Своеобразное поведение с PHP (5.3), статическое наследование и ссылки


Совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении.

Каждый человек отличается не только по своим внешним чертам, но и характером своего поведения. Это обусловлено его темпераментом, который отражает склонность человека к определенному выражению реакции на разные воздействия:

  • в степени эмоциональности поведения;
  • импульсивности или сдержанности;
  • общительности или замкнутости;
  • легкости адаптации в социуме.

Физиологические основы разных характеров

Проявление определенного темперамента ученый физиолог Павлов объяснил спецификой протекающих нервных процессов. Он определил несколько разновидностей нервной системы, разделив их на типы, в основу которых были положены свойства протекающих внутри нервной системы процессов.

Они проявляются:

  • в способности клеток головного мозга выдерживать воздействие раздражителей разной силы и их общую работоспособность;
  • в уравновешенности раздражительных и тормозных процессов;
  • в способности быстро изменять возбуждение на торможение и обратно.

Рекомендуем ознакомиться: Что такое эго человека и его влияние на нашу жизнь?

Сложное устройство нервной системы дает ей возможность сочетать свойства, комбинируя их в определенном порядке. В зависимости от сочетания свойств нервная система может быть отнесена:

  • к слабому типу;
  • сильному уравновешенному, а также подвижному или инертному типу;

Люди, у которых слабый тип системы, не способны выдержать сильные раздражители. Под действием сильных раздражающих факторов происходит задержка появления условных рефлекторных реакций.

Люди с сильным уравновешенным типом обладают в основном реакциями возбуждения и незначительным количеством тормозных проявлений.

Подвижному уравновешенному типу свойственна быстрая сменяемость реакций торможения и раздражения, что создает некоторую нестойкость нервных связей.

Инертный уравновешенный тип, также является сильным, но протекающие нервные процессы замедлены. Такие люди отличаются внешним спокойствием и не подвержены возбуждению.

Тип деятельности нервной системы каждому человеку дается от рождения. Он является основой условно протекающих реакций, которые по-разному выражены у всех людей. Темперамент как раз и есть проявление типа нервной системы человека через призму протекающих связей.

Формы поведения

Пищевое поведение

Пищевое поведение присуще всем животным и отличается большим разнообразием. Оно неразрывно связано с различными видами активности, связанной с поиском, запасанием пищи и обменом веществ. Поисковое поведение запускается процессами возбуждения, вызванными отсутствием пищи.

Поисковое и пищедобывательное поведение

Поисковое и пищедобывательное поведение отличается исключительным разнообразием и зависит от особенностей экологии и биологии вида. Общим для животных является повышение чувствительности к пищевым раздражителям. У личинок насекомых оно проявляется в виде положительного таксиса, по отношению к химическим раздражителям.

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту[прим. 2]. Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3].

Среди животных, питающихся живой пищей (хищников[прим. 4]), наблюдаются две основные стратегии пищедобывания — охота и пастьба.

Охота представляет собой способ добывания подвижной добычи. Охотничьи стратегии зависят от характеристик добычи и особенностей биологии охотника. Одни хищники, например, богомолы, поджидают добычу в засаде, другие строят ловушки. Хорошо известны ловушки пауков. Насекомые также строят ловушки — примером может служить муравьиный лев. Быстрые хищники, например кальмары, реализуют особую стратегию — преследование. Охота на малоподвижную и скрытную добычу требует развитых анализаторов и специальных приспособлений для её вскрытия и умерщвления (такая добыча часто обладает прочным панцирем).

Неподвижная и многочисленная добыча снимает необходимость её выслеживания и умерщвления. Питание такой добычей — пастьба — заключается в поедании части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить крупные позвоночные травоядные животные, такие как овцы и козы.

Отнимание добычи у других — клептопаразитизм — также распространено в животном мире. Для одних видов он является подспорьем в неблагоприятных условиях. Для других, например многих поморников, он является обычным источником пропитания. Такие виды способны активно и настойчиво преследовать жертву, чтобы отобрать добычу. Далеко не всегда клептопаразитизм вызывает ответную агрессию, особенно при межвидовом клептопаразитизме[11].

Насыщение

При поедании пищи включаются механизмы торможения, запускающиеся как физиологическими изменениями, так и сигналами от рецепторов рта, глотки, желудка и кишечника. У высокоорганизованных животных процесс потребления пищи управляется при участии центральной нервной системы, у менее высокоорганизованных этот процесс контролируется периферической нервной системой. Например у мух потребление пищи управляется по принципу обратной отрицательной связи — по мере растяжения кишечника усиливается подавление пищевого поведения[12]. Среди членистоногих встречается наружное пищеварение. Оно характерно для пауков, личинок мух и стрекоз.

Запасание пищи

Среди насекомых распространено запасание корма для личинок. Например копры откладывают яйца в заготовленные навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладывают яйца в тела других животных (преимущественно насекомых). Своеобразие этой формы запасания корма позволило выделить их в отдельную экологическую категорию — паразитоиды. У некоторых грызунов, к которым относятся хомяки, мешотчатые крысы и бурундуки запасание корма приобрело характер приспособления к неблагоприятному сезону. У них запасание корма приурочено к периоду созревания злаков. За сезон обыкновенный хомяк запасает до 16 кг растительного корма[13].

Комфортное поведение

Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения свидетельствует о неблагополучии животного (болезни, голоде или низком социальном статусе у общественных животных). Животные могут чистить тело при помощи конечностей, тереться о субстрат, встряхиваться, купаться в воде или песке.

Поведенческие акты, не имеющие направления, такие как принятие позы для сна также относятся к комфортному поведению.

Репродуктивное поведение

См. также: Репродуктивное поведение животных


Ритуальное кормление у речной крачки

Из двух основных типов размножения — полового и бесполого, первое характеризуется исключительным разнообразие форм поведения, нацеленных на поиск партнёра, образование пар, узнавание партнёра, брачные ритуалы и собственно спаривание. Размножающиеся партогенетически организмы также иногда демонстрируют сложное половое поведение. Бесполое размножение не требует таких адаптаций.

Животные, обитающие в природных районах с выраженной сменой сезонов года, имеют годовой цикл размножения. У них половое поведение сезон запускается внутренними годовыми (цирканнуальными) ритмами, при этом факторы внешней среды оказывают корректирующее воздействие. Например, у рыб, обитающих в водах умеренного пояса, нерест наблюдается раз в год (осенью, летом или весной), когда у рыб обитающих в тропиках он может быть не выражен вовсе.

У млекопитающих, наряду с цирканнуальным, имеется более короткий эстральный цикл, определяющийся физиологическими процессами. Эти факторы определяют готовность к спариванию. Под действием половых гормонов животные становятся чувствительными к половым сигналам — химическим, звуковым и визуальным, начинают проявлять комплексы действий, направленные на поиск партнёров.

Большинство высших животных приступают к спариванию только после ухаживания. Ухаживание представляет собой обмен специальными сигналами — демонстрациями. Ухаживание у животных сильно ритуализировано и отличается исключительным разнообразием: оно может включать преподнесение корма, как у чомги, демонстрацию оперения как у райских птиц, возведение сооружений, токование. Ухаживание рассматривается как механизм полового отбора. В общем случае, оно способствует отбору наиболее подходящего партнёра, а, кроме того, препятствует межвидовой гибридизации[14].

Типы брачных отношений

ПолиандрияПолигиния
Моногамия
Полигамия♂♂♂♀♀♀

Выделяют три основных типа брачных отношений — полигамия, моногамия и полиандрия.

Полигиния, частный случай полигамии, при которой один самец оплодотворяет более одной самки, является самой распространённой формой брачных отношений. Репродуктивный успех самцов при этой форме брачных отношений неодинаков. Она создаёт благодатные условия для полового отбора, приведшему к возникновению причудливых украшений, ритуалов ухаживания и турниров, победители которых получают право на спаривание.

Моногамией называется тип брачных отношений, при котором образуются более или менее прочные пары и оба партнёра участвуют в уходе за потомством. Является самой распространённой формой брачных отношений у птиц[15]с. 369. Впрочем, моногамия у птиц нередко сочетается в пределах вида с другими формами брачных отношений. Например, моногамные пары лесной завирушки часто разбавляются полиандрическими, полигиническими и полигинандрическими группировками[16].

Размножение требует от животных огромных затрат. Поэтому в период размножения животные становятся особенно требовательны к факторам окружающей среды. Кроме перечисленных форм к репродуктивному поведению можно отнести защиту территории и уход за потомством.

Родительское поведение

Родительское поведение объединяет поведенческие акты, связанные с выведением потомства. <�Сложное> родительское поведение наблюдается у птиц, млекопитающих и некоторых рыб и земноводных. Родительское поведение тесно связано с репродуктивным[прим. 5]. Например, у птиц постройка гнезда осуществляется в брачный период и является компонентом ухаживания. Родительское поведение делится на несколько последовательных фаз.

Птицы

У птиц первой фазой родительского поведения считается откладка яиц, за которой следует насиживание. Насиживать яйца могут как самец и самка попеременно, как у речной крачки, только самец или только самка. Большинство птиц сидят на яйцах, нагревая их теплом своего тела, но некоторые, например, сорные куры, строят специальные инкубаторы.

Необходимым условием начала перехода к насиживанию является распознавание яиц[прим. 6]. Избирательность по отношению к яйцам неодинакова у разных видов. Некоторые птицы готовы высиживать муляжи, лишь отдалённо напоминающие их яйца, когда другие, отказываются насиживать похожие яйца родственных видов, а иногда и свои собственные. Учитывая распространённость внутривидового и межвидового гнездового паразитизма — он описан более, чем у 230 видов — становится понятным биологическое значение избирательности по отношению к яйцам[15].

После вылупления птенцов начинается стадия выкармливания. По характеру ухода за потомством выделяют две группы птиц — птенцовых и выводковых. У птенцовых птиц птенцы вылупляются беспомощными, не способными добывать пищу самостоятельно и родители тщательно ухаживают за ними — кормят, обогревают и защищают. Птенцы активно выпрашивают корм — в этом случае в качестве релизера выступает клюв родителя. У выводковых птиц (гагарообразные, курообразные, гусеобразные и другие) птенцы вылупляются зрячими, способными в первые же часы жизни передвигаться вслед за родителями и кормиться самостоятельно. Поведение родителей и птенцов, обеспечивающее выкармливание, является врождённым.

Млекопитающие

У млекопитающих родительское поведение включает постройку гнезда, роды, выкармливание потомства, уход за потомством — вылизывание, перетаскивание и обучение. Особое значение для них имеет вскармливание детёнышей. Детёныши млекопитающих рождаются с сосательным рефлексом. Кормление у млекопитающих представляет собой скоординированный процесс в котором и самка, и детёныши играют активную роль. По окончании вскармливания, от самки нередко требуется специально отучать детёнышей от груди различными способами, вплоть до применения агрессии.

Насекомые

Родительское поведение нехарактерно для беспозвоночных, однако насекомые, самая высокоорганизованная группа этого типа, ухаживают за потомством. Уход за потомством является характерной чертой общественных насекомых. Эволюцию общественного образа жизни даже связывают с родительским поведением.


Самец клопа из семейства Belostomidae с кладкой на спине

Исключительным явлением является отцовское родительское поведение клопов подсемейства Belostomatidae, у которых самки после копуляции откладывают яйца на спину самцов. Участие последних в уходе за потомством не ограничивается ношением кладки: они создают ток воды при помощи конечностей, время от времени всплывают на поверхность, чтобы дать яйцам доступ к атмосферному воздуху, и помогают нимфам выбраться из яиц[17].

Оборонительное поведение

К оборонительному поведению относятся действия, направленные на избегание опасности. Оборонительные реакции возникают в ответ на внешние стимулы и могут быть активными, вплоть до нападения или пассивными. Классическим примером оборонительной реакции является реакция избегания, наблюдающаяся у выводковых птиц в ответ на силуэт хищника.

Агрессивное поведение

См. также: Агрессия (биология) и Агрессия (психология)

Агрессивным называют деструктивное поведение, направленное на другую особь. К нему относятся угрожающие демонстрации, нападение и нанесение травм. Агрессия служит установлению иерархических отношений у социальных животных, распределению территории и других ресурсов. Вопрос о допустимости применения термина агрессия для описания отношений между хищником и жертвой остаётся открытым.

Агрессивное поведение запускается при восприятии специфического раздражителя (релизера), в качестве которого обычно выступают запах, звуковые сигналы и элементы окраски другой особи. Проявление агрессивного поведения, точнее чувствительность и избирательность по отношению к релизерам, зависит от внутреннего состояния организма. У большинства животных агрессия наблюдается в период размножения. Это явление хорошо изучено на примере птиц и территориальных рыб. У них (самцов) в период размножения агрессию вызывает соперник, приближающийся к границам участка.

При отсутствии специфических раздражителей, агрессия может накапливаться. Результатом этого процесса является снижение порога чувствительности (и избирательности) к релизерам.

Социальное поведение

См. также: Девиантное поведение и Групповое поведение

К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два основных типа социального поведения — групповое, для которого характерно наличие взаимного влечения между особями и территориальное, при котором такого влечения нет. Соответственно первый тип предполагает совместное использование пространственных ресурсов, второй — исключает. Территориальный тип поведения можно называть одиночным. При этом типе социальных отношений, представители своего вида вызывают агрессию, за исключением определённого периода.

Территориальное поведение

См. также: Территориальное поведение

Территориальным называется поведение, связанное с делением доступной территории на индивидуальные участки. Оно включает выделение индивидуального участка, маркировку его границ и охрану от других особей. Территория может обозначаться звуковыми сигналами, как у птиц, пахучими метками, как у кошачьих, а также визуальными метками. Визуальные метки представляют собой экскременты, вытоптанные участки, царапины и выгрызы на коре деревьев или, в большинстве случаев, сочетание разных меток. Например медведи мочатся у деревьев, трутся о них, царапают и грызут кору, а также делают углубления в земле[18].

Исследовательское поведение

К исследовательскому поведению относят активность, направленную на изучение окружающей среды, не связанную с поиском пищи или полового партнёра. Высшие животные, попав в незнакомую обстановку начинают активно перемещаться, осматривать, ощупывать и обнюхивать окружающие предметы. Исследовательское поведение подавляется голодом, реакцией страха и половым возбуждением. Выделяют ориентировочные реакции, при котором животное остаётся неподвижным и активное исследование, при котором животное перемещается относительно исследуемого объекта или территории.

Может ли человек изменить свой темперамент?

Психологическое самочувствие, определяемое обстоятельствами жизни, преимущественно связано с типом темперамента личности. Но внешнее проявление состояния человека во многом зависит от его воспитания, убеждений, отношения к другим людям или происходящим событиям. Мобилизуя свою энергию, он способен выдержать длительное психическое напряжение, повлиять на скорость протекания реакций и общий темп выполнения работы.

Например, воспитание и воля помогают холерику быть сдержанным и переключать мысли на другие события и задачи.

Замещая слабые стороны своего темперамента системой волевых тренировок, воспитания и воздействием окружающей среды, человек может в корне изменить его внешнее проявление. При определенных жизненных условиях, в которых человек находится длительное время, холерик может стать инертным и медлительным, а меланхолик станет энергичным и решительным. Истинные природные свойства темперамента могут проявиться только при неожиданном сильном воздействии или опасной жизненной ситуации, когда внешние факторы, с помощью которых он изменился ранее, теряет смысл.

Рекомендуем ознакомиться: Самоконтроль за состоянием своего организма в психологии

Содержание

  • 1 Подходы и направления 1.1 Психология
  • 1.2 Зоопсихология
  • 1.3 Поведение растений
  • 1.4 Сравнительная психология
  • 1.5 Бихевиоризм и необихевиоризм
  • 1.6 Этология
  • 2 Компоненты психической деятельности
      2.1 Врождённые
  • 2.2 Приобретенный
  • 2.3 Рассудочная деятельность
  • 3 Формы поведения
      3.1 Пищевое поведение 3.1.1 Поисковое и пищедобывательное поведение
  • 3.1.2 Насыщение
  • 3.1.3 Запасание пищи
  • 3.2 Комфортное поведение
  • 3.3 Репродуктивное поведение
      3.3.1 Типы брачных отношений
  • 3.4 Родительское поведение
      3.4.1 Птицы
  • 3.4.2 Млекопитающие
  • 3.4.3 Насекомые
  • 3.5 Оборонительное поведение
  • 3.6 Агрессивное поведение
  • 3.7 Социальное поведение
  • 3.8 Территориальное поведение
  • 3.9 Исследовательское поведение
  • 4 Эволюция поведения
  • 5 Литература
      5.1 Научно-популярная
  • 5.2 Классические монографии
  • 5.3 Учебники
  • 5.4 На английском языке
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • Примечания

    1. Хорошо известны «никтинастии» растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней; мимоза стыдливая способна очень эффектно складывать листья при прикосновении или сотрясении. Причём, если прикоснуться к верхушке листа, то можно наблюдать последовательное распространение реакции сверху вниз — сначала сложатся листочки, затем черешочки, затем опустится черешок
    2. Экологи определяют пищевое предпочтение как превышение определённого пищевого объекта в рационе над его содержанием в среде.
    3. Сбалансированное предпочтение
    4. Эта категория в экологии противопоставляется детритофагам и объединяет как растительноядных, так и плотоядных животных(истинных хищников).
    5. некоторые исследователи даже классифицируют его как репродуктивное.
    6. Распознавание яиц некоторые учёные выделяют в отдельную фазу родительского поведения

    Методы неправильного воспитания

    Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании а между тем, этому уделяется более академический и социальный подход, нежели духовно-гуманистический подход к воспитанию индивидуальности ребенка.

    Исследования психологов ошеломляют: молодые родители, принеся из родильного дома ребенка, не знают, что с ним делать. И это было бы разрешимым вопросом если бы молодые родители знали, что рожая детей надо хоть немного владеть навыками воспитания. Молодым родителям не хватает образованности в профессии «родитель, мать, отец». Такой профессии в мире не существует.

    Существует прямая связь между развитием психозов, неправильным воспитанием, социально-экономическим обременением общества людьми с травмированной психикой. И ни одна система образования не делает акцент на подготовку молодежи к семейно-бытовым вопросам жизни, и тем более – воспитания ребенка.

    В этом вопросе вряд ли возможны какие-либо сомнения, если мы примем во внимание особенности психики ребенка: душевную восприимчивость, новорожденно-хрупкую (импринтинговую) впечатлительность, не опороченную и не запрограммированную честность и правдивость, которые взрослыми людьми уродуются на всю судьбу ребенка.

    Благодаря поразительной внушаемости, в том числе и сочиненным фантазийным обстоятельствам, которые дети часто принимают за реальное событие некогда произошедшее. К данному обстоятельству их психики взрослые относятся как ко лжи. И, распекая ребенка за ложь, напрочь лишают его способности фантазировать, формировать образные представления, что лишает ребенка образного мышления.

    Поразительной детской внушаемостью объясняются и такие явления, как детские психические эпидемии. В школах детские психические эпидемии случаются сплошь и рядом. И, что самое страшное, их вносят в разряд психических расстройств или девиантного поведения, или отвратительного характера. Назвав неправильно объект, педагоги начинают проводить и неправильную политику воспитания. А, скорее всего, войну против этого чисто детского состояния эмоциональной сферы.

    Именно поэтому, психологически не подготовленные педагоги, психологически неграмотные родители и няни, являясь форматорами импринтов и научений становятся ответственными за психические формирования каждого поколения детей. Что сеем, то и пожинаем. Дети отражают нам все ужасы нашего воспитания.

    Литература

    Научно-популярная

    • Лоренц Конрад.
      Агрессия (так называемое «зло»).
    • Лоренц Конрад.
      Человек находит друга.
    • Лоренц Конрад.
      Кольцо царя Соломона.
    • Н. Тинберген.
      Социальное поведение животных.
    • Фабр Жан Анри.
      Инстинкт и нравы насекомых. — в двух томах.
    • Дольник В. Р.
      Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — СПб: Петроглиф, 2007.
    • Жуков Борис.
      Введение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать. — М.: Corpus, 2020.

    Классические монографии

    • Чарльз Дарвин.
      Выражение эмоций у животных и человека.
    • Н.Н. Ладыгина-Котс.
      Дитя шимпанзе и дитя человека.

    Учебники

    • Д. Мак-Фарленд.
      Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — Москва: «Мир», 1988.
    • Ю.К. Рощевский.
      Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — 1 000 экз экз.

    На английском языке

    • Graham Scott.
      Essential Animal Behavior. — Blackwell Science Ltd, 2005.

    Методы воспитания в подростковом возрасте

    Чаще всего, неправильное воспитание в семье складывается из нескольких типов. Все эти перекосы в воспитании дадут свои первые всходы в подростковом возрасте. Так что, думайте о своих детках. Побеспокойтесь об их благополучии заранее, пока вы для них авторитет. В подростковом возрасте авторитетом становятся друзья. И тогда уже повлиять на ребенка очень трудно, особенно если вы не заложили фундамент ваших доверительных отношений заранее.

    Расширение сферы родительских чувств. Этот тип неправильного воспитания ребенка характеризуется назойливым стремлением родителей знать о ребенке абсолютно все. Не оставляя ему ничего личного, тайного. Докучая ему указаниями и советами в делах, которые ребенок может и должен решить сам.

    Следующий тип неправильного воспитания: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родители ругают ребенка, утверждая, что они знают, о чем он думает и чего хочет. Заявляют, что не допустят проявления дурных привычек или качеств. При этом самих таких проявлений у ребенка нет и не было.

    Иногда, неправильное воспитание проявляется при повышенном страхе утраты ребенка. Всеми действиями родителей в таком случае руководит повышенная тревога за здоровье и жизнь ребенка. В крайних случаях, ребенку даже не разрешают выйти на улицу без сопровождения в подростковом возрасте.

    И последний тип неправильного воспитания: предпочтение в подростке детских качеств. Родители игнорируют, не замечают черты взрослости в ребенке. Запрещают ему занятия и увлечения, характерные для подростка. Культивируют детские виды деятельности.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]