидер, предпочитаемый, изолированный, приемлемый, отверженный. 2. Отношение к группе: положительное, отрицательное, индеферентное. 3. Входит в состав группировки__________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Референтная группа__________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5. Нарушение общения и поведения: а) возрастные ситуативно-личностные реакции: отказа, оппозиции (активной, пассивной), имитации(подражание), компенсации (желание устранить слабость), гиперкомпенсации, эмансипации (отказ от опеки взрослых), группирования со сверстниками, сексуальных влечений, хобби-реакция, дисморфореакция (фиксация на внешности), рефлексиореакция (фиксация на внутреннем мире); б)доминирующие синдромы дезадаптации: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессия; уход в себя; тревожность по отношению к взрослым, к сверстникам; враждебность по отношению к взрослым, сверстникам; недостаток социальной нормативности; социальная депривация; неугомонность; эмоциональное напряжение; невротические симптомы; неблагоприятные условия среды; опережающее сексуальное развитие; умственная отсталость; трудности обучения; болезни и органические нарушения; физические дефекты. Дезадаптация проявляется в незначительной (значительной) степени. Носит ситуативный (хронический) характер. Ребенок стоит на грани клинических нарушений и нуждается (нет) в помощи психоневролога. в) характер девиации: аморальное, делинквентное (неуголовные правонарушения), криминальное поведение. Причины: наследственность, соц. ситуация развития, личностный кризис, конфликтность, неуспешность в ведущей деятельности, неадекватная самооценка, отсутствие авторитета, состояние аффекта. г) вид нарушения поведения: прогулы, побеги, воровство, мелкая спекуляция, драки, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания, курение, девиация сексуального поведения (мастурбация, эксгибиционизм, групповой секс, фетишизм, гомосексуализм), суицидальное поведение (демонстративное, истинное, аффективное), страхи (фобии), навязчивые идеи (мигание, подергивание, грызение ногтей, сосание пальца, страх заразиться, повторные движения, слова), вербальные нарушения (сквернословие, патологическая ложь), увлечение азартными играми, компьютерная зависимость, повышенная агрессивность, повышенная тревожность, гиперактивность, аутичность, повышенная конфликтность, негативизм, повышенное упрямство, импульсивность, эгоизм, слабоволие, аффективность.

Рекомендуем прочесть: Должен ли сотрудник с ребенкоминвалидом не отрабатывать

Психологическая характеристика Учащегося ___________класса СШ№______ ФИ_________ Дата рождения_________________ Дом.адрес__________ 1. Тип трудности объясняется: пробелами в овладении этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений, отсутствием навыков адекватного поведения, изменениями личности, связанными с искажением представлений о взаимоотношениях с окружающими, органическими нарушениями нервной системы, психической неустойчивостью, повышенной аффективностью, расторможенностью влечений.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Простой Тест, помогающий определить внутрисемейный психологический климат

    Дайте на каждый вопрос простой ответ: «Да» или «Нет»:
  1. Мою семью можно назвать дружной.
  2. У нас есть свои традиции совместных ужинов и обедов.
  3. Мне всегда комфортно со своими родными.
  4. Домашняя атмосфера наиболее располагает к полноценному отдыху.
  5. У нас не принято долго вспоминать обиды или разногласия.
  6. Дома я чувствую себя защищенным и физически, и морально.
  7. Мы всегда рады гостям.
  8. Я всегда могу рассчитывать на помощь и поддержку в семье.
  9. Мы все отлично понимаем друг друга.
  10. Длительное отсутствие дома вызывает у меня искреннюю тоску.
  11. Все наши друзья очень любят бывать у нас в гостях.
  12. Отдых мы стараемся проводить по возможности вместе.
  13. Работа тоже спорится быстрее, когда мы делаем ее коллективно.
  14. Мы любим вместе играть в настольные игры или петь под караоке.
  15. У нас всегда весело и тепло.
  16. Мы спешим извиниться за свои ошибки, чтобы не сделать больно близкому человеку.
  17. Все праздники у нас проходят весело и радостно.
  18. В доме всегда ждет порядок и уют.
  19. К нам любят приезжать и приходить в гости.
  20. Отдельным членам семьи не совсем уютно дома.
  21. Общение с близкими можно назвать натянутым.
  22. Стараюсь скорее дома закрыться в комнате, чтобы никого не видеть.
  23. Часто приходится принимать обиды от близких людей.
  24. Дискомфорт дома настолько большой, что порой совершенно не хочется туда возвращаться.
  25. В доме все стараются перекричать друг друга, общаясь исключительно на повышенных тонах.
  26. Атмосфера в семье тягостная и напряженная.
  27. В своем доме я остро ощущаю одиночество и то, что никому не нужен.
  28. Пребывание с семьей действует на меня негативно.
  29. В доме часто бушуют грозы с криками и скандалами.
  30. Все приемы гостей заканчиваются конфликтами в семье.
  31. Некоторые члены семьи имеют слишком сложный характер.
  32. У нас есть один неадекват, который рушит всю гармонию.
  33. Привычки некоторых моих близких приводят меня в раздражение.
  34. Мы не умеем нормально реагировать на разные обстоятельства.
  35. Присутствие в доме отдельных членов семьи выбивает меня из колеи.
    Подсчет результатов:
  • каждый ответ «Да» на вопросы с 1 по 19 включительно заслуживает по 1 баллу;
  • каждый ответ «Нет» на вопросы с 20 по 35 также приносит по 1 баллу.
    Подсчет результатов:
  • 23-35 баллов – вы можете гордиться устойчивым благоприятным эмоциональным и психологическим климатом в семье.
  • 16-22 балла – нормальный психологический климат с преобладающим позитивным настроем, но и с некоторыми отрицательными факторами.
  • 9-15 баллов – нестабильный климат в семье с переменчивым настроением. Такая картина часто наблюдается в семьях, где начинается разочарование в партнере и присутствует напряжение в отношениях. Эти цифры – серьезный сигнал к походу к психологу для спасения семьи.
  • 0-8 баллов – стабильно отрицательный климат, при котором не за горами решение о разводе. При этом оба супруга вполне осознают, что совместная жизнь совершенно невыносима, поэтому расставание действительно может стать единственно верным выходом из проблемы.

Любая семья при обоюдном желании всех членов сможет наладить необходимый комфортный климат, начиная больше общаться друг с другом, заботясь о близких, ставя их желания более приоритетными чем свои. Многим парам приходится обращаться к психологам и проходить длительные этапы психологического лечения отношений. Но разве гармония в семье и счастливое будущее детей этого не стоит? Так что, как говорится в известной песне: «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь» … Будьте сами кузнецами своего семейного счастья и боритесь за здоровую атмосферу в своем доме.

Межрегиональный Отцовский Комитет

1. Ф.И.О. (полностью) _____________________________________________________ 2. Дата рождения (число, месяц, год) ______________________________________ 3. Школа (последнее место учебы) _____________, дата поступления __________ 4. В каком классе обучается _________________ 5. В каком классе должен обучаться по возрасту __________________ 6.

Семьи обучающегося _______________________________________________ Мать _____________________________________________________________ Отец _____________________________________________________________ Опекун (попечитель) ______________________________________________ Адрес проживания семьи ___________________________________________ Состоящей на учете _______________________________________________ (дата постановки, основание, причины) __________________________________________________________________ В ходе проведения индивидуальной профилактической работы _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________, а также по представлению _________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства) предлагаем семью __________________ с внутришкольного учета снять.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

2.Психофизиологические особенностиа) стабильный экстраверт: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, склонный к лидерствуб) нестабильный экстраверт: обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активныйв) стабильный интроверт: пассивный, осторожный, рассудительный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойныйг) нестабильный интроверт: угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихийТип личности (по Айзенку)Характеристика типа:________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Эмоционально-волевая сфера. Тип акцентуации характера (по Шмишеку):гипертимныйтревожныйдистимическийпедантическийэмотивныйзастревающийдемонстративныйэкзальтированныйциклическийвозбудимый4. Мотивационно-потребностная сфера.Потребности: в физическом совершенствовании, духовном совершенствовании, в трудовой деятельности, в дружбе, в эмоциональной близости со сверстниками, в уважении и поддержки со стороны взрослых, со стороны сверстников, в развлечениях, в комфорте, в лидерстве, в оказании помощи окружающим, в достижении высоких результатов в деятельности, в автономии, в престиже, сексуальные потребности.5. Особенности школьной дезадаптации:а) учеба: низкая обучаемость при положительной учебной мотивации, удовлетворительная или высокая обучаемость при стойком равнодушии или отрицательном отношении к учению, низкий уровень обучаемости при отрицательном отношении к учебеб)психологические причины: несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие психических процессов, неадекватное использование индивидуально-типологических особенностейв) трудовая и общественная деятельность: низкая (высокая) трудовая (общественная) активность, неспособность к систематической, целенаправленной, напряженной деятельности, низкая (высокая, ситуативная) работоспособность, низкое (высокое) чувство ответственности, неспособность (способность) довести начатое дело до конца, инициативность (безынициативность), низкие (высокие, средние) организаторские способностиг) психологические причины: дефекты воспитания, несформированность трудовых навыков, неразвитость волевых качеств, отсутствие интереса к труду.6. Тревожность:а) общая (по Прихожан): высокая, повышенная, в норме, низкаяб) личностная: высокая, повышенная, в норме, низкаяв) межличностная: высокая, повышенная, в норме, низкаяг) школьная (по Филлипсу): высокая, повышенная, в норме, низкая. Высокий уровень по факторам: страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, фрустрация потребности в достижении успеха, конфликты с учителями, страх предъявления себя.7. Интеллектуальный уровень (по Ровену):Уровень интеллектуального развития: высокий, средний, низкий.

Рекомендуем прочесть: Льготы матерям одиночкам в 2020 воронеж

По качеству отношений в семье: благополучные, счастливые проблемные (нет взаимопонимания, сотрудничества, холодная психологическая атмосфера) конфликтные (во взаимоотношениях есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния) социально неблагополучные (культурный уровень супругов низкий, распространено пьянство, наркомания) дезорганизованные семьи (процветает культ силы, господствует чувство страха, каждый член семьи живет сам по себе).

Риски проживания в неблагоприятной атмосфере

Если вы не интересуетесь мнением своего партнера, не доверяете остальным членам семьи, а время, проведенное с ними, приносит вам тягость и неудовлетворение, — тогда вам стоит задуматься, как изменить модель отношений в семье.

    При длительном нахождении в таком напряженном негативном микроклимате возрастает вероятность следующих опасных последствий:
  • постоянные конфликты провоцируют развитие патологического состояния хронического стресса;
  • негативные эмоции способствуют снижению иммунитета и делают организм более открытым к разным вирусам и инфекциям;
  • дети, которые воспитываются в таких семьях, часто страдают на психологические заболевания и почти всегда имеют комплексы неполноценности, озлобленны на других, не умеют сопереживать и адекватно реагировать на все вызовы окружающего мира;
  • разлад касается не только отношений между мужем и женой, но и приводит к недопониманию между родителями и детьми. Это, в свою очередь, становится причиной напряжения в доме, заставляет детей искать понимание на улице, часто попадая в нехорошие компании.

Такой климат в семье на самом деле очень опасен для всех его членов, убивая взрослые личности и негативно влияя на воспитание подрастающего поколения. Решить такую проблему можно с помощью профессиональных психологов, но только при одном условии – обоюдном желании партнеров меняться и бороться за гармонию и сохранение семьи.

Характеристика на семью ученика

Мальчик, 2002 года рождения, воспитывается в полной, малообеспеченной семье. (Родители не расписаны, но живут вместе, дети носят фамилию матери). Мама, Занина Ольга Николаевна, не имеет постоянной работы. Временно работает на полях, в пекарне. Отец, Кан Сергей Игоревич, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мальчик проживает в трехкомнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната, вместе с матерью, отцом и двумя братишками (всего5 человек).

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным, низким материальным достатком. Это связано с сезонностью работы родителей. Но, тем не менее, ребенок обеспечен необходимой одеждой, учебниками, имеет деньги на обеды в столовой. Психологическая обстановка в семье устойчивая. Родители проводят достаточно времени с ребенком, мама контролирует выполнение домашних заданий. По некоторым предметам Саша улучшил успеваемость, а именно по алгебре, географии, истории. Мама, Ольга Николаевна, регулярно посещает родительские собрания, контролирует интерес ребенка к учебе. Установлен тесный контакт с классным руководителем, учителями-предметниками, с социальным педагогом и школьным психологом. На замечания, рекомендации педагогов Ольга Николаевна реагирует адекватно. С родителями регулярно проводятся профилактические беседы. Семью посещают классный руководитель, социальный педагог, психолог. Семье оказывается психологическая помощь. За время работы с семьей произошли положительные изменения.

Понятие «Семья»

Определение 1
Семья – это базовая ячейка общества, социальный институт, характеризующийся добровольным вступлением в брак, общностью быта, брачными отношениями.

Человек, существо социальное, поэтому всегда стремится быть частью группы. Удовольствие от одиночества мало кто может получить, поэтому люди выстраивают тесные связи с другими людьми. Данное обстоятельство обуславливается устройством психики человека на уровне инстинктов. Таким образом, семья является одним из способов быть с кем-то в этом мире.

Предки человека, как говорят ученые, жили большими общинами, в которых постепенно стали появляться семьи. Со временем первобытная семья изменила свою организацию, обросла новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Современные научные течения по-разному трактуют определение семьи, социологи, например, под семьей понимают объединение нескольких человек, связанных кровным родством или свои отношения узаконивших в ЗАГСе. По их мнению, семья – это муж и жена. Причем, молодая пара вместе с родителями и детьми тоже называется семьей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Семья в юриспруденции – это люди, состоящие в официальном браке и совместно проживающие.

Замечание 1

Объединив данные определения, можно сказать, что семья – это отдельная ячейка общества, подтвержденная на уровне государства, связанная общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.

Семья имеет свои признаки:

  • зарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной;
  • совместное проживание и совместный быт;
  • совместно приобретенные материальные ценности;
  • близкие интимные отношения;
  • совместные дети (супруги, не имеющие детей, тоже считаются семьей).

Семья выполняет важные функции и, прежде всего, рождение детей в браке, что обеспечивает продолжение рода. Совместно муж и жена создают и накапливают материальные блага, ведут общее хозяйство, что дает возможность достичь более высокого жизненного уровня.

Очень важной является воспитательная функция, родители должны воспитать в детях морально-нравственные ценности и обучить правилам жизни в обществе. Маленький человек впервые в семье узнает, что значит хорошо и что плохо, учится доброте, справедливости, ответственности, учится ценить поддержку и самому оказывать её. Семья передает ребенку накопленные культурные ценности и семейные традиции, обеспечивая тем самым связь поколений.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 2

В психике человека заложены стремления любить и быть любимым и если эти важные потребности в семье не удовлетворяются, человек сильно страдает.

Психологическая характеристика современной семьи

Представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

Родители

ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.

Как вернуть благоприятный климат в свой союз

В первую очередь, нужно наладить в доме такой уровень общения, чтобы он был в радость каждому. Для этого стоит помнить о таких действенных правилах:

  1. чаще улыбаться, успокаиваясь внутренне самому и даря уверенность окружающим;
  2. быть внимательным к каждому члену семьи, давая ему ощущение важности и незаменимости;
  3. не просто уметь выслушать, но и вникнуть в проблемы собеседника, стараясь взглянуть на них его глазами и делясь объективной оценкой взгляда со стороны;
  4. не быть категорическим и жестоким в своих высказываниях, — даже «нет» можно сказать, не обидев человека, если применить такт, уважение и немного дипломатии;
  5. избегать конфликтных ситуаций и уметь находить компромиссные решения, которые будут учитывать мнение всех членов семьи;
  6. поддерживать и одобрять действия и поступки других, заряжать своих близких здоровым оптимизмом;
  7. дарить комплименты, помня, что и мужчины, и женщины, даже подозревая неприкрытую лесть, быстрее услышат вашу просьбу или бросятся на помощь в трудную минуту.

Только при таком отношении каждого из членов семьи к своим самым близким людям и служит залогом благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в семье. В таком доме всегда будет присутствовать радость встречи и искреннее проявление чувств. Здесь спешат делиться своими успехами и могут не бояться рассказать об ошибках. В такой семье каждому комфортно и уютно, отсюда и успешное развитие каждого члена как личности – не зависимо взрослый это или ребенок.

Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

2007-2020 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU». 12+

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна Контакты: +7-920-0-777-397, Домен: https://pedsovet.su/ Копирование материалов сайта строго
запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Рекомендуем прочесть: Получение гражданства в рк с узбекистана сроки

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Психологическая наблюдательность в социальной работе с многодетными семьями

Субъективная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями.

— 1) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

Положительная характеристика на семью: образец

Подросток не испытывает трудностей в обучении или общении со сверстниками. Антисоциальных личностей в кругу его друзей не наблюдается. Ребенок коммуникабелен и отлично ориентируется в повседневной жизни среди людей. Образец для подражания – отец.

Нарушений или отклонений в физическом и психическом развитии не замечено. Воспитанием ребенка занимается мать, так как отец меньше времени проводит дома (в связи с работой). Ярко выраженного влияния со стороны матери не наблюдается. К ребенку не предъявляются завышенные требования, особых разногласий в этой сфере нет. Стиль воспитания в семье – демократический. Ребенок самостоятелен в принятии многих решений, но все в пределах разумного. Личное время проводит с друзьями или в кругу семьи, его мнение не подавляется никем из родителей. Обучение в школе контролируется не очень жестко. Проявление конгруэнтности и эмпатии к ребенку высокое, придирок и критики в его адрес не замечено.

Плюсы благоприятного климата

Нахождение в такой семье приносит радость, успокоение, снятие тревоги и необходимый релакс. Люди стремятся быстрее после работы вернуться в круг семьи, зная, что там их поймут, поддержат, выслушают, дадут верные советы, да и просто сумеют поднять настроение или дадут возможность тихо отдохнуть.

    В свою очередь пребывание в семье с благоприятным психологическим климатом способно решить следующие личностные проблемы:
  • снизить накал эмоций от конфликтной ситуации на работе, в кругу друзей и т.д.;
  • снять стресс и уменьшить панику;
  • повысить свою самооценку;
  • вернуть гармонию в восприятие жизни;
  • реализовать свои способности и т.д.

Конечно, не бывает идеальных семей, как не бывает и совершенно безоблачной идеалистической картины семейной жизни. Но, если все члены семьи будут усердно работать над собой и отношениями, будут стремиться слушать и слышать другого, выражать взаимное уважение и доверие, идти на компромиссы, считаться с желаниями и требованиями партнера, тогда такая семья сможет создать в доме атмосферу, где будет эмоционально и психологически комфортно каждому ее члену. А это и есть главная цель для любящих людей.

Проблемно-ориентированный блок знаний 1 — Сведения общепрофилактического характера

Нарушения функций семьи —

это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.).

Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Основные признаки нормального психологического климата в семье

Главным условием психологической стабильности в семье считается соблюдение основного правила, о котором часто забывают за годы семейной жизни. Ведь союз двух партнеров на деле должен стать базой для создания атмосферы своеобразной идиллии, в которой каждый член семьи будет находить расслабление и поддержку.

    Именно поэтому, говоря о благоприятных семейных отношениях, в первую очередь подразумевают:
  • взаимоуважение между всеми членами семьи;
  • почтительное отношение к старшим – бабушкам и дедушкам;

    ИНТЕРЕСНО! По некоторым исследованиям именно в почтительном отношении заключается секрет долголетия кавказских старцев. Ведь с годами они не становятся ненужными и неавторитетными для своих близких, как это принято во многих семьях у нас, а наоборот – их мнение считается самым важным, к ним прислушиваются и они постоянно ощущают свою необходимость для близких людей.

  • сплоченность и доброжелательное отношение;
  • чувство защищенности и готовность прийти на помощь;
  • доверие и возможность поделиться своими проблемами и мыслями;
  • эмоциональная удовлетворенность и т.д.

Если вы видите семью, которая старается много времени проводить вместе, имеет свои традиции, прислушивается к мнению каждого члена и может открыто обсуждать все проблемы – будьте уверены, что перед вами яркий пример благоприятного психо-эмоционального климата.

Социально-психологическая характеристика личности

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими собенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

Роль психологического климата в воспитании ребенка

От атмосферы внутри семьи, отношений между родителями напрямую зависит развитие маленького человека и его становление как личности. Все проблемы и факторы риска будут автоматически проецироваться в его взрослую жизнь и обязательно повторятся более глубокими конфликтами в его собственной семье. В первую очередь, нужно помнить и осознавать, что ничто так не воспитывает, как личный пример. Вы можете часами читать лекции ребенку о вежливости, но при этом не перестанете хамить бабушке или жене, — поверьте, ваш ребенок запомнит именно негативный пример. Поэтому зрелые личности ответственно относятся к вопросу воспитания подрастающего поколения и начинают этот процесс из самосовершенствования. Они готовы заново постигать жизненные истины и заучивать правильные догмы отношений в семье, лишь бы ребенок впитывал их в себя как губка и получал шанс в будущем стать успешным и уверенным в себе членом общества.

    Что нужно делать для нормального воспитания ребенка:
  • хвалить его за успехи и заслуги, повышая его самооценку, уверенность в себе и способствуя его будущим достижениям;
  • показывать пример доверительных отношений, воспитывая в малыше уважение к окружающим и ответственность за проявленное доверие;
  • постоянно верить в силы своего ребенка, поддерживать его в планах и начинаниях, давая квалифицированные советы и мягко подсказывая оптимальные варианты;
  • стараться быть рядом в трудных для ребенка ситуациях, научившись видеть мир и отношения его глазами, даря поддержку и уверенность в том, что на вашу помощь и внимание он может рассчитывать при любых обстоятельствах;
  • не акцентировать внимание на недостатках ребенка, помогая ему осознать, что все люди разные и нужно уметь их принимать такими, какие они есть;
  • быть честными и справедливыми даже в мелочах, тогда эти качества будут и в вашем наследнике;
  • окружать его любовью и доброжелательностью, пусть он видит позитив в мире, начиная с родительской семьи и перенося эту модель в будущем в свою собственную семью.

Воспитывая так ребенка, вы сможете быть уверенными не только в его счастливом детстве и комфорте в кругу семьи. Он с полученными знаниями, привычками и чертами характера сможет выстроить правильные взаимоотношения в любом коллективе, будет ставить правильные цели и точно создаст семью, где будут царить гармония и взаимопонимание. Если же ребенок не дополучит внимания и любви в семье с детства, то нужно серьезно обеспокоиться о его душевном, эмоциональном и психологическом здоровье. При этом строго нужно избегать такого отношения к нему:

  • чрезмерной неконструктивной критики, которая пустит ростки ненависти к близким, а потом и ко всем окружающим людям;
  • выговоров и упреков при малейшем поводе, заставляя его постоянно ощущать чувство вины и собственного несовершенства;
  • подавать пример громких скандалов и ссор в кругу семьи, которые учат агрессии и неадекватной реакции на жизненные обстоятельства;
  • насмехаться над неудачами и корить за проигрыши – это приведет к замкнутости ребенка и заставит усомниться в своих силах и возможностях.

ВАЖНО! Особенное внимание психологическому климату нужно придавать в семье, где растет ребенок с отклонениями в развитии. Их реакция на окружающий негатив более яркая и глубокая, и может быть опасна для здоровья и жизни. И напротив, теплые отношения и участливое внимание помогает таким малышам лучше развиваться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]