Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Способы сохранения памяти человечества

Способы и формы сохранения исторической памяти создавались постепенно. Первой формой сохранения памяти общества были наскальные рисунки, по которым молодое поколение узнавало о том, как жил их предок. Зодчество имело очень большое влияние на людей до того, как появилась письменность. Развитие письменности положило начало огромному процессу, которые длится по сегодняшний день. Благодаря рукописям, свиткам старшее поколение передавало важную и тайную информацию своим последователям. Не зря говорят: что написано пером — не вырубишь топором. Почему же письменность так резко захватила всех и вся? Начнём с того, что зодчество было доступно только мастерам своего дела. Они делали свою работу по заказу богатых вельмож, ведь большинство архитекторов были бедны, но талантливы. Можно возразить, что грамотными тоже были единицы, и это действительно так. Но грамоте можно было обучиться гораздо быстрее, и она не требовала особых разрешений – пиши, что хочешь. Священнослужители получили возможность передавать свои мысли, наблюдения и учение из рода в род. Более того, грамотные люди начали писать художественную литературу, описывая в ней всю скорбь своего положения. Старшее поколение получило возможность накапливать мудрость и передавать её своим детям. Собственно, литература – это мощный инструмент сохранения социальной памяти общества. Также к важным, но менее значительным формам сохранения социальной памяти относятся: музыка, архитектура, празднества.

С появлением общеобразовательных школ важное место в формировании исторического сознания человечества стало принадлежать учебникам. Именно им ученики верят беспрекословно, и именно оттуда они черпают всю информацию. Фольклор, мемуары, учебники, биографии, праздники, дни памяти, архитектура оказывают огромнейшее влияние на формирование цельной культурной памяти. В современном мире влияние только усилилось, так как быстро развивались СМИ, радио, телевидение, интернет. Обществу следует понимать, что реальные исторические факты редко лежат на поверхности, поэтому информацию из любого источника следует критиковать и подвергать логическому сомнению.

Процессы памяти.

Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Культурное наследие общества

Социальная память, определение которой будет дано ниже, считается предметом для междисциплинарных исследований, поскольку очень многогранна. Она представляет собой важную систему, позволяющую передавать культурное наследие, которое очень объемно, разнообразно и хаотично. Благодаря тому, что человечество изобрело множество способов передавать свои знания, впечатления и мысли будущим поколениям, социальная память общества огромна, из неё может черпать каждый человек.

Культурное наследие очень важно, ведь оно объясняет прошлое и помогает разобраться в будущем. Исчезнуть всеобщая память не может, но, к сожалению, её очень легко исковеркать. Вопросами истинного сохранения истории занимаются не только специалисты, но и обычные люди. Они пишут биографии, мемуары, которые нигде не печатаются, а просто лежат в старом доме, в пыльном шкафу и ждут своего часа. Всё тайное рано или поздно становится явным, поэтому человечество познает свою истинную историю.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

    Дополнительная информация:
  • Тренировка памяти или как научиться запоминать?
  • Как развить память и какие есть для этого техники?
  • Почему бывает плохая память и что с этим делать?
  • Как восстановить память — 17 способов
  • Какие есть упражнения для развития памяти?
  • Что такое воспоминания и как их сохранять?
  • Как запомнить информацию быстро и надолго?
  • Какие есть виды памяти человека?
  • Как улучшить память — 19 проверенных методик

Манипулирование социальной памятью

Способы и формы сохранения исторической памяти весьма разнообразны, особенно в условиях быстро развивающейся науки. Перед тем как рассматривать способы сохранения исторической памяти, следует отметить, что все они имеют огромное влияние на восприятие человеком себя в истории, а также на трактовку прошлого. Умелое манипулирование прошлым на уровне государства способно привести к ошеломляющим последствиям, ведь нация не сможет обратиться к своим истинным истокам. К сожалению, манипулирование историей со стороны власти встречается очень часто, что крайне негативно сказывается на восприятии молодежью прошлого своего народа. Многие факты умело и нарочно скрываются, а что-то вовсе исчезает из исторической хроники. Повлиять на это очень сложно, ведь составляют учебники историки. Однако уверены ли они в правдивости тех знаний, которые получили в высшем учебном заведении? Этот вопрос продолжает быть открытым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]