Анализ ответственности за свою жизнь и здоровье для практичного человека.
Существует ли жизнь после смерти? Есть ли у нас душа? Мы сами выбрали родителей или «так случилось»? Есть ли наша в этом ответственность?
Игнорируете эти вопросы и оставляете без ответа? Ищете ответы. Долго ищете? А жить-то надо и без них. Ежедневно принимать решения в своей жизни.
Несём ли ответственность за свою жизнь?
Осознанно или нет, но вы уже ответили себе. Вы случайно родились? Что вы об этом думаете? Проговорите про себя ответ, будет гораздо интересней читать дальше.
Свою жизнь мы строим исходя из принятого решения, оно часть нашего мировоззрения. В детстве мы принимаем массу решений, и не всегда они верные (с нашей «умной» точки зрения).
Встречаясь с необходимостью выбора, ребёнок принимает моментальное решение и живёт дальше, он не замирает в сомнениях. У него нет времени «думать»: правильное оно или нет. Для него все его решения правильны. Ребёнок не совершает ошибок! Это уже взрослые учат, что есть правильные решения, а есть ошибки.
В какой-то момент между 2-6 годами, мы утверждаемся в своём решении:
- Мир дружелюбный. Бед и боли — нет. Мама, папа — хорошие. «Я их выбираю сейчас» (= я их выбрал в прошлом).
- Мама и папа — «злые», а у соседа Васьки — добрые. «Меня здесь не любят, я хотел бы других» (= я их не выбирал).
Каждый выбрал своё. Кто-то убедился в этом с ярким и эмоциональным переживанием, кто-то фоновым ощущением.
Проследите, какое решение вы приняли в детстве. Пересмотрите его, если нужно.
Рассмотрим случайного человека — например, меня.
Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
Сегодня у нас в теме два базовых понятия нравственной жизни: обязанность и ответственность.
Обязанность, обязательство –то, что подлежит безусловному выполнению. Обычно обязанности вытекают из законов при приложении их к жизни, к конкретным обстоятельствам, поскольку законы носят общий характер, а обязанности – прикладной. Нравственные обязанности вытекают из законов нравственных, гражданские – из гражданских. Например, заповедь «чти отца и мать» порождает обязанности послушания родителям, заботу о них в старости, исполнения их завещания, молитвы об их упокоении по смерти.
Обязанности по воплощению в жизнь гражданских законов обычно изложены в правилах, инструкциях, требующих точности в исполнении. Исполнение же нравственных законов, в зависимости от обстоятельств и человеческого фактора, может приобретать самые разнообразные формы. Например, известная Заповедь блаженства говорит: блаженны милостивые. Один христианин, помня об этом, проходя мимо нищего на улице, подал ему. Другой, посетил в больнице знакомого, и, чем мог, утешил его. А третий помог знакомой бабуле выкопать урожай картошки. Все исполнили заповедь о милостыне, но каждый по-своему, применительно к своим обстоятельствам.
Мы можем брать на себя обязанности добровольно, например, перед обществом и своей совестью за порядок вокруг нас, за чистоту, соблюдение нравственности, защиту детей и слабых. Взяв на себя эти обязанности, мы делаем замечание в общественном месте грубиянам, курильщикам, бесстыдникам, вызываем скорую помощь совсем незнакомому человеку, помогаем выносить вещи из чужого дома при пожаре, убираем брошенный кем-то мусор. Что побуждает нас добровольно брать на себя эти обязанности? Нравственное чувство, звание христианина, гражданина. Но надо понимать, что такое поведение может не всем понравиться и вызвать негативную реакцию. В случае непрошенной помощи кому-либо наша услуга может оказаться медвежьей (например, взялись поднести банку с молоком, и уронили). При всем том, обязанности которые мы берем на себя не по страху наказания, а добровольно, по совести, бывает наиболее ценны для духовного возрастания.
Обязанности бывают трёх видов:
1. К Богу
2. К ближнему
3. К самому себе (забота о своем о спасении, духовном самосовершенствовании, здоровье, образовании)
Коллизия обязанностей.Латинское слово collisio означает столкновение.
Под именем коллизии обязанностей понимается такое стечение обстоятельств в жизни человека, когда возникает необходимость в одно и то же время исполнить две обязанности, так что, исполняя одну, он делается нарушителем другой. Можно сказать короче, что коллизия – это необходимость исполнить одновременно две несовместимые обязанности. Можно и совсем коротко: это столкновение обязанностей.
Поясним на примерах.
Настоятель обязан заботиться об охране храма. У него даже есть для этого ружье. Может ли он стрелять из этого ружья по человеку?
Знакомый просит занять ему крупную сумму денег. Если дать, то не хватит на оплату коммунальных услуг. Давать или не давать?
Родные приглашают на юбилей, а сейчас идет Великий пост.
Примеров таких коллизий можно привести бесчисленное множество.
Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы по возможности не допускать подобных ситуаций. Иногда их можно заранее предвидеть и предотвратить. Иногда они происходят от нашего неправильного поведения, лени, глупости. Если садиться пьяным за руль или курить на складе с боеприпасами, то можно попасть не только в коллизию…
Но как быть, когда коллизии происходят по стечению независящих от человека обстоятельств? Чем руководствоваться в таких ситуациях? Святые и мудрые отцы советуют в таких случаях из двух зол выбирать меньшее, из двух добродетелей – большую. Обязательно помолиться. Если можно – отложить решение. Время идёт – ситуация изменяется. Пока то да сё, может быть, султан умрёт, или осёл вдруг заговорит. Особая мудрость проявляется в том, когда удаётся найти «соломоново» решение, когда и овцы остаются целыми, и волки бывают накормлены.
Долг —это разновидность обязанности, которую мы должны исполнить в ответ на оказанное нам благодеяние.
Ответственность – это тоже разновидность обязанности, а именно обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия. Мера ответственности, естественно, зависит от степени нашего личного участия в происходящих с нами и вокруг нас событиях. Причем бездействие тоже может рассматриваться как участие.
Чувство ответственности – это одно из проявлений нравственного чувства. Нормальный человек не спрашивает: «А почему я должен отвечать за свои поступки?» Это чувство вложено Богом в человеческую природу наряду со стыдом и совестью.
Библейским прообразом человеческой ответственности за всякое сознательно сделанное зло является привлечение Адама к ответу перед Творцом за первородный грех.
Существуют два вида ответственности:
1. Внутренняя ответственность перед совестью и перед Богом. Люди, верующие в Бога, главный ответ за свои поступки держат перед совестью и перед Богом. И не только за поступки, но даже и за мотивы поступков, за тайные намерения.
2. Второй вид ответственности – внешняя. Это ответственность перед людьми за нарушение законов и неисполнение (или плохое исполнение) своих обязанностей. Такой вид ответственности мы принимаем на себя вместе с должностью и званием. Всякая должность, общественное положение, высокое звание (в том числе епископа, священника, диакона) связаны с ответственностью. Неисполнение своих обязанностей влечет за собой наказание. Поэтому наказание и страх наказания являются постоянными (и весьма неприятными) спутниками ответственности. Они настолько тесно связаны, что наказание даже называют привлечением к ответственности.
Всем людям, начиная с Адама и Евы, присуще желание уклониться отответственности за свом поступки. Обычно используется один из ниже перечисленных способов:
– «перевод стрелки» на кого-то другого (Адам – на Еву, Ева – на змея),
– самооправдание: в этом случае указывают на непреодолимые обстоятельства, на неве
дение (я же не знал, я не мог этого предположить!), на хорошие намерения (я же хотел сделать, как лучше!),
– контробвинение (на себя посмотрите),
– ложь (Вова, кто лазил в холодильник? – я не лазил),
– отсутствие доказательств (а вы докажите, что это сделал я).
Подобное проявляется даже на исповеди. Очень часто люди присоединяют к исповеди грехов самооправдание, чтобы показать себя невинными или хотя бы преуменьшить свою вину.
Ответственность бываетличная и коллективная.
Примеры коллективной ответственности: за оплошность подчиненного попадает и начальнику, за ошибку начальника достается подчиненным, взятие заложников; утрата знамени влечет за собой расформирование всей воинской части.
Как в человеке формируется сознание нравственной ответственности? Это происходит постепенно, в процессе развития и становления личности. До совершеннолетия об этом заботятся родители. Пока ребёнок находится под усиленной родительской опёкой, для развития ответственности нет условий. Она начинает проявляться и развиваться в ситуациях выбора. И родители должны предоставлять ребёнку, по мере взросления, такую возможность: делать выбор и нести ответственность за него (приготовь сегодня уроки сам; вот тебе деньги, сходи в магазин за хлебом; посиди с младшим братом, пока мы вернёмся); Часто в обыденной жизни мы называем такой процесс воспитанием самостоятельности: «сам делай и сам отвечай за свои поступки». К окончанию школы чувство ответственности должно быть достаточно развито для самостоятельной взрослой жизни. К совершеннолетию человеку пора осознать ответственность не только за мелочи быта, но и по отношению к Отечеству, народу, Церкви.
Чувство ответственности формируется также при общении с духовником – духовное чадо знает, что за все поступки придётся держать перед ним отчет. Но только на духовнике не должно всё останавливаться. Еще более важная цель духовного руководства – воспитание чувства ответственности перед совестью и перед Богом.
Ответственность выполняет две важнейшие функции:
– дисциплинирует личность и направляет ее силы.
– она удерживает большинство живущих в мире людей от совершения самых различных преступлений.
Мы знаем уже, что ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки. А могут случиться такие ситуации, когда человек за свои поступки отвечать не будет? Наверное, все-таки могут. В богословии, медицине, правоведении существует проблема вменения: такие случаи особо рассматриваются и изучаются. Суд, например, не вынесет приговор преступнику, если существует сомнение, что во время совершения преступления он находился во вменяемом состоянии. В таком случае назначается медицинская экспертиза. Убийца Оптинских монахов, например, был признан психически ненормальным, невменяемым и направлен на принудительное лечение.
Слововменение означает возложение ответственности. Священное Писание признает человека нравственно-свободным, управляющим своею собственною волею и поступками и, следовательно, ответственным за них перед судом Божиим. Господь в Ветхом завете сказал чрез пророка: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое
» (Второзак. 30:15-19).
Человек несет нравственную ответственность только за те поступки, которые он совершает:
1. в сознательном состоянии,
2. и будучи свободен в выборе.
Только тогда эти поступки вменяются человеку в вину или в заслугу. В противоположность этому, люди, не сознающие своих поступков или же насильно вынужденные совершать их против своей воли, считаются невменяемыми, и ответственности за эти поступки не несут. Эти условия вменения признает также гражданское законодательство.
Примеры бессознательных состояний, влияющих на вменение.
Младенчество. Малые дети, в которых еще не действует (или не в полной мере действует) нравственное чувство, даже причащаются без исповеди. Также психические заболевания, состояние аффекта, сон, опьянение.
Однако состояние опьянения, хотя лишает человека осознания поступков, не освобождает его от ответственности, поскольку любой человек знает о последствиях неумеренного употребления алкоголя.
Неведение не освобождает человека от вменения, если он мог узнать, но не приложил к этому собственных усилий. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше
» (Лк. 12:47-48). Гражданское право так же говорит, что незнание закона не освобождает от наказания. Как только закон опубликован в официальных средствах массовой информации, он вступает в силу.
Второе условие невменения – это отсутствие свободы выбора. Что может лишить человека свободы выбора? Например, принуждение. Если человек подписал документ под пытками, то это считается недействительным.
Не только принуждение может лишить человека свободы выбора, это могут сделать обстоятельства. В таком случае говорят о невольных поступках. Невольные поступки освобождают от ответственности или уменьшают вину. В Ветхом Завете для невольных убийц были назначены города-убежища, где они были защищены от мести родственников.
Очень сложен вопрос о коллективном вменении. Грех Адама, например, вменяется каждому человеку. За грехи родителей часто приходится страдать детям («кровь Его на нас и на детях наших
», наследственные болезни). Эти вопросы признаются труднопостижимыми для человеческого ума.
Приложение к теме 9
Рождаемся случайно: следствия
Я живу с уверенностью, что я родился случайно. Я не выбирал таких родителей. Как бы ещё меня зачали 1 января (в новогоднюю ночь и наверняка с долей алкоголя)?
Я родился случайно. Допустим. От случайных родителей, в случайное время, в случайной среде.
Периодически я задавался вопросами, и вот как я отвечал:
- Условия. Почему я родился на окраине мира? — Не повезло. Что делать? — Ждать, когда повезёт.
- Мать. Моя мама всю жизнь ругается, а у соседей всё гладко. — Невыносимо. Что делать? — Терпеть.
- Школа. Хожу в обычную школу. — Такой же простак, как и все. Что делать? — Смириться: я простак.
- Способности. По ТВ показывают программу «самый умный». — Думаю, они столько знают в свои 16, что я и к 40 не догоню. Что делать? — Расслабиться. Умом не вышел.
- Финансовый достаток. Я жил бедно всё детство. — Ну почему я не родился в Америке! Что делать? — Завидовать богатым, им, блин, повезло больше.
Сплошной позитив!
Что поделать? — Ничего. Ситуация безнадёжна. Ждать, надеяться.
Так как не я выбрал родителей, не я ответственен за все последствия такого выбора, то и не мне решать. Такое убеждение приводит к пассивности, позиции жертвы обстоятельств.
Рассмотрим пример другого меня.
Базовые направления внутренней корпоративной социальной ответственности
Свое воплощение внутренняя КСО находит в соответствующих мерах и механизмах реализации. Основные направления ее реализации представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые направления реализации внутренней корпоративной социальной ответственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первое направление непосредственно связано с социальной защитой сотрудников компании. Оно, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:
- недопущение дискриминации;
- обеспечение защиты и здоровья работников, оказание им помощи в критических ситуациях;
- обеспечение достойного уровня оплаты труда.
Таким образом, данное направление ориентировано на обеспечение равенства при найме на работу, оплате труда и карьерном продвижении. Дискриминация по каким-либо признакам недопустима.
Если ранее в части защиты сотрудников речь шла исключительно об обеспечении безопасности труда, то сегодня она включает в себя также обеспечение защиты жизни и здоровья работников. Кроме того, одним из важнейших видов социальной защиты сотрудников считается обеспечение достойного и стабильного уровня оплаты труда.
Второе направление внутренней КСО связано с развитие человеческого капитала. Свое отражение оно находит в реализации обучающих программ, а также программ подготовки и повышения квалификации, благодаря чему растет конкурентоспособность работников, снижается их зависимость от одного работодателя м уменьшается нагрузка на бюджет в случае потери места работы.
Помимо прочего к данному направлению относится мотивация персонала, а также поддержание и развитие внутренних коммуникаций в компании.
Третьим направлением внутренней КСО считается построение системы взаимодействия между компанией и ее сотрудниками. Основой данного направления выступает выявление и учет интересов работников как основных стейкхолдеров при принятии управленческих решений, а также их вовлечение в процесс стратегического развития компании.
Четвертым направлением внутренней КСО считается социально ответственная реструктуризация. Она предполагает реализацию социальных программ, призванных обеспечить проведение реструктуризации бизнеса социально ответственным образом.
Выбираем сами: следствия ответственности
И вот мне 20 лет, я обнаруживаю, что умом я всё-таки «вышел» что надо. Читаю умные книжки, думаю сам. Сам выбираю: во что мне верить, а во что нет.
В поисках, дохожу до вопроса: уверен ли я, что родился случайно? Прошлый опыт говорит — «Конечно случайно! Ёп-ты. Да ты вообще атеист.».
К 20-ти годам, я уже убедился, что мне не повезло родиться в таком окружении, в котором все уверены в своей ущербности.
И вот я изучаю религию, теологию. Они говорят, что не всё так просто. А если и вправду «я сам выбрал родителей», что тогда?
Сам выбрал — сам расхлебываю последствия:
- Условия. Сам выберу где и с кем жить.
- Мать. Люблю, но на расстоянии
- Школа. Сам дам оценку своим способностям. Кстати, писать мне не дано, там так сказали.
- Способности. Умный не тот, кто запомнит книгу наизусть, а тот кто книгу напишет. Напишу книгу.
- Финансовый достаток. Бедность временна. Заработаю.
Что поделать? — А здесь уже полная свобода. Хочу выбираю, делаю, развиваюсь — всё в моих руках.
Такое убеждение ведёт к активности, способности всё изменить. Позиция силы — хозяина своей жизни.
Выбираем родителей или нет — вопрос ответственности
Я выбрал родителей — я несу за это ответственность. Я ищу решения. ИЛИ Я родился случайно — никто не несёт ответственность. Я ищу оправдания.
Кто-то подумает, что это совсем не философский вопрос, а дело в характере: ответственный человек или нет. Да, это так. А до какой степени вы несёте ответственность? — в этом вся философия.
Несёте ли вы полную ответственность за всё, что есть в вашей жизни, включая: какие у вас родители, где вы родились, как вас воспитывали, за родинку на попе?
Классификация
Ответственность — это способность влиять на ход событий. По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную, граждан и юридических лиц и т. д.
Ответственность в научной литературе в большинстве случаев трактуется лишь как подотчетность (accountability) и вменяемость (immutability). В юридической науке феномен ответственности изучается, главным образом, в плане наказуемости (punishability) [1, с.12][2]:12. Такое одностороннее понимание ответственности и её реализации на практике приводит к существенным деформациям в сфере регуляции социальных взаимодействий. В зарубежной теории и практике, наряду с отмеченными смыслами, феномен ответственности (responsibility) включает в себя значительно больше значений — положенность к ответу (liability), отвечаемость (answerability), разумность (reasonability), точность, определенность (precision), зависимость (dependability) и другие [1, с.12].
Термин «ответственность» впервые ввел в научный оборот Альфред Бэн, трактовавший её в плане «наказуемости» [2, р.3]. Долгое время проблема ответственности была преимущественно предметом внимания правоведов именно в этом аспекте. В современной теории права ответственность подразделяется на два вида — позитивную и негативную. Позитивная ответственность возникает из обязанности совершать положительные, полезные для общества функции и реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в положении подотчетности и подконтрольности, а негативная ответственность — в связи с совершением правонарушения правонарушителем, который подвергается за содеянное соответствующим правовым санкциям, неблагополучным для него [3, с.232]. Это позволило выделить в правовой ответственности две её стороны: проспективную — за совершаемую или предполагаемую активную, инициативную деятельность в соответствии со статусом (предоставленными правами и юридическими обязанностями) в интересах достижения той или иной цели, результата и ретроспективную — за правонарушение. Заслуживает внимания высказанная правоведами мысль о том, что оба аспекта ответственности требуют комплексного изучения [3, с.232 Ответственность — совокупность действий (мер), исполнение которых, позволяет личности безопасно достигать желаемого.
Степень ответственности
Вопрос «выбрали ли мы своих родителей?» = «несём ли мы ответственность за всё в нашей жизни?».
К примеру, до 7-ми лет — ответственность за нас несли родители. После 7-ми — мы сами. Во всём, что произошло после 7-ми лет — мы в позиции хозяина, способны всё изменить. До 7-ми лет — в позиции жертвы. «Ну как воспитали», «Я не виноват, что ноги кривые». Выходит:
До 7-ми — жертва. После 7-ми — хозяин. До 4-х лет — жертва. После 4-х — хозяин. До рождения — жертва. После — хозяин. До выбора родителей и в дальнейшем — хозяин. Хм, мы создали условия для существования души и жизни до рождения
А вы ведь знаете много людей, которые до сих пор — жертвы! Кому-то уже 40 лет, свои дети выросли — а ответственности нет. Такому человеку все что-то «должны».
Сделайте паузу, это стоит обдумать.