Что такое расизм и кто такие расисты: истоки, суть и как это все проявляется

12 сентября 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Бездумно употребляя слово «расист», можно спровоцировать непонимание, скандал, драку или политическую дискуссию – как повезет.

Есть мнение, что оно устарело, и вообще, это «у них, за рубежом», и нас не касается. На самом деле оно сродни старому снаряду, найденному в зоне былых сражений: может, взорвется, а может, и нет.

Не стоит делать скоропалительных выводов до детального выяснения, что такое расизм, и почему это понятие требует осторожного обращения.

Что такое расизм?

Расизм – это совокупность взглядов, подразумевающая предвзятое (как правило, негативное) отношение к представителям других рас. Характерной, но не обязательной особенностью расизма является уверенность в интеллектуальном, нравственном или каком-либо ином превосходстве собственной расы. Кроме того, людям свойственно относиться к чужакам предвзято – с недоверием и опаской. А если человек внешне сильно отличается, мы интуитивно воспринимаем его как чужака.

На протяжении нескольких веков расизм оставался причиной серьезного поражения в правах целых народов. Одни люди ставили себя выше других, считая, что таким правом их наделяет цвет кожи и прочие особенности внешности. В наше время до таких крайностей не доходит, и всё же расизм продолжает существовать в большинстве стран. Многие люди уверены в «несовместимости» разных рас, поэтому очень негативно относятся иностранцам, которые переезжают в их города, поселяются по соседству, заводят семьи, рожают детей и отводят их в тот же детский сад или школу.

Расизм и христианство: а каков твой ответ?

Александр Солженицын сказал в своей книге Архипелаг Гулаг:

«Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце — и через все человеческие сердца… Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить».

Мы живем в непростые, смутные времена, когда «по причине умножения беззакония, во многих охладе(ла) любовь» (От Матфея 24:14). Мы слышим слухи о войнах (от Матфея 24: 6), «восстает народ на народ, и царство на царство» (от Матфея 24: 7). Но самое страшное — это то, что братья выступают против братьев, причиняя физическую и эмоциональную боль, унижая и даже иногда убивая.

25 мая 2020 в Миннеаполисе, штат Миннесота, США, полицейским был убит Джордж Флойд, безоружный афроамериканец, после того, как белый полицейский «надавил коленом на шею и спину Флойда, прижав его к асфальту, и продержал его в таком положении 8 минут и 46 секунд, что привело к смерти Флойда» (Википедия). Джордж был в наручниках и лежал в то время лицом вниз. Он неоднократно говорил своему обидчику и трем другим присутствующим полицейским, «я не могу дышать», но никому не было дела до его мольбы. Это событие привело к многочисленным, в том числе агрессивным, протестам против расизма и жестокости в отношении темнокожих в США, которые продолжаются и сейчас.

Согласно толковому словарю Ожегова, расизм — это «реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой». Как мы, как христиане, должны относиться к этому? Что дети Бога могут сделать для борьбы с расизмом?

В Послании к Галатам Апостол Павел учит:

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (К Галатам 3: 26-28).

В послании к Римлянам Павел говорит:

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину».

В Книге Мормона мы также читаем:

«Он приглашает всех прийти к Нему и вкусить от Его благости; и Он не отказывает никому, кто приходит к Нему: ни белому, ни черному, ни рабу, ни свободному, ни мужчине, ни женщине; и Он помнит язычников; и все одинаковы для Бога — и иудей, и иноверец» (2 Нефий 26: 33).

Но самое главное учение находится в 22-й главе от Матфея. Когда один из законников, искушая, спросил Иисуса, какая из заповедей является наибольшей в законе, Спаситель ответил: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Кто наш ближний? Он не сказал любить только тех, кто соответствует нам по разуму, по статусу или по этническому происхождению. Он хочет, чтобы мы любили всех, и не просто любили, а подобно себе. Его Евангелие существует для каждого человека, независимо от того, где он родился, и Его спасение доступно всем.

Президент Гордон Б. Хинкли провозгласил:

«Напоминаю вам, что ни один из тех, кто делает оскорбительные замечания в адрес представителей другой расы, не может считать себя истинным последователем Христа. И он также не может претендовать на то, что живет в гармонии с учениями Церкви… Нам всем необходимо осознать, что каждый из нас – сын или дочь нашего Небесного Отца, любящего всех Своих детей» (Мир нуждается в доброте, Лиахона, май 2006 г.).

Президент Даллин Х. Оукс также учил:

«Расизм, вероятно, — один из наиболее известных в наши дни источников предубеждений, и нас призывают покаяться в этом. Но в истории человечества известны многие группы детей Божьих, которые преследовались, преследуются или лишаются каких-либо привилегий на основании предубеждений, базирующихся, например, на этнической принадлежности, культуре или национальности, а также обстоятельствах, связанных с образованием или экономическим положением» (выдержка из обращения от 1 июня 2020 года в честь празднования 40-й годовщины откровения о священстве в 1978 году).

Никакая национальная политика не способна изменить то, что происходит в наших сердцах. Мир вокруг нас может иметь другие представления в отношении других рас и наций. Исторически, рабство и унижение представителей определенных народов существовало во многих странах на протяжении долгого времени. Во время Второй Мировой Войны миллионы людей погибли в результате ненависти и расизма. Даже в Церкви в какой-то период времени чернокожим братьям отказывалось в получении священства, пока в 1978 году не было получено откровение об отмене этого правила.

Любовь к ближнему, о которой говорил Христос, начинается с каждого из нас. Только мы сами можем принести доброту, заботу и поддержку в мир. Только мы можем «потеснить» зло в нашем сердце. Но как это сделать?

Ответ вам, скорее всего, покажется болезненно знакомым. Просите о помощи через Святого Духа, чтобы помочь различить любые дискриминационные мысли или тенденции с нашей стороны. Царь Давид восклицал в одном из своих псалмов: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138: 23-24).

Нам всем необходим беспощадный, глубокий самоанализ. Какие суждения или предположения я делаю, исходя исключительно из понятия расы или цвета кожи? В круг моих друзей входят люди, которые отличаются от меня? Способствую ли я появлению стереотипов и разделению? Или, наоборот, активно помогаю найти общий язык и установить диалог? Просите Его помочь вам увидеть расистские мысли, слова или действия, которым вы, возможно, сейчас не придаете большого значения. Покайтесь, где необходимо, и, конечно, служите другим.

Мы все — Его дети, сотворенные по Его образу и подобию. Абсолютно каждый из нас, даже если нам это кажется порой непостижимым. Расовые ненависть и дискриминация — это больше, чем просто вопиющая социальная несправедливость. Это прямое оскорбление Бога и всей человеческой семьи. Расизм идет вразрез со всем, что олицетворяет собой Евангелие нашего Спасителя. Он противоречит принципам христианской веры.

Задайте себе вопрос, что лично вы можете сделать, чтобы «чтобы потеснить» зло во всем мире и любить так, как учил Спаситель? А еще лучше, спросите у Него, а потом действуйте в соответствии с полученными наставлениями.

«Изменить общество в целом будет сложно, но мы должны трудиться, чтобы улучшать нравственный климат вокруг нас. Святые последних дней в каждой стране должны быть добропорядочными гражданами, участвовать в решении социальных проблем, изучать эти проблемы и голосовать» (Квентин Л. Кук, Плач Иеремии: берегитесь рабства, ноябрь 2013 г.).

С Господом нам не нужно бояться. Мы можем двигаться вперед с верой в Него, стремясь сделать все возможное, чтобы повлиять на наши общины, государства, нации и, в конечном счете, на всю землю навсегда. Когда мы стремимся «Слышать Его», Он поможет нам узнать, что мы можем делать в нашей личной сфере влияния.

Если мы надеемся увидеть изменения, они должны начинаться с нас самих.

Автор: Елена Шэннон.

Как проявляется расизм?

Суть расизма сводится к тому, что люди негативно относятся к представителям других человеческих рас, превознося при этом собственную. Негативное отношение может варьироваться в широком диапазоне: от незначительного пренебрежения до настоящей ненависти, страха и презрения. История знает немало страшных геноцидов, единственный причиной которых послужил расизм.

Для полного понимания, что такое расизм и насколько страшными могут быть его последствия, можно в качестве примера рассмотреть Холокост. Это преступление, совершённое нацистами против евреев (в более широком смысле под Холокостом понимают все геноциды, которые нацисты совершили за время Второй мировой войны). При изучении данного исторического события слово расизм практически не употребляется, однако важно понимать, что именно расизм стал основной причиной Холокоста.

Нацисты называли себя представителями вымышленной арийской расы, которую считали высшей. В то же время многие другие расы они считали низшими и не достойными существования. Именно благодаря подобной пропаганде Гитлеру удалось воспитать у населения Германии ненависть ко многим народам и начать войну. А если учесть, что и японский милитаризм во многом был построен на расовых предубеждениях, можно сделать вывод, что именно расизм послужил основным поводом для развязывания Второй мировой войны.

Сегодня во всём мире ведётся активная борьба с расовыми предрассудками, поэтому практически невозможно встретить многие проявления расизма, которые были актуально ещё полвека назад. Независимо от цвета кожи, наличия акцента и прочих признаков, люди могут заниматься любой деятельностью, становиться политиками и получать престижные должности в крупных компаниях. Однако на бытовом уровне расизм сохраняется, поскольку ксенофобия – это один из базовых инстинктов, подавить который удаётся не каждому.

Проблема заключается ещё и в том, что представители различных рас действительно имеют определенные отличия в выносливости, устойчивости к низким или высоким температурам и других физических способностях. И всегда находится огромное количество людей, которые вместо того, чтобы просто признать отличия, ищут в этом причину для негативного отношения.

Расы: что это такое и почему расисты несостоятельны

В русском языке этот термин получил известность с середины XIX века. Он имеет европейские корни, восходя к французскому «race», немецкому «rasse», испанскому «raza» и итальянскому «razza», означает происхождение, породу, начало.

Раса — это группа людей, схожих по наследственным биологическим признакам, проявляющимся внешне. Эти признаки формируются в определенном географическом регионе, в основном как результат приспособления к условиям проживания у многих поколений.

Создать единую классификацию рас не получилось, более того, новейшие генетические исследования указывают на невозможность четкого выделения рас.

Тем не менее выделяют как минимум 3 общие группы (их еще называют «большие расы»):

  1. Европеоидная – самая многочисленная, объединяет около 40 % населения. Ее представители отличаются прямыми или волнистыми, чаще мягкими волосами, тонкими или в меру утолщенными губами, выступающий носом с высокой переносицей. Глаза имеют широкий разрез, их цвет, как и цвет волос, бывают светлых и темных оттенков. У европеоидов кожа светлее, чем у представителей других рас. Самые светлые оттенки отмечаются у обитателей северных регионов. Чем южнее районы проживания, тем темнее кожа.
  2. Негроидная. Ее представители выделяются очень темным цветом кожи, волос и глаз. У них курчавые и жесткие волосы, широкий и плоский нос с широкими ноздрями, крупные зубы, толстые губы, вытянутое телосложение с удлиненными конечностями. В XIX веке вошло в обиход слово «негр» (от испанского «negro» — черный), но во второй половине XX века его официальное употребление сократилось.
  3. Монголоидная. У людей этой расы иссиня-черные, жесткие и прямые волосы, широкие лица с заметно выступающими скулами и плоскими носами, темные глаза, смуглая (желтоватая) кожа. Монголоиды отличаются особым строением глаз: они узкие, их внутренние углы располагаются ниже внешних. Верхнее веко как бы нависает на глаз. Во внутреннем углу есть «третье веко» (по-научному эпикантус). Резцы зубов спереди имеют вид совковой лопаты.

Внутри больших рас выделяют многочисленные подвиды и ветви – классификация непростая и запутанная. Факт существования человеческих рас сегодня признается не всеми исследователями.

В любом случае изначально негатива в этом нет. Расизм начинается там, где одна раса объявляется высшей, а остальные — низшими.

Негроиды исторически были расселены в условиях яркого солнца. Для защиты от ультрафиолета природа предусмотрела защитный пигмент. Широкий нос с большими ноздрями, большие губы – это адаптация к жаркому климату, так организму легче остывать в условиях высоких температур. Курчавые волосы, напоминающие шапку, защищают голову от перегрева.

Специфическое строение глаз у монголоидов снижает риск попадания пыли при сильном ветре. Люди со светлым цветом кожи более восприимчивы к воздействию ультрафиолета – так природа решила вопрос недостатка солнечных лучей и витамина D.

Отличия рас друг от друга второстепенны, поскольку независимо от этого все люди относятся к одному биологическому виду Homo sapiens.

Пигментация кожи – всего лишь фенотипический признак, который эволюционно менялся в связи с приспособлением к условиям среды.

Раса – это еще и устоявшийся термин в жанре фэнтези.

Главным «законотворцем» здесь стал Джон Рональд Руэл Толкин. С его легкой руки появились эльфы, хоббиты, орки, т.д., по сути скорее виды разумных существ, нежели расы в классическом понимании.

Причины расизма

Расизм – это явление, которое формировалось и укреплялось на протяжении многих веков. Когда европейцы начали активно колонизировать земли на других материках, они увидели, что уровень технического развития, которого достигли коренные жители, значительно ниже. Они пришли к выводу, что европеоидная раса самая совершенная, раз сумела создать такую продвинутую цивилизацию.

«Несовершенство» других рас позволило колонизаторам с чистой совестью присваивать их земли и забирать людей в рабство. В те времена было достаточно много авторов, писавших псевдонаучные труды о происхождении и особенностях различных рас. Важно понимать, что эти вопросы даже сегодня остаются открытыми, и ученые, имея возможность подробно исследовать человеческий геном, не могут дать точных ответов. Что уж говорить о средневековых авторах.

В начале 18 века во Франции была сформулирована теория, получившая известность как «Нордизм». В её основе лежит утверждение о том, что северная (нордическая) раса является самой древней и самой мудрой из всех рас, существующих на планете. Сторонники данной теории утверждали, что именно «нордидам» человечество обязано всеми достижениями научного прогресса и вообще всем своим развитием.

Откуда взялись расисты

Учение о расах поначалу развивалось в естественнонаучном контексте: исследователи стремились упорядочить антропологические сведения, касающиеся многообразия человечества.

В ином свете оно предстало в эпоху великих географических открытий. Когда открыли Америку и Индию, европейцы столкнулись с людьми, обладающими выраженными внешними отличиями. Они говорили на других языках, верили в других богов, стоили другие жилища и пели другие песни.

Европейский человек, воспринявший увиденное через призму своего мировоззрения, отметил свое превосходство в техническом и культурном плане. В обнаруженных мирах отсутствовало производство, современная (на тот момент) техника и оружие.

Аборигены жили по иным принципам, воспринимая природу не как источник для выкачивания сырья, а как дом, который нужно познавать и стремиться жить по его законам.

Это сегодня человечество, столкнувшись с проблемами экологии, пришло к пониманию, что такие принципы построения цивилизации – не признак отсталости. Но в 15-16 веках технологическое преимущество европейцев предстало как их природное превосходство.

У «прогрессивных» европейцев при виде новых обширных территорий захватило дух от развернувшихся перспектив. Было только одно «но» на пути к счастью: местное население, хозяева открытых земель.

Расизм разделил человечество на группы, одни из которых («высшие») были призваны стать господствующими, а другим («низшим») оставалось подчинение. Он стал идеологией колонизации, придававший ей легитимность.

Неравномерность социально-экономического развития в различных регионах планеты, сформировавшаяся к 15–16 вв., была зафиксирована и искусственно поддерживалась на протяжении столетий.

Расизм в современном мире

Многие люди и сегодня видят предпосылки для пренебрежительного отношения к представителям некоторых народов. К примеру, глядя на низкий уровень технического развития африканских стран, они делают вывод, что их жителям не хватает интеллектуальных способностей, чтобы построить нормальную экономику, развить образование и науку. При этом они не задумываются, что жители африканских стран изначально находятся в условиях, в которых они не могут получить хорошее образование, позволяющее развивать, строить и создавать.

Чтобы лучше понять, что такое расизм и как он проявляется в современном мире, важно учитывать, что сегодня он практически полностью построен на ксенофобии, а не на псевдонаучных теориях и концепциях, как это было вплоть до середины 20-го века. Научно доказано, что на генетическом уровне различия весьма незначительны и связаны лишь с тем, что в разных регионах люди вынуждены были приспосабливаться к разным условиям жизни. Поэтому сегодня рассуждения о том, что некоторые расы являются «менее совершенными», потеряли всякий смысл.

Если говорить о России, то здесь расизм носит весьма специфический характер. К примеру, нет выраженного негативного отношения к чернокожим студентам. Скорее наоборот, они воспринимаются как достаточно волевые люди, сумевшие перебраться в другую страну, чтобы получить хорошее образование. В то же время наблюдается пренебрежительное и даже негативное отношение к представителям национальных меньшинств. Причина такой разницы заключается в том, что чернокожий студент не воспринимается как угроза. А вот ксенофобия по отношения к национальным меньшинствам культивируется на бытовом уровне, и полностью искоренить её получится ещё не скоро.

«Униженные и оскорбленные»

Расизм пустил глубокие корни в современном американском обществе. Различия в социально-экономическом положении основной части американского общества и чернокожего населения имеют значительные масштабы, которые передаются из поколения в поколение. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время численность афроамериканцев в США составляет около 48 млн человек. Согласно данным официальной американской статистики, даже в относительно благополучном 2020 г., афроамериканские домовладения имели самый низкий уровень годовых доходов в США, которые составили 41,4 тыс. долл., что было на 1/3 меньше средних доходов всех домовладений в США, насчитывавших 63,2 тыс. долл., и более чем на 40% меньше средних доходов белых домовладений [].

Дискриминация по размерам получаемых доходов предопределяет и большие масштабы бедности среди афроамериканского населения как в целом, так и по сравнению с другими этническими группами. В 2020 г. почти 21% всего чернокожего населения США, или около 9 млн человек, находились за чертой бедности, в то время как в целом по США за чертой бедности проживало порядка 12%, или 38,1 млн человек [].

Различия в размерах получаемых доходов обусловлены разрывами в размерах получаемых трудовых доходов (заработных плат и должностных окладов). В 2020 г. в среднем по США афроамериканцы получали меньше белых работников на 27,5%; следует при этом иметь в виду, что на протяжении XXI в. эти различия имели тенденцию к неуклонному росту, составив в 2000 г. 21,8%, а в 2007 г. — 23,5%. Различия в оплате труда тесно связаны и с показателями безработицы, которая даже в годы относительно хорошей конъюнктуры среди афроамериканцев была в два раза выше, чем в среднем по США. Так, в первом квартале 2020 г. безработица в США составила 4,1%, в то время как среди афроамериканцев — 7,1% (среди белого населения — рекордно низкие 3,7%).

Увеличивающиеся разрывы в оплате труда напрямую объясняют и колоссальные разрывы в размерах накопленного имущества (личного благосостояния) между белыми и афроамериканцами. Так, в 2020 г. средняя белая семья владела нетто-имуществом (без учета задолженности) стоимостью 171 тыс. долл., в то время как стоимость личных активов средней афроамериканской семьи была на порядок меньше — всего 17,2 тыс. долл. Все эти данные о социально-экономическом положении чернокожего населения создают у его подавляющей части твердое ощущение почти непреодолимой «великой социальной стены», возведенной между ними и остальной частью американского общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]