Будущим мамам кажется, что выносить и родить малыша – самое сложное. На самом деле, воспитать достойного человека намного труднее, ведь этому не учат на курсах для будущих родителей. Обычно мамы и папы бросаются в крайности: одни досконально изучают специальную литературу, посещают тренинги психологов, стараются быть идеальными родителями. Другие, наоборот, дают полную свободу детям, ведь их самих воспитывала улица. Желательно придерживаться золотой середины: не зацикливаться на воспитании, но и не отпускать ситуацию, чтобы не довести до крайних мер.
Воспитание ребенка в годовалом возрасте
Для годовалого ребенка воспитание – это закладывание в нем основных черт характера. Именно по этой причине, чтобы не вырастить ленивого, жадного и злого человека с самого раннего возраста стоит прививать ребенку общительность, доброту, аккуратность и трудолюбие. Кроме того, малыш непременно должен уметь поделиться со взрослыми или с другими детьми, а также ценить труд других людей, в частности, бережно относиться к окружающим его вещам.
В период второго года жизни процесс воспитания – это постоянная и кропотливая забота, а также систематическое и настойчивое повторение тех или иных воспитательных моментов под тщательным контролем.
Не стоит забывать и о существовании некого баланса между качествами положительными и отрицательными. То есть, если воспитанию хороших черт не уделяется достаточно внимания, то все активнее начнут проявлять себя негативные. Именно из-за недостаточности воспитания начинает показываться другая, темная сторона детского характера, которая может выражаться в эгоизме, вредности, жадности и даже равнодушии.
Воспитание ребенка
Рейтинг 5Двадцать советов родителям о том, как воспитать детей достойными людьми, заслуживающими уважения |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Поделиться
- Подписаться на новости
Дети, которые следуют домашним правилам и воспитываются в духе добропорядочности, имеют гораздо больше шансов на успех как в школе, так и будущей карьере. В этой статье предлагаются идеи, которые можно реализовать в любой семье.
1. Демонстрируйте дома примеры порядочности и достойного поведения. Нравственная сила собственного примера влияет сильнее всего и играет определяющую роль в жизни ребенка. Крайне важно, чтобы люди, которые пытаются положительным образом повлиять на детский характер, подтверждали свои слова делами.
2. Четко формулируйте собственные ценности. Рассказывайте своим детям о вашей позиции в важных вопросах. Если мы хотим, чтобы дети усваивали ценимые нами добродетели, то должны учить их тому, во что верим, и рассказывать, почему мы в это верим. В повседневной жизни существуют бесчисленные возможности для вовлечения детей в разговор о нравственности.
3. Проявляйте уважение к супругу, детям и другим членам семьи. Родители, которые чтят друг друга, разделяют семейные обязанности и решают свои разногласия мирным путем, отправляют ребенку мощный посыл об уважении. Если дети испытывают уважение внутри семьи, они, скорее всего, будут почтительными по отношению к другим людям. Проще говоря, уважение порождает уважение.
4. Демонстрируйте на примере хорошие манеры и учите им детей. Сделайте домашним правилом проявление воспитанности всеми членами семьи. Хорошие манеры – это настоящее золотое правило в действии. Идет ли речь о любезности или о других простых социальных навыках, именно дома, в семье закладываются корни истинной заботы о других людях. И хорошие манеры – это одна из составляющих такой заботы.
5. Чаще обедайте всей семьей без телевизора. Прием пищи – отличное время для родителей, чтобы поговорить и послушать своих детей и, конечно, укрепить семейные узы. Будь то еда домашнего приготовления или фаст-фуд, самый важный ингредиент любого блюда – это совместно проведенное время, время для укрепления чувства принадлежности к семье и заботы о ней.
6. Планируйте как можно больше семейных мероприятий. Привлекайте детей к планированию. Семейные мероприятия, которые кажутся вполне обычными сейчас, в будущем будут вспоминаться как особенные и памятные отрывки семейной истории. «Свидание» отца с дочерью-подростком, семейный пикник в парке или воскресный поход в кафе-мороженое – такое времяпрепровождение очень важно для укрепления семьи.
7. Не давайте детям доступ к алкоголю и наркотикам. Демонстрируйте соответствующее поведение по отношению к употреблению алкоголя и наркотиков. Несмотря на сильное давление сверстников, юношеские тревоги, подростковое стремление к соблазнам и сообщения средств массовой информации, которые, в частности, рекламируют употребление алкоголя, семья оказывает самое мощное влияние на то, станет ли ребенок жертвой пагубных привычек или нет. Нигде личный пример родителей не важен так сильно, как в области употребления алкоголя и наркотиков.
8. Планируйте семейные проекты оказания услуг и общественной деятельности. В основе добропорядочности лежит чувство беспокойства и заботы о других людях. Существуют многочисленные возможности для реализации проектов семейной благотворительности, в которых могут участвовать даже маленькие дети. Простые поступки, такие как доставка еды больному соседу, помощь по хозяйству пожилому человеку или сбор одежды и игрушек для детей-сирот, помогают молодежи почувствовать радость от оказания помощи другим людям и развивают на всю жизнь привычку оказывать благотворительные услуги.
9. Читайте детям книги и собирайте дома хорошую библиотеку. Великие учителя всегда использовали рассказы, чтобы учить, мотивировать и вдохновлять, к тому же совместное чтение – это важная часть передачи нравственного наследия нашей культуры от одного поколения к другому. При этом детские вопросы и комментарии прочитанных рассказов дают родителям важную информацию о мыслях, убеждениях и интересах их детей.
10. Ограничивайте денежные расходы детей. Помогайте детям вырабатывать признательность за нематериальное вознаграждение. В сегодняшней потребительской культуре молодежь легко верит в то, что имидж – ношение «правильной» одежды, вождение «правильной» машины и т. д. – это путь к успеху и счастью. Родители могут утверждать собственные ценности, рачительно распределяя финансовые ресурсы семьи и побуждая детей бережливо расходовать средства, доверенные им.
11. Обсуждайте семейные праздники и их значение. Проводите семейные торжества и соблюдайте семейные традиции. Авраам Линкольн когда-то сказал, что участие в национальных торжествах заставляет людей чувствовать себя «более привязанными друг к другу и более прочно связанными со страной, в которой они живут». Отмечая и празднуя семейные традиции, вы не только развиваете чувства привязанности и родство с другими членами семьи, вы тем самым создаете особого вида «клей», который связывает вместе всех нас как людей, членов семьи и граждан.
12. Используйте возможности для обучения. Используйте различные ситуации, чтобы организовать семейное обсуждение важных вопросов. Некоторые наиболее эффективные уроки о формировании характера можно извлекать из повседневной жизни семьи. Взаимодействие родителей и детей друг с другом и с другими людьми за пределами дома предлагает бесчисленное множество ситуаций, которые можно использовать, чтобы преподавать детям ценные уроки об ответственности, сочувствии, доброте и сострадании.
13. Распределяйте домашние обязанности между всеми членами семьи. Даже если вам легче самим убрать со стола, вынести мусор или загрузить посудомоечную машину, чем ждать этого от ребенка, мы обязаны помочь детям научиться соотносить свои собственные потребности и желания с потребностями и желаниями других членов семьи – и, в конечном итоге, других членов общества.
14. Расскажите детям о четких ожиданиях от них и привлекайте их к ответственности за поступки. Определение разумных ограничений и установление их соответствующим образом делает родителей моральным авторитетом в своей семье и дает детям чувство безопасности. Правила и ограничения заставляют детей понять, что вы заботитесь о них для того, чтобы они были – или стали – достойными людьми.
15. Занимайте детей позитивными видами деятельности. У детей и подростков удивительный уровень энергии, и задача состоит в том, чтобы направить эту энергию на хорошие занятия, таких как спорт, увлечения, музыка или другие виды искусства, молодежные группы, такие как скауты, например. Такие занятия пропагандируют альтруизм, заботу и сотрудничество, а также позволяют детям испытать чувство выполненного долга.
16. Научитесь твердо говорить «нет» и стоять на своем. Это естественно, что дети – особенно подростки – выходят за рамки дозволенного и подвергают сомнению авторитет родителей. Несмотря на протесты ребенка, любящие родители должны твердо стоять на своем и запрещать ребенку заниматься потенциально опасными видами деятельности.
17. Знайте, где находятся ваши дети, что они делают и с кем. Взрослые должны при помощи самых разных способов доносить детям свою заботу, свои лучшие ожидания от них, а также то, что взрослые всерьез принимают на себя ответственность за установление поведенческих стандартов, наблюдение, сопровождение и контроль над их соблюдением. Рискуя прослыть «старомодным», настаивайте на встречах с друзьями своих детей и их родителями.
18. Избегайте покрывать ребенка и оправдывать его неподобающее поведение. Защищая детей от закономерных последствий их поступков, вы не сможете научить их личной ответственности. Также подрывает социальные устои и нормы тот факт, что вы даете детям понять, что они каким-то образом освобождены от следования правилам, которые регулируют поведение других людей.
19. Знайте, какие фильмы, шоу и передачи смотрят ваши дети. Хотя существуют прекрасные материалы для просмотра, распространение информации порнографического и ненавистнического характера имеет угрожающий характер в молодежной среде. Словом и примером учите своих детей привычкам ответственного просмотра. Если вы узнаете, что ваш ребенок смотрит что-то нежелательное, откровенно поделитесь с ним своими чувствами по этому поводу и обсудите, почему такой материал оскорбляет ценности вашей семьи.
20. Помните, что вы взрослый! Детям не нужен еще один приятель, но они отчаянно нуждаются в родителе, который позаботится об установлении соответствующих ограничений детского поведения и обеспечит их соблюдение. Иногда умение сказать «Мой папа не разрешает мне этого» обеспечивает детям возможность избежать участия в сомнительных занятиях.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5
из 5 на основе
1
оценки.
Ссылки по теме:
- ▶ Советы о воспитании заботливых детей
- ▶ Эмпатия: как заложить в детях ее основы
- ▶ В чем для ребенка значение самодисциплины?
- ▶ Мифы о нравственном воспитании детей
- ▶ Обучение детей нравственному поведению
- ▶ Больше статей о воспитании детей
Развитие ребенка 29.12.2015
Как воспитывать ребенка после 1 года
Основное воспитание ребенка после достижения им годовалого возраста сводится к слежению за поступками и поведением, что должны делать все окружающие малыша взрослые. Действительно, для того чтобы воспитать в ребенке самые лучшие качества зачастую родителям в чем-то приходится даже переступать через себя. Так, если родители будут часто ругаться между собой, а также с другими взрослыми, то шансы на то, что их ребенок вырастет неконфликтным, также ничтожно малы.
Немаловажный момент в том, как воспитывать ребенка в год, это его физическое воспитание. Ведь в этом возрасте дети только начинает ходить, а вот самостоятельно сделать зарядку пока не в состоянии. Тем не менее, родителям необходимо приучать малыша к ежедневной разминке, которая с течением времени будет только усложняться. В завершении утренней зарядке, которая может состоять из множества простых и интересных упражнений, подходящих ребенку по возрасту, стоит отвести малыша в душ. При ежедневном повторении подобных действий у ребенка будет не только хороший аппетит, но и бодрое настроение.
Родительские ошибки
Взрослые часто ошибаются, и это нормально, но некоторые ошибки в воспитании детей могут привести к серьезным проблемам. Вот некоторые из них.
Гиперопека и контроль. Некоторые родители контролируют каждый шаг ребенка, не дают ему возможности что-то сделать самому, принимают за него решение. Когда ребенок вырастет, он будет не приспособлен к взрослой жизни. Мама с папой до глубокой старости будут все решать за него. Наверняка, каждому из нас встречались такие мужчины и женщины, которые, несмотря на возраст, бегут по любому вопросу к родителям. Обычно они не могут создать собственной семьи, ведь партнеру не нужен взрослый ребенок, за которого нужно все решать.
Разные взгляды на воспитание у родителей. Муж и жена должны договориться, как они будут растить дочь или сына. Например, папа ругает мальчика за то, что тот кидается едой, а мама с умилением вздыхает: «Это же ребенок, пускай делает, что хочет». В результате, мальчик игнорирует любые запреты и не обращает внимание на папины слова. Нужно ли говорить, что мальчик будет расти непослушным, капризным, проблемным ребенком? Задача родителей – быть сплоченной командой и придерживаться единых принципов и правил, чтобы воспитать достойного человека. Не всегда муж и жена могут прийти к консенсусу, но выяснять отношения при ребенке не стоит. Лучше наедине обговорить все спорные моменты и найти подходящее решение.
Не выполнение обещаний. Взрослые часто не сдерживают своих слов, причем не всегда это происходит осознанно. Возможно, мама или папа сказали, не подумав, а потом забыли о том, что обещали. Для детей обещание играет важную роль, особенно если оно было дано кем-то из родителей. Если папа пообещал в выходные запускать воздушного змея, значит, он должен выполнить обещание. Для малышей родители – самые авторитетные люди, которые не бросают слов на ветер. Чтобы не потерять собственную значимость в глазах маленького человека, нужно всегда выполнять свои обещания. Глядя на родителей, у ребенка формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что такое надежность, доверие, исполнительность.
Особенности воспитания мальчиков
По достижению 12-месячного возраста в воспитании девочек и мальчиков начинают прослеживаться явные различия. Так так воспитывать мальчика в 1 год? Стоит отметить, что развитие от мальчика до мужа проходит три последовательных стадии. На первой из них младенец имеет очень развитую связь со своей мамой. В это время мальчику требуется демонстрация большой любви, а также создание ощущения комфорта и безопасности.
При этом сами мальчики намного менее восприимчивы к касаниям мамы. Они не только быстрее растут, но и активнее играют, но при этом наиболее болезненно относятся к разлуке с матерью. Поэтому в воспитании мальчика важно, чтобы до достижения им трехлетнего возраста, мама проводила с ним достаточное количество времени. В противном случае такой недостаток общения может привести к неврозу и агрессивности.
Еще один немаловажный момент, отец также ежедневно должен проявлять свою любовь к ребенку, демонстрировать внимание к нему, участвуя в его занятиях. Вне зависимости от того, насколько будет занят отец, он должен находить время для воспитания ребенка.
Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет
Воспитание полуторагодовалого ребенка требует проявления к нему достаточного внимания и своевременной реакции со стороны родителей на те или иные действия малыша. Отмахиваться от поступающих вопросов, как бы много их ни было, однозначно нельзя. А ответы на них должны быть доступными и понятными. По мере взросления ребенка все большее внимание придется уделять и вопросам его безопасности, так как он еще не осознает опасности высоты, горячих и острых предметов.
По мере приближения к трехлетнему рубежу, малыш будет проявлять все большую самостоятельность, стремиться почти все делать сам. Родители не должны препятствовать этому процессу, напротив, нужно поощрять любые порывы к самостоятельности.
Воспитание ребенка в 1 год – дело непростое. Ведь нужно ничего не упустить. В частности, родители должны помнить о важности привития малышу культурно-гигиенических навыков, воспитания у него культуры деятельности и воспитании культуры общения, как при контактах со взрослыми, так и со сверстниками.
Так или иначе, дети, прежде всего, берут пример со своих родителей, поэтому начинать воспитание ребенка стоит с самоконтроля.
С 18 месяцев до 2 лет: называем чувства и ограничиваем желания
Восемнадцать месяцев — ключевой момент в развитии мозга. Именно в это время родители восклицают: «О, как он неожиданно вырос!». Он узнает слова «я», «мне» и «мой» и начинает предложения со своего имени («Генри сделает это»).
Развитие мозга наконец позволяет ему приобрести немного способности к самоконтролю (с вашей помощью, конечно). Если вы постоянно учили его, какое поведение недопустимо, к тому времени он уже научится проявлять сдержанность, но не всегда правильно. Вы можете сказать: «Подожди минутку, я достану тебе эту игрушку», и он действительно будет ждать. Если до сих пор вы этого не сделали, приступите к установлению определенных границ прямо сейчас.
Очень важно все планировать заранее, знать хорошо своего ребенка, насколько он терпелив и на что способен. Помните также, что такое умение, как самоконтроль, продолжает развиваться. Когда дети в данном возрасте чего-то хотят, им трудно заставить себя ждать, удержаться от чего-то или что-нибудь отдать. Но у вас есть возможность распознать чувства ребенка и его желания и в какой-то степени их ограничить.
Например, если всем детям в группе предложили печенье, а ваш ребенок схватил себе сразу несколько штук, то объективная мама никогда не скажет себе в этот момент: «Другие мамы могут подумать, что я воспитала маленького обжору. Я умру со стыда. Но, может быть, они не обратят внимания, что Зак взял себе два печенья». Вместо этого она достойно отнесется к чувствам своего ребенка («Я вижу, что ты хочешь взять два печенья…»). И в то же время она также установит правило («Но все берут только по одному») и закрепит это правило («Потому положи одну штуку обратно»).
Помните, что вы должны помогать своему ребенку справляться с сильными эмоциями, с которыми ему не справиться самостоятельно. Но если он никак не может успокоиться, не оставляйте его со словами, что он «плохой» или что «это не ребенок, а наказание». Пожалейте его: «Нам надо постараться, чтобы ты научился держать себя в руках».
8 правил игры Я нашла этот прекрасный список в интернете и привожу его здесь, потому что, мне кажется, он позволяет подытожить эмоциональную и социальную жизнь ребенка в возрасте от года до трех. Честь и хвала этому анонимному автору, у которого дома явно есть ребенок такого возраста.
- Если мне это нравится — это мое.
- Если это у меня в руках — это мое.
- Если я могу это взять у тебя — это мое.
- Если это когда-то какое-то время было у меня — это мое.
- Если это мое, то оно никогда не будет твоим ни в каком виде, ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах!
- Если я что-то делаю или что-то строю, то все, из чего я это делаю, — это мое.
- Если кто-то думает, что это мое, то это мое.
- Если я считаю, что это мое, то это мое.