Позиции восприятия и осмысление ситуации
Фильм «Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»
Взгляд на ситуацию с разных позиций восприятия
Нередко наши клиенты имеют проблемы – или видят проблемы – в частности потому, что не разобрались в ситуации.
Например, есть ли проблема вообще? Страшно или нет то, что мы видим? Ужасно ли то, что нам предстоит? Какая катастрофа случится, если мы не сдадим этот экзамен?…
Или – путаются в понятиях, неверно представляют мотивы (свои или чужие), делают неверные выводы, не определились с тем, что же они хотят. См.
Адекватное и полное видение происходящего возникает тогда, когда клиент с помощью психолога использует для анализа происходящего все основные позиции восприятия: как это вижу я – минус шаблоны и неадекватные верования; чего я действительно хочу, плюс как видят происходящее и чего хотят другие участники ситуации; как эта ситуация выглядит объективно со стороны; откуда эта ситуация проистекла и к каким последствиям может привести. Как эту ситуацию можно рассматривать с позиции сильного и любящего человека?
Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например,
Не поцеловал
Ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит?
По позициям восприятия:
- Шаблон. Как правило, взгляд эгоиста: «Забыл – значит не уважает. Не поцеловал – значит, не любит».
- Первая позиция (Я-восприятие): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлёк – ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела – и я его поцелую, когда он придёт.
- Вторая позиция (Ты-восприятие): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!
- Третья позиция (Сторонний наблюдатель): Ничего не значит. Мир – это поток нейтральных событий. Ничего серьёзного не произошло: муж просто торопился.
- Четвёртая позиция: (Мы-восприятие): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
- Пятая позиция (Взгляд с позиции системы): Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем.
Кто заварит чай?
Ситуация: Я пришла к маме посекретничать-пообщатъся о женском. Мама просит папу заварить нам всем чай. Папа (лежащий на кровати и уставившийся в потолок) довольно в грубой форме переадресует это поручение мне.
Позиция № 0. Шаблон. «Человек естественный». «Ну ты же лежишь и ничего не делаешь, а нам пообщаться надо! И кроме того, вкусный ужин ведь я приготовила, ну неужели нельзя такую малость сделать — чай заварить!». Что чувствую: эмоции: возмущение, гнев, раздражение, обида
Позиция № 1. Мои интересы. Про себя: «Ну вот, совсем ничего уже делать не хочет, только лежит». Что чувствую: раздражение, сержусь и фыркаю. Фактически: натягиваю на себя маску «и сама все сделаю, но чай пить не приходи!» иду и фильтрую воду, кипячу чайник, завариваю чай.
Позиция № 2. Я в позиции ДРУГОГО. Он с дороги, наверное, еще в себя толком не пришел, ладно уж, сама все сделаю. И его позову, (забота, слегка снисходительное отношение).
Позиция № 3. Ничего личного! Папа вчера приехал, уезжал в ночь, в поезде, наверное, не выспался — выглядит уставшим, да и давление, наверное, высокое. Что чувствую: понимание, легкая тревога за его здоровье.
Позиция № 4. Мы все вместе. Папа вчера приехал, возился там, помогал сестре и ее мужу с ребенком, Надю учил машину водить, в гараже полки какие-то делал. Устал, наверное, да и здоровье у него уже в его 70 лет не ахти. Какой он все-таки еще ответственный и активный в своем возрасте, а ведь ему трудно! Пусть отдыхает. Что чувствую: легкая тревога о здоровье, забота, сочувствие.
Позиция №5. Я-Ангел. Не дожидаясь папиного ответа, предлагаю сама заварить чай, мне это сделать легко, я соскучилась, пообщаемся все вместе за столом, я и папины любимые мармеладки купила. Что чувствую: радость от того, что могу позаботиться о близких и собрать их вместе за столом.
Садилась за написание текста действительно огорченная. Как только дошла до 3-й позиции — мне уже стало стыдно. К четвертой позиции поняла, что то, что я все равно сделала (пошла и приготовила чай) можно было сделать без всей этой обиженной мимики и фырканья, что снизило ценность. Вывод: Это упражнение для меня нужно встроить в жизнь, очень хорошо помогает переключить отношение к человеку и к ситуации, посмотрев на нее со всех сторон. Надо взять в контракт!
Дорога в аэропорт
Девушка поехала в командировку в другой город. Большой чемодан с вещами, две сумки с реквизитом, сумка с ноутбуком и периферией, принтер, очень-важный-сундучок и две руки на всё. А в городе четвёртый день метель, при этом дороги не чистят по определению. Просто потому, что там не принято чистить дороги. Кроме главной, имени В.И. Ленина.
И вот, подошла к концу командировка, пора в обратный путь. Вызвать такси. До самолёта уже не так много времени, а такси задерживается. Наконец, подъезжает старый разбитый логан. И девушка смотрит на большой чемодан с вещами, две сумки с реквизитом, сумку с ноутбуком и периферией, принтер, очень-важный-сундучок и две руки на всё, после весьма скептично окидывает взглядом логан. Появляются первые сомнения. Таксист сидит в машине, и вылезать под снег явно не торопится. Наконец, после просьбы помочь, нехотя выбирается из машины и открывает захламлённый багажник, стоит рядом. Мол, закидывай. А помочь? С гримасой вселенской скорби помогает. Наконец, они едут в аэропорт. При этом, на всём протяжении пути водитель недовольно ворчит, комментируя свои действия, девушку, погоду, власти и мир в целом. И
…и приходит время нулевой позиции восприятия, время слепоты шаблона:
Где-то внутри начинает разрастаться волна раздражения, гнева, желания убить этого опоздавшего ворчуна. Дать локтём по горлу, переломать пару рёбер, избить всю машину этим ворчливым организмом. Впасть в ярость, наслушавшись таксиста, не выдержать, устроит ему скандал. Впрочем, конфликт можно начать и раньше, ещё у подъезда! Только к дому подъедет старый логан, сразу начать выпады: «Почему машина такая маленькая?», «Почему опаздываешь?», «Дверь мне открой, я тебе плачу!», «Ты ещё и куришь в машине? Открой окно, не хочу здоровье портить!» Пассажир раздражён (много вещей, машина опоздала, подали маленькую, настроение такое, и вообще встал не с той ноги) и сделает, что привык. Эскалация конфликта обеспечена.
А может быть и иной шаблон, шаблон забитого человечка. И будет пассажир кляня себя сквозь зубы, молча грузить багаж в машину, с безнадёжностью в душе молча слушать таксиста (“Что за судьба у меня такая? Ну почему всегда я?”) и будет грызть, грызть, грызть себя…
В первой позиции восприятия пассажир знает, что хочет, и будет заботиться лишь о своих интересах:
Все действия направлены на обеспечение интересов пассажира. Если нужно — вопреки нуждам или желаниям собеседника, в данном случае — водителя:
“Помоги мне загрузить вещи в багажник”. “Смотри, как ставишь, хрупкие вещи”. “Поехали. Включи радио, я хочу послушать прогноз погоды, хватит бурчать”.
Во второй позиции восприятия пассажир будет оценивать эту ситуацию с позиций водителя, войдёт в его положение:
Пассажир вчувствуется в состояние водителя, войдёт в его положение, разделит в первую очередь его интересы: сколько часов подряд водитель не вылезает из этой машины? А вдруг она для него как камера? И получает явно какие-то копейки. Рублей сто с поездки. На дворе раннее утро, ещё почти ночь. Холодно, темно, снег метёт. Конечно, я понимаю его раздражение. Он устал, он может быть раздражён. И то, что он не хочет вылезать из тёплой машины в холод, чтобы помочь с вещами, мне понятно, я это принимаю.
В третьей позиции восприятия складывается объективный взгляд на совокупность по отдельности нейтральных событий, приведших к какому-то результату.
Пассажиру подали маленькую машину, т.к. пассажир не уточнил, что у него с собой много багажа.
Водитель не помог погрузить багаж в машину, он был уставший, а на улице — холодно.
Да, дороги не расчищены, путь до аэропорта занял больше времени, чем было запланировано.
Пассажир успел на рейс, благополучно улетел.
В четвёртой позиции восприятия происходит учёт всех факторов, делаются выводы, ситуация окидывается объективным взглядом:
Мне подали маленькую машину. Значит, в следующий раз следует учесть количество багажа и при необходимости заранее заказать машину побольше.
Оказалось, в этом городе не чистят дороги. Полезно будет узнавать больше о местах, куда я лечу. Зная особенности, будет легче организовать путешествие.
Водитель не выходит из машины, не делает попыток помочь? А мне нужна его помощь? Да, так я быстрее сделаю своё дело, добьюсь цели — улететь. Значит, мне следует вежливо попросить его помочь погрузить вещи, принять его ворчание.
Памятка на будущее: а если водитель не смог бы помочь? Мне нужно заказывать такси более заблаговременно.
В пятой позиции восприятия я буду там, где я нужен. При этом может быть, что моё присутствие не будет оценено сразу, или не будет оценено вообще.
Я живу будущим. Где я нужен сейчас? В своём родном городе. На работе меня ждут дела, дома — родные. Мне пора покинуть этот город. Здесь я уже сделал, что должно.
Если мне нужна помощь водителя, чтобы вовремя улететь, значит, я её организую. Также я учту на будущее все задачи, с которыми столкнулся, чтобы в следующий раз сделать всё лучше, быстрее.
Если водителю нужно, требуется сорвать на ком-нибудь свою злость, что же, пусть говорит. Жаль, если он не умеет жить иначе.
Разбор конфликта
Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть. Рекомендуемая схема разбора – позиции восприятия. См.
Примечания[править]
- Ну, знаете, не допустить бесчисленных жертв, вроде тех, что убил Вейдер ДО того, как Люк его образумил в самый распоследний момент
[изменить] Сюжет и как его сделать | |
Элементы | Деталь • Длительность истории (На день • На год) • Коллизия • Конфликт • Момент характеристики • Моральный выбор • Образ • Перипетия • Символ (Господа, это символично! • Крутое и символическое оружие • Музыкальный символ • Печальный символ • Символическое имя • Сквозной символ / Ключевые слова) • Спойлер (общеизвестный) • Сюжетный ход |
Персонажи | Антигерой • Антизлодей • Герой • Злодей Второй такой нам не нужен • Вымышленный герой в реальном окружении • Маленький герой и большая война |
Экспозиция | Доброе утро, Хроно! • Мешок информации • Мистер Экспозиция • Сюжетное подслушивание • Хайнлайнинг • Читай грёбаную инструкцию • Экспозиционное приключение |
Завязка | Враги сожгли родную хату • Зов (Бросился на Зов • Не расслышал Зова • От Зова не откажешься • Отказ • Отозвался на фальшивый Зов • Отозвался на чужой Зов • Самонаводящийся Зов) • Злодей пишет сюжет • Исход • История повторяется • Крушение в пустыне • Начало-переворот • Пойди туда, не знаю куда • Проснулся в • Разбудить Ктулху • У меня зазвонил телефон |
Развитие действия | Затянутый пролог • А что, пусть будет! • Арка, изменившая многое • Аддон-переворот • А это уже другая история • Визит в племя чудаков • Вниз по наклонной • Вот это поворот! (унылое разоблачение) • День сурка (Загробный день сурка) • Дороги и тропы • Задолбало быть примерным! • Затянутая сюжетная арка • Куда ни кинь — всюду клин • Моя судьба в моих руках! • На шаг позади злодея • Найти лекарство • Невыполнимое задание • Нелинейное повествование (In medias res vs. Каскадный резонанс) • Нелинейное произведение • Одна история с разных ракурсов • От плохого к ужасному • Подлости и приключения • Получается смешно • По следам себя любимого • Предпрописанное поражение • Путь героя • Реверсивная драматургия • Самое главное не показали • Сериальная неопределённость • Сжечь все мосты • Схема «люди-нежить-эльфы» • Сюжетообразующая дыра • Фальшивое алиби • Флэшбэк • Флэшфорвард • То ли флэшбек, то ли флэшфорвард • Шоу внутри шоу • Эмоциональные качели |
Кульминация | Высокий полдень • Не троньте его! Он мой! • Признание на камеру • Финальная битва • Шоудаун |
Развязка | Гидравлическая единица власти • Клиффхэнгер • Поцелуй и затемнение • Принцип Кицума • Слон из мухи vs Верхушка айсберга • Сюжетные твисты (Амброза Бирса • М. Найта Шьямалана • Р. Л. Стайна • Хозяина Склепа • Шрёдингера) • Убежать в закат • Финальный бой, он долгий самый vs Побить за 60 секунд • Хэппи-энд (нужно заслужить) • Эвкатастрофа • Это встречный паровоз vs Конец немного предсказуем |
Проблемы | Антисюжет (идиотский сюжет) • Бюджет пишет сюжет vs Есть бюджет — не нужен сюжет (Сюжет для галочки) • Дыра в сюжете (А что, так можно было?!) • Жизнь пишет сюжет • Ложная дихотомия выбора • Любовный рак сюжета • Разрыв канвы (визуальный • копирастами • с микротрещинами • фанатами • хронический) • Сказка про белого бычка • Шаблонный сюжет |
← | Основы |