Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников в сфере ФГОС учебно-методический материал на тему

12.02.2019 Зорян Фрейдович Психология


Кому нужен человек без знаний, определенных навыков и умений? Его будут терпеть в семье, но работу такому индивиду найти трудно. Знания — это залог карьерного роста, без них человек постепенно деградирует.

В быту очень полезны определенные навыки и умения. В статье мы дадим список знаний, умений и навыков, необходимых для жизни.

Что такое навыки?

К навыкам относятся вещи, которым мы учимся постоянно. К примеру, умение писать, читать или что-то мастерить является навыками. Список навыков человека можно разделить на несколько групп:

Комплексные и простые навыки

Приведем пример обучению комплексным и простым навыкам на освоении работы компьютера.

В наше время дети рождаются с мышкой в руках, как шутят взрослые. Некоторые из них осваивают компьютер на уровне пользователя, иных ждет будущее программистов. Таких деток интересует владение определенными компьютерными программами, освоение текстовых процессов и прочие познания, связанные с ЭВМ. Обучение всему этому называется комплексным навыком.

Под простым подразумевается умение пользоваться компьютером на уровне пользователя: печатать, работать с электронной почтой, общаться в социальных сетях.

Отработка до автоматизма

Конфуций утверждал, что обучиться чему-либо можно посредством двух способов: понимания смысла, или же многократного повторения. Последний принцип нередко используется в боевых искусствах. Повторение – это самый известный способ запоминания информации. Сюда относится не только заучивание математической формулы или стихотворения. Набор движений, печать «вслепую», и даже уместная эмоциональная реакция – каждый из этих навыков может быть заучен до автоматизма. Считается, что для запоминания простого действия (например, положения клавиш на компьютере), необходимо от 4 до 8 повторов. Чтобы довести движение до автоматизма, требуется до 300 подходов.

Этот принцип известен каждому профессиональному музыканту или спортсмену. Например, в процессе игры в бейсбол мяч достигает базы за ничтожный интервал времени – всего лишь 0,4 сек. Поэтому игрок физически не имеет возможности долго размышлять. Он совершает нужные движения неосознанно, и качественная игра всегда базируется на уже приобретенных привычках. При этом сознательное творчество в процессе игры также возможно лишь в том случае, если уже наработана база автоматических навыков. Действия в процессе исполнения диктуются не только теми автоматизмами, которые уже укоренились в бессознательных слоях психики, но и при помощи развитого умения размышлять и анализировать ситуацию «в полевых условиях». В то время как спортсмен выполняет заученные ранее движения, его мозг имеет возможность свободно анализировать текущую ситуацию, принимать более верное решение.

Бросить опостылевшую работу? Это просто! Но сложно!

Данный метод полезен не только для музыкантов, спортсменов, художников или представителей других профессий, в которых требуется развитие определенного навыка. Менеджер по продажам или врач может каждый день уделять время на развитие невозмутимости и спокойствия. Такая реакция будет успокаивать разбушевавшихся клиентов или испуганных услышанным диагнозом больных, а также поможет самому специалисту принять правильное решение в той или иной ситуации.

Как научиться распознавать свои эмоции?

Итак, подытожим принципы, по которым работает метод повторения:

Подписаться на мой youtube-канал

DasWortgewand / Pixabay

  • Упорно отрабатывайте навыки до такого уровня, когда вы сможете пользоваться ими автоматически и одновременно оценивать текущую ситуацию. Главный принцип заключается в повторениях и попутной коррекции при необходимости;
  • Постепенно наслаивайте одни заученные навыки на другие;
  • Используйте позитивное подкрепление при правильно выполненном повторении. Например, хвалите сами себя, когда у вас получается запомнить употребление падежа в иностранном языке, или необходимую последовательность движений танца;
  • Существует ошибочное мнение о том, что до автоматизма может быть заучен только простой навык. Сначала посвятите время тренировке простых навыков, а затем начните отрабатывать усложненные.

Навыки высокоэффективных людей

Тридцать лет назад вышла замечательная книга американского писателя Стивена Кови. Она была переиздана в 2004 году, переведена на 40 языков мира, количество продаж превысило все мыслимые показатели. В 2011 году книга вошла в ТОП-25 среди наиболее влиятельных в мире бизнеса.

Те, кому довелось прочесть ее, подтвердят написанное. Книга называется «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности». Как можно догадаться, в ней представлен список навыков высокоэффективных людей, с которым можно ознакомиться прямо сейчас.

  • Действуйте в соответствии со своими жизненными принципами, вне зависимости от сложившихся обстоятельств и условий окружающей среды. Иными словами, будьте проактивны.
  • Представляйте конечную цель, перед тем как начать действовать.
  • Сначала делайте все важное и срочное. Умейте расставлять приоритеты в своей деятельности.
  • Думайте позитивно.
  • Умейте слушать окружающих. Это важнее, чем быть услышанным ими.
  • Стремитесь к взаимовыгодному взаимодействию.
  • Работайте над собой, ибо предела совершенству нет.
  • Совершенствовать достигнутое

    Kaz / Pixabay
    Одной из распространённых ошибок многих обучающихся является концентрация всех усилий только на пробелах в знаниях и недочетах. Исследователи в области когнитивистики утверждают: обращать внимание на неудачи гораздо легче, чем концентрироваться на достоинствах. Чтобы достичь успеха на избранном поприще, важно, наоборот, помнить о своих плюсах и меньше думать о недостатках. Тренировать нужно не только новые навыки, но и уже приобретенные – отшлифовка поможет довести их до совершенства.

    Как влиться в новый коллектив?

    Почему мне сложно отказывать людям?

    Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Skype:

    Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

    О нас/Назначить встречу

    Каждому из нас известны люди, которые делают свое дело с полной отдачей и увлечением. Представьте себе талантливую портниху, которая в течение нескольких дней способна сшить для вас роскошное коктейльное платье. Она работает над своим проектом настолько вдохновенно, что забывает купить несколько метров оборок в магазине, и ей приходится передать это поручение курьеру. Конечно, забывчивость – не лучшее качество, однако, если эта женщина способна создать для вас настоящий шедевр для предстоящего торжества, вряд ли этот недостаток будет существенным.

    Помните о том, что есть большая разница между понятиями «хорошая работа» и «верх совершенства». Чтобы достичь высот в своем деле, занимайтесь не только отработкой недочетов, но и шлифовкой уже приобретенных навыков.

    Взрослые люди практикуются в чем-либо каждый день. Другой вопрос, приносит ли эта практика результат, делает ли она их жизнь лучше, насыщеннее, результативнее. Не бойтесь внедрять высокие стандарты в свою жизнь – тот, кто пользуется правильными методами и умеет ставить перед собой нужные задачи, непременно вскоре пожнет плоды своей работы.

    • Об авторе
    • Авторские материалы

    psy-zoom

    Здравствуйте! Это блог по психологии, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype О нас/Назначить встречу

    Последние материалы: (Смотреть все)

    • Правильные шаги к достижению поставленных целей — 10 декабря, 2020
    • Посидели на лавочке, покормили уток… Почему он пропал на самом интересном месте? — 10 декабря, 2020
    • Шесть унизительных форм общения, которые показывают, что женщина не нужна мужчине — 9 декабря, 2020

    Составляем резюме

    Говоря о навыках человека, сложно обойти стороной способность правильно составлять резюме. Навыки и знания необходимы как в повседневной жизни, так и при трудоустройстве.

    На что смотрит работодатель? Почему одних соискателей постоянно приглашают на собеседования, а иные сидят неделями дома? Дело в правильно составленном резюме.

    Приведем пример инструкции навыков и умений для резюме. Соискателю необходимо умение выгодно подавать информацию о своих навыках. Данный блок резюме заполняется в соответствии с требуемыми умениями и знаниями по искомой должности.

    Человек, претендующий на вакансию, при которой необходим постоянный контакт с другими людьми, должен обладать следующими навыками:

  • Грамотная устная и письменная речь.
  • Умение проявлять тактичность.
  • Способность убеждать.
  • Опыт успешных продаж, если соискатель устраивается на соответствующую должность.
  • Умение находить подход к клиентам.
  • Способность быстро обучаться.
  • Оперативно реагировать на полученную от клиента информацию.
  • Тому, кто претендует на управленческую должность, потребуется обладание деловыми и личными качествами работника, готового стать начальником над другими:

  • Умение принимать решение и нести ответственность за них.
  • Высокая коммуникабельность, способность располагать к себе людей.
  • Способность быстро разрешать конфликтные ситуации.
  • Настойчивость.
  • Эффективность управления персоналом.
  • Аналитическое мышление.
  • Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

    Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

    Развитие умений на уроках труда

    Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

    Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

    Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

    • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
    • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
    • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
    • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

    Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

    Обучение и воспитание- разницы

    У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

    Методы

    Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

    В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

    Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

    Что такое мотивация – определение

    Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

    Школьное обучение – начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

    Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

    При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

    Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.
    Оставить комментарий

    Навыки XXI века

    Необходимые навыки человеку XXI века, стремящегося продвигаться по карьерной лестнице и быть успешным в жизни, выглядят следующим образом:

  • Грамотное изложение мыслей на бумаге. Согласитесь, деловое письмо со множеством ошибок, составленное секретарем компании, выглядит отталкивающе и нелепо. Да и обычная дружеская переписка, в которой энное количество ошибок, не делает чести безграмотному товарищу.
  • Умение грамотно разговаривать. Пригодится как на работе, так и при простом общении. Всегда приятно иметь дело с собеседником, чья речь похожа на журчащий ручей вместо загрязненного болота.
  • Уверенность в себе — еще одно необходимое качество. Современный человек должен обладать способностью отстаивать свое мнение, слепое подчинение и доверие придется по вкусу манипуляторам.
  • Планирование собственного времени. Есть скучные и рутинные задания на работе, но выполнять их приходится. Для того чтобы работа пошла быстрее, необходимо правильно распоряжаться своим временем. В быту жить по расписанию проще, человек знает, что необходимо сделать за определенное время, ему легче контролировать себя.
  • Постоянное обновление своих знаний и навыков. Общение с профессионалами того или иного дела поможет чему-то научиться.
  • Освоение новых технологий. Не стоит пренебрегать изучением использования компьютера, ссылаясь на возраст, к примеру.
  • Умение решать проблемы, творческий подход к работе. По инструкции работать просто, каждый способен делать это. Но креативное мышление приносит куда лучшие результаты в продвижении по карьерной лестнице.
  • Способность продавать свое время. Есть такая фраза: «знай себе цену». Ее можно отнести к умению ценить свое время, обговаривая заработную плату, не стесняйтесь повышать ее. Ваши знания и навыки стоят несколько больше, чем предлагает за них работодатель.
  • Способность работать в команде. В описаниях многочисленных вакансий постоянно встречается эта фраза. Человек, готовый раскрыть свой потенциал, работая в команде, быстро преодолеет ступени карьерной лестницы.
  • Применение своих знаний. Об этом написано выше, теория — дело хорошее, но без практики она не представляет никаких преимуществ для своего обладателя.
  • НАВЫК

    (англ. habit, skill).

    1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. — один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)

    2. Н. (трудовых движений) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. — это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен «обмен» временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК, Интерференция навыков, Перенос, Привычка).

    Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

    Значения в других словарях

    1. навык — орф. навык, -а Орфографический словарь Лопатина
    2. Навык — Доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Медицинская энциклопедия
    3. навык — см. >> знание, опытность, привычка см. также -> приобрест, навык Словарь синонимов Абрамова
    4. НАВЫК — НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Социологический словарь
    5. навык — НАВЫК Выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности. — двигательный… Словарь спортивных терминов
    6. навык — навык м. Дейстие, доведенное до автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствие поэлементного сознания и контроля; автоматизированное умение, приобретенное упражнениями или опытом. Толковый словарь Ефремовой
    7. навык — на́вык От на + вы́кнуть; см. учи́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
    8. навык — На́/вык/. Морфемно-орфографический словарь
    9. Навык — Автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Н. проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере. Утрата… Толковый словарь психиатрических терминов
    10. навык — сущ., кол-во синонимов: 17 высокая квалификация 10 знание 28 идиолект 1 изобычай 4 искусство 45 квалификация 13 мастеровитость 11 мастерство 25 опыт 13 опытность 19 привычка 25 профнавык 1 психонавык 1 слетанность 2 сноровка 18 умение 28 ухватка 10 Словарь синонимов русского языка
    11. Навык — Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие… Большая советская энциклопедия
    12. навык — Н’АВЫК, навыка, ·муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему-нибудь, в чем-нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). | преим. мн. Практические уменья (пед.). Толковый словарь Ушакова
    13. навык — Навык, навыки, навыка, навыков, навыку, навыкам, навык, навыки, навыком, навыками, навыке, навыках Грамматический словарь Зализняка
    14. навык — НАВЫК, а, м. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему-н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова
    15. навык — -а, м. Умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой. Трудовые навыки. □ К стихам приобрел я некоторый навык, переписывая тетрадки, ходившие по рукам между нашими офицерами. Пушкин, История села Горюхина. Малый академический словарь
    16. навык — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? навыка и навыку, чему? навыку, (вижу) что? навык, чем? навыком, о чём? о навыке; мн. что? навыки, (нет) чего? навыков, чему? навыкам, (вижу) что? навыки, чем? навыками, о чём?… Толковый словарь Дмитриева
    17. Навык — Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный… Педагогический терминологический словарь
    18. Навык — Способ выполнения действия, доведенный в результате многократного повторения до автоматизма, легко и быстро реализуемый при минимальном контроле со стороны сознания. В криминалистике сведения… Криминалистическая энциклопедия
    19. навык — НАВЫК -а; м. Умение, приобретённое упражнениями, созданное привычкой. Развивать уменья и навыки. Приобрести навыки в стенографии. Н. к самостоятельной работе. Толковый словарь Кузнецова
    20. навык — См. навыкать Толковый словарь Даля
    21. навык — Общеслав. Производное от navyknǫti «привыкнуть, научиться», преф. производного от vyknǫti «привыкать, учиться». См. наука, обычай, привыкать, учить. Этимологический словарь Шанского
    • Блог
    • Ежи Лец
    • Контакты
    • Пользовательское соглашение

    © 2005—2020 Gufo.me

    Какие умения необходимы женщине для жизни?

    Все изложенное выше относится в основном к рабочим навыкам и умениям. Жизнь диктует свои правила, следовать им приходится вне зависимости от собственных желаний. О знаниях, навыках и умениях, необходимых для жизни, мы поговорим в данном подразделе.

    Основной навык, необходимый женщине — умение хранить домашний очаг. Сюда входит приготовление вкусной пищи, воспитание детей и поддержание порядка. Кроме этого, она должна быть разносторонне развитой, помогать своему мужчине в тех или иных вопросах. За каждым успешным мужчиной всегда стоит сильная женщина — данную фразу слышали многие.

    Умения — это…

    Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

    Чем отличается навык от умения? Умение требует:

    • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
    • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
    • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

    То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки — основа формирования умений.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]