Психология критики: как правильно воспринимать обратную связь на работе

Немало людей крайне чувствительны к критическим замечаниям других. В особенности если это происходит на работе. Причина этому заключается в особенностях работы нашего мозга. Для многих людей, можно даже утверждать, что для большинства, информация негативного характера оказывается намного более важной, нежели позитивная. Понятно, что критика принесет свои плоды лишь в том случае, если человек, которому она адресована, сам настроен на правильный ее анализ и восприятие. Каким же образом необходимо воспринимать критические замечания руководства? Сегодня мы рассмотрим несколько основных положений.

Что делает критику конструктивной?

Важно оговориться, что далеко не всё, что мы привыкли считать конструктивной критикой, на самом деле ею является. Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека
Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека — всё это не имеет к критике никакого отношения.

«Конструктивной критику делает позиция „плечом к плечу“. Фокус здесь не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять — а на реальной помощи, — говорит Екатерина Сигитова. — В России этот подход непопулярен, во-первых, из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых. Похвала и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму. Во-вторых, у нас очень нарциссичная, агрессивная и конкурентная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго».

О чем говорит критик на самом деле?

Давайте подумаем вместе вот о чем: кого упрекает критик? Кажется, что вас. Но так ли это?

Приведу немного гротескный, но реальный пример. Молодой человек познакомился с девушкой на сайте знакомств. Они приятно переписывались, рассказывали друг другу про работу, увлечения, новости. Дело шло к встрече, когда девушка попросила молодого человека прислать ей точную дату его дня рождения. Он прислал. На следующее утро он получил сообщение, в котором девушка писала, что «наше общение завершается, потому что по астрологическому прогнозу мы несовместимы».

Спрашивается: отказала ли девушка этому конкретному молодому человеку? Нет. Она отказала некоему вымышленному образу в своей голове, а к конкретному живому человеку мотив ее отказа отношения не имеет.

Например, ваша мама может считать, что вы неправильно воспитываете вашего ребенка. Однако источник ее суждений – это система ее субъективных взглядов и убеждений. Строго говоря, проблема не в том, что вы на самом деле что-то делаете неправильно, а в том, что в голове у вашей мамы есть несовпадение образа ваших действий и представлений о том, как должно быть.

Поэтому самой первой реакцией на критическое замечание должно быть не размышление о том, справедливо оно или нет, а примерно такой мысленный вопрос: «Интересно, какую картину человек видит, какое кино смотрит?»

«Ты нарисовала плохую картину», – говорит критик. А вы думаете не «Неужели? Какой ужас!», а «Кто это сказал? Этот человек разбирается в данной сфере? Почему он так говорит? Какое значение имеет его мнение?».

Это изменение в восприятии критики радикально уменьшает чувствительность и «пробиваемость» негативом, от чего страдает так много тонко чувствующих, ранимых людей.

Никогда не критикуй других людей

2-й мой тебе совет: никогда, никогда и ещё раз никогда — не критикуй других людей!

Потому что так поступают — низкоранговые люди, показывая тем самым свою низкоранговость, свою ущербность, слабость, недостатки, комплексы, неуверенность в себе и прочие тараканы…

Высокоранговая личность никогда не будет тратить на это свое время, силы, энергию, и пр. ресурсы, потому что в этом — нет никакого смысла. Только и всего. У высокоранговой личности всегда есть по жизни цели — и он (а) двигается к ним навстречу, не взирая ни на что, достигая своего. Точка.

Какая польза от критики?

Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.

Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала, в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы впоследствии не повторять их. Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем

Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо

Естественно, при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.

Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами, как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.

Внутренний критик — кто это?

Внутренний критик — это часть психики человека, которая определенным образом решает вопросы контроля и оценки, и часть личности человека, которая формируется в детстве и основывается на его личном детском опыте.

В разных психологических направлениях есть представление о контролирующей и оценивающей части психики: Сверх-Я в психоанализе, оценочная часть я-концепции в клиент-центрированной психотерапии, варианты субличностей в психосинтезе Ассаджиоли или Контролирующий Родитель в транзактном анализе.

Маленький ребенок не может сам себя ни контролировать, ни оценивать. Эту функцию для него выполняют взрослые, и прежде всего — значимые взрослые. И от того, каким образом взрослые это делают, зависит, каким будет внутренний

критик человека. Знаете, есть такое правило: «то, что вы говорите ребенку сегодня, во взрослом возрасте он будет говорить самому себе».

Именно словами наших важных людей звучит внутри нас критик — словами мамы, отца, бабушки или дедушки, старшего брата, учительницы или тренера. Когда вы будете распознавать своего критика, вы услышите даже интонации тех людей, которые повлияли на его формирование:

* мама, я красивая? — ты обычная.

* я получила четверку! — когда будут пятерки?

* я хочу… — хочется-перехочется.

* это мой стол! — твоего здесь ничего нет.

Конечно, сами по себе контроль и оценка — важные и полезные функции

Но важно и то, как они воплощаются в жизнь. По ряду причин (передающиеся из поколения в поколение невротичные способы взаимодействия, уровень психологической культуры и т.д.) положительная сторона этих функций зачастую нивелируется и трансформируется до неузнаваемости: контроль превращается в жесткий надзор, в ограничение свободы и отсутствие выбора, а оценка — в обесценивающую критику и унижающее обругивание

В результате вместо человека с надежными опорами, устойчивыми границами и адекватной самооценкой (чему, собственно, и должны служить функции контроля и оценки) мы видим человека, который говорит: «меня очень легко ранить, любое замечание выбивает меня из колеи», «любая ошибка для меня — это провал», «я даже не сразу понимаю, что меня оскорбили», «я очень завишу от похвалы и чужой оценки».

Нравится ли вам такое положение вещей? Мне — нет.

Можем ли мы что-то изменить в сложившемся и привычном взаимодействии с самими собой? Уверена, что можем.

Внутренний критик — это не внешний объект или субъект. Это то, что живет внутри нас, а значит, это то, чем мы можем так или иначе управлять. Скажем, капризную и требовательную свекровь, хамоватого начальника или обвиняющую и манипулирующую маму мы изменить не можем (хотя многие пытаются). А вот своего внутреннего «ругателя» — можем. Просто потому, что он — это часть нас, а значит, находится в зоне нашего влияния. И в этом, я думаю, главный оптимизм практической психологии и психотерапии: человек способен меняться. Не всегда легко, не всегда быстро, иногда самостоятельно, иногда с помощью специалиста — по-разному, но способен.

Войти на сайт

Каждый реагирует на критику по-своему, кто-то испытывает чувство вины, у кого-то понижается самооценка, у кого-то просыпается агрессия, кто-то входит в раздраженное состояние из которого трудно потом выйти…

Можно написать так: «Старайтесь воспринимать все спокойно, услышьте своего собеседника…» и тому подобное. Только в моменты, когда нас критикуют, мы напрочь забываем все советы и начинаем реагировать так, как привыкли реагировать всегда.

Сайт автора — Ошибки мышления или беседы для осознания
  • ..Базовый курс «Развитие осознанного внимания»
  • ..Мастерская самоисследователей
  • ..Программа «Путешествие к себе любимой»
Статьи | Информация о курсах | В помощь самоисследователю | Зарисовки из курсов | Мимоходом

Чтобы раз и навсегда перестать негативно реагировать на критику, необходимо найти корни такого восприятия. Но это уже не в формате статьи, а индивидуальная работа. Поэтому для начала выясним – что такое критика, и какая она.

Критика – от греческого: искусство разбирать, судить.

Критику применяют тогда, когда хотят обсудить что-то с целью дать оценку, или вынести отрицательное суждение с целью указания недостатков, или проверить достоверность чего-то.

Мы уже привыкли, что критика несет только отрицательный посыл. Почему именно так мы воспринимаем?

На это есть несколько причин. О некоторых сейчас и поговорим.

Если критика дает ощущение безвозвратной потери или невозможности что-то исправить, изменить что-то, то мы воспринимаем ее как фатальную критику. Ведь события уже произошли и мы не можем вернуться в прошлое, чтобы что-то изменить. Ситуация тупиковая.

Чаще всего такая критика применяется в семьях, когда муж или жена указывают, что поступить нужно было так-то и так-то. Но ситуация-то уже случилась! И критика здесь не уместна, если бы муж или жена знали, как НАДО было поступить ПРАВИЛЬНО, то они, скорее всего, так и поступили. Чаще всего такая критика заканчивается ссорой или размолвкой.

Следующей критикой, дающей отрицательный посыл, можно назвать назидательную критику. Например, когда мама заканчивает свой монолог с сыном словами: «Ты понял, как надо было поступать!» или «Надо было слушать, что я тебе говорила!» Ребенок в такой ситуации будет воспринимать, что к нему просто-напросто придираются.

Далее. Неконструктивная критика – критика идущая «в одни ворота», когда критикующий дает выход своим эмоциям, и, распалившись, не может вовремя остановиться. Подобная критика либо подавляет, либо вызывает отторжение, или противоборство.

Наиболее болезненно воспринимается критика с негативным обобщением. Причем обобщения могут делаться только по одному конкретному случаю. Выражение «ты всегда…» или «ты постоянно…», или «если бы ты приложил усилия, то у тебя бы все получилось» вызывают противодействие. Человек либо начинает оправдываться, либо доказывать, что это единичный случай, либо просто перестает обращать внимание на критикующего.

Понятно, что ни в одном из этих случаев критика не способствует пониманию ситуации и эффективному взаимодействию.

Вспомните какой-нибудь случай, когда направленную на вас критику вы воспринимали как несостоятельную.

Что вы чувствовали, когда вас критиковали?

Как вы воспринимали критику?

Молча выслушивали замечание или пытались что-то объяснить?

Если вы негодовали и пытались что-то объяснить в ответ на замечание, то подобная критика скорее вас подавляла, чем придавала энтузиазма.

Вспомните, как вы сами кого-то критиковали в последний раз.

Что чувствовал критикуемый, и как воспринимал вашу критику?

Мы не можем изменить другого человека, но мы можем увидеть свою реакцию на неконструктивную критику. И только после этого заменить свою привычную реакцию на ту реакцию, которая является для вас желаемой.

Если вам интересно исследовать свои реакции, и заменить их на другие, более комфортные для вас, ответьте на три вопроса для дальнейшего разбора этой темы.

1. Как Вы реагируете на критику?

2. Как хотели бы реагировать?

3. Как вы отличаете обоснованную критику от необоснованной?

Продолжение следует…

С уважением, Татьяна Ушакова

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник https://www.o-vni.ru/2010/04/1.html

Блог автора

Авторский дистанционный практический курс с обратной связью от ведущего «Развитие осознанного внимания». Качественные изменения вашей жизни — в ваших руках! Прямо сейчас отправляйте свою заявку на адрес, предварительно ознакомившись с информацией и отзывами о курсе https://o-vni3.blogspot.com/2010/11/1.html.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Жертва, Хозяин или Творец своей жизни?
  • Программа нашей жизни. Кто, когда и как ее сформировал
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Осуждаю других или себя?
  • СВОЯ жизнь
  • Понять другого — 3
  • Понять другого — 2
  • Понять другого — 1
  • Самооценка из цикла «САМО…» — 2
  • О ЛЮБВИ — 3
  • О ЛЮБВИ — 2
  • О ЛЮБВИ — 1
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Выражаем свои чувства конструктивно
  • На что мы тратим свою жизненную энергию?
  • Близкие для нас люди
  • Я не разрешаю себе свободное время
  • КОГДА ВАС НЕ ПОНИМАЮТ или возможно ли понимание — 3
  • КОГДА ВАС НЕ ПОНИМАЮТ или возможно ли понимание — 2
  • КОГДА ВАС НЕ ПОНИМАЮТ или возможно ли понимание — 1
  • Ожиданье, ожиданье – неоглядная страна
  • «Дело о каше». Или с самого начала говорить, что хочешь
  • Человек разумный или человек целостный?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Почему у меня ничего не получается?
  • Как рождается «правда»
  • Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие?
  • Убеждения – защита от страхов
  • Как работать с убеждениями
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Зачем мы обращаемся к психологам
  • КТО «Я»? Или с чего начинается самоисследование
  • Осознание своих желаний
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности — 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности — 1
  • Зарисовки из курса «Развитие осознанного внимания»
  • О ЛЮБВИ…к себе — 7
  • О ЛЮБВИ…к себе — 6
  • О ЛЮБВИ…к себе — 5
  • О ЛЮБВИ…к себе — 4
  • О ЛЮБВИ…к себе — 3
  • О ЛЮБВИ…к себе — 2
  • О любви…к себе — 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое — 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое — 1
  • УМ и ВОСПРИЯТИЕ
  • «ДА, НО…» ИГРА ИЛИ СТИЛЬ ЖИЗНИ? — 3
  • «ДА, НО…» ИГРА ИЛИ СТИЛЬ ЖИЗНИ? — 2
  • «ДА, НО…» ИГРА ИЛИ СТИЛЬ ЖИЗНИ? — 1
  • Природа слова «должен» или источник негативных эмоций — 2
  • Природа слова «должен», или источник негативных эмоций
  • О ЛЮБВИ -8. Размышления
  • О ЛЮБВИ -7. Любовь «от избытка»
  • О ЛЮБВИ — 6
  • О ЛЮБВИ — 5
  • О ЛЮБВИ — 4
  • «РОДНЫЕ и ЧУЖИЕ» зарисовка из курса
  • «Осознать: кто ты и где ты»
  • НЕУВЕРЕН?.. УВЕРЕН?.. САМОУВЕРЕН?
  • Зарисовка: Зачем мы пользуемся манипуляцией?
  • МАНИПУЛЯЦИЯ… ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • А ВЫ МАСТЕР МАНИПУЛЯЦИЙ? — 3
  • А ВЫ МАСТЕР МАНИПУЛЯЦИЙ? — 2
  • А ВЫ МАСТЕР МАНИПУЛЯЦИЙ? — 1
  • Тест — на сколько вы САМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫЙ
  • САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ или КАК НАЙТИ СЕБЯ
  • СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ или КАК ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ
  • ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА — 3
  • ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА — 2
  • ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА — 1
  • ТАКОЕ СЛАДКОЕ СЛОВО «СВОБОДА» — 2
  • ТАКОЕ СЛАДКОЕ СЛОВО «СВОБОДА» — 1
  • Режиссеры нашей жизни — 2
  • Режиссеры нашей жизни — 1
  • ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К КРИТИКЕ — 4
  • ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К КРИТИКЕ — 3
  • ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К КРИТИКЕ — 2
  • ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К КРИТИКЕ — 1
Самопознание
  • Свобода быть разным
  • А Вам зачем нужны новые знания?
  • Программа нашей жизни, кто и как ее сформировал
  • Самокопание и самоисследование. Есть ли разница?
  • Само» или системы отношения с самим собой» — 1
  • Об одиночестве, системе «мы» и развитии — 2
  • Об одиночестве, системе «мы» и развитии — 1
  • Манипуляция и страдания. Есть ли связь?
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им
  • На вид умные люди
  • Зарисовки из курса «Выходим из зоны комфорта»
  • Какое будущее вы выбираете?
  • МЫ. ВСЕ. СВОБОДНЫ. ДЕЛАТЬ. ТО. ЧТО. МЫ. ХОТИМ. ДЕЛАТЬ
  • Удовольствие от жизни. От чего оно зависит?
  • Виды напряжений, вызывающие негативные эмоциональные состояния
  • Две притчи. Что между ними общего?
  • Эмоциональный подъем. Как взять его силу
  • Депрессивный фильм
  • Как снискать уважение ваших читателей
  • Мышление и настроение
  • О результатах «Хозяин своего настроения»
  • Напряжение, как способ познакомиться с собой
  • Еврейская притча «Если ты хозяин в доме»
  • Конфликт. Меняем к нему отношение?
  • Какую интерпретацию событию мы выберем, такое состояние и получим.
  • Цена желания «быть хорошим»
  • Формальное общение. Легко ли сказать «не хочу»?
  • НЕЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ или ИНФАНТИЛЬНОСТЬ — 3
  • НЕЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ или ИНФАНТИЛЬНОСТЬ — 2
  • НЕЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ или ИНФАНТИЛЬНОСТЬ — 1
  • ОСОЗНАНИЕ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
  • ТАБЛЕТКА ?… Или счастье – своими руками?
  • Оптимизм? Пессимизм? Выбор за вами!
  • Где и когда мы теряем право на жизнь
  • Я хуже или лучше других?
  • СКЛОННОСТЬ ВСЕ ПРИНИМАТЬ НА СВОЙ СЧЕТ — 3
  • СКЛОННОСТЬ ВСЕ ПРИНИМАТЬ НА СВОЙ СЧЕТ — 2
  • СКЛОННОСТЬ ВСЕ ПРИНИМАТЬ НА СВОЙ СЧЕТ — 1
  • Искусство задавать вопросы или секрет успешного взаимодействия
  • «ЧТО ЕСЛИ…» ИЛИ КУДА УХОДИТ НАША ЭНЕРГИЯ
  • Как мы создаем соревнования в отношениях
  • МЫШЛЕНИЕ – ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • НАШИ УБЕЖДЕНИЯ и НАША ЖИЗНЬ
  • Я – ТВОРЕЦ! Я – ТВОРЕЦ?
  • СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания — 5
  • СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания — 4
  • СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания — 3
  • СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания — 2
  • СОЗНАНИЕ. Этапы развития сознания — 1

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая
    . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая
    . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая
    . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная
    . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная
    . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая
    . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая
    . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает

Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет

Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность
    . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность
    . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность
    . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение
    . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность
    . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность
    . Неприятие альтернативных точек зрения.

Критика – конструктивная и не очень

Конструктивная критика – это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться

И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится

Такая «критика» используется в психологическом консультировании, чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.

Деструктивная критика проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.

Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».

Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.

В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.

Мотивы критикующего

Полезно задуматься о том, каковы мотивы критикующего вас человека.

Если вы не просили дать вам обратную связь, то с большой вероятностью критик старается «сделать хорошо» не вам, а себе. В самом простом случае он поднимает самооценку за ваш счет. Также возможно, что он испытывает дискомфорт и не может ничего с этим поделать, кроме как раскритиковать вас («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И.А. Крылов, «Волк и ягненок»).

Понимание мотивов критика очень помогает правильно относиться к его высказываниям. Если вы видите, что человек просто хочет вас принизить, то нет смысла задумываться, справедливы ли его упреки, нужно ли вам извиняться, исправляться. Отвечайте одним из двух перечисленных выше способов – и забудьте об этом.

Назовите Вашего критика

Однажды к психологу обратилась клиентка, которая была молода, умна, и очень симпатична, но она никогда не могла расслабиться, потому что никогда не чувствовала себя достаточно хорошо. Она была в ужасе от своих ошибок, поэтому она избегала людей и вещей, которые могли бы принести ей счастье. Она не хотела рисковать строить отношения, так как она была (по ее мнению) недостаточно хороша. Психолог попросил ее рассказать, как ее внутренний критик выглядит.Она ответила, что это похоже на уродливого волка. Подумала и добавила, что он мог бы ее съесть, даже если не был голоден. Она сказала, что этот голос критикует ее, даже если она не заслуживает этого

В течение следующих нескольких недель, когда она начала обращать внимание на присутствие этого «волка», она заметила, что для нее было естественно успокаиваться.Этим и отличается описанный прием от того, что мы обычно делаем, потому что мы обращаемся лицом к лицу к своему критику вместо того, чтобы убегать от него. Вы можете попробовать это упражнение

Закройте глаза и попробуйте представить, как выглядит ваш внутренний критик. Можете дать имя, которое ему соответствует. Когда вы услышите в следующий раз его голос, просто отметьте для себя, что критик присутствует.Присвоение имени (названия) внутреннему критику позволяет увидеть его таким, какой он есть. Когда вы называете его и осознаете его присутствие, он теряет часть своей власти.Исследование эмоции имен показывает, что, когда вы называете то, что вы чувствуете, наблюдается снижение активности в той части мозга, которая отвечает за эмоции. Маркировка вашего опыта поможет вам успокоить свой ум. Когда вы обозначаете, что происходит внутри вас, вы чувствуете себя и более спокойным, и более ответственным.

Понять Вашего критика

Многие люди считают, что их внутренний критик существует, чтобы помочь им. «Если я перестану слушать его, я ничего не добьюсь. Я стану толстым и ленивым.» Люди предполагают, что это голос разума.Психологи описывают внутреннего критика как выражение нашего страха. Когда есть угроза вашей безопасности, начинает повышаться уровень адреналина, повышается кровяное давление, вырабатывается кортизол — тело готовится либо бороться с опасностью, либо убежать от нее. Все то же самое происходит, когда мы думаем, что нам что-то грозит, даже если нет реальной угрозы. Внутренний критик убеждает нас, что проблема заключается в нас самих. По словам психологов, критик включает в нас состояние боевой готовности, только вместо того, чтобы бороться с опасностью, мы будем бороться сами с собой.Мы должны быть в состоянии честно оценить себя и свою жизнь, но внутренний критик не сделает это за нас. Если мы увидим и поймем, что наш внутренний критик есть выражение страха, а не голос разума, мы сможем объективно оценить и себя, и свою жизнь.

Будьте больше, чем ваш критик

Внутренний критик — большая проблема в нашей культуре. Когда мы считаем, что мы всегда не достаточно хороши, это невозможно, чтобы расслабиться. Мы постоянно испытываем стрессовые ощущения. Критик влияет на то, как мы принимаем решения и ограничивает возможности в нашей жизни. Но единственная возможность для критика по-настоящему процветать, если мы продолжаем верить в то, что он говорит. Он процветает, когда мы соотносим все наши поступки и действия с тем, что подумают другие. Я не утверждаю, что нас не должно заботить, что другие люди думают или что мы не должны считаться с мнением других людей. Но слишком сильная фокусировка на этом дает внутреннему критику работу.Когда у нас есть цель для себя и своей жизни, и она больше, чем то, чтобы быть хорошим, мы становимся больше, чем наш критик. Осознайте, что ваша цель не заключается в том, чтобы быть идеальным. Изменение в приоритетах поможет спокойнее относиться к своему внутреннему критику и жить гораздо более полной жизнью.

Про этику и критику в среде творческих людей…

Бытует представление, что творческие люди — существа воздушные, высокочувствительные, живущие в своих мирах и легкоранимые. Однако, в ситуации рыночных отношений, где есть необходимость заявлять о своем творчестве и о себе, имеет место и весьма земное поведение, нередко язвительное и едкое. И тогда становятся понятны возникающие противоречивые чувства и вопрос: как творческие люди могут быть таким?

Прочтя ряд публикаций и комментариев к ним, я тоже решила написать на тему общения.

С одной стороны, все мы люди разные — со своими вкусами и представлениями. Каждый из нас приходит в этот мир со своими задатками, развивает некие свои способности и выполняет какую-то свою миссию, наполняя жизнь смыслом. Это сущностная часть «Я», которую многие желают встретить или обрести в поисках себя, продолжающихся большую часть жизни, в том числе через творчество. Это как раз та часть, которая живет в своих мирах, говорит на языке чувств и влечений, ощущается и проявляется как индивидуальность. Её хочется раскрывать, с ней хочется быть в согласии, из нее хочется делиться и отдавать, из нее идет потребность изливать душу, ей необходимо внимание, принятие, благодарность. И в то же время она необузданна и ранима, и тщательно оберегается от уязвляющего внешнего воздействия.

А с другой стороны — есть в нас очень много общего. Мы, люди — как биологический вид — животные социальные, живем в группах , приспосабливаемся друг к другу и к группам людей, вырабатываем гласные и негласные правила, как быть в условиях этих взаимоотношений. Используем разум, речь и осознанные стратегии поведения. При этом развиваем свои личностные качества — как одобряемые, например: вежливость, так и порицаемые, например:ложь. Личностная часть «Я» использует их, чтобы пробиваться и приспосабливаться в обществе, и меняет как одежды, в зависимости от погоды. Условно говоря, если солнечно — они белые и пушистые, если мрачно — они острые и темные.

В течение жизни мы накапливаем опыт — через собственные практические действия, ошибки и обучение, и он, оседая в подсознании, проецируется на все, что попадает в поле зрения, и как бы формирует своеобразные очки, через которые мы смотрим на мир. У одних они розовые, у других — серые, у третьих покрытые слоем пыли и т.п. Эти «очки» (проекции) с нами всегда. Они могут «запотевать», загрязняться, наслаивать дополнительные линзы, и проявляться в жизни обидами и конфликтами, и мы их протираем с разной степенью частоты и усердия, —– читаем умные книги (статьи/форумы), идем к психологу (психотерапевту/психиатру/коучу/ментору/тренеру/наставнику/гуру/маме-папе), обращаемся к духовным практикам. Нередко «очки» меняются одни на другие. Но они не перестают быть, а мы смотреть на мир сквозь них — проекции нашего опыта с нами всегда.

Природа позаботилась о нас наделением нашего головного мозга особыми клетками — зеркальными нейронами, благодаря функционированию которых мы способны к эмпатии — мы можем интуитивно понимать на уровне душевного отклика других людей, образно говоря, мы можем «встать на место другого», можем сопереживать друг другу, подражать друг другу, перенимая опыт. Предполагаю, что благодаря именно зеркальным нейронам разные люди могут независимо друг от друга одновременно улавливать идеи, витающие в воздухе — общем информационном поле. Особенно учитывая, что в нынешнее время доступ к огромному количеству информации открыт большинству людей благодаря интернету и другим современным средствам коммуникации, и мозг к этой ситуации вынужден адаптироваться и постоянно настраивать «антенны», чтобы успевать быть в потоке жизни. И здесь речь не о прямой передаче опыта через обучение, не о плагиате и заимствовании идей, а о том, что одинаковые или схожие идеи могут одновременно прийти в голову двум незнакомым людям, в истории таких примеров достаточно. Поэтому в век глобализации изобрести что-то новое, не связанное с цифровыми технологиями, становится труднее.

Возвращаясь к теме общения — происходит то, что мы как бы отражаемся друг в друге: то, что вызывает отклик, есть и в нас самих, даже если это не осознается. Хочется отметить, что как совпадение, так и разница во взглядах вызывают в нас отклик, задевают какие-то собственные чувства.

Если восприятие разных людей совпадает, испытывается радость от сопричастности и поддержка, и это делает нас сильнее.

Но так как жизненный опыт у всех разный, одно и то же разными людьми может видеться, слышаться, восприниматься по-разному: для одних сочетание не сочетаемого — это придание смелости, а для других — вульгарность образа. Или вот так:

На фоне этой разности могут рождаться не только слухи, но и споры, которые могут ослаблять.

Итак, наши ответные суждения и оценки, построенные на базе собственного жизненного опыта, являются ничем иным, как нашими собственными проекциями. Высказанные, они так же вызывают в других людях отклик: например, признание и принятие отражается ответной благодарностью, восторженность может отражаться как признательностью, а может восприниматься другими как лесть, и отражаться недоверием, недовольство в виде «фи» — как сварливость и язвительность и отражается ответной защитой. Причем, в интернет пространстве высказать свои оценки бывает проще, чем глаза в глаза, но восприятие их бывает более искажено из-за отсутствия невербального компонента речи.

Согласитесь, Ярмарка Мастеров — место весьма публичное, даже личный блог — открыт для всех желающих. И думаю, далеко не последнее место любого человека на публике занимает вопрос этики общения.

Предлагаю представить этот ресурс, как большой торговый центр, населенный множеством разнообразных частных компаний, мастерских, магазинов и посещающих их клиентов. В этом торговом центре работает правило: все двери для всех открыты. Представители компаний то и дело посещают через открытые двери соседние офисы и залы, где собираются обсудить рабочие моменты, обменяться опытом в мастер-классах и т.п.

И теперь представьте себя в двух следующих ситуациях.

Ситуация №1. Если бы у вас, явись вы в чей-то офис или зал мастер-класса, возникло неприятие того, что вы там видите, и захотелось высказать его хозяину, клиенту, посетителю свое «фи», наставить его, как бы вы поступили?

Мне почему-то кажется, большинство бы просто поделилось своими впечатлениями друг с другом, или вышло, экономя свое время. В крайнем случае, оставили запись в книге жалоб и предложений. Но это в реальности. А в виртуальном пространстве можно оставить комментарий. Поэтому, если вам хочется выглядеть достойно, предъявляя свои претензии, лучше делать это с уважением. Для этого можно использовать следующие работающие приемы общения, которые порекомендует любой психолог:

Я — послание. Смысл его в том, чтобы дать автору обратную связь — каждому автору интересны отклики, верно? Важно говорить только о своих ощущениях, о своих чувствах, мыслях, действиях и желаниях, которые возникают по поводу неприемлемого вами инцидента, спорной подборки или мастер-класса, избегая явных оценок «это плохо» и не навешивая своих ярлыков. Как варианты: «Для меня это выглядит так, как будто…» «Когда я смотрю на это, у меня возникает то-то… , мне хочется сделать то-то…». В этом случае вы говорите искренне из своей сущностной части, и это позволяет вам излить душу, спокойно признать не приемлемый инцидент и свое отношение к нему, — и это не вызывает отторжения у других. Важна открытость и отсутствие намеков, иронии, насмешки, поскольку они могут быть скрытым агрессивным импульсом и отражаться ответной агрессией, в том числе в виде удаления комментариев. Ведь не всякий автор публикации или мастер-класса будет терпеть навешивания ярлыков и дачи хоть и ценных, бесплатных, но непрошенных советов, человеку вполне бывает достаточно одного-двух замечаний, чтобы увидеть свои недочеты. И для кого-то только удаление комментариев является приемлемой защитной реакцией.

Конструктивная критика. Целью этого приема является ясность вашей позиции и согласие с ней оппонента. В первую очередь, важно найти то, что можно поддержать и сказать об этом — так шансы восприятия критики повышаются. Например, вы увидели сыроватый мастер-класс, но с хорошими фото, или для автора — это первая подобная работа, и поддержать можно его умение фотографировать или его смелость. Поддержка выражается просто констатацией факта: «фото работ — отличные», без дополнительных ироничных замечаний. Вторым этапом необходимо описать конкретные моменты, вызывающие в вас негатив, и свои чувства, мысли в связи с этим через «Я-послание», это поможет автору признать свои недочеты. Третий этап — описание того, как бы вы сделали, что конкретно следует изменить на ваш взгляд, но избегая поучения и советов, опять таки используя «Я-послание», это позволит автору принять и согласиться с вашими доводами, а читателям увидеть в вас эксперта. Четвертый этап — общее подкрепление, например, в виде фразы «мне важно было это сказать», или поблагодарить за внимание.

Ситуация №2. Если бы в ваше пространство явился недовольный посетитель или конкурент, который вас (вашего клиента, другого посетителя) публично наставляет, высказывает свое «фи» или высмеивает, как вы с ним обошлись бы?

Обратная связь для любого человека — о нем лично или о его работе очень ценна и полезна, пока она не носит оскорбительный характер. Из нее всегда можно найти что-то полезное для себя и намотать на ус. Но ведь это не значит, что любой желающий может беспрепятственно хамить, закидывать тапками, яйцами и помидорами, и главное — вовлекать в это других. Отвечать хамством на хамство — сомнительный вариант, так как провоцирует эскалацию конфликта, и не красит лицо. Игнорирование — как вариант вполне используется, но на сайте публикации и мастер-классы остаются, и даже если удалить комментарий, еще обязательно найдутся «добрые» комментаторы, а если закрыть тему — она может в красках смаковаться в блогах и соседних темах. Предлагаю и в этом случае некоторые работающие приемы общения, кроме уже изложенных «Я — послания» и «Конструктивной критики»:

Позитивная реакция на критику. Цель — найти общий язык и согласие с оппонентом. Трудность заключается в собственной выдержке. Однако, именно формат онлайн общения дает достаточно времени на то, чтобы немного отстраниться, продышать возникшее возмущение, обдумать свой ответ. И когда основная волна негативных чувств сойдет, просто еще раз внимательно перечитать критикующий комментарий. Затем пишем ответ, пересказывая то, с чем есть согласие, или то, что соответствует истине — очевидные вещи лучше признавать сразу. Например: «Да, подборка спорная», или «Да, для меня эта работа впервые, я — новичок». И далее переформулировать критику и указанные ошибки в задачи на будущее. В этом случае критик видит, что его признают, не отвечают агрессией, и его отношение к вам меняется. Либо, обнаружив непонятные, не приемлемые единичные выводы за общими, конкретно о них расспросить оппонента, для прояснения ситуации. Такой подход вселяет уверенность и разряжает обстановку.

Обозначение личных границ. Цель — защита своего «Я» от продолжающейся травли, без использования ответных нападок, сохраняя свое лицо — помним, что Ярмарка Мастеров — публичное место. Во-первых, считаю важным выразить благодарность человеку, нашедшему время, силы, чтобы дать обратную связь, — т. е. признать за критиком человека, у которого ваша работа вызвала отклик. Далее, используя «Я – послание», разграничивать свою позицию и позицию оппонента. Например: «я рада, что вы в этом разбираетесь – мне будет чему у вас поучиться, но я нашла вот такой материал/способ и т.п., и мне он показался интересным, я захотела поделиться…». Полезно понимание, что если человек продолжает критиковать, не смотря на ваши усилия найти с ним общий язык, это говорит о том, что вашим материалом задеты его глубокие чувства. Разграничение позиций позволяет признавать достоинство свое и оппонента, и снизить накал страстей.

Вышеописанные приемы общения, не являются новаторским изобретением, они успешно применяются участниками самых разных дискуссий, и они действительно помогают сохранять самообладание в любых публичных спорах. Именно поэтому я решила еще раз обратить на них внимание в этой публикации для общей пользы.

Приятного вам общения и благодарю за внимание!

P.S. Картинки и фото для публикации взяты в открытых источниках.

Не симметричный, а целенаправленный ответ

Перейдем к следующему этапу: что ответить на критику?

Давайте подумаем вот над каким вопросом: что мы хотим получить в результате?

Если вы усвоили предыдущую часть статьи, то понимаете, что оправдываться вам не надо. Нет задачи и переубедить критика, доказать ему, что он ошибается, а вы на самом деле хороший человек. Во многих ситуациях задача такова: ответить на критику таким образом, чтобы не разгорелся конфликт и вопрос был закрыт.

Что же этому исходу поспособствует? Частичное согласие с критиком. Вы находите в критическом сообщении то, с чем можете согласиться, и говорите об этом. «Вы опять опоздали! Почему вы не можете приезжать вовремя?!» – «Да, я сегодня действительно приехал в 9:07. Автобуса долго не было». «Этот пресс-релиз никуда не годится. Вы что, писали его сегодня ночью?» – «Да, “причесать” текст не было времени, необходимая информация пришла с опозданием».

Вы частично соглашаетесь с замечанием, плюс даете объяснение. Но вы не соглашаетесь с негативными обобщениями («всегда», «никогда», «никуда не годится»), не оправдываетесь, не переубеждаете критика.

По этому сценарию наиболее вероятное продолжение разговора – его завершение. Другой, тоже хороший вариант – переход к конкретике: что конкретно не так в тексте пресс-релиза, что вы пропустили из-за опоздания на совещание и т. д.

«Ваш отчет никуда не годится!» – «Что именно в моем отчете вас не устраивает?» «Ваша презентация – куча непонятных цифр!» – «Какие именно цифры вам непонятны?» «Ты плохо убрала квартиру!» – «Что конкретно тебе не нравится, можешь уточнить?»

Конструктивная критика

Как отличить конструктивную критику от деструктивной? На уровне определений всё просто: даже если кто-то не соглашается с нами, но это призвано указать на ошибки с целью устранить их и больше не повторять – это конструктив. Другими словами, это значит, что такая критика больше в наших интересах, а не того, от кого она исходит.

Работа с конструктивной критикой

  1. Чтобы понять, конструктивна ли критика, задайте самому себе вопрос, насколько она правдива. Обидно получить 4 с минусом за итоговую контрольную, но если действительно вы допустили ошибки, мог ли учитель поставить вам 5? Если вас во время важного доклада критикует коллега, подумайте, в чьих интересах он действует? Вы допустили ошибку в подсчётах, которая могла быть обнаружена после и принести компании убытки, а вас лишить премии или, что ещё хуже, работы. Стоит ли обижаться в таком случае?
  2. Учитесь управлять своими эмоциями. Услышав вопросы, возражения, критику в свой адрес, многие начинают волноваться и не знают, как правильно поступить. Наверное, у всех так бывало, что в пылу спора на ум не приходит ни одного хорошего аргумента, зато после доводы отыскиваются очень легко. Так и здесь, чтобы правильно отреагировать, нужно быть максимально собранным. В крайнем случае, всегда можно извиниться, выйти, привести мысли в порядок, успокоиться, вернуться и продолжить. Эту способность можно тренировать. Вот два простейших упражнения. Попросите своего друга/подругу критиковать вас за малейшие бытовые вещи и привычки: разбросанную по комнате одежду, внешний вид, привычку засовывать руки в карманы и т.д. Старайтесь на такую критику обоснованно отвечать. Подоплёка простая – таким образом у вас выработается некоторый рефлекс и способность быстро реагировать на критику. А то, что исходит она от близкого человека, вызывает не такие сильные эмоции. Второе упражнение проще, но без надлежащего мастерства, точнее без склонности к самокритичности и самоанализу, менее эффективно. Суть в том, чтобы «изучать» каждый предыдущий раз, когда вы подвергались критике, с точки зрения ваших ощущений и реакций. И, анализируя свой прошлый опыт, научиться правильнее себя вести в будущем.
  1. Не встречайте критику «в штыки». Если вы сразу начнёте оправдываться или, что ещё хуже, проявите агрессию в адрес критика, это не только покажет вас в дурном свете, но и убедит присутствующих в справедливости обвинений. Если замечание дельное – согласитесь с ним, пообещайте со всем разобраться и больше не допускать ошибок. Если вашу позицию критикуют, вызывая на спор, вы всегда можете отстрочить ответ, представить его в шутливой или образной форме.
  2. Никогда не принимайте всё сказанное на свой счёт. Речь идёт о вашей работе, её результатах, действиях и поступках, но не о вас. Никто не вправе судить вас как человека. Критика относится лишь к определённым аспектам повседневной жизни и никогда не должна влиять на вашу общую самооценку, становиться причиной для хандры или депрессии.
  3. Работайте с критикой в прямом смысле. Никогда не оставляйте незавершённым дело, за которое вас раскритиковали. Учтите пожелания, исправьте ошибки, пообщайтесь с критиком, чтоб детально уяснить его позицию. Если не согласны – вежливо изложите свои соображения и постарайтесь решить конфликтную ситуацию сразу.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле»

. В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения.
    Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше.
    Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество.
    Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен.
    Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

Не стоит впадать в панику

Что происходит, когда человек, к примеру, на несколько минут опаздывает на работу? О, в некоторых организациях это может стать причиной для настоящей паранойи. Там, где дисциплина на первом месте, даже небольшое опоздание может послужить поводом для посещения кабинета руководителя.

Но даже в этом случае не стоит нагнетать обстановку. Представьте: вы стоите перед столом начальника, за дверью общаются между собой говорливые коллеги, работу которых вы нарушили своим небольшим опозданием. И теперь вас ждет вынос вердикта: уволят вас, оштрафуют, отрубят голову или повесят.

Организовать вакцинацию для своих сотрудников готовы уже 20 % компаний

Самые необычные должности в Белом доме, и сколько зарабатывают эти люди

Девушка купила трейлер 1967 г. Вместе с мамой дали ему вторую жизнь: фото

Как чувствует себя критикуемый?

Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого, и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.

Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика. Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.

В основном, критика вводит в состояние стресса критикуемого и это впоследствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике, чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей, так как получают всегда негативные оценки.

Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес, чувствует себя неудачником, и его самооценка становится заниженной. В таких условиях у него нарастает беспокойство и он, находясь в состоянии постоянного стресса, совершает всё больше ошибок. В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.

Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек, получающий изо дня в день отрицательные оценки, становится робким; если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен

Несмотря на наличие достойных качеств по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает

Человек, постоянно подвергаемый критике, чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ламат

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Почему человек критикует? Приносит ли критика пользу?

Человек, который критиковал всё и вся, подверг критике и одну картину. Стоявший рядом с ним спросил: «А ты сам когда-нибудь создал что-либо столь же прекрасное?» Человек ответил: «Дорогой мой, я не умею нести яйца, но прекрасно знаю, хорошие они или тухлые!» Мы часто сталкиваемся с тем, что люди критикуют и подвергаются критике. Почему же люди критикуют? Какова психология критики? Полезна ли критика? Как вести позитивную критику? Как влияет критика на психику человека? Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. В словаре указывается, что критика – это обнаружение и демонстрация положительных и отрицательных качеств, недостатков и излишеств, красивых и уродливых сторон какого-то человека, произведения или вопроса. Позитивная или негативная оценка критика, с точки зрения морали, зависит от того, когда, где, в отношении кого, в какой мере, с какой целью и с какими намерениями она осуществляется. Если смотреть под этим углом, то критика может быть двух видов – позитивной, т.е. конструктивной, приносящей пользу, и негативной, т.е. разрушающей, наносящей вред. Исходя из указанных факторов, таким же различным может быть и воздействие критики. Почему человек критикует? С точки зрения совершенствования личной и общественной жизни полезно, когда ошибки замечаются и указываются непременно с добрыми намерениями и таким образом, чтобы вследствие этого не страдал человек и его окружение. Такая позитивная критика несёт в себе идею исправления ошибок. Те, кто в рамках семьи или общества упорно придерживается негативной критики, со временем впадают в такое состояние, что со временем начинают во всём искать плохие стороны. Часто случается, что такого рода критика становится своего рода привычкой. В основе разрушающей критики могут находиться эмоции и личные соображения. Соперничество и зависть также постоянно толкают человека на критику. В этой ситуации не существует доброго намерения или цели исправить что-то, либо решить какую-то проблему, и поэтому обеим сторонам наносится вред. Короче говоря, нельзя говорить с намерением «побить виноградаря, вместо того чтобы поесть винограда». Хотя искренность в оценках, отказ от эмоций и личных соображений в большинстве случаев и предотвращает разрушающую критику, но мы не сможем не столкнуться с последней, если не научимся определять ей место, время, дозу и форму. Разрушающая критика может превратиться в общественную болезнь. Например, вызывает удивление разрушающая критика даже уважаемых лиц, павших жертвой своих эмоций, звучащая в средствах массовой информации. Критические суждения, высказываемые в ходе многих телевизионных дискуссий, вместо позитивного подхода ставят целью нанесение оппоненту материального и морального ущерба. Что бы ни говорил этот оппонент, выражается пристрастная оценка, а затем начинается критика. Эту манеру, наносящую глубокие раны в общественной жизни, необходимо изменить, пока она не заразила подрастающее поколение. В наши дни, когда в изобретённом на Западе «личном развитии» индивидуализм представляется как освобождение, получили чрезмерное распространение личность и эгоизм. В этой ситуации стараются «уничтожать ради того, чтобы не быть уничтоженным», превзойти других для того, чтобы преуспеть, критиковать других в разрушительной манере для того, чтобы сохранить личные интересы. Как видно, эгоизм и самодовольство увеличивают негативную критику. Психология критика В разрушительной критике не хватает эмпатии (т.е. способности вхождения в чужое положение – прим.ред.), о психологии оппонента не слишком задумываются. Люди, которые обладают в достаточной степени этой способностью, менее склонны к разрушительной критике. Лица же, фокусирующие своё внимание на отрицательных моментах, и пессимисты чаще стараются найти недостатки. На них производят впечатление ошибки и недостатки всех и вся. Осознанный или неосознанный пессимистический взгляд на вещи у людей, ощущающих себя несчастными и испытывающих некоторую неудовлетворённость в течение долгого времени, склонность к критике возрастает. Они могут не замечать состояния, в котором находятся. Окружающие должны обратить на них внимание и прийти на помощь. Например, пессимистически настроенный ребёнок в ходе игр расценивает нормальное обращение товарищей к себе как злое намерение, критикует их и думает, что его не любят. В такой ситуации знающие его близко люди должны уделять ему больше внимания. Люди, сверх меры стремящиеся во всём к совершенству, постоянно оценивают себя и других, как бы стремятся избавиться от любых ошибок, выставляя их на всеобщее обозрение. Они критикуют окружающих, становясь причиной углубления их стрессового состояния. Например, стремящаяся к совершенству мать не соглашается даже с четвёркой своего ребёнка, требуя от него только пятёрок. Это может вызвать у ребёнка стресс, снизить его успеваемость. Требование и ожидание совершенства может стать причиной исчезновения многих хороших сторон. Подсознательно критик может думать: «Я лучше знаю, я лучше умею!» Исходя из этой мысли, он находит недостатки у людей или событий и в соответствии с этим, в свойственной ему манере, доказывает, что знает что-то лучше своего оппонента, становясь, таким образом, причиной возрастания эгоизма и самовлюблённости. Такого рода критика может постепенно приобретать разрушающий характер. Некоторые же критикуют для того, чтобы неосознанно скрыть свои собственные ошибки. Такие случаи особенно распространены внутри организаций. Критик полагает, что, подвергая других критике или находя их недостатки, укрепляет собственные позиции, скрывает собственные ошибки. В семье отнесение ошибок за счёт других также препятствует тому, чтобы человек исправлял свои ошибки, нарушает равновесие между её членами. Люди, постоянно оценивающие всё и всех с отрицательной точки зрения, не только сами впадают в стресс и испытывают сомнения, но и распространяют негативную энергию на своё окружение, что приводит к их изоляции. Психология критикуемого Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне.

Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают всё разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости. Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок. Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается. При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчёркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе. Как осуществляется позитивная критика? При оценке какого-либо вопроса или человека очень важен избираемый нами стиль. Извлечение противоположной стороной пользы из нашей критики в большой мере зависит от наших намерений, которые следует давать почувствовать через используемый нами язык и подход к предмету. Наша манера и стиль очень важны. Мы должны избегать вести себя так, чтобы настроить против себя оппонента. Критика должна оставаться мягкой, тогда она становится позитивной и конструктивной. Таким образом, мы подготавливаем почву для того, чтобы противоположная сторона «включила свои антенны» и извлекла пользу из нашего мнения. Если наши намерения и стиль не принимаются критикуемым, то это приводит к отдалению его от нас, и он перестаёт внимать нашим словам. Если объект нашей критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания в штыки. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов. Позитивной считается критика наших начальников или людей, которые делятся с нами своими знаниями и опытом, потому что выражение ими своих взглядов обеспечивает получение пользы и положительных результатов противоположной стороной. Благодаря такой критике многие самосовершенствуются и стараются освободиться от своих недостатков. Наличие такой оценки даже необходимо с точки зрения воспитания и образования. Даже если наша критика имеет целью исправление нашим оппонентом своих ошибок, это может привести к противоположному результату – тому, что эта ошибка пустит корни. Вместо того чтобы говорить, в чём человек не прав, нам следует сказать, каким он должен быть. Если наш оппонент привык, что ему указывают на его ошибки, то будет неправильно постоянно повторять такую критику. Постоянное привлечение внимания к ошибкам может привести к их укоренению. Вместо этого будет полезнее выдвинуть на передний план его положительные стороны, а на недостатки лишь указать. В отношениях с детьми важно подчёркивать их положительные качества. Например, вы задали вопрос на уроке. Один из учеников ответил, но неправильно. В этой ситуации мы должны, не указывая на ошибку, успокоить ребёнка, показав положительные стороны его ответа, крупицы знаний, содержащиеся в его ответе, и лишь потом сказать, что ответ неправильный. Тогда ученик не обидится и не потеряет мужества, чтобы отвечать на следующий вопрос. Те, кто работает в коллективе, должны избегать критики своих коллег. Критикующий человек открывает дверь для ответной критики, становится причиной разрастания клеветы и злословия, в результате чего наносится ущерб духу коллективизма. Люди начинают постоянно видеть ошибки друг друга, нарушаются взаимоотношения братства и содружества. Мы должны исходить из следующего: «Критика всего, возражение на всё – это удар, нацеленный на разрушение. Если человеку что-либо не нравится, он должен стараться создать лучшее. Результатом разрушения становятся развалины, а результатом созидания – города». Приносит ли критика пользу? Позитивная критика приносит пользу, разрушительная же наносит вред. Критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию. У человека есть потребность рассматривать себя в зеркале. Позитивная критика исполняет роль зеркала, в котором мы видим самих себя, свои ошибки и исправляем их. Уместная критика необходима с точки зрения правильного течения процесса там, где люди трудятся в коллективе, однако разрушительная критика в таких местах вызывает серьёзные проблемы. Вместо неё следует осуществлять позитивную критику. Большинству из нас не слишком нравится, когда указывают на наши ошибки. Указание на них с использованием подходящих выражений и наше согласие с такой критикой необходимо с точки зрения личного совершенствования. В сфере образования и воспитания позитивная критика не только оказывает им поддержку, но и обеспечивает внесение вклада в развитие науки. Давайте будем партнёрами и своих начальников, и своих подчинённых, и членов своих семей. В нашей повседневной жизни должны господствовать позитивные взгляды. Мы видим, что люди, смотрящие на окружающее с такой точки зрения, преуспевают и пользуются большой любовью окружающих. Заключение Если те, кто всё критикует, не относятся с предельной строгостью и к самим себе, это препятствует исправлению ими собственных ошибок. Постоянно критикующие других должны быть столь же чувствительны по отношению и к собственным ошибкам. Привычка критиковать может открыть путь для сплетен и клеветы. Поэтому человек, начинающий критику, через некоторое время может стать объектом сплетен и клеветы. Конструктивность и одобрение положительных моментов всегда поощрялись. «Тот, кто видит прекрасное, прекрасно думает, а тот, кто прекрасно думает, получает удовольствие от жизни». Это выражение должно быть для нас мерилом. Если мы будем исходить в своём взгляде на жизнь из этого, то никого не обидим и станем действовать конструктивно. Хотя известно, что портить легче, чем исправлять, отмечается, что разрушительная манера критики находит распространение в нашем обществе. Трудно позитивно действовать в обстановке, когда негативная критика оппонентов обеспечивает человеку преимущества, и легко находятся люди, аплодирующие этому. Для того чтобы говорить так, учитывая душевное состояние оппонента, перед тем, как начать критику, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Д-р Х. Айдынлы, «Новые грани»

Психология общения: что делать и как воспринимать критику?

Если негативные замечания надолго выбивают вас из привычного ритма жизни и портят настроение, нужно учиться извлекать из них пользу. Как правило, первая реакция на критику — желание уйти, обидеть в ответ. Но такая тактика поведения не даст положительного результата. Когда эмоции угаснут, человек переживает из-за своих действий и неприятных слов, ищет пути примирения. Такая психология приводит к тому, что в итоге он сам чувствует себя виноватым.

Умение объективно воспринимать критику — полезный навык. Он помогает адекватно оценивать свои слова и поступки, находить нужную линию поведения и покорять новые вершины.

Выработать правильное отношение к критике помогут советы врачей в области психологии. Постарайтесь посмотреть на конфликт со стороны, глазами наблюдателей. Это поможет понять, насколько замечания справедливые. Выслушивайте их до конца, не перебивайте оппонента и не спорьте. Можно задать ему уточняющий вопрос — он снизит напряжение и поможет понять суть критики.

Если вы считаете, что замечания необоснованные, можно спокойно объяснить свою точку зрения собеседнику. Старайтесь не усугублять ситуацию и не портить отношения с окружающими. Каждый человек имеет право критиковать — такова психология общения.

Нельзя отрицать тот факт, что некоторые люди используют критику как инструмент для манипуляций — в этом их психология. Они стараются унизить человека и подчинить его себе, снижая самооценку и убивая веру в себя. Если вы чувствуете, что обвинения недостаточно справедливы, не стоит относиться к ним слишком серьезно.

Используйте приемы самозащиты. Представьте, что вокруг вас находится невидимая стена, которая не пропускает негатив. Это поможет вам сохранить самообладание и не поддаться на провокации окружающих. Психология человека такова, что агрессор, получивший отпор, уходит в сторону.

Если критика справедлива, прислушайтесь к ней. Не нужно воспринимать замечания на свой счет — люди недовольны словами или действием, а не вами как личностью. Нужно признать собственное несовершенство и исправлять недочеты.

Кто виноват и что делать

Хорошо, но если ваш руководитель далек от этого «идеала» и по каким-то причинам не желает вникать в тонкости коммуникации. В этом случае совет один — не воспринимать критику как нечто личностное, по возможности отвечая на нее действиями. Ведь негативные суждения относятся именно к работе, а не к самому сотруднику. Это важно понимать. А если так, то и корректировать необходимо собственный труд.

Зачастую люди совершают кардинально противоположные вещи. Они начинают злиться, жаловаться всем подряд на несправедливого руководителя или вообще искать другое место работы. Признаем, в некоторых случаях это может быть вполне правильно. Особенно если начальник — самодур. Но иногда для достижения успеха и избавления от негативных эмоций достаточно одного — просто рассмотреть послание руководителя и воплотить его требования в реальность.

«Сама себе дизайнер» решила заснять свою коллекцию исторических костюмов

Работа, карьера, финансы: гороскоп с 7 по 13 декабря для всех знаков зодиака

Самые богатые наследники-знаменитости: Джейк Джилленхол и другие

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.

Почему люди боятся, когда их критикуют?

Самосознание человека формируется в процессе общения с другими людьми, учитывая их реакции и мнения. Когда начинают критиковать речь или поступки человека либо все отвергать, критикуемый часто теряется, впадает в сомнения

Если критиком выступает авторитетный человек, чье мнение очень важно для критикуемого, чувство уверенности в себе последнего может пострадать. Часто человеку нужно несколько дней, чтобы после такого «удара» прийти в себя

Большинство людей реагируют на критику более остро, чем на похвалу. Даже если человек чувствует, что критика несправедлива, а сам критикующий не является для него авторитетом, критическое замечание все равно какое-то время остается значимым для сознания человека и отрицательно влияет на психику. Это прекрасная почва для сомнений в себе.

Что такое конструктивная критика?

Существует несколько вопросов, ответив на которые человек может оценить, насколько позитивно он критикует другого. Необходимо задать себе такие вопросы:

  • Справедливы и уместны ли мои критические замечания, может быть, я просто хочу нанести человеку «удар ниже пояса».
  • Я критикую человека, стремясь стимулировать его активность, поддержать его, дать возможность измениться? Может мне просто хочется выплеснуть агрессию, тайную зависть, плохое настроение?
  • Прежде чем начать критиковать, пытался ли я, вне зависимости от необходимости критики, увидеть позитивные моменты в действиях и словах критикуемого человека?
  • Готов ли я помочь человеку, которого критикую, позитивно оценить критику?

Необходимое условие объективного оценивания — хорошее знание предмета критики, например, только ученый, занимавшийся теорией относительности, способен ее оценить и, в случае необходимости, поставить под сомнение определенные моменты. Критиковать человека можно лишь хорошо знакомого, и только тогда, когда известны его убеждения и мотивы.

Есть люди, не устающие критиковать других. Они склонны во всем искать недостатки и все оценивать отрицательно. Болезненное стремление критиковать всех и вся не является психическим заболеванием, но оно является причиной внутренней неудовлетворенности.

Самокритика

Основанием способности к критике является способность к самокритике. Только тот, кто в состоянии точно оценить свои чувства и убеждения, сможет справедливо критиковать других. Самокритика — это постоянный процесс самооценки. Самокритичный человек в состоянии понять и принять замечания других людей и оценить их правомерность и соответствие действительности.

Почему тебя критикуют или будут критиковать?

Критикуют тех, кто чем-то отличается от большинства людей (серого стада).

Если ты намерен чего-то добиваться по жизни, будь уверен — и тебя будут критиковать, и чем больше будут твои достижения (успехи) = тем больше и больше тебя будут критиковать…

ВЫВОД: право на критику нужно заслужить)) это раз, и будь готов к ней по-любому, два. Не жди, что тебя будут гладить по головке за твои заслуги/успехи, говоря, какой ты молодец. Этому не бывать .

Ты пойми: стадо (абсолютное большинство людей) — очень сильно не любит тех, кто отличается от них хоть чем-то. Если ты хоть чем-то отличаешься, они с превеликим удовольствием (под воздействием животных инстинктов) начнут поливать тебя грязью и дерьмом… Поверь мне на слово.

P.s. да, меня (чему я очень рад) очень часто поливают грязью и дерьмом

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]