Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида. Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.
Язык как средство общения
К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.
Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.
Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.
Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.
Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.
Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.
Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.
Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.
Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.
Функции общения
Поведение человека и развитие его психики происходит благодаря общению, выполняющему свои функции. Так, например, М.Р. Битянова выделяет прежде всего, его связующую роль в любой совместной деятельности людей.
Не менее важна формирующая функция общения или инструментальная, выступающая как важнейшее условие формирования психического облика человека.
На ранних этапах развития человека общение выполняло витальную функцию, смысл которой заключался в поддержании жизненных процессов. При недостаточном общении физическое состояние человека заметно ухудшается.
Следующая функция общения – подтверждающая или функция самовыражения. Здесь речь идет о том, что в ходе общения люди получают возможность познавать и утверждать себя. Утвердиться в своей ценности человек может с помощью точки опоры в другом человеке.
Организация и поддержание межличностных отношений является ещё одной функцией общения. Поддержание различных отношений с другими людьми и их восприятие сопряжено с оцениванием и установлением определенных эмоциональных отношений, которые могут быть либо позитивные, либо негативные. Существуют такие термины «симпатия-антипатия», «нравится-не нравится» с помощью которых можно выразить эмоциональное отношение к другому человеку.
Система взаимоотношений между людьми пронизана эмоциональными межличностными отношениями, хотя это и не единственный вид социальной связи. Довольно часто они накладывают отпечаток не только на деловые, но и на ролевые отношения.
Еще одна функция – внутриличностная, представляющая собой общение человека с самим собой через внутреннюю речь по типу диалога и рассматривается она как универсальный способ мышления.
Кроме функций, выделенных М.Р. Битяновой, можно назвать ещё целый их ряд. Среди них информационная, экспрессивная, регулятивная, функция социального контроля, функция социализации.
С помощью информационной функции идет прием и передача информации, передача знаний и умений.
Экспрессивная функция общения означает понимание переживаний другого человека, его эмоционального состояния и при необходимости изменение этого состояния.
При общении партнеры обоюдно воздействуют друг на друга, преследуя цель изменить или сохранить поведение, активность, отношения друг к другу, что можно сделать с помощью регулятивной функции.
Функция социального контроля с помощью групповых и социальных норм регламентирует деятельность и поведение, используя позитивные и негативные приемы – одобрение, похвала, порицание, неодобрение и др.
Функция социализации позволяет формировать умение действовать в общих интересах членов коллектива, выражать доброжелательное отношение.
Невербальные средства общения
Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных языковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невербальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.
Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобретенным людьми.
Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.
Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.
Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положение губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов перехода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презрение, удивление, радость.
Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких положений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зависимость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религиозных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.
Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т.д. Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.
Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жесты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.
Когда недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усиливают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.
Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветствовать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.
Кинесическими средствами общения являются стиль передвижения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.
К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодические средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр голоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические средства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые высказывания, демонстрируют эмоциональные состояния.
Динамические касания телом, в виде похлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.
Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.
Интимное расстояние предназначено для общения близких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.
Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.
Социальное расстояние предназначено для официального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.
Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.
Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.
Древнейшие средства коммуникации по археологическим данным
Результаты археологических исследований позволили найти материальные подтверждения того, что в древнейшем человеческом обществе осуществлялась активная коммуникация путем информирования, пропаганды, убеждения.
Наиболее ярко коммуникационая функция проявлялась в деятельности зарождавшегося сословия жрецов. Прежде всего сам факт появления святилищ (мест размещения священных предметов и проведения религиозных ритуалов), а также их отделения от остального поселения рвом, валом или стеной позволяет утверждать, что жрецы стремились подчеркнуть свое особое положение, окружив себя ореолом таинственности в глазах соплеменников. В пещере Труа Фрэр на юге Франции обнаружено наскальное изображение колдуна, облаченного в звериную шкуру: такое облачение имело целью убедить членов племени, что «первопредок» (в данном случае — олень) продолжает обитать среди племени и служит посредником между своими потомками и миром духов.
Священные обряды и ритуалы были своеобразной пропагандой идей о миропорядке, жизни и смерти. Например, в захоронениях обнаруживаются предметы быта: пища и посуда, оружие и орудия труда, которые могли понадобиться умершему в загробном мире. Помимо чисто сакральной функции здесь можно увидеть и функцию демонстрационную:
колдуны и шаманы, осуществлявшие подобные обряды, не только провожали покойного в последний путь, но и внушали живым представления о том, что ждет их после смерти. Сами поселения строились в соответствии с древнейшими моделями миропорядка и связывались с астрономическими представлениями. Таким образом, даже строя жилища, люди приобщались к пропагандируемому мировоззрению, «официальной идеологии».
Другое направление коммуникационного воздействия, также нашедшее подтверждение в археологических находках — это зачатки этнической (на уровне отдельных племен) самоидентификации. В поселениях древнейших людей находят черепа животных, украшенные особыми символами и орнаментами: отдельные кости на подставках и «пирамиды черепов». Существование подобных «памятников» позволяет предположить, что люди стремились подчеркнуть свое родство с тем или иным первопредком (медведем, лосем и т. д.) в общении с иноплеменниками. В противном случае им не было бы необходимости создавать подобные «монументы», поскольку члены племени прекрасно знали, кто является их общим прародителем.
Аналогичным образом древнейшие люди стремились отображать свои родовые и семейные отношения: археологи Горного Алтая с удивлением отмечают, что местные древнейшие захоронения представляют собой цепочки курганов, аналогичные более позднему генеалогическому древу: открывает цепочку самый ранний предок, захоронения мужа и жены находятся рядом, их детей — далее и пр. Как и в случае с этнической самоидентификацией, есть все основания полагать, что это способ сохранения и передачи информации не только внутри семейства или рода, но и для «внешней аудитории».
В древнейшем обществе представители различных ремесел считались по своему статусу близкими к священнослужителям. Сакральность их статуса подчеркивалась нанесением священных символов на орудия труда (например, на гончарных горнах, найденных на территории Украины, обнаруживаются магические знаки), а также наличием их «мастерских» особых алтарей для жертвоприношений — несомненного символа принадлежности к жреческому сословию. Значимость представителей различных профессий отразилась и в том, что процесс той или иной работы изображался в наскальных рисунках так, в Прибайкалье и Монголии обнаружены изображения процесса пахоты как некоего священнодействия.
Расслоение общества на правящую верхушку (вожди, жрецы) и рядовых соплеменников привело к необходимости подчеркивать их статус даже при проводах в загробный мир. В гробницах наиболее высокопоставленных лиц обнаруживаются, например, захороненные вместе с ними лошади, которых нет в могилах рядовых членов племени. Подобные объекты, отличавшие представителей разных общественных слоев, так называемые социальные маркеры, широко использовались и в более поздних обществах.
Как видим, уже в самую древнюю эпоху, на заре человечества, существовала довольно разнообразная система способов сохранения и передачи информации, создания и пропаганды имиджа. Средства, использовавшиеся для этих целей, были преимущественно визуальные, что объясняется отсутствием языка и вербальной культуры, по крайней мере подтверждений их существования в древнейших человеческих коллективах до нас не дошло.
Литература
1. Алексеев В. П.
Историческая антропология. — М.: Высшая школа, 1979.
2. Васильев С. А.
Свидетельства ритуального поведения у древнейших обитателей Северной Америки // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конфе ренции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
3. Вохменцев М. П.
Энеолитические святилища Зауралья // Святи лища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тема тической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
4. Дашибалов Б. Б.
Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
5. Дашковский П. К., Тишкин А. А.
Социальная структура населения Горного Алтая в скифскую эпоху // Монгольская империя и ко чевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.
6. Дашковский П. К., Тишкин А. А.
Лошадь в мировоззрении кочевых народов Южной Сибири // VI Конгресс этнографов и антропо логов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тези сы. — СПб., 2005.
7. Житенев В. С.
Археозоологические критерии «ритуальных мед вежьих комплексов» верхнего палеолита // Святилища: архео логия ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000..’
8. Зверинцев А. Б.
Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера РК. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.
9. История древнего мира: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1985.
10. История зарубежного искусства. — М.: Изобразительное искус ство, 1984.
11. Казанков А. А.
Особенности адаптации охотников-собирателей в полупустынных зонах: эгалитаризм как эволюционная альтерна тива // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
12. Кляшторный С. Г.
Каган, беги и народ в памятниках тюркской ру нической письменности// Востоковедение. 1984. Вып. 9.
Котов В. Г.
Палеолитическое святилище со следами культа пещер ного медведя на Южном Урале // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
14. Крадин Н. Н.
Политическая антропология. — М.: Логос, 2004.
15. Мэн Г. С.
Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1873.
16. Павлинская Л. Р.
Миф в погребальном ритуале народов Сибири // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тезисы. — СПб., 2005.
17. Рулон Н.
Юридическая антропология. — М.: Норма, 2000.
18. Семенов Вл. А.
Святилище — священная территория — мифологи зированное пространство // Святилища: археология ритуала и воп росы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
19. Уасон П., Балдиа М.
Религия, коммуникация и генезис сложной социальной организации в неолитической Европе //Альтерна тивные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
20. Филиппов А. К.
Святилище пещеры Труа Фрэр // Святилища: ар хеология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г — СПб., 2000.
21. Фрэзер Д. Д.
Золотая ветвь. — М.: Изд-во политической литера туры, 1986.
22. Цвек Е. В.
Некоторые аспекты мировоззрения племен восточнотри- польской культуры // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт- Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
23. Цыбикдоржиев Д. В.
Мужской союз, дружина и гвардия у монго лов: преемственность и конфликты // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.
Вербальные средства общения
К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.
Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.
Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.
Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.
Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.
Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.
Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.
Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера.
Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.
В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.
Речь как средство общения
Основная функция речи индивида лежит в обеспечении мышления. Речь это своеобразный инструмент мыслительной деятельности. Она является исторически сложившейся формой коммуникативных взаимодействий через языковые конструкции. Слово представляет собой основную структурную единицу языковых систем. Слово в качестве понятия заключает в себе намного больше информации, данных, чем в себе несет элементарное сочетание звуков.
Процесс оформления мыслей при помощи слов и их осмысление, неминуемо вызывает деформацию смысловой нагрузки сообщения. Однако все же индивиды понимают друг друга. Осмысление неизменно поддается корректировке, так как средства общения людей – это не просто трансляция информации, знаний, сообщений посредством вербальных и невербальных инструментов, а обмен данными, который предполагает обратную связь.
Реплики без ориентирования на партнера по коммуникации носят форму монолога. При монологической трансляции сообщений сумма потерь содержания информации может доходить от 50% до 80% от количества исходной информации. Психологи утверждают, что наиболее результативной формой коммуникаций является диалог. Он предполагает свободное и беглое владение речью, способность отличать искренние и честные ответы от неправдивых и уклончивых, чуткость к неречевым сигналам.
Фундаментом диалогических коммуникаций является умение и способность задавать вопросы самому себе и остальным субъектам коммуникационного процесса. В сравнении с монологическим общением, диалогические коммуникации считаются более эффективными. Ведь намного результативнее будет трансформировать собственные идеи в вопросы, и проводить их апробацию в беседе с товарищами, коллегами. Использование вопросов позволяет понять, поддерживаются ли идеи говорящего или нет. Сам факт вопроса показывает желание принимать участие в коммуникационных взаимодействиях, обеспечивая их дальнейшее направление и углубление.
Любое взаимодействие немыслимо без следования правилам вербального этикета, который связан с формами и стилем речи, словарным запасом.
Трансляция сообщений может иметь разнообразную форму. Информация может передаваться в форме разговора, беседы, лекции, или даже спора.
Речь как средство общения является основным, свойственным только людям способом коммуникации. Она, главным образом, делится на внутреннюю – мысленный разговор индивида с самим собой, посредством которого понимается мотивация его поведения, и внешнюю, т.е. направленную на собеседника. Внутренняя речь является фундаментом внешней речи. Преобразование сути внутренней речи во внешне направленно связано с появлением сложности проговаривания вслух. Внешне направленная речь бывает устной и письменной.
Игра как средство общения
Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.
Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.
Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.
Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.
Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.
Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, эмпатию, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.
Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.
Развитие средств общения
Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.
Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.
Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.
Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.
В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.
Структура общения
Определение 1
Структура общения – это совокупность основных элементов, образующих процесс общения, само же общение – это взаимодействие 2-х и более людей с целью обмена информацией.
В социальной психологии категория общения является базовой и включает передачу и прием информации, восприятие партнера по общению, оказание на него воздействия.
Общение – это система общественных и межличностных отношений человека. Все живые существа общаются друг с другом, но только на уровне человека общение приобретает совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
В структуре общения выделяют следующие основные компоненты:
- субъект,
- содержание,
- средства,
- мотивация и цель,
- способ взаимодействия,
- результат.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Схема структуры общения 450 руб.
- Реферат Схема структуры общения 220 руб.
- Контрольная работа Схема структуры общения 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В межиндивидуальных контактах живые существа передают друг другу информацию или содержание – это могут быть сведения об эмоциональном состоянии – гневе, радости, печали, о внутренней мотивации. Также люди могут передавать информацию о личных потребностях, информацию о помощи и др.
Информация передается для того, чтобы настроить живое существо или человека на контакты.
Содержание общения у животных может быть самое разное – сигнал об опасности, о наличии пищи, о чьем-то присутствии и др. Безусловно, у человека оно намного шире и многопредметнее. Количество целей общения у людей значительно увеличивается, и оно явлеются средством удовлетворения социальных, культурных, творческих, эстетических, познавательных потребностей.
Средства общения животных определяются как способы кодирования, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может передаваться и прямыми телесными контактами, касанием тела и другими его частями.
Человек может передавать и воспринимать информацию на расстоянии с помощью органов чувств. Важным способом передачи информации у человека является язык, письмо, технические средства записи.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Средства общения человека делятся на группы:
- речевые средства, т.е. лингвистические;
- средства кинетические – жесты, мимика, пантомима;
- паралингвистические средства, т.е. голос, его тональность, диапазон;
- экстралингвистические – смех, плач, темп речи, пауза;
- пространственно-временные средства.
В динамике общения выделяются такие фазы:
- потребность в общении и определение его цели, что конкретно необходимо достичь;
- вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
- ориентировка в личности собеседника и в ситуации общения;
- планирование содержания и средств общения;
- выработка позиции относительно партнера по общению;
- фаза взаимодействия;
- оценка и восприятие ответных реакций собеседника;
- корректировка методов, стиля общения;
- выход из контакта.
Замечание 1
Общение будет неэффективным и окажется безрезультатным в том случае, если нарушено одно из звеньев акта общения.