Виды и причины возникновения заикания


В современном мире заикание распространённое заболевание. Им страдают и взрослые, и дети. У первых же эта патология затягивается с детства, в дальнейшем могут прибавляться психологические расстройства, связанные со страхом общения.

Болезнь может проявлять себя по-разному и усиливаться или затухать в определённой обстановке или при эмоциональном состоянии пациента.

В этой статье поговорим о клинических видах, формах и степенях заикания у детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых людей, дадим характеристику типам течения логоневроза.

Степени тяжести

Какое количество степеней заикания различают? Заболевания делят по степени его выраженности. Поэтому выделяют 3 степени заикания у ребенка и взрослого:

  1. Лёгкая форма заикания (логоневроза). Практически не мешает свободному общению. Патология практически никак себя не проявляет. Но в стрессовой ситуации или при попытке что-то быстро сказать, возможны незначительные запинки.
    Но в спокойной ситуации, речь становится опять ровной и членораздельной. Если легкая степень заикания обнаружилась у ребёнка, то родителям стоит обратить внимание, ведь лучше лечить болезнь на ранней стадии.

    Иначе она может прогрессировать. В будущем эта наиболее ранняя и легкая форма заикания может доставить немало проблем.

  2. Средняя. Заикание сильно проявляется у ребенка или взрослого только в момент эмоционального возбуждения. Пациент не может закончить фразу. В повседневном общении, человеку заикание средней степени тяжести практически не мешает, хоть и затрудняет его.
  3. Тяжёлая форма заикания. Патология проявляется в любом эмоциональном состоянии. Больной испытывает трудности при общении или всячески его избегает. Заикание высокой степени также сопровождается разного рода осложнениями: судороги мышц лица, рук, ног и пр.

Взрослые страдают от заикания с детства. Именно с тех пор, когда патология была не долечена или попросту проигнорирована.

Обычно человек начинает заикаться при нахождении среди большого количества людей. Оно сопровождается паническими этакими, ощущением удушья и сильным сердцебиением. Во взрослом возрасте регистрируются судороги во всех отделах речевого аппарата.

Речь сопровождается бессознательными и хаотичными движениями рук, ног и туловища. Человек обычно склонен избегать общения. Очень замкнут. На этой почве может развиваться депрессия.

Симптомы заикания

В симптоматике, непосредственным образом связанной с заиканием, следует рассмотреть те основные психологические особенности, которые характеризуют заикающихся. Говоря о причинах заикания, ученые выделяют, что именно психическая сфера является преобладающей в этой проблеме, чему сопутствует смущенность, слабость воли, уже указанные нами душевные состояния и волнения. На основании сопоставлений теорий относительно заикания и, собственно, практических результатов, определены следующие особенности психики людей с заиканием:

  • смущение и робость, возникающие в обществе людей;
  • слабость воли в относительной форме проявления;
  • яркость фантазий, на фоне которых происходит усиление заикания;
  • повышенная впечатлительность;
  • появление страха в ситуациях, когда необходимо что-либо говорить в обществе определенных лиц, коллективов, компаний и пр.;
  • снижение заикания достигается путем применения тех или иных форм психологических уловок, возможно и полное его устранение таким образом.

На формальном уровне выделяются такие формы заикания, как тоническое заикание, возникающее в качестве паузы при речи или в качестве растяжения какого-либо звука, а также клоническое заикание, при котором, соответственно определению, происходит повторение отдельных слогов, звуков или слов. Выделяется в этом случае и смешанное заикание, при котором сочетаются обе эти формы заикания.

Между тем, на основании другой классификации форм заикания отмечается два других варианта, это неврозоподобное заикание и заикание невротическое.

При неврозоподобном заикании проявляется выраженная форма неврологического дефекта, при котором нарушению подлежит в целом моторика и в частности – артикуляция. Типичным спутником становится коморбидность (данный термин подразумевает под собой актуальность дополнительных клинических проявлений, существующих или проявляющихся самостоятельным образом, кроме уже существующего у человека заболевания и в любом случае отличающимся от него) с таким нарушением как дизартрия.

Дизартрия, в свою очередь, определяет собой патологию произношения, возникающую по причине недостаточности иннервации относительно речевого аппарата, чему предшествует поражение подкорковых и заднелобных отделов головного мозга. Этому же может сопутствовать развитие у пациентов невротических реакций, хотя для особенностей течения самого заикания эти реакции мало что определяют. Как правило, дети, для которых актуально неврозоподобное заикание, говорить начинают достаточно поздно, и в целом их развитие определяется как несколько замедленное, если сравнивать со сверстниками. При электроэнцефалографии (ЭЭГ) в подавляющем большинстве случаев выявляется, что головной мозг функционирует или патологически, или погранично.

Что касается невротической формы заикания, то здесь актуально раннее или нормальное речевое развитие в комплексе с аналогичным состоянием развития моторного. Изначально у детей с заиканием запинки отмечаются в сочетании со стрессовой ситуацией или при испуге (он, в свою очередь, может быть как однократным, так и хроническим). Выраженные формы неврологических нарушений у таких пациентов отсутствуют, при проведении ЭЭГ выявляется, что мозг функционирует в значительно более гармоничном варианте, нежели при предыдущем рассмотренном состоянии с неврозоподобным заиканием.

Что касается выраженности проявления заикания, то она определяется особенностями функционального состояния пациентов. Так, в условиях спокойной обстановки при актуальном невротическом заикании они говорят практически чисто. Однако при стрессе, который может возникнуть, например, при разговоре с незнакомыми людьми или с конкретным человеком, при публичном выступлении или неожиданном вопросе, у пациентов с невротической формой расстройства речи возникают сильные речевые судороги, лишающие их возможности сказать что-либо вообще. Одновременно с этим у таких пациентов, ввиду актуальности для них заикания, развивается выраженная форма логофобии, проявляющаяся в страхе речи, что, в свою очередь, обуславливает для них избегающее поведение. В общем плане состояние таких больных соответствует тем критериям, которые определены для самой патологии невроза, что объясняет часто применение к невротической форме заикания термина «логоневроз». В то же время некоторые из авторов используют этот термин в качестве синонима рассматриваемой нами патологии речи (собственно заикания).

Как нами изначально отмечено, начало заболевания приходится на период до достижения 12 лет, при этом в подавляющем большинстве случаев актуально наличие двух острых периодов – они, в свою очередь, приходятся на промежуток между 2-4 годами, а также на промежуток между 5-7 годами. Развивается заикание, как правило, в рамках срока нескольких недель (возможно – нескольких месяцев). Начинается оно преимущественно с повтора в слове начальных согласных или слова полностью, при этом повторяемые слова находятся в начале предложения. Постепенное прогрессирование рассматриваемого нарушения приводит к тому, что подобные повторения в речи появляются все чаще, причем учащаются заикания при произношении в особенности важных слов или фраз. В некоторых случаях заикание отсутствует при пении, чтении вслух, при разговоре с неодушевленными предметами или с животными. Диагноз заикание ставится пациентам в случае продолжительного проявления этого нарушения (от 3 месяцев и более).

Рассмотрим основные признаки заикания. Так, при клоническом заикании происходит прерывание речи, проявляющиеся в форме повторения отдельно взятых звуков и слогов (также это могут быть и целые фразы). Происходит и неестественное специфическое растягивание звуков. В частности повторение звуков и слогов при клоническом заикании сопровождается их повторами в аналогичной следующим примерам форме: «м-м-м-м-муха», «па-па-па-па-пакет». Если речь идет о тоническом заикании, то здесь в речи зачастую отмечаются паузы, что происходит в аналогичной следующим примерам форме: «верто…лет», «г…лобус».

Помимо этого, заиканию практически во всех случаях сопутствуют такие эмоции как напряженность, страх, тревожность, которые возникают на фоне необходимости произношения речи. Дополнительно могут присоединяться неестественные движения, тики, возможно гримасничанье – такими способами люди с заиканием пытаются справиться с актуальным для них нарушением.

Во многих случаях заикание сопровождается развитием у пациентов соответствующего типа фобий. Это, в частности, может быть социофобия, которая, как можно понять, непосредственным образом связана со страхом необходимости перед речью. Не исключаются и случаи возникновения такого у них состояния как хикикомори. Хикикомори в действительности не определит для читателя состояния особого характера, потому как под собой этот термин подразумевает не что иное, как отказ от социальной жизни при стремлении к жесткой форме уединения и самоизоляции. Причины и факторы, к этому побуждающие, могут в различных случаях иметь различный характер, в то время как в контексте рассмотрения интересующего нас состояния заикания причиной выступает именно оно (в сочетании, опять же, с имеющимися у пациента фобиями и иными сопутствующими состоянию факторами).

Заболевание определяет четыре фазы, под которые в соответствующем порядке попадают конкретные возрастные категории.

  • 1 фаза. В данном случае под нее попадают дети группы дошкольного возраста. Заикание у них проявляется в форме отдельных эпизодов, которые, в свою очередь, сочетаются с периодами, в рамках которых их речь вполне нормальна. Отмечается заикание при взволнованном состоянии ребенка, а также при актуальном для него состоянии огорчения, возможно проявление расстройства в ситуациях, при которых необходимо много говорить. Период дошкольного возраста определяет возможность наступления выздоровления.
  • 2 фаза. Эта фаза проявляется у детей в начальной школе, причем заикание здесь является хроническим, нормальная речь появляется в рамках коротких по продолжительности периодов. Осознавая имеющийся за ними недостаток, дети крайне болезненно реагируют на его наличие в целом. В данной фазе заикание приходится на произношение основных частей в речи, то есть на существительные, наречия, глаголы, прилагательные.
  • 3 фаза. Период этой фазы приходится на возрастную группу с лет до достижения подросткового возраста. Проявление заикания или его усиление отмечается в определенного типа ситуациях (совершение покупок, ответ у доски, телефонные разговоры и пр.). Некоторые варианты звуков, слов и сочетаний могут быть для них в особенности трудными к воспроизведению.
  • 4 фаза. В данном случае рассматривается заикание в рамках позднего подросткового возраста и заикание у взрослых. Типичной формой недопущения заикания становится подмена определенных слов, также часто этот результат достигается за счет многословия. В этом случае, как и в остальных, пациенты стремятся избежать любых ситуаций, которые предполагают необходимость в речевом общении и, соответственно, могут стать причиной неудобств для них, связанных с заиканием.

Как правило, заикание проявляется в хронической форме, характерны для него частичные ремиссии (ослабление проявлений расстройства). В 50-80% случаев достигается полное выздоровление, в особенности, если речь идет о легкой форме заикания.

Существует и вполне понятная часть к рассмотрению расстройства — осложнения заикания. Они определяют собой ряд взаимосвязанных факторов. Это сниженная успеваемость, которая напрямую связана со страхом актуальных речевых нарушений и со стеснительностью на этом фоне. Аналогично рассматривается и вопрос по части выбора профессии, что также сопряжено с определенного рода ограничениями. Также хроническое заикание зачастую сопровождает тревожность, состояния фрустрации (возникающие из-за предполагаемой или вполне реальной невозможности достичь удовлетворения определенных потребностей; несоответствие желаний с актуальными для пациента возможностями) и депрессии.

Классификация по типу течения

Возникает вследствие распространения чрезмерного возбуждения двигательных центров головного мозга к соседним структурам, в том числе и на те центры, которые отвечают за эмоции.

Спазмы, возникающие в речевом аппарате (мышцы нёба, языка, губ) или в мышцах гортани, вызывают заикание. Оно проявляется при нарушении дыхания, так как происходят дыхательные судороги.

Патология может протекать по разному типу:

  1. Регредиентный. Улучшение симптоматики, исчезновение признаков заикания и страха боязни речи, уменьшаются судороги и сопутствующие патологии.
  2. Хронический. Если в течение некоторого времени (6 мес.), признаки заболевания не проходят, то заикания считается хроническим. Оно протекает по таким типам:
      постоянному.Признаки и тяжесть течени не меняется со времени. Сопутствующие симптомы: моторные и психопатические нарушения тоже не изменяются. Болезнь протекает однообразно;
  3. рецидивирующему. Рецидивирующее заикание характеризуется периодами ремиссии, когда клинические признаки затухают и рецидивами: заикание проявляется вновь;
  4. волнообразному. Речь больного постоянно меняется: она то улучшается, то ухудшается. Симптоматика волнообразного заикания может носить сезонный характер, например, ухудшаться в весенне-летний период и пр. Изменения могут зависеть от возраста больного или каких-либо эмоциональных причин. Но такой тип течения болезни проявляется и в спокойном состоянии человека, то есть без видимых причин.
  5. Прогредиентный. Отмечается постепенное ухудшение состояния больного.

Выявляется и сопутствующее осложнение — эмболофразия. Это нарушение характеризуется тем, что больной в речи постоянно добавляет лишние слова (короче, так сказать, ну, это и пр.) или повторяет их, они не имеют смысла.

Это делается для того, чтобы потянуть время и выбрать более удобные для произношения слова или конструкции.

Обследование заикающегося пациента

Лечение заикания у детей предполагает предварительное тщательное обследование пациента. Во время обследования специалист должен провести детальный расспрос родителей заикающегося пациента. Так, ему очень важно выяснить особенности нервно-психического здоровья родителей, наличия у них других заболеваний. Доктор расспрашивает и о том, как протекала беременность. Специалисту важно знать всю информацию о том, как развивалась речь заикающегося ребенка: когда он начал лепетать, говорить, сказал первые слова и связные фразы, каким является его речевое окружение.

Особое внимание придается воспитанию ребенка в семье. Так, важно знать, как к нему относятся взрослые, помогают ли они в процессе формирования речи. Логопед детально расспрашивает родителей о том, когда именно появились признаки заикания, как они выражались, как ребенок говорит с людьми и оставаясь наедине. После того как ответы на все вопросы получены, врач проводит детальное обследование речи ребенка, а также других процессов, которые могут влиять на его речь.

Так, доктор делает выводы об общительности, особенностях речи, моторике, особенностях, проявляемых ребенком в играх и обучении. Для того чтобы исследования были наиболее полными, используются книги, картинки, игрушки.

В итоге специалист должен определить, какая форма заикания присуща пациенту и как она возникла, насколько часто проявляется заикание, какие еще нарушения речи, а также других функций имеют место. По возможности специалист выясняет и то, как сам ребенок относится к заиканию.

Характеристика по этиологическому признаку (причинам возникновения)

Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

Вид патологииПричиныСимптомы
НевротическоеБолеют взрослые и дети. Источник заболевания — негативный психологический фактор, испуг или стресс, который пережил человек в детстве. Но не все люди, пережив негативный опыт становятся заиками. Виною всему генетическая предрасположенность. У таких пациентов наблюдается повышенная судорожная готовность речевого центра и мускулатурный и нервный тонус. Ребёнок может начать заикаться под влиянием постоянного стресса, например, при неблагоприятной обстановке в семье.По степени тяжести может быть лёгким, средним и тяжёлым. По течению оно бывает постоянным и независящим от внешних обстоятельств, волнообразным и рецидивирующим. То есть периоды болезни могут усиливаться или ослабляться или вовсе прекращаться на некоторое время и возвращаться вновь. Заикание напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Так, если он находится среди близких и в спокойной обстановке, то клинические признаки могут отсутствовать. И, наоборот, в обществе или в незнакомой обстановке клиника заикания может показать себя во всей красе и мешать пациенту взаимодействовать с обществом.
НеврозоподобноеИсточник болезни — органическое поражение мозга и функциональное изменение ЦНС. Эти поражения возникают обычно в период внутриутробного развития плода. Влияет на формирование патологии родовая травма или инфекционные болезни.
К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:
  1. Инфекционные заболевания родителей.
  2. Психические расстройства родителей.
  3. Осложнения беременности. Приём медицинских препаратов во время вынашивания ребёнка, которые противопоказаны к этому.
  4. Алкоголизм и наркомания родителей.
Симптоматика патологии формируется и проявляется во время активного формирования речи. Проявления болезни не зависят от психоэмоционального состояния пациента и носят постоянный характер. Для этого вида заиканий характерны судороги в артикуляционном аппарате: языке, небе и губах. Речь больного монотонная и невыразительная. У детей может наблюдаться общее недоразвитие речи. Клинические признаки заикания возрастают при повышенной речевой нагрузке или после перенесённых инфекционных заболевания. В переходном возрасте у ребёнка симптоматика может усиливаться. Появляется боязнь разговаривать с посторонними людьми. Усиливается тревожность. Патология в основном носит волнообразный характер. Зависит от психологического и физического состояния.

Лечение заикания в детском возрасте

При проблемах с речью данного характера не стоит паниковать. При раннем выявлении хорошо поддается коррекции. Родители должны быть спокойными и не показывать ребенку своих переживаний. Диагностикой состояния занимаются невролог, логопед, врачи психолог, психотерапевт. Как правило, достаточно визуального осмотра ребенка. Обращают внимание на голосовые, темповые, дыхательные характеристики. Отмечают наличие моторных нарушений, форму и частоту судорог. Инструментальное обследование включает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию. После выяснения причины нарушения составляется схема лечения.

Лечение заикания у детей состоит из нескольких компонентов:

  • прием медикаментов;
  • гипноз (детям старшего возраста);
  • массаж;
  • физиотерапевтический метод;
  • занятия с логопедом.

Существует две методики терапии заикания. Первая заключается в том, чтобы развить у ребенка навыки плавной речи. Этого добиваются с помощью обучения пациента самонаблюдению и контролю произношения. Сначала прорабатывают одно слово, постепенно расширяя запас до фраз и предложений. Например, «мяч» – «красный мяч» – «большой красный мяч» – «у меня есть большой красный мяч». Методика может применяться у детей разного возраста.

Во втором случае задача состоит в том, чтобы уменьшить вторичные признаки логоневроза. К ним относятся усиленная мимика, подергивание, зажим челюсти, моргание. Способ является эффективным при длительно протекающем нарушении. Вне зависимости от степени проблемы специалистам удается добиться повышения уверенности у детей, улучшения навыков общения. У одних на избавление от судорог уходит несколько месяцев, у других больше – в любом случае необходимо запастись терпением.

Логопедические упражнения

Дыхательная гимнастика: А) упражнение «ладошки»; Б) упражнение «стирка»

Дефектолог подберет малышу упражнения для выполнения в домашних условиях и групповой терапии, обучит дыхательной гимнастике, скорректирует темповые характеристики речи. В детском возрасте лечение проводят в игровой форме, чтобы заинтересовать малыша и удержать его внимание. Для тренировки речевой функции полезным будет пение, в процессе которого маленького пациента обучают ритму, интонации. Общий положительный эффект такой игры приводит к исчезновению внутренних барьеров.

Примеры логопедических упражнений:

  • «Смешные карусели» − повтор фразы: «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати-тата-тата».
  • «Цыплята» − поочередные прыжки на одной ноге с повтором фраз «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып».
  • «Дирижер» − логопед дирижирует руками, а малыш произносит гласные и согласные звуки.

В определенной последовательности дети с логопедом обучаются повествовательному изложению текста, читают стихотворения, практикуют изложение. Большое значение имеет создание комфортной обстановки, малыш не должен бояться, что над ним будут смеяться или поругают. При систематических занятиях меняется ритм, интонация. После достижения положительных результатов специалист учит оттенкам речи: повышению и понижению интонации, расставлению акцентов, паузам. Практикуются различные бытовые ситуации, чтобы подготовить малыша к социуму.

Лечебные мероприятия

Цель сеансов массажа заключается в расслаблении артикуляционного аппарата, улучшении кровообращения, устранении спазмов. В зоне воздействия область шеи, губы, плечи, гортань, мимическая мускулатура. Как делать массаж самому? Перед сном мама может расслабляющими мягкими движениями гладить спину, плечи ребенка, воротниковую зону. Дублируйте речь пальцами ведущей руки. Так вы подаете сигнал в зону мозга, ответственную за ее воспроизведение. Точечный массаж основан на воздействии на акупунктурные точки, расположенные по всей поверхности тела. Его должен проводить специалист.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует улучшению кровоснабжения не только органов речи, но и организма в целом. Ребенок обучается говорить слова на выдохе, тренируется цельное произношение, без дробления на слоги или отдельные звуки. Подходит детям осознанного возраста.

Примеры упражнений для отработки дыхания:

  • «Кошка» − ребенок приседает и поворачивает туловище в разные стороны, акцент на выдох при выпрямлении тела.
  • «Насос» − необходимо делать глубокие вдохи и выдохи, вытягивая губы трубочкой.
  • «Ушки» − стараться при наклоне головы дотронуться ухом до плеча, вдох на наклоне и выдох в исходном положении.
  • «Ладошки» − согнуть руки в локтях с опущенными вниз ладошками; распрямить руки и медленно выдохнуть, согнуть и резко вдохнуть.
  • «Маятник» − наклоны вперед с выдыханием и возврат в исходное положение с резким вдохом.

Еще проще надувать шары, дуть мыльные пузыри, во время плавания в бассейне перемещать с помощью дыхания игрушки на воде.

Возможно возникновение побочных эффектов в виде головной боли, скачков артериального давления. Поэтому занятия лучше проводить под руководством специалиста.

Сеансы гипноза проводят с детьми среднего и старшего школьного возраста при условии устойчивой нервной системы. Многие дети не поддаются воздействию гипнотерапии. В остальных случаях это может помогать при выявлении причины отклонения.

Востребованными группами медикаментов являются противосудорожные лекарственные средства, ноотропы и ангиопротекторы для улучшения мозгового кровообращения, седативные и витаминные препараты, миорелаксанты. При психических расстройствах могут быть назначены транквилизаторы.

Наименование медикаментозного препаратаМеханизм действия
ПантогамНоотропное и нейропротекторное действие. Выпускается в форме таблеток, капсул и сиропа.
МидокалмЛекарство для расслабления мышц, стабилизация метаболизма. Не назначают детям до года.
АтараксОбладает седативным эффектом. Использование раньше трехлетнего возраста на усмотрение врача.
АнвифенНоотроп с противосудорожным и транквилизирующим действием. Назначается с 3-х лет в виде капсул.
ТенотенОбладает успокоительным и противотревожным действием. Показан детям с 3-х лет.
ГалоперидолАнтипсихотический нейролептик. Противопоказан до 3-х лет.
ФенибутСредство от заикания с транквилизирующим эффектом. Прописывают при недержании мочи.
ГлицинРазрешенная с грудничкового возраста аминокислота. Полностью безопасна.
ПантокальцинНоотропное действие с противосудорожным эффектом.
КортексинНоотропное действие, защищает нейроны от повреждения.

По отдельной схеме доктором могут быть назначены гомеопатические средства: Дормикинд, Нотта, Леовит, Беби-сед. В качестве физиолечения чаще назначают электросон.

Альтернативные способы терапии

Средства народной медицины не могут быть использованы в качестве основного метода лечения. Также их не применяют при серьезных неврологических состояниях. Полезными для детей будут чаи, в состав которых входят растительные препараты с успокаивающим эффектом, фитованны, ингаляции с травами.

Целебными свойствами обладают ромашка, шалфей, мелисса, душица, липовый цвет, пустырник, лаванда, мята. Чаи можно приготовить самостоятельно или купить в аптечной сети.

Обратите внимание! Возможна аллергическая реакция на компоненты, лечение нужно начинать с малых доз и наблюдать за самочувствием ребенка.

По форме судорог и их проявлениям

Какое еще бывает заикание? В зависимости от их локализации, заикание разделяют на:

  1. Тоническое. Наиболее распространённый тип патологии. Чрезмерное возбуждение передаётся на речевой аппарат, где происходит судорога. Вследствие этого нарушается нормальная речь.
    Обычно больной не может произнести какой-либо звук или начать новое слово. При этом лицо и шея выглядят со стороны очень напряжёнными.

    Может также быть длительно сокращение дыхательных мышц и больному часто не хватает воздуха для продолжения речи.

  2. Клоническое. Выражается в повторении отдельных звуков, частей слова или всего слова целиком. Для этого типа патологии характерно непроизвольное и частое сокращение мышц речевого аппарата. Обычно заикание проявляется перед произношением сложно произносимыми звуками.
  3. Смешанное. Смешанная форма заикания может проявляться как клоническими, так и клоническими судорогами. Одна форма может накладываться на другую. У больного наблюдаются длительные паузы или же провалы в речи.

Подробнее о тоническом и клоническом заикании можно узнать из этой статьи.

Общие сведения

Заикание – это патология речи, из-за которой нарушаются темп, ритм, плавность произношения слов. Во время заикания также нарушается общая согласованность в работе голоса, речевых мышц, дыхания. Эти проблемы возникают вследствие судорог в разных областях речевого аппарата. Такие судороги делятся на клонические (то есть постоянное повторение определенного звука либо слога, часто повторение возникает в начале слова) и тонические (возникновение напряжения, которое не позволяет одолеть сбой, произошедший в процессе речи). Диагностируют и тоно-клоническое заикание – это смешанный вид. Заикание у детей вызывает появление в речи ребенка вынужденных остановок в процессе произношения либо постоянного повторения определенных слогов и звуков. Как правило, заикание у детей проявляется в период от двухлетнего до пятилетнего возраста. Именно в этот период у малышей активно развивается речь, а речевая функция еще не достаточно окрепла и развилась. Замечено, что примерно в три-четыре раза чаще заикаться начинают мальчики. Такую особенность специалисты объясняют тем, что представители мужского пола менее устойчивы эмоционально.

По локализации

Судороги, которые приводят к запинкам в речи, локализуются в разных отделах:

  1. Артикуляционный. Судорога может затрагивать мышцы лица (происходит сокращение мышц верхней или нижней губы, в результате чего происходит оттягивание уголков рта в стороны или судорожное его открытие, в некоторых случаях мышцы шеи, лба и ушей тоже принимают участие), мышцы языка (непроизвольное его вываливание из полости рта, непроизвольное открытие рта и пр.), мышц мягкого нёба (в этом случае проход из глотки в носовую полость то закрывается, то открывается).
  2. Дыхательный. Наблюдаются при вдохе, но они мало заметны и проявляются как незначительные паузы в разговоре. Происходят с различной частотой и интенсивностью. При выдохе пациенту с трудом удаётся закончить слово или фразу. При этом происходит сильное сокращение мышц пресса. Судорога затрагивает лицевые мышцы, в результате чего лицо искажается. Ощущается нехватка воздуха.
  3. Голосовой. Голосовые складки постоянно то смыкаются, то размыкаются, это приводит к тому, что речь пациента становится прерывистой и вибрирующей. Во время разговора голосовые складки могут полностью сомкнуться, что приводит к резкой паузе и потере голоса, при этом человеку не хватает воздуха. Судорога возникает при произношении гласных звуков, при этом пациент их удлиняет до такой степени, что часто проявляется нехватка воздуха. Мышцы шеи напрягаются, а голос становится неестественным. Артикуляция может не проявляться.
  4. Смешанный. Судороги при заикании могут чередоваться друг с другом и могут накладываться одни на другие.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]