23 мая 1707 года родился Карл Линней, создававший научную классификацию растений и животных

Определение Сенсорные эталоны – это понятие, которое было предложено А.В. Запорожцем, когда ученый создавал теорию формирования восприятия с помощью развития перцептивных действий.

Сенсорные эталоны – это представления, которые были выработаны обществом на протяжении тысячелетий своего развития о разных свойствах и их отношений.

Появились они в процессе развития человечества и до сих пор используются в обществе в виде мерок, образцов, с помощью которых можно обозначить и установить определенные отношения и свойства.

Сенсорные эталоны – это принятые в обществе образцы свойств, которые заметны внешне. Эти эталоны были сформированы в течение истории. С ними сопоставляют результаты текущего восприятия предметов.

Цвета спектра – один из примеров сенсорных эталонов. К ним же относятся и разные оттенки, образующиеся при изменении насыщенности и светлоте цветов. Геометрические фигуры выступают в качестве эталонов формы. А метрическая система мер – это эталоны величины. Обычно люди определяют величину на глаз, сравнивая однородные объекты, что говорит об относительности этой характеристики.

Звуковысотные соотношения, как и музыкальные тоны и языковые фонемы, являются эталонами слухового восприятия. Во вкусовом восприятии мы можем выделить основные вкусы: сладкий, горький, соленый, кислый. Существуют даже обонятельные эталоны, которые делят запахи на горькие и сладкие, тяжелые и легкие, свежие и прочие запахи.

Развитие у детей эталонов сенсорики обладает большим значением в сенсорном воспитании. Изучение сенсорных эталонов – это сложный и длительный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного периода.

Сенсорные эталоны и разновидности представлений о свойствах

Владение сенсорными эталонами позволяет использовать разновидности и представления о каждом свойстве для анализа и определения свойств разных предметов в тех или иных ситуациях. Это значит, что их можно использовать в виде единиц измерения. И мы начинаем знакомить малышей с сенсорными эталонами уже в ранний период.

Слово обладает огромным значением при изучении сенсорных эталонов. В процессе восприятия дети накапливают слуховые, зрительные, вкусовые, осязательные и обонятельные образы.

Но при этом важно, чтобы отношения и свойства предметов, которые воспринимаются ребенком, были обозначены словами, которые бы позволяли закреплять в представлении образы предметов, делать их более четкими и стойкими. Если эти образы закрепляются в словах, их можно вызывать в детском представлении и в те моменты, когда уже прошло некоторое время после непосредственного восприятия.

Для этого нужно произносить соответствующие названия слов. Таким образом, именно с помощью слов можно закреплять полученные образы, которые формируются на основании представлений.

Особенности сенсорного развития у детей

Важная особенность сенсорного развития в том, что оно необходимо для младших дошкольников. Ведь это одна из приоритетных задач формирования малышей – исследование сенсорных свойств предметов.

В 2-3 года у детей начинают формироваться представления о величине, форме и цвете, а также о других предметных свойствах. Важно понимать, что представления эти были очень разнообразными.

Поэтому уже в ранний период был смысл организовывать специальные занятия по развитию сенсорики. Главная задача этих занятий – накапливать сенсорный опыт.

И это фундамент, который бы позволил на следующих этапах обучения постепенно накапливать опыт и знания, расширять его и использовать в разных ситуациях.

Малыш должен познакомиться со всеми базовыми разновидностями свойств:

  • цвет;
  • форма;
  • величина;
  • звуки;
  • количество без счета.

Согласно исследованиям психологов, сенсорное развитие – это фундамент умственного формирования. Он обладает самостоятельным значением, ведь для полноценного восприятия нужно обучать детей в школе, детском саду и т.п.

В любом возрасте сенсорное воспитание обладает задачами, позволяющими формировать определенные звенья сенсорной культуры.

В 2-3 года дети учатся определять форму, цвет и величину, как важные признаки предметов, накапливаются их представления о том, какими разновидностями обладают форма и цвет и о том, как два предмета могут относиться по величине.

Определение

Музыкальный слух – это способность различать высоту, тембр звуков, мелодию и ритмический рисунок. Сенсорное воспитание подразумевает обучение дошкольников навыкам обследования предметов, развитие представлений о эталонах сенсорики.

Обследовать предметы дети учатся в качестве специально организованного процесса восприятия. Необходимо определять те свойства предмета, о которых нужно знать, чтобы эффективно справляться с планируемой деятельностью. Разные предметы подразумевают использование разных методов обследования. Да и исследуемые качества в них разные.

Можно выделить несколько правил, которые нужно соблюдать в процессе обследования:

  • ребенок воспринимает целостный облик предмета;
  • он должен разделить его на несколько частей и определить их признаки;
  • он должен соотнести в пространстве разные части друг с другом;
  • он должен выделить мелкие фрагменты, установить то, как они расположены в пространстве;
  • в заключении нужно снова понаблюдать за целостным предметом.

Этот подход помогает дошкольникам приобрести обобщенные способы познания с помощью чувств, которые могут быть использованы в ими затем в самостоятельной активности.

Эталон самки человека

Можно, наконец, вздохнуть спокойно — Мисс Вселенной стала красотка из Венесуэлы, Габриэла Ислер.

Вряд ли мы теперь о ней еще услышим — если только она не выйдет замуж за кого-нибудь вроде Дональда Трампа. Чем занимаются красавицы и зачем они вообще принимают участие в этих конкурсах — загадка. Они не становятся моделями, замуж их сразу же не берут, в кино они не снимаются, песни не поют. По сравнению с их достижениями даже такие низкопробные звезды реалити-шоу, как Пэрис Хилтон или Ким Кардашьян, — примеры фантастической карьеры.

Лет 20 назад конкурсы красоты можно было назвать событием. Зрители ставили передачу на запись или собирались целыми компаниями, чтобы посмотреть, «кто на свете всех прекрасней». Был почему-то интерес к этим девушкам, которые показывали, какие они улыбчивые, милые и добрые. Идеальные жены. Не хватало только аукциона.

Сейчас же эти разные чемпионаты красоты выглядят как атавизм. Любая ведь может завести блог, выложить какие угодно фото и собрать миллион человек, которые будут ею восторгаться.

Даже обычные светские активистки, чьи лица можно каждый день видеть на разных сайтах, и то более знамениты и успешны, чем все эти Мисс Мира и Вселенной.

Старожилы, конечно, помнят первые русские конкурсы красоты. И эти первые Мисс Мира, которые показывали еще по советскому, но уже перестроечному телевидению. Все замирали в предвкушении и смотрели, как девушек учат ходить, держать осанку, как они занимаются спортом, разбирают наряды et cetera. Это казалось волнительным и очень буржуазным событием. Гламурный мир высоких девушек, чья мечта «быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам и чтобы самой всех презирать» и «ехать в красивой спортивной машине, и чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом — магнитофон и маленькая белая собачка».

Мечты, откровенно говоря, вполне годные (кто в своем уме откажется от спортивной машины и алого шарфа?), но все уже знают, что для этого не надо быть не то чтобы милой, но и даже красивой.

Любая женщина в наши дни может иметь всё.

И ей вовсе не надо идти на ужасные жертвы и доказывать каким-то привередливым мужикам, что она в свои 20 лет всё еще хороша.

Конечно, везде есть тысячи провинциальных девочек, которые листают журнал Cosmo и грезят о заветной шубе. Для них мужчина — это Волшебник, который может сделать для них всё.

Где-нибудь в Саранске относительно не ужасный мужичок при деньгах будет иметь двух любовниц, которые лет через семь получат шубу (за выслугу) и будут рыдать от счастья, приняв этот подарок за знак, что теперь у них всё серьезно (реальный случай).

В России таких девушек можно увидеть, например, в компании экспатов — их приглашают толпами, а потом отсеивают сразу по 2-3 штуки, пока не выберут лучшую. Мисс Пятницу. Или Мисс Четверг.

Другие девушки пробиваются в клубы, где иногда вертятся миллионеры, и тоже рассчитывают, что 500 рублей за бокал шампанского в какой-то момент окупятся.

В этом нет ничего ни красивого, ни сексуального. Ровно как и все эти Мисс Вселенные, которые представляют собой примерно то же самое — только в мировом масштабе.

Девушки соперничают не за шубу и корону, а, конечно, за мужчину. За условного Трампа или ему подобных. За самцов, для которых женщина — это только руки, ноги, волосы, зубы.

Ради таких мачо с плохими прическами красотки готовы забыть, что у них есть личность, и тоже стать всего лишь самкой, которую оценивают по экстерьеру и годности к размножению.

Понятно, что эта проблема, что отношение женщин к себе как к товару — это не только русская проблема. Но здесь у нас в головах всё еще немного первобытно-общинный строй (или представления о нем) — мол, мужик охотится, а женщина чистит шкуры.

Женщина саму себя не определяет как самостоятельную величину — она лишь приложение к мужчине, к его заслугам и трофеям. И ее устраивает, что она — одна из шести, потому что к этому ее приучают с детства. Чем замечательно помогают такие вот конкурсы красоты, где женщина понимает, что соперничество — бесконечно, а победительнице может помочь лишь случай.

«Конкуренция между женщинами включена в миф, чтобы помешать им объединяться. А главное — женская идентичность должна быть основана на нашей «красоте», чтобы мы оставались уязвимыми для одобрения извне, чтобы жизненно важный и чувствительный орган самооценки мы носили открытым и ранимым» — «Миф о Красоте», Наоми Вульф.

Все эти прекрасные девушки с замечательными телами, с шикарными волосами и совершенными чертами лица — они вообще не должны конкурировать. Ван Гог ничем не хуже и не лучше Пикассо — любая красота уникальна и бесценна.

А эти конкурсы нивелируют и красоту, и женщину саму по себе. Они убеждают ее в том, что надо всё время подтверждать свои достоинства. Это так же унизительно, как то, что инвалиду без руки приходится каждый год доказывать, что рука не отросла и что он до сих пор инвалид.

Если женщина родилась с привлекательной внешностью — ей не надо соперничать, у нее и без того уже есть преимущество. Ей не надо оскорблять себя мнением придирчивого жюри.

Пусть она сияет для тех, кто может оценить это по достоинству.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

В процессе дошкольного периода сенсорное познание может быть изменено: ребенок может манипулировать с предметом, что постепенно приведет его к знакомству с ним посредством осязания или зрения, а также в результате так называемого зрительного ощупывания.

К примеру, чтобы убедиться, что в ведре находится сырой песок, дети должны его трогать. А дети в 5 или 6 лет могут понять это, лишь посмотрев на него.

Педагогу нужно следить за тем, чтобы у дошкольников были условия, в которых те могли бы применять навыки анализа природной среды. К примеру, старшие дети могут помогать чинить книги или коробки от настольных игр. Для этого им нужно определять, какая бумага больше подойдет – прозрачная или непрозрачная, плотная или тонкая. Также они должны определить ширину и длину полосок для вырезания.

В младшем или раннем возрасте дети могут играть в игрушки, которые формируют их восприятие и ощущения. Это игрушки сборно-разборного типа и игрушки, которые изготавливаются из разных материалов, которые отличаются друг от друга звучанием и размером.

Чтобы обогатить сенсорный опыт ребенка, нужно использовать дидактические игры. Многие из них подразумевают обследование предмета, позволяют различать признаки, обозначать эти признаки словами.

В определенных играх дети группируют предметы по разным качествам.

Они могут сравнивать эти предметы, замечая в них разные или схожие признаки, выделяя наиболее важные из них.

В результате дети могут обобщать их, опираясь на существенные признаки, закрепляющиеся в речи. Таким образом, дети могут приобрести сенсорные эталоны.

Работая с дошкольниками, мы стараемся формировать у них сенсорную культуру, что становится одной из важных задач. Сенсорное воспитание закладывает основу для других аспектов воспитания дошкольников.

Константин Хабенский. Эталон человека и гражданина

У каждого из нас есть кумир, пример для подражания, человек, о котором мы думаем, как о собственном герое. Я в этом не исключение. Для меня настоящий образец человека и гражданина — известный актёр, режиссёр, благотворитель Константин Юрьевич Хабенский. Это человек очень нелёгкой, неординарной судьбы. Он смог добиться невероятного успеха, обрести популярность, достойно пройдя испытания славой. Ни для кого не секрет, что, когда начинают играть медные трубы, возвещая миру, что появился ещё один герой, важно не заболеть звёздной болезнью. И Константину Хабенскому это удалось. Он остался простым, очень добрым и высоконравственным человеком тонкой душевной организации. Он не ставит себя выше других, он открыт миру, он — свой…

Вначале мне хотелось бы поговорить с Вами, уважаемые читатели, о творчестве Константина Юрьевича. Он начинал свою карьеру, как и многие актёры, с работы в театре. Исполнив несколько небольших ролей, Константин Юрьевич дебютировал в кино в 1994 году. За 26 лет актёрской карьеры он сыграл в большом количестве по-настоящему важных, проблемных, злободневных фильмов, таких как: «Географ глобус пропил», «Домовой», «Селфи», «Коллектор» и других. Нельзя не отметить и исторические картины, в которых принимал участие Хабенский. «Собибор», «Троцкий», «Адмиралъ», «Время первых» — все эти фильмы воспитывают патриотизм, заставляют зрителя задуматься, с другой стороны увидеть реальных исторических личностей и, конечно, вынести для себя что-то своё. Константин Юрьевич, несмотря на весьма успешную карьеру киноактёра, продолжает играть в театре. «Белая Гвардия», «Гамлет», «Трехгрошовая опера», «Утиная охота» — это мои любимые спектакли с Хабенским. Для многих наличие имени Константина Юрьевича в списке актёров на постере или плакате — это знак качества и дополнительная мотивация посмотреть кинофильм или посетить спектакль.

Помимо кино и театра Константин Юрьевич тратит огромную часть своей жизни на куда менее публичное, но отнюдь не менее важное дело —благотворительность. Около десяти лет назад Хабенский пережил большую личную драму. От онкологического заболевания умерла его горячо любимая жена Анастасия. На руках актёра остался малолетний сын. Это была врезающаяся в душу история. До мурашек… Чтобы продлить жизнь Насти Константин Хабенский соглашался на любую работу. Весь гонорар шел на оплату дорогостоящего лечения супруги. Когда не хватало и этих денег, он занимал у друзей. А потом они … обвенчались в больничной палате. Однако неравную борьбу со смертью, увы, проиграли. Проиграли достойно… После ухода Анастасии Хабенский не сломался. Он продолжил эту борьбу и основал фонд помощи детям с тяжёлыми заболеваниями головного мозга.

С 2008 года Благотворительный фонд Константина Хабенского собрал более 800 миллионов рублей. Эти средства тратятся на закупку оборудования и медикаментов в больницы, обучение врачей, а также на оказание психологической поддержки и помощи детям, оказавшимся в нелёгком положении. Константин Юрьевич лично занимается делами фонда, а также в индивидуальном порядке оказывает помощь людям, обратившимся к нему напрямую. Известны случаи, когда он оплачивал лечение, перелёты, помогал связаться с хорошими врачами и даже позволял семьям больных жить в сложный для них период в своём доме.

Фонд Константина Хабенского крайне важен не только для людей с тяжёлыми заболеваниями. Деятельность этой организации повышает гражданскую ответственность, мотивируя людей жертвовать денежные средства на спасение жизней. Очень важно отметить, что фонд помогает многим обрести веру в человека и человечность, наглядно показывает, что в нашей стране живут неравнодушные люди.

Хочется подвести итог, сказав, что Константин Юрьевич Хабенский — это человек, который своим примером показывает, что нельзя поддаваться трудностям и унынию, нельзя опускать руки. Нельзя забывать о тех, кому ты бесконечно нужен, даже если тебе от этих людей не нужно ровным счётом ничего, ибо ты уже добился большого успеха в жизни, поймав за хвост капризную славу. Иными словами, нужно всегда оставаться Человеком. Как Хабенский. Вот почему Константин Юрьевич — это мой эталон человека и гражданина, и именно о нём мне захотелось Вам сегодня рассказать.
#помощь детям, #благотворительность

Степень сенсорного развития и восприятия у детей

Степень сенсорного развития и восприятия у детей сегодня может отличаться от уровня, который был у них лет 10 – 20 назад. Реальность такова, что у детей может появиться все больше средств, позволяющих знакомится им с предметами и явлениями, не взаимодействуя с ними в реальной жизни.

Сегодня доступно многое: не только рисунки и фотографии, но и мультфильмы, приложения и игры. Все это не затрагивает область чувственного познания предметов. В раннем возрасте нужно дать детям возможность приобретать как можно более полезный и многообразный опыт.

Современная педагогика сегодня достаточно хорошо изучила проблему сенсорного воспитания. Многие именитые исследователи занимались этим вопросам. В их числе Я. Коменский и М. Монтессори.

Ученые советской эпохи в области психологии и педагогики также внесли свой вклад, разработав систему сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие – это формирование у ребенка представлений и восприятия. Сенсорное развитие – это основа познания мира, главная ступень которого – опыт чувств.

Следовательно, в период младшего дошкольного детства нужно обогащать чувственный опыт, что поможет полноценно воспринимать окружающий мир. Например, нужно пополнять свойства и представления о предметах. Дети должны знакомится с тем, какова величина предметов, как они расположены в пространстве, какой формой и цветом обладают.

Окружающую действительность можно познавать в процессе восприятия и ощущения. От уровня развития этих психических процессов зависит то, как в дальнейшем будут формироваться мыслительные способности, воображение и память.

В дошкольный этап формируются восприятия и ощущения в интенсивном темпе. Представления о предметах намного проще формировать во время их восприятия.

Сенсорное формирование способствует эффективному осуществлению разных типов воспитания личности: физического, умственного, эстетического и морального.

От того, насколько дети будут развиваться, во многом будет зависеть база для формирования их психики. Это повлияет и на успешность обучения в школе. Это база для формирования любого типа практической деятельности.

Сенсорное развитие при подготовке к школе

Чтобы подготовка к школьному обучению протекало полноценно, нужно целенаправленно заниматься сенсорным воспитанием.

Взрослые не должны требовать от дошкольников запоминать и самостоятельно использовать названия форм и цветов. Нужно, чтобы дети могли активно выполнять задания, учитывать их свойства, ведь именно в игровом процессе активно накапливаются представления о предметных свойствах.

Когда в повседневной жизни пытаются обозначить оттенки цвета, указывают на их темноту или светлоту. При этом подразумевают яркость оттенка. Поэтому детям достаточно лишь усвоить то, как цветовые тона меняются по светлоте и как называются полученные оттенки. Нужно помнить о том, что многие оттенки имеют общепринятые называния. К примеру, светло-красный обычно называют розовым.

Использование детьми этих названий вполне возможно. Только нельзя называть голубой светло-синим, ведь это разные оттенки. Этот же принцип справедлив и по отношению к названиям оттенков по их тону цвета, то есть по тому, какое положение они занимают между цветами, расположенными в цветовом спектре по соседству.

Почти каждый из них может обладать метафорическим названием, используемым в быту: сиреневый, лимонный – это названия, которые связывают цвет с определенными предметами.

Важно, чтобы дошкольники знакомились с системами эталонов сенсорики. Знакомя детей с базовыми образцами, можно подготовить их к тому, чтобы изучить разновидности. Воспитатель, демонстрируя и называя их, дает дошкольникам задания, которые направлены на сравнение разных эталонов между собой. Это позволяет подобрать одинаковые эталоны и закрепить их в своей памяти.

«Наш эталон – в Откровении Божием»

4 сентября 2020 года исполняется десять лет со дня кончины выдающегося деятеля русской культуры, литературоведа и богослова Михаила Михайловича Дунаева (1945–2008). Вспомним об этом человеке, чей вклад в русскую мысль несомненен.

Михаил Михайлович Дунаев. Фото: свящ. Игорь Палкин

Одним из первых в России М.М. Дунаев начал рассматривать историю русской литературной классики с точки зрения духовных критериев Православия. Итогом работы стало многотомное издание «Православие и русская литература». Это поистине фундаментальный труд. Грандиозен его объем – около 200 печатных листов. Он уникален как по охвату материала (не пропущены писатели второго и третьего рядов, а классикам отведены разделы, сопоставимые по масштабу с монографиями), так и по глубине анализа.

Дунаев разработал новые принципы гуманитарной науки. В его методологии четко определены термины и понятия (богословские и эстетические), даны критерии оценок. Он не раз формулировал свой главный принцип:

«Изучая русскую литературу в свете Православия, невозможно обойтись без богословских знаний. Как и в любом анализе, нужно сверяться с эталонами. Эти эталоны для нас находятся в Священном Писании и Священном Предании. Писатели в большинстве случаев навязывают свою систему воззрений на мир, ведут читателя по своему пути. Для православного человека встает вопрос: а спасителен ли этот путь? Идти ли за ним? И тогда мы сравниваем его с эталоном. Это не “чекистская проверка”, как кажется некоторым; мы должны ответить на вопрос, который интересует нас прежде всего: верно ли?».

«Изучая русскую литературу… невозможно обойтись без богословских знаний»

Дунаев показал, как отечественная литература запечатлевала религиозный опыт русского человека – и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия.

«Искусство, и литература в частности, может в необозримом пространстве души замкнуться в тех областях, где душа соприкасается с телесным естеством, но может возвыситься и до сфер, пограничных с пребыванием духа. Такова в высших своих достижениях русская литература».

В издательстве «Паломник». М. Дунаев, А. Любомудров, В. Воропаев, А. Стрижев. Москва, 1998 г.

Очень интересны и глубоки его размышления о возможностях для светского искусства (главная сфера которого – душевное) выразить духовные, небесные реалии. Он полагал, что для этого необходим особый тип реализма – «духовный реализм», который находил, например, в произведениях Ивана Шмелева. Кстати, Дунаев одним из первых вернул в научный обиход России имя великого писателя, посвятив ему кандидатскую диссертацию еще в советские годы.

Доктор филологии и доктор богословия, профессор Московской духовной академии, Дунаев не был кабинетным ученым, отрешенным от мира. Напротив, всегда стремился к активной просветительской работе, записывал аудио и видеолекции, по его сценариям и с его участием сняты более десяти фильмов. Памятны полемические статьи о проблемах современного литературоведения, об идеалах и нравственности молодого поколения.

М. Дунаев с автором статьи. Пасхальная конференция в Пушкинском Доме. Петербург, 2001 г.

Духовное состояние современного российского общества остро волновало его. Он трезво видел болезни и предлагал пути к оздоровлению:

«Чтобы стремиться к подлинному исцелению, необходимо понять, что мы больны. А чтобы это понять, нужен верный критерий здоровья. Этот критерий можно обрести только в Откровении Божием. Не в человеческих искажениях этого Откровения, а в полноте Христовой Истины, то есть в Православии. Отвержение Православия неизбежно приведет к прогрессированию болезни и к гибели».

Дунаев был человеком русского самосознания и верил в духовные силы России:

«Назначение России – нести в себе удерживающее начало и противостоять тайне беззакония. Ибо в том решаются судьбы мира. Вот коренные положения, по которым должно осуществляться и наше осмысление искусства, литературы в частности. Сколько бы ни твердили нынешние либеральные теории, что искусство осуществляется вне какой бы то ни было борьбы, над этой борьбой, – истина в том, что искусство активно действует в пространстве этой борьбы. И здесь оно или на стороне Удерживающего, или на стороне апостасии. “Кто не со Мною, тот против Меня” (Мф. 12: 30). Третьего не дано».

Многое связывало Дунаева с городом на Неве: он окончил аспирантуру Пушкинского Дома, а с конца 1990-х годов стал постоянным участником конференций «Православие и русская культура», проводившихся в нашем институте; в интерьерах литературного музея ИРЛИ он проводил съемки своих фильмов. Встречаясь в Москве и в Питере, мы часто вели беседы о насущных проблемах, я ценил трезвомыслие и точность его оценок. Дунаева нельзя было «раскачать» ни на какие светские, легкомысленные темы. Но его суждения по вопросам общекультурным, литературным, богословским, церковным были глубоки и запоминались надолго.

Михаил Михайлович не был человеком светским, не любил больших компаний, всегда держался особняком. Такая замкнутость была следствием внутренней высокой духовной планки, которую он поддерживал. Этот аскетизм проявлялся и внешне: в скромности одежды, неприхотливом одиноком быте.

М. Дунаев запомнился мне как человек благодушный и ироничный, смиренный и полный внутреннего покоя; на окружающее смотрел он мудро и неосудительно. С легкой улыбкой рассказывал о неблаговидных вещах, в том числе и по отношению к нему. Он часто хвалил людей, а это редкая черта в нашем полном розни мире.

Он видел опасность таких явлений, как «христианство без Христа» и «православие без берегов» и вел борьбу с ними

Как у всякого крупного таланта, был у него круг недоброжелателей. Понятно, что либерально-атеистическое крыло филологов не жаловало православный подход к литературе. Но куда больнее и язвительнее были выпады со стороны собратьев и коллег, которых можно определить как «околоправославных». Дунаев зорко видел опасность духовных подмен и вел борьбу с такими расцветшими в культуре явлениями, как «христианство без Христа» и «православие без берегов». С теми, для кого догматика Церкви была пустым звуком, кто полноту евангельской истины подменял «народной верой», кто кощунственно зачислял в «православные» скопом всех литераторов, вплоть до Высоцкого. Их подчас глумливые нападки Дунаев тяжело переживал, но не опускался до площадных разборок; единственный раз он ответил оппонентам в своей последней работе – «Виртуальные игры». Наряду со статьей «Третьего не дано» она стала литературным завещанием ученого.

М. Дунаев на присуждении Всероссийской литературной премии имени св. князя Александра Невского. Члены жюри – архим. Назарий (Лавриненко) и А. Грунтовский. Александро-Невская Лавра, 2007 г.

Время все расставляет по местам. Имена недругов забудутся, понимание значимости вклада Дунаева в русскую культуру будет возрастать. Подлинно христианское душевное его устроение – сочетание смирения и бескомпромиссной верности Истине – пусть послужит нам примером. Сегодня читатели имеют счастливую возможность знакомиться с его книгами и статьями, которые выложены на персональном сайте, созданном его почитателями. Думается, фигура этого ученого заслуживает сборника статей, посвященного его памяти, куда вошли бы очерки, воспоминания людей, близко его знавших, письма. И кому же, как не духовной академии и храму святой мученицы Татианы при МГУ, где он служил алтарником, поспособствовать такому начинанию.

На фотопортретах Михаила Михайловича заметны затаенная мудрая печаль во взгляде и добрая, легкая улыбка. На скорби мира сего глядел он трезво, однако радость о Господе не оставляла его.

Ушел М. Дунаев рано, в 63 года, но успел завершить дело, к которому был призван. В послании на кончину ученого Патриарх Алексий II сказал:

«Михаил Михайлович немало потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви. Ныне Господь призвал в обители небесные усердного труженика, всей своей жизнью явившего пример горячей веры и преданности своему призванию».

Труженику Божию Михаилу – вечная память.

Ознакомление с сенсорными эталонами

В момент осуществления действий с теми или иными эталонами дошкольники должны запоминать и использовать их названия. Это помогает им закрепить представления о любом эталоне и позволяет выполнять действия соответственно их словесным инструкциям.

Знакомство с любым типом эталонов обладает своими особенностями: с разными предметными свойствами организуют разные действия. Дошкольникам проще запоминать спектральные цвета и их оттенки.

В процессе знакомства с формами и разными видами, воспитатель должен обучать детей обводить контуры и зрительно контролировать движения руки, сравнивать фигуры, которые воспринимаются зрительно или с помощью осязания. Чтобы развивать представления о величине, нужно выстраивать предметы в ряды по нарастанию и убыванию. При этом дети сначала ориентируются на общие формы образца, а затем начинают осознавать, какие отношения существуют между элементами: каждый следующий меньше или больше.

Представления о том, какие бывают разновидности формы или цвета, как соотносятся между собой величины, которые усваиваются детьми – это сенсорные эталоны, используемые в виде образцов при рассматривании разных предметов.

Нужно обучить детей правильно воспринимать цвет определенных предметов, используя имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах и их оттенках.

Это несложно, когда у предметов чистый свет. Но это становится сложнее, когда цвет включает в себя элементы разных тонов цвета, которые выражены в разной степени. Например, речь может идти о бордовом, кофейном и пр.

Монархи – эталон поведения для общества

Известная специалист по этикету Елена Екатериничева во всех подробностях разобрала, насколько точно и скрупулёзно придворный этикет был соблюдён во время бракосочетания герцога и герцогини Кембриджских Уильяма и Кэтрин 29 апреля. Нарушительницами порядка стали невеста князя Монако Альбера II южноафриканская пловчиха Шарлин Уитсток, надевшая излишне длинное для дневного времени суток платье до пола (оно положено по этикету не ранее 8 часов вечера), а также супруга премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона Саманта, которая пренебрегла головным убором, который надевается в знак уважения к королевской семье. Заколка вместо шляпки явно не соответствовала обстановке. В остальном свадьба стала образцом соблюдения этикета.

Госпожа Екатериничева сделала также выводы о том, какую роль монархия, несмотря на заявления её оппонентов, играет в обществе:

«Сила королей – в том, что для многих из нас является якобы проявлениями «слабости» и «отсутствия свободы личности». Колоссальное количество внутренних и внешних самоограничений, дающих пример корректного поведения, когда-то давно выделило этих людей из всех прочих, и транслируется, и продолжается веками. Ну не ругаются королевы матом! Не курит никакую дрянь ни одна королевская персона. Ничего не едят без столовых приборов, не сплетничают ни у кого за спиной, не лезут в ничьё частное пространство, включая комментирование чьих-либо личных параметров. Дамы королевской крови никуда и никогда не носят штаны, за исключением некоторых спортивных мероприятий, а мужчины-короли не красят волосы, никогда не оскорбляют женщин и не хвастаются на весь белый свет своими постельными победами.

Поэтому когда противники монархических режимов заводят многовековой стон о «равенстве всех людей» и якобы порочной идее, что «принадлежность к королевской крови как символу возвышения одних людей над другими – недемократична», мне всегда хочется спросить: а Вы, лично, хотели быть королём или королевой? Эталоном стиля, вкуса и хороших манер? Честности, порядочности, внутренней культуры? Ответу «нет» никогда не поверю. Если мы не можем быть королями и королевами, принцами и принцессами по факту крови, то по поведению и отношению к себе и окружающим – этого никто не может каждому из нас, простых смертных, запретить. Была бы на то наша воля».

Также госпожа Екатериничева разбирает финансовый аспект монархических институтов, подчёркивая, что затраты на содержание монархии окупаются, чего нельзя сказать о многих республиканских институтах. Так, сравнивать туристические доходы Великобритании благодаря церемониям, связанным с королевской семьёй, с доходами Германии от существования института президента – наивно, полагает госпожа Екатериничева.
Версия для печати

Последовательность обучения сенсорным эталонам

Также важно придерживаться правильной последовательности обучения: сначала дошкольники учатся группировать предметы, которые различаются по форме и назначению, но обладают одинаковым цветом. Затем они должны группировать одноцветные предметы с разными оттенками. И на следующем этапе дети уже учатся выделять и определять оттенки.

Сложнее учить детей обследовать форму предметов. На первом этапе нужно отделять геометрические фигуры от иных предметов, придавать им образцы. Для этого каждая фигура сравнивается с рядом объектов схожей формы. Изображения и предметы должны группироваться вокруг определенных фигур. Затем нужно перейти к словесному обозначению предметных форм: овал, квадрат, круг и т.п.

Отметим, что далеко не все предметы обладают простой формой, которая максимально приближена к геометрическим фигурам. Во многих случаях форма предметов сложнее: в ней можно выделять общие черты, форму основного элемента, форму второстепенных элементов и мелких деталей.

Исследуя предмет, дети учатся соблюдать последовательность осмотра согласно схемы, определяющей порядок дальнейшего словесного описания формы предмета.

На каждом этапе обучения обследованию форм нужно побуждать детей обводить контур элемента или предмета в целом. С помощью этого приема дети могут соотносить форму элемента с изученными эталонами.

Мы считаем, что важная составляющая культуры сенсорики – это аналитическое восприятие того, как сочетаются оттенки и цвета. Также нужно выделять элементы, из которого предметы состоят, как эти элементы связаны между собой. И совсем недостаточно быть способным воспринимать отдельные оттенки и цвета.

В природе обычно цвета образуют сложные и разнообразные сочетания. Детей нужно учить исследовать эти сочетания, улавливать в них определенные ритмы, выделять сочетания холодных и теплых цветов.

Сенсорные восприятия

Восприятие формы позволяет зрительно дробить предметы на отдельные части, которые соответствуют разным геометрическим образцам, и определять то, как эти элементы соотносятся между собой.

Восприятие величин связано не только с вычленением отдельных частей, но и с их объединением в целое. Также нужно научить детей измерять величины предметов: их высоту, длину и ширину.

Невозможно отделить от предмета ширину или длину. Значит, можно сопоставлять разные предметы по этим характеристикам. Также нужно отметить, что сам процесс измерения очень относительный.

Сенсорное воспитание очень актуально, ведь оно позволяет ребенку приобрести опыт чувственного познания окружающего мира, формирует его наглядно-образное мышление.

Правильное восприятие цветов, величин и форм нужно для того, чтобы ребенок мог успешно усвоить многие учебные предметы в школе. От этого зависит развитие способностей к разным видам творческой активности.

В дошкольном возрасте главное наполнение сенсорного воспитания состоит из изучения величины, формы и цвета.

Сенсорные эталоны цвета

Сенсорные эталоны в виде цвета обычно это хроматические и ахроматические цвета, которые находятся в спектре в определенной последовательности от красного к фиолетовому по тому, как меняется длина световой волны.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Что такое сенсорный эталон

Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека. Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:

  • Зрительное — первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
  • Слуховое — воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша — это голос его матери.
  • Осязательное — обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит.
  • Вкусовое — малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. С опытом малыш запоминает вкус продуктов питания и уже выборочно относится к ним, одно нравится, а другое — не хочет.
  • Обонятельное — это познание мира через запахи. Одни ароматы приятны, другие вызывают желание прикрыть нос рукой.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте — это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.

В дошкольном возрасте сенсорные эталоны — это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов — длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса — тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником.

Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Сенсорные эталоны формы

Эталоны формы – это фигуры геометрии. Дети начинают знакомство с ними с простейших фигур: квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник. Затем можно внедрить усвоение трапеции. Но во всех случаях дети должны уметь узнавать соответствующие формы, называть их и действовать в согласии с их свойствами, а также анализировать их.

Детей можно знакомить с такими разновидностями форм, как овалы, у которых разное соотношение осей. Также это могут быть прямоугольники, у которых разные соотношения сторон. Это могут быть остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники. Важно, чтобы дети на глаз были способны отличать эти виды треугольников, но они не обязаны запоминать их названия [Мальцева, 2008].

Также целесообразно использовать объемные и плоскостные фигуры. Объемные фигуры менее обобщены. Плоскостные дают возможность отразить самые главные для восприятия свойства – это контур. Их можно использовать, как образцы, с помощью которых дети могли бы воспринимать формы для плоских и объемных предметов. К примеру, мяч можно выразить с помощью круга. Он же изображает и тарелку.

Это позволяет во время сенсорного восприятия применять как правило плоскостные фигуры. Ведь объемные предметы на первых порах будут вызывать дополнительные трудности.

Сенсорные эталоны величины и меры

Особым характером наделены эталоны величины. Так как величина – это свойство относительное, ее точное определение можно произвести с помощью условных мер.

Система мер была сознательно создана людьми. При этом за ее основу всегда бралась какая-либо произвольная единица. А вот геометрические фигуры на самом деле – это отвлечения от формы настоящих объектов.

Изучение системы мер и методов их применения – важная задача, которая требует математической подготовки и не входит в программу обучения дошкольников. Но мы можем пользоваться метрической системой не всегда при восприятии предметов.

Величину предмета можно установить в зависимости от того, какое место он занимает в ряду однородных предметов. Для ребенка большая кошка – это кошка, которая больше по размеру обычных кошек. Но при этом она все равно остается меньше, чем маленький слон. Поэтому эталоном величины обычно выступают представления о том, какая должна быть величина у рассматриваемого предмета.

Эталоны

Леонид Намер «Химия и жизнь» №8, 2016

А в попугаях я гораздо длиннее! Один знаменитый удав

Все наши измерения, все наши приборы опираются на эталоны. Однако не только на них, а еще на гипотезы о них и вообще об этом мире, на весь опыт физики. Говоря об эталонах, часто рассуждают об их большей или меньшей точности — но это неправильно: эталон точен по определению, мы так решили. И за нашим решением как раз и стоит опыт, физическая модель. В некоторых случаях мы уверены, что эталон — физическая константа: скорость распространения электромагнитной волны в вакууме, постоянная Планка и т. д. В некоторых — мы понимаем, что это не совсем так, и отчасти знаем почему (современный эталон килограмма). В этих случаях лучше говорить «нестабильность».

Возможные причины нестабильности эталонов — интересный физический вопрос. Метрология начала с естественных эталонов (части тела человека как мера длины, зернышко растения как мера веса), потом частично перешла к искусственным (метр, килограмм), сейчас возвращается к естественным, но уже квантовым. Причины такой эволюции — погоня за стабильностью и легкостью повторения и передачи. Некоторые из этих новых эталонов намного меньше тех, с которыми обычно приходится иметь дело, поэтому необходима масштабирующая цепь устройств. Такие цепи существуют для времени и длины; для некоторых возможных и перспективных эталонов масштабирующие цепи не нужны: например, для эталона напряжения на квантовом эффекте Джозефсона и сопротивления — на квантовом эффекте Холла.

Что касается конкретных эталонов, то метр уже давно определяется не по насечкам на палке и даже не по длине волны излучения, а через секунду и скорость распространения электромагнитной волны, которой приписано точное значение.

В природе полно периодических процессов, поэтому с естественным эталоном времени проблем не было; правда, лично я взял бы не вращение Земли, а периодическое засыпание. Потому что вращается Земля или нет — мы видим только при надлежащем состоянии облачности, а спать хочется в любую погоду. Потом выяснилось, что вращается она неравномерно, и перешли к атомному эталону. А именно: постановили, что секунда — это интервал времени, равный 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133, находящегося в покое при температуре 0 К. Из определения видно, что период излучения заметно меньше обычно измеряемых временных интервалов, и достижением метрологии было создание системы приборов, преобразующих частоты и временные интервалы из задаваемых атомным эталоном в те, которые обычно приходится измерять.

Эталон массы — это гиря из платиноиридиевого сплава, хранящаяся под двойным колпаком и т. д. Логичен вопрос: почему не взять естественный эталон — атом? Вот уж у кого по всем современным воззрениям с постоянством массы дело обстоит хорошо. Ответ прост: потому что атом маленький, а отсчитать число Авогадро атомов — замучаешься. В пустыне Сахара всего три моля песчинок, а моль однодолларовых бумажек покрыл бы Землю, кажется, слоем в два километра толщиной. Но перейти на естественный псевдоатомный эталон хочется. Поэтому ведутся работы по созданию нового эталона массы на основе атомных свойств; размер самой единицы сохранится, так что выкидывать безмены и прочие весы не придется. Если, конечно, кто-то не «выиграет» всероссийский тендер на замену всех весов.

Эталон количества вещества — это моль. Отдельного эталона моля не существует, по определению — это количество вещества, которое содержит столько молекул (атомов, ионов), сколько атомов в 12 граммах углерода-12, то есть попросту — постоянная Авогадро.

В физике есть несколько разных способов определения температуры, в метрологии они все опираются на так называемую термодинамическую температуру. Это та самая, которая однозначно связана с энергией через постоянную Больцмана (поэтому физики часто измеряют температуру в единицах энергии). Она же входит в универсальный газовый закон. Шкала температур условна, и таких шкал много. Наиболее распространены сегодня шкалы Кельвина, Цельсия и Фаренгейта. В некоторых регионах используют более простую шкалу с тремя температурами — холодно, терпимо, жарко. Или четырьмя, как объяснил мне один из авторов нашего журнала, — в Сибири добавляют «мороз, блин». На шкале Кельвина ноль совпадает с абсолютным нулем, а реперная точка — тройная точка воды. Значение температуры в этой точке выбрано так, чтобы цена деления шкалы Кельвина совпадала с ценой деления шкалы Цельсия (для упрощения пересчета). Другие реперные точки, которые нужны для калибровки термометров, — это точки фазовых переходов чистых веществ. Для получения промежуточных значений требуется интерполяция между этими точками, она делается термометрами сопротивления и газовым термометром. То есть опять же на основе всей физики.

Эталонами электрических величин сначала были ток (через гальванопроцесс и вес осадка) и сопротивление (через сопротивление ртутного цилиндрика), напряжение определялось законом Ома, а передавалось — особо стабильным гальваническим элементом («нормальный элемент»). Позже ампер определили через взаимодействие токов, и эталоном стали токовые весы, в которых измеряется сила притяжения между двумя катушками с «эталонируемым» током; эталоном напряжения стал нормальный элемент, а ом стали определять по Ому.

Потом перешли к квантовым стандартам: было показано, что при увеличении тока, протекающего через переход сверхпроводник — диэлектрик — сверхпроводник, облучаемый СВЧ с некоторой частотой, напряжение на переходе увеличивается не плавно, а скачками, причем величина скачка зависит от этой частоты, постоянной Планка и заряда электрона (эффект Джозефсона). Поскольку частота измеряется с высокой точностью, возникла возможность построения квантового эталона напряжения.

Далее было показано, что на переходе металл — диэлектрик — полупроводник при низких температурах имеет место квантовый эффект Холла — при увеличении магнитного поля сопротивление изменяется скачками, зависящими только от постоянной Планка и заряда электрона. Соответственно при наличии квантового эталона напряжения и тока на их основе может быть дано новое определение ампера.

Свет — это электромагнитное излучение в диапазоне непосредственного восприятия человеком. Поэтому в технике, а значит, и в метрологии ему уделяется большее внимание. Световых единиц, как известно, четыре — световой поток, сила света, светимость и яркость. С точки зрения физики никаких новых единиц и новых эталонов для описания света не нужно: это Вт, Вт/стер, Вт/м2 и Вт/(м2стер), поскольку свет — это электромагнитное поле, переносящее энергию. Однако на протяжении значительной части истории техники основным прибором был глаз человека — сравнение силы света эталона и исследуемого источника проводилось «на глаз». Остальные единицы определялись через силу света, и все четыре именовались: люмен, кандела, люкс и кандела/м2. Кандела эталонировалась излучением абсолютно черного тела при фиксированной температуре; потребность перевода «ваттных» единиц в оптические и обратно повлекла стандартизацию так называемой «кривой видности» — стандартной характеристики чувствительности глаза. Скоро определение канделы изменится, оно перестанет быть связано с глазом, хотя сама величина сохранится.

В заключение отметим, что бегать с каждой ученической линейкой в гости к эталону метра не удастся. Поэтому эталоны и средства измерений для любой величины представляют пирамидальную структуру высокой сложности и стоимости. На вершине находятся государственные эталоны основных величин, многомиллионные установки, изолированные комнаты, сложнейшие процедуры, ниже — рабочие эталоны разных классов, потом рабочие средства измерений и, наконец — напольные весы, на шкалу которых с трепетом смотрит лучшая часть человечества. А также деревянная линейка, на которой Вовочка выцарапывает свое мнение о Марь-Иванне. Когда она это обнаружит, его выгонят из класса, а вечером он получит ремня.

Сенсорные эталоны как целая система

Сенсорные эталоны – это не просто отдельные образцы, а целая система, в которой разновидности определенного свойства располагаются в нужной последовательности и различаются по конкретным признакам. Развитие сенсорных эталонов осуществляется благодаря сенсорному воспитанию. Без целенаправленного воспитательного процесса дети способны усвоить лишь некоторые эталоны.

Сенсорные эталоны – это термин, который впервые использовал А.В. Запорожец, когда разрабатывал теорию формирования восприятия путем развития перцептивных действий.

Сенсорные эталоны – это представления о тех или иных свойствах и их отношений: о цвете, о величине, о форме, о пространственном расположении, о высоты звучания, о длительности времени и т.п. появились эти эталоны в процессе исторического развития людей. Человечество использует их как мерки и образцы, с помощью которых можно установить и обозначить определенные отношения и свойства.

В детском саду главное содержание сенсорного воспитания состоит из знакомства с формой, цветом и величиной. В виде сенсорных эталонов выступают хроматические и ахроматические цвета, которые размещены в спектре в строгой последовательности, связанной с длиной световых волн.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Процесс овладения сенсорными эталонами длится долго и протекает сложно. Усвоить один из эталонов – не значит просто научиться его называть. Нужно иметь ясное представление о том, какие разновидности могут быть у каждого свойства и научиться пользоваться этими представлениями для выделения и анализа свойств разных предметов. Иначе говоря, изучение сенсорных эталонов – это адекватное их применение в качестве единиц измерения во время оценки свойства.

Если с дошкольниками проводить последовательную работу по обследованию, они учатся легко выделять и называть множество разных признаков для каждого предмета. Это аналитическая мыслительная деятельность дошкольника, которая в будущем даст ему возможность более глубоко анализировать явления и предметы, обнаруживать в них существенное и несущественное, правильно видоизменять их в соответствии с поставленной задачей.

Игорь Вайсман. Эталон поведения

ОБ ЭТАЛОНЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

«Учиться нравственности, –
по сути дела, учиться правильно жить».

Виктор Пекелис, «Как найти себя»

У Виктории Токаревой есть замечательный рассказ «Моя собака». В нем с теплотой и знанием дела описаны отношения женщины и ее собаки. Я просто умилялся, читая его. Пока героиня повествования не столкнулась с нравственной проблемой. К ее кобелю пришла уличная собака, у которой началась течка, и поселилась во дворе. Она была очень невзрачной и отличалась плохими манерами. Сначала хозяйка ее кормила, а потом стала думать, как ее выпроводить. И не нашла ничего лучше, как попросить соседа по даче – пьющего и не имеющего моральных устоев мужчину – отвезти ее куда-нибудь подальше, чтобы больше не видеть.

После этого ее стала мучить совесть: «Я же выбросила беременную!» И она не могла успокоиться, пока не поговорила со знакомыми, которые в аналогичной ситуации поступили точно так же. У героини рассказа сразу отлегло на душе: «Значит, я не одна такая! Значит, мое поведение – практически норма! Слава Богу!»

Как главная героиня, так и ее знакомые, избавившиеся от беременной собаки, показаны очень порядочными, культурными, интеллигентными людьми, заботящимися о своих собственных животных. Но разве по-человечески они поступили?

Героиню рассказа перестала мучить совесть после того, как она узнала, что и другие в схожей ситуации поступают так же. Получается, что как бы плохо мы не поступили, наш поступок будет считаться нормальным, если и другие поступают таким же образом.

Обманывать плохо? Да. Так ведь окружающие обманывают! Меня, стало быть, не осудят! Значит, обманывать – норма! А воровать? Вообще-то плохо, но если окружающие воруют, тогда… А как насчет убивать?

Выясняется (и не только из упомянутого рассказа), что под нормальным поведением, под моралью и нравственностью многие из нас понимают отнюдь не вечные истины и ценности, служащие основой общества. Под ними понимается то, как это понимают конкретные, меня окружающие люди. Плохо лишь то, что они осуждают. А хорошо то, что они поощряют.

Если я перееду в более культурное место, то и вести себя стану соответственно, подкорректирую свою мораль и поведение под окружающих. А если перееду туда, где не очень-то заморачиваются над своими пороками, то можно будет расслабиться и кое-что себе позволять.

Вот такие размытые категории – мораль и нравственность – в сознании многих из нас. И как они только могут служить фундаментом общества? Да никак! Точнее – фундамент у такого общества отсутствует, и оно долго не просуществует.

Здесь возникает интересное сравнение с предметным миром. Когда нам нужно проложить дорогу, построить здание и т. д., мы всегда прибегаем к помощи эталона – метра, сантиметра, километра… Когда следует определить вес чего-то, мы узнаем его с помощью соответствующих эталонов: грамма, килограмма, тонны… Температуру мы измеряем градусником, в лесу и в море ориентируемся по компасу… Все эти примеры говорят о том, что для решения стоящей перед нами задачи необходима соответствующая мера и эталон. Мы и деньги изобрели с той же целью.

Но стоит перейти к социальной жизни, – и куда подевались меры и эталоны?! Об их необходимости тут же забыли! Как будто наша жизнь менее важна, чем определение веса мешка картошки! Как будто человеческие судьбы, благополучие, здоровье, жизнь и смерть близких нам людей ничего не стоят в сравнении с определением веса навоза!

Однако, что взять в качестве меры и эталона человеческих отношений? – спросят неискушенные люди. Вообще-то в долиберальные времена мерилом отношений и поступков была нравственность. И об этом постоянно напоминают деятели культуры и представители религий. Только вот слушают их не очень внимательно. Да еще запустили байку про относительность вечных моральных ценностей. Но эталон не может быть относительным. Его не подгоняют под желания правящей элиты и даже большинства. Наоборот, они должны соответствовать эталону. Метр останется метром и в Африке, и на Луне. Стало быть, свод основных моральных норм должен быть неизменен и не зависеть от переменчивых ветров в головах у людей. Само собой разумеется, что за эталон нравственности нельзя принять убеждения и образ жизни «героев» нашего времени – олигархов и поп-звезд. Так же, как вождя, царя, императора. Не эталон сверяют по ним, а их по эталону.

Некоторые исторические деятели, великие люди и святые могут служить примером для подражания. Но ведь и они строили себя по некоему образцу. Возникает вопрос об образце. И элементарные размышления всегда приводят к одному и тому же выводу: эталон лежит в самой идее человека. А чья это идея? Понятно, что не самого человека! Эталон поведения, основные понятия бытия, главные ориентиры в жизни, как и сам смысл жизни – все это находится в природе, космосе, едином информационном поле Вселенной, у Господа Бога – кому как нравится, адрес один.

«Сущность и смысл любого объекта и явления могут быть поняты в соотнесении и связи с его местом и ролью в Космосе. То есть все должно мериться единой “всеобщей шкалой” Бытия», – утверждает Михаил Веллер. Естественный порядок вещей во Вселенной является основой мировоззрения и миропонимания, а также выступает в качестве абсолютного критерия оценок. С его помощью можно дать оценку любому явлению, получить ответы на так называемые «вечные вопросы», отличить добро и зло, правду и ложь, справедливость и несправедливость, главное и второстепенное, чем стоит гордиться и чего стыдиться. Без этого критерия основные моральные понятия размываются и теряют свой исконный смысл.

Сведения же об этом, как очень давно известно, содержатся в Священных книгах. Только, мне кажется, пришло время некоторые их положения существенно дополнить. Эти книги были написаны настолько давно, что во многом не удовлетворяют современного человека. Ибо его жизнь весьма разительно отличается от жизни древнего человека, для которого и на языке которого все это было написано. Понимание Священных книг нашими современниками весьма затруднено. Какие-то положения кажутся устаревшими. Каких-то они и вовсе не находят. На многие острые вопросы, встающие перед нами, мы не можем найти ответа в тех древних фолиантах.

Возьмем 10 библейских заповедей. Почему только десять? Разве они исчерпывают все жизненные ситуации, в которые попадает человек? Современные люди значительно информированнее своих древних предков. И я думаю, не слишком-то внимательное отношение к этим заповедям, как и к самим Священным книгам, проистекает именно от недостаточной информированности этих источников для человека XXI века.

Рискуя быть преданным анафеме, позволю себе заявить: заповедей должно быть не 10, а 100 или больше. И они должны давать ответ на большинство возникающих перед человеком сложных ситуаций, позволять ему делать верный выбор. С их помощью мы должны ориентироваться как турист по компасу. В каждом из нас есть и внутренний компас – совесть, но тут может быть только дополнение, а никак не противоречие. И то, и другое – из одного источника!

Разве каждый из нас стоит постоянно перед дилеммами: украсть или не надо? Убить или не стоит? Совершенно другие дилеммы то и дело возникают на нашем пути. И ответа на них нет в 10 заповедях.

Христианская религия утверждает: нужно прощать своих обидчиков. Ладно, поднатужился – простил. А если они других обижают, я тоже должен их прощать? Или просто отвернуться и сделать вид, что я ничего не видел?

А сколько проблем возникает в отношениях между мужчинами и женщинами? А между родителями и детьми? И каждый считает себя правым.

Где искать ответы? Как поступать? Как выйти из тупика, в который загнала жизнь? Да хоть даже и сам себя загнал? Ведь в душе многим хочется быть справедливыми. Но где мера справедливости в моей конкретной ситуации?

Что самое интересное, все эти непризнанные заповеди существуют и очень давно. В огромном количестве. Нужно лишь выбрать их и систематизировать. «У Бога нет других рук, кроме твоих». Чем не заповедь? «В рай на чужом горбу не въедешь». А эта чем не устраивает? Ну и так далее.

Достаточно открыть сборник народных пословиц и поговорок или сборник высказываний великих людей – и вот они, заповеди на все случаи жизни! И что немаловажно: их авторы, не знавшие друг друга, жившие в совершенно разные эпохи и говорившие на разных языках, мыслят очень согласованно, как будто берут мысли из одного источника. Но ничего удивительного в этом нет, источник и в самом деле один – информационное поле Вселенной. А то, что один скачал из него идею путем откровения или прозрения, а другой методом размышлений, наблюдений и экспериментов, – это не суть важно. И тут непримиримая позиция священнослужителей вызывает непонимание. Они называют гордыню главным грехом, а сами при этом надменно не признают научный, философский и художественный способы постижения мира божественными. Бога можно постигать разными способами, что и происходит, и что само по себе весьма правильно.

По существу мы имеем колоссальное количество заповедей на все случаи жизни. И они из одного источника. Они дошли до нас разными путями, по крупицам, в разное время. И эти крупицы ценнее золота. Дело за малым – отобрать наилучшее из массы книг и отпечатать таким тиражом, чтобы были в каждой семье. Вот это достойная задача для нашей государственной власти, которая занимается всем чем угодно, но только не основой основ каждого общества!

© Игорь Вайсман, текст, 2015

© Книжный ларёк, публикация, 2015

Сенсорные эталоны как образцы

Сенсорные эталоны – это образцы, которые вырабатываются людьми, которые дети должны усвоить, чтобы успешно обучаться в будущем в школе. Освоение этих навыков протекает постепенно с самого раннего возраста. Формирование сенсорных способностей должно осуществляться в этот период, пока накапливаются знания об окружающем мире.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что основные сенсорные эталоны у детей – это цвета и оттенки, геометрические фигуры, размер вещей, характеристики музыкальных звуков, высота голоса.

Человечество разрабатывало эти эталоны на протяжении тысячелетий. А малыши должны освоить их в первые годы своей жизни. Воспитатель и родители должны стремиться к тому, чтобы помогать детям осваивать эти сенсорные эталоны. Нужно создать все условия для развития представлений об окружающих предметах. Это происходит, когда дети играют в дидактические игры, когда они трудятся или учатся, когда лепят или рисуют, когда гуляют или посещают экскурсии.

У каждого возраста есть свои особенности, которые нужно учитывать при овладении сенсорными эталонами. Обсудим их более подробно.

Оцени-ка страничку!

Добавить комментарий Отменить ответ

Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте

Этические нормы и правила проявляются в отношениях между организацией и социальной средой; между организациями; внутри одной организации — между руководителями и подчиненными, между людьми одного статуса.

Общий нравственный принцип человеческих взаимоотношений сформулировал И. Кант: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деятельности менеджера этот принцип можно сформулировать следующим образом: при принятии решений поступай так, чтобы твои устремления, продиктованные твоими этическими номами и правилами, были совместимы с нравственными ценностями других сторон обсуждения, Допускали координацию и гармонизацию интересов всех сторон, но при этом не противоречили нравственным эталонам как своеобразным всеобщим законам.

Выделим некоторые общепризнанные нравственные эталоны и образцы этичного поведения.

1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный Коллектив с высокими моральными нормами поведения. Приоб-Цайте сотрудников к целям организации. Человек только тогда °Удет чувствовать себя нравственно и психологически комфор-Тно, когда он будет идентифицировать себя с организацией, ее Коллективом. Вместе с тем необходимо поддерживать стремление каждого остаться индивидуальностью, и хочет, чтобы уважали таким, каков он есть.

2. При возникновении проблем и трудностей, связанныхнедобросовестностью сотрудников, руководителю следует вЬьяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следу,ет бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Необходимо подумать о том, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. При этом необходимоопираться на сильные стороны его личности.

3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе онможет решить, что провел вас, либо считать такое поведениенормой как со своей стороны, так и со стороны руководителя.

4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно онприведет неизвестные вам факты объективного характера. Стремитесь делать сотруднику замечания один на один, уважая егочувство собственного достоинства.

5.Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

6.Если это уместно, используйте «прием бутерброда»:спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить счеловеком, чтобы показать ему, что вы не держите на негозла.

7. Старайтесь никогда не советовать подчиненному как поступить в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет всяответств енность.

8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь ко всем сотрудникам как к равноправным членам с одинаковыми мерками.

9. Чтобы сохранить уважение сотрудников, никогда не давайте им возможность заметить, что вы не владеете ситуацией.

10. Соблюдайте принцип распределенной справедливости,чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае,успех достигнут главным образом благодаря успехамруководителя.

110

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного дос-Хорошо выполненная работа заслуживает не только

мнст ериального, н0 и морального поощрения — не скупитесь на

13.Привилегии, которые вы делаете себе, должны распро-тоаняться и на других членов трудового коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственныепшибки в работе. Члены коллектива все равно узнают о них.Утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих сотрудников и будьте им преданы.Они ответят вам тем же.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: во-первых, ситуацию, наличиевремени для нюансов; во-вторых, личность подчиненного —кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник либо человек, которого нужно подталкивать на каждомшагу. Б зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения.

Этические нормативы менеджмента должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических правил при принятии решений. Каждая организация, если она дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики менеджмента, являющиеся важнейшими компонентами бизнеса.

Вопросы дня контроля

1. Какие этические нормы выделяются в учении Конфуция?

2- Каковы исторические традиции этики менеджмента в России?

3. Какова преемственность этических норм менеджмента в России?

4. Каковы современные нравственные эталоны и образцы Еедения в менеджменте?

5. Какова основная идея создания этических нормативов менеджмента в организации?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]