Функциональные теории: как формируются взгляды, мнения и убеждения людей


Понятие сознания

Понятие сознания начинает разрабатываться в науке и философии в Новое время. Прежний термин использовавшийся для обозначения психической жизни человека – душа все больше уходит в прошлое, его место постепенно занимает сознание. Данный переход связан с изменением взгляда философов на человека и его место в мире в период Возрождение. Гуманистические и антропоцентрические тенденции вывели человека из-под гнета слепых и могущественных сил, будь то природа или бог, и сделали его субъектом – источником активности, способным отстаивать свои интересы в мире, исследовать и влиять на него. Акцент на познавательном аспекте человеческого бытия нашел свое отражение в самой семантике слова – «со-знание».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Влияние общества и личности на развитие сознания 470 руб.
  • Реферат Влияние общества и личности на развитие сознания 270 руб.
  • Контрольная работа Влияние общества и личности на развитие сознания 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В философии 17-18 веков сознание рассматривалось с двух основных позиций:

  • идеалистической,
  • материалистической.

Идеалистическое понимание сознания было представлено многими континентальными философами от Декарта и Лейбница, до Канта и Гегеля. Особенность данного понимания заключалось в том, что в соотношении сознание-бытие, сознание занимало субстанциональную независимую позицию.

Так у Декарта материя и дух представляют собой две независимые и параллельно существующие субстанции. Основным свойством духа-сознания выступает мышление, в отличии от материального тела сознание устремлено к богу и соприкасается с ним, благодаря чему имеет доступ к истинному знанию, которое присуще ему с рождения. Абстрактные размышления представляют собой лучший путь познания окружающего мира.

Кант представляет окружающую реальность как мир вещей в себе. Вещи в себе материальны, они реально существуют, однако остаются недоступны для понимания нашего сознания и разума. Вместо этого сознание, отделенное от вещей также, как и они от него, строит свой иллюзорный образ мира, в соответствии с собственными представлениями и удобством, опираясь лишь на отдельные внешние характеристик реальных вещей. Реальность человека – это реальность его сознания, которая мало зависит от обстоятельств материального мира.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Материалистическая традиция сформировалась в английской философии, в трудах Бекона, Локка, Гоббса и их последователей. В рамках механистического материализма признается первичность и субстанциональность только материи. Сознание вторично. Локк указывает, что сознание человека — это чистая доска, на которой жизнь пишет свою книгу. Именно опыт, воспитание, обучение, социальное окружение делают человека таким, какой он есть, сообщают ему определенные психические качества и знания об окружающем мире. Никакой независимости сознания, врожденных истин не существует. Сознание полностью детерминировано реальностью.

Характерной чертой классической философии является тот факт, что сознание мыслится исключительно как индивидуальное. Субъект, исследователь, представляет собой изолированного индивида, а общество трактуется как их механическая сумма. Данный взгляд впервые был преодолен в диалектической концепции Гегеля, где сознание – Мировой Дух, относится не к человеку или даже нации, а всему человечеству вообще.

В марксистской философии общество рассматривается как совокупность общественных отношений, прорабатывается понятие социальных институтов и групп (классов), обладающих собственных коллективным сознанием, выражающемся в единстве их интересов, ценностей, а также определенном положении в обществе.

Влияет ли общество на человека?

Мало кто осознаёт, что из раза в раз идти на поводу мнения социума опасно. Общество является социальным воспитателем, указывая неокрепшим умам на то, что хорошо и что плохо, рассказывает о базовых нормах морали и этики. Если раньше говорили, что труд сделал из обезьяны человека, то сейчас роль труда выполняет социум.

Многие могут спросить: «Тогда в чем же опасность?»

Опасность заключается в том, что человеку приходится выбирать между своими амбициями, стремлениями, желаниями и общественным мнением. И зачастую человек выбирает второе.

Каждый боится быть осужденным обществом. Никто не хочет слышать: «да это провальная затея»,»ты такой же, как и все»,»да он просто бездельник»,»у нее не получится» и тому подобное. Мы идём в школу, учимся и стараемся оправдать надежды своей семьи. И в случае неудач на жизненном этапе под названием «школа» подросток оказывается под жестким давлением со стороны. И несмотря на то, что он прекрасно рисует, все силы он вкладывает в «физику».

Позже многие поступают в вузы, но под каким предлогом? Кто-то не хочет в армию, кто-то не хочет расстраивать родителей, ведь они надеются на нас, они «вложились» в нас. И достаточно распространенная ситуация, что после школы вы никуда не поступили по своей воле, потому что устали или не определились со специальностью, а быть может, у вас мечта, которая требует сил и времени.

Что вы услышите в таком случае вокруг себя, особенно от старшего поколения? «Он какой -то странный, такие возможности, а он…», «Мы в его годы книг из рук не выпускали», «Он, наверное, глупый». Вас просто отторгают. Какова будет реакция родителей, если вы пришли домой с фразой: «Я пока не хочу учиться, я хочу реализовать свою давнюю мечту, цель, затею». Вряд ли они отреагируют положительно.

И так всю жизнь… Именно поэтому все должны научиться закрывать глаза на чужое мнение. Мы должны научиться идти против течения, сопротивляться ему, а все попытки подчинить вас, угомонить — использовать как мотивацию. Ведь если посмотреть на всех гениев, ученых, первооткрывателей, то это просто-напросто люди, которые вышли за рамки, что им установило общество.

Доказал бы Магеллан то, что земля шарообразная, если бы поверил в её плоскую форму? Сумел бы Леонардо да Винчи построить прототип нынешних самолётов, а братья Райт построить первый самолёт, если бы все они верили в невозможность человеком летать?

Все цели и мечты станут как минимум доступнее, если перестать бояться осуждения. Как бы оно там ни было, стоит понимать, что никто не призывает человека всё время идти против системы. Нет, хочется показать лишь важность осознанного выбора. Ведь только тогда, когда каждый станет сам обдуманно выбирать, он сможет стать по-настоящему свободным человеком. А ведь каждый к этому стремится…

Теги: социум, чужое мнение, общественное мнение

Функциональные теории: как формируются взгляды, мнения и убеждения людей

Функциональный подход дает, пожалуй, наиболее простой и ясный ответ на вопрос о том, как формируются и изменяются взгляды, мнения и убеждения людей. Этот подход, или концепцию, образует целый ряд теорий, объединенных общим названием — функциональные теории.

Каждый человек по-своему, индивидуально воспринимает и переживает как внешние по отношению к нему, так и внутренние процессы. У разных людей формируются различные потребности и, следовательно, их установки тоже различаются. Поэтому один и тот же стимул или ситуация воздействуют на разных людей неодинаково. Нагляднее всего это прослеживается на примере коммерческой рекламы. По данным специалистов в области массовых коммуникаций, ее эффективность считается высокой и даже очень высокой, если достигает от 1 до 10% целевой аудитории (Харрис Р., 2001). Все это означает, что информация, оказывающая влияние на одних людей, совсем не действует на других.

Иными словами, функциональные теории утверждают, что люди имеют такие установки, которые выражают их потребности и способствуют удовлетворению этих потребностей. Новые потребности приводят к формированию новых установок, изменение потребностей приводит к изменению установок.

Все функции установок можно сгруппировать по видам или блокам. Впервые такую классификацию осуществил Д. Кац (1967), выделив пять основных функций установок:

  1. Функция защиты Я.
  2. Ценностно-экспрессивная функция (саморепрезентация).
  3. Социально-регулятивная функция.
  4. Инструментальная (утилитарная) функция.
  5. Познавательная функция.

1. Функция защиты Я

Впервые в истории психологии о механизмах Эго-защиты заговорила теория психоанализа. Самим Зигмундом Фрейдом, и особенно его дочерью Анной Фрейд, выделено и описано достаточно много видов психологических защит (Фрейд А., 1999). Среди них перечисляют следующие: невроз, рационализация, проекция, отрицание, формирование противоположной реакции и т. д. Наиболее типичным примером механизма защиты Я служит рационализация: человек, побуждаемый каким-либо иррациональным, бессознательным импульсом, совершает поступок, но находит для него вполне рациональное объяснение. Как правило, тот иррациональный импульс, который мотивирует человека для совершения тех или иных действий, исходит из негативных влечений и чувств человека — зависти, злобы, ненависти, чувства своей неполноценности, никчемности и т. д. Но в самоатрибуции индивида мотивация его действий приобретает благородный, даже больше — возвышенный смысл. Сам человек объясняет свои действия исключительно добрыми намерениями: он поступил так во имя добра, справедливости, лучших соображений.

В тех же случаях, когда самосознание человека в определенной мере развито и периодически активизируется, он постоянно прибегает к механизмам Эго-защиты для регулирования самооценки. При этом люди идут по пути поиска самых простых способов решения своих проблем. Легче всего поднять самооценку за счет унижения и принижения других людей — отдельных индивидов или даже целых социальных групп. Потребность в повышении самооценки, таким образом, приводит к формированию соответствующих установок — ксенофобии, расизма, сексизма, национализма, классовой ненависти и т. д. Страх, зависть, чувство своей ничтожности вызывают к жизни установку стремления к власти, богатству, порождают высокомерие, пренебрежение, чванство (например начальственное, национальное, социальное и т. д.).

Как правило, люди используют не один, а сразу множество механизмов Эго-защит. Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый). Проекция сопровождается отрицанием.

Таким образом, одни люди могут постоянно испытывать потребность в защите Я и иметь соответствующие установки, для других состояние повышенной тревожности и низкой самооценки может быть временным. Третьи могут вообще лишь эпизодически испытывать потребность в защите Эго. и тогда их установки, способствующие ее удовлетворению, также могут быть кратковременными.

2. Ценностно-экспрессивная функция

Установки, выражающие ценности человека, обычно удовлетворяют его потребность в саморепрезентации. Проще говоря, посредством этих установок человек заявляет о себе своему социальному окружению. Понятно, что выразить можно только то, что имеешь, чем являешься сам. Поэтому и тип, и уровень ценностей человека определяются уровнем его личностного развития, сложностью его Я-концепции.

Образ и стиль жизни, манера одеваться, тип прически, обладание теми или иными вещами, высказываемые мнение, взгляды,суждения, поведение — всем этим человек выражает свое Я. Так, скажем, создание образа богатого, преуспевающего человека может быть связано с установкой на обогащение и, соответственно, выражать основную ценность индивида. В другом случае, это может быть создание сексуально-привлекательного образа, что также может быть отражением установок и ценностей. Но, разумеется, индивид может репрезентировать себя и иными способами. Он может, например, активно выражать свою общественную позицию, участвовать в каких-то гражданских движениях, поддерживать те или иные политические партии. С позиции функционального подхода можно сказать, что сколько людей, столько и потребностей.

3. Социально-регулятивная функция

Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно составляем о них свое представление, иначе говоря, формируем в их отношении установки. Одни люди нам нравятся, другие — нет.

Важно отметить, как наши установки в отношении окружающих помогают или препятствуют нашим социальным взаимоотношениям. Понятно, если у человека общая негативная установка в отношении людей, то его взаимодействия с окружающими будут сведены к минимуму. Да и те станут отличаться напряженностью. Но в том-то и дело, что люди далеко не всегда заявляют о своих реальных установках в отношении своих знакомых, родственников, соседей, сослуживцев и т. д. Гораздо чаще во взаимоотношениях с ближайшим окружением люди используют вежливость, воспитанность, лесть, то есть демонстрируют некие общепринятые шаблоны поведения.

Но практически в любом (за редким исключением) случае, если человек хочет добиться расположения, симпатии, приязни со стороны других, он демонстрирует свое согласие с ними, общность взглядов, мнений и т. д. Фактор сходства в большинстве случаев усиливает социальную привлекательность.

Конечно, сходство взглядов и установок у людей может быть реальным, а не только манифестируемым. Поэтому мы для установления социальных отношений ищем единомышленников, людей похожих на нас — по возрасту, полу, социальной группе, исходя при этом из того, что у них такие же, как и у нас, установки.

4. Инструментальная(адаптивная, утилитарная) функция

Само название функции указывает на тот аспект поведения, который рассматривают теории научения, а конкретно — принцип инструментального научения. В самом широком смысле суть его сводится к тому, что человек научается достигать желательных результатов (вознаграждения) и избегать нежелательных (наказания). Соответственно, у людей вырабатываются положительные установки в отношении тех объектов, которые могут способствовать удовлетворению их потребностей, желаний, влечений, и негативные к объектам, препятствующим достижению желаемого, вызывающих фрустрацию, а также другие нежелательные последствия.

И в этом отношении инструментальная функция способна перекрывать, или вбирать в себя все остальные функции: Эго-защитные, ценностно-экспрессивные, регулятивные и функцию познания. Человек может завоевывать симпатию, восхищение, дружбу, благорасположение, просто выражая свои взгляды, мнения, ценностные приоритеты, словом, посредством выражения своего Я. Точно так же он может избежать проявления злобы, агрессии, других негативных чувств в отношении себя, используя механизмы Эго-защиты, например, вытеснения, подавления и т. д.

5. Функция познания

Помимо прочих, крайне необходимых функций, установки играют в жизни людей исключительно важную роль в структурировании, организации знаний об окружающем мире и о самих себе. С их помощью мы категоризируем, выстраиваем наши знания в более или менее стройную, логически увязанную систему. Это не значит, что мир вокруг и мы сами именно такие, какими представлены в наших установках. Роль установок состоит не в поиске истины, а в упорядочивании картины мира в нашем сознании.

Не имея готовых когнитивных схем, в том числе и установок, мы вообще вряд ли смогли бы жить, поскольку все происходящее представлялось бы нам сплошным хаосом.

Установки, таким образом, помогают нам организовать мир, используя принцип экономии мышления и избегая опасностей информационных перегрузок. Заимствование чужого опыта, мнений, взглядов, установок создает большие социальные проблемы, но попытка отказаться от заимствования с целью создания своей и только своей позиции нереалистична. В качестве объединяющего основания всех установок любого конкретного индивида выступают базовые ценности, которые он исповедует или которых придерживается.

Чтобы объяснить причину возникновения плюрализма и конфликта ценностей в установочной позиции индивидов, Энтони Пратканис и Энтони Гринвальд (1989) вводят понятия монополярной и биполярной установок. Они полагают, что неоднозначность установки в отношении какой-то проблемы объясняется тем, что человек может сознательно избегать односторонней информации о ней, стараясь познакомиться с различной и даже противоречащей информацией.Монополярные же установки формируются под влиянием информации, которая однозначно оценивает объект установки. Если, скажем, ваши знания о человеке ограничиваются тем, что он улыбчивый и вежливый, то, разумеется, вы будете настаивать на том, что он очень душевный и славный.

Подавляющее большинство установок людей отличается все же монополярностью. Имея уже сложившуюся установку в отношении определенного объекта, люди чаще всего интерпретируют новую информацию о нем таким образом, чтобы она согласовывалась с имеющимися у них представлениями. Не говоря уже о том, что они могут вообще не замечать, не воспринимать, не слышать сведений, противоречащих их взглядам. Люди не только охотнее, но и лучше запоминают информацию, подтверждающую их взгляды. Д. Робертс и Натан Мак-Коби (1985), установившие этот факт, полагают, что человек испытывает удовольствие, получая подтверждения правильности своих установок. Ведь это повышает его самооценку. Поэтому мы дружим с теми, кому мы нравимся, как нравимся сами себе, слушаем радио и смотрим телепередачи, подтверждающие наши установки, читаем книги, газеты и журналы, которые согласуются с нашими взглядами на действительность. Все это коротко можно определить как избирательность в подходе к информации.

Пол Суини и Кэти Грубер продемонстрировали эту пристрастность людей на примере Уотергейтского скандала 1972 года. Он возник в связи с тем, что предвыборная команда Ричарда Никсона, победившего на выборах и ставшего президентом США, прибегала к техническому подслушиванию в штаб-квартире соперника Никсона Мак-Говерна во время предвыборной борьбы.Так вот, сторонники победившего Никсона и проигравшего выборы Мак-Говерна, как оказалось, не в равной мере интересовались разразившимся скандалом: сенатскими слушаниями, сообщениями СМИ и т. д. Если сторонников Мак-Говерна интересовала любая информация, связанная с Уотергейтом, то сторонники Никсона демонстрировали явное отсутствие интереса к этому делу (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).

Установки во многом предопределяют не только наше видение мира, но и настроение, жизненный тонус, общее психологическое состояние. Если мир кажется человеку опасным и угрожающим, то, конечно же, он будет испытывать постоянное чувство тревоги и неуверенности. И наоборот, лучезарное мировоззрение будет настраивать человека на легкость и беззаботность. Оптимальный вариант как всегда находится между этими двумя крайностями.

***

Как видим, те или иные функции установок предопределяются личностными особенностями людей. Поэтому прежде чем пытаться изменить установку индивида, необходимо знать и учитывать, чем она характеризуется: определяется ли она личностными особенностями человека или же самим предметом и содержанием? Следовательно, любая попытка изменить установку в больших аудиториях, будь это реклама или политическая агитация, станет успешной лишь в отношении некоторой части людей, но не всей аудитории. Причем здесь столь же важно учитывать и рассчитывать время воздействия, поскольку, большинство потребностей людей носит временный характер и можно оказаться в нелепом положении, пытаясь изменить те установки, которых уже нет.

Функциональные теории объясняют, таким образом, сущность одновременно двух процессов — формирования и изменения установок. Наряду с другими теориями, они дают представление о том, какую роль играют установки в психической жизни людей, какое влияние они оказывают на поведение.

Источник: Элитариум

Этапы социализации

Социологи выделяют следующие этапы социализации:

  1. Адаптация. Подразумевает познание ценностей и приобретение навыка соответствия обществу. Это этап, когда ребёнок усваивает основные понятия, приспосабливается к правилам общества, подражает и адаптируется.
  2. Идентификация. Заключается в стремлении к персонализации и воздействию на других людей. Отношение к нормам социума становится более критическим. На этом этапе в зависимости от возраста выделяют промежуточную (когда подросток ещё не имеет сформировавшегося мировоззрения и характера) и устойчиво-концептуальную социализацию (когда личность обладает уже устоявшимися свойствами).
  3. Интеграция. Позволяет проявить себя и свои возможности в конкретной социальной группе. Когда социум принимает свойственные личности характеристики, интеграция проходит успешно. Если общество не принимает эти свойства, то возможны два варианта развития событий: первый – когда индивидуальность сохраняется, отношение к обществу становится агрессивным, а второй вариант характеризуется попытками изменить себя и соответствовать ожиданиям общества.
  4. Трудовой этап. Его границы размыты, так как этап включает себя все время трудовой деятельности члена общества. Человек воздействует на среду, воспроизводит социальный опыт.
  5. Послеструдовой этап. Он начинается тогда, когда прекращается трудовая деятельность. На этом этапе передается опыт более молодым членам общества.

Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья – родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека.

Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте:

  1. Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью.
  2. Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно. Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью. Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление. Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка.
  3. Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи.
  4. На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни.
  5. Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются.
  6. На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях.
  7. Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни.

На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность.

Все факторы разделяют на четыре группы:

  • микрофакторы (социальные устои в семье, образовательном учреждении);
  • мезофакторы (общественное устройство, характерное для места поселения, национальности);
  • макрофакторы (социальные параметры государства, политический и культурный строй);
  • индивидуальные факторы (характеристики личности определенного возрастного этапа).

Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация – поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей.

С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия:

  1. Ресоциализация – замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях.
  2. Десоциализация – утрата ранее приобретённого социального опыта.

Если ресоциализация – процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу. Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация (на фоне личных проблем, потери работы) оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]