Что такое духовно-нравственные ориентиры?
Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:
- Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
- Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры — это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
- Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.
Итоговое сочинение: Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
(477 слов) У каждого поколения есть свои нравственные ориентиры, которые формируются под влиянием эпохи. Кто-то прошел войну и выстрадал любовь к Родине, кто-то застал бурное развитие промышленности и развил в себе веру в прогресс, а кто-то под влиянием революции заострил жало справедливости. Современный человек живет в благополучное время, но темпы окружающего его мира все время ускоряются, а вместе за ними по пятам эволюционирует технический прогресс. Его нравственные ориентиры определяются в соответствии со спецификой данной эпохи. Подробнее об этом написали современные литераторы.
Так, Виктор Пелевин в антиутопии «S.N.U.F.F.» высмеял стремление общества к утрированной морали, направленной на возвышение представителей нетрадиционной ориентации. В Бизантиуме воинствующие за свои права меньшинства захватили власть и начали продвигать законы, дискредитирующие большинство людей. Одним из них стал запрет на публичные отношения с лицами противоположного пола моложе 46 лет. Это абсурдное требование привело в тому, что мужчины и женщины традиционных воззрений вынуждены были сожительствовать с куклами, которые во всем повторяли человеческий образ. В СМИ и фильмах представители ЛГБТ-сообществ выставляли свой выбор в качестве приоритетного и навязывали свои идеалы всем зрителям без исключения. Подобная политика стала следствием перенаселения Бизантиума и нехватки ресурсов: чтобы люди меньше размножались, их подталкивали к отношениям, в которых детей быть не может. Эта фантастическая ситуация во многом отражает формирование современной нравственности. Популярные тренды выставляют деторождение в невыгодном свете, чтобы человечество добровольно сокращало свою численность и не доводило ее до критической точки. Получается, что поддерживать меньшинства и присоединяться к ним — это актуально и хорошо, а выступать за традиционные ценности — это консервативно и совсем не модно. Вот так прагматично формируются нравственные ценности сегодня.
Однако есть и другой путь формирования нравственных ценностей, по которому движутся менее прогрессивные страны. Его описание мы встречаем в повести Е. Пастернак и А. Жвалевского «Пока я на краю». В данном произведении одна из героинь, напротив, нападает на ЛГБТ-сообщество в лице собственной дочери. Венера находится в подростковом возрасте и переживает этап колебаний между ориентациями. Но ее мать, узнав о нетрадиционных наклонностях дочери, стала путем насилия и скандалов вынуждать ее отказаться от данной позиции. При этом женщина систематически оскорбляла и унижала своего ребенка. Злоупотребление алкоголем и недостаток развития наложили свой отпечаток на моральные ценности героини. Ей казалось, что гомосексуализм — это болезнь, которую необходимо лечить медикаментозно. Она стыдилась этого «клейма», но считала совершенно нормальным издевательство над Венерой. Такое отношение со стороны матери спровоцировало попытку суицида, которую ее дочери удалось пережить чудом. В данном примере мы видим, как под влиянием архаичных предрассудков и навязанных страхов современности формируются нравственные ориентиры с двойным дном: защищая одни традиционные ценности, люди забывают о других — доброте, понимании, любви.
Таким образом, процесс формирование современных нравственных ориентиров происходит между двух огней: стереотипов прошлого и фанатизма настоящего. Одни люди с пеной у рта отстаивают права, которые в действительности уже давно не нарушаются в развитых странах, а другие готовы объявить охоту на ведьм, которые уже давно очищены от наветов инквизиции. Обе позиции представляют собой крайности, которые превращают все разумное, доброе и вечное в цирковое шоу на площади.
Нравственные ценности в современном бизнесе
Нравственный ориентир — представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Обычно, нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: — патриотизм и гражданственность; — трудолюбие и профессиональную честность; — скромность и ответственное исполнение обязанностей; — великодушие и др.
Эх… лихие 90-ые… очень уж сильно они изменили сознание русского народа. Я не стану вдаваться в причины столь крайних перемен… Важно здесь то, что значительно сменились ориентиры для всего общества. Вперед вышло все то, за что еще совсем недавно можно было получить реальную уголовную статью. Ценности стали другими. На всеобщем стремлении к личному обогащению выросло уже не одно поколение. При чем пути достижения этого богатства, зачастую, не имели ничего общего с моральными нормами и нравственностью. Слишком долго запад манил нас “красивой” жизнью. И эффект “запретного плода” прекрасно сработал. Что же в итоге произошло. Страну растащили по кускам группы людей, приближенных к действующей власти. Большая же часть населения смотрела на весь этот беспредел со стороны, сетуя на свою беспомощность в попытках этому помешать. Сознание многих россиян мутировало. Если еще совсем недавно в обществе процветали идеи о работе на всеобщее благо, то теперь все перевернулось с ног на голову. Корысть — новый нравственный ориентир….
А между тем росло одно за другим поколение нашей “обновленной” страны, которое видело как все происходит и решило для себя, что эта модель мира самая справедливая. Для многих, цель личного обогащения стала главной. И пути ее достижения стали иметь второстепенное значение. Все это привело нашу героическую Родину в то состояние, которое мы все можем лицезреть в данный момент. Естественно, дети как губки впитывают весь окружающий мир и являются зеркалом нашей действительности. И теперь в школах детишки не обсуждают о достижениях наших космонавтов или передовиков труда, а хвастаются гаджетами, машинами, квартирами и всем материальным… Я понимаю, что и ранее были ракеты, самолеты и машинки, которыми обменивались и хвастались ребятишки, но с приходом технократического века все изменилось практически до неузнаваемости. Это поистине ужасно. И дело тут в том, что находясь в погоне за ложными ценностями, мы стали с каждым годом просто уноситься прочь от самого главного. От познания самих себя и своих целей… А вместе с нами это уже делают наши дети.
Скажите, как часто Вы разговаривали с Вашим ребенком, о том что такое хорошо, и что такое плохо? Как часто Вы ему говорили о том, что должно быть самым важным в жизни каждого человека? Сколько раз Вы спрашивали у него кем он хочет стать, когда повзрослеет? А как же ответить своему маленькому сынишке или дочурке, на вопрос о цели рождения? Ну наверняка, каждый из Вас, хоть раз сталкивался с такими риторическими вопросами… А чем все заканчивалось ??? Ну не мешай? Дай поговорить ??? Иди сходи поиграй в PSP или еще во что нибудь… только не надоедай со своими вопросами …Было такое ? … И наши чада опять садятся за компьютер, и удовлетворяют свои познания о мире в лучшем случае играя в Angry Birds … А то и хуже…Некоторые родители настолько бессознательны, что покупают своим детям игрушки с возрастными ограничениями превышающими их возраст вдвое. Если честно…то у меня волосы дыбом вставали, когда я слышал разговор мальчиков — первоклашек об прохождении очередной миссии игры modern warfare 2…Игры, где практикуются самые изощренные формы убийств. Кем же станут эти невинные дети? Что для них будет нормой? Каковы их нравственные ориентиры? И чему Вы удивляетесь, когда слышите отборный мат на перемене в первом классе? Неужели, для всех нас жажда материальных благ стала той плодородной почвой, на которой можно взрастить все будущие поколения?…
Нравственные ориентиры воспитания дошкольников
Анна Юдина
Нравственные ориентиры воспитания дошкольников
Современное общество требует появления нового человека как гражданина,что неизбежно влечёт за собой изменение нравственных ориентиров,идеалов содержания всех форм общественного сознания.
Когда речь идёт о нравственном воспитании,то сразу встаёт вопрос о нравственных и моральных нормах.
Мораль-это традиционная,содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми,одобряемая и поддерживаемая групповым,классовым,общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы,правила,законы,заповеди,табу,запреты,которые с раннего детства внушаются растущему человеку.
Мораль обеспечивает приспособление ребёнка к условиям общественной жизни,удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.
Нравственность-это понятие,которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания,а нравственность -это сфера нравов,обычаев,практических поступков.
Нравственное воспитание-это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственность находит выражение в отношении к Родине,обществу,коллективу,отдельным людям,к самому себе,труду и результатам труда. Нравственность как свойство личности не является врождённым,её становление начинается в детстве.На сегодняшний день основные принципы морали остаются неизменными:это стремление совершать добро и воздерживаться от зла,заботиться о других людях.
Именно в виду своей высокой значимости проблема нравственного воспитания дошкольниковвсегда находится в центре внимания выдающихся педагогов таких как:В. А. Сухомлинский,Н. С. Карпинская,А. М. Виноградова,В. Г. Нечаев,В. И. Логинова и другие.
Средствами нравственного воспитания детей дошкольноговозраста педагоги считали:
-художественные средства:художественная литература,изобразительное искусство,музыка и др.
-природа;
-собственная деятельность детей:игра,труд,учение,общение;
-атмосфера,в которой воспитывается ребёнок;
-окружающая ребёнка обстановка.
Когда речь идёт о нравственном воспитании,то сразу встаёт вопрос о нравственных и моральных качествах. Сегодня нравственное воспитание является важной стороной общего развития дошкольников. Ведь только в процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманные чувства,формируются этические представления,навыки культурного поведения,социально-общественные качества,уважения к взрослым,ответственное отношение к выполнению поручений,умение оценивать свои поступки и действия. В дошкольном возрасте у детей появляются способности к оценке поступков своих и чужих,к безошибочному распознанию правильности действий,объясняя и комментируя своё отношение к этому. Важным является напрвлять детей дошкольного возраста в нужном направлении.
Возможных путей для контролируемого и целенаправленного нравственногоразвития существует очень много:
-сказкотерапия
-иллюстрированные литературные произведения
-художественное творчество
-мультфильмы
-разные виды детской деятельности и не менее важным и интересным способом развития нравственного воспитания является театрализованная деятельность.
Вопрос о том,что такое «хорошо» и что такое «плохо»,какое поведение правильное,а какое недопустимое,философский,каждый родитель решает для себя сам,каким он хочет видеть своего ребёнка и как он будет его воспитывать,а мы лишь пытаемся отметить те способы,с помощью которых можно показать ребёнку,что есть «плохо»,а что «хорошо».
Дети в возрасте 2-3 года не воспринимают абстрактные понятия,такие как «щедрость»,»правда» и т. д. Поэтому давайте ребёнку реальные примеры. Будьте твёрдыми в просекании нежелательных поступков,но делайте это в спокойной,доброжелательной манере.
4-5 лет это самое благодатное время,когда вы можете укрепить в ребёнке понятия о «хорошем» и «плохом».Дети в этом возрасте хорошо воспринимают простые объяснения. Им уже можно объяснить такие понятия как «щедрость» и «честность».Продолжайте показывать ребёнку примеры,ещё лучше,если этими примерами будете вы сами. Дети в этом возрасте стремятся быть похожими на близких им людей,они стремятся вызвать радость и положительную реакцию у своих родителей,поэтому чем чаще вы будете хвалить детей в этом возрасте,тем лучше. Не оставляйте без внимания и поощрения хорошее поведение детей,это и есть основной воспитательный метод в этом возрасте.
У детей 6-8 лет развивается социальная сознательность. Они начинают понимать,что у других также есть права,и что в обществе существуют правила,которым необходимо следовать.
Таким образом,содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности,на понимание различий (расовых,национальных)
как обусловленных природой и
историей,дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого человека.
§ 11. Духовный мир личности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
2. Какова сущность категорического императива?
Категорический императив — это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
Моральные ценности — это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.
5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное — построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное — основой этого мировоззрения является религия и 3. научное — опирается на достижения науки.
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
Общее — и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие — мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль — едина.
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.
ЗАДАНИЯ
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.
3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Порядочность — это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.
5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50 %; моя семья — 70 %; получать от жизни удовольствие — 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?
Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.
Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.
Феномен духовности
Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.
С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.
С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.
При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).
Жизненные ориентиры в нашей жизни! И как их отыскать?
Здравствуйте уважаемые читатели блога «Области Жизни». Задумывались ли Вы когда-либо о том, куда Вы идете в своей жизни, что от Вас останется, когда придет время уйти, из этого мира. Возможно Вы всячески отгоняете от себя саму мысль о том что мы не вечны, но именно мысль о смерти может помочь нам в жизни, и как это не парадоксально звучит, но это так и есть. Именно мысль о том, что нас, когда то не будет, может являться отличной мотивацией в тех делах, что мы совершаем сейчас, и послужить источником для отыскания своего жизненного ориентира.
Очень часто человек не знает чего он хочет от жизни, он не знает, что ему делать в настоящем времени. Он движется по кругу, дом – работа – телевизор – сон, и так каждый день, иногда в этот круг включается прогулки с женой и детьми, и походы по магазинам на выходных. Вот так выглядит жизнь среднестатистического человека. У него нет цели, а если и есть то она на 2-3 года, ну может у некоторых на 5-10. Но это все… А дальше что будет? Поиск новой цели? А не будет ли поздно? Ведь с возрастом, сил у нас на реализацию наших идей становится все меньше и меньше, опыта больше, но кому Вы передадите свой опыт? И нужен ли будет тот Ваш опыт, который Вы приобрели, в наше время, информации очень много, и каждый день ее становится еще больше, многое меняется, то что не работало 10 лет назад, отлично работает сейчас, и наоборот, то что работало раньше, сейчас уже не работает.
Поэтому, что бы определить, что Вы хотите получить от жизни, представьте себе следующую ситуацию:
Вы приезжаете на похороны, собралось куча народу, все ваши родные и близки, ваши друзья, но Вас при этом, почему, то никто не замечет. Вы замечаете гроб и направляетесь к нему, там стоят огромные венки, повсюду цветы, и печальные грустные заплаканные лица. И вот Вы подходите к гробу, и видите там, самого себя. Да Вы умерли, на этом Ваша жизнь закончилась. Вы садитесь на землю, смотрите на всех этих людей, которые пришли с Вами попрощаться! И много ли людей Вы видите, много ли людей сожалеют о Вашей кончине, а есть ли среди них те, кто пытается скрыть злорадство, и рад, что Вас больше нет? И сейчас родные будут говорить речь о Вас!
Подумайте, что Вы хотите услышать из их уст, какие слова произнесенные ими, были бы для Вас важнее всего. Каким бы Вы хотели, что бы Вас запомнили? Что хотели бы услышать о своем характере, о тех делах что сделали, о том, что после себя оставили? Какую роль Вы играли в их жизни. Поразмышляйте над этим!
И если Вы честно и искренне подошли к данному эксперименту, Вы соприкоснулись с желаниями своей души. Теперь у Вас есть внутренний ориентир, который поможет Вам двигаться по жизни. Если где то в чем-то сомневаетесь, вспоминайте, что Вы не вечны, вспоминайте, что когда вы уйдете, Вас будут помнить по вашим поступкам и действиям.
И теперь, когда Вы знаете, что Вы хотите от жизни, знаете куда направляетесь, вы можете построить план, который поможет туда добраться, теперь у Вас есть жизненные ориентиры, которые укажут Вам правильный путь.
Материал с сайта https://oblasti-zhizni.ru/
Автор Александр…
Администрация сайте, где Вы сейчас пребываете, советует посмотреть видео- ролик